Сколько ставка у учителей в разных странах. Сколько зарабатывают учителя в разных странах мира. Джен, учитель математики, Норвегия

18.01.2024

Вот и наступила последняя неделя отпуска. Учительский отпуск длится 56 дней. Для кого-то слишком много, для кого-то в самый раз.

Интересными размышлениями о плюсах и минусах отпуска вообще, о системе отпусков в разных странах рассказывает Лилия Павловна Казанцева в своём удивительном блоге "Географочка" . Материал настолько заинтересовал меня, что я решила узнать, сколько отдыхают наши коллеги, учителя, в разных странах мира.

Поиск информации привёл меня к удивительным исследованиям, которые можно объединить названием "Как живут учителя в разных странах". Я попытаюсь обобщить всё, прочитанное мною. О зарплате говорить не будем: слишком больная тема для педагогического сообщества. Единственное, о чём можно сказать, так это о том,
что лучше всех живётся немецким учителям, которые в месяц приносят домой 4500 долларов и могут себе позволить кататься по всему миру.

Польша

Уважаемые коллеги! А как работаем мы? Не возьмёшь больше 36 часов (в расписание не уложишься иначе). Что касается бесплатных часов - так это, по-моему, классное руководство наше: и классные часы, и экскурсии, и собрания, и ежедневные звонки ученикам и родителям по тому или другому вопросу. Думаю, набежит больше, чем 2 часа.

В Польше учителям могут предоставлять льготы. При этом каждое воеводство может внедрять свои "бонусы". Кто-то предлагает 50%-ную скидку на проезд, кто-то даёт специальные талоны, которые можно поменять в магазине на продукты.

Коллеги! А какие льготы есть в вашем регионе?

Германия

Немецкие учителя живут на очень достойном уровне. При ставке 25 часов в неделю немецкий учитель может получить статус чиновника. Как следствие, уменьшение налогов и высокая пенсия в старости.

Учитель в Германии может вести сразу несколько предметов (например, физику, немецкий язык и физическую культуру).

Турция

Педагог в Турции - уважаемый человек. При виде учителя в знак уважения школьник обязан застегнуться, если, например, шёл нараспашку.

Родители стремятся подружиться с учителями, поэтому часто приглашают педагогов в гости, а по праздником отправляют детей с подарками.

Франция Учителя на работу принимает не директор, а государство, которое ежегодно выделяет определённое количество учительских мест и проводит на них конкурс. Число желающих их занять очень большое, поэтому многие претенденты не получают работу с первого раза. Но счастливчики обеспечиваются работой по распределению. И здесь их ожидает не совсем приятный момент: школа может находиться в другом городе или районе. И учитель ездит туда на работу, а дорогу оплачивает государство (хоть в чём-то утешение!).

И во Франции для учителей предусмотрена, например, такая льгота: бесплатное посещение национальных музеев.

Великобритания

Как в Германии и во Франции, в Великобритании статус учителя нужно заслужить.

Британские педагоги обязаны находиться в школе весь день (как правило, с 8:30 до 15:30), несмотря на количество своих уроков.

Кроме того, учителям запрещено давать частные уроки не только ученикам своей школы, а вообще учащимся, т.к., по мнению чиновников, это может негативно повлиять на качество преподавания: учитель тратит время не на подготовку к основным урокам!

Израиль

Начинающие учителя вынуждены работать по 40 часов в неделю (чтобы заработать больше денег).

Проводит учитель в школе весь день (с 8:00 до 16:00), кроме того, педагог при помощи магнитной карточки отмечает свой приход и уход.

Зато у учителей Израиля кроме официального выходного в субботу есть ещё два дня отдыха среди рабочей недели. Каждые 6 лет педагог имеет право уйти в творческий отпуск, причём получает ещё при этом и зарплату.
Ну вот, пожалуй, и всё, что мне удалось разыскать. Выводы? Для себя я делаю такой: везде есть плюсы и минусы (не буду говорить снова о зарплате) в системе образования. Свою профессию я люблю, стараюсь работать с радостью. А чиновники от образования и у нас, и в любой другой стране могут придумывать всё, что угодно. При этом российский учитель справится со всеми тяготами (ФГОСы, ЕГЭ, ГИА, УУД и пр.)!
Уважаемые коллеги! Пусть последние дни отпуска будут солнечными и ясными!

Главная цель школы — идти в шаг с программой, вовремя её закончить и сдать экзамен. На учеников выливают тонны информации, и за всей это суетой у них не остаётся времени, чтобы заниматься творчеством и развивать свою личность. А на учителей по-прежнему давят, чтобы те прошли с детьми программу в срок.

