Ретушь старых фотографий в фотошопе. Ретуширование фото: спасаем старинные фотографии

17.10.2019

Обработка черно-белых фотографий, ретушь, исправление недостатков в фотошопе

1. Открываем исходный файл. В данном случае мы будем ретушировать фотографию, сделанную изначально в ЧБ цвете.

2.Я выделю изначально недостатки, которые нам необходимо убрать: 1 – грязь на фоне 2 – многочисленные родинки, прыщики на коже, неровности 3 – круги под глазами 4 – коррекция фигуры

3. Приступаем. Создаем копию слоя, Alt + Ctrl + Shift + E, Теперь Берем инструмент Spot Healing Brush небольшого диаметра (но чтобы он превышал размер точек на фоне), и простым нажатием на точки убираем всю грязь с фона:


4. Тем же самым инструментом или Patch Tool (заплатка) убираем неровности на коже (прыщики, родинки (кому как, а меня они здесь не устраивают) круги под глазами), можно воспользоваться плагином Portraiture, но если будете «замыливать» кожу, стирайте ластиком края тела, волосы, глаза и т.д.и ставьте галочку Default , чтобы замыливания не было много.


Получаем:

5. После того как мы убрали всю грязь и неровности – приступим к коррекции фигуры. Идем в Filter – Liquify , выбираем инструмент Forward Warp Tool и «утягиваем» талию:


Настройки: Size – 1170 Density – 48 Pressure – 20 Тем же способом, только размер кисти уменьшаем до желаемого - убираем складочки на платье, так как они смотрятся не эстетично. «Сглаживаем их»:


Можно еще чуток ручки тем же инструментом «уменьшить». Получаем:

6. Нажимаем Alt + Ctrl + Shift + E. Приступаем к работе Dodge и Burn Tool. Для начала я выделю то, что необходимо «закрасить» белым цветом, то есть Dodge Tool:

Настройки: Кисть только мягкая, Exposure - 10 %, Range – Midtones, диаметр кисти всегда меняется. В зависимости от того, где мы ею проводим. Не забудьте выбелить Dodge Tool –ом зрачки, белую часть глаз:


Если вы кистью нечаянно попадете на фон – стирайте ластиком. Получаем:


Получаем:


8. Теперь перейдем к теням. Берем инструмент Burn Tool. Настройки: Кисть только мягкая, Exposure - 10 %, Range – Midtones (запомните этот параметр, далее мы его поменяем), диаметр кисти всегда меняется. Будем затемнять вот здесь (старайтесь не затрагивать фон):

9. По выбранным участкам проводим несколько раз инструментом Burn Tool. Получаем:


10. Далее мы будем делать нарисованные тени более четкими. Инструмент остается тот же, с теми же настройками, меняем только Range на Shadows. Объясняю почему мы заранее так не сделали: этот параметр Shadows затемняет только черные участки, чтобы площадь темных участков сделать больше, нам нужно в параметре Range выбрать Midtones и затемнять им. Проводим кистью по всему телу модели, не затрагивая фон. Диаметр кисти лучше взять 300 единиц. (не переборщите!!!). Шею под подбородком и волосы возле лица лучше вообще сделать полностью черными. Получаем:

11. В принципе у нас все готово, мы можем оставить на этом этапе. Кому как нравится. Но меня смущает слишком выбеленное тело. Для этого я беру инструмент Burn Tool с теми же настройками, только Range – Midtones. Выбираю самый большой диаметр кисти и плавно провожу 1-2 раза по всей картинке.:

Вот и все!

уроке фотошоп, уроки фотошопа, урок Photoshop


Комментарии:

Компания Colorful пополнила ассортимент видеокарт моделью iGame GeForce RTX 2080 Ti Neptune OC, которая п...

Microsoft Windows 10 внесла изменения в обновление 1809. Подключенные USB-накопители, больше не нуждаются...

Японский портал Macotakara поделился информацией о следующем поколении смартфонов Apple, выход которого о...

Устраните признаки укуса насекомого с помощью устройства для лечения укусов от насекомых Vortix. ...

Пожалуй, у многих из нас в семейных архивах есть множество стареньких, выцветших, поврежденных временем и шаловливыми ручками детей, но, тем не менее, дорогих сердцу фотографий. В нашем последующем уроке мы научимся за 5 — 10 минут восстановить дорогой владельцу момент жизни, оставшийся в форме фотокарточки.

Исходя из внешнего вида фото, мы будем подбирать инструменты для улучшения его внешнего вида.


