Михаил малеин. Святой: Михаил Малеин Михаил малеин житие

27.01.2024
Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Память преподобного отца нашего Михаила Малеина

Преподобный Михаил происходил из Харсианской области в Каппадокии от знатного рода, в мира назывался Мануилом. Родственный ему император Лев Мудрый (ум. в 912 году) удостоил его звания кандидата и он служил в Константинополе; по смерти этого императора Мануил ушел в пределы Вифинские 1 ; имея 18 лет, он отдался под руководство старца Иоанна Еладита на горе Киминской, где и пострижен с именем Михаила.

После великих подвигов иноческой жизни Михаил основал лавру на горе Киминской близ реки Галла на юго-западе Вифинии.

Около 953 года под его руководство поступил Авраамий, наименованный в монашестве Афанасием, впоследствии основавший знаменитую лавру на Афоне 2 .

Он здесь провел около 6 лет.

Преподобный Михаил скончался в свое обители после 50-летних подвигов иноческой жизни в 962 году. Господь еще при жизни прославил его многими знамениями и чудесами. Он прозывается Малеином по родовой фамилии. Сестра его была матерью двух знаменитых полководцев Никифора и Льва. Никифор Фока сделался царем вскоре после кончины преподобного (в 963 году).

На средства сего царя преподобный Афанасий создал знаменитую лавру на Афоне. По имени преподобного Михаила (Малеина) назван первый царь, родоначальник царствовавшего в России дома, Михаил Феодорович 3 .

Кондак, глас 2:

Плотскую тяготу утончил еси делы, душевную же быстрость вперил еси просвещением, Михаиле, и явился еси Троице жилище: юже зря блаженне ясно, моли непрестанно о всех нас.

________________________________________

1 Вифиния - северо-западная область Малой Азии, лежащая по берегам Черного моря, Босфора и Константинопольского пролива. Страна эта известна с глубокой древности и свое название получила от Вифинов, переселившихся в нее из Фракии. Вифиния была живописна, плодородна и обильна скотом. В 546 г. до Р.Х. вифины подпали под власть Персов, но с 327 г. Вифиния опять стала самостоятельным государством; в 75 г. до Р.Х. Вифиния, по завещанию царя Никомида III, перешла к Римлянам, на правах самостоятельной провинции, управляемой особым проконсулом. Христианство в Вифинии появилось во времена апостольские (1 послание Ап. Петра гл. 1, ст. 1). Во время Плиния Младшего, правившего Вифиниею, и императора Траяна (98-117 гг.) здесь было очень много христиан не только в городах, но селах и деревнях. При Диоклитиане (284-305 гг.) в Вифинии было страшное гонение на христиан. В IV и V веках Вифиния была особенно замечательна в церковном отношении: здесь было много церковных соборов по поводу различных ересей.

2 См. житие его под 5 числом настоящего месяца.

3 В Ипатьевском Костромском монастыре в Троицком соборе есть придел в честь прп. Михаила Малеина, ради тезоименитства царя Михаила Феодоровича, который и взять (в 1613 г.) на царство из Ипатьевского монастыря. Икона прп. Михаила, находящаяся в приделе его имени, прославилась чудотворениями в начале XIX столетия.

Икона святого преподобного Михаила Малеина
(к проблеме бытования на Вятской земле)

Г. А. Мохова

Исследование посвящено редкому образу святого преподобного Михаила Малеина начала XVII в., который хранится в собрании Вятского художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых. Икона никогда не изучалась и не воспроизводилась.

Представленный на иконе святой изображён в монашеской одежде, в полный рост, в развороте к центру, стоящим на поземе. Молитвенно простирая руки к Спасителю, запечатлённому вверху в облачном сегменте, он всем своим видом выражает кротость и смирение. Господь беседует с преподобным, благословляя его перстом. Подобная иконографическая схема широко распространена в древнерусском искусстве.

Ковчег иконы решён лаконично. Фигура стоящего святого вытянута по вертикали. Монашеская одежда мягко обтекает её, складки одеяния прописаны в цвет основного тона с притенениями. Колорит построен на сочетании ярких чистых тонов охристого, зелёного и тёмного цветов.

Икона украшена серебряным басменным окладом с растительным орнаментом в виде цветков и завитков. Фон ковчега выполнен из серебряных лент с чешуйчатым узором, на которых можно заметить следы позолоты. На изображениях имеются два серебряных венчика, серебряные килевидная цата и накладка со словами «преподобный Михаил Малеин».

Для украшения оклада применялись разные техники: скань, эмаль, гравировка, тиснение.

Михаил Малеин (в миру – Мануил), грек по происхождению, родился ок. 894 г. в Харсианской области в Каппадокии в знатной семье. Состоял в родстве с византийским императором Львом VI Мудрым (886–911), а его племянником являлся будущий византийский император Никифор Фока.

Получив прекрасное образование, он занял значительную должность при дворе императора Льва Мудрого. Но после его кончины Мануил последовал давнему влечению своего сердца – к монашеской жизни и оставил шумную и суетную жизнь при дворе.

