Особенности русской литературной усадьбы. Усадьбы великих русских писателей

28.09.2019


20 апреля 2018 года

Была чудесная весна!

Они на берегу сидели -

Река была тиха, ясна,

Вставало солнце, птички пели;

Тянулся за рекою дол,

Спокойно, пышно зеленея;

Вблизи шиповник алый цвел,

Стояла темных лип аллея.

Н. Огарев (1842)

Усадьбы в России стали появляться в 15 веке, когда за верную службу даровались земли. В 1714 году Пётр I подписал указ "О единонаследии", чтобы привлечь новых людей на службу в армию и положить конец дроблению дворянских имений. Владение землей было связано с обязанностью нести государственную службу, поэтому дворяне редко посещали свои имения. Во второй половине 18 века император Петр III подписал указ от 18 февраля (1 марта) 1762 г. "О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству". Согласно этому документу дворяне освобождались от обязательной 25-летней гражданской и военной службы в мирное время, могли служить или не служить, свободно выезжать за границу или жить в своем имении. После издания этого указа многие землевладельцы перебрались в свои родовые усадьбы и с новыми силами стали их облагораживать, приводить в порядок, перестраивать, разбивать изумительные ландшафтные ансамбли, по аналогии с европейскими ландшафтными школами, но на русский манер и с учетом климата средней полосы России.

Жизнь в усадьбе была простой и спокойной, отличной от жизни в городе. Для расположения главного дома в усадьбе выбиралось место на возвышенности, откуда открывались самые красивые виды на окружающую природу. Въезд в усадьбу проходил по дороге через главную аллею имения и, далее, по большому кругу парадной зоны - партера с цветниками и газоном. За усадебным домом, как правило, располагался французский регулярный парк. Иногда регулярный парк заканчивали оранжереей с диковинными растениями. Отдельная часть имений отводилась фруктовым садам и огороду, так как усадьбы жили натуральным хозяйством. Некоторые помещики были приверженцами английского ландшафтного парка, продолжавшего регулярный французский и плавно перетекавшего в рощи и леса, которые окаймляли усадьбы. Каскадные пруды и мостики, плавные витые тропинки, аллеи еловые, липовые, березовые, яблоневые и вишневые сады, заросли шиповника и сирени, садовые павильоны и беседки - все это создавало неповторимый дух ландшафта русской усадьбы.


Русские писатели и поэты до революции в большинстве своем были представителями дворянства и имели свое родовое гнездо, свое имение. Тема дворянской усадьбы с ее садами, парками, рощами и аллеями проходила красной нитью в "Обломове" Гончарова, в "Дворянском гнезде" и "Отцах и детях" Тургенева, в Гоголевских "Мертвых душах" и во многих других произведениях классиков отечественной литературы.

Одним из примеров такой "малой родины" является Тургеневское родовое гнездо, ныне Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново" в Орловской области, где дом и строения окружены старинным парком, разбитым основателем Спасской усадьбы И.И. Лутовиновым на рубеже XVIII-XIX веков. В романе Тургенева "Новь" имение описано так: "Прямо перед домом, шагов на двести, расстилался цветник, с песчаными прямыми дорожками, группами акаций и сиреней и круглыми "клумбами"; налево, минуя конный двор, до самого гумна тянулся фруктовый сад, густо насаженный яблонями, грушами, сливами, смородиной и малиной; прямо напротив дома возвышались большим сплошным четырёхугольником липовые скрещенные аллеи. Направо вид преграждался дорогой, заслонённой двойным рядом серебристых тополей; из-за купы плакучих берёз виднелась крутая крыша оранжереи". Аллея посажена была писателем во время ссылки. В романе Тургенева "Рудин" описана беседка, образованная кольцом из лип. Сирени, жимолости, липы, ясени, дубы, ели, тополя… Многие растения средней полосы России украшали усадьбу Тургенева. Более двух тысяч экземпляров деревьев сохранилось на территории усадьбы и по сей день.


Отчий дом писателя Ивана Гончаров, находившийся в Симбирске на Волге, имел шикарный сад и большой просторный двор. В главных своих произведениях "Обломов" и "Обрыв" Гончаров вернулся мыслями в Поволжье. Пейзажи русских усадеб, картины родной природы, сады, естественные леса и рощи, высокий берег Волги играли чуть ли не ведущую роль в произведениях Гончарова. Русские ландшафты Гончарова не столь "причесаны", как регулярные французские, и менее театральны, чем пейзажные английские, но очень гармоничны, как сады вблизи Волги.

Другой известный садово-парковый ансамбль, мемориальный и природный заповедник "Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна", расположен в Тульской области. Здесь жил и творил великий писатель более пятидесяти лет. Дед писателя, С.Н. Волконский, прообраз старого князя Болконского из романа "Война и мир", перестроил и заложил основной облик усадьбы. Сады, парки, пруды, оранжерея, въездная березовая аллея ("прешпект") - все эти элементы ландшафта яснополянинской усадьбы неоднократно описаны на страницах романа "Война и мир" как имение отца Андрея Болконского "Лысые горы":

"…Князь прошел по оранжереям, по дворне и постройкам, нахмуренный и молчаливый.

А проехать в санях можно? - спросил он провожавшего его до дома почтенного, похожего лицом и манерами на хозяина, управляющего.

Глубок снег, ваше сиятельство. Я уже по прешпекту разметать велел…"

В Ясной Поляне по указу С.Н. Волконского был разбит "англицкий сад" - небольшой ландшафтный парк в английском стиле, с бересклетами, полыхающими осенью малиново-розовым цветом.


