Варницкий во имя святой троицы сергиев мужской монастырь. Троице-Сергиев Варницкий монастырь Рабочие кто строил монастырь сергия радонежского варницы

11.02.2024

Мы продолжаем осматривать достопримечательности Ростова Великого и сегодня заехали в находящийся недалеко от города посёлок Варницы и Троице-Сергиев Варницкий монастырь.

Первый храм возник в 1427 году на том самом месте, где когда-то родился и жил с родителями и братьями русский святой, знаменитый Сергий Радонежский. Эти события происходили недалеко от города Ростова Ярославской области на берегу реки Ишня.

В семье боярина Кирилла и жены его Марии — так звали родителей Сергия Радонежского — было трое детей, три мальчика. Когда родился будущий русский святой? Точная дата рождения не известна.

Предположительно, день его рождения 3 мая 1319 года. Удивительно, но в жизни такого знаменитого человека много белых пятен. Достоверно известна только дата смерти, даты остальных событий лишь предполагают.

В день рождения родители дали Сергию Радонежскому имя — Варфоломей. Мальчик был средним ребёнком в семье. Его братья хорошо учились в школе, а вот Варфоломею учёба давалась тяжело, не понимал он Священных книг, которые пытался прочесть. С горячими молитвами обращался Варфоломей к Богу, умоляя помочь ему научиться читать и писать.

Случайная неслучайная встреча

И однажды случилось чудо. Когда мальчик пас лошадей, он увидел человека в чёрном одеянии. Сквозь горючие слёзы попросил он неизвестного помолиться за него. Этот момент отражен в картине художника Михаила Нестерова «Святое видение отроку Варфоломею».

После этого случая Варфоломей быстро научился всему тому, что раньше давалось ему с большим трудом. Стал он строго соблюдать посты, чем вызывал беспокойство матери. И к 12 годам уже принял твёрдое решение постричься в монахи.

Когда мальчику было лет 15, его семья совсем обеднела. И чтобы спасти всех от голода и нужды отец вынужденно решил переехать в Радонеж. После смерти родителей, Варфоломей принял монашеский постриг и стал монахом Сергием. В глухом лесу, на берегу речки Кончуры основал он церковь в честь Святой Троицы. Постепенно число иноков в ней росло, и сейчас это — Троице-Сергиева лавра.

Кроме неё Сергий Радонежский построил ещё большое количество храмов, у него было много учеников и сподвижников. До сих пор известны несколько великих монастырей, основанных преподобным или по его благословению. Например, в Серпухове, расположенный недалеко от Москвы.

Много хорошего и полезного сделал он для Руси, о многих чудесах, которые он совершил в своей жизни, нам известно. Так, перед Куликовской битвой Дмитрий Донской пришёл к монаху Сергию за советом и благословением. И кроме добрых слов напутствия, получил ещё и предсказание о победоносном возвращении домой русского войска.

Одно из чудес святого — воскрешение маленького мальчика. Отец на руках принёс его святому с просьбой об исцелении сына. Но не успел он даже договорить, как мальчик умер. Со слезами пошёл безутешный отец готовить маленький гроб. Но в это время Сергий Радонежский горячо стал молиться Господу, и вернувшийся отец увидел живого и здорового сына.

Умер настоятель в конце сентября 1392 года. Нетленные мощи его сейчас находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Множество икон написано в его честь, множество храмов носят его имя. Только в Москве их около 70! Возвышаются они не только в городах России, но и за рубежом: в ЮАР, в Черногории и других странах.

Варницкий монастырь стал памятником великому святому

Одним из таких памятных мест является Троице-Сергиевский Варницкий мужской монастырь. Основан он был через 5 лет после того, как в 1422 году были обретены мощи Радонежского святого.

Первые строения его, как и везде, были полностью деревянными. Но пришло время, и обветшавший Троицкий собор был перестроен из камня.

6 лет, начиная с 1725 года, монастырь был женским. Но потом туда опять вернулись монахи-мужчины.

С начала 19 века в Варницком монастыре велась своеобразная летопись — Книга о случившихся там памятных датах и событиях. Много любопытного можно узнать из этих записей. Сейчас она находится в музее Ростова Великого.

Вот один из фактов о жизни монастыря, записанный в этой ценной для истории книге. В мае 1811 года над городом пронеслась сильная буря, нанёсшая большой вред зданиям. У строений Варницкого монастыря были снесены крыши. И тогда целых 500 рублей на железные крыши преподнесла в дар монастырю графиня Орлова, известная своей благотворительной деятельностью.

Забвение и возрождение духовной святыни

После революции монастырь разрушили, а в монашеских кельях были оборудованы коммунальные, небольшие квартиры. По территории монастыря проложили автомобильную дорогу, а Троицкий собор вместе с его колокольней взорвали. Даже фундамент вырыли до основания, а на его месте образовалась мусорная свалка.

И только в 1995 году это место рождения святого взяла под свою опеку Троице-Сергиева Лавра. И здесь, на малой родине Сергия Радонежского, началось возрождение Свято-Троицкого Варницкого монастыря. Вы можете посмотреть это видео о возрождении святой обители.

За эти годы полностью была отреставрирована Введенская церковь обители (она встроена в южную стену), которая была освящена 30 апреля 2003 года. Первоначально церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы была построена в 1828 году.

Вновь был выстроен прекрасный Троицкий собор с колокольней. Правда, во время нашего приезда он находился в строительных лесах.

Троицкий собор был восстановлен в 2005 году на прежнем месте, в тех же размерах и в том же стиле, как и первый каменный собор, построенный епископом Афанасием в 1771 году и разрушенный в 1930-е годы. Красный цвет храма — пасхальный цвет Воскресения Христова.