Основой основ процесса есть СКАНИРОВАНИЕ ФОТОГРАФИИ.

Несмотря на то, что в большинстве черно—белых фото как таков цвет не присутствует, све же их лутше сканировать «цветном» режиме (RGB), т.к. сканируя в режиме «оттенки серого», есть риск получить шумный и менее качественный результат, роботать с каким будет на порядок сложнее. Касательно разрешения, то в описуемом примере хватило 300 dpi.


Применяя сочетание клавиш CTRL-L можно быстро вызывать диалоговое меню Levels (уровни).

В большинстве случаев контраст и динамический диапазон старых фото небольшой, то есть нет полностью белых или полностью черных областей, все не интересно—мутно—серое. Вот именно это и исправим с помощью Levels. Для этого ползунки белой и черной точки следует передвинуть к тем точкам где гистограмма отображает начало областей с темными и светлыми пикселями

Теперь УДАЛЯЕМ ЦАРАПИНЫ И КОРРЕКТИРУЕМ ПОВРЕЖДЕННЫЕ ОБЛАСТИ.

При помощи фильтра Dust & Scratches (Filter-Noise-Dust & Scratches) глобально удаляем мелкие царапины и повреждения. Настройки фильтра зависят от характера используемого фото, но в основном стоит сначала выбрать минимально возможный радиус (Radius),— большая часть царапин удалится, затем, чтобы сохранить максимум деталей, подобрать порог (Threshold). Участки, где фото повреждено серезно корректируем инструментами Patch и Healing Brush


Следующий этап это УЛУЧШЕНИЕ ЧЕТКОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ.

Здесь поможет «нерезкая маска» (Unsharp Mask) (о применении читайте в разделе Улучшение четкости фотографий). На подопытном фото этот инструмент применялся дважды:

Первый раз — для того, чтобы улучшить общий контраст фото (вернули ощущение солнечного дня, которое исчезло из—за выцветания фотобумаги). Маленькая «мощность», большой радиус (Amount 10%, Radius 60, Threshold 0).

Второй раз - чтобы улучшить локальный контраст, собственно четкость. Маленький радиус и большая по сравнению с первым разом «мощность» (Amount 40%, Radius 1.6, Threshold 0).


Дальше, с помощью Shadow/Hightlight, ДОПОЛНИТЕЛЬНО ОБРАБАТЫВАЕМ ТЕМНЫЕ И СВЕТЛЫЕ ОБЛАСТИ.

Этот инструмент очень удобен для быстрой проявки темных областей изображения. Единственное предостережение, — подбирайте основные настройки (Shadows Amount, Radius и Tonal Width) так, чтобы не потерять в детализации, не убить контраст сделав изображение «плоским».


И под конец ДОБАВИМ НЕМНОГО ЦВЕТА.

Hue/Saturation, — вот тот инструмент, который дает возможность делать фото интереснее, подчеркивая его ценность для истории и лично вас (быстрый вызов сочетанием клавиш CTRL-U). Для этого галочкой отмечаем Colorize и устанавливаем Hue 40 и Saturation 10.


Этот урок описывает быстрый, хотя и не идеальный способ улучшения фото.
для простоты изложения мы не использовали слои;
для действительно качественного результата многие области нуждаются в дополнительной обработке;
инструменты типа Dust&Scrathes следует применять осторожно, т.к. в ряде случаев они деструктивно повлияли на изображение;
для коррекции темных и светлых областей более эффективно было бы использовать кривые (Curves).

Да, недостатки есть, но даже при их наличии, полученый вами результат приятно удивит и вас и ваших друзей, Не бойтесь пробовать новое, оно не так страшно как кажется. Приятного времяпрепровождения с мастером Photoshop и красочных вам результатов!

Этот урок посвящен восстановлению старой порванной фотографии. Реставрация старых семейных фотографий это то, что вы можете сделать для своих родственников и заставить их прослезиться, ну и конечно, это услуга, на который вы можете заработать. Давайте посмотрим, как проходит типичный процесс восстановления фотографии.

Выбирая фотографию для этого урока я столкнулся с недостатком материала, который я мог бы использовать публично. Фотография, которую я использую - это семейное фото, отсканированное и присланное мне в ужасном разрешении. В итоге я решил, что именно такого рода изображение и подойдет для моего урока. Конечный результат показывает, что вы можете работать даже с плохо отсканированными изображениями и получать относительно неплохие результаты.

