Убить дракона… в себе. О пьесе Евгения Шварца «Дракон

23.09.2019

Евгений Львович Шварц

«Дракон»

Просторная уютная кухня. Никого нет, только у пылающего очага греется Кот. В дом заходит уставший с дороги случайный прохожий. Это Ланцелот. Он зовёт кого-нибудь из хозяев, но ответа нет. Тогда он обращается к Коту и узнает, что хозяева — архивариус Шарлемань и его дочь Эльза — ушли со двора, а он, Кот, пока старается отдохнуть душой, потому что в семье огромное горе. После настойчивых просьб Ланцелота Кот рассказывает: над их городом четыреста лет назад поселился отвратительный Дракон, который каждый год выбирает себе девушку, уводит её в свою пещеру, и больше её уже никогда никто не видит (по слухам, все жертвы умирают там от омерзения). А сейчас настала очередь Эльзы. Вернувшиеся хозяева очень приветливы с неожиданным гостем. Оба спокойны, Эльза приглашает всех к ужину. Ланцелота поражает их самообладание, но оказывается, они просто смирились со своей участью. Лет двести назад кое-кто сражался с Драконом, однако всех смельчаков он убил. Завтра, как только чудовище уведёт Эльзу, отец её тоже умрёт. Попытки Ланцелота пробудить в Шарлемане и его дочери волю к сопротивлению безрезультатны. Тогда он объявляет, что готов убить Дракона.

Раздаётся нарастающий шум, свист и вой. «Лёгок на помине!» — говорит Кот. Входит пожилой мужчина. Ланцелот смотрит на дверь, ожидая, когда же войдёт чудовище. А это он и есть — Шарлемань поясняет, что иногда Дракон принимает облик человека. После короткого разговора Ланцелот вызывает его на бой. Дракон багровеет и сулит дерзкому немедленную гибель.

Вмешивается архивариус — он напоминает, что 382 года назад Дракон подписал документ, по которому день сражения назначает не он, а его соперник. Дракон отвечает, что тогда был сентиментальным мальчишкой, а сейчас он не собирается обращать внимание на тот документ. Кот выскакивает в окно, обещая всем все рассказать. Дракон негодует, но в конце концов соглашается драться завтра и уходит.

Эльза уверяет Ланцелота, что напрасно он все затеял: умирать ей не страшно. Но Ланцелот непреклонен — надо убить злодея. В это время вбегает Кот с сообщением, что оповестил знакомых кошек и всех своих котят, которые тут же разнесли по всему городу весть о предстоящем поединке. Появляется Бургомистр. Он обрушивается на Ланцелота с упрёками и убеждает его уехать как можно скорее. Вошедший следом сын Бургомистра Генрих (бывший жених Эльзы, а теперь лакей и личный секретарь Дракона) требует, чтобы его оставили наедине с девушкой. Он передаёт ей приказ хозяина убить Ланцелота и вручает для этого отравленный нож. Эльза берет нож, решив, что убьёт им себя.

Встретившись на городской площади, Бургомистр с сыном обсуждают предстоящие события. Генрих сообщает, что его повелитель очень нервничает. Спрашивает отца, не сомневается ли тот в победе Дракона. Бургомистр догадывается, что это тайный допрос по поручению хозяина. В свою очередь он пытается разузнать у Генриха, не приказывал ли Дракон «потихонечку тюкнуть господина Ланцелота», и, не добившись прямого ответа, прекращает разговор.

На площади с фальшивой торжественностью происходит церемония вручения оружия противнику Дракона. На деле ему предлагают медный тазик от цирюльника вместо щита, вручают справку, что копье в ремонте, и сообщают, что рыцарских лат на складе не обнаружили. Но устроившийся на крепостной стене Кот шёпотом сообщает Ланцелоту хорошие новости. Слова его прерваны воем и свистом, после чего появляется Дракон. Он приказывает Эльзе попрощаться с Ланцелотом, а потом — убить его. Она повинуется. Но — это уже не прощание, а объяснение двух влюблённых, и кончается оно поцелуем, а затем Эльза бросает в колодец висевший у неё на поясе нож и больше не хочет слушать Дракона. Придётся драться, понимает Дракон. И уходит.

Кот обращает внимание Ланцелота на нескольких погонщиков с ослом. Те передают Ланцелоту ковёр-самолёт и шапку-невидимку, а также меч и копье. Надев шапку, Ланцелот исчезает.