В 18 лет он ушёл в Вифинию в Кименскую обитель, где был пострижен в монашество с именем Михаил, а позднее рукоположен в иеромонаха. По благословению старца Иоанна вёл уединённую жизнь в пещере. Пять дней в неделю проводил в молитве и лишь на субботу и воскресенье шёл в монастырь для участия в богослужении. В течение своей жизни основал ряд монастырей на Кименской горе, состоял игуменом Афонской Кименской обители.

Одним из учеников Михаила был Афанасий Метеорский, впоследствии основавший знаменитую Афонскую лавру, первый общежительный монастырь на Святой горе. После пятидесяти лет неустанных иноческих подвигов в 963 г. преподобный Михаил Малеин мирно скончался. Память святого – 12 июля.

Цель этой работы – показать, как появилась икона преподобного Михаила Малеина на Вятской земле, проследить основные этапы её бытования до момента появления в Вятском областном художественном музее.

Документальной базой послужили фонды РГАДА, ГАКО и иные письменные источники XIX – начала XX вв.

В 1489 г. Вятская земля была присоединена к Московскому государству и стала находиться в ведении московских владык. На Вятку начался приток икон московской школы. Так, ещё Трифон Вятский, строитель и первый игумен Успенского мужского монастыря г. Хлынова, в 1589 г. привёз их из Москвы в большом количестве. А царь Алексей Михайлович послал икону своего ангела Алексия, человека Божия в г. Котельнич.

С воцарением Михаила Фёдоровича, первого царя из династии Романовых, начали строиться церкви в честь святого преподобного Михаила Малеина, ангела Михаила Фёдоровича, приобретались иконы в Москве из кремлёвской иконописной мастерской.

Первый на Вятской земле девичий монастырь в г. Хлынове появился в первой четверти XVII в. Основательницей, строителем и первой игуменьей его была Евфимия (Силуянова). Она по примеру Трифона ходила в Москву за благословением на учреждение монастыря и ходатайством о государственной дотации на его строительство и содержание (денежной руге). По преданию, в 1628 г. икона преподобного Михаила Малеина была пожертвована обители царём Михаилом Фёдоровичем. Это событие отмечено вятским историком А. Спицыным в 1881 г., протоиереем Вятского Преображенского девичьего монастыря Д. Рязанцевым в 1887 г., в «Известиях Императорской археологической комиссии» 1912 г. 1

Из благословенной грамоты патриарха Никона 1654 г. известно, что в 1623 г. в монастыре построена тёплая деревянная церковь во имя Преображения Господня с двумя приделами – Благовещения Пречистой Богородицы и преподобного Михаила Малеина, небесного покровителя царя Михаила Фёдоровича. Через тридцать лет церковь так обветшала, что в ней стало невозможно проводить службы. Тогда по благословению патриарха Никона на новом месте игуменьей Евфимией был поставлен новый деревянный храм во имя Преображения Господня с теми же приделами: Благовещения Пресвятой Богородицы и преподобного Михаила Малеина, в котором и находилась икона, подаренная царём 2 .

Икона Михаила Малеина – редкий образ святого. Она была единственной в Хлынове и находилась в девичьем монастыре. Местонахождение её подтверждает «Каталог древностей Вятского края» (1882), составленный и изданный А. Спицыным. Из 85 древних образцов, сохранившихся в Вятке и уездах губернии, обозначена только одна икона преподобного Михаила Малеина, пожертвованная в 1628 г. царём Михаилом Фёдоровичем 3 .

Многие этапы в жизни этого образа совпадают с историей Преображенского монастыря. Разрушительные пожары в обители (а их было пять – в 1632, 1635, 1679, 1682, 1696 гг.) на протяжении XVII в. пощадили древний образ, хотя в огне погибло немало церковного имущества и значительная часть монастырского архива.

Первые документальные сведения об иконе Михаила Малеина дошли до нас благодаря сохранившейся приходно-расходной книге монастыря за 1696 г., из которой узнаём, что икона находилась в Ильинском каменном храме Преображенской обители.

За четыре века существования древнего образа авторская живопись претерпела несколько поновлений. Самое раннее из них относится к августу 1696 г., когда икона была поновлена суздальским иконником 4 . Наиболее позднее поновление датируется 2003 г. 5

Кроме самого памятника, до настоящего времени дошли описи Преображенского монастыря второй половины XVIII – начала XX вв., из которых явствует, что образ святого преподобного Михаила Малеина был единственным в обители на протяжении трёх столетий. Икона хорошо просматривается по всем документам монастырского имущества до двадцатых годов XX в.

В самой ранней из церковных описей, датируемой 1764 г., икона указана стоящей в киоте в алтаре холодной Ильинской церкви: «…Обр. св. Михаила Малеина в молении Господу Иисусу в киоте, два венца, цата и оклад серебряные ветхие цырованные, на киоте том образа девять венцов небольших» 6 .

В документе 1786 г. указание местонахождения иконы изменилось. Она уже находилась в алтаре нового придела той же церкви, посвящённого святым великомученикам Гурию, Самону и Авиву, и в том же ветхом состоянии. Справа на полях описи сделана отметка: «Киот за ветхостью упразднён» 7 .

