Сочинение на тему: Справедливость - Сочинение по литературе. Как написать сочинение на тему "Справедливость"

22.09.2019

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

Эссе на тему:

<<Справедливости.>>

СТУДЕНТ 2 КУРСА

Попов Е.Н.

г. Москва 2010 г

Наиболее полное, а соответственно и более точное понятие является наиболее общим. Пытливый ум может привести тысячу примеров в доказательство этого. В первую очередь интересно рассмотреть это понятие в человеческих отношениях. Справедливость явления, ситуации в обыденной жизни для человека выступает как честность, как правильность, соответствующие совести, правдивости для себя, и, в конечном счете, трансформирующие в выгоду, которые уже выступают как прямо противоположные вещи к справедливости.

Справедливость наиболее полное понятие по сравнению с честностью, а уж тем более, совесть. Она, справедливость, входит в состав понятия истины. Справедливость как понятие относится к субъективному восприятию мира конкретным человеком. То есть, какое либо явление для одного будет выступать как справедливое, а для другого нет.

Конечно, справедливый человек обязан учитывать интересы общества. Но справедливость предполагает и ответственность общества перед личностью, которая также имеет право оценить общественные порядки в определенных ситуациях как несправедливые. Иначе говоря, справедливость есть мера соответствия между содержанием того или иного поступка и его оценкой в общественном мнении. Недаром справедливость часто сопоставляют с объективностью, т.е. такой оценкой различных действий, отношений, распределений, при которой не выпячивается, абсолютизируется чей-либо интерес (другого частного лица, социальной группы и т.д.).

Принцип справедливости требует, чтобы мы относились к другим так, как желаем, чтобы они относились к нам самим.

Быть справедливым - значит выполнять все то, что требует закон. А он требует выполнять все требования добродетелей: быть мужественным, благоразумным и т.д.

Таким образом, справедливость представляет собой самую совершенную добродетель, в ней словно соединяются все другие добродетели. Но справедливость выражается, прежде всего, в отношениях к другим людям. Поэтому исходный принцип справедливости есть принцип равенства. Несправедливость же проявляется в неравенстве, когда люди наделяют себя больше, чем других, различными хорошими вещами и др. Словом, пишет Платон, "справедливость есть некая середина между излишеством и нехваткой”. Люди сами неодинаковы и действуют в различных условиях. Поэтому чисто формальное исполнение принципа равенства не всегда может быть справедливым. Понятие справедливости может характеризовать некую пропорциональность. Пропорциональное равенство состоит в том, что имеющий большое имущество делает большой взнос, а имеющий малое - малый взнос; много потрудившийся получает больше, чем поработавший мало и т.д. Словом, общественная жизнь держится справедливостью, и справедливое - то же самое что пропорциональное.

Природная же справедливость (пропорциональная) состоит в том, что левая рука по справедливости делает меньше, чем правая, ребенок - меньше, чем взрослый и т.д.

И как мы видим в своем становлении и проявлении справедливость проходит путь в сознании человека от понятия честности к понятию совести. Справедливость выступает во всех этих понятиях субъективностью, как в момент развития социума, так и природы. Как вы могли заметить, здесь нам постоянно приходится сталкиваться с относительными значениями справедливости, поэтому будь то в социуме или в природе, конечно же, существуют только относительная справедливость, как явление. В сущности, справедливость имеет постоянное значение, но в познавательном процессе разум определяет субъективность, то есть объективной справедливости не существует. Например, если одно явление справедливо для одного объекта то для другого может оказаться полностью противоположным. Отсюда мы можем сделать удивительный вывод: только потому что справедливость содержит в себе и честность и совесть мы всегда будем добиваться справедливости по отношению к себе, начиная от благ прогресса и заканчивая «честным» судебным решением. Поэтому справедливость и ее познание есть относительная ценность, позволяющая осудить какие либо поступки, а значит, двинутся вперед, развиваться и становится человеком.