Распахиваются дворцовые двери. В дыму и пламени видны три гигантские головы, огромные лапы и горящие глаза Дракона. Он ищет Ланцелота, но того нигде нет. Неожиданно слышится звон меча. Одна за другой головы Дракона падают на площадь, взывая о помощи, но никто, даже Бургомистр с Генрихом, не обращает на них внимание. Когда все уходят, появляется, опираясь на погнутый меч, держа шапку-невидимку, Ланцелот. Он тяжело ранен и мысленно прощается с Эльзой: смерть уже близко.

После гибели Дракона власть захватывает Бургомистр. Теперь он именуется президентом вольного города, а место бургомистра досталось его сынку. Все неугодные брошены в тюрьму. Горожане, как и прежде, в подчинении и покорности. Новый правитель, провозгласив себя победителем Дракона, собирается жениться на Эльзе. Но его не оставляет страх, что Ланцелот вернётся. Он подсылает сына поговорить с Эльзой и выяснить, нет ли у неё известий о Ланцелоте. При разговоре с Эльзой Генрих полон притворного сочувствия, и поверившая в его искренность Эльза рассказывает ему все, что знает. Ланцелот не вернётся. Кот нашёл его раненым, уложил на спину знакомого осла и вывел их из города в горы. В дороге сердце героя перестало биться. Кот велел ослу повернуть обратно, чтобы Эльза могла проститься с умершим и похоронить его. Но ослик заупрямился и пошёл дальше, а Кот вернулся домой.

Бургомистр в восторге: теперь ему некого бояться и можно сыграть свадьбу. Съезжаются гости, но невеста неожиданно отказывается стать женою президента вольного города. Она обращается к собравшимся, умоляя их очнуться: неужели Дракон не умер, а воплотился на этот раз во множество людей, неужели никто не вступится за неё?! В это время появляется Ланцелот, которого вылечили друзья в далёких Чёрных горах. Перепуганный Бургомистр старается быть с ним любезным, гости прячутся под стол. Эльза не сразу верит своим глазам. Ланцелот признается, что очень тосковал по ней, она — что любит его больше прежнего.

Генрих и Бургомистр пытаются удрать, но Ланцелот останавливает их. Целый месяц он в шапке-невидимке бродил по городу и видел, какой страшной жизнью живут люди, потерявшие способность сопротивляться злу. А сделали это те, кого он год назад освободил от Дракона! Бургомистра и Генриха уводят в тюрьму. Ланцелот же готов к тяжёлой работе — убить дракона в изуродованных душах. Но это впереди, а сейчас он берет Эльзу за руку и велит музыке играть — свадьба сегодня все-таки состоится!

На кухне у камина греется Кот. Тут в дом заходит прохожий, который только с дороги и чертовски устал. Его зовут Ланцелот. Позвавши хозяева, странник не услышал ответа, и обратился к Коту, который рассказал, что у архивариуса Шарлемань и Эльзы, его дочери, горе, и они ушли. Как рассказал Кот, уже давно над городом живет мерзкий Дракон, которому каждый год приводят молодую девушку, и после того девушек больше никто не видел. В этом году пришла очередь Эльзы.

Возвращаются хозяева. Они ведут себя спокойно и приветливы к гостю. Эльза зовет всех ужинать. За столом Ланцелот поражается их умению держать себя в руках, но просто оказалось, что они давно смерились с этим. Шарлемане рассказал, что давным-давно были смельчаки, рискнувшие бросить вызов чудищу, но всё напрасно – они не выжили. Когда наступит завтрашний день, Эльза отправится к Дракону в пещеру, а её отец наложит на себя руки. Услышав это, Ланцелот всячески пытался подбодрить их, но всё было напрасно, и тут он вскрикивает, что завтра даст бой чудищу, вызвав его на поединок. Тут как раздастся свист и шут. В дом входит мужчина пожилых лет, а Ланцелот все ждёт, когда объявится чудовище. Но оказывается этот мужчина и есть Дракон, ведь они умею принимать человеческий облик. После разговора рыцаря и чудовища, Ланцелот зовёт его на поединок, но по договору, который подписал Дракон триста восемьдесят два года тому назад сказано, что время и место назначает тот, кто бросает вызов чудищу. Дракон уходит, но тут же стали сбегаться жители, и первым был Бургомистр, который пытается убедить самоубийцу покинуть город как можно скорее. В след за Бургомистром приходит секретарь Дракона Генрих с поручениями от хозяина. Тот дал своему подчинённому отравленный нож и велел убить Ланцелота. Но Генрих был влюблён в Эльзу и всё ей рассказал. Она забрала у него нож с предлогом, что сама это сделает.

