Ярослав Кириллович Голованов: биография. Ярослав Кириллович Голованов: биография Ярослав голованов библиография

22.11.2023

Родился 2 июня 1932 г. в Москве в актерской семье. Едва начавшись, столичная жизнь маленького школьника была прервана войной. Осенью 1941 г. семья эвакуируется в Омск и только летом 1943 г. возвращается в Москву. В 1950 г. Ярослав окончил школу, но, к удивлению родителей, не захотел поступать на операторский факультет Всесоюзного института кинематографии, как советовал ему отец, а подал документы на открытый незадолго до этого секретный ракетный факультет МВТУ имени Н.Э. Баумана. Объясняя это решение, Ярослав говорил, что стремление заниматься ракетной техникой у него возникло в Омске в 1942 г., когда он с упоением прочел роман А. Толстого «Аэлита».
Студенческие годы пролетели быстро. Пройдя производственную практику на заводе в Днепропетровске (накануне назначения туда М.К. Янгеля) и сборы в Гороховецких военных лагерях (там Ярослав приобрел опыт стрельбы из гвардейских минометов «Катюша»), он приступил к дипломной работе, которая называлась «Расчет ЖРД тягой 100 тонн». Свой проект Я.К. Голованов разрабатывал в лаборатории НИИ-1 МАП (ныне Центр имени Келдыша) под руководством будущего члена-корреспондента АН СССР А.П. Ваничева.
Однако при распределении после окончания МВТУ в 1956 г. он был направлен в другую лабораторию, занимавшуюся совсем другой тематикой, которой руководил будущий академик Г.И. Петров. В это время Голованов переживал кризисную ситуацию: надо было срочно переучиваться с теплотехника на аэродинамика, да и вообще он начал понимать, что занимается не совсем своим делом, что его призвание в другом.
В ноябре 1957 г. он делает первую попытку сотрудничества с отделом науки газеты «Комсомольская правда». Ярослав сразу влюбился в эту газету. Какое-то время он ухитрялся совмещать работу и в НИИ, и в газете, а в феврале 1958 г. главный редактор «Комсомольской правды» А.И. Аджубей предложил ему занять должность литературного сотрудника отдела науки. С этого времени вся жизнь Ярослава Кирилловича была связана с «Комсомолкой».
Увлеченность журналистикой позволила Голованову быстро занять одно из ведущих мест среди молодых сотрудников «КП». Кроме газетных очерков, в 1963 г. он начинает публиковать небольшие научно-популярные книжки: «Штурм бездны», «Путешествия в страну урана» и повесть «Кузнецы грома», в которой впервые в советской литературе появляются новые герои - конструкторы космических ракет и кораблей. Опубликованная в журнале «Юность» (№1, 1964), а затем вышедшая отдельной книгой, эта повесть привлекла внимание С.П. Королева. Вскоре после этого Сергей Павлович предложил Ярославу самому слетать в космос.
В 1965 г. Голованов начал проходить медкомиссию в ИМБП, а через год он должен был пройти повторные проверки, но неожиданная смерть Королева в январе 1966 г. перечеркнула планы журналиста о космическом полете. В 1989-1990 гг. Ярослав Кириллович предпринял еще одну попытку стать первым журналистом в космосе, но строгую медкомиссию ему уже не удалось преодолеть.
Журналистская карьера Я. Голованова складывалась весьма успешно. В 1960 г. он уже заведовал отделом информации, в 1963 г. стал разъездным корреспондентом, в 1966 г. - членом редколлегии «Комсомолки». Стремясь к творческой работе, Ярослав Кириллович в 1968 г. перешел на должность обозревателя, и в этом высшем журналистском творческом звании он оставался до последних дней своей жизни.
За почти полвека Я.К. Голованов опубликовал более 1200 газетных статей, очерков и репортажей, более 160 журнальных статей, более 20 книг общим тиражом свыше 2.3 млн экземпляров, изданных на 25 языках.
Главной темой творчества журналиста и писателя Ярослава Голованова была космонавтика. В течение 10 лет он являлся специальным корреспондентом «Комсомольской правды» на космодроме Байконур. С темой космоса связаны многие его книги: «Кузнецы грома» (1964), «Этюды об ученых» (1970, 1976, 1983), «Архитектура невесомости» (1978, 1985), «Наш Гагарин» (1978), «Марсианин» (1985), «Космонавт №1» (1986), «Дорога на космодром» (1982), «Правда о программе APOLLO» (2000), «Отчизны звездные мгновения» (2001). Делом всей своей жизни Ярослав Голованов считал работу над фундаментальной книгой «Королев. Факты и мифы», которая была опубликована издательством «Наука» в 1994 г.
Одной из последних работ Голованова стал трехтомник «Заметки вашего современника» (2001), который охватывает полвека жизни автора.
Я.К. Голованов являлся членом Союза писателей и Союза журналистов, академиком Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского. В 1982 г. ему было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».
За пропаганду достижений в освоении космоса награжден орденом «Знак почета» (1975; за освещение программы «ЭПАС»), медалями К.Э. Циолковского, С.П. Королева, М.В. Келдыша, ГДЛ-ОКБ, Н.А. Пилюгина, В.П. Макеева, Почетными грамотами и знаками ЦК ВЛКСМ, Почетным дипломом имени Ю.А. Гагарина Федерации космонавтики России. Являлся лауреатом высшей журналисткой премии «Золотое перо».