Описание имений, их судеб, расцвета и упадка классиками отечественной литературы необыкновенно интересно для историков и литераторов. Но не менее занимательно смотреть на описания русских имений в произведениях русских писателей глазами ландшафтного архитектора.

В романе А.С. Пушкина "Дубровский" фигура князя Верейского, пятидесяти лет, являет тип дворянина, большую часть времени проводившего за границей, предающегося "излишествам" посредством больших доходов от своего имения Арбатово. Усадьба князя Верейского располагалась на берегу Волги: "Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные барки под натянутыми парусами и мелькали рыбачьи лодки, столь выразительно прозванные душегубками. За рекою - тянулись холмы и поля, несколько деревень оживляли окрестность". В силу своей любви к "рассеянному образу жизни", Верейскому импонировал пейзажный английский стиль. Усадьба Арбатово поражала безлюдьем с "чистыми и веселыми избами". Господский дом был выстроен из камня, во вкусе английских замков, "перед домом расстилался густозеленый луг, на коем паслись швейцарские коровы, звеня своими колокольчиками. Пространный парк окружал дом со всех сторон". Роскошь усадьбы соседа, своенравного русского барина, генерала-аншефа в отставке, помещика Троекурова, не нравилась Верейскому. Ему, владельцу английского парка, был чужд старинный сад Троекуровской усадьбы Покровское "с его стрижеными липами, четвероугольным прудом и правильными аллеями". А.С. Пушкин, написавший свой роман в начале 19 века, в 1830-е годы, показал, что князь Верейский отдавал предпочтение английским образцам зеленой архитектуры как модному, тщеславному и амбициозному. И не удивительно. Ведь регулярный французский геометрический стиль парков, вошедший в моду в 18 веке, на стыке 18 и 19 веков, повсеместно в Европе вытеснялся английским пейзажным. В то же время, другой герой романа "Дубровский", богатый Троекуров, был консервативен, имел псарню, старинный сад на русско-французский манер, а в огромном каменном доме построил бельведер (башню над крышей) для обозрения своих владений. Кстати, итальянское слово belvedere, или французское bellevue, значит в переводе на русский язык "прекрасный вид".


В 19 веке объемы усадебного строительства резко сократились. После реформы 1861 года многие усадьбы сменили владельцев на фабрикантов, промышленников, купцов. Усадьбы не приносили больше оброк своим владельцам, а требовали применять к себе коммерческое руководство и управление, так как представляли большие хозяйственные механизмы, с постройками, парками и садами, нуждающимися в постоянном уходе. В период Первой мировой войны некоторые усадьбы использовались под лазареты. А после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года на основе Декрета о земле все земли помещиков были национализированы, а усадьбы или разрушены или переданы государственным учреждениям - школам, санаториям, институтам. Парки зарастали порослью, плодовые сады погибали и приходили в упадок.

Усадебное наследие России в наши дни, к сожалению, удалось сохранить не полностью. "Родовые гнезда" русских писателей и поэтов как историко-культурные памятники федерального значения, литературные музеи и садово-парковые ансамбли, описанные в русской классической литературе, представляют большую историческую ценность. Музей-заповедник А.П. Чехова "Мелихово", "Ясная Поляна" Л.Н. Толстого, бывшее имение бабушки М.Ю. Лермонтова "Тарханы" (ныне село Лермонтово), мемориальный музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское", музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново", Усадьба Некрасова в Карабихе, Музей-заповедник Островского в Щелыково, Даровое и усадьба Достоевского, Музей-усадьба "Мураново" имени Ф.И. Тютчева - вот лишь неполный список имений в окружении старинных парков, описание которых легло в основу золотого фонда русской литературы.

Борисюк Марина Александровна ,

инженер-физик (специальность "Радиационная безопасность человека и окружающей среды"),

ландшафтный дизайнер,

руководитель программы "Сад Авантаж"

У большой и великой страны должно быть большое и великое литературное наследие, причем не только книжное. Мы выбрали двадцать самых интересных памятных мест в жизни русских писателей.

Усадьба Тургенева в Спасском-Лутовиновом

У тургеневской усадьбы непростая судьба - после смерти писателя большинство ценных вещей было разобрано наследниками, а сам дом сгорел. Что-то удалось сохранить благодаря новым хозяевам Галаховым - они заранее вывезли старинную библиотеку и некоторые личные вещи Тургенева. Но в целом усадьба вместе с красивейшим парком пришла в запустение. Предотвратить ее дальнейшее разрушение помог юбилей писателя, которому в 1918 году исполнилось бы 100 лет. Новая советская власть взяла под охрану это место и сделала из него музей. Но сам дом был восстановлен лишь в 1976 году. Именно здесь Иван Тургенев написал своих «Отцов и детей», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Рудина», «Постоялый двор» и еще несколько произведений. К писателю в имение наведывались известные современники - Фет, Некрасов, Аксаков и другие.

Музей Пастернака в Чистополе

Чистополь - небольшой город в Татарстане, в 130 километрах от Казани. Во время Великой Отечественной войны он стал прибежищем для Союза советских писателей - в эвакуации здесь жили многие известные литературные деятели. В их числе Ахматова, Асеев, Цветаева и Пастернак. У последнего здесь есть свой мемориальный музей - небольшой особнячок конца XIX века, где Пастернак жил и работал во время войны. На втором этаже дома находится экспозиция «Чистопольские страницы». Она рассказывает о чистопольском периоде Пастернака и его взаимоотношениях с эвакуированными коллегами. В музее представлены также предметы быта писателя, включая его рабочий стол. Интерьер сохранен настолько хорошо, что кажется, будто вот-вот в комнату зайдет сам знаменитый хозяин.

Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова в Архангельской области

Имя Ломоносова в первую очередь вызывает ассоциации с наукой, но не стоит забывать, что Михаил Васильевич был еще и прекрасным литератором. Белинский называл его основателем и отцом русской поэзии. Поэтому музей в селе Ломоносово, расположенный на месте усадьбы семьи знаменитого ученого и поэта, имеет особое значение, в том числе для тех, кто испытывает интерес к русской литературе. Самого дома семьи Ломоносовых уже давно нет, однако сохранился пруд, который выкопал отец Михаила Ломоносова Василий Дорофеевич. В самом музее представлено шесть экспозиций, рассказывающих о разных направлениях работы великого человека, в том числе и поэтическом.

Елецкий музей Бунина

Если вдруг судьба однажды занесет вас в город Елец, обязательно побывайте в музее Бунина. Ориентир - длинная изба с резными белыми наличниками. Музей был открыт в конце 80-х, его появлению предшествовала серьезная исследовательская работа. Дело в том, что Бунин жил в Ельце в разных местах, в итоге был выбран дом, где он провел три года жизни, будучи учеником Елецкой мужской гимназии. В пространстве музея очень достоверно воссоздана атмосфера конца XIX века. Демонстрируют личные вещи Бунина, книги с его автографами и другие важные раритеты.

Михайловское - настоящая духовная родина главного русского поэта.

Усадьба Пушкина в Михайловском

Михайловское - настоящая духовная родина главного русского поэта. Это дворянское имение было подарено императрицей Елизаветой Петровной прадеду Пушкина Абраму Ганнибалу. С 1818 года усадьба принадлежала матери поэта Надежде Осиповне, ее знаменитый сын провел здесь два своих ссыльных года и по-настоящему достиг творческой зрелости. В Михайловском было написано несколько глав «Евгения Онегина», трагедия «Борис Годунов» и десятки разных стихотворений. В усадьбе Пушкиных сегодня располагается музей с экспозицией, воссоздающей интерьеры времен поэта. И именно тут следует искать домик няни Пушкина Арины Родионовны.

Музей Тютчева в Овстуге

Овстуг - малая родина Федорова Тютчева, здесь он родился и провел детство. В Овстуге в Тютчеве оформился тот самый романтический поэт-лирик, которым мы все его знаем со школы. Увы, та усадьба, которая сегодня выполняет функцию музея, это не подлинное родовое имение Тютчевых. Дом семьи поэта постигла та же участь, что и многие другие дворянские гнезда прошлого - запустение и затем полное исчезновение. Дом Тютчева был воссоздан в 1985 году по проекту архитектора Городкова. В нем три зала, рассказывающих о разных периодах жизни поэта, две мемориальные комнаты, а также комнаты, посвященные его близким и потомкам.

Музей Лескова в Орле

Для русской литературы Орел и его окрестности имеют особое значение - здесь жили и работали многие известные писатели и поэты. Но Николай Лесков - это, пожалуй, главный литературный символ города. В Орле у писателя есть свой собственный музей - живописная деревянная усадьба на улице Октябрьской, во времена Лескова именовавшейся Верхней Дворянской. Надо сказать, что сам Лесков в этом доме никогда не жил, - особняк был построен лишь в 1874 году, когда писатель уже был в зрелом возрасте и проживал в Петербурге. Однако дом был выстроен именно на том месте, где ранее находилось родовое имение семьи Лесковых. Выяснил историческое расположение сын Лескова Андрей Николаевич.

Музей Блока в Шахматово

Официальное название этого места очень длинное - Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник А.А. Блока. Расположена усадьба в Солнечногорском районе Московской области. Блок проводил здесь каждое свое лето, и можно смело сказать, что именно Шахматово стало духовной родиной поэта. Тут он написал не менее 300 произведений. Упоминание окрестностей усадьбы можно встретить в блоковских «На железной дороге» и «Все это было, было, было». Ну и, конечно, с Шахматово связаны дела сердечные Блока - здесь он встретил свою Любовь с большой буквы - дочь знаменитого химика Менделеева Любовь Дмитриевну Менделееву. Неудивительно, что впоследствии поэт назовет Шахматово «родными местами», в которых он «провел лучшие времена жизни».

Усадьба Некрасова в Карабихе

В 1861 году, в год отмены крепостного права, Николай Некрасов приобрел усадьбу для летнего отдыха в деревне Карабихе - большую резиденцию в стиле классицизма, которой когда-то владел князь Михаил Голицын. Именно здесь Некрасов впоследствии напишет поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», а также будет работать над главным своим произведением «Кому на Руси жить хорошо». После Гражданской войны в усадьбе разместилось правление совхоза, и только в сороковые была проведена реставрация и открыт мемориальный музей. Среди экспонатов - первые издания Некрасова, семь книг из его личной библиотеки и журналы, в которых он печатался.

Музей-заповедник Островского в Щелыково

«Что за реки, что за горы, что за леса!» - описывал в своем дневнике Александр Островский местечко Щелыково в Костромской области. Здесь начиная с 1867 года великий русский драматург проводил по 4-5 месяцев, после того как выкупил вместе с братом отцовскую усадьбу у своей мачехи. Считается, что именно Щелыково более всего вдохновляло Островского, однако оно же и сильно подорвало его дух. Это случилось после того, как местные крестьяне попытались поджечь его дом. Это настолько потрясло Островского, что у него до самой смерти тряслись руки и голова, прожил он после этого недолго. В сохранившемся Доме-музее Островского есть немало подлинных предметов драматурга, включая старинное фортепиано, под аккомпанемент которого часто пела его супруга Мария Васильевна.

