Отношение эраста к лизе. «Почему на протяжении повествования меняется отношение Эраста к Лизе

26.09.2019

Эраст - герой повести, молодой офицер, дворянин. Он соблазняет бедную крестьянскую девушку Лизу, живущую в одной из подмосковных деревень со старушкой матерью. Вскоре платоническая любовь переходит в, чувственную, а затем следует охлаждение, : которое Э. объясняет необходимостью идти на войну. «Нет, он в самом деле был в армии, но вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение» . Чтобы поправить дела, Э. женится на пожилой богатой вдове и пробует «откупиться» от Лизы ста рублями. Не пережив случившегося, Лиза топится в пруду.
История их отношений представляет собой историю, постепенного перемещения Лизы из естественного, природного мира в мир Э. Под влиянием Э. Лиза утрачивает ту душевную цельность, которую Карамзин и кладет в основу психологического противопоставления своих героев. Однако и Э. в свою очередь «смещается» в сторону Лизы: он становится более чувствительным и расплачивается за совершенный им неблаговидный поступок не внешними лишениями (болезнью, нищетой и проч.) , а муками раскаяния - т. е. внутренним, душевным страданием: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею... »
До Карамзина сюжет автоматически определял тип героя, выбирал его из немногочисленной, но четко классифицируемой номенклатуры персонажей (аналогично набору масок в итальянской комедии дель арте) . В традиционном сюжете о совращении бедной непорочной девушки Э. был бы однозначным, «одноцветным» злодеем, очередным воплощением Мефистофеля. Карамзин нарушает ожидания читателя: и ситуация в целом, и образ самого Э. значительно сложнее того литературного типа, к которому принадлежит герой.
Э. - не «коварный соблазнитель» , он искренен в своих клятвах, искренен в своем обмане. Э. столько же виновник трагедии, сколько и жертва своего «пылкого воображения» . Поэтому автор не считает себя вправе вершить суд над Э. Он стоит наравне со своим героем - ибо сходится с ним в «точке» чувствительности. (Недаром автор выступает в повести в роли «пересказчика» того сюжета, который поведал ему Э. : «...Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могилке...»)
Автор прощает раскаявшегося Э. Оправдало его и общественное мнения, о чем свидетельствует резкое увеличение количества Эрастов в дворянских «списках» после выхода «Бедной Лизы» в свет: детей никогда не стали бы называть именем «отрицательного» героя. Это «экзотическое» имя все чаще получают и многие литературные персонажи.
Э. начинает в русской литературе длинную череду героев, главной чертой которых является слабость и неприспособленность к жизни и за которыми в литературоведении надолго закрепился ярлык лишнего человека.

(По повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»)

Повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» стала типичным образцом сентиментализма. Карамзин был ос­новоположником этого нового литературного направления отечественной словесности.

В центре повести судьба бедной крестьянской девушки Лизы. После смерти отца ее мать и она вынуждены были отдать свою землю внаём за гроши. «К тому же бедная вдова, почти беспрестанно проливая слезы о смерти мужа своего — ибо и крестьянки любить умеют! — день ото дня становилась слабее и совсем не могла работать. Одна Лиза… не щадя своей нежной молодости… трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чул­ки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве».

Там она встретила и полюбила молодого человека по име­ни Эраст, принадлежащего к дворянскому сословию. Он тоже был увлечен девушкой. Они стали встречаться. Но затем Эраст проиграл в карты большую сумму денег и, чтобы поправить свое положение, решил жениться на богатой вдове. Не выдер­жав измены любимого, Лиза покончила с собой, бросившись в воду.

На протяжении повествования отношение Эраста к Лизе не остается неизменным. Поначалу, когда он встретил привле­кательную девушку и увлекся ею, он ведет себя так, чтобы про­извести на нее и ее мать самое благоприятное впечатление. Он проявляет вежливость, доброту, участие к заботам бедной се­мьи. Когда Лиза впервые показывает матери полюбившегося ей молодого человека, то и старой женщине он нравится. «Мо­лодой человек поклонился ей так учтиво, с таким приятным видом, что она не могла подумать об нем ничего, кроме хоро­шего». Познакомившись с Лизой ближе, Эраст стремился об­легчить тяжелое материальное положение обеих женщин, про­являл заботу о них.

Однако, давая авторскую характеристику своему герою, Карамзин отмечает двойственность его натуры: «…сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и доб­рым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою». Уже этой характеристикой автор дает понять, что чувство Эраста по отношению к бедной де­вушке может оказаться недолговечным. Так и происходит впоследствии. Когда жизненные обстоятельства вынуждают Эраста расстаться с Лизой, он делает это совсем не так, как можно было бы ожидать по его предшествующему поведению.