Конечно, из-за этого размер отпечатка может быть ограничен, однако самое важное в этом уроке - провести вас через все ступени рабочего процесса. Есть несколько важных шагов, которые вы можете просто держать в голове, однако никогда не бойтесь быть креативными, и использовать собственные решения. Вот эти шаги:

1. Сделайте копию оригинала;
2. Подгоните размер изображения и обрежьте те области, с которыми вы не будете работать;
3. Восстановите поврежденные области;
4. Избавьтесь от шума или других нежелательных паттернов;
5. Настройте свет и тень (в цветных фото вы так же должны будете заняться настройкой цвета кожи);
6. Настройте яркость и контраст;
7. Увеличьте резкость.

Первый шаг

Ну и наконец, приступим к уроку. На первом шаге я уже определился с размером и обрезал изображение. Дальше начинается процесс восстановления. С фотографиями вроде этой, я всегда начинаю с инструмента «Заплатка» (Patch) и использую его достаточно грубо и массированно. Далее я уточняю детали с помощью «Заплатки», «Лечащей кисти» (Healing tool), и «Клонирующего штампа» (Clone Stamp Tool). С этим мы разберемся поподробнее на следующем этапе.



Второй шаг

Принцип работы «Заплатки» похож на принцип работы «Выделяющего инструмента „ (Marquee Tool). Вы выделяете область вокруг той, что хотите поправить, затем кликаете по центру вашего выделения, удерживая кнопку мыши перетаскиваете выделения на другую область с похожими проблемами и отпускаете его. Убедитесь, что вы выровняли ваше выделение, перед тем как отпустить его. Давайте перейдем к следующему этапу и выравниванию соответственно.


Третий шаг

Посмотрите, как сделано выравнивание в тени портьер на фоне. Сделайте подобным образом все крупные области на изображении. Этот инструмент не всегда работает правильно, однако он сберегает время, и начинать именно с него - неплохой способ начать восстановление фотографии.


Четвертый шаг

После того, как закончите со всеми крупными областями, переключитесь на Лечащую кисть (Healing Brush Tool, на картинке ее использование отмечено красным цветом), и Клонирующую кисть. Не бойтесь экспериментировать с этими инструментами. Если вы хотите, чтобы процесс реставрации был эффективным, то было бы неплохо выжать максимум из этих трех инструментов.

Заметьте, что Точечная лечащая кисть это инструмент, который вы тоже можете использовать, и как видно из его названия, он взаимодействует с точками. Он работает простым кликом на точки, которые вы хотите удалить, и я часто использую его на фотографиях, где много точек, портящих изображение. В общем случае, процесс работы должен начинаться именно с этого инструмента, и только потом переключаться на Лечащую кисть. Однако в нашем случае в этом нет особой нужды.

Как видно на изображении ниже, я использовал Клонирующий штамп на границах изображения. Лечащая кисть и Заплатка в данном случае могут создать некоторые совершенно ненужные артефакты. Просто попробуйте, и вы поймете, о чем я. И снова, переключайтесь между инструментами, экспериментируйте до тех пор, пока не получите желаемый результат.

Тринадцатый шаг

Как только все основные части изображения на месте, я возвращаюсь к инструменту Клонирование и обрабатываю им все границы, которые нуждаются в правке. Все это я делаю на отдельном слое, слое ретушь. Чтобы лучше контролировать процесс, можно понизить прозрачность инструмента клонирования. Просто перетаскивайте область, обрабатывайте ее, и не упускайте клавиши Ctrl/Command + Z из виду.


Четырнадцатый шаг

Часто при ретуши вы используете разные слои для разных частей изображения. Если вы не хотите работать с бесчисленным количеством слоев, то просто склейте слои, когда будете готовы прекратить ретушь. Я обычно обрабатываю небольшие части на разных слоях и склеиваю их в один ретуширующий слой, но никогда не склеиваю базовые слои.

Лучше не склеивать слои, если вы не уверены, что сделали все правильно. Всегда хорошо иметь возможность вернуться назад и что-то переделать.


Пятнадцатый шаг

Восстановительные работы можно считать законченными.


Шестнадцатый шаг

Следующая вещь, которую я сделаю - это группировка слоев. Выберите все слои и нажмите Ctrl/Command + G. Теперь я создаю новый слой с помощью этой группы Ctrl/Command + Shift + Alt+E и называю его Шум. Этот слой мы будем использовать для шумоподавления. Прежде чем мы начнем это делать, хотелось бы упомянуть одну вещь, о которой я, возможно, не сказал в самом начале.

