Презентация на тему "ритм в изобразительном искусстве". Ритм в изобразительном искусстве Вопросы и задание

14.02.2024

Цель : Формирование представлений о принципах ритмического построения композиции, передача движения с помощью ритма в творческом коллективном задании.

Тип занятия: Занятие изучения нового материала.

Задачи занятия:

Для педагога:

Для обучающихся:

1.Формировать представление о принципах ритмического построения композиции в изобразительном искусстве для создания художественного образа.

2.Раскрыть ценностный аспект взаимосвязи ритма в жизни, природе, изобразительном искусстве (как микромодель: человек, природа, культура, личность).

3. Раскрыть взаимосвязь ритмического чередования элементов для создания художественного образа.

1. Уметь выявлять передачу движения с помощью ритмического чередования элементов в изобразительном искусстве, логически обосновать свои ответы.

2. Формировать общее понятие о ценностной роли ритма в природе, жизни человека, в изобразительном искусстве, о ценностной роли (человек, природа, культура, личность).

3. Развить навыки «прочтения» ритма в произведениях изобразительного искусства для более глубокого целостного восприятия.

Задачи и результаты :

Воспитание:

Ценностного отношения к природе, изобразительной деятельности.

Личностные:

Развитие ценностного отношения к природе, произведениям художественной культуры.

Развитие:

Способности образного и ценностного восприятия ритма в природе и художественных произведениях.

Личностные:

Развитие эмоционально - образного восприятия ритмических чередований в природе и произведениях изобразительного искусства. Формирование целостного восприятия окружающего мира и гражданской идентичности в форме осознания «Я» как культурной личности.

Метапредметные:

Развитие УУД:

1.Познавательные:

А) Общепредметные: Уметь структурировать информацию, выбирать эффективный способ ответа.

Б) Логические:

Уметь выполнять анализ и синтез информации, сравнение общих и отличительных признаков ритма в жизни, природе, изобразительном искусстве.

В) Постановка и решение проблем: Уметь формулировать проблемы и уметь создавать способы их решения.

2.Регулятивные:

Планировать свои действия в связи с поставленной задачей.

3.Коммуникативные:

А) Формирование толерантности к мнению других участников образовательного процесса.

Б) Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Овладение:

Навыками «прочтения» ритма в произведениях изобразительного искусства для более глубокого целостного восприятия.

Предметные:

Уметь анализировать образное «содержание» произведений изобразительного искусства, уметь определять ритм в природе, изобразительном искусстве.

Для реализации цели и задач занятия используются методы:

  • диалога;
  • наблюдений и сравнений;
  • частично-поисковый метод;
  • метод проблемных ситуаций;
  • метод творческих заданий;
  • метод коллективного выполнения заданий.

Структурные компоненты занятия:

  1. Завязка : (2 мин.)

Выход на проблемы занятия через демонстрацию слайдов презентации.

Актуализация знаний.

  1. Кульминация: (15 мин.)
  1. Определение учащимися темы занятия: «Ритм. Движение в центр. Полет птиц».
  2. Определение цели занятия: «Формирование представлений о принципах ритмического построения композиции, передача движения с помощью ритма в творческом коллективном задании».
  3. Через демонстрацию слайдов презентации учащиеся должны определить ритм:

а) в мире живой природы;

б) в произведениях искусства;

  1. Определение учащимися ритмического построения композиции с движением в центр, композиционного центра, правил и законов композиции, средства графики.

В результате анализа подводится обобщение по рассматриваемой теме, класс разбивается на группы, выполняющие коллективное панно.

  1. Определение критериев оценивания работ учащихся.

/ проведение физкультминутки /

  1. Развязка: (20 мин.)

Самостоятельная работа учащихся. Класс разбивается на группы. Группа решает, какое движение в центр они выполняют. Выбирается оратор, который должен в конце занятия представить коллективную работу группы. При выполнении практической работы (продукта творческой деятельности) звучат музыкальные произведения, которые помогают в создании творческой и благоприятной психологической атмосферы, активизируют творческую деятельность учащихся.

