«Повесть о Шемякином суде»: сюжет, художественные особенности

26.09.2019

Ответить на вопросы:
Как раскрываются отношения «могучего владыки» и «мудрого старца» в их диалоге? Что вы можете сказать о каждом из них и кто кажется вам привлекательнее? На чьей стороне автор?
Литературоведы считают, что словами волхва Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей... Согласны ли вы с этим суждением?
Известно, что в черновом варианте были слова «престарелый кудесник», в окончательном - «вдохновенный кудесник». Что меняется в представлении о характере героя с заменой одного слова?
Помогите пожалуйста, заранее спасибо

Песнь о вещем Олеге: Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам; Их сёла и нивы за буйный набег Обрёк он мечам и пожарам; С дружиной

своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. Из тёмного леса, навстречу ему, Идёт вдохновенный кудесник, Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник, В мольбах и гаданьях проведший весь век. И к мудрому старцу подъехал Олег. “Скажи мне, кудесник, любимец богов, Что сбудется в жизни со мною? И скоро ль, на радость соседей-врагов, Могильной засыплюсь землёю? Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмёшь ты коня”. “Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен. Грядущие годы таятся во мгле; Но вижу твой жребий на светлом челе. Запомни же ныне ты слово моё: Воителю слава - отрада; Победой прославлено имя твоё; Твой щит на вратах Цареграда; И волны и суша покорны тебе; Завидует недруг столь дивной судьбе. И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды, И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы... Под грозной бронёй ты не ведаешь ран; Незримый хранитель могущему дан. Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю. И холод и сеча ему ничего... Но примешь ты смерть от коня своего”. Олег усмехнулся - однако чело И взор омрачилися думой. В молчанье, рукой опершись на седло, С коня он слезает угрюмый; И верного друга прощальной рукой И гладит и треплет по шее крутой. “Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время; Теперь отдыхай! уж не ступит нога В твоё позлащённое стремя. Прощай, утешайся - да помни меня. Вы, отроки-други, возьмите коня, Покройте попоной, мохнатым ковром, В мой луг под уздцы отведите; Купайте; кормите отборным зерном; Водой ключевою поите”. И отроки тотчас с конём отошли, А князю другого коня подвели. Пирует с дружиною вещий Олег При звоне весёлом стакана. И кудри их белы, как утренний снег Над славной главою кургана... Они поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они. “А где мой товарищ? - промолвил Олег.- Скажите, где конь мой ретивый? Здоров ли? Всё так же ль легок его бег? Всё тот же ль он бурный, игривый?” И внемлет ответу: на холме крутом Давно уж почил непробудным он сном. Могучий Олег головою поник И думает: “Что же гаданье? Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твоё предсказанье! Мой конь и доныне носил бы меня”. И хочет увидеть он кости коня. Вот едет могучий Олег со двора, С ним Игорь и старые гости, И видят - на холме, у брега Днепра, Лежат благородные кости; Их моют дожди, засыпает их пыль, И ветер волнует над ними ковыль. Князь тихо на череп коня наступил И молвил: “Спи, друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил: На тризне, уже недалёкой, Не ты под секирой ковыль обагришь И жаркою кровью мой прах напоишь! Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!” Из мёртвой главы гробовая змея Шипя между тем выползала; Как чёрная лента, вкруг ног обвилась, И вскрикнул внезапно ужаленный князь. Ковши круговые, запенясь, шипят На тризне плачевной Олега; Князь Игорь и Ольга на холме сидят; Дружина пирует у брега; Бойцы поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они. 1). Подготовьте развернутый ответ на вопросы: что поведал кудесник о жизни князя?, сравните тексты баллады и летописи. , в чем вы видите разницу и что в них общего? 2). Как раскрываются отношения" могучего владыки" и " мудрого старца" в них диалоге? Что вы можете сказать о каждом из них и кто кажется вам привлекательнее? На чьей стороне автор? помогите пожалуйста

Песнь о вещем Олеге: Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам; Их сёла и нивы за буйный набег Обрёк он мечам и пожарам; С дружиной

своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. Из тёмного леса, навстречу ему, Идёт вдохновенный кудесник, Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник, В мольбах и гаданьях проведший весь век. И к мудрому старцу подъехал Олег. “Скажи мне, кудесник, любимец богов, Что сбудется в жизни со мною? И скоро ль, на радость соседей-врагов, Могильной засыплюсь землёю? Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмёшь ты коня”. “Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен. Грядущие годы таятся во мгле; Но вижу твой жребий на светлом челе. Запомни же ныне ты слово моё: Воителю слава - отрада; Победой прославлено имя твоё; Твой щит на вратах Цареграда; И волны и суша покорны тебе; Завидует недруг столь дивной судьбе. И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды, И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы... Под грозной бронёй ты не ведаешь ран; Незримый хранитель могущему дан. Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю. И холод и сеча ему ничего... Но примешь ты смерть от коня своего”. Олег усмехнулся - однако чело И взор омрачилися думой. В молчанье, рукой опершись на седло, С коня он слезает угрюмый; И верного друга прощальной рукой И гладит и треплет по шее крутой. “Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время; Теперь отдыхай! уж не ступит нога В твоё позлащённое стремя. Прощай, утешайся - да помни меня. Вы, отроки-други, возьмите коня, Покройте попоной, мохнатым ковром, В мой луг под уздцы отведите; Купайте; кормите отборным зерном; Водой ключевою поите”. И отроки тотчас с конём отошли, А князю другого коня подвели. Пирует с дружиною вещий Олег При звоне весёлом стакана. И кудри их белы, как утренний снег Над славной главою кургана... Они поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они. “А где мой товарищ? - промолвил Олег.- Скажите, где конь мой ретивый? Здоров ли? Всё так же ль легок его бег? Всё тот же ль он бурный, игривый?” И внемлет ответу: на холме крутом Давно уж почил непробудным он сном. Могучий Олег головою поник И думает: “Что же гаданье? Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твоё предсказанье! Мой конь и доныне носил бы меня”. И хочет увидеть он кости коня. Вот едет могучий Олег со двора, С ним Игорь и старые гости, И видят - на холме, у брега Днепра, Лежат благородные кости; Их моют дожди, засыпает их пыль, И ветер волнует над ними ковыль. Князь тихо на череп коня наступил И молвил: “Спи, друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил: На тризне, уже недалёкой, Не ты под секирой ковыль обагришь И жаркою кровью мой прах напоишь! Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!” Из мёртвой главы гробовая змея Шипя между тем выползала; Как чёрная лента, вкруг ног обвилась, И вскрикнул внезапно ужаленный князь. Ковши круговые, запенясь, шипят На тризне плачевной Олега; Князь Игорь и Ольга на холме сидят; Дружина пирует у брега; Бойцы поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они. 1). Подготовьте развернутый ответ на вопросы: что поведал кудесник о жизни князя?, сравните тексты баллады и летописи. , в чем вы видите разницу и что в них общего? 2). Как раскрываются отношения" могучего владыки" и " мудрого старца" в них диалоге? Что вы можете сказать о каждом из них и кто кажется вам привлекательнее? На чьей стороне автор? помогите пожалуйста

"Песнь о вещем Олеге"пожалуйста помогите "Как раскрываются отношения "могучего владыки" и "мудрого старца" в их деологе?Что вы можете сказать

Повесть о Шемякином суде — это пример остроумной и глубокомысленной сатиры. Она обличает жадность и корыстолюбие, взяточничество и глупость.

Вопросы и задания

1. Кто герои повести «Шемякин суд»? Кто из них прав? На чьей стороне автор?

Героями повести являются:

    два брата крестьянина — убогий (бедный) и богатый;

    поп;

    случайно повстречавшийся горожанин;

    Шемяка-судья.

Можно сказать, что прав каждый из них. Бедный брат не виноват, что скуден имуществом. Богатый тоже прав, потому что лошадь была несправедливо испорчена. У попа случилось великое горе — его сын умер прямо в доме. И горожанин прав — его отец умер случайно.

Каковы преступления героя повести? Кто из героев наказан?

Преступления Героя в том, что он не знает как выбраться из своей нищеты. хвост у лошади был оторван потому, что он привязал к нему повозку — у него даже хомута не оказалось, а брат не захотел давать. Попова сына он задавил случайно, потому что есть захотел и с полки свалился. Отца горожанина он убил также по воле случая — прыгнул с моста, чтобы свести счеты с жизнью.

Практически каждый герой, кроме убогого, наказан: богатый отдал деньги за лошадь, поп — чтобы не отдавать убогому попадью, а горожанин — чтобы избежать нелепой гибели в результате мести. Отчасти наказан и судья за свою жадность — он не получил ни гроша. Однако, каждый, кто причитал Повесть о Шемякином суде, понимает, что все эти наказания несправедливы. Каждый из героев прав, однако всем им досталось ни за что.