Формирование современного понимания справедливости является итогом многовековых исканий человечества. Сознание справедливости включает в себя как чувство справедливости, так и определенное знание о должном, о справедливом. Именно чувство справедливости, по его мнению, удерживает нас от нанесения обид другому лицу, от эгоизма, равнодушия. Чувство справедливости психологически опирается на чувство жалости. Жалость есть признание за другими права на существование и благополучие. В жалости человек ставит себя на место другого и признает однородность с собою. Это уравнение в чувстве жалости возводится разумом на степень ясной мысли. Конечно, имеются и другие факторы (в том числе и социальные), которые определяют формирование сознания справедливости. Элементарное понимание того обстоятельства, что дурные, несправедливые действия весьма скоро больно отзовутся ("Как аукнется, так и откликнется"). Следует отметиь, что вера в торжество справедливости является важным моментом нравственной жизни человека. Наконец, нельзя не отметить, что вера в торжество справедливости является мощным катализатором добродетельного поведения. С утратой этой веры возможно наступление морального нигилизма, пренебрежения к нравственным устоям общества. А это чревато опасностью для существования государства. Поэтому оно стремится при помощи права поддержать хотя бы низкий уровень справедливости, формировать веру в справедливость общественной жизни. Можно сделать вывод что справедливость все-таки есть как понятия, как оценка какого либо явления со своей точки зрения. Справедливость является субъективным отражением действительности и зависит от мнения и понимание. Для каждого человека существует своя справедливость, которую он высматривает в ситуации, процессе. Оно, понятие имеет некое сходство с мнением (сколько людей столько и мнений) Следовательно, справедливость не может быть абсолютом так как единой справедливости не бывает, а относительная бывает. Существование в основе которого лежит справедливость и есть та ценность и сущность человеческой жизни.

Сочинение на тему "Справедливость" - это работа высокоморального характера, и направлена она не только на то, чтобы оценить уровень грамотности ученика. Одна из главных задач такого сочинения - выяснить, как мыслит ученик в данном направлении. Потому что какие ученики преимущественно пишут сочинение на тему “Справедливость“? 9 класс, 8-й, 7-ой - в общем, те, у которых мировоззрение сформировалось, но не окрепло. В общем, функция этой работы больше психологическая.

Вступление

У многих возникает логичный вопрос - о том, как лучше всего начать. Ученики делятся на две категории. Те, кому трудно начать эссе, и те, кому сложно его закончить. В принципе, вступление такой работы, как сочинение на тему “Справедливость”, написать несложно. Достаточно начать с определения. Например, следующим образом: “Что такое справедливость? Это слово мы слышим регулярно, практически каждый день. Однако, как нам свойственно, мы редко вдумываемся в истинное значение того или иного термина. По сути, это синоним слова “правосудие”. А оно определяет моральную справедливость. Этика, естественные права, честность, праведность, рациональность, милосердие, закон - всё это имеет место в данном понятии”. Такого рода вступление сразу же настраивает человека на нужный лад, моментально определяя тему и давая понять, что по ходу ознакомления с текстом придется не только вникнуть в его содержание, но ещё и поразмыслить.

Главные вопросы

Сочинение на тему “Справедливость”, как и любая другая работа, должно заставить человека что-то переосмыслить. Конечно, школьные эссе не все подряд публикуют в газетах, однако надо помнить, что именно на этом ученик и тренирует свои навыки красиво, доступно и интересно делиться собственными мыслями. Так рождаются неплохие публицисты.

Так вот, в сочинении важно поставить вопрос. Волнующий, поскольку тема морально-этическая. Он может быть простым, но рассуждение ученика должно показать, что на самом деле все серьезнее. “Сколько же справедливости в нашем мире? Есть ли она вообще?” - вот яркий пример. За вопросом следует развернутый ответ: “Сегодня мы живем в материальном мире. В котором о таких понятиях, как порядок, закон, этика, любовь и уважение, заботятся, к сожалению, меньше всего. Практически все можно получить за деньги. Люди забыли про справедливость и равноправие. Всё теперь измеряется по шкале презентабельности и богатства”.

Рассуждение обязательно должно подкрепляться фактами или доказательствами. Это не только позволит логично завершить его, но еще и продемонстрирует личную позицию автора по отношению к этой теме.

Заключение

Сочинение-рассуждение на тему “Что такое справедливость?” состоит из трех частей. Из вступления, содержания и заключения. Что можно написать в последней части? Вывод, который подвел бы черту всему, что было сказано выше. Это может быть подходящая по теме цитата, а может личное мнение автора. Удачным заключением станет фраза, написанная примерно следующим образом: “Каждому из нас следует стать более лояльным, милосердным, добрым и рациональным. Ведь, как говорил Стендаль - мир станет более справедливым, если люди станут целомудреннее”.

Справедливость - это чаша весов в руках Фемиды, склоняющаяся в сторону того, кто прав. Сочинение на тему: «Справедливость» предназначено к написанию учащимися старших классов, потому что это сложное для понимания понятие. Можно сказать, что оно является синонимом слова «правда». Только вот правда у каждого своя.

Закон и мораль

Сочинение-рассуждение на тему «Справедливость» сложно в исполнении тем, что ученику не всегда понятно то, с какой точки зрения рассматривать это понятие. В общем и целом справедливость представляется в двух плоскостях: в законе и морали.