  1. Эпилог: (5 мин.)

Мини-презентация работ каждой группы, подведение итогов занятия.

Уборка рабочего места.

  1. Последствие: (1 мин.)

Запись домашнего задания.

Материалы:

Бумага формат А-2,А-4,черные фломастеры, маркеры, штрих.

Оборудование занятия:

Мультимедийный комплекс, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

  1. Завязка (2 мин.)

Подведение учащихся к теме урока через показ презентации слайдов.

Ребята! Вашему вниманию я предлагаю просмотр слайда. Внимательно посмотрите на изображение и ответьте, что для него характерно.

(Слайд 1)

Предполагаемый ответ. - (На слайде мы видим графическое изображение полета птиц, головы которых направлены на птицу, летящую в центре.Движения крыльев птиц одинаковые, как бы повторяют друг друга.)

  1. Кульминация:

Итак, вы ответили фактически на вопрос, какая сегодня будет тема урока.

1. Определение учащимися темы занятия: «Ритм. Движение в центр. Полет птиц».

Молодцы! Тема занятия определена правильно. Исходя из темы занятия, мы можем определить и цель занятия.

Крюкля Оксана Владимировна

Композиция. 1 класс художественного отделения (уч-ся 10-11лет.)

Тема. Ритм как средство композиционного строя.

На данном занятии продолжаем знакомство с приемами и средствами композиции.

Объяснение нового материала происходит с показом презентации (см. приложение №1), что повышает эффективность образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности.

Самостоятельная творческая работа учащихся на компьютере происходит на этапе закрепления изученного материала. Поскольку учащиеся 1 класса художественного отделения ДШИ еще не обладают достаточным уровнем графических навыков и изображение одинаковых повторяющихся элементов в композиции вызывает затруднение и замедляет процесс работы над созданием композиции, где основной задачей является составление ритмического или метрического ряда, то выполнение задания с помощью компьютера (графического редактора Paint.) дает возможность сэкономить время, позволяет полностью устранить одну из важнейших причин неуспеваемости- неуспех. Все дети, включая самых слабых, не бояться ошибиться, работают с интересом, активны. Исчезают комплексы, скованность, страх перед результатом. Вырабатывается усидчивость, внимательность, аккуратность. Композиции становятся более выразительными и разнообразными. Реализуются творческие возможности в новом виде изобразительной деятельности. Применение компьютера создает на уроке эмоциональный настрой, который положительно сказывается на развитии художественного творчества, повышении мотивации. А использование в заданиях вариативного материала и различных способов работы способствует индивидуализации обучения. Основываясь на индивидуальных особенностях и учебных возможностях учащихся, класс делиться на три группы, и учащимся каждой подгруппы даются задания разного уровня и предлагаются разные способы выполнения. Для каждого задания разрабатывается алгоритм, который выдается детям в печатном или электронном виде. Перед началом самостоятельной работы демонстрируются примеры выполнения данных заданий.

Цели урока. Научить детей составлять ритмическую закономерность в композиции; формирование умения использовать приемы, средства композиции. И спользование графического редактора “Paint” в качестве инструмента художественной деятельности.

Задачи урока: Образовательные : познакомить учащихся с понятием ритма в композиции. Закрепление навыков работы в графическом редакторе Paint: (кисть и карандаш, ластик, инструменты рисования геометрических фигур, распылитель, заливка, палитра цветов). Развивающие : развивать познавательный интерес, способствовать формированию творческого воображения, развивать вкус и чувство композиции . Р азвитие логического мышления, памяти, внимательности, умения работать на компьютере. Воспитательные : воспитывать интерес к искусству, любовь к природе.

Тип урока : изучение нового материала. Урок с компьютерной поддержкой - несколько компьютеров (в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно. Форма деятельности учащихся : индивидуальная.