2. Кого высмеивает повесть? Кто из героев вызывает у васм сочувствие и почему?

Повесть о Шемякином суде высмеивает жадность и продажность судьи. Сочувствие возникает ко всем остальным героям, кроме убогого, пожалуй. Ему бы молчать и идти домой, а он просит с остальных денег.

3. О каком суде говорят: «Шемякин суд»?

О самом несправедливом, который не только не разрешает ситуацию, но и усугубляет положение.

4. Какие приемы сатирического изображения (гротеск, гипербола) используется в повести? Приведите примеры использования этих приемов в тексте повести?

Гипербола (преувеличение) используется в повести для того, чтобы показать, насколько несправедлива судебная система. Даже сильное преувеличение не способно вызвать у читателя удивление.

Пример: «Решил себя смерти предать и бросился с мосту в ров... Бросившись, упал на старика и удавил отца до смерти...». Если ребенка попа он еще мог задавить до смерти (к примеру, ребенок был грудным), то старика убить, упав с моста, да еще самому остаться в здравии — невозможно. Это сильное преувеличение.

Гротеск — прием, характеризующийся применением фантастических образов, алогизмов для иллюстрации реальных событий. Они используется в целях заострения внимания на определенных акцентах.

Пример: «Взял свои дровни, привязал их за хвост лошади». Даже без хомута можно было приладить дровни к лошади. Однако убогий поступил слишком алогично.



Развивайте дар слова

2. Какое впечатление производит на вас повесть? Подготовьте развернутый ответ, включив в него выражение Шемякин суд , как поговорку.

Повесть о шемякином суде производит грустное впечатление, порождает ощущение тотальной несправедливости и глупости. Несмотря на то, что она написана с изрядной долей иронии, героев невольно становится жалко. Безвыходность их положения отражает жизнь многих современников писателя.

В современных общественных структурах отчасти сохранилось такое положение дел. И нам время от времени приходится испытывать на себе этот самый Шемякин суд.

3. Рассмотрите иллюстрации к повести «Шемякин суд». Выберите по своему усмотрению несколько эпизодов, изображенных на них. Перескажите их близко к тексту повести.

Повесть о Шемякином суде можно узнать из картинок.

2-ая: Взял он (бедняк) лошадь, и набрав полную дровню, привязал ее к лошадиному хвосту. Потом ударил ее кнутом, чтобы она тянула груз, а та дернулась, и хвост у нее оторвался.

3-я: Пришел он к своему богатому брату лошадь возвращать. Тот увидел, что она без хвоста, и недолго думая, отправился в город челом бить на бедняка.

4-ая: Увидел бедняк с полатей, что брат его обедает с попом, а его не зовут, и упал вниз. Упал и придавил маленького сына попа насмерть.

5-ая гравюра: Понял бедняк, что сведут его со света белого брат и поп, и решил свести счеты с жизнью. Кинулся с моста вниз. А под ним шел один из горожан — вез отца в баню мыться. Бедняк же, падая, придавил старика насмерть.

Герои повести "Шемякин суд" - это богатый и убогий, братья-земледельцы, поп, "житель града", у которого убогий убил отца, и судья Шемяка.

Главный герой повести совершил три преступления: "оторвал" хвост у лошади, которую взял в аренду у богатого брата; в доме попа упал с полатей и убил его сына; собираясь покончить жизнь самоубийством, прыгнул с моста и задавил дедушку, которого сын вёз мыться в баню.

Шемяка наказывает на суде трёх пострадавших героев: богатого земледельца, попа и "жителя града", у которого убогий убил отца.

Каждый из героев по-своему прав. Каждое несчастье в повести является следствием предыдущего, поэтому трудно сказать, на чьей стороне автор - в определённые моменты он сочувствует каждому герою. Особенное сочувствие вызывают герои повести "Шемякин суд" поп и "житель града", у которого погиб отец. Они потеряли своих близких родственников, пошли в суд искать справедливого наказания для обидчика, а нашли издевательства продажного судьи.

Выражение "Шемякин суд" означает несправедливый, продажный суд. Основным приёмом сатирического изображения в повести является гротеск. Он обостряет жизненные отношения в повести; показывает одновременно и комичность ситуации, и трагизм человеческих судеб. Решения суда возведены в степень абсурда: Шемяка предлагает попу отдать убогому попадью до того времени, пока она не приживёт нового сына; богатому земледельцу предлагает отдать убогому лошадь до того времени, пока у неё не отрастёт хвост.