С законом все понятно: есть прописанные правила, где определено наказание, мера и граница дозволенного. А вот с моралью дело обстоит намного сложнее. Каждый человек обладает своим набором ценностей и принципов, согласно которым действует в обществе. Так что понятие справедливости является исключительно индивидуальным представлением. Поэтому сочинение на тему «Справедливость» стоит писать исходя из того, что это понятие является личным представлением.

Пример работы

Даже мини-сочинение на тему «Что такое справедливость?» стоит писать по собственным убеждениям. Можно в работу добавить аргументы из литературы, но тогда текст уже превысит формат «мини». В общих чертах такой пример может иметь следующий вид:

Я думаю, что справедливость - это черта человеческого характера. Только сильные духом могут следовать законам морали, защищая слабых и наказывая виновных. Справедливость - это когда каждый получает то, чего заслуживает.

Говорят, что она основывается на принципе равенства. Только там, где есть люди разных сословий, присутствует неравенство и несправедливость. Но это скорее социально-экономический момент, не имеющий никакого отношения к морали. На деле несправедливость проявляется в том, что некоторые люди начинают ставить себя выше других, умаляя их достоинства.

Справедливость выражается в отношении к другим людям. Каждый самодостаточный человек будет следовать по закону добродетели. Он точно знает, что такое правильно и неправильно, именно на таких людях держится общественная гармония.

Теоретическая база

Прежде чем приступать к сочинению на тему «Справедливость», необходимо ознакомиться с некоторыми секретами простого написания. Точнее - со структурой хорошего и полноценного текста. Он должен включать в себя:

  1. Первый абзац. Определить понятие. Справедливость связана с правдой, совестью и уважением к личности. Конечно, в словарях есть длинные и замысловатые определения, но их можно упростить к трем вышеобозначенным истинам.
  2. Второй абзац. Дать свой комментарий относительно понятия. Следует использовать такие словесные приемы, как «я думаю», «я считаю» и т.д.
  3. Третий и четвертый абзацы. Если есть возможность, можно привести аргументы из литературы. Например, вспомнить «Капитанскую дочку» Пушкина или печально известного «Тараса Бульбу».
  4. Пятый абзац. Подытожить все написанное.

Правда в моей жизни

В качестве еще одного примера можно представить сочинение на тему «Справедливость в моей жизни»:

Мне кажется, что справедливость - это прежде всего негласный закон, говорящий, что каждый должен получить по заслугам. Только с таким определением понятия я могу согласиться.

Мне кажется, что настоящая справедливость является мерилом нашего жизненного опыта. Чем больше человек пережил, чем больше разрешил проблем и трудностей, тем больше он понимает жизнь. Понятие справедливости у него будет шире.

Если говорить о справедливости в практическом применении, тогда стоит вспомнить тех, кто имеет с рождения проблемы со здоровьем. Эти проблемы учат его проявлять волю к жизни, о которой ничего не известно большинству здоровых людей. Награда - сила духа, которой могут позавидовать даже спортсмены. Эти качества человек обретает по справедливости, когда отказывается сдаваться даже в самых тяжелых жизненных условиях.

Приложенные усилия всегда найдут равноценную награду. Именно так справедливость проявляется в моей жизни. Сколько бы раз я не пытался (-ась) сделать что-то, полагаясь на везение, результат оказывался нулевым. Только после упорного труда можно получить желаемое. Думаю, это лучшее проявление справедливости, с которым приходится сталкиваться в жизни.

Напоследок хотелось бы сказать следующее: если человек все мерит материальными благами, тогда его жизнь будет несправедливой и скучной. Только с опытом приходит понимание, что в жизни все находится в равновесии. Это совсем как на весах Фемиды, чаша которых всегда склоняется в пользу того, кто прав.

Справедливость, честь и совесть есть ничто иное как – фундамент добропорядочных, достойных и светлых человеческих отношений.
Справедливость порой спасает жизни или решает так, как должно быть в действительности честно, а не по желанию кого-либо в сугубо своих корыстных или иных целях.
Честь – достоинство сильных и благородных людей, способных не падать низко, как опускаются некоторые люди, ведомые своими страхами, желаниями и целями.
Совесть есть черта порядочных, добрых и нравственных людей, способная побуждать к здравому рассуждению, в результате которого исход может быть справедливым и правильным.
Все эти элементы этики так или иначе связаны с повседневной жизнью каждого из нас и поэтому я изложу свои рассуждения на эту, столь актуальную тему.