Появился новый, величественный, очень красивый храм в честь преподобного Сергия Радонежского.

Внутренне убранство пока до конца не восстановлено. Возведен красивый иконостас, возможно, со временем будут расписаны и стены.

В северной надвратной церкви проводится священный обряд Крещения. Посередине этого храма установлена большая купель. Церковь эта посвящена родителям святого — преподобным Кириллу и Марии, которые были похоронены в Хотьковом Покровском монастыре в Московской области.

Это был один из первых храмов в России в честь родителей преподобного Сергия Радонежского. В настоящее время их мощи находятся на месте захоронения: Покровском монастыре Хотьково и являются его главной святыней.

На территории мужской обители в 1991 году восстановлен Сергиев колодец.

Вы можете легко сориентироваться в многочисленных монастырских постройках, посмотрев на план Варницкой обители.

Нужно отметить, что восстановленные здания монастыря — собор, стены, башни — не являются точными копиями первоначальных построек.

Возле Сергиевского собора в 1992 году установлена часовня, освященная в честь Сергия Радонежского. Она возведена в память о разрушенном в 20 столетии Троицком храме.

Здесь святая сама земля

Недалеко от монастырских стен установлен Поклонный крест. Так отметили люди то место, где мальчик Варфоломей впервые встретил инока.

В 700 метрах от монастыря построена и уже работает православная гимназия, в которой бесплатно обучаются дети из Ростова и близлежащих сёл и деревень. Примерно в километре от монастырских стен имеется святой источник с чистой, прохладной водицей.

Монахи собственноручно собирают на пасеке ароматный мёд. Здесь также выпекают вкусный бездрожжевой хлеб, разнообразную выпечку, делают квас. Всё это, а также церковную литературу, книги про историю монастыря можно купить в местной церковной лавке.

Молебен в обители проходит ежедневно, начинается он в 6:15. По будничным дням службы начинаются в 7 часов утра, а в праздники и выходные — в 9 часов. Вечерние службы начинаются в 16:30, а по воскресеньям и в праздники — в 17 часов.

Ежедневно с 8 до 19 часов в монастыре проходят экскурсии. Длится осмотр Варницкой достопримечательности с экскурсоводом около часа. Стоимость для взрослых 100 рублей, для детей 50.

Здесь же, при монастыре работает , отель для паломников с удобными номерами, где можно спокойно отдохнуть. А в трапезной, по вашему желанию, вас вкусно покормят завтраком, обедом или ужином за 100, 250 рублей и 150 рублей соответственно.

В Ростове ж.д. вокзал и автовокзал находятся в одном месте. Оттуда до Варниц ходят автобусы. Там всего около 3 км. Как видите, всё предусмотрено здесь для удобства гостей. Так что приезжайте, вас здесь ждут!

Координаты для автолюбителей: 57.20224, 39.37767.

Вы можете посмотреть расположение мужского монастыря на карте (нажмите «+», чтобы приблизить объекты).

Наша поездка в Троице-Сергиев Варницкий монастырь состоялась 18 июля 2016 года. Другие достопримечательности Ярославской области, где мне удалось побывать, есть на этой карте.

Историю Варницкого монастыря не назовешь простой. Он разорялся поляками, влачил нищенское существование, был почти до основания разрушен в годы советской власти. Но остались в прошлом беды, и монастырь на родине преподобного Сергия возродился. Как ни лютовала злоба, не удалось ей угасить лампаду перед образом великого угодника Божия.

Прошло, фактически, две недели после того, как мы дружной компанией, посетили Жемчужину Золотого Кольца — Ростов Великий. Впечатлений очень много, в душе осталась частичка той благодати, которую мы получили, посещая старинные монастыри.

Из всего, что есть в Ростове и окрестностях, Варницкий монастырь произвел наибольшее впечатление.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь — родина преподобного Сергия Радонежского. Основан в 1427 году на том месте, где находился дом Кирилла и Марии — родителей преподобного Сергия.

Приехали рано утром. Тишина и покой! Воздух просто звенит. Место просто прекрасное. Сюда можно ехать хотя бы ради того, чтобы побывать на месте, где юный Варфоломей встретил старца-схимника (на этом месте сразу за воротами монастыря установлен крест). Нас встретила руководитель паломнической службы монастыря Галина Николаевна. По пути в паломническую гостиницу немного рассказала о монастыре.

Монастырь был практически разрушен к началу 90-х, поэтому сейчас отстроен заново. Заново построен административный корпус, где сейчас размещается паломническая гостиница, административный центр, трапезная и православная гимназия — пансион для мальчиков 10 – 11 классов. В данный момент строится Храм в честь Сергия Радонежского.

Природа вокруг потрясающая. Красота, благодать, умиротворение.

Более подробную экскурсию по монастырю для нас провел выпускник православной гимназии Сергей Трошев.

Основана обитель была в 1427 году, пять лет спустя после обретения честных мощей игумена Радонежского. В то время в Ростове и его окрестностях еще живы были люди, которые слышали рассказы своих родителей о преподобных Кирилле и Марии и могли указать основателю монастыря, архиепископу Ростовскому Ефрему, место, где некогда находился их дом. Неизвестно, какое имя носило в то время это селение, расположенное близ речек Ишни и Песошни (последнюю, заросшую травой, сейчас не так-то легко заметить - она открывается взгляду лишь во время разлива).

Процветание слободки уместно связать с соляным промыслом. Когда добыча соли прекратилась, то и слобода начала пустеть. От соляных варниц ей осталось лишь имя, под которым она известна и сейчас.

