Повесть ночь перед рождеством читать. Ночь перед рождеством гоголь читать, ночь перед рождеством гоголь читать бесплатно, ночь перед рождеством гоголь читать онлайн. Читать онлайн Ночь перед Рождеством

29.08.2021

Крутяк! 6

анонс:

Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» – одна из вершин раннего творчества автора. Насыщенная богатым украинским колоритом, эта повесть не только переполнена искрометным юмором, но и причудливо сочетает в себе юмористические стороны с рождественским мистицизмом.

сочинение:

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством» принадлежит к числу лучших ранних произведений автора, посвященных украинской тематике. Воспитанный в живописной деревне под Полтавой, Николай Васильевич с детства впитывал в себя богатства украинского фольклора, в его сознании хитро переплелись мистические сюжеты и несравненный украинский юмор. В своей повести, входящей в цикл произведений «Вечера на хуторе близ Диканьки», писатель рисует колоритный портрет украинской деревни, празднующей Рождество. Эта заснеженная пора всегда была богата в народной памяти не только веселыми празднованиями и забавами, но и потайными сторонами, когда дают о себе знать темные силы.

Главный герой повести – кузнец Вакула, не только кующий железо, но и известный своими художественными талантами. Расписывая церковь, Вакула изобразил очень некрасивого и злого чёрта, побежденного после Страшного суда. Это сильно разозлило чёрта, летающего в эти дни над Диканькой, отныне Вакула сделался для него злым врагом. Вместе с тем, посрамляя чёрта, Вакула не боится тем самым бросить ему вызов, побороться с ним и впоследствии подчинить себе. В истории взаимоотношений Вакулы и чёрта комическая случайность их знакомства переплетается с роковой предрасположенностью. Точнее всего это состояние запечатлевает хитрый Пузатый Пацюк, намекающий Вакуле про «чёрта за плечами». В фольклоре многих стран, в том числе и Украины, кузнецы традиционно считались людьми, умеющими наладить контакт с «нечистой силой». Предрасположенность Вакулы к знакомству с чёртом обуславливается и тем, что его мать – ведьма Солоха, летавшая вместе с чёртом по небу и срывавшая с неба звёзды.

Бросая вызов чёрту, Вакула в результате побеждает его, заставляет «чертовщину» работать на себя и исполнить его заветную мечту – добыть в «Петербурге» настоящие черевички императрицы для своей возлюбленной Оксаны. Вероломная и гордая Оксана заставляет Вакулу страдать, вынуждает его войти в союз с «нечистью».

После своего исчезнования Вакула словно умирает для жителей хутора, которые утверждают, что кузнец либо сошел с ума, либо повесился. Внезапно кузнец, летавший на чёрте в Петербург, вновь «воскресает», появляясь с добытыми у самой царицы черевичками. «Новое рождение» кузнеца способно растопить любые льды: и богатый Чуб остается доволен его подарками, и его дочь Оксана тоже не отказывает Вакуле выйти за него замуж. Сильно напуганная внезапным исчезновением кузнеца, слухами о его помешательстве и самоубийстве, Оксана понимает, как важно ценить близких людей. Теперь она готова выйти за Вакулу просто так, а вовсе не потому, что ему удалось добыть для неё такие красивые черевички.

Еще больше сочинений на тему: «Ночь перед Рождеством»:

«Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя -забавная и волшебная повесть. Однако помимо шуток и предпраздничных розыгрышей, фантазии и украинского фольклора, здесь творит чудеса настоящая любовь.

Семнадцатилетняя Оксана, дочь богатого козака Чуба, на всю округу славится своей необыкновенной красотой. Однако эта девушка прекрасно знает себе цену. Она горда, кокетлива, немного капризна - в общем, обыкновенная красавица. Не таков полюбивший ее молодой кузнец Вакула. Он прост и честен, нежен и заботлив. Какие только подвиги ни готов он совершить ради взаимного чувства «чудной, ненаглядной Оксаны»! Но легкомысленная девушка только смеется над кузнецом и подшучивает: принесешь мне царские черевики - выйду за тебя замуж.

Как же добраться бедному Вакуле до царицы, если Петербург - в тысячах километров от Диканьки?! И вот здесь на помощь любви приходит волшебство: под руку Вакуле попадается сам черт, решивший посмеяться над кузнецом в рождественскую ночь. Как бы не так! Ловкий, сильный, смелый и находчивый Вакула оседлал нечистого и погнал в столицу, в царский дворец. Так и добыл молодой кузнец Оксанину мечту, хотя, казалось бы, до этого совсем потерял надежду на расположение девушки.

А пока Вакула путешествовал, с Оксаной произошли не менее чудесные превращения. Услышав слухи о гибели кузнеца от безнадежной любви, она, вероятно, задумалась о силе его чувств, а затем начала бранить себя, что была так сурова с парубком. Переживая все больше и больше, Оксана поняла, что влюблена в кузнеца без памяти. Уже ей и черевички не нужны, лишь бы он отыскался. А тут и Вакула обернулся - свататься пришел, принес любимой в подарок удивительной красоты черевички, пожалованные ему самой царицей.