Повесть высмеивает взяточничество, корыстолюбие судей; отсутствие упорядоченной законодательной системы в государстве.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; О «Повести о Шемякиной суде» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    1. Автор и повествователь в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". 2. Русский национальный характер в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". 3. Образ России в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". 4. Нравственный идеал в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". 5. Мотив пути в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". 6. Мир природы в повести Н. С. Лескова " Очарованный странник ". 7. Судьба и случай в повести
    Пучок на основе косы "рыбий хвост" - одна из таких универсальных причесок для обладательниц длинных и средних волос. Вам понадобятся: плойка для завивки волос, небольшая тонкая резинка и несколько шпилек. Чтобы прическа "рыбий хвост" в пучке получилась объемной, сделайте завивку при помощи горячих щипцов. Если вы располагаете достаточным количеством времени, волосы можно накрутить на крупные бигуди. Заплетите набок "рыбий хвост", постарайтесь, чтобы плетение и рисунок косы были максимально мелким и неплотным. Если
    1. Смысл названия повести "Собачье сердце". 2. Портрет эпохи в повести "Собачье сердце". 3. Художественное своеобразие повести "Собачье сердце". 4. "Великие преобразователи природы" (по повестям М. А. Булгакова "Роковые яйца" и "Собачье сердце"). 5. Образ профессора Ф. Ф. Преображенского в повести "Собачье сердце". 6. Сравнительная характеристика образов Шарика и П. П. Шарикова в повести "Собачье сердце". 7. Своеобразие проблематики повести "Собачье сердце". 8. Пролетариат и интеллигенция в повести "Собачье сердце".
    ВВЕДЕНИЕ Учебник-хрестоматия по литературе для 8 класса продолжает серию учебников-хрестоматий, разработанных по программе под редакцией В. Я. Коровиной. Каждый из курсов того или иного класса отвечает общей концепции программы - четкой систематизации изучения литературы в школе - и в то же время имеет определенный («свой») аспект. Например, учебник для 5 класса уделяет большее внимание книге, ее особенностям, построению, отношению к ней писателей и т. д., учебник для 6 класса - значению
    Силлабическая (слоговая) система основана на равном количестве слогов в стихе. Она органична поэзии тех народов, в языке которых ударение носит постоянный характер (последний слог во французском языке, предпоследний - в польском, первый - в чешском). В русскую поэзию силлабический стих пришел из Польши и просуществовал до времен Кантемира и Тредиаковского. Поскольку ударение в русском языке разноместное, то силлабический стих не был естественным для русского языка, не выражая всего его богатства.
    По горизонтали: 5. Персонаж пьесы “Сыновья муллы”. 6. Финдиректор театра Варьете в романе “Мастер и Маргарита”. 10. Председатель жилищного товарищества дома № 302-бис по Садовой улице из романа “Мастер и Маргарита”. 11. Английский лорд, командующий экспедицией по захвату Багрового острова. 12. “Интеллигентный мельник”, принявший за один раз десять порошков хинина из рассказа “Тьма египетская”. 15. Книга М. Булгакова (из серии ЖЗЛ) о французском комедиографе, настоящая фамилия которого Поклен. 16. Председатель
    С момента появления на свет В. А. Жуковский был поставлен в ситуацию человека, занимающего свое место в обществе не по праву рождения, но по милости и доброте окружающих его людей. Он был незаконнорожденным сыном богатого дворянина А. И. Бунина и пленной турчанки Сальхи. Рано осознав, что должен быть достойным любви, которой пользовался "не по праву", юный Жуковский всячески старался порадовать домашних успехами в учебе, в том числе - в творческих занятиях.
  • Популярные эссе

      8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

      Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

      На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

      Мой любимый день недели, как это ни странно, - четверг. В этот день я хожу со своими подругами в бассейн.

Интересующее нас произведение является едва ли не самым популярным памятником XVII века. Его название впоследствии даже стало поговоркой: «шемякин суд» обозначает несправедливое судебное разбирательство, пародию на него. Известны поэтические и драматические переложения «Повести о Шемякином суде», а также ее лубочное воспроизведение. Кроме того, она породила известную сказку о бедном и богатом брате.