На площади собирается народ, где пытается фальшивой торжественность вооружить рыцаря, дать ему доспех, который не нашли, копье, которое поломано и находится в ремонте. Тут появляется Дракон и велит Эльзе покончить с Ланцелотом, но девушка выбрасывает отравленный нож в колодец и крепко, прямо в губы, целует рыцаря. Дракон понимает, что его хитрости не удались, что состоится поединок, и уходит. Кот зовёт Ланцелота подойти. Он показывает ему на телегу с погонщиком, где ему в дар привезли шапку-невидимку, ковер-самолет и копьё с мечом. Ланцелот, одев шапку, исчезает.

В дворцовых воротах появляется трёхглавый, злой, с красными глазами, огнедышащий Дракон. Он ищет рыцаря, но нигде не видит его. Тут под звон меча падают, моля о помощи, все три головы чудища, и появляется Ланцелот, сняв шапку-невидимку. Он сильно изранен, и ощущая близость смерти, прощается с любимой Эльзой. Его подбирает Кот, улаживает на осла и вывозит из города.

Дракон повержен, власть над свободными людьми подхватывает Бургомистр, назначивши на свою должность сына своего – Генриха. Новый правитель хочет взять в жены Эльзу, но боится, что Ланцелот может вернуться. Когда девушка рассказывает Генриху, что Кот увёз Ланцелота и он больше не вернётся, это придало уверенности Бургомистру. Но как оказалось, Ланцелот в шапке-невидимке уже год ходит среди них. Он садит Бургомистра с сыном в тюрьму, а сам берёт Эльзу в жены.

По каким признакам можно сделать вывод, что в фильме идет речь о тоталитарном режиме?

Наиболее разработанным и авторитетным перечнем признаков тоталитарных режимов является концепция, предложенная Карлом Фридрихом и Збигневом Бжезинским в работе «Тоталитарная диктатура и автократия». В фильме Марка Захарова «Убить дракона» можно отметить многие, показанные в метафорической форме особенности, свойственные тоталитаризму:

1. «Наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества». Идеология Города, как названо в фильме место действия, высказана в неявной форме. Тем не менее, она сам собой разумеется, потому что Дракон — образ, который постепенно теряет персонифицированные черты и становится общим символом, довлеющим беззаконием (Дракон съедает подписанную им бумагу), страхом, «культом личности» и абсолютным бесправием.

2. «Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией». Диктатор — Дракон, руками его является облаченная в черную кожу полиция.

3. «Отсутствие плюрализма в средствах массовой информации». Когда архивариус требует слова, это, казалось бы, обычное высказывание вызывает недоумение и смех. Слово само по себе становится выступлением против власти, потому что является формой свободы. Также и все прохожие на улицах безмолвны, а говорят только те, кому это положено.

4. «Отрицание традиций, в том числе традиционной морали…». Каждый год Дракон забирает самую лучшую девушку.

5. «Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод». Дракон может издеваться над любым человеком, как, например, над ученым (А. Збруев).

6. «Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур». Полиция заколачивает окна, заставляет носить на улице повязки для глаз, а все несогласные оказываются в сетях и в подвешенном состоянии проезжают по конвейеру.

Кроме того, власть в тоталитарном режиме стремиться полностью проникнуть в общество и контролировать каждого человека, поэтому в фильме Дракон внезапно появляется в доме Архивариуса и тут же становится хозяином, вызывающим всеобщий трепет и благоговение. Также Марк Захаров развивает представления о тоталитаризме, сложившиеся в культуре. В частности доказывает тезис о том, что тоталитарное общество — это общество парадоксов. Отсюда и введение комедийных элементов. Вместе с тем, Дракон создает образ «внешнего врага» — цыган, которых уже никто не помнит, но которые считаются непререкаемым злом. «Убить Дракона» — это сказка, поэтому режиссер развивает повествования в стилистике притчи, одновременно используя и конкретные приметы, пародирующие советскую и фашистскую системы (безумный бургомистр (Е. Леонов), ордена, которые вручает Дракон, форма и каски полицейских), и общие «нарицательные» мотивы, восходящие к философскому осмыслению причин и законов тоталитаризма.