Вот как любовь помогла совершиться самым необыкновенным чудесам, которые возможны только в волшебную ночь перед Рождеством.

Источник: www.allsoch.ru

Великому писателю Н.В.Гоголю принадлежит огромное количество произведений, в том числе Ночь перед рождеством. Фантастика и юмор переплетается в нем и вызывает улыбку читателя.

Начало произведения - это подлости, которые творит черт, похожий и на немца, и на свинью, и на губернского стряпчего одновременно. Начинается ночь перед рождеством и черт, увидев на небе величавый месяц, решает его украсть, что ему и удается. Затем черт задумывает очередную подлость – столкнуть сельского кузнеца и казака Чуба, за чьей дочерью ухаживает казак.

В это время кузнец идет в гости к дочери Чуба – Оксане, зная, что ее отец приглашен в гости. Но Чуб, заблудившись в темноте, попадает к Солохе, матери Кузнеца, которая, несмотря на свои сорок лет умела причаровывать к себе самых степенных казаков… А у Солохи в гостях – черт. Приходит Чуб, принимается обхаживать Солоху, но раздается стук в дверь и Солоха прячет Чуба в мешок, где уже сидит черт.

Снова стук в дверь – входит дьяк. Снова стук - и дьяк оказывается в том же мешке, где и Чуб. В избу входит кузнец, и, видя непонятные мешки, выносит их в кузницу. По дороге он думает о своей печальной судьбе, о том, что гордая и своенравная Оксана согласна быть его женой лишь в том случае, если он принесет ей черевички самой царицы.

Вдруг на его пути встречается сама Оксана с подружками. Кузнец ей говорит, что она его больше не увидит. В действительности же он отправляется к запорожцу Пацюку, знающему всех чертей. От Пацюка кузнец узнает, что черт за его спиной и ловит черта. Вакула пугает черта, что начнет его крестить, и черт в страхе соглашается помочь Вакуле добыть царские черевички.

В это же самое время прекрасная Оксана опечалена словами Вакулы. Теперь-то наша героиня понимает, что любит и сама Вакулу… Мешки же, валяющиеся на дороге – их бросил кузнец; находят хуторяне. Развязывают и оттуда вываливаются злые Чуб и дьяк.

А что же происходит с нашим кузнецом? Оседлав черта, он летит в Петербург. Здесь он встречает земляков – запорожцев, которые идут по делам во дворец. Вакула при помощи черта уговаривает их, и они его берут с собой. Во дворце он просит царицу подарить свои черевички, и, к всеобщему удивлению, она соглашается. Затем кузнец возвращается в хутор. Он идет в дом к Оксане, делает ей предложение и подает черевички. Оксана очень рада, и говорит, что любит кузнеца и так.

В заключение этого произведения Н.В.Гоголя сообщает о дальнейшей счастливой судьбе героев; в результате чего читатель узнает, что молодожены были счастливы, а кузнец, кроме того, покаялся в церкви за то, что общался с чертом.

Источник: www.allsoch.ru

Недавно я прочитала волшебную сказку Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». В этом произведении происходят разные волшебные события.

Во-первых, в повести есть сказочные персонажи. Это черт, который украл месяц, ведьма Солоха, рассекающая небо на своей метле, и Пацюк, который умел очень быстро вылечивать людей от разных недугов и очень странным образом ел вареники.

Во-вторых, в повести есть сказочная просьба Оксаны к Вакуле. Она захотела иметь черевички, такие как у самой царицы. Наградой за это было бы то, что Оксана выйдет за Вакулу замуж. Я думаю, что Оксана была уверена, что Вакула никогда не сможет достать этих черевичек.

В повести есть и смешные моменты. К Солохе, матери Вакулы, часто приходили в гости мужчины. И никто из них не подозревал, что их несколько. И вот случилась такая история. Солоха прилетела вместе с Чертом, но тут в дверь постучал Голова. Ведьма Солоха тут же спрятала Черта в мешок, валявшийся на полу. За Головой пришел дьяк, а за дьяком – Чуб, и в конце концов они все оказались в мешках, причем в одном мешке сидело сразу два человека.

Сначала кузнец Вакула хотел утопиться из-за неразделенной любви к Оксане, но тот мешок, в котором лежал Черт, оказался у него. Черт очень обрадовался, освободившись из мешка, и хотел использовать Вакулу в своих целях. Кузнец Вакула заставил его лететь в Петербург к самой царице. Вакула оседлал Черта, и они полетели. Там Черт превратился в коня. Вакула увидел запорожцев и решил с ними отправиться к царице. А Черт уменьшился и залез к нему в карман. Благодаря своей сообразительности и смелости Вакула достал черевички.

Как у всех сказок, у этой сказки счастливый конец. Вакула прилетел домой и женился на Оксане. Они жили долго и счастливо. А потом Вакула выдержал церковное покаяние, бесплатно выкрасил левый клирос церкви, а внутри нарисовал черта для церкви. И этот черт был так страшен, что люди приходили в церковь и плевали в его изображение.

