Правительство россии. Общее состояние территориальной дорожной сети россии

01.10.2019
24 мая 2016 Точного и однозначного ответа на вопрос «где лучшие дороги в мире?» не существует. Поскольку не существует и единого понимания слова «лучшие», разные эксперты вкладывают в него разный смысл...

Одни считают главным показателем качества автодорог их ширину и количество полос движения, другие – количество крутых поворотов на один километр дороги, третьи – качество асфальта, четвёртые – среднюю скорость движения.

Поэтому список из четырех стран с лучшими дорогами, который мы здесь публикуем, достаточно условный и основывается на разных источниках.

Швейцария

Многовековая привычка жителей этой горной страны делать всё высшего качества, будь то часы, сыр или ножи, заметна и при езде по здешним дорогам. Отзывы туристов преимущественно восторженные – автодороги в Швейцарии находятся в идеальном состоянии и проложены очень умело, за рулем зачастую забываешь, что едешь по горной местности. Правда, об этом часто напоминают тоннели – их в этой небольшой стране более 200. Но за отличное качество швейцарских дорог приходится платить, причем не за километр, а по своеобразному абонементу – «виньетке», которая выдается на год и крепится на каждый автомобиль.

Германия

Сами немцы на вопрос «где лучшие дороги в мире?» уверенно отвечают – в Германии. Ведь именно здесь были придуманы автобаны – скоростные автодороги с разделенными барьером или каким-то иным способом встречными потоками машин. Рекомендованная скорость движения по автобану – 130км/час, но это именно рекомендация – официального ограничения скорости на автобанах здесь не существует. И поскольку скорость – главное достоинство автобана, максимальный наклон дорожного полотна не должен превышать 4%. Что касается прочности дорожного покрытия, она обеспечивается толщиной полотна 55-58см, что позволяет совершать посадку на автобаны даже такому гиганту, как «Боинг­747».

Строительство высококачественных автомобильных дорог в США всегда было приоритетной задачей в экономической политике правительства этой страны. Ведь в отличие от Европы, большая часть потока грузов и пассажиров в США приходится не на железнодорожные, а на автомобильные перевозки. Общая протяженность автодорог в США самая большая в мире – более шести миллионов километров, из них скоростных магистралей (здесь их называют «межштатными») – более 76 тысяч километров.

Китай

По протяженности автомобильных дорог Поднебесная занимает второе, после США, место в мире – почти четыре миллиона километров. Причем качество китайских дорог, по мнению экспертов, не вызывает нареканий. Правительство Китая вкладывает огромные средства в развитие дорожной сети страны, решая сложную и амбициозную задачу – выйти на первое место в мире по общей длине автодорог.

Протяженность и плотность дорог

Для Российской Федерации характерна низкая плотность автомобильных дорог, которая составляет:

67 км на 1000 км 2 площади территории страны;

8 км на 1000 жителей.

В то же время плотность автомобильных дорог на 1000 км площади территории страны составляет во Франции и Германии 1800-1830 км, в Литве, Латвии, Эстонии, Польше, Индии - 1070-1175 км, США - 670 км, то есть в 10-25 раз больше по сравнению с Российской Федерацией. В России протяженность дорог с твердым покрытием 1000 км территории в 20 раз ниже, чем в Европе, и в 10 раз - чем в Канаде. По значению плотности автодорог на 1000 жителей Россия в 2-3 раза уступает США, Франции, Швеции, Финляндии и другим странам.

По данным Росавтодора, общая протяженность сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и местного значения Российской Федерации (то есть дорог, находящихся в государственной собственности) в новой классификации на 2006 год оценивается в 1145 тыс. км.

В 2007 году протяжённость дорог общего пользования в новой классификации в России составила по данным Росстата 746 тыс.км. Из них, с твёрдым покрытием - 623 тыс.км. По территории Российской Федерации проходят 34 автодорожных маршрута европейской и азиатской сети международных автомобильных дорог общей протяженностью 32 тыс. км.