Леонид Голованов - заместитель главного редактора и обозреватель «Авторевю». Это издание сохранило название «газета», хотя давно уже имеет формат полноценного журнала, который выпускается как в бумажном, так и в электронном виде. Кроме того, Леонид ведет рубрики автоновостей на радио «Маяк» и «Вести FM». Неоднократный обладатель премий «Лучший журналист года» в разных номинациях.

Начало

Биография Леонида Голованова тесно связана с его нынешней профессией автомобильного журналиста. Его путь в журналистику был не совсем обычен. Но, как говорится, все мы родом из детства. В своих нечастых интервью он рассказывает, что в детстве любил читать, особенно фантастику. Нравились ему и автомобили. Эти детские предпочтения начали проявляться гораздо позже, уже после окончания МИРЭА.

Это было время перестройки, и выживание на тот момент во многом зависело от способности продавать. Однако Леониду такая перспектива никак не подходила, что серьезно омрачало его размышления о своем будущем. Тогда, по совету друзей, Леонид Голованов обратился в редакцию «Авторевю» с предложением «руки и сердца».

Михаил Подорожанский, главный редактор журнала с момента его основания, принял его после небольшого тестового задания. И с 1995 года они вместе, как говорится, «и в горе, и в радости».

Леонид Голованов - журналист

Как журналист, Леонид Голованов смог полноценно проявить себя в любимой автомобильной тематике. Стараясь проникать в самую суть, находя изюминку очередной автомодели, он смог реализовать свое стремление к наиболее полному знанию того, чем занимаешься. В конечном итоге - стремление к истине.

В своих обозрениях ему вполне удается работать, балансируя на грани, как он сам выражается, двух миров: техники и литературы. В этом ему помогает солидная инженерная подготовка с одной стороны, и достаточно глубокое знание законов литературного жанра - с другой.

Иногда, впрочем, его публицистические отступления бывают довольно спорными. Был случай, когда автор неосторожно высказался по поводу замыслов Наполеона в период войны 1812 года, который мог в случае победы ускорить отмену в России крепостного права («АР» № 3, 2011). На что сразу среагировал бдительный читатель, вспомнивший аналогичные рассуждения Смердякова из известного романа Достоевского.

Ох уж эта «Ока»

За российский автопром коллективу «Авторевю» всегда было обидно: больная эта тема, и профилактикой тут уже не обойтись. Но больного время от времени выпускают на прогулку, чтобы понаблюдать за его попытками приспособиться к стремительности жизни. Голованову удается сделать из такой прогулки захватывающий триллер.

Например, в 2003 году он сел за руль «Оки», чтобы через на своем опыте испытать особенности ее эксплуатации и постараться найти достоинства у этой экономичной модели, которую он сразу окрестил «жестянкой», внутри которой ощущаешь себя консервированной килькой.

Однако, поставив себе задачу выявить достоинства миниатюрной машинки, Леонид ее выполнил на все «сто», обгоняя более тяжелые экземпляры на поворотах и просачиваясь между ними на светофорах.

Все это в захватывающей форме описал в своем репортаже Леонид Голованов. Фото автора можно также увидеть на страницах ревю («АР» №3, 2003).