Адриана, учитель английского языка, Румыния

Никогда не мечтала быть учителем, но хорошо знала английский. Отец посоветовал сдать «учительский экзамен» и получить лицензию на преподавание. Если сдаёшь экзамен на высокий балл (от восьми и выше) — можешь преподавать в городских школах. Если меньше — в сельских.

Я оказалась во второй группе и уехала работать в деревню. Проработала там около трёх лет, а потом вышла замуж, ушла в затяжной декретный отпуск (у меня трое детей), и в ту школу больше не вернулась.

Молодые учителя должны проработать два года, чтобы получить бессрочный профессиональный сертификат. Через два года приходит инспекция, которая смотрит на твои уроки и допускает (или нет) к экзамену.

Вообще, стать педагогом в Румынии несложно. Сложно найти место, где можно работать на постоянной основе

Часто учителя работают на заменах, но это сплошная нервотрёпка: каждую неделю нужно вести минимум 18 уроков и бегать из школы в школу, которые могут находиться далеко друг от друга.

Шесть лет назад я решила вернуться в школу и снова пошла сдавать «учительский экзамен». На этот раз получила высокую оценку и могла бы работать в городской школе. Но в городе не было вакансий для учителей английского. Поэтому вновь вернулась в деревню, правда, и там нашла работу только на полставки — сейчас у меня всего три урока в неделю.

Румынские учителя работают много, а вот зарабатывают мало. Зарплата зависит от стажа, квалификации и количества отработанных часов. Все мои коллеги жалуются на непосильный объём работы и крохотные зарплаты.

Я люблю свою работу, чувствую, что это моё предназначение. Но ненавижу бюрократию. Мы должны готовить планы уроков и отчитываться о любом мероприятии, которое хотим провести с детьми. Многие учителя отказываются от своих идей, потому что придётся потратить тонну часов, чтобы объяснить их руководству.

Школьная программа в Румынии не соответствует реальности. Она сконцентрирована на конкретных предметах, а не нуждах ребёнка.

Милица, учитель английского, Сербия

(Имя учителя изменено по его просьбе)

Стать учителем в Сербии несложно — надо только окончить педвуз. А вот найти работу в государственной школе уже сложнее, потому что квалифицированных специалистов гораздо больше, чем мест. Я много лет преподавала английский в частных учреждениях. Только три года назад удалось устроиться в государственную школу по рекомендации знакомой — в Сербии это обычное дело.

Учителя государственных школ в среднем зарабатывают 42 000 сербских динар в месяц (примерно 417 долларов). Этого недостаточно для комфортной жизни, особенно если снимаешь квартиру, за которую отдаёшь ползарплаты. Поэтому преподавание часто не единственное занятие школьных учителей.

Последние годы система образования сильно меняется и, честно говоря, мы уже потерялись в этом процессе. Мы не понимаем, чего от нас хотят. Родители давят на учителей (особенно в начальной школе). Они ждут, что дети будут преуспевать по всем предметам, но это в принципе невозможно, потому что у каждого ребёнка свои сильные и слабые стороны. Дети и подростки перестали уважать учителей и систему образования в целом. Ценности меняются, повсюду заметно влияние Запада.

Ненавижу скучную и бесполезную административную работу, которую нас заставляют делать. Ещё не люблю грубых и заносчивых подростков, которые пытаются сорвать урок. Но дети защищены тем, что они — дети, а любой конфликт в классе или низкую успеваемость вменяют в вину учителям.

Мне нравится, когда детям нравятся мои уроки. Я понимаю, что не могу изменить мир, но могу урок за уроком показывать учениками красоту знаний и открывать для них новые возможности.

Джен, учитель математики, Норвегия

Для поступления в педвуз хватает даже посредственных оценок, потом нужно отучиться пять лет — и всё. Я вообще сначала шесть лет проработала без диплома, а потом пошла учиться.

Быть учителем в Норвегии — совсем не престижно, хотя зарплаты в образовании неплохие. По крайней мере, их вполне хватает на жизнь. Стартовая зарплата около 500 000 норвежских крон в год (более 5 тысяч долларов в месяц).


Я люблю преподавать, и мне нравится, что я играю важную роль в жизни своих учеников на их пути ко взрослой жизни. Но терпеть не могу многочисленные отчёты и формы, которые мне приходится заполнять.

Главная проблема национального образования — это «целевая» система. Мы оцениваем каждого ученика по специальной шкале по каждому предмету. Детям приходится решать кучу тестов и не хватает времени на творчество.