Общедидактические принципы, используемые на уроке:

1.Принцип сознательности и активности учащихся: обучение эффективно, когда учащийся проявляет познавательную активность, является субъектом образовательной деятельности. Компьютер способствует развитию познавательной активности и становлению ученика как субъекта учебной деятельности. 2.Принцип наглядности обучения.3.Принцип систематичности и последовательности: опора на полученные ранее знания учащихся и их умения.4.Принцип доступности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Методы и приёмы обучения, используемые на уроке:

1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной деятельности учащихся: методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные методы): элементы рассказа-вступления; элементы фронтальной беседы; методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации (наглядные методы): метод демонстраций; методы передачи информации с помощью практической деятельности -творческая работа. 2.Методы стимулирования и мотивации учащихся.

Оборудование урока: для учителя: ПК (программа Microsoft Office Power Point) , проектор, экран. Для учащихся: ПК, на компьютерах должен быть установлен графический редактор Paint. (Редактор позволяет создавать довольно сложные и внешне привлекательные рисунки. В распоряжении пользователя различные средства и инструменты для «художественного» творчества - палитра цветов, кисть, аэрозольный баллончик, ластики для стирания, готовые геометрические фигуры (линии, прямоугольники, эллипсы, многоугольники). На жестком диске папка «Рисунки». Листы (файлы) с заданием и алгоритмом.

Объем знаний, необходимых для урока: учащиеся должны знать:
правила техники безопасности; понятия "информация", "компьютер", "программа", "меню", "рабочий стол", " значок", "графический редактор"; что устройствами ввода информации являются клавиатура и манипулятор "мышь"; основные инструменты текстового редактора; основные инструменты графического редактора. Учащиеся должны уметь: пользоваться буквенным и цифровым блоками клавиатуры; использовать манипулятор "мышь"; работать с командами, открыть и закрыть меню файл; уметь рисовать с помощью графического редактора Paint. (уметь выбрать инструмент в графическом редакторе, знать, какой инструмент выбран, знать назначение панели настройки инструментов, уметь выбрать цвет, используя палитру, уметь копировать и переносить элемент, уметь использовать команду "Отменить",уметь открывать рисунки, сохраненные на жестком диске.)

План урока.

Содержание этапов урока

Длительность

Виды работы

Организационный момент.

1 мин.

Приветствие, проверка присутствия учащихся на уроке, готовности рабочего места.Техника безопасности.

Мотивационный этап.

1 мин.

Постановка цели урока.

Объяснение нового материала.

10 мин.

Беседа с демонстрацией презентации «Ритм как средство композиционного строя».

Физкультминутка.

3 мин.

Игра

25 мин.

Выполнение задания на компьютере.

Подведение итогов.

5 мин.

Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент. Определение отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку; правила безопасной работы при работе на компьютере.

2. Мотивационный этап . Сегодня на уроке мы познакомимся с важным понятием в композиции - «ритм» и научимся составлять ритмическую закономерность в композиции. Практическую работу по новой теме вы будете выполнять на компьютере с помощью графического редактора Paint. Ребята, как вы думаете, в чем преимущество работы с компьютерной графикой от работы с обычным рисунком? (Ответы учащихся)…

3. Объяснение нового материала

(слайд 2) Перед вами два рисунка. Что общего в этих рисунках? В чем разница? Какой рисунок вам нравится больше? Почему?

Правильно, во втором рисунке элементы расположены в определенном порядке, равномерно.

Ритм - равномерное чередование каких-либо элементов

(Слайд 3) Всю жизнь нас сопровождает ритм. Ритм является, прежде всего, одним из основных композиционных начал в природе, он присутствует во многих сферах действительности: в космических явлениях, в органической и неорганической природе (грани кристалла, морской прибой), в повторяемости циклов времен года, в растительном мире, в человеческом организме (ритмы обмена веществ, дыхания, сердцебиения и т. д.).

Приведите еще примеры ритма, которые встречаются в природе.

(Слайд 4) Ритм - метр (частный случай ритма), закономерный ритм, свободный ритм. Ритмически построенные композиции бывают очень выразительны. Ритм присутствует практически в любой станковой композиции более или менее явно. Ритмические закономерности характерны не только для изобразительного искусства. На них построены музыка, архитектура, важны они и в других видах искусства.

