Словесный портрет пример написания. Описание внешности человека. Словесный портрет человека

26.09.2019
Цели занятия:

- приобщение детей к мировой художественной культуре.

Задачи:

Познакомиться с портретом художника Левицкого;

Научиться составлять описательный рассказ о своём лице, развивать внимательность, наблюдательность;

Научиться понимать сочетание цветов, их подбор, соотношение цвета и тени на портрете;

Вызывать эмоциональный отклик, помочь почувствовать и понять красоту, изображённую на портрете.

Развивать внимание, речь, тонкую моторику пальцев рук.

  1. ый уровень: рисовать без схемы (на чистых листах бумаги);
  2. ой уровень: рисовать по схеме (на листах с готовыми овалами лица), передавать свой образ в рисунке.

Словарная работа: автопортрет, гамма.

Вспомогательный материал: диафильм «Творчество Левицкого» (фрагмент), репродукции картин известных художников- портретистов, листы бумаги, краски, зеркала.

Ход занятия

  1. Организационный момент,

Дыхательная гимнастика.

  1. Вступительное слово воспитателя.

Ребята, мы с вами пришли в мастерскую художника. Посмотрите, как здесь красиво. Вы тоже можете превратиться в художников. Но получится это только у того. Кто очень наблюдательный, внимательный и узнает друга по описанию.

  1. Игра «Узнай по описанию»

Задача: узнать друга по описанию.

Воспитатель, не называя имени ребёнка, описывает его внешность. Кто догадался, о ком идёт речь, становится художником и садится на его место.

  1. Работа с портретами.

Воспитатель читает стихотворение:

Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном Или в робе верхолаз,

Лётчик пли балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина называется... (Портрет)

  • Сейчас я покажу вам портрет молодой девушки. Написал его известный художник Левицкий. Это портрет его дочери. (Воспитатель показывает фрагмент диафильма- лицо девушки, даёт описание портрета).
  • Я расскажу о лице этой девушки. У неё полное лицо овальной формы. В верхней части лица находятся глаза. Глаза большие, круглые, коричневого цвета. Над глазами в форме дуги широкие чёрные брови. Ниже глаз- нос. Нос прямой, немного крупноват. Губы тонкие, розового цвета. Лоб открыт, длинные чёрные волосы зачёсаны назад.
  • Ребята, давайте вместе вспомним описание девушки, составленное мной.

а) О чём я говорила вначале? (Ответы детей -о лице.)

б) Затем? (О глазах, бровях.)

в) И в конце? (О носе, о губах, о волосах.)

  • Художник Левицкий смотрел на свою дочь и рисовал её портрет. Я словами описала её лицо.
  • Посмотрите, что есть у меня. (Зеркало.)

Свет мой, зеркальце, скажи Да всю правду доложи.

Я ль на свете всех милей,

Всех румяней и белей?

  • Кто так разговаривал со своим зеркальцем? (Царевна из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».)
  • Я, глядя в зеркало, расскажу вам о своём лице. (Рассказ воспитателя.)
  • А теперь вы будете рассказывать о своём лице. А для этого вам понадобится зеркальце.

План рассказа

  1. Какое по форме лицо: круглое, овальное, треугольное, квадратное.
  2. Глаза: величина, форма, цвет.
  3. Нос: большой, маленький, длинный, прямой, курносый.
  4. Брови: прямые, дугой, густые, редкие, широкие, узкие.
  5. Губы: большие, маленькие, полные, тонкие.
  6. Какие особенности на лице: шрамы, родинки, веснушки?
  7. Где находятся уши? Какие они по величине?
  8. Волосы: чёрные, белые, рыжие, длинные, короткие, густые, редкие.
  1. Беседа с детьми.
  • Ребята, посмотрите на себя в зеркало.
  • Лена, какого цвета у тебя глаза?
  • А ты, Андрюша, видишь себя в зеркале? Какие у тебя волосы?

Воспитатель напоминает план рассказа.