Самые скорбные события для монастыря начались в 1918 году, а 1 марта 1919 года, декретом новой власти Троице-Сергиев Варницкий монастырь был закрыт.

Неизвестна дальнейшая судьба архимандрита Георгия, последнего настоятеля Варницкого монастыря. Ничего не известно и о судьбе других варницких иноков. Где настигла их кончина, в каких могилах упокоились они? Кто из них окончил свои дни мирно, кто принял мученическую смерть? Поиски в архивах пока не дают результата, и вопросы остаются без ответов.

Но известна судьба Варницкого монастыря. Сначала была ночь - долгая и темная. Разорение храмов, разрушение Троицкого собора.

Ночь кончилась. В 1995 году монастырь был возвращен Церкви.

Мы ходили по территории монастыря, смотрели на храмы, на заботливо посаженные розы. Троице-Сергиев Варницкий монастырь красив особой, приветливой, красотой. Его храмы как-то необыкновенно точно вписаны в смиренную природу ростовской земли. Трудно представить себе, что еще восемнадцать лет назад здесь, на родине преподобного Сергия Радонежского, царила мерзость запустения.

Сейчас Троице-Сергиев Варницкий монастырь возрождается. Сергей показал нам отреставрированный Введенский храм – это единственная церковь, пережившая богоборческие времена и дошедшая (хотя и в совершенно изуродованном виде) до наших дней.

Впечатляет своей красотой Троицкий собор. Рядом с собором возвышается нарядная колокольня.

Собор во имя Живоначальной Троицы - первое каменное здание монастыря. Трудно даже было представить, что в 1930 году собор вместе с колокольней взорвали, причем срыли даже фундамент храма - вероятно, чтобы память о святыне совершенно изгладилась из людских сердец. Долгое время на месте собора была свалка. Сейчас усилиями братии Варницкого монастыря, трудников и благотворителей он отстроен заново. Предание гласит, что собор стоит точь-в-точь на том месте, где находился дом родителей отрока Варфоломея. И, конечно, молитва в этом храме становится большим событием для верующего.

Особого упоминания заслуживает монастырский колодец, издавна славившийся своей прекрасной чистой водой и именовавшийся «Сергеевым». После закрытия монастыря колодец был разрушен. Большого труда стоило братии найти его и расчистить, когда обитель вернули Церкви.

Во время рассказа Сергея, мы подошли к южной стене монастыря и через Святые врата вышли за территорию монастыря.

Рядом с южными воротами Варницкого монастыря стоит простой деревянный крест. Наш юный гид сказал, что Он обозначает место, на котором, согласно преданию, произошла встреча отрока Варфоломея, посланного своим отцом на поиск потерявшихся жеребят, с «неким черноризцем, благообразным и подобным Ангелу».

Сергей рассказал нам такую легенду: «Старец стоял под дубом и молился. Мальчик, наученный родителями чтить иноческий чин, остановился рядом, ожидая, когда монах окончит молитву. Когда старец помолился и взглянул на отрока, то «прозрел в нем духовными очами избранный сосуд Святого Духа». Он подозвал к себе Варфоломея, благословил его и спросил, чего он хочет и чего ищет. Мальчик, ни слова не упоминая о своем поручении, сразу же открывает монаху главное свое мучение: «Душа моя желает более всего знать грамоту, для этого я отдан был учиться. Сейчас душа моя печалится о том, что я учусь грамоте, но не могу ее одолеть. Ты, святой отче, помолись за меня Богу, чтобы смог я научиться грамоте». Старец помолился о мальчике, после чего дал ему небольшой кусочек белого пшеничного хлеба, похожий на анафору (часть Богородичной просфоры). Затем, «поучив его на пользу души», он хотел уже идти своей дорогой, но Варфоломей упросил его зайти к ним домой: «Мои родители очень любят таких, как ты, отче».

В доме преподобных Кирилла и Марии (который, как предполагается, стоял на том месте, где сейчас находится Троицкий собор Варницкого монастыря) старец, благословив хозяев, сразу прошел в моленную и начал петь часы, причем Варфоломею велел читать псалом. Отрок поначалу робко возразил: «Я не умею этого, отче». Но после того как старец повторил свое повеление: «Я сказал тебе, что с сего дня Господь дарует тебе знание грамоты. Читай слово Божие без сомнения», — мальчик «начал стихословить Псалтирь очень внятно и стройно». И сам он, и его родные были очень удивлены произошедшим. Когда же черноризец, разделив трапезу с домашними прп. Кирилла и сделав предсказание об особом призвании Варфоломея («отрок будет велик пред Богом и людьми»), вышел из дома и на глазах родителей преподобного Сергия стал невидим, все уверились в том, что то был Ангел Господень, «посланный даровать отроку знание грамоты».

С замиранием сердца мы поднялись по ступеням ко Кресту, ведь на этом месте много – много лет назад стоял сам преподобный Сергий.

Чтобы нам не рассказывал или не показывал Сергей, его глаза светились радостью, когда он начинал рассказ о гимназии, где он учился два года, история которой уходит более чем на сто лет назад.

Более века назад крупный ростовский меценат-благотворитель А.Л. Кекин выстроил в Варницах приют-богадельню. В 1892 году в память о 500-летии преставления преподобного Сергия Радонежского это здание на средства Святейшего Синода было переустроено во второклассную церковно-приходскую школу. В 1898 году Святейший Синод принял постановление о присвоении школе имени «Сергиевская». К этому времени здесь обучалось уже 69 учеников.

