Пилотажная группа "Русские витязи". Досье. Авиагруппы "стрижи" и "русские витязи" получат новые самолеты

30.09.2019

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 9 июня фронтовой истребитель Су-27 пилотажной группы "Русские витязи" ВКС России потерпел крушение

5 апреля 2016 г. исполнилось 25 лет со дня формирования авиационной группы высшего пилотажа "Русские витязи" ВВС (с 1 августа 2015 года - в составе Воздушно-космических сил, ВКС) России.

Группа "Русские витязи" была сформирована 5 апреля 1991 года из летчиков 1-й эскадрильи 237-го гвардейского Проскуровского смешанного авиаполка 16-й воздушной Краснознаменной армии ВВС СССР (ныне - 237-й гвардейский Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского Центр показа авиационной техники имени И.Н. Кожедуба, 237 гв. ЦПАТ, авиабаза Кубинка, Московская обл.).

"Агентство "Военинформ" МО РФ"

237-й авиаполк с 1967 года специализировался на демонстрациях авиатехники и высшем пилотаже, с мая 1989 года пилоты полка осваивали фронтовые истребители Су-27. Название авиагруппы было выбрано по предложению летчика Николая Гречанова. В разные годы в состав группы входил 31 военный пилот.

В настоящее время группа использует четыре истребителя Су-27П (модификация для воздушных сил ПВО) и два Су-27УБ (учебная двухместная модификация). Программы показательных полетов включают групповой высший пилотаж четырех и шести самолетов; синхронный, встречный пилотаж двух самолетов, а также одиночный высший пилотаж.

История выступлений группы

Первое выступление "Русских витязей" состоялось 24 августа 1991 года на авиашоу в Познани (Польша), где программу одиночного пилотажа продемонстрировал командир группы Владимир Баженов. В начале осени того же года в ОКБ Сухого создали единое визуальное оформление истребителей группы в бело-сине-красных цветах. Первые групповые выступления "Витязей" прошли осенью 1991 года на авиабазах ВВС Великобритании Люкерс и Финнингли, где российские Су-27 летали вместе с британской пилотажной группой Red Arrows (англ. "красные стрелы").

С 1991 года "Русские витязи" регулярно участвуют в показах авиационного мастерства на авиашоу в российских городах и за рубежом - в Чехии (1991), Малайзии (1991, 1995, 2013), США (1992), Франции (1992, 1997), Голландии (1993), Канаде (1993), Словакии (1994, 1996), Норвегии (1994), Люксембурге (1994), Туркмении (1994), Австрии (1996), Китае (1998, 2006, 2012), ОАЭ (2005, 2006), Белоруссии (2006), Финляндии (2008), Бахрейне (2012, 2014), Индии (2013), Венгрии (2013) и др.

Полеты истребителей группы строем в форме ромба, как отдельно, так и в составе "Кубинского бриллианта" (девятки самолетов совместно с МиГ-29 пилотажной группы "Стрижи", которая также базируется в Кубинке), - традиционный элемент программы Международного авиационно-космического салона (МАКС, Жуковский, Московская обл.), Парада Победы на Красной площади в Москве, Международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге.

"Витязи" участвовали в лазерном шоу Жан-Мишеля Жарра во время празднования 850-летия Москвы (1997), сопровождали авиалайнеры британской королевы Елизаветы II и французского президента Жака Ширака во время их визитов в Россию в 1994 и 1997 годах.

Катастрофы

За историю существования "Русских витязей" произошло три катастрофы, в которых гибли входившие в группу пилоты.

12 декабря 1995 г. в ходе перелета из Малайзии в Россию после участия в международном авиасалоне "Лима-95" разбились три истребителя группы. Столкновение с горой произошло при заходе на посадку для дозаправки топливом на вьетнамском аэродроме Камрань. Причиной послужила неудовлетворительная организация полетов в сложных метеоусловиях. Погибли четверо летчиков: гвардии полковник Борис Григорьев, гвардии подполковники Николай Гречанов, Николай Кордюков и Александр Сыровой.