Как тоталитаризм воздействует на личность и общество?

В тоталитарном строе общество становится объектом эксплуатации, инструментом в реализации идеологии. И задача власти заключается в том, чтобы этот инструмент не давал сбоев в виде протестов, требования свободы и тем более попыток разрушить систему. Все репрессивные меры, направленные на это, приводят к стагнации общественного сознания, разрушению объединяющих людей институтов, нравственности, коммуникативных связей. Поэтому социум превращается в толпу, что отчетливо видно в фильме, когда народ встречается с Ланцелотом. Люди перестают быть мыслящей субстанцией, вместо идей они оперируют догмами, едиными положениями, а ко всему происходящему вырабатывается индифферентное отношение и немой конформизм. Культура деградирует, поэтому деятельность ученого заключается в том, чтобы рисовать на бумаге бессмысленные галочки, музыка упрощается до одних лишь ораторий, а в архитектуре главенствует удручающие серые формы и тяжеловесная безвкусная готика.

На роль личности в этой система сразу указывает образ людей, которые вращают колесо, открывающее ворота. Человек — это винтик. Потеря собственной индивидуальности, достоинства, подобострастие, трусость — вот лекала «нового общества». Повсеместно устанавливается безволие: инженер, который бросает свое дело, чтобы возить тачку, кузнецы, метко названные «очень смелыми людьми, которые всего боятся». С другой стороны в некоторых постоянное давление и вездесущие ограничения рождают бунт, как в одном из рыбаков или в Эльзе.

Как победить «дракона»?

Марк Захаров впервые поставил пьесу Шварца еще в 60-ых в Студенческом театре, но уже после первого показа спектакль был запрещен. И вновь взяться за постановку режиссер смог только в 80-е во время «оттепели». Поэтому идеи, заложенные писателем, перенесены мастером через годы и осмыслены с позиций современности. Победу над драконом Захаров, следуя за литературным первоисточником, переносит на поле общечеловеческой ментальности и добирается до сути в недрах сознания, где как раз и сидит тот вечный конфликт между кипучим стремлением к свободе и покорным безволием, слабостью и внутренней слепотой. А значит, дракон — в каждом из нас, он часть нашей природы. Потому и свержение его невозможно, это вечная битва прежде всего с собой. Неслучайно, что смерть Дракона не дает людям свободы. Недавнее бесправие сменяется бесчинством, глупым разорением, что закономерно ведет к установлению нового контроля. И не важно, как называется глава такой системы — Дракон ли, президент ли. Суть одна. Ведь люди не могу найти в себе силу, чтобы стать свободными. А это значит быть самостоятельными, нести тяжесть принятия решений и держать за них ответ. Из-за этого Ланцелот говорит, что он завидует рабам: у них все ясно, заранее известно. Быть рабом проще. А свобода требует труда, постоянного движения, преодоления себя. Но в том-то и парадокс, что лишить права на независимость легко, а вот одарить этим правом никак нельзя. Ибо свобода — это осознанный способ жизни, который человек должен выбрать сам без чей-либо помощи.

Во время Великой Отечественной войны написал пьесу "Дракон" Шварц. Краткое содержание произведения вы можете найти в этой статье. Драматург в это время находился в эвакуации в Сталинабаде.

Пьеса "Дракон"

Пьеса "Дракон" Шварца, краткое содержание которой приведено ниже, - одно из ключевых произведений автора. Оно начинается на просторной кухне, у горящего очага греется кот. В это время в дом заходит прохожий.

Им оказывается Ланцелот. Он ищет хозяев, но безрезультатно. От кота он узнает, что люди, которые здесь живут, ушли. Это архивариус Шарлемань и его дочь Эльза. Кот грустен, потому что в семье случилось горе. Оказывается, что еще четыре века назад возле их города поселился жуткий Дракон. Раз в год он выбирает себе девушку, которую уводит с собой в пещеру. После этого ее никто никогда уже не видел. Ходят слухи, что все женщины умирают от омерзения. В этом году пришла очередь Эльзы.