Первым заведующим и законоучителем Сергиевской школы был священник Александр Пречистенский. Школа считалась двухклассной и имела три отделения: младшее (приготовительное), среднее и старшее. Дети изучали Закон Божий, церковнославянский и русский языки, арифметику, пение, гимнастику. Кроме этого, они приобретали трудовые навыки, занимались рукоделием и столярным ремеслом.

В годы богоборческого лихолетья монастырь, в котором возносили свои святые молитвы первый русский патриарх Иов, святитель Димитрий, митрополит Ростовский, святитель Филарет, митрополит Московский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, святой патриарх Тихон и многие другие выдающиеся люди, был буквально стерт с лица земли, перестала работать и школа. Мало того — по святому месту была проложена шоссейная дорога.

Когда в здании миссионерского корпуса у фото-экспозиции мы слушали рассказ Сергея, больно было смотреть на старые фотографии – разруха и пустота…

И только в 1995 году обитель на родине преподобного взяла под свою опеку и покровительство Троице-Сергиева лавра и одновременно с началом восстановительных работ, при возрождающемся монастыре усилиями тогдашнего его настоятеля игумена Бориса (Храмцова) была создана и воскресная школа.

А в 1998 году восстанавливать монастырь в Варницах был назначен иеромонах Силуан (Глазкин), ныне архимандрит. Обитель начала быстро преображаться, а с ней — и скромная воскресная школа. Много сил, времени и средств потратили архимандрит Силуан, его единомышленники и помощники на то, чтобы многострадальное, полуразрушенное здание Сергиевской школы ожило, наполнилось учащимися и учителями, вновь стало полноценным православным учебным заведением.

11 февраля 2005 года гимназия имени преподобного Сергия Радонежского получила государственную лицензию на право осуществления своей образовательной деятельности. Знаменательно, что к этому моменту в гимназии обучалось 69 учеников, то есть столько, сколько училось в ней к моменту присвоения школе Священным Синодом имени «Сергиевская» — в 1898 году!

В комнатах, в которых сейчас живут старшеклассники (по два-три человека), светло, удобно, они оборудованные всем необходимым для учебы и постоянного проживания. Заглянули мы и большую библиотеку, обеспечивающую учащихся не только учебной, но и духовной и художественной литературой, а также периодическими изданиями. В хорошо оборудованных классах, кроме уроков, проводятся самоподготовка, консультации и факультативные занятия. Питание четырехразовое в монастырской трапезной. А какой оснащенный тренажерами спортивный зал и зал для настольного тенниса! Позавидовала бы любая спортивная школа.

Вместе с общеобразовательными предметами, определяемыми государственным стандартом, в гимназии изучаются Закон Божий, история Церкви, литургика (основы богослужения), гомилетика (беседа, проповедь; дисциплина, изучающая правила построения церковной проповеди), церковное пение, основы иконописи.

В этом году состоялся уже восьмой выпуск в гимназии. Сергей сказал, что в классе все ученики приезжие, сам он из г. Микунь, Республика Коми, сейчас в монастыре на послушании. Будет поступать в Санкт – Петербург в духовную семинарию.

О возрожденном монастыре и гимназии — пансионе на родине преподобного Сергия знают уже во многих, в том числе и в весьма отдаленных, уголках России.

В конце своего рассказа молодой человек показал нам макет монастыря, каким тот будет выглядеть, когда достоят храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Достаточно посмотреть на макет будущего храма, чтобы убедиться в том, что он действительно будет очень величественным и масштабным. Особенно это видно при взгляде на макет монастыря в целом. «Это будет храм, - говорит архимандрит Силуан - который займет центральное место в монастыре». К январю 2009 года заложили фундамент.

Предполагается, что закончат его к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия, которое выпадает на 2014 год. Глядя на этот макет, я подумала, что мы обязательно должны вернуться сюда, чтобы увидеть этот храм, помолиться и попросить покровительства и защиты молитвами преподобного Сергия Радонежского.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь уникален именно тем, что он сохранил святым место рождения, физического и духовного возрастания мальчика, ставшего впоследствии «обителью Святой Троицы». Едва ли много найдется монастырей, которые основывались на месте, отмеченном рождением какого-либо подвижника. Варницкий в этом отношении исключителен.

Несмотря даже на то, что долгие годы место рождения преподобного Сергия находилось в запустении, через монастырь шла проезжая дорога, а на месте взорванного Троицкого собора смердила свалка, память о том, какое значение имеет этот небольшой клочок земли на берегу речки Ишни, сохранялась. И разве не удивительное чудо, еще раз напоминающее нам об особой роли этого места, - столь быстрое возрождение монастыря? Возрождение даже не из руин, поскольку и таковых, по большому счету, не имелось. А из ничего. Уже в который раз подает нам Господь надежду через преподобного Сергия.

В Варницком монастыре очень немного святынь. Здесь нет ни мощей, ни чудотворных икон, ни каких-либо иных предметов, пользующихся особым почитанием верующих. Но дело в том, что Варницкий монастырь - с его Троицким собором, построенным на месте дома родителей преподобного Сергия, с памятным крестом на месте встречи святого отрока с таинственным черноризцем, с самой землей, по которой ходили преподобные Кирилл и Мария и их богоизбранный сын, - уже является святыней.

Расскажите немного об истории монастыря и о том, как вы начали возрождать обитель.

– Троице-Сергиев Варницкий монастырь основан 5 июля 1427 года как своеобразный памятник преподобному Сергию Радонежскому. Дело в том, что в 1422 году были обретены нетленные мощи преподобного. А через пять лет ростовцы, чтобы почтить память своего земляка – великого русского святого, решили на том месте, где стоял дом родителей преподобного Сергия, основать монастырь. Так и было сделано.

