Почему свинья под дубом считается басней. Методическая разработка по литературе (5 класс) на тему: И.А.Крылов. Анализ басни «Свинья под Дубом

26.09.2019

Из-под пера великого мастера Ивана Андреевича Крылова вышло огромное множество непревзойденных и поучительных историй. Целью своего высмеивания человеческих пороков он считал очищение мира. Его произведения актуальны и в наше современное время.

Басня «Свинья под дубом», в отличие от остальных, не имеет прообраза. Этот сюжет не встречается у других баснописцев. Крылов в этом смысле полностью оригинален.

И снова традиционно в качестве персонажей используются животные. Правда, в этом произведении еще и растения. Причем, что одни, что другие с яркими характеристиками. Свинья – символ грязи и глупости, Ворон – мудрая птица, а вот дуб – величественное и мощное дерево. На примере животных, наверное, легче показать все недостатки человека. На этом и играет Крылов.

Образы главных героев в басне четко спроектированы на людей. Свинья – ленивый человек, не ценящий труд и достижения других. Ограниченная в уме, она настолько самолюбива, что не замечает никого и ничего вокруг. Ворон – человек с богатым опытом, легко замечающий чужие ошибки и имеющий право на них указать. Дуб – человек добрый и спокойный, просто и без претензий предоставляющий другим право пользоваться своими благами.

Определиться с тем, кто из этих героев главнее, не представляется возможным. Можно только предположить, что это дуб, так как именно он объясняет суть морали произведения.

Что же касается нравоучительного итога, то его можно рассматривать двояко: широко – это, конечно, порицание неблагодарного и невежественного отношения. А вот узко: отношение неграмотных людей к научным достижениям. Людей, далеких от понимания значимости изобретений, нужно держать от них на расстоянии. В их руках они только будут испорчены. Свиньи, получившие все, что им нужно и удовлетворившие свои низменные потребности, способны только унизить авторитет тех, кто причастен к научному открытию, людей умных и образованных.

Композиция басни состоит их двух частей. Такое деление достаточно традиционно для Крылова. Первая часть – повествование всей истории, вторая же – итоговое четверостишие с поучением. Что касается ритмического строя произведения, то Крылов широко использует инверсию. Это приводит к более удобному восприятию.

Иван Андреевич в своей басне «Свинья под дубом» затронул важные и серьезные проблемы, но при этом передал это так легко и просто, что понятно и доступно даже детям.

Великий мастер русских басен Иван Андреевич Крылов действительно нашел себя именно на этом поприще. В какой-то момент они его так увлекли, что он уже до конца своих дней не мог от них отказаться. Он стал автором 236 басен, которые собраны в девять сборников. Многие выражения его произведений стали крылатыми. Некоторые свои сюжеты он заимствовал у французского баснописца Лафонтена, который, в свою очередь, позаимствовал немало увлекательных сюжетов у древнегреческих баснописцев и поэтов: Эзопа, Федра и Бабрия.

Тема урока: «Мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами, 4 класс)»

Одной из знаменитых басен Крылова стало это произведение. Попробуем уяснить мораль басни «Свинья под дубом». Своими словами рассказывая сюжет, можно начать с того, что свинья, наевшись досыта желудей и выспавшись под дубом, стала рылом своим подкапывать корни этого могучего дерева. Ворон, сидящий на ветке дуба, сделал ей замечание, чтобы она не портила дерево, ведь оголившиеся корни могут засохнуть, а за ним и дерево может погибнуть. Но свинье не было жалко дерева, ей лишь бы желуди были. Тут и дуб разозлился и сказал свинье, что она неблагодарная, так как желуди -это его плоды. Но свинье было абсолютно все равно.

Вот теперь, зная, о чем это произведение, можно приступить к теме: «Мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами, 4 класс)».

Главные лица

Главными лицами басни стали свинья, дуб и ворона. В образе свиньи можно узнать того, кто дальше своего носа не способен видеть. Такая особенность от природы есть и у свиней. Поэтому благодаря ей высмеивается невежество и лень людей, которые не желают ничего слушать и знать, они даже и не способны к этому и все делают по-своему.

Ворон - это благоразумный образ того, кто пытается хоть как-то вразумить глупое и ненасытное создание. Но он наивен, ведь со свиньи все как с гуся вода, по своей глупости свинья не хочет никого слушать и тем более делать какие-то полезные выводы.

Таким образом, мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами) - это отображение мудрости и опыта в образе дуба. Он напоминает мудреца, который пытается наставить человека на путь истины и добра.

Тема урока: «Мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами, 5 класс)»

Если относить это к реальной жизни, то смысл этого произведения отнюдь не простой и несет некоторую информацию о том времени, когда жил Крылов. И поэтому мораль басни «Свинья под дубом», своими словами говоря, заключается в том, что все создаваемое в науке может тотчас погибнуть в руках таких необразованных невежд, как свинья. Она напрямую ассоциируется с теми, кто ничему не хочет учиться, а мудрые подсказки и наставления, которые могут сдержать ее варварское поведение и делаемые для ее же пользы дубом и вороном, для нее, вообще, не указ. Она будет продолжать жить по своим законам, и поэтому может возникнуть опасность не только для нее, но и для всей округи.