(Слайд 5) Метр - Порядок в композиции, при котором её элементы строго повторяются. Метр организует чередование равных по величине элементов через равные промежутки

(Слайд 6, 7) Выразительность и, соответственно, сложность ритма повышаются, если интервалы между элементами постоянно изменяются.
В таком случае возможны варианты: закономерный ритм - чередование, повтор элементов закономерно ускоряется или замедляется;
Свободный ритм - расстояния между элементами не носят закономерно-регулярного характера, а растягиваются или сужаются без явной метрики.

( Слайд 8 ) Цветок подсолнуха. Лепестки по краю подсолнуха - это? (метрический ряд)

Семена подсолнуха - это? (закономерный ритмический ряд)

Физкультминутка. Игра «Ритм» , где «элементами композиции» становятся сами ученики. Руководит игрой «Мастер композиции», он должен составить свой вариант выполнения упражнений из данных «элементов». Самое простое — ребята стоят в шеренге по росту, через одного приседают, каждый четвертый поднимает руки вверх и т.д. Это простой метрический ряд. Затем более сложный ритм? Каждый второй делает шаг вперед или назад, ребята могут по-разному сцепить руки, потом в ход идут стулья — кто-то на них сядет и пр.

5. Закрепление изученного материала.

Задания:

1 группа . С помощью графического редактора Paint выполнить композицию из геометрических форм на основе метрического ряда

Открыть

Используя инструмент «прямоугольник» или «эллипс», «многоугольник», «линия» создаем 1-2 разных элемента композиции.

Используя инструмент «заливка» или « кисть» разукрашиваем элементы.

В ыделить фигуру, из контекстного меню выбрать команду «копировать», а затем «вставить» (столько раз, сколько вам необходимо для задуманной композиции)

Компонуем элементы композиции, располагая их через равные промежутки

2 группа . С помощью графического редактора Paint выполнить композицию из геометрических форм на основе закономерного ритма

Открыть графический редактор Paint (пуск - все программы - стандартные - Paint)

Используя инструмент «прямоугольник» или «эллипс», «многоугольник», «линия» создаем элемент композиции.

Выделить фигуру, из контекстного меню выбрать команду «копировать», а затем «вставить» (Для копирования фрагмента и последующей его вставки необходимо: выделить фрагмент; выполнить команды Правка - Копировать, Правка - Вставить; или выполнять такие действия через контекстное меню, вызывая его нажатием правой кнопки мыши)

Копируем вторую фигуру, вставляем ее и опять уменьшаем или увеличиваем

Возможно дополнительно использовать рисунки, которые находятся в папке «Мои рисунки» (пуск - мои рисунки - выбираем нужный рисунок- в контекстном меню выбираем «копировать»- возвращаемся в графический редактор - в контекстном меню выбираем «вставить»)

Составляем ритмический ряд с постепенным увеличением или уменьшением фигур или растояние между фигурами.

Сохранение рисунка. (подменю “Файл”. - “Сохранить как”- присвоить название)

3 группа. Составить сюжетную или абстрактную композицию на основе свободного ритма.

Для третей группы возможно использование инструментов «карандаш», «кисть».

6. Подведение итогов. Просмотр готовых работ, обсуждение общих ошибок, выставление оценок.

7. Домашнее задание . Подберите в интернете фотографии живой природы, архитектуры, как примеры ритма и метра.

Презентация на тему "Ритм" по изобразительному искусству в формате powerpoint. В данной презентации для школьников в игровой и понятной форме рассказывается, что такое ритм, приводятся примеры ритма. Автор презентации: Боголапова Наталья Викторовна, учитель ИЗО.

Фрагменты из презентации

«Ритмом» называется всё, что повторяется!

В музыке есть
Ритм музыкальный.
В танце живёт
Ритм танцевальный.
В музыке – звуки,
В танце – движения.
Смотрим и слушаем
Ритм с наслаждением!

Дятел по лесу
Рассыпал ритм-звук,
Клювом по дереву:
Тук, тук, тук, тук!

Ритм в ладошки хлопаем:
Хлоп-хлоп-хлоп!
Ножками ритм топаем:
Топ-топ-топ!