Краш-тест

Встреча двух людей, предполагающая долгую семейную жизнь - это, в определенном смысле, настоящий краш-тест, хоть и растянутый по времени.

Но если при тестировании удароустойчивости автомобилей применяется имитатор (специальный алюминиевый барьер), то супружеская пара проходит тест вживую, зачастую не выдерживая такой конфронтации и распадаясь.

Леонид Голованов и Ирина Богушевская неумолимо подводились судьбой к точке встречи, где она подготавливала им плацдарм для испытаний.

И все-таки не сложилось

Из источников СМИ известно, что в 27 лет Ирина тяжело переживала расставание со своим первым мужем Алексеем Кортневым. Она даже попала в автоаварию, получив серьезный перелом правой руки. В это время ее карьера как певицы только начиналась, а в связи с аварией чуть не завершилась.

В свои 27 Леонид Голованов тоже был занят определением жизненного пути, сконцентрировав все свое внимание на журналистике. Это был серьезный выбор, изменивший всю его последующую жизнь. Кроме того он, так же как и Ирина, не был счастлив в первом браке.

И вот в 1999 году линии их жизни пересеклись, чтобы определить их совместное существование на целых 12 лет. Ирина не раз говорила, рассказывая о личном, что с самого начала они ощутили взаимную симпатию, которую продолжали чувствовать на протяжении всей совместной жизни. Кроме того, и он, и она были успешны в своей профессии. Во многом их потенциал был одинаков.

Но все же им пришлось расстаться. Как считает Ирина, именно в силу их равноправия в творчестве: у каждого на первом месте все равно было дело, а уже потом - семья.

Из первых рук

Леонид Голованов и Богушевская вместе воспитывали двух сыновей, один из которых был от ее первого брака. Тем не менее супруги старались не делать между ними различий, и кажется, им это вполне удалось. Леонид постоянно ездил на автомобильные «тест-драйвы» и часто брал старшего, Артемия, с собой. Иногда прихватывали и Ирину.

Так что она видела своего мужа «в деле» и знает тонкости его профессии не понаслышке. По ее словам, Голованов буквально «помешан» на автомобилях и может рассказывать о них часами. Даже если разбудить его ночью, он сможет ответить на любой вопрос относительно тех или качеств самых разных авто «всех времен и народов». В своей профессии ему удалось максимально реализовать свои способности.

Кроме того, что он классный гонщик, Леонид Голованов - журналист «от бога» и эксперт в автоделе, как и многие его коллеги по «Авторевю», фанатично преданные своему делу. Ирину всегда удивляло в нем сочетание технических наклонностей со способностью ярко излагать свои мысли как устно, так и в письменном формате. Благодаря этому с ним всегда было легко общаться на самые разные темы. Впрочем, расставшись, они остались добрыми друзьями, тем более что им по-прежнему есть о чем поговорить - ведь у них растет сын Даниил.

Даже если Голованов пишет длинную статью в «Авторевю», она воспринимается читателями как приглашение к разговору. И часто диалог продолжается на страницах журнала до полного понимания затронутых вопросов. Читатели отмечают неповторимый стиль автора, а также его умение тонко чувствовать автомобили. Еще более впечатляет его общение со слушателями «Маяка» на самые разнообразные темы, связанные с машинами. Похоже, что он на самом деле знает о них все!

С итальянского на русский язык. Отец, К. Н. Голованов был основателем и первым директором Московского передвижного театра драмы и комедии (Театр Транспорта, ныне «Гоголь-центр »), работал в управлении театров Комитета по делам искусств при СНК РСФСР , был одним из руководителей Центрального дома культуры железнодорожников. Мать Анфиса Васильевна Голованова (урождённая Козлова) под псевдонимом Андреева была ведущей актрисой Театра транспорта. В 1941 году с семьёй эвакуирован в Омск , в 1943 году вернулся в Москву.

  • 1950 - окончил среднюю школу в Москве.
  • 1956 - окончил ракетный факультет МВТУ им. Н. Э. Баумана . Дипломный проект (расчёт ЖРД с тягой в 100 т) выполнил под руководством А. П. Ваничева . По распределению направлен в НИИ-1 Министерства авиационной промышленности, но был определён в лабораторию Г. И. Петрова не по своей специальности, что послужило причиной поиска других направлений деятельности.
  • февраль 1958 - отобран из ряда кандидатов на должность литературного сотрудника отдела наук газеты «Комсомольская правда », с которой связана вся его будущая журналистская и писательская деятельность.
  • с 1960 - заведующий отделом информации
  • с 1963 - разъездной корреспондент
  • с 1966 - член редколлегии газеты
  • с 1968 - обозреватель газеты, опубликовал цикл очерков о представителях науки «Этюды об учёных».
  • В начале 1990-х годов сотрудничал в журнале «Обозреватель», после его закрытия вернулся в «Комсомольскую правду».