Катастрофа стала первой потерей среди личного состава группы.

16 августа 2009 г. близ аэродрома Раменское (Жуковский, Московская обл.) во время учебно-тренировочного полета в рамках подготовки к авиасалону "МАКС-2009" истребители Су-27 (бортовой номер "14 синий") и Су-27УБ (бортовой номер "18 синий") пилотажной группы столкнулись в воздухе, один из них упал на коттедж в дачном поселке. Погиб командир 237-го ЦПАТ Игорь Ткаченко, еще один из летчиков получил травму позвоночника. Также пострадали пять жителей поселка, где в результате катастрофы сгорели три жилых дома. 22 августа 2009 года указом президента РФ Дмитрия Медведева гвардии полковнику Игорю Ткаченко было присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.

9 июня 2016 г. фронтовой истребитель Су-27 пилотажной группы "Русские витязи" ВКС России потерпел крушение в районе д. Мураново (Пушкинский район Московской обл.). Погиб пилот - майор Сергей Еременко.

Будущая смена самолетов

Планируется, что в течение 2016 года пилоты "Русских витязей" пересядут с тяжелых строевых Су-27 на более современные машины. В январе 2016 года главнокомандующий ВКС РФ генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил журналистам, что решение о том, на каких самолетах "Витязи" будут выступать в 2017 году, примет министр обороны РФ.

В марте ведущий летчик авиагруппы гвардии полковник Андрей Алексеев рассказал представителям СМИ, что командованием поставлена задача на перевооружение пилотажной группы, а летчики и инженерно-технический состав уже проходят программу переучивания на новый тип самолета. Что это за машина, пока не сообщается.

Основной состав авиагруппы

Андрей Алексеев

Зам. командира 237-го Центра показа авиационной техники

Ведущий группы, подполковник

В 1995 г. окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков. Проходил службу в качестве летчика-инструктора в Борисоглебском центре переучивания летного состава. С 1998 г. служит на Кубинской авиабазе. За время прохождения службы освоил самолеты Як-52, Л-39, Миг-29, Су-27. Налетал на данных типах самолетов 2100 часов. Высшим пилотажем занимается с 2001 г. Военный летчик-снайпер.

Сергей Щеглов

Командир авиагруппы "Русские витязи", подполковник

Левый ведомый

В 1995 г. окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков. Проходил службу в качестве летчика в Борисоглебском центре переучивания летного состава. С 2007 г. служит на авиабазе Кубинка. За время прохождения службы освоил самолеты Як-52, Л-39, МиГ-29, Су-27. Налетал на данных типах самолетов 1300 часов. Военный летчик 1 класса.

Александр Богдан

Правый ведомый, подполковник

В 1995 г. окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков. Проходил службу в качестве летчика в Борисоглебском центре переучивания летного состава. С 2005 г. служит на авиабазе Кубинка. За время прохождения службы освоил самолеты Як-52, Л-39, МиГ-29, Су-27. Налетал на данных типах самолетов 1500 часов. Высшим пилотажем занимается с 2008 г. Военный летчик 1 класса.

Олег Ерофеев

Хвостовой ведомый, подполковник

В 1995 г. окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков. Проходил службу в качестве летчика в Борисоглебском центре переучивания летного состава. С 1997 г. служит на Кубинской авиабазе. За время прохождения службы освоил самолеты Як-52, Л-39, Миг-29, Су-27. Налетал на данных типах самолетов 2000 часов. Высшим пилотажем занимается с 2001 г. Выполняет полеты в качестве ведущего, а также внешнего, внутреннего и хвостового ведомого. Военный летчик-снайпер.

Владимир Кочетов

Левый крайний ведомый, капитан

В 2008 г. окончил Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков. Проходил службу в 611-м истребительном авиаполку. С 2010 г. служит в Кубинке. За время прохождения службы освоил самолеты Л-39, МиГ-29, Су-27. Налетал на данных типах самолетов 670 часов. Высшим пилотажем занимается с 2012 г. Военный летчик 1 класса.