Знакомство с архивариусом

В этот момент домой возвращаются хозяева. Они неожиданно приветливы с нежданным гостем. Внешне они спокойны. Эльза приглашает Ланцелота к ужину. Гостя поражает их самообладание. Вскоре выясняется, что они просто смирились со своей участью.

Они знают, что противостоять Дракону бесполезно. Около двухсот лет назад нашлось несколько смельчаков, но он всех их убил.

Эльзу должны увести уже на следующий день. Отец чувствует, что сразу после этого он умрет. Ланцелот пытается в них пробудить волю к сопротивлению, но ему ничего не удается. Тогда он заявляет, что готов убить Дракона.

В это время в пьесе "Дракон" краткое содержание которой вы читаете, раздается жуткий свист и шум. На пороге оказывается пожилой мужчина. Оказывается, что это и есть Дракон. Время от времени от принимает человеческий образ. После короткой беседы Ланцелот вызывает его на бой.

В их разговор вмешивается архивариус, который напоминает, что 382 года назад Дракон подписал документ, согласно которому назначать дату поединка должен соперник, а не он. Дракон говорит, что не собирается соблюдать эти правила, когда он их подписывал, был юным и несмышленым. В конце концов Дракон соглашается сражаться завтра.

Эльза и Ланцелот

Эльза пытается убедить Ланцелота, что он зря затеял все это, потому что она нисколько не боится умирать. Но Ланцелот твердо намерен расквитаться со злодеем.

Внезапно появляется кот, который сообщает, что о предстоящем поединке знает уже весь город. По этому случаю не заставляет себя ждать и Бургомистр. Вместе с ним приходит Генрих, его сын и бывший жених Эльзы, ставший личным секретарем Дракона. Когда Генрих остается наедине с девушкой, то передает ей приказ своего хозяина - убить Ланцелота. Для этого Генрих даже принес с собой отравленный нож. Эльза нож забирает, но решает убить им себя, а не ее благородного защитника.

В пьесе "Дракон", краткое содержание которой позволяет познакомиться с основными моментами произведения, важной оказывается встреча Бургомистра с сыном на центральном площади. Обсуждая предстоящие события, Генрих утверждает, что его хозяин сильно нервничает, поэтому даже спрашивает отца, не сомневается ли тот, что Дракон победит. Бургомистр вовремя соображает, что это тайный допрос, инициированный самим главным злодеем.

Вручение оружия

В пьесе Е. Шварца "Дракон" (с кратким содержанием можно познакомиться в этой статье) на этой же площади проходит вручение Ланцелоту оружия. Все это организовано с плохо скрытой фальшивостью. Вместо щита ему преподносят медный таз, а вместо копья - справку, что оно в ремонте. А также сообщают, что на складе не оказалось рыцарских лат.

Хорошие новости приносит только кот, но узнать их Ланцелот не успевает, потому что в этот момент с воем и свистом прилетает Дракон. Он приказывает Эльзе в последний раз проститься с Ланцелотом, а затем убить его. Вместо прощания происходит объяснение в любви, которое завершается поцелуем. После этого Эльза выбрасывает в колодец отравленный кинжал. Дракон понимает, что вынужден сражаться. Те, кто читал пьесу Шварца "Дракон", уверяют, что это один из самых напряженных и кульминационных эпизодов.

Бой с драконом

Наконец, Ланцелот получает настоящее оружие. Это меч, копье, ковер-самолет и шапка-невидимку, которые приносят ему погонщики ослов. Рыцарь тут же исчезает, надев шапку.

Появляются гигантские головы Дракона, объятые пламенем. Он нигде не может найти Ланцелота. Внезапно Дракон слышит звон меча и головы падают с плеч злодея одна за другой. Они молят о помощи, но внимания на них никто не обращает.

Когда все расходятся, появляется тяжелораненый Ланцелот. Он уверен, что смерть уже близко.

Власть у Бургомистра

В пьесе "Дракон" Шварца, краткое содержание которой мы сейчас описываем, после того как Ланцелот убивает Дракона, власть переходит в Бургомистру. Он приказывает всем именовать себя президентом вольного города, а бургомистром назначает своего сына. Все, кто выступает против, отправляются в тюрьму.

Новый правитель провозглашает себя победителем Дракона, в качестве награды желает жениться на Эльзе. Единственное, что его останавливает, - это страх перед тем, что Ланцелот может вернуться. Поэтому бывший Бургомистр отправляет сына к девушке, чтобы выяснить, нет ли у нее какой-нибудь информации о Ланцелоте.