Волшебные моменты в повести не случайны. Ведь все происходило именно в рождественскую ночь, в которую может случиться абсолютно все.

Повесть "Ночь перед Рождеством" - это произведение, написанное Николаем Васильевичем Гоголем. Она входит в цикл под названием "Вечера на хуторе близ Диканьки". Данное произведение было опубликовано в 1832 году, а действие его относится хронологически к периоду правления Екатерины II, точнее, состоявшейся в 1775 году последней депутации запорожцев. События происходят на Украине, в Диканьке.

Герои произведения

В повести, которую написал Гоголь ("Ночь перед Рождеством"), имеется в качестве действующих лиц ряд сказочных персонажей: укравший месяц черт, ведьма Солоха, на своей метле рассекающая небо. Еще один яркий образ - Пацюк, который мог излечивать людей от разных болезней и странно ел вареники, которые сами попадали к нему в рот, обмакнувшись в сметане.

В повести под названием "Ночь перед Рождеством" герои -обычные люди -вступают во взаимодействие со сказочными персонажами. К представителям рода людского в произведении относятся кузнец Вакула, Оксана, ее отец Чуб, голова, дьяк, царица и другие.

"Ночь перед Рождеством" начинается следующими событиями. Закончился последний день перед Рождеством, наступила звездная ясная ночь. Через трубу одного из домов на метле поднялась ведьма и принялась собирать звезды. А в это время черт украл месяц.

Это он сделал, так как знал, то Чуб сегодня приглашен на кутью дьяком, а его красавица-дочь останется дома, и в это время к ней придет кузнец. Черт мстил этому кузнецу. Возлюбленный дочери Чуба, кроме того, был хорошим художником. Однажды он написал картину, в которой в день страшного суда святой Петр изгоняет злого духа из ада. Черт всячески мешал работе, но она была закончена, а доска вделана в стену церкви. С этих пор этот представитель нечистой силы поклялся мстить своему врагу.

Украв месяц, он надеялся, что Чуб не пойдет никуда в такую темноту, а кузнец не решится при отце прийти к его дочери. Чуб же, в это время выходивший вместе с Панасом из своей хаты, раздумывал, что же делать: идти к дьяку или остаться дома. В конце концов было решено идти. Вот и отправились в дорогу в ночь перед Рождеством герои произведения - два кума. Чем завершится эта история, вы узнаете чуть позже.

Оксана

Продолжаем описывать краткое содержание. "Ночь перед Рождеством" составляют следующие дальнейшие события. Оксана, дочь Чуба, считалась первой красавицей. Она была избалована, капризна. Парубки толпами гонялись за ней, но уходили потом к другим, не столь избалованным. Лишь кузнец не покидал девушку, хотя ее обращение с ним было ничуть не лучше, чем с другими.

Когда отец Оксаны ушел к дьяку, в его доме появился Вакула. Он признался в любви Оксане, но та лишь издевается над ним, играет с кузнецом. Вдруг в дверь постучали с требованием открыть. Девушка хотела это сделать, но Вакула-кузнец решил, что дверь откроет он сам.

Ведьма Солоха

Продолжает свою повесть Николай Васильевич Гоголь ("Ночь перед Рождеством"). Ведьме в это время надоело летать, и она отправилась к себе домой, а черт - за ней следом. Ведьма эта приходилась Вакуле матерью. Звали ее Солоха. Женщине было около 40 лет, она была ни хороша, ни дурна собою, но умела очаровывать казаков так, что многие к ней ходили, не подозревая при этом, что у них имеются соперники. Лучше всех Солоха относилась к Чубу, так как он был богат, и она хотела женить на себе его, чтобы прибрать к рукам состояние. А чтобы сын не опередил ее каким-нибудь образом, женившись на Оксане, ведьма часто ссорила с Вакулой Чуба.

Возвращение Чуба

Следующие дальнейшие события составляют краткое содержание. "Ночь перед Рождеством" продолжается. Когда за Солохой летел черт, он заметил, что отец девушки все-таки решил уйти из дома. Тогда он стал разрывать снег для того, чтобы началась метель. Она и заставила Чуба вернуться. Но поскольку метель была очень сильная, кумовья не могли долго отыскать свою хату. В конце концов Чубу показалось, что он ее нашел. Герой постучал в окно, но решил, услышав голос Вакулы, что пришел не туда. Захотев узнать, чей это дом и к кому кузнец ходит, Чуб притворился колядующим, но Вакула его прогнал, сильно ударив по спине. Чуб, побитый, отправился к Солохе.

Коляда

Повесть "Ночь перед Рождеством" продолжается. У черта выпал месяц и снова поднялся на небо, все вокруг осветив. Вышли колядовать девчата и парубки. Зашли они и к Оксане, которая, увидев на одной черевички, захотела иметь такие же. Вакула пообещал достать самые лучшие, а Оксана поклялась, что выйдет замуж за него, если тот достанет черевики царицы.