Сергей Еременко

Правый крайний ведомый, майор

В 2003 г. окончил Краснодарский военный авиационный институт. Проходил службу в 31-м истребительном авиаполку. С 2010 г. служит в Кубинке. За время прохождения службы освоил самолеты Як-52, Л-39, МиГ-29, Су-27. Налетал на данных типах самолетов 800 часов. Высшим пилотажем занимается с 2011 г. Военный летчик 1 класса.

Погиб 9 июня 2016 г. во время крушения самолета Су-27 в районе д. Мураново (Пушкинский район Московской обл.).

Род войск ВВС России Место базирования Кубинка (авиабаза)
Московская область
Цвета Белый, синий, красный
Знаки отличия Эмблема Самолёты Истребители 4 Су-27П
2 Су-27УБ
8 Су-30СМ russianknights.ru «Русские Витязи» на Викискладе

Уникальность группы состоит в том, что это единственная пилотажная команда в мире, выполняющая групповой высший пилотаж на самолётах класса «тяжёлый истребитель » , а также в том, что истребители являются серийными образцами (в 2012 году в Казахстане сформирована пилотажная авиагруппа «Барсы Жетысу », выполняющая полёты на аналогичных истребителях Су-27). Группа является неизменным участником всех российских и многих зарубежных авиасалонов.

История группы

Выступления

Авиационная группа высшего пилотажа Военно-воздушных сил России "Русские Витязи" образована 5 апреля 1991 года на базе первой эскадрильи 237-го гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского авиаполка для демонстрации возможностей истребителей Су-27. Входит в состав Центра показа авиационной техники имени И.Н. Кожедуба (ЦПАТ).

"Русские Витязи" базируются на расположенном в 60 километрах от Москвы аэродроме Кубинка.

Создание первой авиационной группы высшего пилотажа произошло еще в мае 1989 года, когда на вооружение первой авиационной эскадрильи поступили истребители Су-27. Опытные летчики быстро освоили новую технику и вскоре приступили к тренировочным полетам в составе пары, тройки, а затем и четверки машин в строю "ромб". Маневрирование группе давалось непросто. Размер и масса самолета, его инертность и отличная аэродинамика были основными причинами, вызывающими сложности совместного пилотирования в небе, но летчики справились с этими трудностями.

В начале 1991 года был окончательно сформирован состав пилотажной группы из шести самолетов, а 5 апреля того же года официально основана пилотажная группа, получившая название "Русские Витязи". Для нового подразделения была придумана эмблема — щит, на голубом фоне которого ромб из четырех самолетов, для летчиков были пошиты специальные комбинезоны.

Название "Русские Витязи" впервые прозвучало за рубежом 24 августа 1991 года на первом польском авиашоу в Познани. Тогда с программой одиночного пилотажа выступил командир группы Владимир Баженов. Этот визит стал отправной точкой в создании индивидуального имиджа "Витязей". Меньше месяца потребовалось специалистам ОКБ "Сухого" на разработку единого дизайна и осуществление раскраски всех истребителей группы. За основу были взяты цвета государственного флага России .

Первое выступление группы состоялось в сентябре 1991 года в Великобритании, во время которого "Русские Витязи" прошли строем над резиденцией королевы-матери в Шотландии. Визит в Англию продолжили выступления группы на аэрошоу в Люкерсе и Финнингли, где "Витязи" летали вместе с британской эскадрильей Red Arrows .

Той же осенью на авиашоу в Праге (Чехия) двое летчиков из группы "Русских Витязей" выступили в спарке Су-27УБ с программой одиночного пилотажа. Эффект от выступления был настолько силен, что американские летчики на своих F-15 отказались от выступления из опасения "потеряться" на фоне русских.

16 августа 2009 года во время тренировочных полетов в Жуковском произошло столкновение двух самолетов пилотажной группы "Русские Витязи", в результате погиб командир группы Игорь Ткаченко. Два других пилота, находившиеся в двухместном самолете Су-27УБ, катапультировались, один из них получил травму позвоночника.