Более 10 лет был специальным корреспондентом газеты на космодроме Байконур и в Центре управления полётами .

Творчество

Главная тема творчества - космонавтика. С темой космоса связаны книги «Кузнецы грома», «Правда о программе Apollo», «Этюды об учёных», «Этюды о великом», «Архитектура невесомости», «Наш Гагарин», «Марсианин», «Космонавт № 1». Книга «Дорога на космодром» - история космонавтики от мифического Икара до Юрия Гагарина . Около 30 лет проработал над фундаментальной биографией главного конструктора Сергея Королёва «Королёв. Факты и мифы», выпущенной издательством «Наука» в 1994 году.

В феврале 1966 года как автор повести «Кузнецы грома» по рекомендации Бориса Полевого и Василия Аксёнова принят в Союз писателей СССР .

В 1966-1970-е годы входил в коллектив авторов-фантастов, печатавшихся под псевдонимом Павел Багряк . В 1998-1999 годах опубликовал записные книжки «Заметки вашего современника».

В 1960-е и 1980-1990-е годы неоднократно приглашался в

Отец - Кирилл Николаевич Голованов - основатель и первый директор Театра Транспорта, который ныне известен как Московский драматический театр имени Н.В.Гоголя, работал в управлении театров Комитета по делам искусств, был одним из руководителей Центрального дома культуры железнодорожников. Мать - Анфиса Васильевна Голованова (урожденная Козлова) - под псевдонимом Андреева почти всю жизнь была ведущей актрисой Театра Транспорта.

Едва начавшись, столичная жизнь маленького школьника была прервана войной. Осенью 1941 г. семья эвакуируется в Омск и только летом 1943 г. возвращается в Москву. В 1950 г. Ярослав заканчивает школу. К удивлению родителей он не хочет поступать на операторский факультет Всесоюзного института кинематографии, как ему советует отец, ни в Московский архитектурный институт, как рекомендует мать, а подает документы на открытый незадолго до этого секретный ракетный факультет Московского Высшего Технического Училища им.Баумана. Объясняя это решение, Ярослав говорил, что стремление заниматься ракетной техникой возникло в Омске в 1942 г., когда он прочел роман Алексея Толстого «Аэлита», который произвел на него огромное впечатление. В студенческие годы Ярослав работает очень много: лекции в МВТУ читаются по десяткам дисциплин, а количество зачетов и экзаменов приближается к сотне. Выпускники МВТУ тех лет должны были работать на всех металлообрабатывающих станках, освоить все виды сварки и литейное производство, не считая производственной практики, которую Голованов проходил на заводе в Днепропетровске накануне назначения туда выдающегося конструктора ракет М.К.Янгеля. В Гороховецких военных лагерях приобретает опыт стрельбы из гвардейских минометов («Катюш»).

Дипломную работу (расчет ЖРД - жидкостного ракетного двигателя - с тягой в 100 тонн) Я.К.Голованов выполняет под руководством будущего члена-корреспондента АН СССР А.П.Ваничева в лаборатории №8 НИИ-1 Министерства авиационной промышленности, но при распределении неожиданно для него направляется в другую лабораторию, которой руководит будущий академик Г.И.Петров. В определенной мере Голованов переживает кризисную ситуацию: срочно надо коренным образом переучиваться с теплотехника на аэродинамика, да и вообще, он начинает понимать, что занимается не совсем своим делом. И хотя он всю жизнь гордился двумя секретными научными отчетами, которые написал в 1956-1957 гг., он чувствует, что призвание его в другом.