Фрай, учитель обществознания и тайского языка, Таиланд

Когда-то работать учителем в Таиланде было невероятно сложно и престижно. Глубокие знания и высокие моральные ценности — учителя должны были стать примером для детей. Всё меняется: сейчас учителем может быть каждый — надо всего лишь сдать тест.

Средняя учительская зарплата начинается с 15 000 бат (чуть больше 450 долларов). Это мало за тот объём работы, что нам приходится делать. В сёлах зарплаты ещё ниже. Содержать семью на эти деньги почти невозможно. Многим учителям приходится брать кредиты и залезать в долги.

Родители и дети сейчас всё меньше доверяют школе. Лучшие учителя уходят в частные образовательные центры. В конце концов я тоже бросила работу в государственной школе. Теперь работаю в центре неформального образования, где занимаюсь действительно учениками, а не бумажками.

Я думаю, тайскому образованию необходимо развивать структуры, которые готовят профессионалов и уделять больше внимания профориентации. Чтобы поступить в престижные университеты, дети часто дополнительно ходят в частные школы. Там их натаскивают по каждому предмету. Проблема в том, что многие подростки даже не понимают, чем хотят заниматься в будущем, и выбирают профессию по советам родителей и друзей.

Изменения, конечно, есть: например, постепенно детям дают высказаться и поучаствовать в жизни класса без страха быть наказанным. Важно, чтобы ученики, которые провалили тесты, не думали, что они глупые и продолжали искать себя в других сферах, например, спорте или музыке.

Как живется учителям в разных странах

Педагогам в Турции целуют руки, в Англии запрещают подрабатывать, а в Польше их подкармливают.

Мы узнали, в каких странах учителям жить хорошо!

Накануне Дня учителя украинские школы в буквальном смысле "гудели" от поздравлений, школьники традиционно благодарили своих наставников за их труд. И труд, надо сказать, нелегкий. Ведь при сегодняшних зарплатах бюджетников, чтобы работать в наших школах, нужно быть настоящим энтузиастом. Напомним, что оклад учителя высшей категории составляет всего 1500 грн. "Правда, за счет разнообразных надбавок - за классное руководство, тетради, стаж и т. д. в среднем украинские учителя получают 2000-3000 грн.", - говорит Екатерина Давыдова, замдиректора по учебной работе Украинского физико-математического лицея КНУ им. Т. Шевченко.

(Лишь один из пяти украинцев считает профессию учителя престижной)

Мы решили выяснить, как живется педагогам в других странах. Оказалось, что в Турции учителей настолько уважают, что даже целуют им руки. А вот израильские педагоги вынуждены бастовать из-за низких зарплат. Их доходы, как и украинских коллег, в 2 раза ниже, чем средние по стране. Лучше всех живется немецким учителям. которые в месяц приносят домой 4500 долларов и могут себе позволить кататься по всему миру. Вот бы и нашим так!

ПОЛЬША: ЗА ПРОДУКТЫ МОЖНО НЕ ПЛАТИТЬ

День учителя в Польше отмечают 14 октября. "Дети устраивают концерт, дарят цветы и больше ничего. Если родитель принесет педагогу дорогой подарок, то каждый уважающий себя учитель, чтобы не чувствовать себя обязанным, откажется от него", - рассказывает польский педагог Агнешка, которая работает в Киеве.

ФИНАНСОВЫЙ ВОПРОС. "Если говорить о деньгах, то учителя, увы, не могут похвастаться очень высокой зарплатой, - сожалеет она. - Поэтому многие, к примеру, просто работают на 1,5 ставки, чтобы получить больше. Но при этом нельзя превышать лимит в 27 часов в неделю. К тому же, каждый учитель обязан отработать в школе 2 бесплатных дополнительных часа в неделю. Он может либо повести детей на экскурсию, либо организовать какой-то кружок".

Средняя зарплата польского педагога - $800 в месяц (а средняя по Польше - $1300). Хотя учительский заработок может очень отличаться в зависимости от воеводства (административная единица Польши. - Авт.), где трудится педагог. Кстати, каждое воеводство может внедрять свои "бонусы" для учителей. Как пример - скидка на проезд в 50% или специальные боны на определенную сумму, которые можно поменять в магазине на продукты.

НЕТ КУМОВСТВА. Как говорит Агнешка, учитель в Польше не будет давать частные уроки тому ученику, которого он учит в школе, потому что это неэтично. Кроме того, редко когда учитель будет "рекламировать" своего коллегу в качестве репетитора родителям ученика.