  • Посмотрите на этот план, он поможет вам составить словесный портрет.
  • Кто хочет рассказать о своём лице? (Рассказы двух детей.)
  1. Анализ детских рассказов.
  • Ребята, вы внимательно рассматривали себя в зеркало, рассказывали о своём лице. Вы понравились себе?
  • Я предлагаю вам нарисовать свой автопортрет. (Воспитатель объясняет значение слова.)
  • Посмотрите, я тоже нарисовала свой портрет.

Дети рисуют свои автопортреты.1-ый уровень: рисовать без схемы (на чистых листах бумаги);

2-ой уровень: рисовать по схеме (на листах с готовыми овалами лица), передавать свой образ в рисунке.

Затем проводится выставка автопортретов в группе.

Рефлексия:

Что нового вы сегодня узнали?

Работы каких известных художников- портретистов вам запомнились?

Литература:

« Основы эстетического воспитания» под редакцией Н. А. Кушаева. Москва. « Просвещение» 1985г.

О. В. Даведенко « Эстетика» Москва « Аст- Пресс» 2001г.

В. Г. Порудоминский « Счастливые встречи» Москва « Просвещение» 1990г.

Инструкция

Начните словесный портрет с описания анатомических особенностей человека. Дайте характеристику его внешности, отметив пол, возраст, расовую принадлежность, рост и телосложение. При затруднении идентифицировать расу, можно сказать на представителя какого народа он похож: на цыгана, бурята, японца. Телосложение человека бывает слабым, средним, коренастым и атлетическим. По степени упитанности его можно отнести к худощавым, нормальным, полным, тучным. Здесь же можно упомянуть об особенностях его фигуры – наличии горба, сутулости или выраженной асимметричности.

Перейдите к описанию формы головы, волосы и лица. В качестве характерных признаков головы укажите ее размер относительно общего телосложения и форму затылка – вертикальную, скошенную, выпуклую. Говоря о волосах, отметьте их цвет, длину, густоту, структуру (прямые, вьющиеся), наличие седины и залысин, признаки окрашенности. Опишите прическу и стрижку.

Говоря о лице, дайте не только общие сведения о его форме, контуре, степени полноты и таких особенностях, как наличие прыщей и морщин, но и сведения обо всех остальных частях подробно. Опишите высоту, ширину и контур лба и бровей. Рассказывая о глазах, отметьте их цвет, взаимное расположение, разрез, форму и выпуклость. Если человек носит очки, то укажите это. Не менее подробно опишите форму и расположение носа, губ, рта, зубов, подбородка и ушей.

Опишите характерные признаки других частей тела: шеи, плеч, груди, спины и конечностей. Особое внимание уделите ладоням и пальцам – толщине, отсутствию отдельных пальцев или их фаланг, признаков артрита, форме и размерам ногтей.

Большое значение при составлении словесного портрета уделяется функциональным признакам – походке, осанке, жестикуляции, мимике, голосу. Они могут быть специально изменены и не так устойчивы, как анатомические признаки, но часто помогают дополнить общее представление о человеке.

Если они есть, то дайте описание особых примет – шрамов, татуировок, пирсинга, отсутствию частей тела, хромоты. Опишите одежду и аксессуары, которые были на человеке. Словесный портрет готов!

У человека много внешних признаков, но все их можно отнести к двум большим группам. Благодаря этим группам характеристик создается словесный портрет любого человека, описание внешности помогает в идентификации личности.

Группы признаков

Первая группа – анатомическая. Именно с ее помощью можно передать анатомическое строение человека, любые особенности его внешности, эти признаки дают возможность определить пол, задать диапазон возраста и роста, показать, какое у человека телосложение. Антропологические признаки человека тоже описывает эта группа, а это черты внешности, расовые признаки, примерная национальность, какое у человека лицо, элементы на нем, каково строение тела, пропорции рук и ног по отношению к туловищу, форма головы, прическа, другие особенности внешности.