Участие группы в МАКС-2009 ограничилось тогда лишь полетом "ромба" в последний день проведения авиационно-космического салона.

Командиром авиационной группы высшего пилотажа "Русские Витязи" является гвардии подполковник Сергей Щеглов .

На начало 2016 года в летный состав группы , кроме командира, входили еще пять летчиков: полковник Андрей Алексеев (заместитель командира Центра показа авиационной техники, до 2013 года командир группы), подполковник Александр Богдан, подполковник Олег Ерофеев, капитан Владимир Кочетов, майор Сергей Еременко.

Многие из нас знают об этих ребятах не понаслышке. А некоторым даже посчастливилось увидеть их первоклассные выступления. Но какова же история этих самых Русских Витязей?

Пилотажная группа Русские Витязи берет свое начало в далеком 1991 году, а именно 5 апреля. Собрана она из лучших летчиков ВВС России . Первоначальный состав был отобран из первой авиационной эскадрильи, которая входит в состав 234 гвардейского авиаполка. Расположена их база в районе аэродрома Кубинка, который находится неподалеку от Москвы.

Аэродром Кубинка является одним из самых известных военных объектов России. Причем, известен он не только у нас, но и за рубежом. А свою славу она приобрела именно благодаря тому, что именно там обучались лучшие летчики страны всем основам высшего пилотажа. Кроме Русских Витязей, на той же базе располагается и пилотажная группа Стрижи . Именно по этой причине обе эти группы можно зачастую увидеть в совместных выступлениях. Ведь именно они, по праву, являются лучшими мастерами своего нелегкого дела.

После того, как окончилась Великая Отечественная война , ребята пилотировали истребители серии МиГ. Но уже в 1989 году, на военную базу доставили истребители СУ-27 . Из-за своих больших габаритов, управлять ими было не так то просто, особенно когда речь шла о групповых полетах. Но именно их и выбрали Русские Витязи. В конечном счете, они сформировали состав из шести таких самолетов, которым и выступают на сегодняшний день. Однако сначала группа получила название Голубые Молнии, но чуть позже стало известно, что одна пилотажная группа Японии носит название Blue Impulse. И для того, чтобы избежать возможной путаницы, было принято решение о смене названия, которое они и сохранили по нынешний 2018 год.

Что касается раскраски своих боевых летательных машин, то ребята не стали сильно напрягаться и за основу взяли цвета нашего российского флага . Ведь летчики выступают не только у нас в стране, так что, и представлять свою родину им как-то необходимо. Так что, где бы они ни выступали, мы всегда сможем узнать их по соответствующей окраске.

Стоит отметить еще и тот факт, что Русские Витязи – единственные, кто способен выполнить групповой высший пилотаж на тяжелых истребителях серийного образца. Ведь в большинстве случаев для шоу в небе используют как более простые модели, так и модифицированные. Но только не в этом случае.

Истрия полетов Русских Витязей

Пилотажная группа Русские Витязи совершили за всю свою карьеру более 50 показательных полетов и различных авиашоу. А уж сколько раз они поднимались в небо во время тренировок и различных полетов – тут уже не сосчитать. Так или иначе, можно выделить со всего многообразия самые интересные и запоминающиеся моменты истории.

Первый свой визит пилотажная группа совершила в Великобританию, осенью 1991 года. Русские Витязи прибыли в королевскую страну для совместного выступления с летчиками Красной Стрелы, которые были основной летной группой ВВС Великобритании. Вместе, они сделали грандиозное авиашоу в Луркасе, после чего Русские Витязи строем пролетели над резиденцией самой королевы Шотландии. После этого они устроили полеты по многим странам мира, в каждой из которых они устраивали просто потрясающее шоу.

Начиная с 2004 года, Русские Витязи начали осуществлять совместные полеты с пилотажной группой Стрижи. В таком совместном выступлении принимает участие девять летательных машин – пять со стороны Русских Витязей и еще четыре со стороны Стрижей. Русские Витязи летали на СУ-27, а вот их товарищи использовали МиГ-29 . И именно за счет такой сложной комбинации принципиально разных истребителей их дует и приобрел славу. Ведь в обеих пилотажных группах, как уже говорилось ранее, пилоты базируются на одной военно-воздушной базе. И у каждого из них огромный опыт в пилотировании и выполнении сложнейших элементов шоу в воздухе.