Протяжённость федеральных дорог на начало 2008 года составила 48,8 тыс. километров, это менее 5% от общей протяжённости дорожной сети страны, при этом на федеральные дороги пришлось более 40 процентов всех пассажирских и грузовых перевозок. К концу 2008 г. было построено около 350 км новых дорог и отремонтировано 5 000 имеющихся дорог. Протяженность сети автодорог общего пользования прирастает медленно: в соответствии с федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" к 2010 году плотность дорог на 1000 жителей практически останется на уровне 2006 года. В то же время уровень автомобилизации страны вырастет в полтора раза.

Рис. 1.

Источник. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат).


Рис. 2.

Источник. Росавтодор.

Дорога 1 категории - автомобильная дорога с интенсивностью движения более 7000 автомобилей в сутки, основной расчётной скоростью 150 км/час, усовершенствованным капитальным покрытием, числом полос движения - 4 и более.

Дорога 2 категории - автомобильная дорога с интенсивностью движения 3000-7000 автомобилей в сутки, основной расчётной скоростью 120 км/ч, усовершенствованным капитальным покрытием, числом полос движения - 2.

Дорога 3 категории - автомобильная дорога с интенсивностью движения 1000-3000 автомобилей в сутки, основной расчётной скоростью 100 км/ч, усовершенствованным облегчённым покрытием, числом полос движения - 2.

Дорога 4 категории - автомобильная дорога с интенсивностью движения 200-1000 автомобилей в сутки, основной расчётной скоростью 80 км/ч, усовершенствованным облегчённым или переходным покрытием, числом полос движения - 2.

Дорога 5 категории - автомобильная дорога с интенсивностью движения менее 200 автомобилей в сутки, основной расчётной скоростью 60 км/ч, переходным или низшим покрытием, числом полос движения - 1.

Общее состояние территориальной дорожной сети России

Общее состояние территориальной дорожной сети России, по данным Росавтодора, характеризуется следующими негативными моментами:

Протяженность участков территориальных дорог, не соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию, составляет более 76% от общей протяженности сети;

Отсутствие подъездов с твердым покрытием к малым сельским населенным пунктам обусловливает дополнительные затраты на перевозки по грунтовым дорогам, которые в 3-4 раза выше, чем по дорогам с более качественным покрытием - протяженность грунтовых дорог составляет около 220 тыс. км, движение по этим дорогам затруднено в осенне-весенний период, что вызывает значительные потери у сельскохозяйственных предприятий;

Около 50 тыс. населенных пунктов не имеют круглогодичной связи по автомобильным дорогам с твердым покрытием, что приводит к стагнации производства и оттоку населения.

Справка к селекторному совещанию о мерах по улучшению состояния региональных и муниципальных дорог.

В настоящее время сеть автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации имеет общую протяжённость 1452,2 тыс. км, из которых 51,9 тыс. км – дороги федерального значения, 515,8 тыс. км – дороги регионального значения, 884,5 тыс. км – дороги местного значения. Твёрдое покрытие отсутствует на 8,1% региональных дорог и 43,6% местных дорог. Усовершенствованную дорожную одежду проезжей части, способную пропускать потоки грузовых автомобилей независимо от погодно-климатических условий, имеют 64,4% региональных дорог и 29% местных дорог.

Нормативным требованиям отвечают 63,6% протяжённости автомобильных дорог федерального значения, 38,8% общей протяжённости автомобильных дорог регионального значения и 31,6% протяжённости автомобильных дорог местного значения.

В настоящее время подписано девять соглашений на сумму 3,827 млрд рублей (Брянская область, Липецкая область, Ненецкий АО, Республика Чувашия, Республика Бурятия, Омская область, Амурская область, Приморский край, Республика Саха (Якутия)).

Предоставление субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление дорожной деятельности в отношении региональных и местных автомобильных дорог в настоящее время осуществляется как адресно – на конкретные дорожные объекты, так и совокупно – на выполнение мероприятий, предусмотренных региональными программами.

Похожие статьи