В 1826 г. образ Михаила Малеина поместили в алтарь другого придела – пророка Ильи того же Преображенского храма. Серебряный оклад был по-прежнему в ветхом состоянии 8 .

В описях 1839 и 1854 гг. об иконе нет сведений, но во времена правления игуменьи Емерентианы появился список церковного имущества, не включённого «в старую опись». Под цифрой «1» сделана запись: «Икона препод. Михаила Малеина, древняя, пожертвованная царём Михаилом Фёдоровичем, на сей иконе наверху Спаситель. Оклад, свет цата и венцы серебрянные без пробы, мерою 6 вершков вышины и 5,5 вершка ширины в позолоченной на полимент раме» 9 .

В документе второй половины XIX в. отмечены детали изображения на иконе и её размер, который совпадает с размерами подлинника.

О ветхости оклада в списке уже не упоминается. В январе 1863 г. он находился в починке у мастера золотых и серебряных дел, мещанина Трифона Гуняева, одного из лучших ювелиров Вятки 10 .

Каждый год, как отмечал протоиерей Преображенского монастыря Д. Рязанцев, перед иконой 12 июля после литургии отправлялся молебен с каноном преподобному Михаилу Малеину 11 .

Тучи над Преображенской обителью стали сгущаться вскоре после установления Советской власти в Вятке. Городские власти то и дело посылали в монастырь комиссии «на предмет обследования и уплотнения населения». В течение 1918–1919 гг. не раз производились обыски с конфискацией имущества.

В октябре 1918 г. на территории монастыря разместился воинский батальон. Советские органы власти г. Вятки начали активно перестраивать монастырь под учреждения и жильё. Вскоре встал вопрос о закрытии храмов обители.

Следующий шаг на пути к уничтожению монастыря – решение Комиссии по изъятию церковных ценностей (согласно Декрету ВЦИК от 23 февраля 1922 г.) о передаче их в пользу голодающих.

При изъятии церковных ценностей 11 марта того же года была составлена опись имущества храмов обители, которая подтверждала, что образ преподобного Михаила Малеина, находившийся всё это время в ризнице, подлежал изъятию в числе остальных предметов и сдаче его в фонд Центральной комиссии помощи голодающим.

Но на полях списка вскоре появилась новая запись: «Оставлена как древняя и малоценная» 12 . Это положило начало странствиям иконы в 1920-х годах. 23 июля 1923 г. городские власти приняли документ, согласно которому «для проведения в жизнь по изъятию церквей женского монастыря и передаче его имущества выделить комиссию из представителей Рабоче-крестьянской инспекции, Губкоммунотдела и милиции под председательством первого» 13 .

После закрытия Преображенского девичьего монастыря сёстры во главе с игуменьей Рафаилой были выселены из обители, но часть насельниц поселилась в Тихвинской церкви. Что делать монахиням и послушницам, посвятившим свою жизнь Богу? В регистрации религиозной общины при Тихвинской церкви бывшего монастыря им было отказано. Они обратились в городской совет Вятки с заявлением-просьбой разрешить присоединить их религиозную общину к религиозной общине Успенского собора, закрытого Вятского Трифонова мужского монастыря, «предоставив наименование “Успенская религиозная община”».

Всё церковное имущество из бывшего Преображенского монастыря 22 января 1928 г. по описи передано группе верующих Успенского собора. Так, под номером 210 документа «икона преподобного Михаила Малеина, обложенная с лицевой стороны старым серебром» переехала в Успенский собор г. Вятки 14 . Но недолго ей пришлось там находиться. 15 мая 1928 г. было принято постановление горсовета о закрытии Успенского собора.

20 февраля 1929 г. специальная комиссия, в составе которой находился и представитель Губмузея Н. Н. Румянцев, по акту приняла от группы верующих Успенского собора «церковное здание и всё церковное имущество, числящееся по церковной описи и переданное им по договору от 22 января 1928 года» 15 . Образ святого Михаила Малеина был перевезён из Успенского собора в помещение Губмузея.

Но и там икона долго не задержалась. 25 мая 1929 г. из Губернского комитета по делам музеев она была передана художественному отделу государственного областного музея в числе пятнадцати предметов. В акте передачи отмечено: «3. Икона преподобного Михаила Малеина обложена с лицевой стороны старым серебром.

Сдал: Председатель Губернского комитета по делам музеев Г. Боголюбов.

Приняла: научный сотрудник Е. Москалец» 16 .

Такова непростая судьба этого древнего памятника, являвшегося даром царя Михаила Фёдоровича Романова на основание Новодевичьего монастыря в г. Хлынове. Образ выполнен профессиональным мастером из кремлёвской иконописной мастерской в 20-х годах XVII в.