Черт в то время целовал руки Солохи, но вдруг послышался голос и стук головы. В дом ее стали приходить один за другим гости - уважаемые казаки. Пришлось спрятаться в мешок из-под угля черту. Затем дьяку и голове пришлось, в свою очередь, залезть в мешки. Вдовый Чуб, самый желанный из гостей для Солохи, влез на дьяка. Последний гость, "грузный телом" казак Свербыгуз, не поместился бы в мешок. Поэтому Солоха решила вывести его в огород и там выслушать, зачем он явился.

Пацюк

Вернувшись домой, Вакула увидел мешки посреди хаты и решил их убрать. Он вышел из дома, взяв тяжелый груз. В веселой толпе на улице ему послышался голос своей возлюбленной. Вакула бросил мешки, отправился к Оксане, но та, напомнив про черевички, убежала. Кузнец в гневе решил было расстаться с жизнью, но, опомнившись, отправился к запорожцу Пацюку за советом. Пузатый Пацюк, по слухам, водил с нечистой силой дружбу. Вакула, отчаявшись, спросил, как попасть к черту, чтобы заручиться его помощью, но тот дал лишь невнятный совет. Благочестивый купец, очнувшись, выбежал из хаты.

Договор с чертом

Сидевший в мешке прямо за спиной Вакулы черт не мог, естественно, упустить эту добычу. Он предложил сделку кузнецу. Вакула согласился, но при этом потребовал закрепления договора и, перекрестив черта, обманом сделал того смирным. Черт теперь был вынужден отвезти Вакулу в Петербург.

Брошенные кузнецом мешки нашли гуляющие девушки. Решив узнать, что наколядовал Вакула, они отправились за санками, чтобы отвести к Оксане в хату находку. Из-за мешка, в котором находился Чуб, между ними разгорелся спор. Думая, что там сидит кабан, кумова жена отбила его у ткача и супруга. К удивлению всех, в этом мешке оказался, кроме Чуба, еще и дьяк, а в другом - голова.

Встреча с царицей

Вакула, прилетев на черте в Петербург, встретил проезжавших через Диканьку ранее запорожцев и отправился на прием к царице вместе с ними. Во время его запорожцы рассказали о своих заботах государыне. Царица спросила, что же нужно казакам. Тут упал на колени Вакула и попросил у нее черевички. Царица, сраженная искренностью молодого купца, велела принести Вакуле башмачки.

Финал

О смерти кузнеца говорил весь хутор. А Вакула пришел к Чубу с подарками сватать девушку, одурачив черта. Дал согласие казак, а Оксана ("Ночь перед Рождеством") встретила кузнеца с радостью, готовая и без черевиков выйти за него. В Диканьке позже хвалили дом, чудно расписанный, в котором жило семейство Вакулы, а также церковь, где был искусно изображен в аду черт, в которого все проходившие мимо плевали.

На этом заканчиваем описывать краткое содержание. "Ночь перед Рождеством" завершается на этой оптимистичной ноте. Ведь добро всегда побеждает зло, в том числе и в этом произведении Гоголя. "Ночь перед Рождеством", тема которого - народ, его быт, традиции и обычаи, доказывает это. Произведение наполнено светлой, радостной атмосферой праздника. Читая его, мы как будто становимся его участниками.

Николай Васильевич Гоголь

НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ

Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.