Вторая группа признаков – динамическая. При помощи этой группы описываются особенности движений человека, большинство из них основаны на процессах, которые можно назвать условно-рефлекторными. Именно они характеризуют особенности жестов, походки, движений головы и других телодвижений, которые человек с помощью усилий воли практически не контролирует. У человека много неосознанных движений и поз, это мимика и осанка, а также походка. Например, хромому человеку практически невозможно контролировать ровность и равномерность своей походки, в силу физической особенности на одну ногу он будет припадать или подволакивать ее.

Для чего создается словесный портрет

В криминалистике внешность человека описывается специальными терминами, создается словесный портрет. Человек может произвольно слегка поменять походку, следить за жестами, но функциональность тела в целом он не в состоянии изменить. Все телодвижения очень устойчивы, в то же время они неповторимы. Созданный словесный портрет помогает отождествлять не только живых людей, но также и трупы.

Идентифицировать человека по словесному портрету можно несколькими способами: предъявить на опознание подозреваемого, сопоставить описание внешности и фотопортрет. Криминалисты стараются максимально точно передать все нюансы внешности человека в описании, так как изначально никто не знает, какие именно признаки сыграют при розыске решающую роль.

Описание начинается с общих черт, далее упоминаются более мелкие. Первыми идут пол, затем примерный возраст, и лишь потом обрисовывается фигура целиком, далее голова, плечи, шея, грудь, лицо, особые приметы. Именно они являются особенно ценными, так как от татуировок, шрамов, хромоты, тика избавиться не то, что не просто, практически невозможно. Даже пластическая операция не помогает, так как основные биометрические параметры она не затрагивает, форма черепа какой была, такой и будет.

Мы каждый день встречаемся с разными людьми: добрыми, грустными, странными, высокими, тучными, красивыми, веселыми... Каждый человек, с которым происходит какое-то общение, оставляет определенный след в нашей психике. Эти "следы" не обходятся без словесного описания внешности субъекта. В своем уме или в разговоре с подружкой мы всегда опираемся на аспекты описания внешности человека.

Описание внешности человека: цель

Существуют науки, которые занимаются изучением внешности людей, например психология, филология, криминалистика и некоторые другие. С элементами описания внешности сталкиваются и врачи, когда изучают анамнез болезни или психотип больного. Без этого процесса не обойтись в бизнесе, особенно шоу-бизнесе. В модельных агентствах внешность девушки или парня играет ключевую роль, поэтому при заочном знакомстве с желаемой моделью инвестор или директор сначала знакомится со словесным портретом субъекта.

Описание внешности в обыденной жизни расширяет кругозор, способствует формированию вкуса и оценки людей. Помимо этого, собеседник может с легкостью сформировать образ описываемого человека в сознании по определенным прилагательным.

В психологии описание внешности также находится на важном месте. Целые теории личности и ее поведения строятся на внешнем облике индивидуумов. Например, теория Кречмера напрямую связывает темперамент, характер и направленность человека с его телосложением. И не только он отмечал некую взаимосвязь между внешними данными и внутренним настроем людей. С годами наши эмоции и стрессы накладывают отпечаток на внешность в виде морщин, походки, жестикуляции.

В юриспруденции есть огромный раздел, который называется криминалистикой. Эта наука также использует научное описание внешности человека, определяя критерии и правила этого процесса. Здесь описание тоже является важным процессом, так как по внешним данным жертвы и свидетели запоминают преступников. В этой науке внимание уделяется каждому элементу лица, туловища, конечностей человека. Наравне с этим обращают внимание на одежду и другие приметы, когда ищут пропавшего.

Виды описания внешности

Различают много разновидностей теорий и правил, которые позволяют как можно более точно описать человека внешне. Но этот процесс в целом можно разделить на два основных вида:

  • произвольное - которое характеризуется употреблением обычных народных слов, не структурировано, поэтому могут упускаться важные моменты;
  • систематизированное - используется с употреблением научных или специальных терминов, составленное по методу словесного портрета.

Что относится к анатомическим признакам человека?

Описание внешности человека - вот с чем многие люди сталкиваются при общении. Бывают случаи, когда нужно рассказать о том или ином человеке, описывая его внешность. Также с этим могут столкнуться и дети школьного возраста, к примеру если им дали задание написать сочинение: "Описание внешности человека".

