Шумерский фашизм против русской духовности. Обзор Civilization VI. Sid Meiers Civilization VI: Обзор известной информации Управление, локализация, музыка и звук

25.02.2021

У глобальных стратегий характер не подарок. Достаточно посмотреть на карту мира в Civilization VI: россыпь кукурузин и гаек, куча закладок, кнопок, надписей - поди разберись, куда жать, кого двигать и что за штуковина мигает в углу. Это кем надо быть, чтобы любить такое? Но почему тогда типичный отзыв об игре звучит примерно так: "Сел глянуть одним глазом, а очнулся за полночь"? Секрет "Цивилизации" в подаче сложных вещей доходчивым методом - через практику. Из-за чего они въедаются в память так же твёрдо, как правило про "жи-ши" или формула этанола. Иными словами, Firaxis работает для тех, у кого есть свободное время, но нет желания тратить его на всякую чушь.

Играй, как царь

Суть Civilization проста: берём любую из наций и приводим её к мировому господству. Способов показать, кто в доме хозяин, сразу несколько - здесь и завоевание, и обращение соседей в истинную веру, и покорение их культурой, и даже обустройство колонии на Марсе. Но путь к славе зависит от того, кем именно управлять. Скажем, Россия сильна духовно, а ума набирается от торговли с более развитыми странами. Римляне получают по бесплатному зданию в новых городах и с удвоенной прытью размножаются в банях. А французы коварны: их шпионы, образно говоря, не только просматривают историю браузера на компьютере врага, но ещё и взламывают его вебку. Есть варианты для милитаристов, пацифистов, великих комбинаторов, кандидатов наук, счетоводов, ветеранов труда, членов Четвёртого интернационала и адвентистов седьмого дня. Так что после нескольких партий у вас уже будут свои любимчики.

Остальные правила - общие для всех: прежде чем захватить мир, надо расширить империю за счёт колоний, развить города и толково распорядиться гражданами. С последними - тоже ничего сложного. Каждый из них как тамагочи, который вырос, но гадить не перестал. Строй мне, говорит, канализацию и акведук. Ещё подавай еду, жилплощадь и работу: один гражданин хорош как фермер, второй точит болванки на станке, третий ведёт исследования в университете, а кто-то проповедует буддизм, копает уран и жонглирует мячиками в цирке. Вместе они поддерживают среднюю температуру по палате, но стоит кому-то недоесть, остаться без квартиры или без чая с сахаром, как начинаются проблемы.

Однако самое занятное в управлении городами - не кадровые "пятнашки", а разметка районов. Если в предыдущих частях сериала все здания ютились на одной клетке, то теперь у нас есть центр города и стройплощадки вокруг него, где можно возводить кварталы разных специализаций.

Нужна наука - разбиваем кампус, чтобы затем воткнуть туда библиотеку, университет и лабораторию. Рынок пополняет бюджет, военный лагерь повышает защиту, театры с музеями не построишь без района культуры, а заводы - без промзоны. Всё бы ничего, но свободное место вокруг центра всегда ограничено. А где возводить чудеса с их конскими требованиями? Одно хочет стоять между рекой и горой, другое - строго рядом с кампусом, а это - вообще только в пустыне. Но не тут-то было: участок пустыни занят, там уже шахта и нефтяная вышка. Получается стратегия внутри стратегии, этакий симулятор города под девизом "семь раз отмерь - один отрежь".

Угнаться за двумя зайцами не получается и в политике. Она сделана на манер ролевой игры: у правительств есть набор пустых ячеек, куда надо вставлять карточки с теми или иными бонусами. Это создаёт массу вариантов внутри любого строя, будь то монархия, фашизм, коммунизм или демократия. Наука, хотя в целом она и ведёт от дубины до стелс-истребителя, тоже не позволяет решить все проблемы разом. Так, шаг за шагом, вы начинаете контролировать несколько механик, но голова при этом не дымится, как "Адмирал Кузнецов". Несмотря на порог вхождения - у нас тут всё-таки не легкомысленный жанр - нюансы схватываешь на лету. Это черта всех выпусков сериала, и шестой - не исключение.

Ума палата № 6

Древние римляне поняли жизнь - это ведь они говорили: "Хочешь мира - готовься к войне". И как бы Civilization VI ни выпячивала мирные способы победить, без драки дело не обходится. Сперва донимают варвары: если проворонить их лазутчика, тот убегает в свой лагерь и возвращается с подкреплением. Только отбился от диких орд, как приходят на огонёк соседи. Искусственный интеллект в игре прямолинеен - в том смысле, что если кто-то хочет с вами дружить, то он же первым и всадит нож в спину.

А начинается всё невинно: давайте обменяемся посольствами и дарами, только пропустите пару лучников - они так, мимо пройдут. И вот ещё несколько боевых колесниц. Осадные башни? Так это новый дизайн туристических автобусов.

Причём дипломатия выстроена таким образом, что чем внезапнее война, тем выше штраф за её объявление, вплоть до остановки производства и бунтов. То есть для бряцания оружием нужен формальный повод: например, если у вашей империи и страны противника разные религии, можно использовать это для уменьшения штрафа. Благое же дело - за истинную веру с еретиками боремся. Свою примитивность ИИ компенсирует мышечной массой, которая растёт вместе с уровнем сложности. Режим "князь" даёт равные шансы и потому не бросает вызова, зато на "божестве" враги на старте получат по два города и толпы воинов, а у вас - лишь поселенцы в драных портках. Круче только матчи против живых игроков, но перед ними стоит размяться с компьютером, иначе вы познаете все оттенки боли.

Firaxis и без того нашла способ доставить неприятные ощущения, ведь мимо геймерского дома авторы "Цивилизации" без шуток не ходят. Это касается не юмора как такового - у игры с ним полный порядок: открыв очередную технологию, вы можете прослушать цитату вроде "Излишества погубили Римскую империю. Вот, к примеру, кондиционеры, из-за которых все окна были закрыты, и никто не услышал, как приближаются варвары". Беда в другом: разработчики опять перегнули палку в экспериментах - к счастью, только в визуальных. Так что добро пожаловать в сон наркомана. Яркость на максимум, цвета кричат, нужного не разглядеть, а взгляд довольно быстро "замыливается". Даже персонажи напоминают карикатуры на самих себя: не спасают ни милашка Клеопатра, ни шумерский красавец Гильгамеш, похожий на борца из Дагестана.

Есть и локальные недостатки: хотя игра полностью переведена на русский, работа выполнена спустя рукава. В оригинале можно услышать звезду "Стрелка Шарпа" и "Властелина Колец" Шона Бина, зато здесь вы один на один с тусклым диктором, который заблудился в трёх интонациях. И готовьтесь к надписям вроде "хотят слухи, что Япония захватила хотят слухи, что" - это никакая не шутка, а позор в дистиллированном виде. Поэтому, если вы на "ты" с английским, выбор языковой версии очевиден.

И всё-таки она вертится

Поклонники сериала знают, что финальный лоск его выпускам придают DLC. Но даже без дополнений шестая "Цивилизация" - вещь комплексная и насыщенная. Одни найдут здесь повод интересно провести время, другие - островок контроля в океане хаоса, а для кого-то она превратится в конструктор, который можно собирать и разбирать, годами пробуя разные варианты.

Букет типичных для жанра эмоций полон: вот мучительные раздумья над очередным ходом, вот радость трудных побед и горечь внезапных поражений. А где ещё можно квалифицированно развалить державу после десятка напряжённых часов поднятия целины? Или найти в бездне вариантов тот самый, что "вытащит" безнадёжную партию? Civilization VI - из тех игр, которые поглощают всерьёз и надолго, которые хочется обсуждать с друзьями. Тут главное временем запастись: его потребуется немало.

Достоинства:

  • самая комплексная глобальная стратегия из современных;
  • геймплея здесь - на несколько игр и сотни часов;
  • системы политики и районов делают сериалу честь;
  • сочетание спокойного темпа и насыщенности событиями;
  • афоризмы лучших авторов - от Черчилля до Пратчетта.

Недостатки:

  • от графики устают глаза;
  • слишком много внимания в геймплее уделено религии;
  • злокачественная локализация;
  • балалаечный саундтрек России выводит из себя.

Октябрь 28, 2016

Civilization 6 не просто первоклассная стратегия, это ещё и долгожданное возвращение легендарной серии пошаговых стратегий. Почти традиционно эти игры ставят своеобразные стандарты и планку качества внутри жанра, в том числе являясь эксклюзивным опытом на платформе PC, заодно продвигая эту великолепную платформу. Выпуск новой Civ - это монументальное, знаковое событие для PC пользователей, потому что буквально с момента появления первой части сформировалось уверенное сообщество почитателей "цивилизации", т.н. фан-база. Люди данной "комьюнити" спокойно и неторопливо исследуют каждую новую часть серии, доводя до предела совершенства свои навыки и создавая действительно впечатляющие империи.