Общаясь с Эльзой, Генрих всячески притворяется, что сочувствует ей, Эльза же этому верит и рассказывает все, что знает. Читатели пьесы "Дракон" Е. Шварца (краткое содержание по главам есть в этой статье) узнают, что Ланцелот больше не вернется. Раненым его отыскал кот и вывез из города на осле. В пути герой умер. Кот хотел вернуться назад, чтобы Эльза смогла проститься с умершим и достойно его похоронить. Но осел заупрямился.

Концовка пьесы

Бургомистр теперь уверен, что свадьбе быть. Он приглашает гостей со всей округи, но вдруг невеста отказывается выходить за него. Она обращается к собравшимся с яркой речью о том, что Дракон на самом деле не умер, а перевоплотился во множество людей и ее теперь опять некому защитить.

В самый неожиданный момент появляется Ланцелот, которого чудесным образом вылечили друзья. Гости прячутся под столом, а бывший Бургомистр льстит и лебезит перед ним. Рыцарь признается, что сильно тосковал по девушке, а она понимает, что любит его еще больше прежнего.

Бургомистр с сыном пытаются сбежать, но Ланцелот их настигает. Оказывается, что он целый месяц ходил по городу в шапке-невидимке, знает, до чего они довели город. Генриха с отцом заключают в тюрьму. Ланцелот же готовится к тяжелой работе - убить дракона в изуродованных человеческих душах.

Характеристика пьесы

Пьеса "Дракон" Шварца, краткое содержание которой не заменит само произведение, представляет собой пример классической аллегории. Вот только что именно она символизировала, долгое время было неясно. Советская цензура расшифровывала образы Шварца по-своему, писатели-подпольщики - совсем по-другому.

Советские критики в пьесе "Убить дракона" Шварца, краткое содержание которой вам уже известно, видели явное изображение фашизма. По их мнению, Бургомистр с сыном и его помощники - это крупная буржуазия, а многочисленные мелкие обыватели - мелкая, своеобразные мещане.

Идею аллегории усматривали и в том, что уничтожение фашизма вовсе не стало означать освобождение всех окружающих от темных сил, которые сохранились еще в мире. Ланцелот же выглядел сознательным пролетарием, который сокрушает фашистскую гадину, но не может одним ударом освободить мир от всех зол.

Во времена постсоветской интеллигенции восприятие романа стало совершенно иным. На этот раз Дракона ассоциировали исключительно с коммунизмом, а точнее с партией, которая стояла у власти. Бургомистр и его товарищи были чиновниками, стоящими у основ государства, а простые городские обыватели - русским народом, который пытается выдавить себя по капле, как завещал Горький.

В Ланцелоте постсоветская интеллигенция усматривала самих себя. Тех, кто сумел сокрушить 70-летний коммунистический гнет. Именно такое восприятие было близко создателям фильма, экранизировавшим произведение Шварца в 1988 году.

Произведение написано в форме пьесы. В основном диалоги и немного описания сцен. Начинается сказка с того, что в комнату, где находится кот, заходит случайный прохожий Ланцелот. Беседуя с котом Ланцелот выясняет что в доме живет архивариус с дочерью Эльзой и что девушку выбрал Дракон. Дракон правит в этих местах почти пол века, и раз в год забирает девушку к себе в пещеру. Девушки исчезают там без следа.

Возвратившиеся хозяева дома приветливо встречают гостя Увидев Эльзу Ланцелот влюбляется. Поражённый смирением этих людей перед своей участью Ланцелот решается на бой с Драконом. Встреча Дракона и Ланцелота происходит здесь же, в доме архивариуса. Ланцелот вызывает Дракона на бой. Дракон принимает вызов.

Сын Бургомистра города решив подстраховаться, просит покорную Эльзу убить Ланцелота. Он даёт девушке отравленный нож. Но Эльза не сможет убить.

В истории не последнее место занимает бургомистр. Он понимает, что если победа будет на стороне Ланцелота, привычный уклад жизни города изменится. А все уже привыкли к тому что Дракон единственное существо, которое угрожает их жизни.