ГЕРМАНИЯ: НА ЗАРПЛАТУ РАЗЪЕЗЖАЮТ ПО МИРУ

Из опрошенных нами учителей из разных стран мира самыми довольными своей жизнью оказались немцы. Оно и не удивительно: если среднестатистический немец получает около 2500 евро, то учитель, по словам директора Немецкой школы в Киеве Ренаты Хаберланд, все 3500 евро при ставке 25 часов в неделю. Плюс к тому он может получить статус чиновника. А это - уменьшение налогов и высокая пенсия в старости. "Так что наши учителя живут на очень достойном уровне, - говорит Рената. - Когда я была в Германии, то могла позволить себе арендовать 3-комнатную квартиру за 600-700 евро, а во время отпуска много путешествовать. На свою зарплату я объездила весь мир, разве что в США не была. И то только потому, что боюсь летать через океан".

ЧЕЛОВЕК-ОРКЕСТР. Но, как известно, с тех, кому много платят, много и спрашивают. Так, немецкие учителя могут вести сразу несколько предметов. В Германии можно нередко встретить педагога, который одновременно преподает физику, немецкий и, допустим, физкультуру. А чтобы получить право работать в школе, приходится сдавать после окончания вуза несколько экзаменов. Сразу после выпуска - Первый государственный. После него нужно пройти 2-годичную практику по распределению, а после этого сдать Второй государственный экзамен. И только после этого можно заняться поиском работы в школе. "Кстати, у наших учителей свободный график, - говорит Рената. - Никто не будет заставлять его сидеть в школе, если у него, к примеру, только 1 урок. Также редко кто из немецких преподавателей дает частные уроки, тем более тем ученикам, которых они учат в своей школе. То, что в Украине это так распространено, меня расстроило. Зато у вас в средних и старших классах отношения между учителями и учениками более теплые".

ТУРЦИЯ: УЧИТЕЛЮ ЦЕЛУЮТ РУКИ И ПРИГЛАШАЮТ В ГОСТИ

Как рассказывает директор международной школы "Меридиан" (в этой школе преподает много педагогов из Турции) Юмит Карагозлю, в Турции свой профессиональный праздник учителя отмечают 24 ноября. "Это особенный день, потому что педагоги в Турции - уважаемые люди. Когда мамы и папы отдают своего ребенка в школу, они зачастую говорят: "Он весь ваш", - рассказывает Юмит. Уважительное отношение к учителю должны демонстрировать и турецкие ученики. По словам учителя английского языка той же школы Али Гюля, при виде педагога в знак уважения школьник обязан застегнуться, если, к примеру, он шел нараспашку. А вот выпускники начальной школы после ее окончания порой даже, чтобы выразить свою благодарность, целуют руки своим наставникам.

ТРЕУГОЛЬНИК ДРУЖБЫ. Кроме того, в Турции бытует мнение, что чем ближе отношения между педагогом, учеником его родителями, тем плодотворнее будет проходить учеба. "Поэтому родители стремятся подружиться с учителями. Турецкие семьи (даже в больших городах) частенько приглашают педагогов к себе в гости, а по праздникам отправляют своих детей к ним с подарками", - говорит Али.

УЧИТЕЛЬСКИЙ КОШЕЛЕК. Однако, несмотря на такое отношение в обществе, зарплата у турецких учителей немногим больше, чем средняя по стране в $800. Они получают в среднем $1000. Но благодаря различным бонусам могут ее существенно дорастить. "Так, за научную степень дополнительно платят $200-300, за курсы повышения квалификации - $200, за своих детей - $100-170, - рассказывает Юмит. - Еще для учителей в Турции есть скидка 50% на проезд в транспорте". Среди прочих плюсов учительской работы - короткий рабочий день, который длится полдня. Дети учатся здесь в 2 смены, соответственно на каждой - свои учителя.

ФРАНЦИЯ: РАБОТОДАТЕЛЬ - ГОСУДАРСТВО

Стать учителем во Франции весьма непросто. Почему? Да потому, что с одной вузовской "корочкой" молодого специалиста на работу никто не примет. Дело в том, что во Франции учителей нанимает на работу не школа, а государство (соответственно, конкретный директор школы не имеет права уволить педагога без согласия "сверху"). Оно ежегодно выделяет определенное количество учительских мест и проводит на них конкурс. При этом число желающих их занять - в несколько раз больше, поэтому многие не получают право на преподавание с первого раза. Но зато победителей конкурса обеспечивают работой по распределению.

Однако это вовсе не означает, что педагог будет отрабатывать свою нагрузку в 18 часов только в одной школе и даже в одном городе. Единственное утешение: затраты на дорогу "страдальцу" оплатят. "Одной учительнице приходилось 2 раза в неделю ездить из Марселя в Авиньон, которые находятся на расстоянии 87 км. Через месяц такой жизни бедняге стало нездоровиться", - рассказывает Алина Аксёнова, которая год проработала ассистентом учителя русского языка во Франции. Но многие терпят такие лишения, так как французские педагоги зарабатывают очень неплохо: 1500-2000 евро (средняя зарплата - 2068 евро).