Он не идет на прямой обман, но уклоняется от встречи с поки­нутой возлюбленной, а когда такая встреча происходит случай­но, то совершает еще более возмутительный поступок: предла­гает Лизе деньги и требует, чтобы она больше не пыталась с ним увидеться.

Такое предательство не остается безнаказанным. В конце повести мы узнаём, что «Эраст был до конца жизни своей не­счастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и по­читал себя убийцею».

Черты сентиментализма проявляются в повести в том, что герои постоянно умиляются, плачут, испытывают другие возвышенные чувства, которым придаётся преувеличенное значение, что эти герои наивны, а действие происходит на фоне мирных пасторальных пейзажей (пейзажей, характерных для произведений, изображавших идиллическую жизнь на лоне природы пастухов и пастушек).
Описания
«Бедная Лиза» начинается с описания Москвы и её окрестностей, сделанного в пасторальном духе («молодые пастухи, сидя под тению дерев...») с добавлением романтической ноты («мрачные, готические башни», «сию ужасную громаду домов и церквей»).
Описанные Карамзиным картины Москвы совершенно изменились сейчас. Москву уже невозможно охватить взглядом, по Москве-реке не плавают рыбачьи лодки. Данилов монастырь окружён домами, Воробьёвы горы увенчаны зданием МГУ, дворец в Коломенском давно разрушен. Исчезли дубовые рощи и поля. Немного грустно, что мы не можем увидеть Москву, описанную Карамзиным, но кто-то спустя двести лет будет печалиться о том, что не может увидеть Москву начала XXI века.
Описание Москвы не только знакомит читателя с местом действия, но и вводит в соответствующую атмосферу - мечтательную, задушевную, немного таинственную, создаёт настрой, помогающий воспринять главные мысли автора. Вторая функция описания -- композиционная: в начале и в конце повести мы видим автора, посещающего Симонов монастырь, рядом с которым могила Лизы. Описания закольцовывают действие, придают повести цельность и законченность.
Характеристика Лизы
Лиза - молодая невинная девушка, живущая под Москвой одна с матерью, которая постоянно проливала слёзы по рано умершему мужу, а Лизе приходилось выполнять всю работу по дому и ухаживать за нею. Лиза была очень честная и наивная, она привыкла верить людям, у неё был цельный характер, то есть если она отдавалась какому-либо чувству или делу, то совершала это действие полностью, до конца. Вместе с этим она совершенно не знала жизни, потому что всё время прожила с богобоязненной матерью в стороне от всяческих шумных деревенских развлечений.
Мать называет Лизу «любезной», «милой»: Карамзин вкладывает в уста крестьянки эти эпитеты, доказывая, что и крестьянки имеют чувствительную душу.
Лиза поверила молодому красивому Эрасту, потому что он ей очень понравился, а она к тому же никогда не встречалась с таким изящным обхождением. Она полюбила Эраста, но её любовь была любовью платонической, она совершенно не воспринимала себя как женщину. Эраста это поначалу устраивало, так как после развратной столичной жизни ему хотелось отдохнуть от постоянных сексуальных интриг, но после он неизбежно увлёкся Лизой как женщиной, потому что она была очень красива. Лиза этого ничего не понимала, она только чувствовала, как что-то изменилось в их отношениях, и её это тревожило.
Уход Эраста на войну был для неё подлинным несчастьем, но она и подумать не могла, что у Эраста есть какие-то свои планы. Когда она увидела Эраста в Москве и поговорила с ним, то испытала сильнейший шок. Вся её доверчивость и наивность оказались обмануты и повергнуты и прах. Как натура крайне впечатлительная, она не выдержала такого удара. Вся её жизнь, которая до этого представлялась ей ясной и прямой, превратилась в чудовищное нагромождение непонятных событий. Лиза не смогла пережить измены Эраста и покончила жизнь самоубийством. Конечно, такое решение было отчаянным средством уйти от решения жизненной проблемы, которая перед ней встала, и Лиза не смогла справиться с ней. Испугавшись реальной жизни и необходимости выйти из иллюзорного мира, она предпочла безвольно погибнуть, нежели бороться и пытаться понять жизнь такую, какая она есть в действительности.
Можно воспользоваться современной аналогией, которая очень хорошо описывает такие ситуации: она была настолько погружена в «Матрицу», что реальный мир оказался для неё враждебным и равносильным полному исчезновению личности.
Характеристика Эраста
Эраст был богатым молодым дворянином, пресыщенным и уставшим от жизни. Он имел неплохие задатки и по мере сил старался быть честным; по крайней мере, он понимал, что делает искренне, а что нет. Можно сказать, что богатство испортило его, потому что он ни в чём себе привык не отказывать. Точно так же, когда он увлёкся бедной девушкой из московского пригорода, он приложил все усилия, чтобы завоевать её расположение и расположение её матери.
Он плохо понимал себя и считал, что сентиментальная влюб- лённость в бедную девушку, столь красивую и неиспорченную, поможет ему уйти от скуки и пустой выхолощенной жизни в столице. Он читал иностранные сентиментальные повести и нафантазировал себе тихую пасторальную любовь к крестьянской девушке. Какое-то время он был вполне счастлив этой игрой и упивался ею, тем более что Лиза откликнулась на его ухаживания со всей горячностью первой любви.
Но проходило время, и игра стала утомлять Эраста, он оказался не готов бросить своё богатство, к тому же его стали преследовать денежные неудачи. Прекрасно понимая, что он поступает подло, он придумал историю про то, что уходит на войну, а сам женился на богатой женщине, чтобы поправить своё состояние. То, что он сделал свой жизненный выбор между деньгами и сердечным счастьем вполне обдуманно и понимал, что именно делает, показывает его реакция на самоубийство Лизы. Попытка уговорить её и откупиться оказалась безнадёжной, и Эраст остался на всю жизнь несчастлив, потому что он не был злым и циничным человеком, просто ему не хватило душевных сил пойти с Лизой до конца и полностью переменить свою жизнь.
Повесть «Бедная Лиза» - произведение сентиментализма, потому что оно построено на раскрытии особенностей человеческой души, внимании к личности человека; герои повести - простые люди, крестьянки и дворянин; автор проявляет большое внимание к природе, одухотворяет её; язык повести приближается к разговорному языку образованного общества того времени.

Повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» стала типичным образцом сентиментализма. Карамзин был ос-новоположником этого нового литературного направления отечественной словесности.

В центре повести судьба бедной крестьянской девушки Лизы. После смерти отца ее мать и она вынуждены были отдать свою землю внаём за гроши. «К тому же бедная вдова, почти беспрестанно проливая слезы о смерти мужа своего — ибо и крестьянки любить умеют! — день ото дня становилась слабее и совсем не могла работать. Одна Лиза… не щадя своей нежной молодости… трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чул-ки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве».

Там она встретила и полюбила молодого человека по име-ни Эраст, принадлежащего к дворянскому сословию. Он тоже был увлечен девушкой. Они стали встречаться. Но затем Эраст проиграл в карты большую сумму денег и, чтобы поправить свое положение, решил жениться на богатой вдове. Не выдер-жав измены любимого, Лиза покончила с собой, бросившись в воду.

На протяжении повествования отношение Эраста к Лизе не остается неизменным. Поначалу, когда он встретил привле-кательную девушку и увлекся ею, он ведет себя так, чтобы про-извести на нее и ее мать самое благоприятное впечатление. Он проявляет вежливость, доброту, участие к заботам бедной се-мьи. Когда Лиза впервые показывает матери полюбившегося ей молодого человека, то и старой женщине он нравится. «Мо-лодой человек поклонился ей так учтиво, с таким приятным видом, что она не могла подумать об нем ничего, кроме хоро-шего». Познакомившись с Лизой ближе, Эраст стремился об-легчить тяжелое материальное положение обеих женщин, про-являл заботу о них. Материал с сайта

Однако, давая авторскую характеристику своему герою, Карамзин отмечает двойственность его натуры: «…сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и доб-рым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою». Уже этой характеристикой автор дает понять, что чувство Эраста по отношению к бедной де-вушке может оказаться недолговечным. Так и происходит впоследствии. Когда жизненные обстоятельства вынуждают Эраста расстаться с Лизой, он делает это совсем не так, как можно было бы ожидать по его предшествующему поведению.

Он не идет на прямой обман, но уклоняется от встречи с поки-нутой возлюбленной, а когда такая встреча происходит случай-но, то совершает еще более возмутительный поступок: предла-гает Лизе деньги и требует, чтобы она больше не пыталась с ним увидеться.

Такое предательство не остается безнаказанным. В конце повести мы узнаём, что «Эраст был до конца жизни своей не-счастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и по-читал себя убийцею».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • почему расстались рассказе бедная лиза
  • реферат бедная лиза почему лиза полюбила эраста
  • почему отношение эраста к лизе резко изменилось
  • как карамзин относится к эрасту
  • как на протяжении повести меняются лиза и эраст

Лиза и Эраст противопоставлены в повести Карамзина «Бедная Лиза» как два мира: жизнь-праздник богатых аристократов и незатейливые будни крестьян-тружеников. Карамзин нарочито противопоставляет героев друг другу во всём. Лиза, бедная крестьянка, способна возвышенно и самоотверженно любить; восторженная авторская оценка дана глубине чувств и Лизиной матери, денно и нощно оплакивающей смерть мужа («Ибо и крестьянки любить умеют!»).