Примечания

1 ВГВ. 1886. 1 нояб. (№ 88) ; Рязанцев Д. Вятский Преображенский девичий монастырь: История и современное его состояние. Вятка, 1887. С. 15 ; Изв. Имп. археол. комиссии. Вып. 44. СПб., 1912. С. 112.
2 Никитников Г. Иерархия Вятской епархии. Вятка, 1863. С. 96–98.
3 Календарь Вятской губернии. Вятка, 1882. С. 78.
4 РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Ч. 1. Д. 7. Л. 39.
5 Фонды КОХМ.
6 Вятка: материалы для истории города XVII и XVIII столетий. М., 1887. С. 307.
7 ГАКО. Ф. 246. Оп. 1. Д. 14. Л. 9.
8 Там же. Д. 63. Л. 7.
9 Там же. Д. 103. Л. 131.
10 Там же. Д. 134. Л. 24.
11 Рязанцев Д. Указ. соч. С. 15.
12 ГАКО. Ф. Р.-340. Оп. 1. Д. 416. Л. 105.
13 Там же. Ф. Р.-1258. Оп. 1. Д. 99. Л. 31 об.
14 Там же. Д. 1789. Л. 7 об.
15 Там же. Л. 66.
16 Там же. Ф. Р.-2327. Оп. 1. Д. 87. Л. 13.

Икона «Преп. Михаил Малеин». Первая четверть XVII в.

Преподобный Михаил Малеин родился около 894 года в Харсианской области (Каппадокия) и при Крещении получил имя Мануил. Он состоял в родстве с византийским императором Львом VI Мудрым (886-911). 18-ти лет Мануил ушел в Вифинию, в Киминскую обитель под руководство старца Иоанна Еладита, который постриг его в монашество с именем Михаил. Исполняя самые трудные послушания, несмотря на знатность своего рода, он показал пример великого смирения.

Преподобный Михаил Малеин

По прошествии некоторого времени он был удостоен благодати священства. Неустанно поучаясь в Священном Писании, преподобный Михаил показал, как достойно должно соединять священство с монашеством, достиг высокой степени бесстрастия и стяжал дар прозорливости. Он был очень сострадателен и человеколюбив, не мог оставить без помощи и утешения находившегося в нужде и печали, и по его горячим молитвам совершилось много чудес.

После многих иноческих трудов под руководством старца Иоанна, преподобный Михаил испросил у него благословения на уединенную жизнь в пещере. Пять дней недели проводил он в молитвенном сосредоточении и лишь на субботу и воскресение шел в монастырь для участия в Богослужении и причащения Святых Таин.

Примером высокой духовной жизни святой отшельник стал привлекать многих искавших спасения. В пустынном месте, носившем название Сухого Озера, преподобный Михаил основал для собравшейся к нему братии обитель и дал ей строгий устав. Когда обитель окрепла, преподобный Михаил ушел в еще более отдаленные пределы и устроил там новый монастырь. Вскоре трудами святого аввы вся Киминская гора покрылась иноческими обителями, где неустанно возносились молитвы за весь мир к Престолу Всевышнего.

Около 953 года в число братии вступил юноша Авраамий, который возрастал под руководством святого Михаила и принял от него постриг с именем Афанасий. Впоследствии преподобный Афанасий (память 5 июля) сам основал знаменитую Афонскую Лавру, первый общежительный монастырь на Святой Горе. В постройке Лавры преподобному Афанасию большую помощь оказал племянник преподобного Михаила Никифор, впоследствии византийский император Никифор Фока (963-969), который, навещая своего дядю, познакомился с ним. После пятидесяти лет неустанных иноческих подвигов преподобный Михаил Малеин мирно отошел ко Господу в 962 г.

Молитвы

Тропарь преподобному Михаилу Малеину, глас 8

Крила́ми мы́сленными к Богове́дению возлете́в разу́мно,/ мяте́ж ми́ра оста́вил еси́, блаже́нне,/ презре́в пло́ти мудрова́ния,/ му́дрость Вы́шнюю взыска́л еси́, е́же жи́ти с Бо́гом,/ и всем о́браз дав собо́ю, глаго́ля:// добро́ есть с Бо́гом жи́ти, Михаи́ле преподо́бне.

Кондак преподобному Михаилу Малеину, глас 2

Плотску́ю тяготу́ утончи́л еси́ де́лы,/ душе́вную же бы́стрость впери́л еси́ просвеще́нием, Михаи́ле,/ и яви́лся еси́ Тро́ице жили́ще,/ Ю́же зря, блаже́нне, я́сно,// моли́ непреста́нно о всех нас.

Преподобный Михаил родился в 894 году в каппадокийском городе Харсиане. Он происходил из знатного и влиятельного рода Малеинов, который дал миру многих полководцев и государственных деятелей и который был связан с императорским домом. Родители Михаила долгое время не имели детей, но затем им было видение Богородицы, и у них родился сын. В крещении он получил имя Мануил. Еще в детстве мальчик был возведен в достоинство спафарокандидата императорской канцелярии, и в будущем его ждала блестящая придворная карьера.

Однажды Мануил был в Константинополе вместе с отцом, патрикием Евстафием, и присутствовал на похоронах императора Льва VI, который приходился им родственником (912). Юноша осознал тщету земной славы и почестей, и в нем загорелось желание принять иноческий постриг. Желая знать, такова ли воля Божия о нем, он открыл Псалтирь наугад и прочел стих: «На Господа уповах; како речете души моей: превитай по горам, яко птица?» (Пс. 10: 1). Он закрыл книгу с радостью, убежденный, что получил Божественное знамение, и бежал без ведома родителей, желавших женить его в соответствии с их положением.