Можно сказать, предвосхищая обзор игры Civilization 6, что игра "цивилизация" в некотором смысле самодостаточна, ведь проводя время только лишь за ней можно полностью удовлетворить свои потребности в гейминге, поскольку полноценное и вдумчивое изучение одной части игры может вполне занять пять-шесть лет, именно то время, за которое выйдет следующая игра серии (если выйдет, ибо ничто не вечно). После пятой части с её довольно низким стартом и спин-офа "Civilization: Beyond Earth", почитатели игр про виртуальное развитие человечества справедливо ожидали качественного продолжения. И с самого же старта Civilization 6 исполняет мечты сполна, сияя словно яркий лучик в ночи, шикуя своим обновленным функционалом, сохраняя хорошо узнаваемые увлекательные черты, становясь более глубоким и целенаправленным приключением, с более сложной реализацией уникальных элементов обновленной системы.

Игра появилась не случайно, знаменуя своим выходом 25-ю годовщину всей серии ярким празднеством не только в отношении отражения человеческих побед и поражений в виртуальном пространстве, но в большей степени развития игрового мира в целом. Разработчик Firaxis традиционно берет лучшее из человеческой истории развития цивилизации, а именно: достижения и провалы, а также нашу фундаментальную природу самоуничтожения. Не обходится и без анимационной интерпретации великих исторических лидеров - легендарных фигур, наполняющих игровой процесс уникальным ощущением индивидуальности, ведь первоклассная озвучка, детальное портретное представление и нетривиальная забавная анимация - вот что предельно оживляет всех этих узнаваемых персон. Кто бы не противостоял Вам в процессе нелёгкого движения к мировому господству, Civilization 6 всегда готова открыть дверь в мир забавного и неприхотливого очарования, в паре с поддержанием достоверных исторических мотивов. Краткая характеристика новой Civilization 6, забегая вперёд - это чертовски хорошая игра, способная затянуть всерьёз и надолго, однозначно стоящий для изучения проект, если есть хоть небольшой интерес в видеоиграх и современных тенденциях.

Изначально первая "Цивилизация" задумывалась как настольная игра, и в этом смысле шестая часть не меняет основ, оставаясь ультимативной и практически идеальной пошаговой стратегией в своём жанре. Больше чем когда-либо, игровая "доска" или игровой "земной шарик" - это сердце каждой возможности и условие для хорошего противостояния. По обыкновению, в цивилизации надо строить империю, бороться за победу и усмирять пыл особо кровожадных и воинственных правителей, таких как Пётр Великий, например. Само игровое поле помогает, или же наоборот всячески мешает на пути к великому. Леса, пустыни, или богатые ресурсами тундры - с высоты игровой механики это лишь инструменты, использовать которые необходимо максимально обдуманно и взвешенно, т.к. от этого зависит непосредственное развитие и процветание Вашего народа, а точнее как таковое игровое преимущество. Помимо ландшафта местности, значительно портить настроение и путать карты будут хаотичные отряды варваров, разоряя фермы и прочие постройки, вынуждая как можно быстрее наращивать военную мощь для защиты. В итоге, по части динамики и уровня сбалансированной сложности у шестой цивилизации практически не остается никакой конкуренции.

В тоже время новая Civ 6 пожалуй наиболее переработанная и видоизмененная игра из всех в рамках серии, изобилуя нововведениями в большинстве аспектов. Правда поклонникам прошлых частей особо волноваться не стоит, т.к. для них привыкание ко всему новому должно произойти максимально плавно, мягко и безболезненно. Для этого предусмотрена обучающая секция, но даже и без неё можно до всего додуматься самостоятельно в случае необходимости победы. Игрок по-прежнему основывает города, улучшает квадраты местности, тренирует военные юниты, ведёт пошаговую войну и налаживает дипломатию. Всё это очень близко напоминает прошлый игровой опыт с цивилизациями, а когда что-то становится непонятно, именно в тот нужный момент появляется внутриигровой советник и разъясняет особенности новой механики.

Таких непривычных по-началу "фишек" и правда много, иногда это обескураживает и сильно выходит за рамки ожидаемого. Масштабы свежих идей впечатляют, словно играешь в старую цивилизацию, на базе которой построили совершенно иную игру. Возможности различаются многообразием: от новых районов/зон (Districts), которые выполняют особую роль и распространяют города в беспорядочную, но обычно логичную и приятную расползающуюся во все стороны структуру; до полностью отдельно сформированного "древа технологий", созданного с целью культурного и цивилизованного совершенствований, организованных на базе коллекционной карточной игры, миксуя в этом механизме бонусы от конкретной политики до уникального государственного строя. Подобный богатый во всех смыслах задел в новой "цивилизации" решает проблему многих стратегических игр на самой заре их появления - ощущение сырого и недоделанного проекта, который может быть со временем превратится во что-то стоящее. Однако есть и ожидаемая "обратная сторона медали" - подобные усложнения механики и новых элементов, несмотря на грамотные и подробные разъяснения, скорее всего оттолкнут новичков, не знакомых с ранними "цивилизациями" и не готовых к таким глубоким изысканиям и разбирательствам со старта.

Так что из себя представляет "Цивилизация"? В самом начале игрового процесса необходимо выбрать одну из 21 нации с соответствующими знаменитыми мировыми лидерами и вести свой народ сквозь века по пути вечного прогресса. Начиная с древней, заканчивая современной эпохой, предстоит открывать/изучать новые технологии, изобретать религии, объявлять и вести войны, строить величественные Чудеса Света и т.д. Есть несколько путей достижения игровой победы: можно быть первыми, кто запустит космический корабль для колонизации другой планеты; можно завоевать столицы всех городов соперников; можно сделать свою религию самой практикуемой во всем мире; и несколько других способов.

Если пятая "цивилизация" была во многом игрой сдержанной, что выражалось в аккомпонементе классической музыки на протяжении всех эпох и умеренной цветовой палитрой, то шестая часть сразу же берет инициативу на себя, встречая воодушевляющей музыкой уже в меню (от первоклассного композитора Кристофера Тина, сочинившего "цепкую" основную музыкальную тему) и удерживая внимание новым стильным графическим направлением. И да, игра в этот раз безумно красива. Ключевой рестайлинг коснулся юнитов, пусть они теперь выглядят более мультяшными, но крайне детально и реалистично проработаны в движении. В нём же раскрывается общее великолепие всей арт-стилистики игры. Особенно всю степень фантастичности графики можно заметить при zoom-приближении, мелких деталей в игровой вселенной масса и это не может не восхищать и не обращать на себя внимания пытливого игрока: волны океанского прибоя мягко разбиваются о берег; шарики на общественном празднике устремляются в небо и свободно летают там; рыба блестит и переливается чешуей на солнце, когда её вылавливает сеть; фонтаны динамично бьют струями в воздух; на фермах лошади и повозки возделывают землю; а прибрежные маяки вращаются, освещая теплым светом близлежайшие постройки (потрясающие эффект живого и динамичного света).

В том числе игра предполагает приятный комфортный переход между дневным и ночным временем суток, а также возвращение красочных видеороликов, демонстрирующих величие своей цивилизации, отражая самые значимые архитектурные достижения, которые будут существовать вплоть до космической эры. Даже карта сама по себе словно живая, постоянно меняясь по ходу прохождения одиночной кампании, покрывающий её поверхность мистический туман войны больше похож на художественную магическую зарисовку, нежели чем на стратегический инструмент. Предводители государств также преобразились в сторону анимационной насыщенности и детализированности, хотя дальше казалось бы некуда, но это произошло и факт остается фактом, они теперь воспринимаются куда более живыми, чем когда бы то ни было, хотя может и немного разрозненно в плане дизайна. Некоторые из них полностью соответствуют предполагаемым образам исторических персон, другие же выглядят слегка аляповато и даже абсурдно (можно местами посмеяться, быть может задумка и вовсе намеренно-шутливая), но уровень внимания к нюансам всё равно зашкаливает.