Когда Лиза всю себя отдала Эрасту, ничего не подозревая, — настолько чиста и непорочна, невинна была её душа! — кого она винит в случившемся? Только себя. Она называет себя преступницей. А кто из них двоих более чем виновен? Эраст, так как для него подобныle отношения с женщинами были не новы, ведь он не отказывал себе ни в чём. Он должен был позаботиться о репутации Лизы: ведь в то время такие отношения были предосудительны для девушки.

После этой роковой близости всё переменилось: Лиза им только жила и дышала, «повиновапась его воле», а Эраст стал реже приходить на свидания, а однажды «пять дней сряду она не видела его и была в величайшем беспокойстве». Эраст уже не опасается потерять Лизину любовь, он уверен, что Лиза всегда будет ждать его. Неужели Эраст отсутствовал пять дней только из-за того, что готовился ехать на войну? Значит, Лиза сейчас занимает в его жизни не самое важное место? Встречи с ней приятны ему, но он находит и другие удовольствия. Эраст ведёт себя неискренне, фальшиво, рисуется, старается показаться лучше, благороднее, чем есть на самом деле.

Собираясь на войну, при расставании с Лизой говорит о том, что не может не ехать, так как это будет величайшим бесславием для него, разглагольствует о чести, о служении отечеству. А на самом деле, «вместо того чтобы сражаться с неприятелем, он играл в карты и проиграл всё своё имение». И вот лицо аристократа: в любви — трус и предатель, в отношении к отечеству — безответствен и ненадёжен. Но ведь полюбила же за что-то его Лиза! Действительно, в Эрасте много хорошего, сам автор говорит о нём: «богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Что же повлияло на возникновение в его характере слабости и ветрености?

Рассмотрим образ жизни героев. В каких условиях они живут, чем занимаются? О Лизе читаем в начале повести: «трудилась день и ночь», была в ответе за мать, пыталась утешить её в горе, «для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою», боялась расстроить, взволновать её, даже во время свиданий с Эрастом думала о матери. А Эраст «вёп рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах… скучал и жаловался на судьбу свою». И в любви, и в образе жизни Лиза и Эраст — совершенно разные люди. В чём их самое главное различие?

Карамзин подводит читателя к пониманию этого: они принадлежат разным сословиям, а значит, нравственные ценности для них не одинаковы. Задумаемся над вопросом: из-за чего Эраст покинул Лизу? Разве он не мечтал «жить с ней неразлучно, в деревне и в дремучих лесах, как в раю»? Даже проиграв в карты имение, Эраст не умирал с голоду, и у него, помимо имения, верно, оставалось ещё богатство. В чём же смысл жизни для Эраста? В деньгах. Для него они главнее всего. И в повести Карамзина тема денег проходит через весь сюжет. Знакомство Лизы и Эраста началось с того, что Лиза продавала букет цветов, а Эраст, желая завязать знакомство с хорошенькой девушкой, решил купить у неё ландыши, предлагая вместо пяти копеек рубль.

Ценя только деньги, он полагает, что доставит приятное бедной девушке, которая ему понравилась. Из этих же побуждений Эраст выразил желание платить за Лизину работу в десять раз больше, чем
она стоила. Ради денег он играет в карты в армии. Ради денег женится без любви на пожилой богатой вдове. А в эпизоде последнего расставания с Лизой даёт ей сто рублей, кладёт их ей в карман, как бы откупаясь от неё ради своего благополучия, ради возможности иметь много денег.

Он променял любовь на деньги. И продал за деньги самого себя. А как Лиза относится к деньгам? Если для Эраста деньги — источник удовольствия, увеселений, то для Лизы они — средство существования, но не самоцель. Она твёрдо усвоила уроки матери, поучавшей: « .. .лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Сколько достоинства и благородства в этих простых, задавленных нуждой, но не растерявших гордости бедных людях!

В чём же заключается смысл жизни для Лизы? Смысл её жизни — любовь, самоотдача. До встречи с Эрастом — это любовь к матери, забота о ней, затем — безоглядная любовь к «милому другу». Лиза никогда не променяет любовь на деньги. Об этом свидетельствует поступок девушки, когда она отказывает покупателям, говоря, что цветы непродажные, надеясь, что за ними вновь придёт прекрасный барин, а в конце дня, так и не дождавшись Эраста, бросает их в реку со словами: «Никто не владей вами!» А ведь она могла выручить за них деньги, которые так нужны были ей и её больной матери. Для Лизы цветы — символ любви, ведь именно с букетика ландышей началось её знакомство с Эрастом.

Похожие статьи