Сначала монастырь был деревянный, до XVIII века все строения монастыря были деревянными. Затем обветшавший Троицкий собор, стоявший на месте дома, в котором родился преподобный Сергий, был заменен на каменный. А потом – в XIX веке – были построены уже другие каменные здания, стены, башни…

После революции, в 1919 году, Варницкий монастырь был закрыт, разграблен, а в братских кельях, настоятельском и странноприимном домах были устроены коммунальные квартиры. Монахи репрессированы. Сам Троицкий собор в 1930 году был взорван вместе с колокольней, разрушены стены, башни. Вдоль монастыря была проложена автомобильная дорога. Новая власть решила уничтожить память о преподобном Сергии, и было сделано все, чтобы ничто из монастырских построек не напоминало о святом месте. Даже фундамент Троицкого собора был срыт, а на месте собора была устроена, страшно сказать, мусорная свалка. Вот такое было кощунство, такое было надругательство над памятью великого русского святого.

Слава Богу, что безбожный вавилонский плен кончился и в нашей стране появилась возможность восстанавливать разрушенные святыни. В 1995 году вышел указ Святейшего Патриарха Алексия II, чтобы наместник Троице-Сергиевой лавры принял место рождения преподобного Сергия под свое попечение. И по просьбе архиепископа Ярославского и Ростовского Михея лавра взяла это святое место под свое покровительство. Начались восстановительные работы. Сначала они проводились неспешно – возможности были ограничены. Первым настоятелем монастыря был игумен Борис. Он потрудился два года, при нем была сделана объездная дорога вокруг монастыря. Это очень важно, поскольку тогда территория освобождалась от того большого количества машин, которое проезжало через монастырь. Церкви была возвращена часть монастырских помещений в братском корпусе, странноприимном и в настоятельском домах.

Потом, через два года, отец Борис уехал в город Иваново. А в 1998 году Святейший Патриарх назначил на восстановление монастыря меня, и вот уже восемь лет приходится мне выполнять послушание – восстанавливать эту древнюю замечательную Варницкую обитель.

– Вы ведете здесь не только монашескую жизнь, но и занимаетесь просветительской деятельностью. Есть школы. Не могли бы вы немного рассказать, как появилась идея создать на территории обители православную школу?

– До пятнадцати лет преподобный Сергий, тогда еще Варфоломей, прожил в Варницах. Его детские годы прошли рядом с древними святынями Ростова Великого. Здесь он был воспитан своими родителями в вере и благочестии, здесь впитал в себя все святое, чем украшена Ростовская земля. И у нас появилась мысль, что и мы можем поучаствовать в благом деле созидания, восстановления духовности и нравственности в нашем отечестве тем, что поможем молодым людям, поможем подготовить желающих школьников для поступления в духовные семинарии, на богословские факультеты университетов и институтов, чтобы уже в 10–11 классах они могли получать параллельно и начальное богословское образование. Для того чтобы такая идея осуществилась, у нас в 2004 году по благословению Святейшего Патриарха был открыт пансион при гимназии. Мы учим не только тех, кто живет рядом с монастырем, в поселке Варницы, в соседних селах, деревнях, городе Ростове, но стали приглашать и из других регионов желающих получить полное среднее и начальное богословское образование.

Начальное богословское образование у нас основывается на семи дополнительных предметах. Это закон Божий, история Церкви, литургика (изучение богослужения), церковно-славянский язык, церковное пение, основы иконописи и гомилетика (умение проповедовать слово Божие). К нам приезжают ученики из разных мест. Здесь во время учебы они знакомятся друг с другом, дружат, участвуют в совместных молитвах и службах, вместе ездят в паломнические поездки по святым местам. Мы находимся в центре «Золотого кольца», и ученики очень любят посещать наши древние города: Ярославль, Углич, Переславль, Владимир, Суздаль, Сергиев Посад и другие святые места. Мы используем любую возможность, чтобы лучше познакомить учеников со святынями нашей Церкви. За два года у учеников есть возможность получить начальное богословское образование, которое является хорошим базисом для поступления в духовные и православные учебные заведения и для дальнейшего служения Церкви Христовой.

– Ученики как-то участвуют в жизни монастыря, выполняют какие-то послушания?

– Да, участвуют. Из учеников гимназии создан хор, который поет во время богослужений. Ученики гимназии читают во время богослужений часы, шестопсалмие, кафизмы, Апостол, различные молитвы, служат в храме в качестве алтарников, учатся колокольному звону, несут послушание дежурных по храму… К нам приезжает много паломников из разных мест. Некоторые ученики несут послушание экскурсовода, рассказывают о преподобном Сергии, об истории обители, о гимназии. Наши ученики и проповедуют. У нас существует расписание проповедей. Каждый день мы вспоминаем каких-то святых, и перед братским молебном ученики по очереди произносят проповедь. Это очень помогает им почувствовать себя служителями Церкви, а проповедь заставляет глубже задуматься о духовной жизни и брать пример с того святого, материал о жизни которого они изучили и о котором они рассказывают. Несут послушание ученики и в трапезной, помогают нам в благоустройстве монастырской территории. Зимой убирают снег. Летом наводят порядок, убирая и подметая территорию монастыря. Также они делают посильные добрые дела, помогая нуждающимся людям, которые обращаются за помощью.

Но у вас есть еще и гимназия для младших школьников. Как она появилась?

– Да, она появилась в 2002 году. Сначала у нас при монастыре возникла воскресная школа, потом, видя опыт других храмов и обителей, мы решили открыть полную общеобразовательную школу, тем более что рядом с монастырем сохранилось здание бывшей церковно-приходской школы. Мы добились, чтобы это здание возвратили монастырю (там находилась контора лесхоза) и организовали православную гимназию.