Аварии Русских Витязей

Несмотря на огромный опыт в управлении истребителей и выполнении сложнейших трюков в воздухе, в истории пилотажной группы не обошлось и без аварии. Как и в случае с пилотажной группой Стрижи, у Русских Витязей было два происшествия. Однако, на сей раз без жертв обойтись не удалось.

Первое ЧП произошло в декабре 1995 года, в округе аэропорта Камрань, что располагается во Вьетнаме. Пилотажная группа направилась туда с целью совершения дозаправки. Но из-за плохой организации воздушных полетов в непростых погодных условиях, три самолета Русских Витязей врезались в гору. В результате этой трагедии мы потеряли четверых членов пилотажной группы.

После чего, практически целый год пилотажная группа не давала никаких выступлений. Состав коллектива летчиков пополнился новыми лицами, и они проводили совместные командные учения. Однако уже в 1996 году, осенью, они публично показали мастерство своего высшего пилотажа в новом составе на гидроавиасалоне Геленджик-96.

Вторая трагедия произошла на одной из главных репетиции авиасалона МАКС-2009. В августе 2009 года в ходе маневров столкнулись два самолета СУ-27, в которых находилось три пилота. Без жертв не обошлось и в этот раз, у одного кресла-катапульты не раскрылся парашют. Но в этот раз, несмотря на ужасную трагедию, группа не стала прерывать свои запланированные выступления.

Планы пилотажной группы Русские витязи на 2018 год

У пилотажной группы Русские Витязи довольно большие планы на 2018 год. Что не удивительно, ведь спустя 24 года после начала карьеры они заработали огромную репутацию на различных авиашоу, пожалуй, одних из лучших летных групп не только страны, но и всего мира. Если говорить о цифрах, то только в этом 2018 году пилотажная группа планирует провести более 20 показательных полетов. И если вы до сих пор не успели посмотреть их авиашоу своими глазами, то вам представляется такая возможность. Среди всех событий стоит выделить два, особенно важных:

  • Армия-2018.
  • МАКС-2018.

Буквально на следующей неделе состоится международный форум Армия-2018. Помимо представления более 30 наименований новейшей авиационной техники, планируются и первоклассные полеты в составе таких пилотажных групп, как Русские Витязи, Стрижи, Беркуты. Вы увидите не только первоклассные полеты, но и настоящее шоу в небе. Так что если вы хотите не только быть в курсе современных военных достижений, но и получить массу удовольствия, то вам однозначно необходимо посетить данный форум.

Следующее событие состоится на международном авиационно-космическом салоне в августе 2018 года. В рамках форума МАКС-2018 будет проходить достаточно большой обзор новейшей российской техники, в совокупности с выступлением множества пилотажных групп. Одной из которых и будут Русские Витязи. Вполне вероятно, что именно там они и проведут выступление в составе с пилотажной группой Стрижи. Кроме того, именно на форуме МАКС-2018 вы сможете увидеть и представителей других стран.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Организовать встречу с командиром авиационной группы высшего пилотажа «Русские витязи» гвардии подполковником Сергеем Щегловым нам помогла компания Hamilton — известный производитель часов в авиационном стиле. Наш первый вопрос командиру «Витязей» — о том, как летчики приходят в группу, как попадают в число избранных.

Щеглов Сергей Владимирович, гвардии подполковник, командир группы высшего пилотажа «Русские витязи», летчик 1 класса. Родился 16 августа 1973 года в п. Дмитриевка Тамбовской области. В 1995 году окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков им. А.Ф. Мясникова. Проходил службу в качестве летчика в Борисоглебском центре переучивания летного состава, в Московском ВО. С 2007 года служит на авиабазе «Кубинка». За время прохождения службы освоил самолеты Як-52, Л-39, МиГ-29, Су-27. Налетал 700 часов. Женат. Воспитывает дочь и сына. Увлекается автомобилями.