УЧЕБА ПО-ФРАНЦУЗСКИ. Кроме того, у учителей существует ряд надбавок, которые позволяют им "разбогатеть" где-то на 100-130 евро. Еще есть так называемая "профессиональная карточка". "С ней педагоги могут бесплатно посещать все национальные музеи, а в частных - получать хорошую скидку, - рассказывает Алина. - Атмосфера же во французской школе весьма демократична. К примеру, ученикам не задают домашних заданий, а учителя очень редко повышают голос на них. И последние к этому настолько привыкли, что могут позволить себе, например, читать газету на уроке. При этом они очень удивлялись, когда я запрещала подобные вещи".

БРИТАНИЯ: ЗАПРЕЩЕНО ДАВАТЬ ЧАСТНЫЕ УРОКИ

В Великобритании, как во Франции и Германии, статус учителя тоже нужно заслужить. "Выучившись в университете по какой-либо специальности, каждый желающий стать учителем должен пройти годовой курс в специальном педколледже, а затем еще пройти годовую практику в одной из школ. Все это время за деяниями молодого педагога наблюдает опытный инспектор, от "вердикта" которого впоследствии и решается судьба новичка", - рассказывает директор Британской международной школы Аластер Болдвин.

По словам Аластера, в среднем британский педагог зарабатывает чуть больше $3500, что, по меркам его страны, считается неплохой зарплатой. Для сравнения: средняя зарплата в Великобритании - около $3650. Что интересно, требования на эту зарплату могут сильно отличатся в разных школах. "Как правило, более требовательны к своим сотрудникам частные школы. Например, в государственной школе педагог должен провести одно допзанятие в неделю. В частной школе от него могут требовать провести 2-3 таких занятия, которые при этом дополнительно не оплачиваются", - говорит Аластер.

Кстати, британские педагоги обязаны находиться в школе весь день (как правило, с 8.30 до 15.30), несмотря на количество своих уроков. Кроме того, им запрещено давать платные дополнительные занятия ученикам своей школы, а в некоторых частных школах учителям вообще не разрешают подрабатывать. За нарушение табу могут уволить. "Ведь получается, что учитель тратит время не на подготовку к основным урокам. А это может негативно повлиять на качество преподавания", - объясняет Аластер.

ГРУЗИЯ: УЧИТЕЛЯМ ДОПЛАЧИВАЮТ ЗА АНГЛИЙСКИЙ

В Грузии, как в Украине, День учителя отмечают в первую субботу октября. С цветами, конфетами, как и у нас, но дети в этот день переодеваются в национальные костюмы. Еще украинских и грузинских учителей объединяет низкая зарплата. "При нагрузке в 3-4 урока нам платят 350 лари ($212,12), - говорит координатор билингвальной программы грузинско-украинской школы им. М. Грушевского и учительница английского Елена Куртанидзе. - Для сравнения, средняя зарплата в Грузии около 570 лари ($345,45). Поэтому многие вынуждены давать частные уроки". Как и наши преподаватели, грузинские получают надбавки к зарплате. Например, за классное руководство - 62 лари (37,57$). А вот социальных бонусов у них больше. Например, им дают медстраховку, которую полностью оплачивает государство, скидки на проезд (педагоги платят 20 тетри, а все остальные - 50).

ДОПЛАТЫ ЗА РАЗВИТИЕ. Не обошли учителей и реформы, которые проводятся сегодня по всей стране. "Всем учителям иностранных языков теперь положен помощник - носитель языка. Я, например, сейчас веду уроки вместе с американцем Джереми, - рассказывает Елена. - Еще реформы стимулируют нас развиваться в профессиональном плане. До 2014-го года учителя должны сдать тесты и получить сертификат профессионального педагога. Сделать это непросто: в прошлом году сертификаты получили 1000 из 11 000 сдававших. Награда за сертификат - надбавка к зарплате в 75 лари ($45,45). Плюс к тому при распределении нагрузки сначала часы делят между сертифицированными учителями. Еще надбавку в 125 лари ($75,75) можно получить за сдачу интегрированного экзамена на знание английского и компьютера".