Что связывает всю эту красоту вместе - конечно же карта. В то время как к анимационному "мультяшному" стилю могут быть претензии, поскольку в отношении реалистичности всё же произошел шаг назад в сравнении с пятой "цивилизацией", но карта сама по себе с городами, шахтами, ландшафтными изысками - куда более правдоподобная и насыщенная, чем в любой другой части серии. За счёт такой проработки больше нет необходимости приближать каждый квадрат и пытаться понять, что там происходит, поскольку качественная анимация отвечает на этот вопрос исчерпывающе и сразу. Был переделан и знаменитый "туман войны", скрывающий остальной мир, другие цивилизации с их достижениями. Теперь это своеобразная картографическая карта. Открывая мир вокруг себя, он преображается в уникальный и безумно красивый набор зарисовок и скетчей, удачно сочетаясь с общей визуальной философией игры. Даже сам по себе туман, скрывающий от глаз игрока остальной мир на ранних этапах - он преобразился и стал более объемным и глубоким, потрясающим визуальным эффектом. Неиспользованные поля близ своих городов остаются неплодородными девственными участками, и можно сразу понять, сколько "ячеек жителей" занимают улицы города. Это гениальное решение позволяет сосредоточиться на том, что действительно важно по ходу игры, не отвлекая. Только "древо технологий" и отдельный экран общения с другими лидерами способны в прежней манере грубо прервать игровой процесс.

Изучение особенностей окружающей местности всегда было важным занятием во всех "цивилизациях", но в шестой части оно стало действительно решающим. Городские кварталы и чудеса света занимают целый квадрат, и поскольку это самый важный инструмент для победы, грамотное планирование городов стало чрезвычайно важным. Игра практически не предоставляет возможностей оснастить каждую клеточку на карте идеально подходящим для данной цели кварталом/районом, всё время приходится чем-то жертвовать. Из-за неправильного распределения квадратов для своих построек можно "потерять" в плане культурного или научного развития. В этом смысле нововведение фантастично, оно вынуждает принимать трудные решения, чётко и вдумчиво планируя каждый свой город с учетом потребностей. Игра и без того всегда была крайне насыщенной, интенсивной и намертво затягивающей в свои сети, а теперь, с добавлением подобных новых элементов, эти качества ещё больше расширились и укрепились в ошеломляющей манере.

Первые шаги в шестой Civilization по сути такие же, как и раньше: необходимо как можно быстрее преобразовать племя своих поселенцев в новый город. Но уже через несколько ходов станет понятно, как многое вокруг поменялось. Многочисленные игровые новшества приходится познавать методом проб и ошибок, а их немало. Поэтому часто на первых порах будет слишком поздно настигать понимание, что можно было организовать стратегию иначе. Одно из последних культурных открытий даёт возможность строить национальные парки, а это в свою очередь означает значительный культурный прирост, но для достижения полноценного эффекта необходимо грамотное планирование и подготовка "почвы" для заложения этих построек. Поэтому, пока не проиграешь несколько кампаний подряд не будет понимания, как можно было организовать всё максимально эффективно, приходится с этим мириться, изучая особенности планомерно и постепенно.

Ещё один значимый аспект карты в Civ 6 заключается в связи технического и цивилизованного "древ". Каждая технология и "цивик"-открытие ассоциируется с мини объектами-квестами, выполняя которые можно спровоцировать наступление момента "Эврики", а он сразу вполовину снижает время следующего научного открытия. Блестящее и действительно полезное нововведение новой части! Например, если основать город ближе к океану (или найти его на карте), то это ускорит изучение мореплавания; если построить три индустриальных квартала с фабриками, то это ускорит открытие коммунизма; а если уничтожать множественные отряды противника, то это ускорит последующие военные открытия. Подобных специфических взаимосвязей в игре уйма, и конечно же, ими нужно пользоваться для более успешного и быстрого прохождения. По сути игра активно награждает за каждое успешное, инициативное действие, побуждая выступать более открыто. Поэтому, очень многое в шестой цивилизации зависит от места появления игрока на карте и его первоначального окружения, ведь это определяет, какую технологию можно получить быстрее остальных. Данный игровой аспект также помогает компенсировать ожидание завершения постройки/создания юнитов, держа в голове преимущества "Эврики".

Самое большое изменение игровой механики прячется в возможности рассредоточения зоны своих городов по карте. Кто хорошо знаком с вселенной "цивилизации", тот наверняка помнит, что город занимает одну физическую клетку. Civ 6 осмелилась расширить эту концепцию, добавляя систему "кварталов", с помощью которых любой город теперь может покрывать бОльшие площади по сторонам от основной клетки. Это преобразование введено отдельно от ферм и шахт, которые остались в игре без изменений и служат прежним ключевым целям обеспечения своей цивилизации жизненно-важными ресурсами, такими как продукты или камень, однако добавляя креативности, реалистичности, возможности индивидуального регулирования, и пожалуй сложности. Теперь различные здания будут строиться исходя из принадлежности к своему кварталу, например научные постройки располагаются в университетском городке, культурные строятся на "театральном проспекте", чудеса света в своих уникальных квадратах и т.д. Всё это значительно меняет динамику городской застройки и организации, и меняет к лучшему. Квартал, будучи построенным, нельзя менять или перестраивать - он остается в таком виде уже навсегда, включая порядок расположения зданий внутри этой формации. Теперь стало возможным получать больше выгоды с окружающих ресурсных квадратов, поскольку планирование расширения городских кварталов можно подгадать с учетом особенностей и потребностей каждого уникального направления. Так, если рядом есть горы, то они дадут "буст" научным и религиозным кварталам; а пустоши и равнины помогут извлечь максимум еды с Ваших ферм. Ближе к концу развития можно заменять свои фермы городской застройкой, и это очень изящно отражает реальное положение вещей с тем, как обычно происходит модернизация в современных условиях развития общества. Дороги теперь строятся автоматически торговыми маршрутами, а значит необходимость в юнитах "строителей" снижается.

Введение кварталов преображает военные действия в более интересные, т.к. можно выбрать отдельные зоны вражеского города для осады с соответствующими последствиями. Если атаковать фермы, то это приведет к голоду; если атаковать индустриальные области, то можно саботировать процесс текущего производства. Также теперь нельзя строить "чудеса света" в одном городе, что позволяет более осмысленно подойти к этому вопросу, распределяя их среди имеющихся городов. Одна проблема с новой системой распределения городской среды (возможно создатели что-то упустили) обнаруживается в случае расположения города на маленьком острове, состоящим из 2-4 квадратов, тогда город становится практически нежизнеспособным, поскольку толком не сможет получать ресурсы и развиваться. Конечно можно построить порт, он принесет какое-то производство и торговые бонусы, но вот улучшать водные клеточки уже не получится, они автоматически становятся бессмысленными. Так или иначе, но Civilization 6 за счёт своих особенностей сообщает буквально прямым текстом, что лучше оставить идею развития островных государств в далеком прошлом, для других, более ранних "цивилизаций". В целом, отстранённо можно судить, что обновленная городская организация получилась фантастичной, изменения реализованы в правильном ключе. А значит будет не только больше контроля над собственной цивилизацией, но также оказывается существенное влияние на возможности выбора игрока в период между совершениями ходов.

Что ещё полезного готов сообщить нам обзор игры Civilization 6? Условия для одержания игровой победы - ещё одно весомое изменение последней "цивилизации". Теперь дипломатия не является таким требованием, зато отныне можно достичь религиозной победы. Пусть данный способ выиграть и пройти сценарий не такой эффектный и даже ощущается как-то недосказанно, но тем не менее он предусмотрен. Для религиозной победы нужно нанимать теологических/религиозных миссионеров, а затем посылать их во все города мира, внедряя в другие цивилизации, где они без насилия и пролитой крови будут обращать весь мир в приверженцев одной религии. Получается довольно интересное взаимодействие с другими народностями за счет этого маленького расширения геймплея. Также стоит отметить существенную переработку развития в зависимости от течения времени. Ранее, "древо технологий" в единой форме сопровождало с древних времен и до 21 века, теперь же оно разделилось на две независимые ветви, более полным образом отражая культурные и политические особенности развития. Теперь к научным исследованиям добавилось "цивилизованное древо" (или "цивик"), оно использует культурные ресурсы для открытия новых типов правительства, политического строя, дипломатических опций и даже чудес света. Разделение это явно удобнее и понятнее прошлых попыток разобраться в "общей мусорной куче", хотя к нему и придется привыкать некоторое время.

Поэтому если раньше вся игра практически держалась на науке, то теперь культурные открытия стали почти равнозначными. Введение правительств и политики в более широком и развернутом смысле - крайне важная часть "Цивилизации 6". Посредством "цивик" изучений можно открывать специфические государственные уклады, привязанные к конкретной эпохе (например монархия относится к средневековью, автократия к современным и т.д.). Каждый строй оснащается определенным ограниченным набором слотов для военной, экономической и дипломатической политик, которые можно менять местами, используя по необходимости. Некоторые политики хороши в долгосрочной перспективе, их целесообразно оставлять с самого начала, другие же можно применять в случае внезапных резких изменений в укладе своей цивилизации. Например, если экономика внезапно обрушится в результате непредвиденных изменений дипломатических или торговых отношений, то игрок сможет быстро "починить" эту проблему.

