Нарком авиации. Алексей Иванович Шахурин: биография. Родом из Михайловского

02.07.2020

Ш ахурин Алексей Иванович – Народный комиссар авиационной промышленности СССР.

Родился 12 (25) февраля 1904 года в селе Михайловское Подольского уезда Московской губернии (ныне Московская область). Сын крестьянина. Русский.

С 1919 года работал электромонтером в Подольске, с 1921 - фрезеровщиком на заводе «Манометр» в Москве. В 1925 году переведен на комсомольскую работу – секретарь Бауманского райкома комсомола города Москвы, затем работал в Наркомате торговли РСФСР. Окончил Московский инженерно-экономический институт в 1932 году. Член ВКП(б) с 1925 года.

После окончания института в 1932 году распределен начальником отдела организации производства авиазавода. С 1933 года – в Красной армии. В 1933 – 1938 годах проходил службу в научно-исследовательском и учебном отделах Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. В феврале - апреле 1938 парторг ЦК ВКП(б) на заводе № 1 "Авиахим".

В период острейшего дефицита кадров, вызванного массовыми репрессиями конца 1930-х годов, выдвинут на крупные руководящие посты. В мае 1938 года Шахурин назначен 1-м секретарем Ярославского обкома ВКП(б), с января 1939 года – 1-й секретарь Горьковского обкома ВКП(б). С марта 1939 года - член ЦК ВКП(б).

10 января 1940 года Шахурин назначается Народным комиссаром авиационной промышленности СССР. На этом посту провел большую работу по созданию новых авиационных заводов, реконструкции ранее действующих, координацию работы конструкторских бюро и предприятий, запуску в серию новых образцов авиатехники, организации оперативного устранения дефектов и недостатков, выявленных в многочисленных боевых действиях предвоенного периода.

С началом Великой Отечественной войны Шахурин организовал срочную эвакуацию авиационных и смежных предприятий в Поволжье и в Сибирь. При этом Сталин поставил ему задачу ежедневно увеличивать выпуск боевых самолетов. Эти задачи были успешно решены: в вотором квартале 1941 года выпуск боевых самолётов составил 27 единиц в сутки, в третьем квартале 1941 года в условиях начавшейся войны - 61 боевой самолёт в сутки. За успешное выполнение этой задачи Шахурин был представлен к высшей награде Родины.

"За выдающиеся достижения в области организации и осуществления серийного производства новых типов боевых самолётов", указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1941 года Алексею Ивановичу Шахурину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали «Серп и Молот» и ордена Ленина.

В дальнейшие годы войны под руководством наркома Шахурина произведено резкое увеличение выпуска самолетов. Производство отечественных боевых самолетов за войну характеризуется следующими показателями: 1941 год (июль-декабрь) - 8,2 тыс.; 1942-й - 21,7 тыс.; 1943-й - 29,9 тыс.; 1944-й - 33,2 тыс.; 1945-й (январь-август) - 19,1 тыс. боевых самолетов. А всего за всю войну выпущено 112,1 тыс. боевых самолетов. При этом произведена полная замена всей номенклатуры выпускаемых машин, а по некоторым разновидностям самолетов – неоднократно.

Однако после войны отношение И.В.Сталина к выдающемуся организатору и руководителю оборонной промышленности резко изменилось. По одной из версий, причиной был неуступчивый характер Шахурина, приводящий к частым спорам с вождем и многочисленным конфликтам с промышленными и партийными руководителями. Непосредственным поводом стало письмо сына И.В.Сталина генерал-майора авиации Василия Сталина, что он как летчик считает, что американские самолеты лучше советских. Шахурин был снят с поста Народного комиссара авиационной промышленности СССР 5 января 1946 года и направлен в распоряжение ЦК ВКП(б). В марте 1946 года его вывели из состава ЦК ВКП(б).

4 апреля 1946 года Алексей Иванович Шахурин арестован. Вместе с ним были арестованы и проходили обвиняемыми по делу Главнокомандующий Военно-Воздушными Силами главный маршал авиации А.А. Новиков, главный инженер ВВС генерал-полковник А.К. Репин, член Военного совета ВВС генерал-полковник Н.С. Шиманов, начальник Главного управления заказов ВВС генерал-лейтенант Н.П. Селезнев, заведующие авиационными отделами ЦК ВКП(б) А.В. Будников и Г.М. Григорьян.