В схватке с Драконом побеждает Ланцелот. Но он смертельно ранен и простившись с Эльзой исчезает. Жизнь города не меняется, на место ненавистного Дракона приходит не менее отвратительный Бургомистр. Объявив себя победителем Дракона Бургомистр решает жениться на Эльзе. Но планы его рушит вернувшиеся Ланцелот. После свадьбы с Эльзой у него ещё много работы в этом городе.
Повествование учит прежде всего убить Дракона внутри своей души.

Картинка или рисунок Дракон

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Письмо к учёному соседу Чехова

    Василий Семи-Булатов пишет письмо своему соседу Максиму. В начале письма он извиняется за беспокойство. Максим – ученый и недавно переехал из Санкт-Петербурга, но с соседями не познакомился, поэтому Василий решил первым пойти на контакт.

  • Краткое содержание Люди, которые играют в игры Берна

    В книге рассматриваются взаимоотношения людей в случаях, когда под внешне приемлемыми и социально одобряемыми формами скрывается манипуляция и стремление добиться психологических выгод.

  • Краткое содержание Кот ворюга Паустовский

    Однажды в одной из деревень спокойную и размеренную жизнь прервал случай, который нельзя назвать необычным.

  • Краткое содержание Чернильное сердце Функе

    Мо наделен уникальным даром. Когда мужчина читает вслух книги, то персонажи сказок оживают и переносятся в наш мир, но Мо еще не до конца освоил этот дар. Поэтому, когда книжные герои появляются у нас, на их место

  • Краткое содержание Слово о полку Игореве

    «Слово о полку Игореве» повествует о русских князьях и их набеге на половцев. Тематически все произведение разбито на три части, в каждом из которых существует история.

И з документального фильма Александра Казакевича «90 шагов. Убить дракона» (2013) :

Когда начались съемки, предполагалось, что у картины будет совсем другое название «Странствующий рыцарь». Странствующий рыцарь – это Ланцелот, потомок того самого легендарного Ланцелота, который совершил всем памятный подвиг, убил дракона! Но теперь все кажется похожим на то древнее предание, и все-таки все по-другому. Когда Ланцелот разговаривает с рыбаками, он удивленно замечает, что рыбаков, в принципе, дракон устраивает. И они совсем не готовы к тому, что дракона нужно убить.

«Дракон» – это сказочная пьеса драматурга Шварца, вершина его творчества. Евгений Шварц написал ее в 1943 году, когда могло показаться, что она про фашизм, который хочет завладеть миром. Под этим идеологическим прикрытием тогда же, в годы войны, «Дракон» был показан в Ленинградском театре комедии. После московской премьеры спектакля, поставленного Николаем Акимовым, «Дракон» был снят, а пьеса была запрещена. Ведь советские цензоры не ели свой хлеб даром. За виртуозным эзоповым языком Шварца они безошибочно увидели критику советской власти, однопартийной системы, тоталитарного государства.

– Ради кого идете на смерть? Хотите подарить им свободу? А что они с ней будут делать? Зачем она им, не думали? Фридрихсен, тебе нужна свобода?
– Мне? Ну зачем?
– А может вам, сударыня?
– Зачем мне свобода? Я замужем!

Цитата из фильма

В среде интеллигенции это произведение считалось культовым. Делались даже попытки его поставить. Одна из них, наиболее успешная, была осуществлена начинающим режиссером Марком Захаровым в 1962-м в студенческом театре МГУ. На одну из генеральных репетиций приехали Олег Ефремов, Валентин Плучек и другие звезды постановочного дела. Они не только посмотрели, но и надавили на принимающую комиссию своим авторитетом. Под их нажимом спектакль Захарова был принят, но просуществовал недолго. Как только разразился скандал по поводу знаменитой выставки абстракционистов в московском Манеже, опасную пьесу тут же закрыли. Раз и навсегда. Поэтому, когда Захаров написал председателю Гостелерадио Леониду Кравченко заявку на постановку «Дракона», все ждали решения с оптимизмом: ведь в стране начались новые времена, все запрещенное начали снимать с полок, печатать, публиковать, ставить. Почему бы не поставить и «Дракона». А уже если кто-то возьмется за это, то, конечно, режиссер, воплотивший до этого «Обыкновенное чудо» Евгения Шварца, Марк Захаров.

Во-первых, он начал большое строительство, а во вторых, запретил цыган.