В ноябре он делает попытку сотрудничества с отделом науки газеты «Комсомольская правда», которым в те годы руководит замечательный журналист и талантливый педагог Михаил Васильевич Хвастунов. Голованов влюблен в газету. Он ухитряется совмещать ее с работой в НИИ, и как раз в это же время начинается его семейная жизнь: Ярослав женится на выпускнице Физико-технического института. В феврале 1958 г. главный редактор «Комсомольской правды» А.И.Аджубей из числа нескольких кандидатов на должность литературного сотрудника отдела наук останавливает свой выбор на Ярославе Голованове. С этого времени вся жизнь Ярослава связана с «Комсомолкой».

Увлеченность газетной работой позволяет Голованову быстро занять одно из ведущих мест среди молодых сотрудников «КП». Весной 1959 г. он уговаривает Аджубея направить его в рыболовную экспедицию к берегам Африки. Результатом этой командировки стала не только серия газетных очерков, но и повесть «Заводная обезьяна», опубликованная в журнале «Юность» (№9, 1967 г.) и вышедшая год спустя отдельной книгой под названием «Сувенир из Гибралтара» («Молодая гвардия», 1968 г.). Еще до этого Голованов публикует небольшие научно-популярные книжки: «Штурм бездны» (Географгиз, 1963 г.), «Путешествия в страну урана» (Атомиздат, 1963 г.) и повесть «Кузнецы грома», в которой впервые в нашей литературе появляются новые герои - конструкторы космических кораблей. Опубликованная в «Юности» (№1, 1964 г.), а затем вышедшая отдельной книгой («Советская Россия», 1964 г.) повесть привлекает внимание Главного конструктора космонавтики Сергея Павловича Королева, который предлагает Ярославу самому слетать в космос. В июле-августе 1965 г. Голованов проходит все проверки в Институте медико-биологических проблем, но смерть Королева в январе 1966 г. перечеркивает планы журналиста. (В январе-феврале 1990 г. Ярослав повторяет попытку стать первым журналистом в космосе, но его бракуют по здоровью, а первым журналистом становится 47-летний японец Тоёхиро Акияма). Повесть «Кузнецы грома» открывает Голованову путь в Союз писателей СССР, куда его принимают по рекомендации Бориса Полевого и Василия Аксёнова в феврале 1966 г.

Газетная карьера Голованова складывается весьма успешно. В 1960 г. он уже заведует отделом информации, в 1963 г. становится разъездным корреспондентом, в 1966 г. - членом редколлегии. Но уже в 1968 г., стремясь к работе творческой, Ярослав по собственному желанию переходит на должность обозревателя и остается в этом высшем журналистском творческом звании все последующие годы. В течение 10 лет он - специальный корреспондент «КП» на космодроме Байконур.

Голованов много путешествует, побывав в 25 странах мира на всех континентах Земли кроме Антарктиды, как сам он говорит «купался во всех океанах земного шара». Стремясь получше узнать свою страну, Ярослав Кириллович предпринимает в 1975-1985 гг. путешествия по землям русского Нечерноземья, побывав в 30 регионах европейской части России. Адреса его репортажей: Украина, Крым, Прибалтика, Кавказ, Урал, Сибирь, Средняя Азия, горы Памира и Тянь-Шаня, Дальний Восток, Камчатка, Сахалин, Курилы.

За почти полвека своей работы Ярослав Голованов опубликовал более 1200 газетных статей, очерков и репортажей, более 160 журнальных статей, 20 книг общим тиражом более 2300000 экземпляров, издавался на 25 языках. Я.Голованов - лауреат высшей журналисткой премии «Золотое перо», награжден орденом «Знак почета», за пропаганду достижений в освоении космоса награжден медалями К. Циолковского, С. Королева, М. Келдыша, ГДЛ-ОКБ, Н. Пилюгина, В. Макеева, почетным дипломом Ю. Гагарина, Заслуженный работник культуры РФ.

С 1966 по 1987 год входил в состав писателей и журналистов, писавших под псевдонимом Павел Багряк .

Главной темой творчества журналиста и писателя Ярослава Голованова была космонавтика. С темой космоса связаны его книги: «Кузнецы грома», «Этюды об ученых», «Этюды о великом», «Архитектура невесомости», «Наш Гагарин», «Марсианин» (Повесть о Фридрихе Цандере). Отдельно надо назвать книгу «Дорога на космодром» - историю мировой космонавтики для юношества от мифического Икара до реального полета Гагарина (Издательство «Детская литература», 1982 г.). Делом всей своей жизни Голованов считал работу над фундаментальной книгой «Королев. Факты и мифы», вышедшей в издательстве «Наука» в 1994 г.