11 мая 1946 года А.И.Шахурин приговорен Военной коллегией Верховного суда СССР к 7 годам лишения свободы по ст. 193-17 п."б" УК РСФСР за "злоупотребления и превышение власти при особо отягчающих обстоятельствах" и "выпуск нестандартной, недоброкачественной и некомплектной продукции" с ходатайством о лишении государственных наград и воинского звания. Остальные обвиняемые получили сроки от 2 до 6 лет. Постановлением Совета Министров СССР от 18 мая 1946 года Шахурин лишен воинского звания. По ходатайству Военной Коллегии Верховного Суда СССР Президиум Верховного Совета СССР указом от 20 мая 1946 года лишил Шахурина, Репина, Новикова и Селезнева всех правительственных наград, в том числе Шахурина - звания Героя Социалистического Труда.

Вскоре после смерти Сталина, в апреле 1953 года Шахурин был освобожден (он отбыл свой срок полностью). 29 мая 1953 года он был реабилитирован.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1953 года Шахурин Алексей Иванович был восстановлен в звании Героя Социалистического Труда, ему были возвращены все ордена и медали. Постановлением Президиума ЦК КПСС от 12 июня 1953 года его восстановили в партии. Постановлением Совета Министров СССР от 15 июня 1953 года ему возвращено воинское звание генерал-полковника инженерно-авиационной службы.

В 1953 - 1957 годах - заместитель Министра авиационной промышленности СССР. В 1957 - 1959 годах – заместитель Председателя Государственного комитета Совета Mинистров СССР по внешнеэкономическим связям. В августе 1959 года уволен в отставку.

Жил в городе-герое Москве. Работал с июля 1962 по август 1963 года консультантом Института экономики АН СССР, в марте 1966 - октябре 1970 - научным консультантов и старшим научным сотрудником Всесоюзного НИИ стандартизации, с мае 1971 - августе 1973 - старшим научным сотрудником Всесоюзного НИИ по нормализации в машиностроении. Скончался 3 июля 1975 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 1).

Генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы (30.04.1943).
Генерал-полковник инженерно-авиационной службы (19.08.1944, с перерывом).

Награждён двумя орденами Ленина (8.09.1941, 25.05.1944), орденами Красного Знамени (5.11.1954), Суворова 1-й степени (16.09.1945), Кутузова 1-й степени (19.08.1944), Трудового Красного Знамени (24.02.1954), Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги» (3.11.1944), другими медалями.

В Москве на здании Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского была установлена мемориальная доска А.И. Шахурину.

Дополнения предоставлены Андреем Симоновым (г. Жуковский).

Алексей Иванович Шахурин (12 февраля 1904(19040212) 3 июля 1975 Нарком авиационной промышленности (1940 1946), Герой Социалистического Труда, генерал полковник инженерно авиационной службы. Биография В 1938 1939 годах был первым секретарём… … Википедия

Шахурин Алексей Иванович Энциклопедия «Авиация»

Шахурин Алексей Иванович - А. И. Шахурин Шахурин Алексей Иванович (1904—1975) — советский государственный деятель, генерал полковник инженерно авиационной службы (1944), Герой Социалистического Труда (1941). После окончания Московского инженерно экономического… … Энциклопедия «Авиация»

Шахурин Алексей Иванович - А. И. Шахурин Шахурин Алексей Иванович (1904—1975) — советский государственный деятель, генерал полковник инженерно авиационной службы (1944), Герой Социалистического Труда (1941). После окончания Московского инженерно экономического… … Энциклопедия «Авиация»

Шахурин Алексей Иванович - А. И. Шахурин Шахурин Алексей Иванович (1904—1975) — советский государственный деятель, генерал полковник инженерно авиационной службы (1944), Герой Социалистического Труда (1941). После окончания Московского инженерно экономического… … Энциклопедия «Авиация»