Поэтому теперь можно достичь более изобретательной культурной победы, т.к. само устройство процесса вдохновляет игрока к приключенческим авантюрам и довольно рискованным решениям. В Civ 6 умудрились добавить систему коллекционных карт, с помощью которой теперь определяются все усовершенствования и доработки, касающиеся правительства, а значит ещё один креативный способ расширить возможности, ведь новые слоты для карточек добавляются по мере внутриигрового развития. Интересные сюрпризы ожидают игрока и в отношении непосредственных дипломатических отношений с другими цивилизациями, а точнее с их лидерами. Экран общения с конкретными предводителями той или иной державы теперь переполнен опциями и деталями больше, чем когда-либо. Среди них можно подчерпнуть информацию о: слухах, касающихся предрасположенности к союзничеству или же агрессии; потенциальных торговых сделках; опциях начать переговоры и т.д. Дипломатическая система теперь куда лучше проработана и ощущается благодаря внедрению специальной системы, которая в свою очередь определяет две устоявшиеся характерные черты лидера: первая характеризует персональность с точки зрения приближения к исторической точности. Например, испанский король Филип ненавидит любые религии, кроме его собственной; королева Виктория из Англии недолюбливает цивилизации, которые пришли не с ее родного континента.

Вторая черта рандомная и скрытая, она добавляет в игру прикольную нотку непредсказуемости в режим одиночной кампании. Кстати, раскрыть эту черту можно при помощи обновленной и усовершенствованной системы шпионажа, правда обычно уже ближе к концу развития цивилизации (открывается далеко не сразу). Поэтому никогда толком не знаешь что именно ожидает впереди касательно отношения других лидеров к Вашей цивилизации, тем более предсказуемость поведения харизматичных оппонентов всё больше теряется по мере развития и углубления в век технологического прогресса. Система вроде бы на поверку незамысловатая, но как и всё простое - гениальная. Если понять и запомнить сразу эти два ключевых момента, определяющих поведение лидеров, то проще будет выстраивать долгосрочные дипломатические отношения не опасаясь в некоторых случаях, что тому или иному союзнику внезапно что-то "ударит в голову" и он решит срочно пересмотреть отношения в самый неподходящий момент. Теоретически, зная подобные особенности можно выстраивать отношения с мировыми лидерами таким образом, чтобы формально угодить всем подряд по ходу игры, правда в условиях постоянно изменяющегося мира (как в реальном мире) такая тактика может и не сработать.

Иными словами, Civilization 6 постаралась максимально насытить и обогатить и без того предельно нагруженный, пестрящий различными фишками геймплей. По большей части это воспринимается без сомнения уместно и свежо, что особенно не даст заскучать почитателям прошлых "цивилизаций", успевших освоить особенности прошлых игр. А вот новичкам может быть трудновато, потребуется немало времени для того, чтобы полноценно влиться в игру, используя её богатейший функционал по максимуму. Попробуем отыскать изменения и на поле боя, а точнее касающихся военных отрядов. Организация построения юнитов преобразовалась и стала похожей на смесь того, что можно было видеть в 4-й и 5-й частях. Теперь такие единицы как "медик" или "военный генерал" можно присоединить к квадрату основного юнита без необходимости таскать их по отдельности по всему полю. Но и это ещё не всё, самое интересное ждёт впереди, ближе к середине или концу цикла развития цивилизации открываются возможности соединить два боевых юнита в один отряд, а ещё чуть позже присоединить к ним и третий, формируя тем самым армию в одной клетке. С подобной реализацией открывается простор для новых тактических манёвров и приемов, больше разнообразия геймплея и меньше предсказуемости.

Многое в игре упразднено и автоматизировано. Теперь нет необходимости строить дороги (довольно нудное занятие), это автоматически делают торговцы; тоже самое касается юнита "рабочего", вместо которого появляется "строитель" - он может делать апгрейд нужной клетки мгновенно, без необходимости ждать N-ое количество ходов. Меньше бессмысленных ожиданий и потери времени, больше непосредственной продуктивной игры. Кто-то может подумать, что основа новой Civ в её существенных переработках и докручиваниях. Но нет, в игре осталось много старого, знакомого и хорошо изученного, что конечно же и будет гарантом успеха шестой части игры у хардкорных фанатов. Абстрагируясь от вдумчивого и поэтапного планирования городской части, общий игровой ритм остался прежним, лишь некоторые мелкие доработки туризма и религии - всё это не сильно сказалось на общее и плавное и поэтапное течение геймплея в уже хорошо известной манере, отсылаясь прямиком к 5-й части. Основа ведения военных действий и дипломатии также сохранилась прежней. Вроде бы столько всего обновилось и переделалось со времен устаревших уже теперь игр серии, но при этом Civilization 6 умудряется не перегружать информацией и грамотно её порционировать. Очень мудрый и продуманный интерфейс в совокупности с геймплеем - практически сразу интуитивно понятно, даже без подсказок.

Не всё в игре подверглось изменениям и усовершенствованиям, остается ещё место для наследия, которое тоже непостижимым образом смогло найти здесь своё место. В частности, специальные "бонусы наследия" предусмотрены за то, насколько долго игрок держится в рамках одного государственного строя, поэтому некоторые характеристики при переходе на другой строй частично сохраняются. Например, если перейти на коммунизм после долгого периода теократии, то всё равно сохранятся главные характеристики прежнего уклада, и будет генерировать определенный процент веры в копилку. Искусственный интеллект в Civilization 6 к сожалению не очень умен, тенденция держится на протяжении практически всех игр серии и стала уже своеобразной нехорошей традицией. "Компьютер" откровенно туповат, что очень отчетливо в дипломатии, ведении религиозной или обычной войны. "Неживой" противник не использует преимуществ построения юнитов в отряды/армии, обычно он просто пытается бездумно и прямолинейно "взять количеством", не блистая намёками на стратегию. Это справедливо на относительно невысоком уровне сложности, однако с повышением сложности - интеллекта у компьютерного игрока не прибавляется, вместо этого появляется лишь очевидный дисбаланс сил и ускоренное производство у врагов, а непосредственное поведение так и остаётся примитивным.

Что явно вдыхает жизнь и эмоциональную подпитку в происходящее - это первоклассное музыкальное сопровождение игры. Новую заглавную музыкальную тему написал Кристофер Тин, она называется "Sogno di Volare" и точно попадает в цель своими сногсшибательными цепляющими мотивами, наверняка заслуженно просочится в пантеон талантливых шедевров музыки к видеоиграм. Настоящая магия случается за пределами экрана меню, ведь абсолютно каждая цивилизация отличается своей неповторимой музыкальной озвучкой, которая видоизменяется по мере прохождения сквозь века развития и совершенствования. Мелодии становятся более сложными, эпичными и фундаментальными. На примере Англии: музыкальные композиции для данной нации с самого начала простенькие, незамысловатые, но при этом вдохновляющие, предстают нам в виде своеобразного ремейка средневековой баллады на флейте. Теперь же, к моменту наступления современной эпохи, в дело включается взрывной оркестр с явными национальными узнаваемыми английскими мотивами, так и провоцирующими в сознании соответсвующие образы победоносной бравады во главе морской флотилии с английским флагом, развевающимся на корме.

Можно сказать, что музыка как бы эволюционирует вместе с развитием человечества, оставаясь неизменной в качестве основы, но обрастая новыми и сложными завитками, меняясь в согласии с эпохой и временем, отражая особенности периода ренессанса или высокотехнологичного рейва в паре с электроникой. Для ещё большего разнообразия используется неожиданный и весьма занятный прием: встречая другую цивилизацию на пути, её уникальное музыкальное оформление как бы вклинивается в центральную тему игрока, взаимодействуя с ней на манер того, как лидеры стран общаются друг с другом, отражая нотки настроения. Мелодии в Civilization 6 живут своей полноценной жизнью в строгой параллели с развивающимися событиями, будто они сами по себе разворачиваются отдельным насыщенным миром. Вовлечение в происходящее неоспоримо и глубоко, музыка помогает в данном случае идеально раскрыть суть отличительной уникальности, присущей каждой отдельно взятой цивилизации.

Традиционное финальное мнение, к которому подобрался наконец обзор игры Civilization 6. Слово "улучшение" применимо практически к каждому аспекту новой "цивилизации" вплоть до мелочей. Начиная от многообразия вариантов достижения победы, учитывающих методы и стратегии игры, заканчивая харизматичными и яркими лидерами, взаимодействие с которыми пестрит разнообразием вариантов и возможностей... В конечном итоге в шестой "Цивилизации" можно рассчитывать на исключительно потрясающий стратегический опыт, с маленькой едва заметной каплей промашек и недоработок, которые однозначно теряются в общем мощнейшем потоке позитива. В этот раз прямо "с порога" компания-разработчик Firaxis подарила поклонникам столь насыщенный возможностями и нововведениями, а также внушительной реалистичностью игровой проект, что остается лишь недоумевать о дальнейших путях развития серии, ведь двигаться выше уже практически некуда (по крайней мере такое складывается ощущение). На полноценное исследование шестой "цивилизации" и всего заложенного в неё потенциала могут уйти годы, столь невообразимо грандиозен данный шедевр. Для такой комплексной и глубокой структуры геймплей остается поразительно интуитивным, увлекательным и весёлым, однозначно стоит потраченных на игру часов и даже дней, которые будут вспоминаться впоследствии увлекательным и познавательным, местами непредсказуемым путешествием.