Как вы можете видеть на скриншоте, я оставил исходный файл на фоновом слое моего PSD файла и выключил его. При работе удобно хранить исходник в PSD файле и начинать с команды копировать в слой (Ctrl / Command + J). Так мы получаем изображение, с которым мы будем работать дальше.

На заметку: Когда вы зажимаете Alt и кликаете на пиктограмму глаза перед слоем, то вы включаете этот слой и выключаете все остальные. Удобно для быстрого сравнения.


Семнадцатый шаг

Теперь мы попытаемся понизить уровень шума. Борьба с шумом может вестись разными путями, но здесь я использую фильтр Уменьшить шум (Reduce Noice) из вкладки Шум (Noice). В этом уроке я немного переусердствовал с шумоподавлением, и если мне не изменяет память, то мои значения силы были 8 единиц, и что-то около 20 единиц для деталей.

Я использовал еще одну небольшую уловку - в Расширенном диалоге (Advanced Dialoge) я максимально увеличил детали и яркость синего канала. Красный канал я так же подверг обработке - усилил некоторые детали. Это позволяет сохранить первозданное изображение без слишком большого размывания. Эту технику мне подсказал Taz Tally, и она так же хороша, чтобы удалять дефекты сканирования или любые другие дефекты.

Перевод: © Lilis, Obscurantism, Владимир Котельников, Ready.

Наверняка, у многих из вас в семейных альбомах есть старые фотографии, которые несут на себе отпечаток времени — потертости, разрывы, царапины, грязь, несмотря на это, они являются бесценными, поскольку передают память о прошлом новым поколениям. С появлением новых технологий и знаний люди научились восстанавливать потрепанные временем снимки и возвращать старым фотографиям былую привлекательность.

Сегодня мы с вами поговорим про ретушь старых фотографий в фотошопе. Ретушь старых фотографий дело немного трудоемкое, однако, результат вас должен порадовать, поскольку в фотошопе можно добиться практически полного восстановления фотографии до первоначального состояния, а возможно даже и улучшить фото-исходник.

Я нашла в интернете старое фото с видимыми дефектами, которое постараюсь восстановить при помощи ретуши в фотошопе.

Приступаем к работе

Открываем фотографию — Ctrl+O.

Для начала анализируем снимок: на фото есть крупные царапины, потертости, отсутствуют фрагменты фона, также есть мелкий мусор и шум, которые появились при сканировании фотографии, уголки оторваны или стерты.

Определяем задачи, которые перед нами стоят:

  • Кадрирование
  • Удаление крупных дефектов, восстановление частей изображения
  • Цветокоррекция
  • Повышение четкости

Кадрирование

Если на фото отсутствуют какие-то фрагменты, не несущие смысловой нагрузки и не участвующие в композиции, которыми легко можно пожертвовать, такие как: кусочки однородного фона, деревья, драпировки, и т.п. мы просто их кадрируем ради экономии времени и сил.

В моем случае у фотографии оторваны уголки с двух сторон, я решила избавиться от части фона, чтобы не достраивать изображение в местах, где нет смысловых элементов.

Берем инструмент Crop Tool (Рамка / Кадрирование), обводим рамкой область, которую хотим оставить, остальное отсекаем. Элементы, которые будут обрезаны, будут затемнены, регулируйте размеры рамки, пока не будете довольны результатом.

Возможно, в вашем случае вам не понадобится кадрировать изображение, обрезайте края только в случае, если это необходимо.

Избавление от мелкого мусора и царапин

Заходим в палитру слоев — F7, копируем слой — Ctrl+J, чтобы не затрагивать редактированием оригинал и иметь возможность в дальнейшем сравнить исходник с результатом, полученным после ретуши.

Идем в меню Filter — Noise — Dust and Scratches (Фильтр — Шум — Пыль и царапины).

Ставим значения на глазок, таким образом, чтобы скрыть мелкие дефекты. Я поставила «радиус» 12 и «изогелия» 10. Убирайте галочку в окошке Preview (Просмотр), чтобы сравнить будущий эффект от фильтра и исходник. Чтобы применить фильтр, нажмите «Ок».

Применяем к слою маску. Для этого щелкните по иконке маски внизу палитры слоев. Рядом с миниатюрой слоя появится белая маска, основной цвет и цвет фона внизу палитры инструментов изменятся на черный и белый.

Берем инструмент Brush Tool (Кисть). Принцип работы с маской заключается в том, что вы можете быстро скрыть какие-то фрагменты изображения и также быстро их восстановить, если это необходимо.