Проблемы авторства, источники

Автор «Повести о Шемякином суде» неизвестен, ведь она является по происхождению народной. Исследователи отыскивали схожие по содержанию произведения в индийской, персидской литературах. Известно также, что с аналогичным сюжетом работал известный писатель Миколай Рей, живший в XVII веке и получивший почетный титул «отец литературы Польши». В некоторых списках прямо утверждается: «из польских книг» была выписана «Повесть о Шемякином суде». Вопросы ее источников, однако, остались нерешенными. Нет никаких убедительных доказательств о связи русского памятника с конкретным произведением зарубежной литературы. Выявленные переклички указывают на наличие так называемых бродячих сюжетов, не более того. Как это часто бывает с памятниками фольклора, шутки, анекдоты не могут принадлежать одному народу. Они успешно кочуют из одной местности в другую, так как бытовые коллизии везде, по сути, одинаковы. Такая особенность делает особенно трудным разграничение переводных и оригинальных памятников литературы XVII века.

«Повесть о Шемякином суде»: содержание

Первая часть повести рассказывает о происшествиях (одновременно уморительных и грустных), которые произошли с убогим крестьянином. Все начинается с того, что его богатый братец дает ему лошадь, однако забывает о хомуте. Главный герой привязывает дровни к хвосту, и тот рвется. Следующая беда приключилась с крестьянином, когда он ночевал у попа на полатях (то есть на лежаке). Ужинать его, естественно, жадный поп не позвал. Заглядевшись на ломившийся от кушаний стол, главный герой случайно зашибает младенца, сына попа. Теперь за эти правонарушения бедняге предстоит суд. От отчаянья он хочет свести счеты с жизнью и бросается с моста. И снова - неудача. Сам крестьянин остается целехоньким, но зато старик, на которого приземлился главный герой, отправился к праотцам.

Итак, крестьянину предстоит отвечать уже за три преступления. Читателя ожидает кульминация - хитрый и несправедливый судья Шемяка, приняв завернутый в платок камень за щедрый посул, решает дело в пользу бедного крестьянина. Так, первому потерпевшему предстояло ждать, пока у лошади вырастит новый хвост. Попу предложили отдать свою жену крестьянину, от которого та должна понести ребенка. А сын погибшего старика в качестве компенсации должен сам упасть с моста и зашибить бедного крестьянина. Естественно, от таких решений все потерпевшие решают откупиться.

Специфика композиции

«Повесть о Шемякином суде» делится на две части. Первая часть состоит из трех эпизодов, описанных выше. Сами по себе они воспринимаются как обычные забавные анекдоты, которые выполняют функцию завязки. Здесь они как бы вынесены за рамки основного повествования, хотя в классических образцах повествований о судах подобного не наблюдается. Кроме того, обо всех излагаемых событиях там повествуется в А не в настоящем, чем отличается «Повесть о Шемякином суде». Эта особенность придает динамизма сюжету древнерусского памятника.

Вторая составляющая композиции более сложна: собственно приговорам Шемяки, которые являются приключений бедняги-крестьянина, предшествует обрамление - сцена, как ответчик показывает судье «вознаграждение».

Традиции сатиры

Сатира была очень популярной в литературе XVII века. Факт ее востребованности можно объяснить, исходя из специфики общественной жизни того времени. Наблюдалось усиление роли торгово-ремесленного населения, однако это не способствовало развитию его гражданских прав. В сатире подвергались осуждению и обличению многие стороны жизни общества тех времен - несправедливый суд, ханжество и лицемерие монашества, крайнее

«Повесть о Шемякином суде» вполне вписывается в сложившуюся традицию. Читатель того времени несомненно понял бы, что повесть пародирует «Уложение» 1649 года - свод законов, которые предлагали избирать меру наказания в зависимости от того, каким было преступление провинившегося. Так, за убийство полагалась казнь, а изготовление наказывали, заливая горло свинцом. То есть «Повесть о Шемякином суде» можно определить как пародию на древнерусское судопроизводство.

Идейный уровень

История завершилась для убого крестьянина счастливо, он побеждает над миром несправедливости и произвола. «Правда» оказывается сильнее «кривды». Что же касается самого судьи, он вынес из произошедшего ценный урок: «Повесть о Шемякином суде» заканчивается тем, что крючкотвор узнает правду о «посыле». Но тем не менее он даже радуется собственным приговорам, ведь в противном случае, этим булыжником из него бы вышибли дух.

Художественные особенности

«Повесть о Шемякином суде» отличается быстротой действия, комизмом ситуаций, в которые попадают персонажи, а также подчеркнуто бесстрастной манерой повествования, что только усиливает сатирическое звучание древнерусского памятника. Эти особенности указывают на близость повести к волшебным и социально-бытовым народным сказкам.

Похожие статьи