Музей-усадьба «Красный Рог» А.К. Толстого

Род Толстых, как известно, был богат на литературные дарования. Один из отпрысков - Алексей Константинович Толстой, писатель, поэт и драматург - знаком нам по роману «Упырь», «Князь Серебряный», трилогии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис», а также по лирической поэзии вроде стихотворений «Средь шумного бала случайно». С 1861 года Алексей Толстой переехал на постоянное проживание в свое родовое имение в Красном Роге - небольшой уютный «охотничий замок». Здесь он прожил до самой своей смерти и был похоронен в усыпальнице часовни XVIII века по соседству. К сожалению, дом во время войны сгорел, и его пришлось воссоздавать заново.

Музей-заповедник Есенина в Константиново

На высоком берегу Оки в 43 километрах от Рязани расположено село Константиново. Здесь родился поэт Есенин, и здесь же сегодня находится его музей. Это целый комплекс строений, но его сердце - небольшая, самая обычная бревенчатая русская изба, родительский дом, куда в 20-е годы поэт приезжал на отдых. Вот стоит печь-голландка, возле которой в холодное время года спал Есенин, а вот ведерный самовар, который использовался для семейных чаепитий, - интерьер дома очень живой, максимально достоверно передающий семейную атмосферу Есениных. За домом стоит амбар, построенный еще в 1913 году. На лето Есенин устраивал здесь себе спальню и рабочий кабинет.

Даровое и усадьба Достоевского

Даровое - это усадьба в Московской области (ранее Тульской губернии), где провел детство Федор Достоевский. Имение купил отец писателя, оно состояло из 260 десятин земли. Позже им было выкуплено еще и соседнее село Черемошня - вместо с Даровым они и превратились в родовое поместье Достоевских. По соседству с усадьбой рос очень живописный березовый лес, который настолько полюбился юному Достоевскому, что был прозван его родными Фединой рощей. Сегодня на этом месте вместо берез растут осины, но говорят, что руководство музея хочет восстановить рощу. Для Достоевского Даровое и Черемошня оказались местом трагическим - здесь при загадочных обстоятельствах умер отец писателя, причем поговаривали, что он был убит крестьянами. Этот печальный факт писатель впоследствии отразит в своих «Братьях Карамазовых».

Музей-усадьба «Ясная Поляна»

Это место в специальных рекомендациях не нуждается - о том, что здесь жил и работал Лев Толстой, знают, пожалуй, даже далекие от русской литературы люди. В Ясной Поляне Толстой родился, тут же творил, тут же и был похоронен. Главное строение на территории усадьбы - собственно сам дом Толстого, где все так, как было при жизни писателя, его личные вещи и библиотека из 22 тысяч книг. Имение сильно пострадало во время войны и, говорят, чуть не сгорело, но все же дом удалось спасти.

Дом Анны Ахматовой и Николая Гумилева

В Тверской области, недалеко от села Градницы, когда-то находилось село Слепнево. Там стоял деревянный дом, в котором жили поэты Анна Ахматова и Николай Гумилев. В тридцатые годы в Градницах сгорела школа, поэтому дом в Слепнево аккуратно разобрали и перевезли в Градницы. Долгое время в нем учились сельские дети, и только в 1989 году, к столетию со дня рождения Анна Ахматовой, из дома сделали музей. В этой простой русской усадьбе Гумилев и Ахматова прожили с 1911 по 1917 год, о чем сообщает памятная табличка. В доме два этажа и несколько комнат, где сохранились личные вещи поэтов.

Музей-заповедник Лермонтова «Тарханы»

Тарханы, пожалуй, самое известное лермонтовское место в России. Здесь, в небольшой усадьбе XIX века, расположен музей Лермонтова, открытый в 1939 году. В этом имении прошли детские и юношеские годы поэта, тут он встретил свою первую любовь, перенес смерть матери и разлуку с отцом, начал познавать науку и искусство (у юного Лермонтова была очень хорошая библиотека). Наконец, в Тарханах покоится его прах. В числе раритетов, которые хранит музей, личные вещи поэта (трубка, папиросница, шкатулка, часть рукоятки от ятагана). Кроме того, здесь представлена главная работа Лермонтова-художника - картина «Кавказский вид близ селения Сиони».

Дом Цветаевой в Елабуге

Елабуга - небольшой, очень уютный и аккуратный городок в Татарстане. Одна из его главных достопримечательностей - дом Марины Цветаевой, куда ее поселили в 1941 году и где она провела последние годы своей жизни. Музейную экспозицию здесь открыли сравнительно недавно - в 2005 году. В доме воспроизведена атмосфера тех лет и представлены личные вещи Цветаевой. Самый ценный экспонат - сафьяновая записная книжка, которую вынули из кармана Цветаевой уже после ее смерти. Есть также прядь волос поэта и пудреница ее дочери.

Музей Чехова в Мелихове

Это один из главных чеховских музеев России. Писатель прожил здесь семь лет своей жизни - с 1892 по 1899 год. Здесь находится дом Чехова и тот самый флигель, где была написана знаменитая «Чайка». Рядом - так называемая Аллея любви, по которой частенько прохаживался Антон Павлович. Музей в Мелихове насчитывает ни много ни мало 29 тысяч экспонатов, в том числе и картины художников-друзей Чехова - Левитана, Поленова, Серегина и других.