Черным цветом мы стираем части изображения, белым цветом — наоборот, возвращаем все, что стерли в случае необходимости.

Выбираем черный цвет, я взяла стандартную круглую кисть с мягкими краями. Стираем части размытого изображения на значимых частях фото: лицах, складках одежды,границах крупных элементов, которые должны оставаться четкими. Если стерли лишнее, переключаемся между цветами и белым цветом восстанавливаем части изображения.

Вот что примерно у меня получилось на этом этапе:

От мелких дефектов мы избавились, теперь переходим к крупным царапинам и недостающим фрагментам. Воспользуемся для этого инструментами Healing Brush Tool (J) (Восстанавливающая кисть), Clone Stamp Tool (S) (Клонирующий штамп) и Path Tool (J) (Заплатка).

Удаление крупных дефектов

Делаем дубликат слоя Ctrl+J, применяем маску — щелкаем правой кнопкой по слою и жмем «Применить слой-маску».

Идем на начальный слой-исходник, делаем его копию — Ctrl+J, перемещаем ее под копией слоя с маской, которую создали шагом раньше (теперь этот слой будет предпоследним). Выделяем верхний слой, жмем Ctrl+E, чтобы объединить копию слоя с маской с нижним слоем — копией исходника.

Выбираем инструмент Healing Brush Tool (Восстанавливающая кисть). Инструмент копирует образец указанного пользователем фрагмента изображения и накладывает на другой участок изображения с учетом содержания подложки, таким образом происходит незаметное слияние разных фрагментов друг с другом. Инструмент Clone Stamp Tool действует схожим образом, с одним лишь отличием: он не учитывает содержание нижнего слоя при наложении фрагментов один на другой.

Берем образцы целого фона вокруг царапин клавишей Alt, заполняем крупные царапины этими фрагментами. Берите для каждой царапины свой образец, поскольку разные участки по-разному освещены.

На участках, где отсутствуют большие фрагменты фото, «Восстанавливающую кисть» используем вместе с Clone Stamp Tool. Клонирующим штампом копируем близлежащий целый участок изображения — Alt, и заполняем этим кусочком недостающий фрагмент, затем проходимся Healing Brush Tool для сглаживания краев и однородности фона.

Вместо лечащей кисти можно воспользоваться заплаткой Path Tool (J), она действует по такому же принципу, что и Healing Brush Tool. При работе с заплаткой вы заранее очерчиваете область, которую необходимо заретушировать, а затем, удерживая левую клавишу мыши, смотрите какой участок изображения использовать в качестве заплатки,перемещая мышь по изображению. После того, как вы отпускаете мышь, фрагмент заполняется выбранным участком фона.

В сложных местах, там где нужна особая четкость и нельзя допускать смешивания граничных пикселей, делаем выделение с помощью Lasso Tool(L)(Лассо) или Polygonal Lasso Tool (Многоугольное лассо), а потом пользуемся восстанавливающей кистью в пределах выделения.

Трещины и основные дефекты я удалила, посмотрим что получилось:

Некоторые места на фото стали размытыми и потеряли свой характер, складки кое-где обрываются и не имеют продолжения. Сейчас постараемся до конца восстановить фон и отлепить персонажей от фона.

Чтобы восстановить обрывающиеся складки я воспользовалась инструментом Path Tool (J), просто перетянув складки с одного места на другое.

Утраченные элементы одежды я копировала у одного человека, трансформировала Ctrl+T и вставляла другому человеку.

Чтобы повысить четкость изображения и оторвать предметы от фона, старайтесь добиваться краевого контраста важных элементов. Я добавила немного темного фона вокруг людей в некоторых местах при помощи выделения и комбинации восстанавливающей кисти с клонирующим штампом, чтобы усилить краевой контраст и создать глубину.

Также я создала выделение с помощью Polygonal Lasso Tool и залила его Paint Bucket Tool темным цветом на новом слое, чтобы усилить разницу между силуэтами людей и фоном.

Чтобы сгладить резкие границы, я сделала размытие по Гауссу с радиусом 25px. Filter- Blur — Gaussian blur.

Меняем режим смешивания слоя на «Multiply» (Умножение), Opacity (Непрозрачность) слоя уменьшаем до 30%. Обрабатываем ластиком с мягкими краями грубые места размытого слоя.

Делаем копию всех слоев на новом слое — Ctrl+Shift+Alt+E. Переходим коррекции цвета.

Цветокоррекция

Я обесцветила изображение, чтобы избавиться от посторонних цветных элементов и набрать цвет заново — Ctrl+Shift+U.