Есть ли смысл уже сейчас назвать Civilization 6 идеальной, самой лучшей игрой в рамках серии? Пожалуй, такие громкие заявления делать преждевременно хотя бы потому, что в данном виде на этапе релиза игра слегка не дотягивает до сбалансированного и целенаправленного отображения имеющегося контента в целом, как с этим справлялась пятая часть, но наверняка что-то будет дорабатываться, докручиваться и полироваться, будут выходить патчи и т.д. После чего Civ 6 сможет занять свое законное легендарное место в зале игровой славы. Пока же она всего чуть чуть не дотягивает до этого уровня, самую малость. Зато игра уже сейчас покоряет новой механикой в паре с фундаментальными преобразованиями по всем фронтам: дипломатия, война, религия, шпионаж. Только искусственный интеллект с его откровенно примитивным туповатым поведением умудряется серьезно подпортить впечатления, "путая все карты", особенно это бросается в глаза в битвах, потому проигнорировать сей факт никак не получается.

А вот что однозначно удалось шестой части, и удалось блестяще - это отразить тот неповторимый дух "цивилизации", каким его знают и лелеют поклонники всех частей серии, начиная с первой игрушки. Теперь он расцвёл и преобразился как никогда ранее, раскрываясь с нового угла зрения особой атмосферой, которая намертво привязывает к разворачивающимся на экране действиям, заставляя увлеченно, напрочь позабыв про окружающий мир, - накликивать себе путь сквозь тернистую человеческую историю, притом делать это неосознанно снова и снова. Это потрясающе аддиктивный легальный наркотик, даже полезный в некотором смысле с точки зрения саморазвития и познания. А вообще просто интересно, увлекательно и любопытно следить за эволюцией очередной части Civ, ведь каждый новый эпизод воспринимается как совершенно уникальная и самостоятельная игра, всегда принося в основе богатое наследие прошлых разработок, не боясь при этом делать смелые экспериментальные надстройки новых стратегий - вот идеальная формула победы, которую не стыдно выставить на показ всем игроделам, задумавшим очередной сиквел/продолжение.

Минимальные системные требования игры Civilization 6:

  • Процессор: Intel Core i3 2.5 Ghz или AMD Phenom II 2.6 Ghz или лучше
  • Оперативная память: 4 GB RAM
  • Видеокарта: 1 GB & AMD 5570 или nVidia 450
  • DirectX: версии 11
  • Место на HDD: 12 GB доступно
  • Дополнительно: процесс установки требует единоразового интернет соединения для аутентификации в Steam
  • Операционная система: Windows 7x64 / Windows 8.1x64 / Windows 10x64
  • Процессор: четвёртое поколение Intel Core i5 2.5 Ghz или AMD FX8350 4.0 Ghz или лучше
  • Оперативная память: 8 GB RAM
  • Видеокарта: 2GB & AMD 7970 или nVidia 770 или лучше
  • DirectX: версия 11
  • Место на HDD: 12 GB доступно
  • Звуковая карта: DirectX совместимая

Трейлер игры Civilization 6:

От автора

«Вы – зло, проникшее в этот мир. Ваше имя будут проклинать веками!». Он считает меня милитаристом! Отмотаем время на несколько столетий назад. Великий вождь Мвемба заметил, что в трех моих городах находится всего лишь по одному мечнику. Поэтому он пересекает океан, высаживается на моем берегу, основывает на моей границе город и тут же нападает огромными силами.


Но Мвемба слаб. Не только потому, что мои ученые уже изобрели пики, а он до сих пор полагается на дубины и обрабатывает землю палками-копалками. Нет. Ключевая проблема Мвембы заключается в том, что им управляет ИИ Civilization VI. За это через пару десятков ходов он будет нещадно бит, лишится своего по-идиотски расположенного города, из-за чего и начнет меня ненавидеть до скончания веков.

Все, что нужно знать про дипломатию новой «Цивилизации», спел почти тридцать лет назад Виктор Цой. Две тысячи лет война, война без особых причин. Может показаться, что начинать рассказ о долгожданной новинке с ругани ИИ странно, но что поделать, если искусственный идиот – главное впечатление за 50 с лишним часов игры? К счастью, на высоких уровнях сложности да навалившись всей толпой компьютерные оппоненты могут создать кое-какие проблемы. Ну, хотя бы так!


Firaxis наделила каждого лидера «предпочтениями». Одному нравится мир на родном континенте (добряк с удовольствием воткнет вам нож в спину), другому – большие империи (нападет при первой же возможности). Несколько ходов назад скандинав ползал на коленях, умоляя оставить ему хотя бы один город, а теперь снова смеется над размером вашего флота. Этот ИИ – он просто невозможен.

Неудивительно, что в Civilization VI нет дипломатической победы, хотя дипломатических опций как раз хватает. Вероятно, для игр с живыми людьми. С другой стороны, города-государства стали заметно полезнее. Теперь мы шлем послов, количество которых прямо влияет на объем получаемых от них бонусов. Заполучив маленького союзника, можно даже на время нанять его армию! Небольшие нации вновь обделили настоящим ИИ, зато на них действительно можно положиться.


Основной вопрос, конечно, прост: такая уж новая эта «Цивилизация»? Игроки со стажем наверняка помнят, что выход каждой номерной Civilization был настоящим праздником, потому что эти игры всегда заметно отличались друг от друга. Оставаясь пошаговой стратегией про борьбу разных культур за место под Солнцем, очередная «Цива» обязательно примеряла – в первую очередь! – новый визуальный стиль, обновляла интерфейс и правила игры.

Отчасти Civilization VI делает то же самое, но не признать в ней пятую часть просто нельзя. Революционными – не побоюсь этого слова! – были третья и пятая части, а шестая лишь спекулирует на наследии успешной предшественницы. Дизайн мира вновь тяготеет к мультяшности и какой-то аляповатости. Почему-то сразу вспоминаются Civilization IV и ужасающая Revolution. А потом отодвигаешь камеру подальше – и вроде снова «пятерка»! Почти. Признаюсь, прежние экраны лидеров нравились мне намного больше. Новые же правители хороши в плане анимации, но их бесконечные кривляния…


Без сюрпризов не обошлось. Теперь приличный город занимает больше одной клетки, ведь если это не так, значит в этом населенном пункте нет финансового или научного центра, негде веселиться и не на что смотреть. Уезжать надо из такого города. Новые возможности создают множество приятных проблем. Университетский комплекс может очень хорошо смотреться на месте сельхоз угодий. А лет через 500 вашей цивилизации откроется секрет нового чуда, которое, кстати, можно будет построить лишь на этой самой клетке. Как говорил Сид Мейер, игра – это серия интересных решений, а в Civilization VI таких решений стало даже больше, чем раньше.

Город не может нормально обороняться, пока вокруг него нет стен. Но в случае вторжения отсиживаться за ними глупо: конечно, пока враг не захватил центр региона, все вокруг укреплений по-прежнему принадлежит вам. Но враги могут повредить ваши университеты и рынки, а это тоже может быть очень болезненным ударом. Особенно для молодой нации.


Стройотряды перестали находиться в бессрочном государственном рабстве: возвели парочку улучшений, отремонтировали поломанное варварами – и исчезли. Дороги теперь прокладывают торговцы (есть и второй способ, но до него еще нужно дожить), так что логистика тоже заставит призадуматься. Конечно, многие решения и нюансы стали возможны из-за того, что разработчики принесли логику в жертву разнообразию. В конце концов, игр без условностей не бывает в принципе.

Культура официально получила статус второй науки. Настоящее научное дерево заметно общипали, а из его веточек и листиков собрали новое – культурное. Эти открытия тоже могут порадовать, скажем, чудесами или даже юнитами, но созданы они в первую очередь для социально-экономического развития государства.


Теперь каждый политический строй позволяет активировать определенное количество карточек политического курса. Демократия, например, позволяет активировать больше бонусов для экономики, а монархия – для военного дела. Получился отличный конструктор: открывай новые социальные институты да собирай правительство своей мечты!