В 1998-1999 гг. в «Комсомольской правде» публиковались записные книжки Ярослава Голованова «Заметки вашего Современника», охватывающие практически всю вторую половину ХХ века, вызвавшие большой интерес читателей. Автор был намерен издать их отдельной книжкой.

Я.К.Голованов был трижды женат и от всех жен имел детей: от Валентины Алексеевны Журавлевой - сыновей Василия (1960 г.рожд.) и Александра (1965 г.рожд.), от Наталии Борисовны Ласкиной - сына Дмитрия (1974 г.рожд.), от Евгении Марковны Альбац - дочь Ольгу (1988 г.рожд.).

За почти полвека своей работы Ярослав Голованов опубликовал более 1200 газетных статей, очерков и репортажей, более 160 журнальных статей, 20 книг общим тиражом более 2300000 экземпляров, издавался на 25 языках. Я.Голованов - лауреат высшей журналисткой премии


Отец - Кирилл Николаевич Голованов - основатель и первый директор Театра Транспорта, который ныне известен, как Московский драматический театр имени Н.В.Гоголя, работал в управлении театров Комитета по делам искусств, был одним из руководителей Центрального дома культуры железнодорожников. Мать - Анфиса Васильевна Голованова (урожденная Козлова) - под псевдонимом Андреева почти всю жизнь была ведущей актрисой Театра Транспорта.

Едва начавшись, столичная жизнь маленького школьника была прервана войной. Осенью 1941 г. семья эвакуируется в Омск и только летом 1943 г. возвращается в Москву. В 1950 г. Ярослав заканчивает школу. К удивлению родителей он не хочет поступать на операторский факультет Всесоюзного института кинематографии, как ему советует отец, ни в Московский архитектурный институт, как рекомендует мать, а подает документы на открытый незадолго до этого секретный ракетный факультет Московского Высшего Технического Училища им.Баумана. Объясняя это решение, Ярослав говорил, что стремление заниматься ракетной техникой возникло в Омске в 1942 г., когда он прочел роман Алексея Толстого "Аэлита", который произвел на него огромное впечатление. В студенческие годы Ярослав работает очень много: лекции в МВТУ читаются по десяткам дисциплин, а количество зачетов и экзаменов приближается к сотне. Выпускники МВТУ тех лет должны были работать на всех металлообрабатывающих станках, освоить все виды сварки и литейное производство, не считая производственной практики, которую Голованов проходил на заводе в Днепропетровске, накануне назначения туда выдающегося конструктора ракет М.К.Янгеля. В Гороховецких военных лагерях приобретает опыт стрельбы из гвардейских минометов ("Катюш").

Дипломную работу (расчет ЖРД - жидкостного ракетного двигателя - с тягой в 100 тонн) Я.К.Голованов выполняет под руководством будущего члена-корреспондента АН СССР А.П.Ваничева в лаборатории ©8 НИИ-1 Министерства авиационной промышленности, но при распределении, неожиданно для него направляется в другую лабораторию, которой руководит будущий академик Г.И.Петров. В определенной мере Голованов переживает кризисную ситуацию: срочно надо коренным образом переучиваться с теплотехника на аэродинамика, да и вообще, он начинает понимать, что занимается не совсем своим делом. И хотя он всю жизнь гордился двумя секретными научными отчетами, которые написал в 1956-1957 гг., он чувствует, что призвание его в другом.

В ноябре он делает попытку сотрудничества с отделом науки газеты "Комсомольская правда", которым в те годы руководит замечательный журналист и талантливый педагог Михаил Васильевич Хвастунов. Голованов влюблен в газету. Он ухитряется совмещать ее с работой в НИИ, и как раз в это же время начинается его семейная жизнь: Ярослав женится на выпускнице Физико-технического института. В феврале 1958 г. главный редактор "Комсомольской правды" А.И.Аджубей из числа нескольких кандидатов на должность литературного сотрудника отдела наук останавливает свой выбор на Ярославе Голованове. С этого времени вся жизнь Ярослава связана с "Комсомолкой".