Музей-усадьба «Мураново» имени Ф.И. Тютчева

Эта старинная дворянская усадьба XIX века находится в 50 километрах от Москвы. Здесь в разное время проживали два знаменитых поэта - сначала Евгений Баратынский, по чертежам которого и было построено имение, а затем Федор Тютчев, чьи семейные реликвии и рукописи хранятся сегодня именно в Муранове. Комплекс объединяет в себе сразу несколько построек: главный усадебный дом, домовую церковь Спаса Нерукотворного и еще несколько зданий. Все это окружает очень живописный парк с частично сохранившейся системой прудов.

Переделкино, Дом писателей

Подмосковное Переделкино - это, конечно, прежде всего Писательский городок, знаменитые литературные дачи, где в прошлом веке жили все главные действующие лица русскоязычной литературы XX века. Список и правда получается очень длинный - от Исаака Бабеля до Андрея Вознесенского. Писательский городок был создан по совету Максима Горького - в тридцатые Литфонд выделил средства на строительство 50 дач по немецким проектам. Про литературную жизнь Переделкино можно рассказывать очень долго - литературой здесь пропитан каждый квадратный сантиметр. К слову, именно в Переделкино Корней Чуковский устраивал чтения своих произведений всей окрестной детворе.

Виллы того времени великих русских писателей

Виллы того времени великих русских писателей


Сегодня, 10 июня 2015 года, «Музею-усадьбе Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» исполняется 94 года. Мы сегодня решили вспомнить и рассказать вам о поместьях и имениях великих русских писателей.


Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»


Основы музея заложила еще жена Л. Н. Толстого Софья Андреевна, бережно сохранявшая не только вещи писателя, но и обстановку всего яснополянского дома.

Она привела в систему хранившиеся в усадьбе письма и оказывала помощь исследователям, работавшим над биографией Толстого. Большое участие в жизни усадьбы в первые два десятилетия после смерти Льва Николаевича принимали его дочери Татьяна и Александра, а первый путеводитель по Ясной Поляне еще за семь лет до официального открытия музея написал старший сын писателя Сергей.


Основы «Ясной Поляны»
заложила жена Л. Н. Толстого Софья Андреевна


Во время революции и в первые годы Гражданской войны семейное гнездо Толстых удалось уберечь от погромов благодаря созданному в Туле «Обществу «Ясная Поляна» и яснополянским крестьянам.



Дом Льва Толстого


В 1918 году Совет народных комиссаров принял специальное постановление, согласно которому местные власти обязаны были охранять имение «со всеми историческими воспоминаниями, которые с ним связаны». Право пожизненного пользования усадьбой было закреплено за Софьей Андреевной.


В 1928 году Ясная Поляна
приняла уже 8 тысяч посетителей


27 мая 1919 года Народный комиссариат просвещения выдал Александре Львовне Толстой охранную грамоту на Ясную Поляну, в которой удостоверялось, что усадьба и все находящиеся в доме Толстого вещи, имеющие «исключительную культурно-историческую ценность и являющиеся национальным достоянием, находятся под охраной государства».

А через два года, 10 июня 1921 года правительством было принято постановление, согласно которому Ясная Поляна объявлялась государственным музеем-заповедником. Отныне все усадебные посадки и постройки, включая интерьеры Дома Толстого, должны были сохраняться в неприкосновенном виде. Отвечать за это должен был «комиссар-хранитель музея»; на этот пост была назначена младшая дочь писателя Александра Львовна.

Музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново»

Судьба тургеневской усадьбы после смерти писателя складывалась драматически. Книги, портреты, рукописи, семейные ценности и памятные реликвии разошлись по наследникам. Многое так и исчезло безвозвратно. Опустевший дом Тургенева был уничтожен пожаром 1906 года.




Спасское-Лутовиново, усадьба Ивана Тургенева


Лишь благодаря предусмотрительности новых хозяев - Галаховых, заблаговременно были вывезены и в основном сохранены старинная библиотека и мемориальные вещи. В годы гражданской войны и смуты усадьба оказалась бесхозной, плохо охранялась.

Оставшиеся помещения ветшали, подвергались расхищению. Некоторые строения были разобраны. На протяжении ряда лет поместье Тургенева сдавалось в аренду - сначала частным лицам, позднее - сельхозартели, совхозу и местной школе. Жемчужина усадьбы - тургеневский парк - одичал, сильно пострадал от вырубок.

Дореволюционный губернский музей, номинально опекавший усадьбу, несмотря на попытки его заведующего П. С. Ткачевского, оказался бессильным остановить процесс ее запустения.




Поворотным событием явилось празднование 100-летия со дня рождения Тургенева в 1918 году. В Орле в национализированном для этой цели доме Галаховых, была открыта библиотека-музей имени И. С. Тургенева, что благотворно отразилось в дальнейшем на положении Спасского-Лутовинова.

Сохранившаяся часть тургеневского достояния - книги, мебель, рукописи, мемориальные вещи - были объявлены национальной собственностью.


В 1918 г. сохранившееся тургеневское достояние
объявили национальной собственностью


Осенью 1921 года советским правительством принят законодательный акт об охране исторических усадеб, памятников природы, парков и садов. Музей И. С. Тургенева в Спасском-Лутовинове создан 22 октября 1922 года распоряжением Наркомпроса. В 1937 году заповедник был возведен в ранг административной единицы, получил право иметь небольшой хозяйственный штат.

В 1976 году в Спасском-Лутовинове был восстановлен дом И. С. Тургенева. Сюда возвращены подлинные вещи. Возрождены интерьеры. В сентябре 1976 года мемориальная экспозиция была открыта для посетителей. 28 августа 1987 года постановлением Совета Министров Российской Федерации № 351 ему был придан статус Государственного мемориального и природного музея-заповедника.