ИЗРАИЛЬ: В ОТПУСК МОЖНО НА ГОД

"Уже не единожды наши педагоги выходили на улицу и требовали повышения своей зарплаты",- рассказывает о работе учителей педагог средних и старших классов в Израиле Ирина Гимпельсон. По ее словам, в среднем израильские учителя получают чуть больше $1000, тогда как средняя зарплата по Израилю в 2 раза больше - около $2500. Вот учителя и бастуют. "Также большинство из нас вынуждены давать частные уроки, - говорит Ирина. - Увеличить себе зарплату можно, получив вторую академическую степень (плюс 10%) и повысив свою квалификацию. За каждые 120 часов спецкурсов учитель получает одно очко из 16 возможных. За одно очко зарплату повышают на 1,2%, а максимум, который можно набрать, - это 20% надбавки".

Однако сейчас Израиль переживает образовательную реформу. Ее цель - привлечь молодых и перспективных педагогов. Уже сейчас, по словам Ирины, начинающие учителя и учителя младших классов получают $1350. Но работать им приходится не 24 часа в неделю, как большинство, а 40 часов. Новые условия в скором будущем распространятся и на учителей средних и старших классов. Как объясняет Ирина, количество уроков у учителей останется прежним, но только теперь они должны будут быть в школе каждый день с 8 до 16 (сейчас же учителя имеют право уходить из школы, отработав свои уроки). Более того, педагогам придется отмечать начало и конец своего рабочего дня с помощью магнитной карточки.

Но не все так плохо у израильских учителей. Так пока что, кроме официального выходного в субботу, у них есть еще два дня отдыха среди рабочей недели. Кроме того, каждые 6 лет учитель имеет право уйти на год в "творческий отпуск", при этом его не увольняют из школы и выплачивают ему зарплату.

Какие ассоциации у вас вызывает слово «школа»? Уроки, преподаватели, знания, дисциплина? У существительного греческие корни, и это слово изначально означало досуг. Это лишь один интересный факт об учебном заведении и учителях, а их – десятки, если не сотни. В разных странах – разные традиции, и далеко не везде День знаний приходится на 1 сентября, а учебный год состоит из 4 четвертей.

Не 1 сентября

Мы привыкли, что 1 сентября дети в России идут в школу. Учебный год в первый день осени начинается еще в 121 государстве. В 43 странах ученики садятся за парты с 1 января – как раз в Новый год. Финны и шведы приступают к занятиям 15 августа, а шотландцы – 23-25 августа.

Еще один интересный факт – плавающее расписание в Италии. Здесь каждый регион самостоятельно определяет дату начала занятий, ориентируясь на климатические условия в регионе. В южных районах, где особенно жарко, летние каникулы длятся на неделю больше, в дни февральского карнавала и пасхальные праздники ученики тоже отдыхают. В общей сложности на учебу остается 6 месяцев.

Педагоги — рабы

Школьникам интересно будет узнать о том, что в Древней Греции к детям приставляли педагогов-рабов. В их обязанности входило водить и забирать малышей в школу, следить за тем, как они делают уроки, воспитывать и даже наказывать. Родители наделяли учителей широкими полномочиями – это факт.

Рабами их называли потому, что слово переводится с греческого как «ведущий ребенка». Да и хозяева, которым они принадлежали, освобождали их от всякой другой работы, кроме присмотра за школьниками.

Уроки счастья, серфинг и массаж для лица

Эти необычные предметы преподают в разных странах мира. В Японии в учебную программу включено «Любование природой». На уроках учащихся учат созерцать природную красоту, любить ее и не проходить мимо.

Занятия проходят на местности – вне стен общеобразовательных учреждений. Ученики должны наблюдать и замечать особенности развития и взаимодействия природы, птиц, зверей. В конце года им придется сдавать экзамен по предмету.

Не менее интересная дисциплина – урок счастья. Она пока включена в расписание одного учреждения Гейдельберга. Преподаватель учит подростков, как стать счастливыми, найти гармонию с собой и окружающими. Экзамены не предусмотрены, но к окончанию года каждый школьник реализует собственный проект счастья. Это может быть видеоролик о добре, благотворительная помощь или другое дело. Одно из условий проекта – свершившийся факт в основе.

Австралийцы считаются лучшими серфингистами на планете не случайно – искусству серфинга их учат с первого класса.

Китайцы обязательно делают зарядку и массаж лица в течение дня. День у них расписан с утра и до вечера – после занятий посещение дополнительных занятий, а физические упражнения и массажные техники помогают снять усталость, поддержать мышцы в тонусе. Недельная нагрузка на начальные классы составляет 42 часа, у старшеклассников она увеличивается до 70 часов.

Без столовых

Не в каждом китайском учебном заведении есть столовая, поэтому часто ученики едят за партами. Преподаватель перекусывает между занятиями тоже за рабочим столом. Обед для преподавателей – за счет заведения. Он включает рис, бульон, овощное и мясное блюдо. Доставляют его в специальных подносах.