Мануил добрался до деревни Керсинии у подножия горы Кимин в Вифинии . Там жил известный старец Иоанн Еладит с несколькими учениками. Юноша в слезах пал к ногам старца и, скрыв свое истинное происхождение, просил направлять его в служении Богу. Видя пыл юноши и его горячее стремление к Богу, преподобный Иоанн всего через четыре дня облек Мануила в монашеские одежды с именем Михаил. Когда патрикию Евстафию сообщили новость слуги, посланные сыном, он, не вынеся боль разлуки, поспешил на гору Кимин.

Евстафий прибыл ночью и сразу пошел в церковь, как раз когда начиналась утреня. Тут он услышал ангельский голос сына, воспевшего слова: «Душе, яже зде временна, тамошняя же вечна», – и зарыдал, чем выдал свое присутствие. Патрикия привели к старцу, которого он стал резко укорять и обвинять в том, что тот заставил его сына оставить мир. Иоанн кротко отвечал, что всего лишь повиновался слову Евангелия: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6: 37). Тогда Евстафий успокоился, перестал угрожать монастырю, однако увез Михаила с собой. Когда они вернулись домой, мать преподобного Михаила, которая чуть не умерла от тоски, с трудом утешилась. Ведь его монашеские облачения свидетельствовали, что он действительно умер для мира и плотских привязанностей. Родители не могли заставить сына вернуться к мирской суете и позволили уехать в монастырь.

Преподобный Михаил был поставлен прислуживать в трапезной. Тот, кто с детства был окружен слугами, стоял, пока братия трапезничали, готовый подчиниться малейшему их знаку. Он с таким смирением исполнял даже самые неприятные послушания, что заслужил восхищение духовного отца и других монахов. Как и многие послушники, преподобный Михаил претерпевал жестокое искушение от желания спать. Тогда он решил днем носить только одну одежду и ходить с босыми ногами даже зимой, а ночью спать на доске. Через два года мужественных подвигов он был пострижен в монахи. На обряде пострига присутствовал его отец, который напутствовал Михаила: «Стремись, дитя мое, угождать Богу, Которого ты предпочел этому миру и родителям». Затем Евстафий с радостью вернулся к супруге и сказал, что Богородица приняла обратно данный им дар и что их сын станет опорой для многих душ, и они будут гордиться им.

Вскоре Евстафий умер (915), а мать, которая раньше так возражала против монашеского призвания сына, сама приняла постриг. Сестра преподобного вышла замуж и стала матерью будущего императора Никифора Фоки (963–969). Святой разделил наследство со своим братом Константином и отдал свою долю духовному отцу, а тот половину раздал нищим, а вторую половину использовал для расширения монастыря. Так преподобный Михаил освободился от всех забот о семье.

Желая вести более уединенную жизнь, он получил от старца благословение удалиться на скалу, находившуюся рядом с монастырем (918). Там он проводил пять дней в неделю в подвиге, молитве и трудах, а в субботу и воскресенье возвращался в монастырь и жил вместе с братией. Так он четыре года вкушал мед безмолвия, а затем ушел еще дальше, в пустыню, вместе с одним из своих родственников по имени Агапий. Они провели в отшельничестве два года, пребывая в самом строгом воздержании, питаясь только сухим хлебом, который время от времени приносили им крестьяне. Однако посетители нарушали их безмолвие – тогда они ушли в окрестности Прусиады (921).

Агапий оставил преподобного Михаила, и он поселился в очень тихом месте, называвшемся Ксиролимния. Здесь он построил себе хижину, чтобы вести безжалостную борьбу с бесами. Слава о преподобном Михаиле вскоре распространилась, и многие стали приходить к нему, чтобы подражать его образу жизни. Сначала блаженный не принимал их, но затем подчинился воле Божией. Вскоре более 50 монахов стали вести в этой местности безмолвное житие, питаясь только хлебом и водой. Преподобный Михаил во всем служил им примером и наставлял в искусстве из искусств. В этой общине блаженных было невозможно найти человека, охваченного унынием, печалью, павшего духом или очерствевшего сердцем. Всех приходивших к нему преподобный Михаил вел к сокрушению – и они, забывая сон, подчинялись блаженному изменению десницы Всевышнего (см.: Пс. 76: 11), чтобы вслед за святым возноситься в небесные выси.

Тем не менее в этом месте не было условий, подходящих для жизни большого числа монахов, поэтому преподобный оставил управление лаврой Агапию и отправился с несколькими учениками в Вифинию (925). Придя на гору Кимин, где он начинал свой подвиг, святой Михаил нашел уединенное место с достаточным количеством воды неподалеку и начал строительство новой лавры. В первую очередь монахи возвели большую церковь в честь Богородицы . Словно новый Моисей, словами и писаниями преподобный Михаил управлял учениками, число которых быстро возросло, ни в чем не отступая от законов подвижничества и монашеской жизни.