Добавляем контрастности изображению Image — Adjustments- Brightness/Contrast (Изображение — Коррекция — Яркость/Контрастность). Я увеличила контраст до +50.

Возвращаем цвет — Image — Adjustments- Hue/Saturation. Ставим галочку напротив «Colorize» (Тонирование). Делаем настройки на свой вкус. В верхней строке выбираем цвет, во второй его степень его насыщенности.

Я решила также подкрутить уровни — Ctrl+L, чтобы добиться еще большего контраста. Двигайте ползунки и экспериментальным путем приходите к нужному результату.

Повышаем резкость

Каким образом повысить четкость изображения — дело вкуса. Некоторые пользуются фильтрами резкости, но я люблю и пользуюсь всегда другим стандартным фильтром — Paint Daubs (Масляная живопись).

Filter — Filter Gallery -Paint Daubs (Фильтр -Галерея фильтров — Масляная живопись). Ставим в обоих настройках (размер кисти и резкость) единички.

Обычно хватает однократного применения фильтра для повышения четкости изображения, но в моем случае я воспользовалась фильтром несколько раз. Чтобы повторить действие фильтра, использованного в предыдущей операции, нажмите Ctrl+F.

Все готово, вы можете выделить все редактируемые слои в палитре, зажав клавишу Shift и кликнув по крайним слоям(первый сверху и предпоследний). Нажмите Ctrl+G, чтобы объединить выделенные слои в группу. Теперь можете отключать/включать видимость группы слоев, нажав на иконку глаза, чтобы сравнить результат с исходником.

Мой результат:

В этом уроке мы посмотрели как делается ретушь старых фотографий в фотошопе. Надеюсь, вы узнали для себя что-то новое из урока.

Сегодня мы рассмотрим с вами одну из самых интересных тем в обработке фотографий с Photoshop - ретуширование фотографий. Ретушь вообще очень увлекательное занятие. Чертовски интересно и приятно, когда, казалось бы, из совершенно негодной, испорченной фотографии получается нечто реальное и осязаемое, проявляется прошлая эпоха, люди и судьбы.

Как раз недавно один из моих знакомых попросил восстановить найденную им старую семейную фотографию почти столетней давности. Состояние ее, сами понимаете, было весьма далеко от совершенства. Лишний раз приходится убеждаться в преимуществе цифры перед пленкой, хотя бы в плане сохранности фотоматериалов...

Итак, начнем ретуширование фото . Первым делом нужно отсканировать нашу «старушку». Как правило, почти все старые фотографии имеют на своем теле «шрамы» - изломы, отсутствие фрагментов (например, потерянные уголки при вырывании из альбомов), просто выцветание и многое другое. Данная работа обладала всеми вышеперечисленными «достоинствами». Отсканирована фотография при разрешении 600 dpi. В принципе для подобных работ при печати вполне достаточно и 300 dpi, но для ретуширования желательно иметь большее разрешение, для уменьшения искажений. Выходной файл формата TIFF и весьма желательно 12 или 16 бит. Контраст при сканировании нужно уменьшить, потом, в процессе обработки фотографии, мы его восстановим. Сканировать желательно в режиме RGB, даже если фотография черно-белая. Затем выбрать из трех каналов один с наименьшими повреждениями, удалив остальные. Как правило, самый шумный канал обычно синий. Тем самым мы получаем исходное монохромное изображение. Поскольку размер файла при монохромном снимке существенно меньше, это значительно ускоряет его обработку. Я выделяю два метода подхода к ретушированию сложных фотографий.

Вначале мы делаем наиболее простые операции, постепенно переходя к самым проблемным участкам. При этом (особенно если вы занимаетесь этим редко, от случая к случаю) вы на простых операциях «набиваете руку», подходя к сложным участкам уже с большим опытом. И по мере хода простой ретуши, фотография начинает улучшаться на глазах, что весьма сильно вдохновляет на дальнейший труд. Или же начинаем с самого трудного (больше подходит для весьма опытных пользователей), оставляя мелочь «на потом».

Остановимся на первом варианте р етуширования фото . Попробуем составить для себя некий примерный план работы по ретушированию, чтобы не бегать по фотографии из угла в угол в поисках дефектов. Поскольку кадрировать нашу работу дальше уже некуда, необходимо восстановить кромки нашего холста, устранить заломы и крупные царапины, попытаться восстановить «оторванную» ногу у мужчины, ретушь лица женщины (самое сложное), подчистить оставшуюся мелочь, также необходима общая коррекция экспозиции и окончательное тонирование.