Если бы в это время проезжал сорочинский заседатель на тройке обывательских лошадей, в шапке с барашковым околышком, сделанной по манеру уланскому, в синем тулупе, подбитом черными смушками, с дьявольски сплетенною плетью, которою имеет он обыкновение подгонять своего ямщика, то он бы верно приметил ее, потому что от сорочинского заседателя ни одна ведьма на свете не ускользнет. Он знает наперечет, сколько у каждой бабы свинья мечет поросенков и сколько в сундуке лежит полотна и что именно из своего платья и хозяйства заложит добрый человек в воскресный день в шинке. Но сорочинский заседатель не проезжал, да и какое ему дело до чужих, у него своя волость. А ведьма, между тем, поднялась так высоко, что одним только черным пятнышком мелькала вверху. Но где ни показывалось пятнышко, там звезды, одна за другою, пропадали на небе. Скоро ведьма набрала их полный рукав. Три или четыре еще блестели. Вдруг, с другой стороны, показалось другое пятнышко, увеличилось, стало растягиваться, и уже было не пятнышко. Близорукий, хотя бы надел на нос, вместо очков, колеса с комиссаровой брички, и тогда бы не распознал, что это такое. Спереди совершенно немец: узинькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка, оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком; ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу. Между тем черт крался потихоньку к месяцу, и уже протянул было руку, схватить его; но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец, поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем ни бывал, побежал далее. В Диканьке никто не слышал, как черт украл месяц. Правда, волостной писарь, выходя на четвереньках из шинка, видел, что месяц, ни с сего, ни с того, танцевал на небе, и уверял с божбою в том все село; но миряне качали головами и даже подымали его на смех. Но какая же была причина решиться черту на такое беззаконное дело? А вот какая: он знал, что богатый козак Чуб приглашен дьяком на кутю, где будут: голова; приехавший из архиерейской певческой родич дьяка, в синем сюртуке, бравший самого низкого баса; козак Свербыгуз и еще кое-кто; где, кроме кути, будет варенуха, перегонная на шафран водка и много всякого съестного. А между тем его дочка, красавица на всем селе, останется дома, а к дочке наверное придет кузнец, силач и детина хоть куда, который черту был противнее проповедей отца Кондрата. В досужее от дел время кузнец занимался малеванием и слыл лучшим живописцем во всем околодке. Сам, еще тогда здравствовавший сотник Л…ко вызывал его нарочно в Полтаву выкрасить досчатый забор около его дома. Все миски, из которых диканьские козаки хлебали борщ, были размалеваны кузнецом. Кузнец был богобоязливый человек и писал часто образа святых, и теперь еще можно найти в Т… церкве его Евангелиста Луку. Но торжеством его искусства была одна картина, намалеванная на стене церковной в правом притворе, в которой изобразил он святого Петра в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа: испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленами и всем, чем ни попало. В то время, когда живописец трудился над этою картиною и писал ее на большой деревянной доске, черт всеми силами старался мешать ему: толкал невидимо под руку, подымал из горнила в кузнице золу и обсыпал ею картину; но, несмотря на все, работа была кончена, доска внесена в церковь и вделана в стену притвора, и с той поры черт поклялся мстить кузнецу. Одна только ночь оставалась ему шататься на белом свете; но и в эту ночь он выискивал чем-нибудь выместить на кузнеце свою злобу. И для этого решился украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не легок на подъем, к дьяку же от избы не так близко: дорога шла по-за селом, мимо мельниц, мимо кладбища, огибала овраг. Еще при месячной ночи варенуха и водка, настоенная на шафран, могла бы заманить Чуба; но в такую темноту вряд ли бы удалось кому стащить его с печки и вызвать из хаты. А кузнец, который был издавна не в ладах с ним, при нем ни за что не отважится идти к дочке, несмотря на свою силу. Таким-то образом, как только черт спрятал в карман свой месяц, вдруг по всему миру сделалось так темно, что не всякой бы нашел дорогу к шинку, не только к дьяку. Ведьма, увидевши себя вдруг в темноте, вскрикнула. Тут черт, подъехавши мелким бесом, подхватил ее под руку и пустился нашептывать на ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду. Чудно устроено на нашем свете! Все, что ни живет в нем, все силится перенимать и передразнивать один другого. Прежде, бывало, в Миргороде один судья да городничий хаживали зимою в крытых сукном тулупах, а все мелкое чиновничество носило просто нагольные; теперь же и заседатель, и подкоморий отсмалили себе новые шубы из решетиловских смушек с суконною покрышкою. Канцелярист и волостной писарь, третьего году, взяли синей китайки по шести гривен аршин. Пономарь сделал себе нанковые на лето шаровары и жилет из полосатого гаруса. Словом, все лезет в люди! Когда эти люди не будут суетны! Можно побиться об заклад, что многим покажется удивительно видеть черта, пустившегося и себе туда же. Досаднее всего то, что он верно воображает себя красавцем, между тем как фигура - взглянуть совестно. Рожа, как говорит Фома Григорьевич, мерзость мерзостью, однако ж и он строит любовные куры! Но на небе и под небом так сделалось темно, что ничего нельзя уже было видеть, что происходило далее между ними.

* * *

«Так ты, кум, еще не был у дьяка в новой хате?» - говорил козак Чуб, выходя из дверей своей избы, сухощавому, высокому, в коротком тулупе, мужику с обросшею бородою, показывавшею, что уже более двух недель не прикасался к ней обломок косы, которым обыкновенно мужики бреют свою бороду за неимением бритвы. «Там теперь будет добрая попойка! - продолжал Чуб, осклабив при этом свое лицо. - Как бы только нам не опоздать». При сем Чуб поправил свой пояс, перехватывавший плотно его тулуп, нахлобучил крепче свою шапку, стиснул в руке кнут - страх и грозу докучливых собак; но, взглянув вверх, остановился… «Что за дьявол! Смотри! смотри, Панас!..»

Что? - произнес кум и поднял свою голову также вверх.

Как что? месяца нет!

Что за пропасть! В самом деле нет месяца.

То-то что нет, - выговорил Чуб с некоторою досадою на неизменное равнодушие кума. - Тебе, небось, и нужды нет.

А что мне делать!