Заключение

Раскрывая более глубоко тему «Мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами)», можно отметить, что подобно тому, как недалекая и недальновидная свинья, подкапывая дуб, делает себе еще хуже, ведь дуб приносит ей еду, ее любимые желуди, от которых она толстеет, так и люди способны наносить себе же вред из-за своей глупости и тупости. И сколько таких легкомысленных людей на свете…

Такого рода басни помогают ученикам 4-5 классов анализировать события. Уже в этом возрасте они должны понимать всю важность этих мудрых наставлений, чтобы не быть потом такими, как героиня произведения - свинья. Дети должны попытаться проанализировать поведение свиньи и всех остальных героев пьесы и дать этому правильную нравственную и эстетическую оценку.

16. Тема: И. А. КРЫЛОВ. БАСНИ «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ», «ВОРОНА И ЛИСИЦА». ОЛИЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОРОКОВ В БАСНЯХ.

5 класс лит-ра 10.10.16

Цели: развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.

ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

Предметные умения: знать особенности содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр басни, развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поведением других.

Метапредметные УУД:

Личностные: смыслообразование – устанавливает связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, осуществляет нравственно-этическое оценивание усваимого содержания.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; осмысливает цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и второстепенную информацию.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Ход урока

I. Чтение и анализ басни «Ворона и лисица».

Знакомство с текстом . Анализ басни по вопросам :

1. Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чем ее смысл?

2. Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? («Лисицу сыр пленил».)

3. Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково ее поведение? (Использует лесть, хвалебные речи. «Вертит хвостом… и говорит так сладко, чуть дыша …».)

4. В чем заключается глупость Вороны? (У нее преувеличенное самомнение. Она оказалась падкой на сладкую лесть («вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье сперло».)

5. Можно ли сказать, что Лисица издевается над Вороной? (Лисица преследует свою цель, хочет любыми путями получить сыр. Ворона же принимает похвалы как вполне заслуженные, думает, что все сказанное Лисицей – правда.)

6. В чем смысл басни? (Нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать свои способности, возможности.)

7. Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня?

Вывод . И. А. Крылов дает возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но опасна («…лесть гнусна, вредна»).

Учащиеся читают басню в лицах, голосом показывая притворную лесть Лисицы и глупость Вороны.

8. Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи?

II. Чтение и анализ басни «Свинья под дубом».

Выразительное чтение произведения в лицах.

Анализ басни по вопросам :

1. Интересна ли басня?

2. Что же лучше: быть грамотным ученым или оставаться неученым, невеждой?

3. Кто такой невежда? (Неученый, необразованный ученьем, книжным знанием, непосвященный.) **

4. Объясните аллегорию басни. (Глупый, необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещения (желуди), они ему приятны. Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб). Сам того не осознавая, губит своим невежеством начало познания (Корни). Не понимает, что науки должны развиваться.)

5. Можно ли сказать, что автор осуждает Свинью?

6. Какая интонация звучит в реплике Дуба? (Отчаяние, беспомощность.)

7. Актуальна ли мораль басни в наше время?

8. Чему вас научила эта басня?

Вывод. И. А. Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в образах птиц, зверей, растений. Обобщения в баснях глубоки, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт.

III . Выполнения теста (на закрепление материала)

Басня – это:

1) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае
2) краткий рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл
3) короткое стихотворение о жизни зверей

2. Мораль басни – это:

1) начальные или заключительные строки басни с кратким нравоучительным выводом
2) начальные строки басни, в которых читатель знакомится с героями
3) заключительные строки басни, в которых читатель узнаёт, что стало с героями в конце

1) И.А. Крылов
2) Эзоп
3) М.В. Ломоносов

4. Из какой басни взяты следующие строки: «Хоть век его не будь, ничуть не пожалею, Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею»?

1) «Волк на псарне»
2) «Свинья под Дубом»
3) «Ворона и Лисица»

5. Из какой басни взяты следующие слова: «Спой, светик, не стыдись!»?

1) «Волк на псарне»
2) «Свинья под Дубом»
3) «Ворона и Лисица

6. Из какой басни взяты следующие слова: «Ты сер, а я, приятель, сед...»?

1) «Волк на псарне»
2) «Свинья под Дубом»
3) «Ворона и Лисица»

7. Какой персонаж басни «Свинья под Дубом» попытался остановить Свинью, подрывавшую корни Дуба?

1) Коршун
2) Сокол
3) Ворон

8. В чём состоит мораль басни «Свинья под Дубом»?

1) обличение невежд, которые с неуважением относятся к просвещению и злом отвечают на добро
2) обличение невежд, которых устраивает их небольшой запас знаний
3) обличение невежд, которые ничего не делают для людей и государства

1) голубушка 2) плутовка
3) царь-птица

10. Какие события из истории России запечатлел И.А. Крылов в басне «Волк на псарне»?