ШАХУРИН Алексей Иванович - (1904 75) политический деятель, Герой Социалистического Труда (1941), генерал полковник инженерно авиационной службы (1944). С 1938 1 й секретарь Ярославского, Горьковского обкомов ВКП(б). В 1940 46 нарком, в 1953 59 заместитель министра… … Большой Энциклопедический словарь

Шахурин Алексей Иванович - (25.2. 1904, с. Михайловское, ныне Московскойобласти, ‒ 3.7.1975, Москва), советский государственный деятель, Герой Социалистического Труда (1941), генерал полковник инженер (1944). Член КПСС с 1925. Родился в крестьянской семье. С 1921 рабочий.… … Большая советская энциклопедия

Шахурин Алексей Иванович - (1904 1975) советский государственный деятель, генерал полковник инженерно авиационной службы (1944), Герой Социалистического Труда (1941). После окончания Московского инженерно экономического института (1932) работал в авиационной промышленности … Энциклопедия техники

Шахурин Алексей Иванович - (1904 1975), политический и государственный деятель, Герой Социалистического Труда (1941), генерал полковник инженерно авиационной службы (1944). С 1938 1 й секретарь Ярославского, Горьковского обкомов ВКП(б). В 1940 46 нарком, в 1953 59… … Энциклопедический словарь

Шахурин, Алексей Иванович - (25.02.1904 1975) советский государственный деятель, Герой Социалистического труда, генерал полковник инженерно авиационной службы. В 1940 1946 гг. нарком авиационной промышленности СССР. В марте 1946 года вместе с А. А. Новиковым незаконно… … Большая биографическая энциклопедия

КАГАНОВИЧ Михаил Моисеевич (1888-1941) - Нарком авиационной промышленности СССР в 1939 - 1940 г.г.

Родился в зажиточной еврейской семье в д. Кабаны Радомысльского уезда Киевской губернии. Получил начальное образование. Рабочий-металлист.
В 1905 году вступил в РСДРП, большевик. Неоднократно арестовывался. В 1917—1918 член штаба красногвардейских отрядов на станции Унеча (Черниговская губерния). В 1918—1922 председатель Арзамасского военно-революционного комитета, председатель Суражского совета (Смоленская губерния), уездный продкомиссар в Арзамасе, секретарь Выксунского уездного комитета РКП(б). В 1923—1927 председатель Нижегородского губсовнархоза. При поддержке младшего брата переведён в Москву.
В 1927—1934 — член Центральной контрольной комиссии ВКП(б). В 1927—1930 — кандидат в члены Президиума ЦКК ВКП(б) — член коллегии Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции СССР. В 1930—1932 — член Президиума ЦКК ВКП(б).
С 1931 года начальник Главного машиностроительного управления и заместитель председателя ВСНХ СССР. В 1932—1936 заместитель наркома тяжёлой промышленности СССР, ближайший сотрудник Г. К. Орджоникидзе. С 1934 член ЦК ВКП(б). В 1934—1939 кандидат в члены Оргбюро ЦК ВКП(б). Одновременно в 1935—1936 начальник Главного управления авиационной промышленности Наркомтяжпрома. С декабря 1936 заместитель наркома, c 15.10.1937 по 11.1.1939 нарком оборонной промышленности (НКОП) СССР.
В. С. Емельянов в своих воспоминаниях так характеризовал М. Кагановича: «Это был грубый, шумливый человек. Я никогда не видел его с закрытым ртом — он всегда говорил и всегда поучал, любил шутить, но шутки его были часто неуместны, неостроумны и оскорбительны для тех, кого они затрагивали. <…> М. М. Каганович плохо разбирался в технике дела и наркоматом по существу руководили его талантливые заместители И. Т. Тевосян, Б. Л. Ванников и М. В. Хруничев».
С 1937 года депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. 11.1.1939 из НКОП выделен Наркомат авиационной промышленности СССР, во главе которого был поставлен Михаил Каганович.
10 января 1940 года был освобождён от должности наркома и назначен директором авиационного «Завода № 124 имени Серго Орджоникидзе» в Казани. В феврале 1941 на XVIII конференции ВКП(б) был предупреждён, что если «не выполнит поручения партии и правительства, то будет выведен из состава ЦК и снят с руководящей работы».
Застрелился 1 июля 1941 года.
ШАХУРИН Алексей Иванович (1904-1975) - Нарком авиационной промышленности СССР в 1940 - 1946 г.г.