— Все очень просто, — отвечает наш собеседник. Мы отбираем наших будущих пилотов из числа военных летчиков, проходящих службу в строевых частях ВВС России. Пилот должен иметь уровень не ниже 2 класса, хотя были случаи, когда и летчики 3 класса успешно обучались всему необходимому. Обычно пилот из строевой части высказывает в личной беседе с представителями нашей группы желание летать у нас, после чего мы принимаем решение о том, стоит ли этого пилота вызвать на экзамен. Если решение положительное, посылаем в часть официальную телеграмму, и кандидат едет к нам экзаменоваться. Оценивается и теоретическая, и физическая подготовка и, конечно же, летное мастерство. Один раз мы бросали клич по строевым частям — в виде телеграммы-приглашения. На приглашение пилоты откликались и приезжали к нам на экзамен.

Но разве у «Русских витязей» такой дефицит кадров, что приходится бросать клич?

Дефицита, конечно, нет, но есть естественная убыль: один-два человека в год уходят в отставку, освобождая места талантливой молодежи. Тогда мы приглашаем новых пилотов. А от нас уже никто не уходит, так и служат до выхода на пенсию.


«Русские витязи» нередко выступают совместно со «Стрижами». Эта группа тоже базируется в Кубинке и выполняет групповой и одиночный пилотаж на многоцелевых высокоманевренных истребителях.

Как идет обучение? Сейчас популярна тема авиатренажеров — используете ли вы их?

Для освоения полета в пилотажном строю в тренажерах необходимости нет. Визуальные оценки, глазомер, моторика — все это отрабатывается в тренировочных полетах. Но мы занимаемся и по другим программам, в частности по программам боевого применения, и там тренажеры используются.

На выступлениях ваши самолеты летят в строю, и расстояние между машинами минимально. Это сложно и опасно. Как ваши летчики учатся летать «впритирку»?

Каждый летчик, начиная с первых полетов в училище, постепенно эволюционирует. Сначала его учат одиночным полетам, затем — полету в паре. По мере обучения у него вырабатывается глазомерное восприятие самолета ведущего, определенная моторика, позволяющая четко реагировать на изменение расстояния и выдерживать место в строю. Когда летчик приходит к нам, он сначала выполняет полеты по курсу боевой подготовки. Затем приступает к программе пилотажной подготовки, сперва в менее плотном строе, обычно в тройке, где один ведущий и два ведомых. В таком варианте он осваивает весь комплекс высшего пилотажа на малой высоте. Затем то же самое изучается в строе типа «ромб», потом в пятерке, в шестерке… И постепенно приобретаются навыки, пилот действует более точно и уже «на автомате» выполняет соответствующие действия рулями.


Известно, что при пилотировании в группе особую проблему представляет спутный след от летящего впереди самолета. Как вы справляетесь с этой помехой?

Спутный след имеет несколько составляющих. Первая из них — струя от двигателя, которая довольно быстро «рассасывается». Вторая — возмущение, вызванное непосредственно самим летательным аппаратом, и третья — самая мощная — это перетекание воздуха с нижней части крыла на верхнюю. На концах крыльев воздух закручивается в жгут, и два потока идут навстречу друг другу. Это самая мощная помеха, она продолжительное время остается в воздухе. И чем больше перегрузка у самолета, тем более мощный вихревой жгут он оставляет за собой. Что в этом случае делать? Не попадать в эту струю. По нашим правилам ведомый самолет всегда летит ниже струи ведущего. Но если группа выполняет вираж на форсаже — даже по всем правилам, — то на выводе мы попадаем в свою же спутную струю. В этом случае самолет слегка тряханет, но его положение легко стабилизировать рулями. Если же попасть в спутный след, подойдя к другому самолету близко (во время пилотажа или в воздушном бою), то истребитель может швырнуть в сторону как пушинку, хоть весит он десятки тонн. Это опасно — машина на несколько секунд теряет управляемость, и это может привести к столкновению с соседним аппаратом.