1) войну с Наполеоном в 1812 году
2) войну с фашистами в 1941-1945 гг.
3) войну с японцами в 1904-1905 гг.

Домашнее задание: выучить наизусть понравившуюся басню.

13.05.2015 9011 0

Цели:

развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.

Ход урока

I. Знакомство с басней «Волк на псарне», ее анализ.

Чтение учащимися статьи «У каждой басни Крылова своя история» (учебник, с. 49).

Н. В. Гоголь сказал: «Всякая басня его имеет сверх того историческое происхождение. Несмотря на свою неторопливость и, по-видимому, равнодушие к событиям современным, поэт, однако же, следил всякое событие внутри государства: на все подавал свой голос, и в голосе этом слышалась разумная середина, примиряющий третейский суд, которым так силен русский ум, когда достигает до своего полного совершенства»* .

Чтение учителем текста басни «Волк на псарне».

Анализ текста по вопросам :

1. Какова причина шума, переполоха на псарне?

2. С помощью каких слов и выражений рисует Крылов волнение?
(Обратить внимание на глаголы: поднялся (двор), (псы) залились, рвутся (в драку), (псари) кричат, бегут (с дубьем.)

3. Каково поведение Волка в этот момент? (Зол, опасен, хитер, чувствуется разница между делом и словом персонажа.)

4. Каким изобразил его Крылов? (Щелкает зубами, ощетинился, глазами всех съест.)

5. Итак, в речи Волка сквозит лицемерие, неприкрытая лесть, заискивание. Как Волк смог объяснить свое появление на псарне? (Хотел в овчарню, попал на псарню. «Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам совсем не ради ссоры».)

Чтение речи Волка , при этом желательно передать заискивание, скрытое притворство, присущее Волку.

6. Почему Ловчий не выслушал Волка до конца, перебил его речь? (Не верит ему.)

7. Кто кому противопоставлен в басне? (Волк Ловчему.)

8. Что можете сказать о Ловчем? О качествах его характера? Почему он не верит Волку? (Он умудрен жизнью, много повидал, сразу видит обман. Чувствуется надежность этого человека, уверенность в правоте своего дела.)

Чтение речи Волка с соответствующей интонацией.

10. О каких качествах Волка вы теперь можете сказать?

11. Действует ли в этой басне прием олицетворения и аллегории?

12. Можно ли мораль этой басни применить только для этого конкретного случая (война 1812 г.)? (Суть морали актуальна и в наши дни в определенных ситуациях.)

13. Какие слова из басни стали крылатыми, какие обороты вошли в нашу речь? («Волк…, ночью думая залезть в овчарню, попал на псарню…» и другие.)

Вывод . Басня «Волк на псарне» мудра и сурова в своей правде. Разве можно верить хищнику-захватчику? Таких нельзя щадить.

Произведение проникнуто патриотическим пафосом, чувством любви к Родине, ответственности за ее судьбу. В этой басне мораль заключается в словах Ловчего, реплика которого звучит последней.

II. Чтение и анализ басни «Ворона и лисица».

Знакомство с текстом . Анализ басни по вопросам :

1. Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чем ее смысл?

2. Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? («Лисицу сыр пленил».)

3. Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково ее поведение? (Использует лесть, хвалебные речи. «Вертит хвостом… и говорит так сладко, чуть дыша …».)

4. В чем заключается глупость Вороны? (У нее преувеличенное самомнение. Она оказалась падкой на сладкую лесть («вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье сперло».)

5. Можно ли сказать, что Лисица издевается над Вороной? (Лисица преследует свою цель, хочет любыми путями получить сыр. Ворона же принимает похвалы как вполне заслуженные, думает, что все сказанное Лисицей – правда.)

6. В чем смысл басни? (Нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать свои способности, возможности.)

7. Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня?

Вывод . И. А. Крылов дает возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но опасна («…лесть гнусна, вредна»).

8. Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи?

III. Чтение и анализ басни «Свинья под дубом».

Выразительное чтение произведения в лицах.

Анализ басни по вопросам :

1. Интересна ли басня?

2. Что же лучше: быть грамотным ученым или оставаться неученым, невеждой?

3. Кто такой невежда? (Неученый, необразованный ученьем, книжным знанием, непосвященный.) **

4. Объясните аллегорию басни. (Глупый, необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещения (желуди), они ему приятны. Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб). Сам того не осознавая, губит своим невежеством начало познания (Корни). Не понимает, что науки должны развиваться.)

6. Какая интонация звучит в реплике Дуба? (Отчаяние, беспомощность.)

7. Актуальна ли мораль басни в наше время?

8. Чему вас научила эта басня?

Вывод. И. А. Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в образах птиц, зверей, растений. Обобщения в баснях глубоки, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт.

Домашнее задание: выучить наизусть понравившуюся басню.

Похожие статьи