Конечно, для восстановления кромок холста можно воспользоваться разными методами обработки фотографий. В данном случае я сделал следующее. Как вы помните, мы отсканировали фотографию с весьма низким контрастом, сейчас это будет очень кстати. Внутренняя крышка сканера имеет, как правило, черную подложку. Если этого нет, то накройте фотографию черным листом бумаги и, по возможности, прижмите ее плотнее к стеклу, для выравнивания заломов.
Теперь уровень черного на вашей работе будет при сканировании соответствовать именно подложке сканера, как это видно на фотографии выше. Делаем копию слоя (Ctrl+J), затем правой кнопкой мыши (пера) выбираем Color Range (цветовой диапазон) и выделяем наш черный контур, где не было фотографии. При этом ползунком Fuzziness определяем диапазон выделения. Затем, выбрав рисующий инструмент, например кисть, клавишей B, нажав клавишу Alt, выбираем пипеткой на самой картине тон рисующего инструмента. Сначала выберем тон в области пола (более светлый) и закрасим им выделенную черную область напротив пола. Затем выбираем средний тон для остальной кромки (более темный) и закрашиваем остальную выделенную черную область. Для чего нужна такая сложность - для корректной работы нашего чудо инструмента Patch (заплатка).


Выбираем инструмент клавишей J. Данная функция содержит в себе три инструмента: Patch, Healing Brush и Replace Color, которые переключаются между собой клавишами Shift+J. Чем так хорош этот инструмент обработки фотографий. Он позволяет заменить фактуру выделенного участка при сохранении его яркостной и цветовой составляющих. Покажу это на примере увеличенного фрагмента пола около ноги женщины.
Выделим пером участок, который мы собираемся «лечить», это будет кромка фотографии, которую мы закрасили тоном, взятым за образец с пограничной области картинки. Главное - не торопиться, следуя правилу - лучше меньше да лучше. Поскольку нам требуется восстановить фактуру пола, то сдвигаем выделенную область пером в ту зону, откуда будем брать образец фактуры, наблюдая за выравниванием образца по отношению к выбранному участку (в данном случае по щели между досками). После выравнивания поднимаем перо (отпускаем левую кнопку мышки). Результат поразительный - никаких следов сшивки фрагментов. Подобным образом обрабатываем весь участок. Надо добавить, что инструмент имеет несколько режимов работы. Source (источник) - в этом режиме мы выделяем область, которую лечим. Destination (цель) - в этом режиме мы выделяем область, которой лечим (образец фактуры). При установке флажка Transpa-rent (прозрачность) образец фактуры влияет на прозрачность заменяемого фрагмента (применяется довольно редко). Наиболее оптимальным и удобным я считаю режим Source.


Показанный ниже результат обработки фотографии получен за восемь шагов. Если бы мы не выровняли нашу недостающую кромку фотографии предыдущими операциями выделения и закраски по тону с самой фотографией, то яркость заменяемого фрагмента менялась бы от основного к черному. То есть наша фотография имела бы размытую черную окантовку, что недопустимо. Чем точнее вы подберете тон на недостающих кромках, тем лучше будет конечный результат. Для возврата к некоторым «судьбоносным» этапам ретуширования настоятельно рекомендую создавать Snapshot этих этапов. После этого можно спокойно очистить палитру History (история) для высвобождения оперативной памяти, если у вас ее недостаточно.


Подобным образом работаем со всей кромкой. Работа кропотливая, но результат того стоит! Заломы и крупные царапины устраняются точно так же, с помощью инструмента Patch и Stamp. Мелкие точки и царапинки проще и быстрее удалять при помощи инструмента Healing Brush (заживляющая кисть). Работа инструмента абсолютно аналогична предыдущему и очень похожа на работу инструмента Stamp (штамп), хорошо вам знакомого. Только с той разницей, что Healing Brush берет с образца только фактуру, а яркость и цвет с «ремонтируемого» участка. Следует учитывать некоторые особенности его применения. Инструменты Patch и Healing Brush имеют некоторое размытие границ относительно контура выделения, поэтому их нельзя применять на границах резких яркостных переходов - результат обработки фотографии будет не очень удачным.
Так попытки удалить «в лоб» повреждения около головы женщины при помощи Patch приводят к размытию границ и нарушению равномерности тона заменяемого фрагмента. Для предотвращения подобных результатов при обработке фотографий на проблемных участках резких тональных переходов можно применить сначала инструмент Stamp с регулируемой жесткостью границ (для более точного наложения). Его используют для отделения (расширения) границ переходов, если заменяемый фрагмент достаточно большой. Если фрагмент маленький, то можно просто его закрасить инструментом Stamp, а после применить Patch по этому же месту для выравнивания.