Преподобный Михаил не мог видеть несчастного человека и не оказать ему помощи, поэтому раздавал бедным все, чем владела община. У подножия горы он построил приют, в котором принимали всех паломников и странников. Так благодаря трудам и молитвам игумена пустыня превратилась в город, несмотря на козни диавола, который не мог выносить огня, исходившего из уст святого во время молитвы. Днем и ночью преподобный Михаил размышлял над Священным Писанием и достиг такого бесстрастия и столь высокой ступени созерцания Божественных таинств, что удостоился дара пророчества и совершил множество чудес. Так, он предсказал поражение Византии в войне с болгарами в правление императора Константина VII Багрянородного (913–959) и заранее возвестил о низложении Романа Лакапина (944). Узнав об этом пророчестве, патриарх Феофилакт, сын Романа (933–956), рукоположенный в 16 лет вопреки священным установлениям и показавший себя недостойным этого высокого сана, попытался разрушить монастырь, но не смог ничего сделать. С помощью пророческого дара преподобный защищал своих учеников, находившихся в опасности, и помогал грешникам прийти к покаянию.

Однажды, по диавольскому наущению, один из монахов замыслил убить святого. Ночью с мечом в руке он подошел к келье преподобного Михаила и увидел его молящимся в окружении огненного кольца. Монах словно окаменел от изумления, а святой сказал: «Войди и положи то, что ты прячешь». Тогда несчастный пал в ноги преподобному Михаилу. Тот отослал его и предостерег, что вскоре ему самому придется предстать перед Богом. Действительно, через 40 дней этот монах умер, покаявшись.

Когда преподобный Михаил был в Константинополе у своего родственника, стратига Зефинизера, к нему привели юного Авраамия, будущего преподобного Афанасия, основателя Великой лавры на Афоне (память 5 июля). Юноша был потрясен сиянием святости старца и тотчас последовал за ним на гору Кимин. Преподобный Михаил наставил его в основах монашеской жизни. Когда святой старец готовился почить в Господе, преподобный Афанасий испугался, что его могут избрать преемником игумена, и ушел из монастыря, взяв с собой куколь преподобного, который с тех пор надевал по большим праздникам.

За 50 лет монашеской жизни святой Михаил никогда не изменял своего подвижнического правила. Всегда простираясь в предняя (см.: Флп. 3: 13), он пять дней в неделю не вкушал пищи, а в конце жизни на время Великого поста продлевал этот срок до двенадцати дней. В любую погоду он носил только одну простую грубую одежду, спал на табурете и только если был болен, ложился на подстилку. Тем не менее святой Михаил очень любил церковные торжества. На Господские и Богородичные праздники он всю ночь пел в братском хоре, с лицом, сияющим от радости. Преподобный жил на земле подобно ангелу и почил в мире 12 июля 961 года.

Из книги , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Составитель - иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод - издательство Сретенского монастыря

Святые покровители носящих имя Михаил

Архангел Михаил
Дни памяти установлены Православной Церковью 8/21 ноября - Собор архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных ; 6/19 сентября – воспоминание о чуде архангела Михаила в Хонех .

Дата празднования в ноябре также имеет неслучайное происхождение. Она символична: март считается первым месяцем после Сотворения мира, ноябрь – девятым. В ознаменование девяти ангельских чинов именно в ноябре установлен праздник ангелам. 8-е число указывает на Судный день, когда Собор сил бесплотных с архангелом Михаилом во главе будет сослужить Господу, который взвесит на Своих весах грехи и праведные дела каждого.

Архангел Михаил считается покровителем воинов. Является защитником всех православных христиан от видимых и невидимых врагов и злых духов. Крепка вера православных христиан в его помощь во всех бедах, скорбях, нуждах. К нему обращаются с молитвами об исцелении (это связано с почитанием его как победителя злых духов, которые в христианстве считались источником болезней), ему также молятся при входе в новый дом и при освящении дома, прося о спасении от воров и стихийных бедствий. В православии он почитается также как покровитель строительства и строителей.


Заказать икону


Варианты иконы

Икона Архангела Михаила.
Иконописец: Юрий Кузнецов
Святой благоверный князь Михаил Тверской
Святой благоверный князь Михаил Тверской – один из великих русских православных князей-правителей, являющий собой величайший пример преданности государственного деятеля своему народу и православной христианской вере. Молитва святому благоверному князю Михаилу Тверскому помогает в решении проблем, связанных с исцелением от различного рода болезней. Ему молятся защитники Родины и их близкие. Покровитель жителей Твери и Тверской области.
Михаил Болгарский, воин


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 22 ноября/5 декабря.

Михаил Болгарский, равноапостольный - см.
Борис (в крещении Михаил) Болгарский, равноапостольный, царь (креститель Болгарии)


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 2/15 мая.

С именем этого святого неразрывно связана история крещения болгарского народа. Во время правления царя Бориса страна из-за войн с соседними народами находилась в бедственном положении. Путь к миру и просвещению правитель увидел в христианстве. Но прежде, чем обратить к вере народ, царь сам должен был принять ее. Этому способствовали многие обстоятельства. Первым повлиял на Бориса, взятый в плен, инок Федор Куфара. Затем в семью была возвращена сестра царя, получившая воспитание в православной Византии. Когда же в Болгарию прибыл Мефодий со своим братом Кириллом, царь Борис принял Крещение с именем Михаил. Вслед за ним Крещение приняла вся страна.