Впрочем, выгодные комбинации легко нащупать. Это касается и городского планирования, и государственного устройства. Нет смысла пытаться угнаться за требованиями для культурной победы (самой сложной в игре – так утверждает подсказка при создании новой партии), когда можно их немного… снизить. Собрать уже знакомый набор – мощные промышленные центры и огромные доходы от торговли – и силой оружия оторвать «лишние» куски от самых серьезных конкурентов. Увеличив, тем самым, собственные шансы и на эту, и на любую другую мирную победу.


Но подобные издевательства над механиками Civilization VI – ничто в сравнении со вторым ее важнейшим недостатком. Не знаю как, не знаю почему, но Firaxis умудрилась испортить чуть ли не самую важную неигровую составляющую любой стратегической игры. К Civilization V можно выдвигать разные обоснованные претензии, но в плане интерфейса она была великолепна. Неудивительно, что она стала примером для подражания для многих конкурентов.

В шестой части даже выбор юнита из городского гарнизона умудрились сделать неудобным. Или обстрел с городских стен. И много что еще – в такой игре без кнопочек, иконок и списков – никуда! Порой карту читать очень сложно, да и стилизация тумана войны, безусловно, симпатичная, но не особенно практичная. А полоску опыта отряда искать нужно с лупой. Не TBS, а hidden object какая-то. И, чтобы два раза не вставать, отмечу, что многие цитаты можно было бы поменять на что-то лучшее, а в локализации хватает самых разных ошибок. В том числе «Хотят слухи, что Англия»... Погодите, «хотят»? Серьезно?


Это все наследие Beyond Earth . То ответвление Civilization тоже походило на пятую часть, но удивительным образом не имело ничего общего с ее удобным управлением. Кстати, ее ИИ тоже был слаб, но по-своему: отличался (что удивительно) пассивностью. Хотя идеи той игры были по-своему хороши. Что тут сказать? Создается впечатление, что в Firaxis разучились делать удобный интерфейс и прекратили попытки создать удачный ИИ, но в остальном игры точно не стоят на месте. Хотя фоновая «Калинка» откровенно мешает: если в правой руке у меня мышь, в левой – матрешка, то чем играть на балалайке?

Civilization VI, конечно, не плоха. Напротив. Мелкие огрехи исправят патчами, ИИ (быть может) тоже поправят. В отличие от своих конкурентов, игра не выглядит заготовкой для будущих дополнений. Вспомните Stellaris – шикарную поначалу, утомительную ближе к концу. «Цивилизация» не такая. Она обязана быть хитом. Это у нее в ДНК: игры этого сериала не могут быть плохи, если авторы намеренно не пытаются их упростить или урезать. Даже страшно представить, как преобразится шестая часть после парочки солидных аддонов, а ведь в нее интересно играть уже сейчас.


Плюсы

  • Планирование городов
  • Новая система политических строев
  • Множество мелких нюансов
  • Приятная музыка

Минусы

  • Ужасно бестолковый ИИ
  • Слабый интерфейс

Вердикт

Только в Civilization Шумер, Конго и Скифия могут бороться за право первыми запустить искусственный спутник Земли. В тот конкретный раз победили в итоге немцы, но это уже ненужная подробность. Civilization – это генератор бесконечных историй о том, как русские или французы появились в горах или лесах, а потом сотню лет пробивались к океану. О том, как единственная залежь железа обнаружилась в самом сердце вражеского государства. О том, как остался еще один ход до открытия полетов в космос. И еще один. Сейчас выключу. Уже. О, через пару ходов спущу на воду новое судно. Да сейчас я. Уже. Еще один ход. Всего-то.

Самые главные изменения мы постарались детально описать в нашем превью, так что теперь, в рамках обзора, постараемся передать впечатление от игры в целом и влиянии геймплея на ощущения, вместо рассказа обо всех качественно-количественных улучшениях и переработках.

Цивилизация 6 - обзор игры

Первое впечатление - положительное!

Начнем с того, что для фанатов серии Sid Meier"s Civilization 6 покажется достаточно простой игрой, на освоение всех геймплейных деталей которой уйдет одна тестовая игра на дуэльной карте на низкой сложности. Если вы играли только в пятую часть или Beyond Earth , то освоение займет больше времени из-за действительно разительных изменений, как по части игрового баланса, так и по части управления.
Достаточно быстро приходит понимание, что игра сделала значимый переход от тактики к стратегии. Если раньше игрок мог позволить себе принимать сиюминутные решения, застраивать все подряд как ему угодно и в каком угодно порядке, а также объявлять и прекращать войны, когда ему заблагорассудится, то теперь нужно планировать развитие на 7-10 ходов вперед, составляя в своей голове чуть ли не последовательность действий - что и за чем идет.

Правильным решением разработчиков можно назвать развитие города при помощи кварталов. Только полное знание преимуществ каждого гекса, сообразное распределение районов, учет распределения ресурсов и стандартных лесопилок-полей-рудников на годы вперед может привести к доминированию. Ставить районы, улучшения и Чудеса вслепую будет бесполезным занятием, а то и вредным.

В Sid Meier"s Civilization 6 существенно переработана тактика экспансии и теперь лепить города один рядом с другим практически не имеет смысла. Теперь, во-первых, города лучше всего размещать в определенных зеленых зонах, которые обеспечат начальное довольствие и пищу.

Во-вторых, города обрабатывают радиус в 4 гекса вокруг себя, что само по себе занимает огромный кусок карты, в-третьих, сами карты стали ощутимо меньше, например, «большая» карта из пятой части называется теперь «огромной», а в-четвертых каждый город нужно обеспечивать пищей и следить за довольствием, что не так-то и легко.

Схожим образом уменьшилось влияние и бонусы от Чудес, так что надо внимательно подумать и оценить возможные преимущества перед тем, как начинать строительство какого-либо Чуда из списка. И хотя игрок может ускорить строительство за счет рабочих, но если октазаться совсем, то на сэкономленное время вполне можно построить несколько зданий или городских районов, что даст более явный и действенный эффект, чем ненужное Чудо.

Отличным решением можно назвать замену «Общественных институтов» из пятой части на подобие политической системы. Очень важно правильно подбирать правительство и политический курс в экономике, военном деле и науках, особенно на начальных этапах игры. Так можно ускорить прогресс в любых областях, пока игроку это будет необходимо. Конечно, потребуется много времени, чтобы запомнить правильную комбинацию и удача, чтобы события в мире не заставили их поменять.

Что до цивилизаций, то их не так много, но разработчики постарались кастомизировать каждую из них, сделали уникальное визуальное оформление для городов и отдельных юнитов, уникальный район или бонус по типу местности. У лидеров есть несколько раздражителей, которые могут повлиять на отношения с цивилизацией. Сопровождает все это дело подходящий саундтрек - для России 20 вариаций калинки-малинки.

Недостатки, которые перевешивают преимущества

Естественно, все вышеперечисленное требует постоянного счета количества ходов до окончания того или иного строительства, исследования, возможности изменить правительство и политический курс. Как следствие - быстро устаешь от переключения по самым разным меню и расчета ветвлений и вероятностей. Из-за этой рутиной работы играть стало ощутимо труднее и только на низкой сложности можно пустить все на самотек.

В Sid Meier"s Civilization 6 исследования ведутся в двух областях - научно-технической и социокультурной. Это хорошее улучшение и оно лучше отражает действительность. Но не понятно, почему разработчики не сделали две очереди строительства - для зданий и юнитов.

Этот момент остро ощущается как недостаток, поскольку молодые или просто неразвитые города исключительно долго строятся. В итоге у игрока либо нет зданий и районов, но много юнитов, либо нет юнитов и его просто захватывают соседи - приходится балансировать на грани.

Система дипломатии в который раз не получила решительно никаких изменений. Короткие обсуждения убрали полностью, торговые соглашения из Rising Tide тоже не получится заключить, равно, как и сколотить дипломатический капитал - этого попросту нет. Все, что вы можете - объявить войну или внезапную войну, осуждать, торговать ресурсами и отправлять делегации.

Компьютерный игрок не любит торговаться и редко предлагает честную сделку, зачастую торгуя в свою пользу. Странным образом заключить мир можно, только если вы не трогали вражеские юниты на протяжении 10 ходов, но при военном перевесе в вашу пользу противник сам может запросить пощады… попытавшись выторговать захваченные вами города обратно за пару десятков монет.

Также в Sid Meier"s Civilization 6 сильно преувеличена роль города и получается, что почти все гексы уходят на его обслуживание, а вся карта - это одни сплошные города с кварталами, с редкими вкраплениями сельской местности, лесопилок и рудников. Вот если бы вместо шестиугольников были восьмиугольники, место бы стало хватать и на город, и на другие строения.