Как говорил известный своей педагогической деятельностью основоположник научной педагогики в России — Ушинский.К.Д
«Быть справедливым в мыслях - не значит еще быть справедливым на деле»

И с данным умозаключением я полностью соглашаюсь, поддерживая подобный ход мысли относительно того, что в действительности происходит иногда не так, как должно быть на самом деле. Объяснить это, наверное, можно тем, что не всегда человеку хватает храбрости, стойкости характера, силы воли на деяние противоречащему несправедливости.

Так к примеру, в романе Булгакова Михаила Афанасьевича «Мастер и Маргарита » одной из основных идей является идея справедливости. А ее осуществлением заняты так сказать нестандартные, оригинальные и не привычнее для этой темы герои – Сам Дьявол и его свита. Таким образом, автор подчеркивает, что в том «вавилонском столпотворении», что представляла собой Москва 30-ых гг. 20 века, только Сатане по силам было восстановить справедливость и каждому воздать по заслугам, – Добро здесь оказывалось бессильным, что в действительности не является нормальным.
А вообще не исключено, что и в настоящей невыдуманной истории существуют такие примеры, но это уже другая история.

Если кратко описать понятие чести, то получится, что – это внешняя сторона совести, которая демонстрируется самим человеком при противодействии по отношению к тому, кто желает взять верх над ним необоснованно и несправедливо.

Как писал французский поэт и драматург, отец французской трагедии:


И это высказывание абсолютно справедливо и правильно по отношению к себе, ведь что есть человек, потерявший ее…

По этому поводу можно привести в пример всем широко известное произведение Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка ».

Героем данного исторического романа является молодой человек с высокими моральными качествами — Петруша Гринев. Честь свою Петр не измарал даже в тех случаях, когда ему угрожали смертельные опасности. Это был достойнейший уважения и гордости высоконравственный молодой, но не по годам смелый человек. Он не мог допустить безнаказанности клевету Швабрина на Машу, и поэтому вызвал его на дуэль. Так сказать – Человек чести!
Обратно же Швабрин – человек полная противоположность Гриневу Павлу: этот подлый юноша, для которого понятия справедливости, чести и совести вовсе не существуют. Он действовал наперекор всем, кто встречался на его пути, переступая даже через самого ради того, чтобы быть в выгодном положении, выполнив свое желание. Однако Швабрин - это другая история.

Лихачев Дмитрий Сергеевич советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН считал, что никогда нельзя позволять себе идти на компромисс с совестью, пытаться найти оправдание лжи, воровству и т.д.
И с этой мыслью нельзя не согласиться.
Все правильно, в точку, ибо поистине не существует никаких причин поступать против своей совести, которая итак плохого, с ничтожно малой вероятностью может «посоветовать». Что до совести, так это, по-моему, внутренняя сторона понятия чести.
А все возможные причины, вероятно, всего лишь отговорки, то есть прерогатива несерьезных или безответственных людей.

И конечно, мы, читатели, меньше всего ожидали от Долохова в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир ». Извинения перед Пьером накануне Бородинского сражения. В минуты опасности, в период общей трагедии в этом жестком человеке просыпается совесть. Этому бескрайне удивлён Безухов. Читатель как бы видит Долохова с иной стороны, а также ещё однажды удивимся, когда он с другими казаками и гусарами освободит партию пленных, где будет и Пьер, когда он с трудом будет говорить, увидев неподвижно лежащего Петю. Совесть – категория нравственная, без неё, как и без понятий вышеперечисленных невозможно вообразить настоящего Человека.
А если рассуждать относительно настоящего времени?! Какое положение сейчас с справедливостью честью и совестью у людей? Казалось бы, что утверждать можно о том, что эти понятия сейчас устарели, никому не нужны и по сути ими никто не пользуется. Так наши чиновники, да вообще чиновники почти любой страны. Люди все далеко не бедные, по должности и не должны являться таковыми, однако, это не столь важно. Другое дело заключается в том, что личных средств у каждого по какой-то неадекватной причине неумеренно, больше всего интересует: почему и куда деваются те деньги, которые выделяются на различные потребности населения, но не достаются им в полной мере. И где же тут справедливость? Где совесть и честь людей, которые подолгу своему обязаны служить народу?

И тем не менее, невзирая на подобные факты из общественной жизни, нельзя утверждать, что поднятые понятия по теме исключены в нашем современном обществе. Ведь какое бы время и обстоятельства не стояли в настоящем время, всегда найдутся Люди справедливые, честные и совестливые, которые будут на основании своего альтруизма помогать нуждающимся, спасать от опасностей, да и вообще помогать жить тем, кто запутался в себе и не может найти «доброго» слова и поддержки.
В заключение процитирую стихотворение Юлии Оленек, здесь в самый раз.