«Тарханы» - лермонтовский музей-заповедник

Тарханы (ныне село Лермонтово) - бывшее имение бабушки М. Ю. Лермонтова, где прошли детские и отроческие годы великого поэта.



Тарханы


Здесь он провел половину своей короткой 26-летней жизни. Здесь покоится его прах, а в фамильной часовне-усыпальнице находится не только могила М. Ю. Лермонтова, здесь могила его матери, дедушки и бабушки. Рядом с часовней могила отца поэта - Юрия Петровича Лермонтова.


Лермонтовский музей «Тарханы»
является памятником федерального значения


Сейчас в селе расположен музей-заповедник «Тарханы» - уникальный историко-культурный памятник федерального значения. В экспозиционный комплекс входят помещичья усадьба с барским домом, две церкви, построенные на средства бабушки поэта: церковь Марии Египетской (на усадьбе) и церковь Михаила Архистратига (в центре села); восстановленные дом ключника и людская изба.



Барский пруд


Живописная усадьба с прудами, садами, парками, вековыми липами и вязами хранит память о том времени, когда в ней жил поэт.


В лермонтовском музее «Тарханы»
воссоздана жизнь первой половины XIXв.


В музее-заповеднике воссоздана жизнь первой половины XIX века. Здесь проводятся театрализованные представления, балы, фольклорные праздники, поздравительные программы, разыгрывается «Тарханская свадьба», на мастер-классах обучают старинным тарханским ремеслам, а посетители с удовольствием катаются на лодочках и лошадях.

Музей-заповедник А. П. Чехова «Мелихово»

Мелихово - один из замечательных памятников русской культуры. Здесь с 1892 по 1899 гг. жил и работал великий русский писатель Антон Павлович Чехов.



Главный усадебный дом в «Мелихове».


Мелихова - один из главных чеховских музеев в России, который находится в окрестностях города Чехова Московской области. Здесь с 1892 по 1899 годы писатель проживал со своими родителями и ближайшими родственниками. Перед отъездом в Крым Чехов продал это имение, и после революции оно пришло в запустение.

Решение о создании музея как филиала Серпуховского краеведческого музея было принято в 1939 году. В 1941 году музей открылся для посетителей, первым его директором стал Пётр Николаевич Соловьёв. В воссоздании обстановки чеховского дома активное участие приняли сестра писателя - М. П. Чехова и его племянник С. М. Чехов.


Собрание чеховского музея в Мелихове
насчитывает более 20 тысяч экспонатов


В музее отражена деятельность Чехова как писателя, врача, общественного деятеля. Собрание музея в Мелихове насчитывает более 20 тысяч экспонатов. В музее хранятся картины художников - друзей писателя: И. Левитана, В. Поленова, Н. Чехова, П. Серёгина и других.



Actors perform a story from Chekhov on the veranda of his house
at Melikhovo, June 2011


Мелихово - место проведения концертов, театральных и музыкальных фестивалей, выставок, рождественских ёлок. Интереснейший его раздел - творческое наследие художников из семьи Чеховых.

Коллекция фотографий, хранящихся в музее-заповеднике, - это история жизни мелиховского дома, это подлинная галерея портретов А. П. Чехова и людей, близких писателю в его литературной, театральной и общественной деятельности

На территории музея в 1951 году установлен один из первых в СССР памятников писателю (скульптор Г. И. Мотовилов, архитектор Л. М. Поляков)

Мемориальный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»

Полное название - Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское». Общая площадь заповедника составляет 9800 гектаров.



Усадебный дом в Михайловском


В 1899 году, в столетнюю годовщину со дня рождения А. С. Пушкина, Михайловское было выкуплено у наследников поэта в государственную собственность. В 1911 году в усадьбе были открыты колония для престарелых литераторов и музей памяти А. С. Пушкина. Почти 20 лет спустя усадьбы Михайловское, Тригорское, Петровское были разграблены и сожжены.

17 марта 1922 года, на основании постановления Совета народных комиссаров, усадьбы Михайловское, Тригорское и могила А. С. Пушкина в Святогорском монастыре были объявлены заповедными. К 1937 году (столетию со дня смерти А. С. Пушкина) были восстановлены дом-музей поэта в Михайловском, а также некоторые другие постройки.


Во время ВОВ «Михайловское» сильно пострадал.
Его восстановили к 1949 г.


Во время Великой Отечественной войны заповедник сильно пострадал, были уничтожены здания усадеб, постройки Святогорского монастыря, повреждена могила Пушкина, сильно пострадали ансамбли усадебных парков. После войны началось восстановление объектов музея-заповедника и к 1949 году усадьбу Михайловское восстановили.

С 2013 года распоряжением Правительства Российской Федерации Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское» получил статус «Достопримечательное место, связанное с жизнью и творчеством А. С. Пушкина в селе Михайловском и его окрестностях в Пушкиногорском районе Псковской области».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Музей- заповедник Михайловское Легендарное дворянское имение величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина - "Михайловское", которое было пожаловано прадеду поэта - Абраму Ганнибалу в 1742 году императрицей Елизаветой Петровной. Свое нынешнее название усадьба получила при деде Пушкина - Осипе Абрамовиче, который переименовал деревню "Устье" в "Михайловское". 1824-1826 годы Александр Сергеевич отбывал здесь ссылку, которая по мнению пушкинистов благоприятно сказалось на поэте в творческом плане. Именно здесь были созданы лучшие произведения "Солнца русской поэзии". В 1836 году, после смерти матери, усадьба перешла в собственность А. С. Пушкина, а в 1922 году была объявлена музеем-заповедником.