Сотрудничество с городами-государствами серьезно упростили - теперь достаточно отправить к ним послов, которые будут автоматически увеличивать влияние цивилизации. Нет возможности купить влияние за деньги, выполнить небольшое поручение, улучшить ресурс или подарить юнит. Число малых государств не велико и очень быстро возникает ситуация, когда все шесть послов всех государств сидят в каждом государстве.

Милитарист-Идиот и другие проблемы игрового процесса

Наш рассказ об одиночном режиме был бы не полон, если бы не описание странностей работы искусственного интеллекта (ИИ) в Sid Meier"s Civilization 6 . Разработчики, словно потешаясь над игроком, увеличили агрессивность ИИ так, что лидеров как будто покусал Ганди.

Поводом к войне может стать любая, вообще любая мелочь. Например, у игрока больше технологий культуры или науки, вы конкурируете за влияние на город-государство, игрок не развивает армию, у игрока больше городов, чудес или религиозного влияния. В любой момент ему могут объявить войну и чем выше сложность - тем раньше это произойдет.

Главная проблема тут в том, что игрок может оказаться между другими цивилизациями, и на него постоянно будут нападать. ИИ настолько увлекается войной, что вообще забывает о развитии своей цивилизации, штампуя юнитов древнего мира сотнями, отправляя их на убой против 3-4 юнитов эпохи атома.

Интеллект компьютерных соперников тупит даже по сравнению с первыми играми серии и его преимущество достигается за счет откровенного читерства. Пусть нападать он еще кое-как способен, но держать оборону - нет. В такой ситуации компьютер отправляет свои войска в далекий обход и можно захватить его цивилизацию практически без сопротивления.

Еще ИИ не умеет определять опасность и способен отправить транспорт с сухопутными юнитами под линейные корабли игрока, или же может поочередно отправлять элитные юниты на штурм города, вместо того, чтобы напасть разом.

Нельзя также не упомянуть религию, как один из возможных способов достижения победы. Очков соответствующего типа генерируется очень много, особенно у России. Так что вполне возможно задавить весь мир скрепами©™ и духовностью©™. И хотя за них можно покупать здания и юнитов, выгоднее распространять свою религию в новые государства, используя апостолов.

При этом искусственный интеллект не понимает, что обращен в другую веру, а его религия не появится автоматически спустя 10 ходов в священном городе, как было в Sid Meier"s Civilization 5, так что он будет отправлять своих апостолов и миссионеров в ваши города, дабы они распространили вашу религию!

Естественно, что после такого можно задать только один вопрос: «Кто-то вообще тестировал Sid Meier"s Civilization 6» ?!

Управление, локализация, музыка и звук

Одним из явных недостатков Sid Meier"s Civilization 6 является управление. Разработчики как будто забыли о пользователях персональных компьютеров, предлагая им безудержно тыкать мышью или пальцем в меню, иконки и гексы. Особенно это раздражает во время управления юнитами. Очень раздражает, когда комбинации горячих клавиш не работают, а ведь сообщество привыкло к раскладке управления из Sid Meier"s Civilization 5 и Firaxis Games стоило ее адаптировать.

Однако самые большие недостатки управления выявляется на заключительных стадиях игры. После постройки всех зданий в городе нужно каждые 5 ходов задавать тип конвертируемого производства, просто потому что он сбрасывается. Кого посетила такая гениальная идея? Еще каждый ход сильно растягивается из-за того, что все время нужно двигать армии проповедников и воинов.

Sid Meier"s Civilization 6 полностью переведена на русский язык, так что вы можете читать статьи из «цивилопедии», слушать ролики и диалоги на родном языке. Качество перевода практически идеальное, имеются лишь мелкие недочеты. Благодаря стараниям студии-локализатора качество озвученных диалогов и роликов также почти идеальное. В этом плане можно только порекомендовать поддержать авторов рублем, купив эту игру.

Музыка в серии Sid Meier"s Civilization всегда выделялась, так что Sid Meier"s Civilization 6 не стала каким-то исключением. Есть как композиции общей тематики, так и персональные для каждой цивилизации, исполненные для мирного и военного времени. Каждая мелодия была записана с привлечением симфонического оркестра, а потому они не надоедают и сразу запоминаются. Общая протяженность саундтрека превышает 4 часа! Прослушать каждую композицию вы можете на официальной странице игры в или на видео ниже.

Что до общего звукового сопровождения, то здесь команда разработчиков дала маху и по сравнению с Sid Meier"s Civilization 5 или Civilization: Beyond Earth , количество звуков уменьшилось. Например, нет сигнала завершения хода и завершения расчета хода, юниты молчат, важные сообщения проигрываются не всегда и так далее.

Аниме? В моей «Цивилизации»?

Отдельно хочется осветить тему нового визуального стиля и удобства интерфейса. Графика в Sid Meier"s Civilization 6 действительно стала более анимешной и мультяшной. Эти большие глаза у женщин в роликах, «рисованный от руки» стиль карт и объектов, нарочито потерянная детализация текстур у всех объектов и юнитов - все выглядит настолько необычно по сравнению с прошлыми играми, что, кажется, тут есть регресс.

Это действительно так и по какой причине Firaxis Games пошла на такой шаг до сих пор не понятно, объяснения разработчиков не выглядят оправданными. Если бы все «Цивилизации» были такими, то серия не пришла бы к текущему успеху и популярности. С другой стороны, ко всему этому можно довольно быстро привыкнуть - видно, что люди работали над графикой и нет таких косяков, за которые бы цеплялся глаз.

С технической точки зрения Sid Meier"s Civilization 6 нельзя назвать полностью отполированной игрой - расчет ходов занимает очень много времени, особенно под конец сессии, загрузки исключительно долгие (и это при такой слабой графике!), порой юниты долго думают перед тем, как совершить действие. Надеемся, разработчики исправят эти баги.

Что до интерфейса, то он, прямо скажем, получился неудобным. Помимо отмеченных выше проблем с управлением, иконки у юнитов слишком большие, шрифты мелкие, неудачные, цветовая гамма - темное на темном, что в совокупности привело к плохой читабельности, а читать в Sid Meier"s Civilization 6 придется много. Часть управляющих элементов перенесена в новые, не самые удачные места.

Сетевая игра и баланс

Естественно, все вышеперечисленное вызывает негодование у хороших игроков, которые отправляются искать себе ровню в мультиплеер и находят приключения на свою пятую точку, испытывая характерные для серии проблемы с сетевой частью. И пусть это не самый популярный режим

Выход Civilization 6 нас немного удивил. Beyond Earth с единственным дополнением еще остыть не успела, а тут — продолжение. Однако если считать Civilization: Beyond Earth за ответвление (по аналогии с Sid Meier’s Alpha Centauri ), то все встает на свои места...

С релиза пятой части прошло добрых шесть лет. Но за эти годы Firaxis так и не выдумали никаких революционных идей: шестая часть будто тюнингует пятую, не смея переступать определенные границы.

«The sound of progress, my friend»

Смелее всего Firaxis поступили со структурой городов. Возможно, их внешний вид навеян перерисованными городами из Total War: Rome 2 : там тесные кучки зданий превратили в аппетитные такие блюдца, по фактуре куда более похожие на настоящие поселения. Однако суть все-таки совершенно иная.

Районы не только создают новую глубину застройки, но и усиливают внешнее сходство виртуальных городов с настоящими. А вон тот кампус пусть будет Оксфордом!

Вот команда поселенцев останавливается и выбирает место для привала. Появляется новый город. Все, что в нем сейчас есть, - это центр. И список зданий, которые разрешено строить, совсем короткий: амбар, водяная мельница, канализация, стены нескольких видов. Прочие архитектурные излишества требуют особых районов, возводимых силами горожан.

Вполне очевидно, что районирование - прямое следствие специализации городов, уже много лет преследующей Civilization: в столице собираем промышленную машину для строительства чудес, в другом городе обеспечиваем переизбыток пищи и плодим там поселенцев одного за другим, а третий закладываем посреди джунглей, чтобы устроить там научный бум спустя двести лет.

Военный лагерь способен сильно замедлить наступление врага - он огрызается не хуже отдельного города. Хорошо, что в Ливерпуле такого нет.

Эта парадигма теперь узаконена и в общем-то неизбежна: только самый быстрорастущий город осилит создание всех районов. А их полно: научный кампус, промышленный городок, военный лагерь, центр коммерции, театральная площадь, аэродром... Например, библиотека откроется только в кампусе, а поскольку район при строительстве требует много очков производства, какая-нибудь воинственная нация (типа коннолучных скифов) рискует вообще не увидеть ни одной библиотеки, кроме тех, что будут в захваченных городах неприятеля.

В современности поселенцы пересаживаются на симпатичный микроавтобус. Ну какой еще город они смогут основать, если не Сан-Франциско?

Логично? Пожалуй, а то прежде без библиотек не строились даже дикие необузданные гунны. Но игроку от того не легче, а гораздо тяжелее. Теперь, когда появляется шанс построить новый район, возникает вопрос - куда его воткнуть.