Ваша пилотажная группа летает на Су-27. Расскажите об особенностях этого самолета.

Су-27, как и другие истребители 4-го поколения, позволяет в полной мере реализовать подъемную силу крыла. Машина выполнена по интегральной схеме, без четко выраженного фюзеляжа: фюзеляж плавно переходит в крыло и тоже участвует в создании подъемной силы. Но эта схема аэродинамически малоустойчива. Ее плюс в том, что малоустойчивый самолет не отбирает подъемную силу на балансировку и более маневренен. Минус — таким аппаратом сложнее управлять, и поэтому на помощь летчику приходит компьютер в виде СДУ — системы дистанционного управления. Можно сказать, что планер Су-27 обладает уникальной аэродинамикой — на него можно ставить новую авионику, новые двигатели, но сама конструкция очень удачна и ей предстоит долгая жизнь. Вообще, хороший самолет — это компромисс. Например, чтобы истребитель был маневренным, он должен быть прочным, если он должен быть прочным, то ему следует быть легким, но малый вес может сказаться на прочности и негативно. Или возьмем радиус действия. Для дальнего полета хорошо иметь аппарат малого веса и побольше топлива. Но топливо и баки тоже добавляют тяжести. Сплошные противоречия. Однако в конструкции Су-27 все эти противоречивые факторы учтены в максимально гармоничном виде. Я считаю, что это самый лучший в мире истребитель.


Одиночный пилотаж группы «Русские витязи»

Пилотажных групп, выступающих на боевых самолетах, в мире не так уж много. В чем особенность этих групп?

Действительно, таких групп немного. Есть «Русские витязи» и «Стрижи» на МиГ-29 у нас, есть американцы Blue Angels и Thunderbirds, летающие на F/A-18 и F-16, есть китайская группа на J-10, есть группы у Турции и Швейцарии на F-5 Tiger. Прежде всего задача таких групп, и нашей в том числе, — поддержать престиж страны, показать возможности национальных ВВС. Если же сравнивать пилотажную группу на боевых самолетах и на учебно-тренировочных машинах, то пилотаж боевых аппаратов более энергичен, сразу видно, что эта техника мощнее, энерговооруженней, маневренней. Группа на учебно-тренировочных самолетах обычно показывает какие-то проходы, элементы перестроения. Боевые машины демонстрируют силовой пилотаж: здесь предельные по тяге виражи, а радиусы петель или разворотов меньше, чем у учебно-тренировочных самолетов, хоть у тех и ниже скорости. Сейчас в мире по сложности выполняемых фигур с нашими группами могут сравниться только американцы. Китайцы пока до этого уровня не дотягивают, но быстро эволюционируют.


Какие фигуры высшего пилотажа вы считаете наиболее сложными?

Все фигуры высшего пилотажа непросты, если их надо выполнить красиво, так, чтобы это понравилось зрителям, но самые сложные — те, где реализуется наибольшая тяга двигателей — вираж на форсаже, петля на форсаже. Довольно тяжела в исполнении бочка, если самолет летит в строю и необходимо выполнить вращение не вокруг собственной оси машины, а вокруг формации, то есть вокруг оси ведущего самолета.

Поскольку нашим провожатым в штаб-квартиру «Русских витязей» в Кубинке стала компания Hamilton, напоследок захотелось спросить командира «Русских витязей» о роли часов в жизни авиатора.

Какой же летчик без часов? — отвечает с улыбкой подполковник Щеглов. — Пилотам ВВС часы положены по штату и выдаются, но, разумеется, каждый вправе сам выбирать, какие именно часы ему носить. В кабине Су-27 на приборной доске индикация времени, конечно, предусмотрена, хотя даже в полете порой бывает удобнее взглянуть на те часы, что на руке. Ну а вообще говоря, мы, летчики, живем не только в небе, но и на земле, и здесь наручные часы служат для пилота аксессуаром, подчеркивающим его принадлежность к нашей романтической профессии.

Похожие статьи