– Чем отличается программа этой гимназии от общеобразовательных школ, например, города Ростова? Какие у вас особенности?


– Особенностью обучения и воспитания в православной гимназии является то, что у нас изучается закон Божий, ученики молятся перед началом уроков и по окончании уроков. Утром, когда они приходят на занятия, то прежде всего совершают утреннее молитвенное правило в Воскресенском храме, который находится рядом с гимназией. Особенностью обучения и воспитания является также и то, что храм Божий является очень важным учебным классом, посещение которого помогает лучше понять значение молитвы и непосредственно участвовать в общей молитве, приобщиться к прекрасному, духовному, святому. К большим праздникам, к Рождеству Христову, к Пасхе наши учащиеся готовят духовно-нравственные постановки, даже спектакли. Когда наступают эти праздники, то мы приглашаем учеников из других школ, разных людей, благотворителей, и эти выступления бывают очень интересны и полезны как участникам, так и зрителям. Ученикам с интересом ездят по другим школам, выезжают в детские дома, посещают воинскую часть и там, поздравляя других людей с праздниками, поют замечательные песни и показывают свои духовно-нравственные постановки.

То есть это своего рода миссионерская деятельность…

– Совершенно верно.

– Я знаю, что у вас в обители строится также миссионерский корпус, значит вы как-то собираетесь расширять миссионерскую деятельность?

– Да, она у нас ведется, но с каждым годом расширяются возможности, и одно из направлений – паломническое. К нам приезжают люди из разных мест, мы рассказываем им не только об истории обители, но и о преподобном Сергии, отвечаем на самые разные вопросы. Люди присылают письма – мы отвечаем на них. У нас есть гостиница для паломников, есть возможность для желающих остановиться, помолиться на богослужении, чтобы ощутить духовную жизнь обители, не только посмотрев на храмы, но и непосредственно приняв участие в богослужении.

– Сейчас очень остро стоит вопрос введения основ православной культуры в российских школах. Как в Ростове и вообще в Ярославской области обстоит с этим дело?

– Этот предмет сейчас вводится у нас в Ростове. Введение этого предмета поддерживает департамент образования Ярославской области во главе со Степановой Татьяной Александровной, которая написала учебник по основам православной культуры с акцентом на изучение тех святынь, которые есть в Ярославской епархии. У нас в Ростове начальник управления образования Скворцова Александра Николаевна также содействует этому благому делу, и этот предмет уже преподается в некоторых школах. Сегодня у нас в гостях были ученики пореченской школы, которые изучают этот предмет. Он введен еще пока не во всех школах, но процесс идет, и я думаю, что в скором времени все ученики будут иметь возможность получать религиозную грамотность, а, следовательно, полноценное образование.

То есть здесь нет таких битв, как, например, в Москве?

Расскажите немного о ваших духовных и организационных планах.

– В настоящее время мы готовимся строить храм, посвященный преподобному Сергию. Это будет храм, который займет центральное место в монастыре. Святейший Патриарх благословил строительство, лично подписал проект строительства этого храма. Даст Господь, после Пасхи будет заложен фундамент.

Еще мы работаем над книгой о нашем монастыре, и надеемся, что в скором времени она выйдет в свет. Эта книга об истории Варницкого монастыря и православной гимназии, существующей при нем.

Нами был создан фильм о возрождении Варницкого монастыря – «Под благодатным покровом преподобного Сергия Радонежского». Недавно он был показан по телевидению на канале «Россия». Мы надеемся, что будет возможность сделать определенный тираж этого фильма и таким образом шире знакомить желающих с жизнью обители.

Также у нас уже несколько лет развивается издательская деятельность. Мы печатаем настенные и карманные церковные календари с указанием дней памятей святых. Особенно отмечаем память святых Ярославской земли, среди которых много новомучеников и исповедников Российских.

Вы упомянули о новомучениках. Кто-то из братии монастыря тоже пострадал в те годы?

– Пока таких материалов мы не нашли, но поиски в архивах продолжаются. Известны новомученики других обителей и храмов Ярославской епархии из числа священников и монахов, но будем надеяться, что нам удастся узнать о судьбе той братии, которая подвизалась здесь в годы революции.

– Наверное, еще сохраняется духовная связь вашего монастыря с Троице-Сергиевой лаврой?

– Да, нам оказывают ощутимую помощь и наместник лавры епископ Феогност, и братия. Они приезжают к нам, а наша братия регулярно ездит за духовной поддержкой в лавру. Связь самая живая и непосредственная.

А ваши ученики поступают в лаврскую, то есть в Московскую духовную семинарию?

– Да, ряд выпускников нашей гимназии поступил учиться в Московские духовные школы, да и некоторые послушники нашей обители учатся там же.

В пос. Варницы, ныне в черте г. Ростова Ярославской обл., подворье Троице-Сергиевой лавры (с 1995).Название происходит от соляных варниц, в XV-XVII вв. находившихся близ мон-ря на р. Ишне. По преданию, В. м. основан на месте дома преподобных Кирилла и Марии , родителей прп. Сергия Радонежского . В Житии прп. Сергия название имения его родителей отсутствует, в Пространной редакции жития сказано, что оно «бе в пределех Ростовьскаго княжения, не зело близ града Ростова» (ПЛДР. XIV - сер. XV в. С. 288). В примечаниях А. А. Титова к «Летописцу о Ростовских архиереях» свт. Димитрия (Туптало) сказано, что В. м. был заложен 5 июля 1427 г. Ростовским еп. Ефремом на месте, где прежде стоял дом отца прп. Сергия, однако источник этого утверждения неизвестен. Е. Е. Голубинский считал предание об основании В. м. на родине прп. Сергия «совсем новым» и не могущим претендовать «на особую достоверность». Косвенным образом предание подтверждается существованием в обители по крайней мере с XVII в. престола во имя прп. Сергия; в собрании ГМЗ «Ростовский Кремль» сохранился Синодик В. м. кон. XIX в., в к-ром перечислены родственники прп. Сергия (Р-1135. Л. 2).