Обед попадает на большую перемену – она длится 60 минут. Этого времени хватает, чтобы дети поели, размяли ноги, пообщались друг с другом. В начальных классах после перемены дается 5 минут на сон. Дети охотно засыпают, но неохотно просыпаются – учителям приходится подолгу их будить.

Пиво к обеду

Интересная тенденция отмечается в Бельгии. Местные пивовары варят специальное столовое пиво. В нем содержится не больше 1,5% спирта, а предназначен напиток для того, чтобы запивать еду.

Упомянутое пиво раньше подавали к обеду в школьных столовых – так продолжалось до 1970 года. Затем кола и другие газированные напитки вытеснили его.

Между тем, за возвращение хмельного напитка в рацион учеников с каждым годом ратует все большее число бельгийцев – это факт. Они считают, что пиво полезнее колы.

С помощником на уроке

Финское образование считается одним из лучших в мире, потому что индивидуализировано, то есть основано на потребностях учащихся и равенстве педагога и обучаемых.

В местных учреждениях не вызывают детей к доске, не заставляют пересказывать усвоенный материал. Зато у каждого педагога есть помощник – должность официально введена еще в 80-х годах прошлого века.

Преподаватель рассказывает новую тему, а затем дает задание учащимся и помогает им его выполнять. Этим же занимается и помощник учителя. Цель помощника – заинтересовать слушателя предметом, поддержать и стимулировать к самостоятельной работе над темой.

Оценки бывают разные

Нет в Финляндии и экзаменов, а контрольное оценивание проводится по усмотрению педагога. Да и привычные системы оценивания по 5-бальной шкале используются далеко не везде.

Во Франции знания оцениваются по 20-бальной системе, причем высшие баллы учащиеся получают в исключительных случаях.

В китайских общеобразовательных учреждениях система еще сложнее – 100-бальная. При этом оценки ниже 60-ти считаются неудами.

В Чехии «единица» считается высшей оценкой, а «пятерка» — низшей. Смешной факт, особенно если чех случайно окажется в российской школе и ответит предмет на «отлично».

Больше всего повезло норвежским ученикам – они не получают никаких оценок до 8 класса.

Плавучее обучение

В Бангладеш есть плавучие центры знаний – их функционирует больше ста. Обучение на лодках – гуманитарная инициатива архитектора Мухаммеда Резвана. В подростковом возрасте он на собственном опыте испытал транспортные тяготы и их последствия, поэтому решил помочь подросткам, проживающим в отдаленных районах.

В Бангладеш часто случаются наводнения, из-за которых дети не могут добраться до центра, пропускают занятия. Резван спроектировал учебные заведения на лодках, оборудованные классами, библиотекой, доступом в интернет, непромокаемой крышей. Работают они от солнечных батарей.

В периоды наводнений плавучие центры направляются к детям из дальних районов, забирают их на борт, а по окончании уроков – доставляют обратно. В общей сложности услугой пользуется 88 тысяч семей.

По канатной дороге

Сложно представить, что в XXI веке кто-то добирается на занятия по канатной дороге или лестнице над крутым обрывом. Тем не менее, это так. В тропических джунглях Колумбии, рядом с Боготой, школьники преодолевают пропасть по канатной дороге.

Стальные тросы проложены над ущельем на высоте 400 метров и перемещают детей с одной стороны на другую со скоростью 80 км/ч. Для торможения подростки пользуются деревянными рогатками, а младших братьев и сестер перевозят в мешках.

Еще хуже приходится детям из китайской горной деревни Чжанцзяцзе. В долину они спускаются по деревянным лестницам, закрепленным на крутых скалистых склонах. 100 учеников изо дня в день ходят по этой дороге на обучение, а обратно – карабкаются вверх, стараясь не опускать глаза вниз.

Есть и безопасный маршрут, но он занимает 4 часа в одну и столько же в обратную сторону. Местное население почти 10 лет добивается строительства дороги, но натыкается на отказы. Стоимость работ оценивается в 16 млн. долларов – для инфраструктуры малонаселенной деревни это, по мнению властей провинции, дорогой проект.

Культ экзаменов

Корейцы уверены, что достичь поставленной цели можно усердием и знаниями – в этом государстве существует культ экзаменов. Хорошие оценки по итогам испытаний – это пропуск в вуз мечты и высокий социальный статус выпускника.

В дни, когда проходят экзамены, в учебных заведениях и возле них царит тишина, движение автомобилей прекращается, а полицейские патрулируют кварталы поблизости. Магазины и банки открываются в такие дни позже обычного, а иногда по распоряжению правительства корректируются маршруты самолетов – так, чтобы они не пролетали над зданиями школ и не создавали шума.