С 1919 года работал электромонтёром в Подольске, с 1921 года фрезеровщиком на заводе «Манометр» в Москве. Член ВКП(б) с 1925 года. В 1925 году переведён на комсомольскую работу — секретарь Бауманского райкома комсомола города Москвы, затем работал в Наркомате торговли РСФСР.
Окончил Московский инженерно-экономический институт в 1932 году. С 1933 года на военной службе. В 1933—1938 годах служил в научно-исследовательском и учебном отделе Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. С февраля 1938 года парторг на заводе Наркомата авиационной промышленности.
В 1938—1939 годах первый секретарь Ярославского областного комитета ВКП(б). Нормализовал общественно-политическую ситуацию в области, наладил партийную работу после массовых репрессий. Депутат Верховного Совет РСФСР с 1938 г.
В 1939—1940 годах первый секретарь Горьковского областного комитета ВКП(б).
В 1940—1946 годах Нарком авиационной промышленности. Когда в 1943 году был создан Совет по радиолокации при ГКО, назначен его членом. Летом 1944 года Сталин поручил Шахурину обследовать всё, что можно, вместе с наступающими войсками на немецком ракетном полигоне, который предстояло захватить Красной Армии на территории Польши.
В 1946 году Шахурин репрессирован по «авиационному делу». 10-11 мая 1946 года Военная коллегия Верховного суда СССР под председательством В. В. Ульриха осудила его на 7 лет по обвинению в «превышении власти» и «выпуске нестандартной, недоброкачественной и некомплектной продукции».
В приговоре А. И. Шахурин обвинялся в следующем: «на протяжении длительного времени выпускал самолеты и моторы с большими конструктивно-производственными недоделками и по сговору с командованием Военно-Воздушных Сил постановлял их на вооружение ВВС, в результате чего в авиационных частях произошло большое количество аварий и катастроф, гибли летчики, а также скапливалось много бракованных самолетов, которые нельзя было использовать в боях с немцами…».
29 мая 1953 года реабилитирован и освобождён. 2 июня 1953 года возвращены все награды и звания.
В 1953—1957 годах Заместитель Министра авиационной промышленности СССР, первый Заместитель Министра авиационной промышленности СССР.
В 1957 — августе 1959 года заместитель председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по внешнеэкономическим связям.

ХРУНИЧЕВ Михаил Васильевич (1901-1961) - Нарком (Министр) авиационной промышленности СССР в 1946 - 1953 г.г.

Основные должностные назначения[править | править вики-текст]
. 1914—1920 — рассыльный, почтальон, подручный слесаря.
. 1920—1924 — служил в РККА: политработник, казначей.
. 1924—1929 — служил в органах милиции: начальник районного отделения, заместитель начальника Луганской окружной милиции.
. 1929—1932 — на хозяйственной работе в Луганске, одновременно учится.
. 1932—1937 — заместитель директора, директор военного завода, Зеленодольск.
. 1937—1939 — начальник 12-го Главного управления, заместитель Народного Комиссара оборонной промышленности СССР.
. 1939—1942 — заместитель Народного Комиссара авиационной промышленности СССР.
. 1942—1946 — первый заместитель Народного Комиссара боеприпасов СССР.
. 1946—1953 — Министр авиационной промышленности СССР.
. 1953—1955 — первый заместитель Министра среднего машиностроения СССР.
. 1955—1956 — заместитель Председателя Совета Министров СССР.
19 января 1956 года было принято Постановление Президиума ЦК КПСС «О состоянии работ по созданию систем „воздух — воздух“» в котором, в частности, было: "Указать т. Хруничеву, что он несерьезно относится к своим обязанностям и формально-бюрократически подошел к выполнению поручения ЦК КПСС по созданию систем «воздух — воздух».
. 1956—1961 — заместитель Председателя Госэкономкомиссии СССР, заместитель Председателя Госплана СССР — Министр СССР.
. 1961—1961 — заместитель Председателя Совета Министров СССР, Председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по координации научно-исследовательских работ.