Михаил Всеволодович, Черниговский, князь, мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 14/27 февраля, 20 сентября/3 октября.

Князь Михаил Всеволодович своим родным городом считал Чернигов, хотя правил он в разных городах. В Новгороде и в Киеве — везде люди относились к нему с любовью и уважением.

В 1238 году татары начали опустошать русские города и через два года достигли стен Киева. В это время князь Михаил пытался искать помощи в европейских странах, надеясь спасти страну от разорения. Католические правители ему отказали, они и сами бы не отказались напасть на Россию. Когда Михаил вернулся, он узнал, что татары требуют, что бы он приехал в Орду, получить разрешение-ярлык на княжение. Получив благословение от своего духовного отца, он в сопровождении боярина Феодора отправился в путь.

В Орде татары потребовали, чтобы князь прошел через огонь для очищения и поклонения монгольским богам. На это Михаил ответил, что готов поклониться только царю, но не идолам. Князь знал, чем это может закончиться, но был готов принять мученическую смерть. Его казнили на глазах Феодора, но и этот человек не отступил перед страхом и искушением, хотя ему предлагали самому стать князем.

Останки Михаила и Феодора чудом сохранились, христиане похоронили их, а через некоторое время их перевезли в Чернигов.

Михаил Зовийский (Севастийский), игумен, преподобномученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 1/14 октября.

Михаил Кахетинский - см.
Гоброн (в крещении Михаил) Кахетинский, князь, мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 17/30 ноября.

Михаил Киевский и всея Руси, митрополит


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 30 сентября/13 октября.

Михаил Клопский, Новгородский, Христа ради юродивый


Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 11/24 января.

В 1419 году князь Константин Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, приехал в Новгород. Горожане с радостью приняла его. На трапезе князь обратил внимание на человека, который читал для гостей книгу Иова. Голос показался ему знакомым. Константин Дмитриевич подошел к чтецу и воскликнул: «Это же Михаил, сын князя Максимова!». Так люди узнали, кем был юродивый, который пришел однажды в Клопский монастырь.

Святой Михаил Клопский когда-то отказался от знатного имени и богатства и взял на себя подвиг юродства Христа ради. Он прожил в монастыре 44 годы, ограничивая себя во всем, он много трудился. Господь дал ему дар творить чудеса. Он сотворил источник с живительной влагой на землях, которые страдали от засухи. В голодное время кормил людей хлебом. Запасов было мало, но они никогда не кончались. Все предсказания, которые он делал, впоследствии сбылись. Точная дата смерти святого Михаила Клопского неизвестна, это мог быть 1453 или1456 год.

Михаил Малеин, игумен


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 12/25 июля.

Преподобный Михаил Малеин родился около 894 года в Харсианской области (Каппадокия) и при Крещении получил имя Мануил. Он состоял в родстве с византийским императором Львом VI Мудрым (886-911). 18-ти лет Мануил ушел в Вифинию, в Киминскую обитель под руководство старца Иоанна Еладита, который постриг его в монашество с именем Михаил. Исполняя самые трудные послушания, несмотря на знатность своего рода, он показал пример великого смирения.

По прошествии некоторого времени он был удостоен благодати священства. Неустанно поучаясь в Священном Писании, преподобный Михаил показал, как достойно должно соединять священство с монашеством, достиг высокой степени бесстрастия и стяжал дар прозорливости. Он был очень сострадателен и человеколюбив, не мог оставить без помощи и утешения находившегося в нужде и печали, и по его горячим молитвам совершилось много чудес.

После многих иноческих трудов под руководством старца Иоанна, преподобный Михаил испросил у него благословения на уединенную жизнь в пещере. Пять дней недели проводил он в молитвенном сосредоточении и лишь на субботу и воскресение шел в монастырь для участия в Богослужении и причащения Святых Таин.

Примером высокой духовной жизни святой отшельник стал привлекать многих искавших спасения. В пустынном месте, носившем название Сухого Озера, преподобный Михаил основал для собравшейся к нему братии обитель и дал ей строгий устав. Когда обитель окрепла, преподобный Михаил ушел в еще более отдаленные пределы и устроил там новый монастырь. Вскоре трудами святого аввы вся Киминская гора покрылась иноческими обителями, где неустанно возносились молитвы за весь мир к Престолу Всевышнего.

Около 953 года в число братии вступил юноша Авраамий, который возрастал под руководством святого Михаила и принял от него постриг с именем Афанасий. Впоследствии преподобный Афанасий (память 5 июля) сам основал знаменитую Афонскую Лавру, первый общежительный монастырь на Святой Горе. В постройке Лавры преподобному Афанасию большую помощь оказал племянник преподобного Михаила Никифор, впоследствии византийский император Никифор Фока (963-969), который, навещая своего дядю, познакомился с ним. После пятидесяти лет неустанных иноческих подвигов преподобный Михаил Малеин мирно отошел ко Господу в 962 г.