Впервые В. м. упоминается в тарханной грамоте мон-рю 1614 г. царя Михаила Феодоровича , в к-рой говорится о существовании обители при вел. кн. Василии III Иоанновиче (1505-1533) (ИРИ. Т. 3. С. 500). В 1609 г. мон-рь был разорен польск. и литов. отрядами и шайками разбойников; восстановлен по инициативе Ростовского митр. Ионы (Сысоевича) , в дозорной кн. 1619 г. упомянут «Троецкого монастыря от варниц поп Овдоким», участвовавший в дозоре. В переписной книге 1678 г. мон-рь назван Троицким Сергиевым, в писцовой книге 1685 г. перечислены постройки В. м.: деревянные Троицкий храм, шатровая ц. прп. Сергия Радонежского, 2 надвратные церкви - свт. Николая Чудотворца и святых Космы и Дамиана, колокольня с часами, ограда, игуменская и братские кельи, помимо игумена и казначея в обители в то время жили 4 монаха. В кон. XVI в. в обители подвизался блж. Стефан Ростовский († после 1592), в нач. XVIII в.- блж. Стефан († после 1718), родственник Ростовского еп. Досифея (Глебова) , предсказавший последнему архиерейское служение и казнь.

В 1725 г. указом Ростовского еп. Георгия (Дашкова) мон-рь был обращен в жен., в него перевели ок. 100 сестер упраздненного ростовского в честь Рождества Богородицы монастыря , 7 бывш. насельников В. м. перешли в ростовский Преображенский мон-рь. Из Рождественского мон-ря в В. м. были перевезены деревянные кельи монахинь. В 1731 г. настоятельница В. м. игум. Христофора обратилась к Ростовскому архиеп. Иоакиму с прошением о переводе сестер обратно в Рождественский мон-рь, поскольку в В. м. ощущался недостаток во всем, даже в питьевой воде и дровах. В 1731 г. В. м. вновь стал муж. К 1744 г. к мон-рю были приписаны 300 чел. крестьян. В 1764 г. В. м. был выведен за штат с управлением строителями. Состав братии (до 10 чел.) был непостоянен, настоятели часто менялись (с сер. XVIII по сер. XIX в. сменилось ок. 35 настоятелей). С 18 марта 1819 г. в В. м. пребывал на покое по собственному прошению Уфимский еп. Августин (Сахаров) , родиной к-рого было с. Зверинец близ В. м. В монастыре еп. Августин составил «Полное собрание духовных законов» (в 15 томах) и др. сочинения, архиерей погребен у юж. стены Троицкого собора.

До сер. XVIII в. все постройки В. м. были деревянными. 16 окт. 1771 г. Ростовский еп. Афанасий (Волховский) освятил в обители первый каменный храм - одноглавый Троицкий собор с приделами во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских (юж.) и святителей Александрийских Афанасия и Кирилла (сев.). С запада к собору над папертью была пристроена трехъярусная колокольня. В 1784-1785 гг. у сев. стены собора был возведен теплый каменный Никольский храм (прежняя деревянная Никольская ц. «по вынесении из нее святого антиминса» в 1784 была продана «на обжиг кирпича»). В 1800 г. напротив зап. входа в собор был выстроен двухэтажный настоятельский каменный корпус (перестроен в 1847), в 1828 г.- одноэтажное здание братских келий (перестроено в 1897). Пожар 26 сент. 1824 г. уничтожил крышу и часть иконостаса Никольской ц., все хозяйственные постройки. Вскоре попечением еп. Августина (Сахарова) и ростовского купца М. М. Плешанова по проекту ярославского архитектора П. Я. Панькова было начато возведение каменного Введенского храма. 27 мая 1828 г. состоялась закладка храма, 7 окт. освящен главный престол, в следующем году освящены приделы: во имя ап. Иоанна Богослова (сев.) и во имя прор. Илии (юж.). Иконостас исполнил московский резчик М. М. Ермолаев, иконы написал ярославский мастер Н. Антонов, позже ростовский худож. Н. Д. Гладков расписал стены храма. В 1840 г. для Введенской ц. Плешанов заказал 11 серебряных риз на иконы, в 1845 г. пожертвовал иконы свт. Николая и прп. Феодора Студита. В 1854 г. неизвестным благотворителем в Троицкий собор мон-ря была передана написанная в ТСЛ икона прп. Сергия с частицей мощей преподобного, а также частицами мощей вмч. Димитрия Солунского, Иоанна и Никиты, свт. Новгородских, прп. Макария Калязинского. В 1848-1852 гг. В. м. был обнесен каменной оградой с 4 башнями, в 1867 г. над св. вратами в юж. стене иеродиак. Меркурий написал на железном листе картину «Явление отроку Варфоломею ангела Божия» с надписью: «На сем месте явился ангел Господень во образе инока отроку Варфоломею, иже и бысть Сергий, чудотворец Радонежский».