ДЕМЕНТЬЕВ Пётр Васильевич (1907-1977) - Министр авиационной промышленности СССР в 1953 - 1977 г.г.


о династии Дементьевых - здесь) - Председатель Госкомитета СМ СССР по авиационной технике в 1957 - 1965 г.г.
Трудовую деятельность начал в 1922 г. рабочим. После окончания Убеевской сельской школы П. В. Дементьев учился в Симбирском (Ульяновском) профессионально-техническом училище. В 1927 г. он поступил в Московский механический институт имени М. В. Ломоносова, но уже через два года перевёлся в Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н. Е. Жуковского, которую окончил в 1931 г.
После успешного завершения учёбы П. В. Дементьев в числе наиболее талантливых выпускников был направлен в Научно-исследовательский институт гражданского воздушного флота, а через три года попросился на конкретный производственный участок. В 1934—1941 гг. он проделал путь от начальника цеха Московского авиационного завода № 81 до главного инженера и директора Государственного авиационного завода № 1 (Московского самолетостроительного завода).
В 1938 г. П. В. Дементьев вступил во Всесоюзную Коммунистическую Партию (большевиков).
В 1941 г. он был назначен первым заместителем народного комиссара (с 1946 г. — министра) авиационной промышленности СССР, проработав в этой должности до 1953 г. Во время войны отвечал за серийный выпуск самолетов.
В 1941 г. П. В. Дементьеву в числе первых руководителей авиационной промышленности за выполнение заданий правительства по созданию и выпуску новой авиационной и специальной техники было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В 1952 г., на XIX-м съезде КПСС, он был избран кандидатом в члены Центрального Комитета КПСС, членом которого он стал в 1956 г. В 1953 г. П. В. Дементьев стал лауреатом Сталинской премии.
В марте 1953 г., когда Министерство авиационной промышленности СССР вошло в Министерство оборонной промышленности СССР, курировавшееся Л. П. Берией, П. В. Дементьев потерял свой пост. После смещения и ареста Л. П. Берии, в августе 1953 г. он был назначен Министром авиационной промышленности СССР, встав во главе советского авиапрома почти на четверть века — до самой своей смерти в 1977 г. (с 1957 г. — в качестве председателя Государственного комитета Совета министров СССР по авиационной технике, с 1963 г. — председателя Государственного комитета по авиационной технике СССР, а с 1965 г. — вновь Министра авиационной промышленности СССР).
Академик Г. В. Новожилов говорил о П. В. Дементьеве:

Надо сказать, что человека масштаба Дементьева можно уподобить бриллианту с сотнями сверкающих граней, и никому не дано увидеть всех их разом. Каждому из тех, с кем общался министр, он позволял видеть только то, что он хотел показать. Он умел быть и жёстким, и добрым, и неуступчивым, и всепонимающим, он умел, когда надо — польстить, когда надо — обрезать, мог приблизить человека, а мог чётко указать на дистанцию — он был многолик и именно этим, по мнению тех, кто работал рядом с министром, был интересен и дорог.

КАЗАКОВ Василий Александрович (1916-1981) - Министр авиационной промышленности СССР в 1977 - 1981 г.г.

Родился в семье рабочего. В 1955 г. окончил Всесоюзный заочный машиностроительный институт.
С 1937 г. на авиазаводе № 213:
. 1937—1939 — технолог,
. 1939—1941 — начальник цеха,
. 1941—1943 — начальник отдела,
. 1943—1944 — главный технолог.
В 1944—1949 гг. — главный технолог авиазавода № 122 в Москве.
В 1949—1951 гг. — начальник отдела в Государственном союзном проектном институте № 10 Министерства авиапромышленности СССР.
В 1951—1960 гг. — главный инженер завода № 122.
В 1960—1965 гг. — директор НИИ-923 Госкомитета по авиационной технике.
В 1965—1974 гг. — заместитель министра,
в 1974—1977 гг. — первый заместитель министра авиационной промышленности СССР.

СИЛАЕВ Иван Степанович (1930-) - Министр авиационной промышленности СССР в 1981 - 1985 г.г.