«Надобно же было, - продолжал Чуб, утирая рукавом усы, - какому-то дьяволу, чтоб ему не довелось, собаке, поутру рюмки водки выпить, вмешаться!.. Право, как будто на смех… Нарочно, сидевши в хате, глядел в окно: ночь - чудо! Светло; снег блещет при месяце. Все было видно, как днем. Не успел выйти за дверь, и вот, хоть глаз выколи!» Чуб долго еще ворчал и бранился, а между тем, в то же время, раздумывал, на что бы решиться. Ему до смерти хотелось покалякать о всяком вздоре у дьяка, где, без всякого сомнения, сидел уже и голова, и приезжий бас, и дегтярь Микита, ездивший через каждые две недели в Полтаву на торги и отпускавший такие шутки, что все миряне брались за животы со смеху. Уже видел Чуб мысленно стоявшую на столе варенуху. Все это было заманчиво, правда; но темнота ночи напомнила ему о той лени, которая так мила всем козакам. Как бы хорошо теперь лежать, поджавши под себя ноги, на лежанке, курить спокойно люльку и слушать сквозь упоительную дремоту колядки и песни веселых парубков и девушек, толпящихся кучами под окнами. Он бы, без всякого сомнения, решился на последнее, если бы был один; но теперь обоим не так скучно и страшно идти темною ночью, да и не хотелось-таки показаться перед другими ленивым или трусливым. Окончивши побранки, обратился он снова к куму.

Николай Васильевич Гоголь

«Ночь перед Рождеством»

На смену последнему дню перед Рождеством приходит ясная морозная ночь. Дивчины и парубки ещё не вышли колядовать, и никто не видел, как из трубы одной хаты пошёл дым и поднялась ведьма на метле. Она черным пятнышком мелькает в небе, набирая звезды в рукав, а навстречу ей летит черт, которому «последняя ночь осталась шататься по белому свету». Укравши месяц, черт прячет его в карман, предполагая, что наступившая тьма удержит дома богатого козака Чуба, приглашённого к дьяку на кутю, и ненавистный черту кузнец Вакула (нарисовавший на церковной стене картину Страшного суда и посрамляемого черта) не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане. Покуда черт строит ведьме куры, вышедший из хаты Чуб с кумом не решаются, пойти ль к дьячку, где за варенухой соберётся приятное общество, или ввиду такой темноты вернуться домой, — и уходят, оставив в доме красавицу Оксану, принаряжавшуюся перед зеркалом, за чем и застаёт ее Вакула. Суровая красавица насмехается над ним, ничуть не тронутая его нежными речами. Раздосадованный кузнец идёт отпирать дверь, в которую стучит сбившийся с дороги и утративший кума Чуб, решив по случаю поднятой чёртом метели вернуться домой. Однако голос кузнеца наводит его на мысль, что он попал не в свою хату (а в похожую, хромого Левченка, к молодой жене коего, вероятно, и пришёл кузнец), Чуб меняет голос, и сердитый Вакула, надавав тычков, выгоняет его. Побитый Чуб, разочтя, что из собственного дома кузнец, стало быть, ушёл, отправляется к его матери, Солохе. Солоха же, бывшая ведьмою, вернулась из своего путешествия, а с нею прилетел и черт, обронив в трубе месяц.

Стало светло, метель утихла, и толпы колядующих высыпали на улицы. Девушки прибегают к Оксане, и, заметив на одной из них новые расшитые золотом черевички, Оксана заявляет, что выйдет замуж за Вакулу, если тот принесёт ей черевички, «которые носит царица». Меж тем черта, разнежившегося у Солохи, спугивает голова, не пошедший к дьяку на кутю. Черт проворно залезает в один из мешков, оставленных среди хаты кузнецом, но в другой приходится вскоре полезть и голове, поскольку к Солохе стучится дьяк. Нахваливая достоинства несравненной Солохи, дьяк вынужден залезть в третий мешок, поскольку является Чуб. Впрочем, и Чуб полезает туда же, избегая встречи с вернувшимся Вакулой. Покуда Солоха объясняется на огороде с пришедшим вослед козаком Свербыгузом, Вакула уносит мешки, брошенные посреди хаты, и, опечаленный размолвкой с Оксаною, не замечает их тяжести. На улице его окружает толпа колядующих, и здесь Оксана повторяет своё издевательское условие. Бросив все, кроме самого малого, мешки посреди дороги, Вакула бежит, и за ним уж ползут слухи, что он то ли повредился в уме, то ли повесился.

Вакула приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который, как поговаривают, «немного сродни черту». Застав хозяина за поеданием галушек, а затем и вареников, кои сами лезли Пацюку в рот, Вакула робко спрашивает дороги к черту, полагаясь на его помощь в своём несчастье. Получив туманный ответ, что черт у него за плечами, Вакула бежит от лезущего ему в рот скоромного вареника. Предвкушая лёгкую добычу, черт выскакивает из мешка и, сев на шею кузнеца, сулит ему этой же ночью Оксану. Хитрый кузнец, ухватив черта за хвост и перекрестив его, становится хозяином положения и велит черту везти себя «в Петембург, прямо к царице».