25 сент. 1892 г., когда праздновалось 500-летие преставления прп. Сергия, праздничную литургию в В. м. совершил Угличский еп. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) в сослужении духовенства 22 храмов и 5 мон-рей. В том же году при В. м. были устроены странноприимный дом и богадельня для престарелого духовенства Ярославской епархии, уч-ще. Обители принадлежало неск. часовен при Московской дороге и при железнодорожной станции «Ростов». На средства купцов В. А. Мальгина и И. А. Рулёва в 1897 г. в В. м. были произведены ремонтно-реставрационные работы. Благодаря пожертвованиям ростовских купцов к нач. XX в. капитал мон-ря, хранившийся в гос. банке, насчитывал более 60 тыс. руб. Мн. благотворители мон-ря (купцы М. М. и Д. М. Плешановы, В. А. Малыгин и др.) похоронены на монастырском кладбище, у алтаря Введенской ц.

В. м. посещали святители Филарет (Дроздов) (1836), Иннокентий (Борисов) (1841), св. прав. Иоанн Кронштадтский (1894). В 1907-1913 гг. обитель трижды посетил Ярославский архиеп. св. Тихон (буд. Патриарх Московский и всея России), содействовавший ремонту монастырских храмов. 12 янв. 1914 г., в день отъезда святителя в Виленскую епархию, насельники В. м. подарили архиеп. Тихону икону прп. Сергия Радонежского. С 1 окт. 1915 г. в связи с первой мировой войной в В. м. находились насельницы Евфросиниева суздальского монастыря (30 сент. 1918 эвакуировались в Полоцк), располагалось епархиальное ДУ.

1 марта 1919 г. В. м. был закрыт, из храмов была изъята серебряная утварь (более 5 пудов). Согласно отчетам местных властей, при изъятии церковных ценностей в апр. 1922 г. в В. м. «толпа верующих в количестве 300 чел. не допустила изъятие. Члены комиссии действовали насильно» (ЦА ФСБ. Ф. 1. Оп. 6. Д. 497. Л. 45). Последний настоятель В. м. иером. Георгий с братией оставались жить в обители, но были приписаны к варницкому приходскому Никольскому храму, 20 марта 1923 г. иером. Георгий был возведен в сан игумена, затем архимандрита, 26 февр. 1924 г. 80-летний архим. Георгий был насильно выселен из мон-ря вместе с др. иноками. Троицкий собор с колокольней был взорван, разрушены келейный корпус у юж. стены, ограда, уничтожено монастырское кладбище. В 60-90-х гг. XX в. в перестроенной Введенской ц. находился гараж, инкубатор птицесовхоза. Часть икон и утвари, принадлежавших В. м., в наст. время хранится в ГМЗРК.

В 1989 г. РПЦ были переданы приходские храмы Воскресения Словущего (1814) и святых Паисия и Уара (1893) близ В. м., насельниками ТСЛ они были отремонтированы, в наст. время приписаны к В. м. В 1992 г., когда праздновалось 600-летие преставления прп. Сергия, на месте разрушенного Троицкого собора в В. м. была поставлена деревянная часовня, над древним св. колодцем устроена сень. 13 февр. 1995 г. В. м. был передан РПЦ, указом Свящ. Синода стал подворьем Троице-Сергиевой лавры, настоятелем был назначен игум. Борис (Храмцов). 30 апр. 2003 г. наместник Троице-Сергиевой лавры еп. Феогност (Гузиков) освятил в В. м. отреставрированную Введенскую ц. К июлю 2003 г. в обители построены Троицкий собор с 4-ярусной колокольней, двухэтажное здание трапезной, 3 стены с башнями. 29 июля 2003 г. состоялась закладка надвратного храма свт. Николая Чудотворца. К июлю 2003 г. в обители жили 12 насельников, настоятель - игум. Силуан (Глазкин; с 1998). При обители действуют православная гимназия, воскресная школа и б-ка. Постановлением Свящ. Синода от 16 апр. 2016 г. настоятелем мон-ря назначен иером. Пемен (Артюхов). 9 июня 2016 г. Святейшим Патриархом Кириллом (Гундяевым) иером. Пимен возведен в сан игумена.

Арх.: ОР РНБ. Ф. 775 (Фонд А. А. Титова). Ед. хр. 1256, 2886; РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 839. Л. 290-290 об.; Книга для записок о случившихся достопамятностях исторических, служить могущих к продолжению российской истории // ГМЗРК. Р-763; ГАЯО, Ростовский фил. Ф. 125. Оп. 1. Д. 2. Л. 132, 135; Ф. 197. Оп. 1. Д. 778. Л. 1, 21, 31-31 об.

Лит.: Титов А . А . Историческое описание Троицко-Варницкого заштатного муж. мон-ря близ Ростова Великого Ярославской губ.: Родина прп. Сергия, Радонежского чудотворца. Серг. П., 1893; Ярославская иерархия в описании прот. Иоанна Троицкого // С предисл. и примеч. А. А. Титова. Ярославль, 1901. Вып. 1: Заштатные мон-ри Петровский, Белогостицкий и Варницкий; Голубинский Е . Е . Прп. Сергий Радонежский и основанная им Троице-Сергиева лавра. М., 1909; Мельник А . Г . Уничтоженные храмы Ростова Великого // Моск. журнал. 1991. № 11. С. 18-19; она же . Исследования памятников архитектуры Ростова Великого. Ростов, 1992. С. 56-57; Виденеева А . Е . К истории Ростовского Троице-Варницкого мон-ря // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы междунар. конф. 1998. М., 2000. С. 196-208; Вахрина В . И . Троице-Сергиев Варницкий мон-рь. М., 2001.

Д. Б. Кочетов

Похожие статьи