К анатомическим признакам человека можно отнести органы и части тела, например, такие как голова, подбородок, лоб, лицо или туловище.

По анатомическим признакам можно определить пол человека, его возраст, рост и телосложение. Также можно определить антропологические черты внешнего вида человека, строение его тела и головы, а ещё элемента лица. Поскольку лицо считается "обложкой", которая характеризует внешность человека, то ему уделяется особое внимание.

Какие характеристики относятся к функциональному описанию?

Описание внешности человека не может происходить без определения его функциональных признаков. Последние проявляются во время жизнедеятельности человека. Они характеризуют двигательные и физиологические функции. Функциональное описание внешности человека отображает особенности проявления его жизнедеятельности. Характеристики, относящиеся к функциональным признакам, включают осанку, жестикуляцию, мимику, походку и речь.

Создавая словесный портрет человека, описание внешности и определение функциональных его признаков, в первую очередь многие обращают внимание на осанку. Ее можно проследить по положению головы - ее отношению к туловищу. Также осанка определяется положением туловища относительно вертикали. Характеризуя ее, можно применить такие прилагательные: сгорбленная, сутулая, свободная, прямая и распущенная. К примеру, руки могут располагаться вдоль туловища, на бедрах, за спиной или в карманах. А голова бывает откинута назад, наклонена вперед либо же склонена на один из боков.

Когда ученик пишет тематическое сочинение: "Описание внешности человека", то он может с помощью прилагательных охарактеризовать походку этого человека. Она бывает, например, медленной, шаркающей, тяжелой, подпрыгивающей, вихляющей, быстрой, семенящей, вразвалочку и с размахиванием руками.

Словесное описание внешности человека по функциональным признакам можно еще долго продолжать, ведь, как говорилось выше, сюда относится и жестикуляция, и мимика, а также речевые функции.

Методы словесного портрета

Словесным портретом называют криминалистический способ описания внешности человека с использованием специальных терминов. Этот способ осуществляется определенной системой с целью уголовной регистрации (например, розыск и отождествление живых людей или трупов).

Методы словесного портрета используют для того, чтобы опознать личность. Это могут делать путем предъявления для опознания, сопоставления внешности с фотопортретом, со словесным портретом, а также сопоставления словесного портрета с фотоизображением.

Произвольное описание внешности

Характеристика человека и описание его внешности могут быть сделаны произвольным образом. Их дают свидетели-очевидцы словами и выражениями, использующимися в обыденной речи. Это могут быть бытовые термины, местные говоры и тому подобное.

Произвольное описание может дать любой человек, который видел происшествие. Причем делает он это с помощью привычных для него слов, не используя научные термины. Такие описания часто помогают криминалистам найти нужного человека.

Систематизация в описании внешности человека

Систематизированным называют описание по методу словесного портрета. Основы систематизации в конце XIX века заложил Альфонс Бертильон. Такое описание помогает единообразно охарактеризовать элементы внешности людей, их приметы и одинаково воспринимать результат описания. Есть также основные принципы описания внешности, за счет которых достигается единообразие. Это такие принципы:

  • о применении стандартизированной терминологии;
  • о соблюдении последовательности в описании;
  • о максимальной полноте;
  • об описании в анфас и в правый профиль;
  • описание, которое осуществляется применительно к стандартному положению головы и состоянию внешности;
  • об описании, при котором выделяются особые приметы.

Какие есть правила в описании внешности?

Существуют также разработанные криминалистами правила описания внешности человека, с помощью которых характеризуют личность методом словесного портрета. Сюда относится полнота описания внешности. Ведь от этого в первую очередь зависит скорость розыска человека, потому что неизвестно, по каким именно признакам его можно будет найти.

Следующее правило - это последовательность описания. Сюда относятся такие общефизические признаки, как пол и возраст. Затем уже происходит анатомическое описание (например, фигура в целом, шея, плечи, грудь, спина, голова, в том числе и лицо).