Михаил Мстиславич - см.
Ростислав Мстиславич (в крещении Михаил) Киевский, Смоленский, великий князь


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 14/27 марта.

В истории России имя Смоленского князя Ростислава Мстиславича занимает значительное место. Он жил в XII веке, когда князья враждовали между собой. Вместе со своими братьями Всеволдом и Изяславом Ростислав боролся против Юрия Долгорукого. Борьба за Киев длилась более 10 лет. За эти годы Ростислав завоевал авторитет среди других князей и многие из них перешли на его сторону. Как мудрый правитель, он стремился к объединению страны. Став Киевским князем, он практически прекратил все междоусобные войны. На некоторое время на Руси воцарился мир. Мстислав же всем сердцем стал стремиться к Церкви и хотел уйти в монастырь. Но священники все откладывали его пострижение, считая, что оставаясь князем, он принесет больше пользы людям. Ростислав Мстиславич умер 17 марта 1167 года.

Михаил Муромский, князь


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 21 мая/3 июня.

Святые благоверные князья Константин и сыновья его Михаил и Феодор Муромские жили в XI - XII веках. Благодаря им Муром принял христианство. Совершая этот подвиг, князь Константин понес тяжелейшую утрату: язычники убили его сына Михаила. Случилось это, когда он подошел к воротам города, чтобы вступить в правление своим уделом и отправил послом сына Михаила. Но в ответ получил его бездыханное тело. Но когда к Мурому подошла дружина, жители сдались и подчинились новому князю.

Благоверный Константин не стал насаждать христианскую веру силой. Он построил два храма и пытался сначала переубедить старейшин города. Но народ все равно был настроен воинственно. В один из дней толпа подошла к княжескому дворцу с намерением убить его хозяина. За закрытыми дверями, которые сдерживали разъяренных язычников, святой Константин и его семья молились Богу. Вдруг раздался голос: ««Константине! Услышана молитва твоя, дерзай, не бойся. Аз есмь с тобою». Тогда благоверный князь вышел к мятежникам, держа в руках икону Пресвятой Богородицы. Образ был озарен чудесным светом, и при виде этого чуда люди согласились креститься. На месте убиения сына Михаила благоверный князь Константин построил храм в честь Благовещения.

Михаил Савваит, Едесский, Черноризец, преподобномученик


Заказать икону


Дни памяти установлены Православной Церковью 23 мая/5 июня, 29 июля/11 августа.

Святой Михаил Савваит пострадал за то, что отказался принять магометанскую веру. Он предпочел смерть, но не изменил себе.

С детства Михаил рос в христианской среде. Он родился в городе Эдесса в IX веке. У него были верующие родители, его учителем был святой Феодор Эдесский. Отправившись после смерти родителей в Иерусалим к Святым местам, он решил навсегда остаться в монастыре святого Саввы, который находился в Палестине.

Однажды он поехал в город, чтобы продать посуду и другие вещи, которые делали иноки монастыря. Красивые вещи привлекли внимание царицы Сеиды. Но не на красивые кувшины она смотрела, а на святого Михаила, предложив ему остаться с ней. Отказ привел ее в негодование. Царица приказала избить инока палками, как врага магометан, о чем и сказала своему мужу - царю. Правитель поговорил со святым Михаилом, после чего предложил ему принять другую веру. Но инок попросил отпустить его или убить, иное было для него невозможно.

Царь сначала пытался отравить христианина, но яд не подействовал, тогда он приказал его казнить. Тело святого Михаила Савваита монахи перенесли в свою обитель, где и похоронили его.

Михаил Синадский (Фригийский), епископ, исповедник


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 23 мая/5 июня.

Михаил Сингелл (помощник епископа), Константинопольский, преподобный, исповедник


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 18/31 декабря.

Синкел — титул духовного лица. Святой Михаил Константинопольский был помощником епископа и оставался им до конца своих дней. У него была возможность получить более высокий сан — стать епископом, но он отказался.

Духовная жизнь привлекала Михаила с детства. Внутренняя склонность или святость Иерусалима, в котором он родился, или влияние родителей-христиан, возможно, все вместе привело его в монастырь. Начав служить иноком, он быстро стал пресвитером. Он нем многие говорили, как о хорошем проповеднике. Патриарх Иерусалимский назначил его синкелом, доверив ведение церковных дел.

Однажды из Рима пришло известие о том, что император Лев Армянин стал иконоборцем и преследует тех, кто почитает иконы. Святой Михаил Сингел отправился к нему в сопровождении братьев Феодора и Феофана. Но им не удалось убедить императора прекратить притеснять верующих. Разгневанный правитель подверг помощника епископа пыткам, а затем сослал его в изгнание. Когда на смену Льву Армянину пришел Феофил, исповедник вернулся, но был снова заперт в монастыре. Приемник тоже оказался иконоборцем. Только после смерти Феофила, когда на престол взошла императрица Феодора, он получил свободу. Царица восстановила почитание икон и предложила святому стать епископом. Но святой Михаил Сингел предпочел служить помощником.

Михаил Улумбийский, преподобный, один из основателей грузинского монашества


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 7/20 мая.
Похожие статьи