2 слайд

Описание слайда:

Село Большое Болдино (как и сам район) неразрывно связано с именем Пушкиных, в частности с именем Александра Сергеевича Пушкина – великого русского писателя и поэта. Безусловно, главной достопримечательностью является Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А.С.Пушкина

3 слайд

Описание слайда:

Усадьба расположена в Белинском районе Пензенской области, селе Лермонтово (Тарханы).

4 слайд

Описание слайда:

Село Константиново, Рыбновский район Рязанской области расположено на живописном высоком правом берегу Оки в 43 километрах к северо-западу от Рязани. Здесь 3 октября 1895 родился великий русский поэт Сергей Александрович Есенин. В Константинове прошли детство и юность поэта. В центральной части села расположен Государственный музей-заповедник С. А. Есенина.

5 слайд

Описание слайда:

Усадьба А.П.Чехова - Мелихово находится рядом с трассой М2, в окрестностях города Чехов Московской области. Здесь с 1892 по 1899 гг. А.П.Чехов жил со своими родителями и ближайшими родственниками - один из главных чеховских музеев в России.

6 слайд

Описание слайда:

Усадьба Л.Н.Толстого Ясная Поляна. Усадьба расположена в Щёкинском районе Тульской области (в 14 км к юго-западу от Тулы), основана в XVII веке и принадлежала сначала роду Карцевых, затем Волконским и Толстым.

7 слайд

Описание слайда:

Если продолжить движение в сторону Орловской области то через 130 км, не доезжая Мценска есть еще одна усадьба Спасское-Лутовиново. Это государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С.Тургенева.

8 слайд

Описание слайда:

«Карабиха» это Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова, созданный в 1946 году В XVII веке недалеко от Ярославля располагалось село Богородицкое, в начале XVIII- го владельцем села и окрестностей стал князь Николай Голицын и по его приказу на Карабитовой горе недалеко от села построили усадьбу «Карабиха». Сын Николая Голицына Михаил, будучи ярославским губернатором, делает «Карабиху» своей парадной резиденцией и реконструирует родовую усадьбу. Его сын Валериан принимал участие в восстании декабристов, был сослан в Сибирь, а затем на Кавказ. «Карабиха» была продана. В 1861 году ее приобрел поэт Николай Некрасов для летнего отдыха.

Тема русской природы встречается в произведениях Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Аксакова. Даже городской писатель Федор Михайлович Достоевский описывает красоту лесов и полей, как будто видел все это своими глазами. И так оно и есть: известные поэты и писатели любили приезжать из столичного Петербурга в Подмосковье, в тихие и уютные родовые имения. Сегодня мы можем своими глазами увидеть то, что когда-то так волновало признанных классиков литературы - пруды и реки, аллеи и сады. Какие самые красивые писательские усадьбы Подмосковья сохранились до наших дней?

Показать на карте

Село Захарово - единственное доступное в наши дни место, связанное с детством А.С. Пушкина. С 1804 по 1811 годы имение принадлежало бабушке поэта, он приезжал к ней отдыхать несколько лет подряд. Деревенская жизнь, русская природа, общение с бабушкой и няней оказали сильное влияние на его творчество - Захарово называют поэтической родиной Пушкина. В стихах лицейского цикла ("Послание к Юдину"), а также в более поздних произведениях: "Воспоминания о Царском Селе", "История села Горюхина", "Дубровский" поэт описывает места своего детства. Известно, что Пушкин приезжал на свою малую родину перед свадьбой. Сегодня Захарово вместе с селом Большие Вязёмы входит в состав Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С Пушкина. Такая связь вполне оправдана - в деревне Захарово не было своей церкви, поэтому на службу юный поэт ходил в Большие Вязёмы - храм Преображения существует там с XVII века.

Со времени правления Петра I село Большие Вязёмы принадлежало роду Голицыных. С 1813 года в усадьбе проживал русский литератор С.П. Шевырёв. Здесь он занимался описанием богатой библиотеки московского генерал-губернатора Д. В. Голицына. Шевырев был славянофилом - обосновывал самобытность России, именно ему принадлежит популярное идеологическое клише о "загнивающем западе". Шевырёв был хорошим другом Н.В. Гоголя, помогал ему вычитывать рукописи, готовил произведения к публикации. Сам Николай Васильевич также бывал в Вязёмах и хорошо отзывался о гостеприимном хозяине. Благодаря попечению Шевырёва, после смерти писателя вышло собрание его сочинений.

Русский поэт-символист Александр Блок не любил путешествия, поэтому 36 лет подряд, начиная с рождения, проводил теплое время года в имении своего деда - академика А.Н. Бекетова. Дивная природа Подмосковья, простая деревенская жизнь настраивали Блока на романтический лад: "И дверь звенящая балкона / Открылась в липы и в сирень, / И в синий купол небосклона, / И в лень окрестных деревень." Шахматово стало духовной родиной Блока, в нем были написаны более 300 стихотворений, и самые главные лирические произведения, включая цикл "Стихи о Прекрасной Даме". Сама муза поэта, вдохновлявшая его на творчество, проживала неподалеку в Боблово - усадьбе ученого Д.И. Менделеева. Его дочь Люба стала подругой, невестой и женой поэта, той самой его Прекрасной Дамой.