Ритм на месте прыгаем:
Раз, два, три!
А сердце выбивает
Ритм у нас в груди.

Ритм есть и в природе,
Внимательней смотри:
Вот на ветку сели
Стайкой снегири.
Красными огнями
Грудки их горят,
Словно бы фонарики,
Развешенные в ряд!

В ягодах на ветке
Тоже ритм есть.
Мы с тобою можем
Вкусный ритм съесть!
В капельках дождинок,
В нитях паутинок
Всюду повторение –
Ритма отражение.

Камешки у мамы
В бусах повторяются,
И на шее змейкой
В ритме извиваются.

Без ритма невозможно
Узоры создавать,
Ведь нужно элементы
В рисунке повторять.

Художники используют
Ритма повторение,
Чтобы на картинах
Передать движение.

Если ты захочешь
Ритм изобразить,
Не забудь в рисунке
Что-то повторить

Если в ритме нет строгого порядка, то он так и называется - «неупорядоченный». Например, здесь на картинке берёзки повторяются через разные промежутки.

Но иногда в ритме необходим строгий порядок. Например, элементы орнамента должны быть одинаковыми и повторяться через одинаковые промежутки. Иначе орнамент не получится! Такой ритм называется «упорядоченным». Упорядоченный ритм создаёт сам человек, в природе такого ритма не существует.

Вопросы и задание:

  • Что такое ритм?
  • Какой ритм называется «упорядоченным»?
  • Почему в природе не существует упорядоченного ритма?
  • Чем отличается узор на полосе от узора на круге?
  • Нарисуй свой узор на полосе и на круге. Подумай, какие элементы ты хочешь повторить через одинаковые промежутки.
  • Это могут быть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник), или растительные элементы (ягоды, грибы, листочки).

«Парк искусств» - Королевство Нидерландов занимает территорию в 41,5 тыс. кв. км, 40% которой ниже уровня моря. Незабываемое впечатление оставляют ошеломляющие цвета и запахи. Государственный язык – нидерландский. Путешествие длится 1 час и гарантирует Вам прекраснейшие виды для съемок. Цветоводы соревнуются в создании цветочных композиций.

«Образ природы в искусстве» - Произведения живописи. Исаак Левитан. Жизнь как вспышка. Пушкин называл искусство «магическим кристаллом». Левитан. Березы. Опушка леса. Объясните смысл высказывания французского писателя. По-новому видны окружающие нас люди. Мысли поэта и писателя, раскрывающие тайны родной русской природы. Антонио Вивальди.

«Символы и знаки» - В искусстве. В жизни: в области дорожного движения, в медицине…. В древнем мире – изображение рога изобилия – символ богатства. В геральдике. Знаки и символы возникли на заре человечества. Например: (любой медицинский знак). Что такое знаки и символы? И еще о знаках и символах. Исторический путь знаков и символов.

«Синтез искусств» - В 11-13 веках по всей Западной Европе возникало множество соборов, относящиеся к готическому стилю. Романский период Средневековья. Церковь Сент-Шапель в Париже. XII век. Искусство 9 класс. Собор Нотр-Дам в Реймсе. Храм Покрова на Нерли. XIII век. Внутреннее пространство собора: многочисленные архитектурные и скульптурные украшения, свет, льющийся сквозь цветное стекло витражей – создает образ небесного мира.

«Понятие искусства» - Развитие правильного понимания окружающего мира. Живопись. Представление о живописи. Современное искусство. Понятие и сущность искусства. Универсальный язык мира. Совокупность любых письменных текстов. Социальная роль искусства. Эстрада. Фотоискусство. Театр. Декоративно-прикладное искусство. Архитектура.

«Мировое искусство» - Писать надо так, чтобы изображение было где-то между похожим и непохожим. Обществознание. Виды искусств. Функции искусства. Стили в искусстве Запада. Связь искусства и реальности. Проблема соотношения реальности и вымысла в искусстве. Различные виды искусств взаимосвязаны между собой. Искусство. Основные направления искусства XX в..

Похожие статьи