Родился в селе Бахтызино Вознесенского района Нижегородской (Горьковской) области в крестьянской семье. В 1954 году закончил Казанский авиационный институт по специальности «инженер-механик по самолётостроению» и направлен по распределению на авиационный завод имени С. Орджоникидзе в Горьком, где в течение 20 лет прошёл путь от мастера до директора завода (1971), участвуя в создании и производстве истребителей МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-25, МиГ-31. В 1959 вступил в КПСС.
В 1974 году был направлен на работу в Министерство авиационной промышленности СССР, где до 1980 года служил в ранге заместителя министра. С 19 декабря 1980 года по 20 февраля 1981 года был министром станкостроительной и инструментальной промышленности СССР, с 20 февраля 1981 года — назначен министром авиационной промышленности СССР. В Минавиапроме И. Силаев 11 лет непосредственно руководил работами по созданию, испытаниям и запуску в серийное производство самолётов МиГ-29, Су-27, МиГ-31, Ту-160, Ан-124 (Руслан), Ил-86, вертолётов Ка-26, Ми-24, крылатой ракеты X-55, воздушно-космического корабля «Буран».

СЫСЦОВ Аполлон Сергеевич (1929-2005) - Министр авиационной промышленности СССР в 1985 - 1991 г.г.

Окончил в 1962 г. вечернее отделение Ташкентского политехнического института по специальности инженер-механик по самолетостроению.
С 1948 г. на Ташкентском авиационном заводе им. В. П. Чкалова: моторист,
с 1955 г. — инженер-технолог, мастер, старший мастер, начальник участка, заместитель начальника цеха;
с 1963 г. — начальник цеха;
с 1969 г. — главный инженер.
С 1975 г. — генеральный директор Ульяновского авиационного промышленного комплекса, член коллегии Министерства авиационной промышленности СССР.
С 1981 г. — первый заместитель Министра авиационной промышленности СССР.
С ноября 1985 г. — Министр авиационной промышленности СССР.

Информация с сайта ru.wikipedia.org/

Алексей Иванович Шахурин (12 (25 февраля) 1904 года, с. Михайловское Подольского района Московской области, - 3 июля 1975 года, г. Москва) - Нарком авиационной промышленности (1940-46), генерал-полковник инженерно-авиационной службы, Герой Социалистического Труда (1941).

Биография

Родился 12 февраля 1904 года в селе Михайловское Подольского уезда Московской губернии (ныне Московская область). Сын крестьянина.

С 1919 года работал электромонтёром в Подольске, с 1921 года фрезеровщиком на заводе «Манометр» в Москве. Член ВКП(б) с 1925 года. В 1925 году переведён на комсомольскую работу - секретарь Бауманского райкома комсомола города Москвы, затем работал в Наркомате торговли РСФСР.

Окончил Московский инженерно-экономический институт в 1932 году. С 1933 года на военной службе. В 1933-1938 годах служил в научно-исследовательском и учебном отделе Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. С февраля 1938 года парторг на заводе Наркомата авиационной промышленности.

В 1938-1939 годах первый секретарь Ярославского областного комитета ВКП(б). Нормализовал общественно-политическую ситуацию в области, наладил партийную работу после массовых репрессий. Депутат Верховного Совет РСФСР с 1938 г.

В 1939-1940 годах первый секретарь Горьковского областного комитета ВКП(б).

В 1940-1946 годах Нарком авиационной промышленности. Когда в 1943 году был создан Совет по радиолокации при ГКО, назначен его членом. Летом 1944 года Сталин поручил Шахурину обследовать всё, что можно, вместе с наступающими войсками на немецком ракетном полигоне, который предстояло захватить Красной Армии на территории Польши.

В 1946 году Шахурин репрессирован по «авиационному делу». 10-11 мая 1946 года Военная коллегия Верховного суда СССР под председательством В. В. Ульриха осудила его на 7 лет по обвинению в «превышении власти» и «выпуске нестандартной, недоброкачественной и некомплектной продукции».

В приговоре А.И.Шахурин обвинялся в следующем: «на протяжении длительного времени выпускал самолеты и моторы с большими конструктивно-производственными недоделками и по сговору с командованием Военно-Воздушных Сил постановлял их на вооружение ВВС, в результате чего в авиационных частях произошло большое количество аварий и катастроф, гибли летчики, а также скапливалось много бракованных самолетов, которые нельзя было использовать в боях с немцами…».