Цитата из фильма

Захаров счастлив. Его заветная мечта осуществится. Он уже решил для себя, что Ланцелота сыграет только Александр Абдулов – звезда его театра имени Ленинского комсомола. А Бургомистра – исключительно Евгений Леонов.
По поводу дракона тоже не было особых сомнений. Безусловно, это Олег Янковский. Марк Захаров пишет даже специальное письмо с просьбой в качестве исключения утвердить этих актеров на свои роли без проб, учитывая их большой опыт работы в кино и то, что они уже снимались в фильмах Марка Захарова.

На роль отца Эльзы он приглашает актера не из театра, которым руководит, а «со стороны». Вначале ведутся переговоры с Алексеем Петренко, потом уже вроде бы окончательно утверждается Олег Борисов, но в конце концов роль достается Вячеславу Тихонову.

На роль возлюбленной Ланцелота Эльзы утверждается дочь режиссера Александра Захарова.

Несмотря на все старания, Николай Караченцов уже не подходит по возрасту на роль лучшего ученика дракона Генриха, и здесь мы видим одно из первых появлений на экранах будущей звезды «Ленкома» Виктора Ракова.
А еще в картине Захаров снимает лицедея Вячеслава Полунина. Он играет очень трудный и нужный фильму образ горожанина, который убил в себе поэзию полета и превратился в человека с тачкой.

Текст песен пишет Юлий Ким, музыку Геннадий Гладков. «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Формулу любви» Марк Анатольевич делал именно с ними. И в конечном итоге собирается любимая зрителями по предыдущим телевизионным проектам талантливая захаровская команда. Вот только появилась идея, что неплохо бы эту картину сделать не телевизионной, а выпустить ее в широкий прокат на большие экраны.

Для Марка Захарова – это незнакомый опыт. Но проектом заинтересовались немецкие продюсеры и готовы финансово поддержать будущую картину, в том числе и качественной кинопленкой. У Марка Захарова со времен «Обыкновенного чуда» остались прекрасные отношения с кинематографистами Германии. Как и в «Обыкновенном чуде», многие сцены «Дракона» снимались на натуре в средневековых замках. Особенно облюбовали кинематографисты замок в городе Мальборк в Германии. Многие натурные съемки были сняты на старинных улочках немецких городов, которые стали великолепными декорациями. Снимали также в польских городах – Гданьске и Вроцлаве.

Внимание к сценарию возрастает, и появляются серьезные замечания со стороны комиссии «Мосфильма». Захарову рекомендуют выровнять ритмику обеих частей, более выразительно прописать образы положительных и отрицательных героев, определиться с жанром своего произведения, отказаться от публицистических реплик на злобу дня, переработать финал. И еще: картину просят удешевить. Новые времена – трудные. Бюджет студии сокращается. Режиссеру рекомендуют подумать об отказе от сложных трюков и дорогостоящих сцен.

Но тонкое чутье подсказывает Захарову: трудности заключаются не в рекомендациях худсоветов, которых за свою жизнь он наслушался предостаточно. Нет, сложности будущего фильма заключались в другом: в бурных переменах, происходивших в обществе. Он понимает, что зрителю сегодня может уже и не понадобиться шварцевский дракон со всеми его зашифрованными образами, тонкими намеками и юмором с потайными смыслами.

Он обращается к своему проверенному соавтору Григорию Горину, чтобы совместно с ним решить, как преподнести дракона зрителям во взбудораженной стране. В какой-то степени они становятся заложниками этого бурного времени. Ведь все уже начали говорить буквально. Никому больше не нужны пародии. Никто не собирается читать между строк. Зачем? Все, что приходит на ум, можно выкрикнуть на площади, напечатать в газете, прочитать в «Огоньке». Драконов, которые правят столетиями, кажется, больше никогда не будет. Образы, показанные в фильме, воспринимаются как ретро. Зачем вообще нужно вспоминать былых генсеков, увешанных орденами?
Им тогда показалось, что мало кто услышал идею, о которой в голос кричал мудрый Шварц и из-за которой за постановку «Убить дракона» взялись Захаров, Горин и вся их команда.

Сначала в фильме жители города не готовы к тому, что дракона вообще нужно убивать. Это делает иноземец, который не ценит местных традиций. Жители Драконии умудряются придумать для себя, как оправдать любой поступок и любую жестокость своего тоталитарного хозяина. Они готовы не видеть, не слышать, не думать, не обсуждать.

Похожие статьи