Найдя о ту пору Кузнецовы мешки, девушки хотят отнести их к Оксане, чтоб посмотреть, что же наколядовал Вакула. Они идут за санками, а Чубов кум, призвав в подмогу ткача, волочит один из мешков в свою хату. Там за неясное, но соблазнительное содержимое мешка происходит драка с кумовой женой. В мешке же оказываются Чуб и дьяк. Когда же Чуб, вернувшись домой, во втором мешке находит голову, его расположенность к Солохе сильно уменьшается.

Кузнец, прискакав в Петербург, является к запорожцам, проезжавшим осенью через Диканьку, и, прижав в кармане черта, добивается, чтоб его взяли на приём к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи по стенам, кузнец оказывается перед царицею, и, когда спрашивает она запорожцев, приехавших просить за свою Сечь, «чего же хотите вы?», кузнец просит у ней царских ее башмачков. Тронутая таковым простодушием, Екатерина обращает внимание на этот пассаж стоящего поодаль Фонвизина, а Вакуле дарит башмачки, получив кои он почитает за благо отправиться восвояси.

В селе в это время диканьские бабы посередь улицы спорят, каким именно образом наложил на себя руки Вакула, и дошедшие об том слухи смущают Оксану, она плохо спит ночь, а не найдя поутру в церкви набожного кузнеца, готова плакать. Кузнец же попросту проспал заутреню и обедню, а пробудившись, вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к Чубу свататься. Чуб, уязвлённый вероломством Солохи, но прельщённый подарками, отвечает согласием. Ему вторит и вошедшая Оксана, готовая выйти за кузнеца «и без черевиков». Обзаведшись семьёй, Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал черта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».

Перед Рождеством устанавливается тихая и ясная погода, и на землю плавно опускается морозная ночь. Из трубы одной из хат повалил дым, как вдруг за дымом поднялась ведьма на метле и полетела вверх. Мелькая в небе, она собирала звёзды и складывала их в рукав. Чёрт, который тоже летел, украл месяц и спрятал его в карман. Он думал, что длинная ночь удержит дома богатого козака Чуба, приглашённого к дьяку на кутью.

Чёрт на дворе поднимает метель, а Чуб с кумом решают к кому пойти на вареники, или остаться дома из-за темноты, но уходят, оставив Оксану дома. А перед зеркалом наряжается Оксана, где застаёт её Вакула. В двери стучится, сбившийся с дороги Чуб, потерявший по дороге кума. Не узнав по голосу кузнеца, он решил, что попал не в ту хату. Вакула, обидевшись, вытолкал Чуба за дверь. На дворе уже посветлело, метель утихла. Чуб отправился к Солохе, бывшей ведьме и матери Вакулы, а она вернулась из путешествия с чёртом, уронив в трубу месяц.

Девчата и парубки вышли колядовать. Подруги зовут с собою Оксану на улицу. Тем временем у Солохи чёрта спугивает голова, который не пошёл к дьяку, и чёрт залезает в один из мешков, оставленных кузнецом. В другой залазит голова, так как в дверь стучится дьяк. На пороге стоит Чуб, а в это время заходит Вакула, и Чуб кое-как влезает в мешок к дьяку. Вакула уносит мешки, не замечая их тяжести.

На улице в толпе Оксана говорит Вакуле, что выйдет за него замуж, если он достанет ей башмачки, которые носит сама царица. Вакула ходил за советом к Пацюку, как попасть к чёрту, но ответа не получил, а сам чёрт оказался у него за плечами. Тогда Вакула поймал чёрта за хвост и велел везти к царице.

Кузнец, прилетев в Петербург, отправляется к запорожцам и просит взять с собой на приём к царице. Во дворце он удивляется шикарной роскоши вокруг и чудесной сказочной росписи на стенах. Кузнец просит у царицы царские башмачки, и она, тронутая таким простодушием, дарит Вакуле их.

В селе слух пошёл, что кузнец наложил на себя руки. Оксанка, чувствуя свою вину и не найдя Вакулу в церкви, готова плакать. Кузнец, уставший с дороги, проспал обедню. Проснувшись и одевшись, он отправляется к Чубу свататься, а тут и Оксана заходит и говорит, что и без башмачков согласна выйти за Вакулу. После свадьбы хата Вакулы была красиво расписана красками.

Сочинения

Характеристика персонажей в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Ночь перед Рождеством: лучшие рождественские истории

Николай Гоголь

Ночь перед Рождеством

Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа . Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрипучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.

Если бы в это время проезжал Сорочинский заседатель на тройке обывательских лошадей, в шапке с барашковым околышком, сделанной по манеру уланскому, в синем тулупе, подбитом черными смушками, с дьявольски сплетенною плетью, которою имеет он обыкновение подгонять своего ямщика, то он бы, верно, приметил ее, потому что от Сорочинского заседателя ни одна ведьма на свете не ускользнет. Он знает наперечет, сколько у каждой бабы свинья мечет поросенков, и сколько в сундуке лежит полотна, и что именно из своего платья и хозяйства заложит добрый человек в воскресный день в шинке. Но сорочинский заседатель не проезжал, да и какое ему дело до чужих, у него своя волость. А ведьма между тем поднялась так высоко, что одним только черным пятнышком мелькала вверху. Но где ни показывалось пятнышко, там звезды, одна за другою, пропадали на небе. Скоро ведьма набрала их полный рукав. Три или четыре еще блестели. Вдруг, с другой стороны, показалось другое пятнышко, увеличилось, стало растягиваться, и уже было не пятнышко. Близорукий, хотя бы надел на нос вместо очков колеса с Комиссаровой брички, и тогда бы не распознал, что это такое. Спереди совершенно немец : узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу.

Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывал, побежал далее.

В Диканьке никто не слышал, как черт украл месяц. Правда, волостной писарь, выходя на четвереньках из шинка, видел, что месяц ни с сего ни с того танцевал на небе, и уверял с божбою в том все село; но миряне качали головами и даже подымали его на смех. Но какая же была причина решиться черту на такое беззаконное дело? А вот какая: он знал, что богатый козак Чуб приглашен дьяком на кутью, где будут: голова; приехавший из архиерейской певческой родич дьяка, в синем сюртуке, бравший самого низкого баса; козак Свербыгуз и еще кое-кто; где, кроме кутьи, будет варенуха, перегонная на шафран водка и много всякого съестного. А между тем его дочка, красавица на всем селе, останется дома, а к дочке, наверное, придет кузнец, силач и детина хоть куда, который черту был противнее проповедей отца Кондрата. В досужее от дел время кузнец занимался малеванием и слыл лучшим живописцем во всем околотке. Сам еще тогда здравствовавший сотник Л…ко вызывал его нарочно в Полтаву выкрасить дощатый забор около его дома. Все миски, из которых диканьские козаки хлебали борщ, были размалеваны кузнецом. Кузнец был богобоязливый человек и писал часто образа святых: и теперь еще можно найти в Т… церкви его евангелиста Луку. Но торжеством его искусства была одна картина, намалеванная на церковной стене в правом притворе, в которой изобразил он святого Петра в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленами и всем чем ни попало. В то время, когда живописец трудился над этою картиною и писал ее на большой деревянной доске, черт всеми силами старался мешать ему: толкал невидимо под руку, подымал из горнила в кузнице золу и обсыпал ею картину; но, несмотря на нее, работа была кончена, доска внесена в церковь и вделана в стену притвора, и с той поры черт поклялся мстить кузнецу.

Одна только ночь оставалась ему шататься на белом свете; но и в эту ночь он выискивал чем-нибудь выместить на кузнеце свою злобу. И для этого решился украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не легок на подъем, к дьяку же от избы не так близко; дорога шла по-за селом, мимо мельниц, мимо кладбища, огибала овраг. Еще при месячной ночи варенуха и водка, настоянная на шафран, могла бы заманить Чуба. Но в такую темноту вряд ли бы удалось кому стащить его с печки и вызвать из хаты. А кузнец, который был издавна не в ладах с ним, при нем ни за что не отважится идти к дочке, несмотря на свою силу.

Таким-то образом, как только черт спрятал в карман свой месяц, вдруг по всему миру сделалось так темно, что не всякий бы нашел дорогу к шинку, не только к дьяку. Ведьма, увидевши себя вдруг в темноте, вскрикнула. Тут черт, подъехавши мелким бесом, подхватил ее под руку и пустился нашептывать на ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду. Чудно устроено на нашем свете! Все, что ни живет в нем, все силится перенимать и передразнивать один другого. Прежде, бывало, в Миргороде один судья да городничий хаживали зимою в крытых сукном тулупах, а все мелкое чиновничество носило просто нагольные. Теперь же и заседатель, и подкоморий отсмалили себе новые шубы из решетиловских смушек с суконною покрышкою. Канцелярист и волостной писарь третьего году взяли синей китайки по шести гривен аршин. Пономарь сделал себе на лето нанковые шаровары и жилет из полосатого гаруса. Словом, все лезет в люди! Когда эти люди не будут суетны! Можно побиться об заклад, что многим покажется удивительно видеть черта, пустившегося и себе туда же. Досаднее всего то, что он, верно, воображает себя красавцем, между тем как фигура – взглянуть совестно. Рожа, как говорит Фома Григорьевич, мерзость мерзостью, однако ж и он строит любовные куры! Но на небе и под небом так сделалось темно, что ничего нельзя уже было видеть, что происходило далее между ними.

– Так ты, кум, еще не был у дьяка в новой хате? – говорил козак Чуб, выходя из дверей своей избы, сухощавому, высокому, в коротком тулупе, мужику с обросшею бородою, показывавшею, что уже более двух недель не прикасался к ней обломок косы, которым обыкновенно мужики бреют свою бороду за неимением бритвы.

– Там теперь будет добрая попойка! – продолжал Чуб, осклабив при этом свое лицо. – Как бы только нам не опоздать.

При сем Чуб поправил свой пояс, перехватывавший плотно его тулуп, нахлобучил крепче свою шапку, стиснул в руке кнут – страх и грозу докучливых собак, но, взглянув вверх, остановился…

Похожие статьи