29 мая 1953 года реабилитирован и освобождён. 2 июня 1953 года возвращены все награды и звания.

В 1953-1957 годах Заместитель Министра авиационной промышленности СССР, первый Заместитель Министра авиационной промышленности СССР.

В 1957 - августе 1959 года заместитель председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по внешнеэкономическим связям.

Жена - Софья Мироновна Лурье (1909-1977), дочь лесопромышленника Мирона Ионовича Лурье (1874-1966), сестра инженера и учёного в области турбиностроения И. М. Лурье (1905-1967). Сын Владимир (1928-1943) известен тем, что 3 июля 1943 года застрелил дочь посла Константина Уманского Нину и затем застрелился сам.

Награды

  • Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1941 года за выдающиеся заслуги в области организации и осуществления серийного производства новых типов боевых самолётов Алексею Ивановичу Шахурину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и молот».
  • Награждён двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Суворова I степени, орденом Кутузова I степени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды.

Библиография

  • Крылья победы. Изд. 3-е. - М., Политиздат, 1990
  • Крылья победы. Изд. 2-е, доп. - М., Политиздат, 1985
  • Крылья победы. - М., Политиздат, 1983
  • Сокрушение люфтваффе. - М., ЭОН, 2004

нарком авиационной промышленности

Биография

Родился 12 февраля 1904 года в селе Михайловское Подольского уезда Московской губернии (ныне Московская область). Сын крестьянина.

С 1919 года работал электромонтёром в Подольске , с 1921 года фрезеровщиком на заводе «Манометр» в Москве. Член ВКП(б) с 1925 года. В 1925 году переведён на комсомольскую работу - секретарь Бауманского райкома комсомола города Москвы, затем работал в Наркомате торговли РСФСР.

Окончил Московский инженерно-экономический институт в 1932 году. С 1933 года на военной службе. В 1933-1938 годах служил в научно-исследовательском и учебном отделе Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. С февраля 1938 года парторг на заводе Наркомата авиационной промышленности.

В 1938-1939 годах первый секретарь Ярославского областного комитета ВКП(б). Нормализовал общественно-политическую ситуацию в области, наладил партийную работу после массовых репрессий.

В 1939-1940 годах первый секретарь Горьковского областного комитета ВКП(б).

В 1940-1946 годах Нарком авиационной промышленности. Летом 1944 года Сталин поручил Шахурину обследовать всё, что можно, вместе с наступающими войсками на немецком ракетном полигоне, который предстояло захватить Красной Армии на территории Польши.

В 1946 году Шахурин репрессирован по «авиационному делу». 10-11 мая 1946 года Военная коллегия Верховного суда СССР под председательством В. В. Ульриха осудила его на 7 лет по обвинению в «превышении власти» и «выпуске нестандартной, недоброкачественной и некомплектной продукции».

В приговоре А.И.Шахурин обвинялся в следующем: "на протяжении длительного времени выпускал самолеты и моторы с большими конструктивно -производственными недоделками и по сговору с командованием Военно-Воздушных Сил постановлял их на вооружение ВВС, в результате чего в авиационных частях произошло большое количество аварий и катастроф, гибли летчики, а также скапливалось много бракованных самолетов, которые нельзя было использовать в боях с немцами...".

29 мая 1953 года реабилитирован и освобождён. 2 июня 1953 года возвращены все награды и звания.

В 1953-1957 годах Заместитель Министра авиационной промышленности СССР, первый Заместитель Министра авиационной промышленности СССР.

В 1957 - августе 1959 года заместитель председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по внешнеэкономическим связям.

Его сын Владимир (1928-1943) известен тем, что 3 июля 1943 года застрелил дочь посла Константина Уманского Нину и затем застрелился сам.

Награды

  • Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1941 года за выдающиеся заслуги в производстве самолётов в трудных условиях военного времени Алексею Ивановичу Шахурину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением Золотой медали «Серп и молот» и ордена Ленина.
  • Награждён двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Суворова I степени, орденом Кутузова I степени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды.
Похожие статьи