Ось і прийшла зима! Для мене це саме чарівне пору року. Взимку, звичайно, холодно, але дуже красиво. Я люблю дивитися як пурхає білий пухнастий сніжок, вкриваючи м’якою периною будинки, дерева, доріжки і все навколо.Взимку бувають чудові сонячні дні, коли сніг іскриться золотистими зірочками, сухий і морозний. У такі дні добре гуляти і дихати чистим повітрям. Ми з батьками дуже любимо гуляти в лісі. Влітку там можна знайти їжака, а восе

На картине Д. Шмаринова мы видим олицетворение суровой русской зимы и тяжелого детского труда крестьян. Вдали героя картины стоят одинокие елки, на земле сугробы снега, и кажется, на улице холодно. Создается впечатление грусти природы. Главный герой картины-маленький Влас. Из одежды на нем шапка и старые лохмотья, которые навряд ли согревают мальчишку. Мальчик ведет лошадь с санями. Конь склонил голову, тем самым выражая свою усталость.

И. А. Крылов - известный русский поэт-баснописец. В его коротких сатирических произведениях отразились не только многие события общественной жизни XIX века, но и стремление поэта сделать людей чище, добрее, честнее. Мне кажется, именно этого добивался И. А. Крылов, в баснях которого, как в прозрачном зеркале, мы можем увидеть не только свои недостатки, но и пути их исправления. Мораль басни «Волк и Ягненок» заключена уже в самой первой

В романе “Герой нашего времени” Михаил Юрьевич Лермонтов затрагивает те же проблемы, которые часто звучат в его лирике: почему умные и энергичные люди не могут найти себе место в жизни, почему они “старятся в бездействии”? Роман состоит из пяти частей: “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”. Каждая из них представляет самостоятельное произведение и в то же время является частью романа. Центральное место во всех п

Картина Ивана Фирсова « Юный живописец » - одно из первых произведений русской жанровой живописи.Сюжет этой картины незамысловат. В просторной, залитой ровным светом мастерской сидит перед мольбертом мальчик-художник и с увлечением пишет портрет девочки. Взрослая женщина, мать или старшая сестра, уговаривает маленькую натурщицу сидеть спокойно и сохранять позу. У ног художника стоит раскрытый ящик с красками, на столе - обычный реквиз

Стихотворение В. Брюсова «Юному поэту» было написано 15 июля 1896 года. Уже название произведения указывает на его форму – посвящения. Вообще, посвящение традиционно для русской классической поэзии. Вспомним хотя бы такие произведения, как «К кн. Вяземскому и В. Л. Пушкину» В. А. Жуковского, «К другу стихотворцу», «Поэту» А. С. Пушкина, «Русскому писателю» Н. А. Некрасова. В.А. Брюсов продолжает в своем творчестве эту традицию.

Встреча с Татьяной, знакомство с Ленским происходят у Онегина весной и летом 1820 года - ему уже 24 года, он не мальчик, а взрослый мужчина, особенно по сравнению с восемнадцатилетним Ленским. Неудивительно потому, что он относится к Ленскому чуть покровительственно, по-взрослому смотрит на его "юный жар и юный бред". Как же нелепа и - внешне, во всяком случае, - незначительна ссора Онегина и Ленского. И нам хочется верить: все еще

У будні кожен з нас або вчиться, або працює. Але настають довгоочікувані вихідні, ми збираємося всією сім’єю. У минулі вихідні видалася чудова погода, і ми всі разом поїхали на природу. Шукати відповідне місце довго не довелося, благо красивих місць у нас дуже багато. Ми розташувалися на галявині біля лісу. У мене досі перед очима ця картина.Полянка була дуже великою, ми бігали, веселилися, забувши про всі буденні справи. Здавалося, що

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» - произведение романтическое. Ее действие разворачивается на Кавказе, где живут гордые непокорные горцы, где суровые монастыри с аскетическим образом жизни и быта хранят свои вековые тайны, гдеобнявшись, будто две сестры,струи Арагвы и Курынесут с гор свои мощные потоки. Развалины монастыря, столбыобрушенных ворот, руины церкви, могильные плиты,которых надпись говорито славе прошлой..., -в такой обстановке

В литературе нередко используется прием противопоставления главному герою другого персонажа с тем, чтобы еще более четко выделить характеры. Этим приемом пользуется и Лермонтов в романе “Герой нашего времени”. Главный герой - Печорин - личность яркая, однако раскрыть многие его качества помогает появление на сцене Грушницкого. Противостояние Печорина и Грушницкого показано в главе “Княжна Мери”. Повесть ведется от лица Печорина. Он

Похожие статьи