Затем происходит описание с помощью специальной терминологии. Это нужно для того, чтобы обеспечить единообразное понимание получаемой информации. А вот источники информации делят на субъективные и объективные.

Применение прилагательных в описании человека по картине

На первый взгляд может показаться, что сделать описание внешности человека по картине не так-то уж и сложно. Но это не составит труда, если мы знаем хорошо человека, а если же нет, то придется приложить некоторые усилия. Первое, что нужно, - это хорошо знать прилагательные, с помощью которых можно сделать описание.

Например, смотря на картину, можно описать голову человека, применяя прилагательные, которые говорят о её размере: маленькая, средняя или большая. Охарактеризовать волосы человека по картине можно с помощью таких критериев: обилие, длина, тип, цвет или лобная линия. Волосы могут быть густыми, средними или редкими. Длина - короткие, средней длины или длинные. Тип волос может быть прямым, волнистым и кудрявым. Цвет - светло-русый, русый, темно-русый, черный и рыжий. А лобная линия бывает прямой, дугообразной, волнистой и ломаной.

Глядя на картину, можно любыми прилагательными описать лицо человека в целом, его лоб, брови, глаза, нос, рот, губы, зубы, подбородок, ухо и шею. Так же характеризуют плечи, грудь, спину, руки и ноги.

Характеристики внешности русского человека

Еще одной загадкой для этнопсихологов, физиогномистов, филологов является внешность русского человека. Описание ее не очень легко сделать, потому что это очень расплывчатое понятие. Многие говорят, что у настоящего русского человека должны быть голубые глаза, светлые волосы и плоская высокая фигура. Но если затронуть глубже этот вопрос, то это могут быть светлые или темные карие или голубые глаза, а также все цвета и оттенки зеленого. Волосы - светло- или темно-русые и очень густые, а фигура - стройная, высокая. Нет никакой закономерности в форме носа и губ русского человека. Они могут быть абсолютно разными. А вот кожа у русских зачастую светлая и матовая.

Соотношение характеристики человека и описания его внешности

Еще несколько веков назад некоторые ученые заметили соответствие внешнего вида и некоторых черт характера, характеристик личности. Человек полный характеризуется пристрастиями (например, к еде), то есть у него слабая сила воли. Такие люди ориентируются на мнение окружающих, приветливы и любят общение.

Люди, обладающие визуально большой головой и плечами, любят риск, склонны к деятельности физической, но не отличаются милосердием и состраданием.

Худощавые люди с высоким лбом и узкой грудной клеткой характеризуются как чувствительные, любящие уединение, тихие, скрытные, неактивные в общении.

Существуют теории, которые связывают цвет лица, его несимметричность, импульсивность с образом жизни, который ведет человек. Описание внешности в этом случае будет опираться на внешние характеристики и характеристики деятельности человека.

Кроме этого, существует обратная сторона этого процесса. Нужно обратить внимание, кто делает описание внешности человека. Пример: личность, склонная все контролировать, будет описывать сначала лидерские черты человека и его поведение в этом ключе. Субъекты, стремящиеся постоянно обогащаться, будут обращать внимание на стоимость часов, косметики на лице и одежду и так далее.

Мой друг невысокого роста, у него широкие плечи и он крепкого телосложения.Он весьма привлекателен, голубоглаз, светлые волосы. Его часто приглашают на олимпиады, потому что он умный и талантливый. Он нравится девчонкам, так как оьщительный и веселый, с ним не соскучишься. Еще он аккуратен и следит за собой, своим внешним видом. У него хороший характер, он не важничает, не любит лжи и нечестности. Я хотел бы его порадовать тем, что пригласить его к нам на дачу на шашлыки. Он любит отдыхать на природе. Я думаю, это предложение ему понравится.

у меня есть подруга у неё коричневые волосы, зелёные глаза, она любит маленьких собачек и кошечек, характер у неё вспыльчивый и вредный, но я её люблю за её чувство юмора, но ей самой не нравится когда над ней шутят.
когда она приходит ко мне в гости мы играем в различные игры. она очень любит убираться и я всегда удивляюсь как можно так любить убираться.
она очень хорошая подруга, иногда очень вредная, иногда смешная, но за это я её и люблю.