Еще одна необычная традиция Южной Кореи – по окончании уроков учащиеся не расходятся, а дружно убирают класс. Своего рода, субботник.

Субботники

В школах царской России тоже устраивались субботники для детей. Интересен тот факт, что субботником называли не уборку классов и уличных территорий, а коллективную порку.

Она организовывалась в конце учебной недели – обычно по субботам. Отсюда и название. Учителя пороли учеников не за конкретные провинности, а в «воспитательных целях», для профилактики.

Двоечников наказывали за неуды поркой, но проводили ее каждого 1-го числа. Отсюда и выражение «всыпать по первое число».

Знаменитые неучи

Не исключено, что доставалось в свое время и Альберту Эйнштейну. Знаменитый математик не смог поступит в училище в Цюрихе, потому что провалил экзамены по ботанике и французскому языку. Директор посоветовал абитуриенту вернуться в школу и получить аттестат зрелости.

Чарльз Диккенс и Марк Твен так и не получили среднего образования, что не помешало обоим стать знаменитыми писателями. А американский изобретатель Томас Эдисон проучился лишь 3 месяца. После того, как педагог обозвала его тупицей, мать забрала будущего гения из школы, и он обучался на дому.

Вечный праздник

Никаких оценок, замечаний, расписания, домашних заданий – сплошной праздник и возможность делать то, что хочется. Не обучение, а мечта. У этой мечты есть конкретный адрес – она работает в Торонто.

Школа ALPHA открылась в Канаде в 1972 году и пользуется огромной популярностью. Классы в ней формируются по интересам, учащиеся сами определяют, как построить день и на каких занятиях побывать. Здесь изучают традиционные дисциплины, кулинарию, фотографию, философию и многое другое.

Учителя наблюдают за процессом, но не мешают. В случае конфликтов собирается комитет, в который входят школьники и педагоги. Представители обеих сторон аргументируют свою позицию, а комиссия совместно ищет компромиссное решение, которое устроит всех.

Главное достижение экспериментального учебного заведения – высокий уровень знаний выпускников. Так что самодисциплина и самоуправление – мощный стимул, чтобы «грызть гранить науки» и делать это успешно.

Все мы учились в школе. Да, отношения с окружающими могли складываться по-разному, но наверняка в жизни каждого есть человек, которого он может назвать своим учителем. 5 октября в России отмечают День учителя, праздник, посвященный людям, сделавшим служение знаниям и воспитание поколений своей профессией и судьбой, поскольку нельзя быть учителем только наполовину — до обеда, пока проводишь уроки. Учитель — это действительно призвание, осознанный ежедневный выбор в пользу гуманности, мудрости, знаний. В честь праздника, центр начального образования «Просвещения» предлагает вам узнать, как отмечают День учителя в разных странах. Кто знает, может быть в этих идеях вы найдёте вдохновение для поздравления своего любимого педагога.

    Всемирный день учителя во многих странах отмечается 5 октября, начиная с 1966 года. В России праздничная дата была закреплена в 1994 году. До этого День учителя отмечался в первое воскресенье октября. В ряде соседствующих стран (в Азербайджане, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Латвии, Украине) эта традиция сохранилась.

    В большинстве европейских стран делать подарки учителям в этот день не принято. Такое же отношение в Европе и к другим праздникам. Ученики и родители не знают, когда у учителя день рождения, а администрация не одобряет подарки. Поздравление выражается в букете цветов от класса или сделанной и подписанной всеми учениками открытке. В некоторых странах Европы День учителя и вовсе не отмечается.

    В Бразилии День учителя празднуют 15 октября. Именно в этот день в 1827 году был издан Указ об элементарном образовании в Бразилии. В честь учителей устраивают школьные праздники, родители приносят домашнюю выпечку, дети готовят поздравления.

    В Соединенных штатах Америки Национальный день учителя будут праздновать только через полгода, в начале мая. Празднество продолжается всю неделю, в течение которой ученики разными способами выражают благодарность учителям.

    В арабских странах среди учителей преобладают мужчины. Их поздравляют с профессиональным днем 28 февраля, дарят сладости и сертификаты в магазины.

    Шире и ярче всех празднует День учителя Австралия. В последнюю пятницу октября улицы украсят разноцветными фонариками и цветами. В честь учителей устроят карнавальное шествие и запустят праздничные салюты.

Не забудьте поздравить с праздником своего любимого педагога! Пусть этот день для каждого учителя будет наполнен теплыми добрыми словами и делами!

Похожие статьи