Как видите, результат р етуширования фото совсем другой. Если вы четко поймете принцип работы данных инструментов, то успех вам обеспечен!
Следующим этапом обработки фотографии «делаем» мужчине недостающую ногу (ах, если бы так можно было в жизни...). Перед этой ответственной операцией нужно выправить фон на месте недостающей ноги, потом это будет сделать сложнее. Делаем это так же инструментом Patch. Теперь выделяем его правую ногу почти до колена (несколько выше, чем недостающая часть и с припуском по периметру). Далее выполняем команду Feather (растушевка) с радиусом примерно 10 пикс. Копируем Ctrl+C и вставляем на новый слой Ctrl+V. Удерживая клавишу Ctrl (или, что удобнее, нижнюю кнопку нашего чудесного пера Wacom), перетаскиваем новую ногу на свое место, отразив ее по горизонтали, чтобы она стала левой! Далее уровнями (но не прозрачностью слоя) настраиваем яркость и контраст ноги так, что-бы место перехода стало незаметным. Получилось вот так.
Далее ластиком, с прозрачностью 50%, легкими движениями пера, стираем наш припуск по контуру новой ноги до фона и в местах складок на брюках. Можете почувствовать себя волшебником.
Теперь беремся за самое трудное и тонкое дело в обработке фотографии - реставрация лица женщины. Здесь все несколько сложнее, но не безнадежно. Самое сложное - это восстановить глаза и область носа. Лоб мы сделаем потом привычными инструментами. Можно попытаться «просто» нарисовать глаза, но художник из меня явно никакой, так что не будем и пробовать. Можно только дорисовать мелкие детали, но не более. Остается позаимствовать глаза в другом месте, как бы кощунственно это ни звучало.
Внимательно изучив всех персонажей фотографии я нашел, что у ее дочери глаза, в принципе, очень похожи. Значит, дочь у нас будет «донором». Включаем лассо клавишей L, выделаем область глаз и носа на лице дочери (опять с небольшим припуском), делаем растушевку около 10 пикс, копируем, вставляем на новый слой и перетаскиваем фрагмент к новому месту. Для начала нужно сравнить расстояние между глазами с оригиналом. Естественно, что у ребенка оно несколько меньше. Поэтому трансформируем фрагмент до нужного размера. Для точности включим сетку (Ctrl+«). Затем ставим глаза на место.
Останется слегка поработать ластиком над бровями и с глазами можно считать покончено. Самая, казалось бы, сложная операция в обработке фотографии далась нам достаточно легко. Естественно, что в случае отсутствия «донора» на исходном снимке, можно воспользоваться другой подходящей фотографией. Все во власти вашей фантазии, главное - это не пасовать перед трудностями. Дальше действуем по старому сценарию: «без шума, без пыли...», то есть, устраняем оставшиеся мелкие несущественные дефекты.

После того как мы устранили все (ну или почти все) дефекты изображения, нам нужно привести его в хороший вид: поднять контраст, тонировать.
Для начала приведем его гистограмму в норму с помощью корректирующего слоя Levels (уровни). Для того, чтобы произвести тонирование (если это нужно), то изображение необходимо перевести в режим RGB. После этого в корректирующем слое Hue/Saturation проводим тонирование. Прозрачностью этого слоя можно варьировать, изменяя силу тонирования. Более подробно к вопросу тонирования мы обратимся в одном из следующих номеров журнала.

На результат, который вы видите ниже, было потрачено примерно два часа рабочего времени. Скажу сразу, что мой знакомый был очень доволен полученным результатом!.. и принес еще кучу старых фотографий.
В заключение хочу сказать: относитесь как можно бережнее к чертам прошлого. Старайтесь, по возможности привносить меньше нового в старые фотографии, иначе получится «новодел». Мы сейчас умышленно рассмотрели довольно сложную ситуацию, когда пришлось восстанавливать недостающие элементы. Но, тем самым мы лишь лишний раз изучили возможности инструментов Photoshop в обработке фотографий. Перед тем как браться за подобную работу, особенно если вы это делаете не для себя, обязательно обсудите с заказчиком возможные последствия такой глубокой реставрации. Иногда некоторые моменты лучше оставить как есть, нежели исказить или добавить от себя - ведь это история!

Похожие статьи