У меня есть подруга, которую я понимаю с пол слова. Она: добрая, с чувством юмора, всегда готова поддержать в трудную минуты, всегда выслушает и даст совет. Так же она блондинка, высокого роста, среднего телосложения, голубые глаза. Может она какая то странная, но для меня она настоящий друг

Мы с Верой дружим с раннего детства, потому что живем в одном доме. Вера - очень красивая девушка. У нее большие зеленые глаза и длинные черные волосы до пояса, которые она отращивает с пяти лет. Волосы Веры - предмет зависти всех ее подруг. У Веры тонкий прямой нос, маленькие уши и широкий лоб. Волевой подбородок выдает в моей подруге решительную и целеустремленную личность. И действительно, Вера всегда добъется своего, как бы трудно это не было. Вера очень аккуратна, все ее вещи лежат на своих местах, тетради и учебники в обложках, чтобы не терлись и не пачкались. И дома у нее всегда порядок, потому что Вера не боится труда и с радостью помогает своей маме убирать и готовить. Одевается Вера со вкусом и умеет даже самый простой наряд украсить ремешком, сумочкой или подходящим по цвету платком, шарфиком. Она и сама любит шить себе костюмы и платья, потому что занимается в юношеской студии моделирования одежды. После окончания школы Вера собирается учиться на дизайнера, чтобы самой моделировать костюмы для театра и кино. Вера старательна и терпелива, поэтому в школе получает в основном хорошие отметки. Самые любимые уроки моей подруги - литература и история. Помимо шитья Вера любит смотреть телевизор.Ей нравятся научно-популярные фильмы о животных и тайнах нашей планеты, а также диснеевские мультфильмы. Но самое главное то, что Вера - хорошая подруга, а значит, никогда не подведет и не оставит меня в беде.

Собственные элементы

и признаки

Общефизические

Антропологический тип

Анатомические

Телосложение

Голова в целом

Лицо в целом

Волосяной покров

Подбородок

Ушные раковины

Волосы на лице

Функциональные

Жестикуляция

Артикуляция

Привычки

Особые приметы

Родимые пятна, следы операций, татуировки, особенности в движении и др.

Сопутствующие признаки

Головной убор

Аксессуары

Пример описания по методу словесного портрета.


По фотоснимку описываются только те приметы, которые наблюдаются или известны.

Мужчина , около 30 лет, европейского типа, рост приблизительно 185 см, телосложение среднее.

Голова средней высоты, яйцевидной формы.

Волосы темные, прямые, средней густоты и длины, линия роста волос М-образная, волосы зачесаны слева направо, без пробора.

Лицо узкое, овальной формы, со средними чертами, средней полноты, профиль выпуклый.

Лоб средней высоты и ширины, прямой, отклонен назад.

Брови дуговые, длинные, сужающиеся к вискам, косовнутреннего положения, близкорасставленные, высокие, средней густоты.

Глаза миндалевидные, средней длины и раскрытия, косовнутреннего положения, серо-голубого цвета, со средне выраженным нижним веком.

Нос средней высоты (длины), ширины, выступания и глубины переносья, с извилистым контуром спинки носа, основание горизонтальное.

Рот средней длины, углы рта расположены горизонтально, контур смыкания губ прямой, высота верхней губы средняя, выступающие в профиль.

Подбородок овального профиля, малой высоты, средней ширины, выступающий.

Ушные раковины средней величины, скошены назад, общей оттопыренности, прямоугольной формы, с отдельным креплением мочки к щеке.

Волосяной покров на лице отсутствует.

Шея средней высоты и толщины, прямая, кадык средней выраженности.

Особые приметы: шрам на правой стороне шеи, длиной 4 см.

Одет в рубашку серого цвета, ворот расстегнут.

При личном наблюдении описываются функциональные элементы внешности.

Задание № 9.3.

Из полного описания внешнего облика человека выделите признаки, которые следует использовать при розыске, и составите оперативно-розыскную ориентировку.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Похожие статьи