Следом, словно снежный ком, растут проблемы, и почти все порождены новыми геймплейными оговорками. Так, рабочие теперь не будут улучшать вам клетки местности от античности и до ядерной войны, потому что число их манипуляций конечно. Поначалу доступны три действия, а потом, благодаря технологиям и чудесам, несколько больше. И ладно если бы при этом строители «подешевели», так нет. Таким образом, обработка ландшафта (фермы, шахты, плантации и тому подобное) тоже упирается в городское производство. Поселение вынуждено регулярно отвлекаться на выпуск свежих работяг, иначе новым горожанам придется обрабатывать «неухоженную» клетку - считай, почти вхолостую.

Одноэтажная Пангея

Кстати, о горожанах - их нужно куда-то селить. Скорее всего, бурный рост вашего города, окруженного «месторождениями» пшеницы и скота, упрется в предел населения: нет новых жилищ - стало быть, и рожать новых дармоедов незачем. Проживает три человека, рождается четвертый, и рост города замедляется вдвое, потому что предел численности - пять персон. Дотянете-таки до пятого, достигнете предела, и рост все равно продолжится, но со штрафом в 75%, который нивелируется только в самом жирующем городе, где булками уже тротуары мостят.

Общего для всей страны уровня счастья или здоровья больше нет: каждый несчастный город горюет по-своему.

В начале игры решать квартирный вопрос нелегко. Можно добавить жилплощади путем улучшения клеток: фермы, например, дают половину жилого места. Некоторые здания приютят горожан: двух в амбаре (не спрашивайте как), одного в университете, еще двое влезут, если провести канализацию. Это все полумеры, а единственный эффективный инструмент для заселения - пригороды, районы, ни на что, кроме проживания, не годные. Зато плотность восхищает: до шести горожан, если район с высоким престижем (что-то вроде «элитности» клеток, и в первую очередь это влияет на туризм).

Но вдруг вы уже улучшили тот участок, куда так просится пригород? А если прямо под элитным поселком нашлись залежи бесценного урана? А если я вам скажу, что продуктивность ферм возрастает, когда они стоят рядом, и лучше бы их зазря не удалять?

ЭТО ВАЖНО: Firaxis основательно так потрудились над общей стилистикой игры. Пятая часть оглядывалась на ар-деко, а шестая тяготеет к эпохе великих географических открытий. В первую очередь это отражается на облике игрового мира: белые неизученные пятна стилизованы под старинные карты, равно как и места, что затянуты туманом войны. Изящно - не то слово, однако затрудняет чтение карты.

Шпионов следует беречь и не назначать на провальные операции: если его не убьют сразу, то придется платить выкуп.

Кстати, для чудес света тоже нужны отдельные участки - как правило, с драконовскими условиями: Великий Зимбабве требует наличия рядом центра коммерции (и рынка в нем), а с другой стороны - пастбище. Угораздит вас построить коммерческий округ достаточно далеко от скота - и плакал ваш Зимбабве.

А порой игра заставляет пересилить себя и вообще никак не улучшать территорию - чтобы основать там национальный парк. Парк - это вообще абсолютный антипод всего, что мы делали когда-либо в Civilization. Сначала покупаем натуралиста за очки веры (о, так вы наплевали на религию сразу после пантеона? Тогда дышите смогом, милейший), потом ищем участок в форме ромба и в четыре клетки площадью - и чтобы престиж там был высшего уровня. И все клетки при этом должны принадлежать одному городу.

Еще нужна гора или что-нибудь столь же живописное. И без единого улучшения! Тогда, и только тогда, натуралист откроет в этом чудном месте национальный парк. Чего ради такие жертвы? Парк привлекает бездну туристов, что критически важно для культурной победы: да, победа туризмом осталась почти неизменной.

Firaxis вновь отказались от художественных пейзажей с чудесами в пользу ускоренной анимации строительства. Вкупе со сменой дня и ночи оно смотрится очень даже ничего.

Никогда еще в серии Civilization планирование территории и застройки не значило так много.

Архитекторы душ

Не было еще Civilization, в которой заново не изобрели бы систему культуры. И вот опять! Впервые расценив ее значимость наравне с наукой, Firaxis выделили все гуманитарные идеи, открытия и достижения в отдельное древо. А рядом - научное, только «ободранное» немного. Покорение культурных вершин отличается немногим - вместо очков науки тратятся очки культуры, точно так же открываются всякие строения и чудеса света. Но есть еще и карточки политического курса. Политику Civilization тоже меняет с завидной регулярностью.

Будьте осторожны с великими писателями! Их бесчисленные шедевры до середины игры попросту некуда поместить, и бедолаги томятся в ожидании новой эпохи.

Теперь появились искусственные ограничители: в наличии десять схем управления, и чем ближе к современности, тем больше карт разрешено применить. Какой-нибудь фашизм позволяет держать три военных карты, но лишь одну экономическую. Демократия, напротив, - одну военную и три экономических.

И карты совсем не «косметические». Одни ускоряют обучение разных видов войск, иногда аж вдвое. Другие дают особые преимущества от торговых путей или от городов-государств. Третьи - очки великих людей, или дополнительные действия для рабочих, или мало ли что еще.

Карточки в умелых руках буквально порхают. Взяли одну - наняли армию, взяли другую - построили флот, взяли третью - сэкономили на переоснащении.

Карты не дефицитные, выдаются они по ходу культурного развития, поэтому разложенный «пасьянс» зависит от вашей стратегии игры, а не от предпочтений. Что еще важнее - курс легко изменить почти в любой момент, чем не мог похвастаться аддон Brave New World для Civilization 5 , где тоже внедрили политику. Там каждый выбранный «перк» оставался с вами навсегда... либо до революции, если давление других идеологий окажется слишком сильным. В Civilization 6 же все давление - это неприязнь коммунистической Испании, которую не устраивает ваша торговая республика.

Догнать Эйнштейна

Подковерная борьба перешла на иной уровень, туда, где ее не ждали, - в гонку за великими людьми! Впервые в серии они перестали быть унифицированными суперюнитами, и каждому, в зависимости от рода деятельности, дарованы свои умения. Ну разве что великие художники, писатели и музыканты просто заполняют амфитеатры и консерватории продуктами своего творчества.

То ли дело инженеры! Так, один мгновенно строит мастерскую и фабрику (последняя - с повышенным выхлопом) в промышленном районе, другой ускоряет возведение чудес света. И все они внесены в таблицу, где всякий мировой лидер видит, насколько он близок к получению нового гения. Насколько близки его конкуренты - тоже видно. Надо ли говорить, что в Civilization 6 борьба за светлые умы почти такая же напряженная, как за чудеса света?

Альтернатива гонке за гениями - скупить их с потрохами. Всего несколько тысяч золота либо веры - и новенький Альфред Нобель ваш уже сегодня!

ЭТО ЛЬСТИТ: хотя русских великих людей в Civilization 6 не так уж много, радует выбор чудес света, представляющих в игре нашу страну. Эрмитаж и Большой театр - будем считать, что это дань уважения российской культуре. А могли бы и Кремль вернуть, который изображают как собор Василия Блаженного. Или вообще ГУЛАГ какой-нибудь. Но черные страницы истории Civilization старается обходить.

Дипломатия - вечная проблема всех солидных стратегий. Civilization 6 зачем-то игнорирует достижения Civilization: Beyond Earth - Rising Tide , где удалось хоть как-то выйти из этого экзистенциального кризиса. Здесь же межгосударственные отношения пробуют привязать к неким переменным.

Что это значит? Так, Япония следует кодексу бусидо - на языке игры это значит, что ниппонцы уважают сильную армию, подкрепленную верой и культурой. Без оных солидные вооруженные силы кажутся Японии чем-то оскорбительным. Викинги (формально - Норвегия, но мы-то знаем) моментально разлюбят соседа, не контролирующего свои воды (читай - лишенного сильного флота).

Королева Виктория забирает награду за самую кислую мину в Civilization 6. Ее величество умудрилось поссориться со всеми известными нациями. Браво!

К чему это приводит? Вы не успеваете за всеми угнаться и всем угодить - возможно, поэтому в игре нет дипломатической победы. И большинство окружающих начинает вас тихо ненавидеть. Пусть вы вооружились до зубов - войны все равно не миновать. Принимать условия дружбы не станут даже те, кто настроен хорошо (это отражается смайликом у пиктограммы собеседника). Но стоит вам посягнуть на земли, которые ИИ «зарезервировал» для себя... Короче, однажды японцам хватило одного основанного мной города, чтобы тут же - без стандартной угрозы «селись подальше от меня» - объявить войну и позорно ее проиграть.

Похожие статьи