Увлеченность газетной работой позволяет Голованову быстро занять одно из ведущих мест среди молодых сотрудников "КП". Весной 1959 г. он уговаривает Аджубея направить его в рыболовную экспедицию к берегам Африки. Результатом этой командировки стала не только серия газетных очерков, но и повесть "Заводная обезьяна", опубликованная в журнале "Юность" (©9, 1967 г.) и вышедшая год спустя отдельной книгой под названием "Сувенир и Гибралтара" ("Молодая гвардия", 1968 г.). Еще до этого Голованов публикует небольшие научно-популярные книжки: "Штурм бездны" (Географгиз, 1963 г.), "Путешествия в страну урана" (Атомиздат, 1963 г.) и повесть "Кузнецы грома", в которой впервые в нашей литературе появляются новые герои - конструкторы космических кораблей. Опубликованная в "Юности" (©1, 1964 г.), а затем вышедшая отдельной книгой ("Советская Россия", 1964 г.) повесть привлекает внимание Главного конструктора космонавтики Сергея Павловича Королева, который предлагает Ярославу самому слетать в космос. В июле-августе 1965 г. Голованов проходит все проверки в Институте медико-биологических проблем, но смерть Королева в январе 1966 г. перечеркивает планы журналиста. (В январе-феврале 1990 г. Ярослав повторяет попытку стать первым журналистом в космосе, но его бракуют по здоровью, а первым журналистом становится 47-летний японец Тоёхиро Акияма). Повесть "Кузнецы грома" открывает Голованову путь в Союз писателей СССР, куда его принимают по рекомендации Бориса Полевого и Василия Аксёнова в феврале 1966 г.

Газетная карьера Голованова складывается весьма успешно. В 1960 г. он уже заведует отделом информации, в 1963 г. становится разъездным корреспондентом, в 1966 г. - членом редколлегии. Но уже в 1968 г. стремясь к работе творческой, Ярослав по собственному желанию переходит на должность обозревателя и остается в этом высшем журналистском творческом звании все последующие годы. В течение 10 лет он - специальный корреспондент "КП" на космодроме Байконур. Голованов много путешествует, побывав в 25 странах мира на всех континентах Земли кроме Антарктиды, как сам он говорит "купался во всех океанах земного шара". Стремясь получше узнать свою страну, Ярослав Кириллович предпринимает в 1975-1985 гг. путешествия по землям русского Нечерноземья, побывав в 30 регионах европейской части России. Адреса его репортажей: Украина, Крым, Прибалтика, Кавказ, Урал, Сибирь, Средняя Азия, горы Памира и Тянь-Шаня, Дальний Восток, Камчатка, Сахалин, Курилы.

За почти полвека своей работы Ярослав Голованов опубликовал более 1200 газетных статей, очерков и репортажей, более 160 журнальных статей, 20 книг общим тиражом более 2300000 экземпляров, издавался на 25 языках. Я.Голованов - лауреат высшей журналисткой премии "Золотое перо", кавалер двух советских орденов, Заслуженный работник культуры РФ.

Главной темой творчества журналиста и писателя Ярослава Голованова была и остается космонавтика. С темой космоса связаны его книги: "Кузнецы грома", "Этюды об ученых", "Этюды о великом", "Архитектура невесомости", "Наш Гагарин", "Марсианин" (Повесть о Фридрихе Цандере). Отдельно надо назвать книгу "Дорога на космодром" - историю мировой космонавтики для юношества от мифического Икара до реального полета Гагарина (Издательство "Детская литература", 1982 г.). Делом всей своей жизни Голованов считает работу над фундаментальной книгой "Королев. Факты и мифы", вышедшей в издательстве "Наука" в 1994 г. Она началась в 1966 г. и, по мнению автора, продолжается до сих пор.

В 1998-1999 гг. в "Комсомольской правде" публиковались записные книжки Ярослава Голованова "Заметки вашего Современника", охватывающие практически всю вторую половину ХХ века, вызвавшие большой интерес читателей. Автор намерен издать их отдельной книжкой.

Я.К.Голованов был трижды женат и от всех жен имел детей: от Валентины Алексеевны Журавлевой - сыновей Василия (1960 г.рожд.) и Александра (1965 г.рожд.), от Наталии Борисовны Ласкиной - сына Дмитрия (1974 г.рожд.), от Евгении Марковны Альбац - дочь Ольгу (1988 г.рожд.). Со всеми детьми Ярослав Кириллович поддерживает самые нежные отношения. В настоящее - убежденный холостяк

Живет и работает в Переделкино.

Похожие статьи