С 1826 года усадьба Середниково принадлежала бабушке М.Ю. Лермонтова, Е.А. Арсеньевой. Юный стихотворец приезжал к ней на лето с 1829 по 1832 годы. Атмосфера подмосковной усадьбы повлияла на становление поэта, он написал здесь более сотни стихов, поэмы "Мцыри" и "Демон". Самым ярким впечатлением стало знакомство с Е.А. Сушковой. Молодая девушка часто приезжала в Середниково из соседнего Большакова. Екатерина поразила шестнадцатилетнего Лермонтова в самое сердце. Перед отъездом в Москву в 1830 году он посвятил Miss Black-Eyes, как ее называли близкие, стихотворение "К Су": "Вблизи тебя до этих пор / Я не слыхал в груди огня...".

"Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа", - так писал Чехов в одном из писем. В 1892 году Антон Павлович приобрел имение Мелихово, где в полной мере смог прочувствовать жизнь простого народа. Писатель своими руками копал огород, сажал деревья и приводил в порядок старую усадьбу. Здесь же он работал по своей основной специальности - принимал больных. А.П. Чехов очень любил людей, поэтому не только лечил крестьян, но и старался улучшить их жизнь в целом. На свои средства писатель открыл три школы, обустраивал библиотеки, сам принимал экзамены. Историки литературы называют этот период "мелиховским" - близкое общение с людьми обогатило творчество Чехова. В Мелихово написано почти 40 произведений: "Палата № 6", "Дом с мезонином", "Человек в футляре", рассказы и повести о русской деревне: "Мужики", "На подводе", "Новая дача" и другие.

Считается, что усадьба Мураново связана с творчеством поэта Федора Тютчева. Это верно, но лишь отчасти. Сам Ф.И. Тютчев здесь никогда не был, зато его сын Иван Федорович собрал и сохранил наследие отца и других родственников: поэта Е.А. Боратынского, литератора Н.В. Путяты, публициста И.С. Аксакова. Имение принадлежало семье Боратынских, в 1869 году Иван Федорович Тютчев женился на внучке Е.А. Боратынского и переехал в Мураново. В семейный музей вошли вещи, фотографии, книги и автографы, перевезенные из Петербурга, Москвы, родового имения Тютчевых Овстуг. Усадьба Мураново стала первым в Советской России литературным музеем - его создание одобрил сам В.И. Ленин. Благодаря заботам семьи Тютчевых и наследников, Мураново является уникальным примером сохранившегося дворянского гнезда, хранящего не только память о поэтах и писателях, но и оригинальные предметы интерьера XIX века.

В 1837 году С.Т. Аксаков получил наследство и уволился с государственной службы. После долгих поисков в 1843 году он приобрел имение Абрамцево. Здесь Аксаков получил все, что хотел: дивную природу; реку, полную рыбы; леса и поля, изобиловавшие дичью. Переселение в свое поместье стало для Сергея Тимофеевича новым этапом в жизни. Здесь были созданы его лучшие произведения: "Записки об уженье рыбы", "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии", повести "Семейная хроника", "Детские годы Багрова-внука", сказка "Аленький цветочек". Очерки об охоте не потеряли актуальности и в наши дни, а сказку про красавицу и чудовище знают все дети. До отставки Аксаков служил цензором, а также писал критические заметки о театре и литературных произведениях. Так он познакомился с писателями Н.В. Гоголем и И.С. Тургеневым; историком М.П. Погодиным и актером М.С. Щепкиным. Все эти известные люди бывали в гостях у писателя в подмосковном Абрамцево - гуляли по парку, охотились, пили чай на веранде дома.

Усадьба Остафьево была приобретена князем А.И. Вяземским в конце XVIII века. Владелец построил большой дом в классическом стиле, чтобы устраивать приемы и балы. Неофициальное название "Русский Парнас" подарил имению А.С. Пушкин - так много творческих людей бывали на вечерах у Вяземского. Среди них: поэт В.А. Жуковский, баснописец И.И. Дмитриев, историк А.И. Тургенев, дипломат и драматург А.С. Грибоедов. Литератор и историк Н.М. Карамзин был женат на старшей дочери А.И. Вяземского, и в течение 12 лет жил в Остафьево, где работал над "Историей Государства Российского". Следующим владельцем Остафьево стал княжеский сын Петр Андреевич Вяземский - поэт и критик. Детские воспоминания об усадьбе, о встречах с известными людьми нашли отражение в его стихах: "Деревня", "Родительский дом, "Сельская церковь", "Нет, не видать уж мне Остафьевский мой дом…". Третий хозяин имения - Павел Петрович Вяземский занимался изучением древнерусской литературы, опубликовал "Замечания на "Слово о полку Игореве". Сын поэта существенно пополнил усадебное собрание живописи, графики и искусства, создал мемориальные кабинеты Карамзина, Пушкина и своего отца.

С 1822 года село Покровское-Рубцово принадлежало историку и писателю Дмитрию Павловичу Голохвастову, земля досталась ему в наследство от отца. Если верить А.И. Герцену, который приходился Голохвастову двоюродным братом, то Дмитрий Павлович был идеальным человеком: образован, богат, не имел дурных привычек, регулярно посещал церковь. И страсть у него была только одна - к лошадям. Такие сотрудники нравились начальству, поэтому Голохвастов преуспел на службе - работал председателем цензурного комитета и попечителем Московского университета. Именно он требовал от Н.В. Гоголя изменить название поэмы "Мертвые души". Также Голохвастов интересовался русской историей и опубликовал в славянофильском журнале "Москвитянин" несколько статей. После смерти Голохвастовых усадьбу купили Морозовы. В начале XX века семья фабриканта приглашала в дом на высоком берегу Истры драматурга А.П. Чехова, художников Серова, Поленова и Левитана.

Похожие статьи