Мифы и легенды скандинавских народов. Мифы древней скандинавии. Скандинавские мифические существа

26.10.2020

Можно смело утверждать, что литература Скандинавии выросла из древнеисландской литературы. Открытие и заселение Исландии явилось одним из результатов походов викингов. Известный исландский ученый Йонас Кристианссон пишет: "На своих быстрых и прочных судах викинги пересекали моря, как молния, обрушивались на острова и побережье и пытались создать новые государства на западе – в Шотландии, Ирландии и Англии, на юге – во Франции и на востоке – на Руси.
Но племена, населявшие эти земли, были настолько могущественны, что немногочисленные группы чужеземцев постепенно растворились среди местного населения, утратив свои национальные черты и язык. Викинги могли продержаться лишь на тех землях, которые до их прихода не были заселены. Исландия осталась единственным государством, созданным в этот период викингами.

Арн Мудрый (1067-1148), первый исландский автор, написавший краткую историю Исландии ("Книга об исландцах"), сообщает, что первый поселенец обосновался там "через несколько лет после 870 года. Согласно же другому древнему источнику, это произошло в 874 году". История исландской литературы, как, собственно, и история страны, насчитывает более тысячи лет. Во всем мире известны скандинавские саги о богах и героях, дошедшие до нас благодаря песням "Старшей Эдды".

"Старшая Эдда" – это сборник мифологических и героических песен, сохранившийся в единственном списке – "Королевском кодексе", найденном в Исландии в 1643 году. До недавнего времени этот пергамент хранился в Копенгагене, но в апреле 1971 года многие древнеисландские рукописи, по решению датского парламента, были переданы в Исландию, где в ее столице – Рейкьявике – был создан Институт рукописей Исландии, целью которого является способствовать распространению знаний о языке исландского народа, его литературе и истории. Вся древнеисландская поэзия распадается на два вида поэтического искусства – эддическую поэзию и поэзию скальдов.

Эддическая поэзия отличается тем, что авторство ее анонимно, форма её относительна проста, а рассказывает она о богах и героях, либо содержит в себе правила житейской мудрости. Особенностями эддических песен является их насыщенность действиями, каждая песнь посвящена одному конкретному эпизоду из жизни богов или героев, и их предельная краткость. "Эдду" условно делят на 2 части – на песни о богах, в которых содержатся сведения по мифологии, и песни о героях. Самой знаменитой песней "Старшей Эдды" считается "Прорицание вёльвы", в которой дается картина мира от его сотворения до трагического конца – "гибели богов" – и нового возрождения мира.

Ранняя исландская поэзия связана с языческими верованиями. Многие из древнейших поэм посвящены языческим богам, а само искусство стихосложения считалось даром верховного бога Одина. Есть в "Старшей Эдде" и песни общегерманского происхождения – например, песни о Сигурде и Атли. Сказание это южно-германского происхождения и наиболее известно по "Песни о Нибелунгах". Правила поэзии и пересказ древнескандинавской мифологии содержится в "Младшей Эдде", принадлежащей скальду Снорри Стурлусону (1178-1241).

На русский язык "Старшая Эдда " переводилась три раза – первый раз талантливой переводчицей и исследователем древнеисландской литературы С. Свириденко, в советское время – А. Корсуном, и совсем недавно – В. Тихомировым, подготовившим свой перевод совместно с крупнейшим современным скандинавистом-медиевистом О. Смирницкой. До революции 1917 года в России существовало великое множество переложений и пересказов древнескандинавских мифов. После 1917 года было опубликовано лишь одно переложение этих мифов для детей, принадлежащее Ю. Светланову.
Однако недавно на русском языке появилась прекрасная книга современного датского писателя Ларса Хенрика Ольсена "Эрик сын человека", представляющее собой в увлекательной форме написанное путешествие по миру богов и героев.

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Шрифт:

100% +

Мария Томарёва
Скандинавские мифы и легенды

© Мария Томарёва, текст, 2018

© Янис Шульц, иллюстрации, 2018

© ООО «Издательство АСТ», 2018

* * *

Сотворение мира

Сначала нашего мира не существовало. Вместо него была бездна под названием Гиннунгагап – ни дна, ни конца, ни края.

На севере от Гиннунгагапа простиралась ледяная страна Нифльхейм, а на юге – Муспельсхейм, огненное царство.

И целую вечность ничего не случалось.

Но однажды в холодном Нифльхейме забил родник и реки из него потекли на юг, неся с собой ледяные глыбы. Искры, вылетавшие из Муспельсхейма, растапливали лёд.

И вот из подтаявшего льда появились два самых первых существа.

Одним из них был гигант по имени Имир. А другим была… нет, не женщина, а корова. Звали её Аутумла.

Лёг Имир спать – и под левой мышкой у него выступили капли пота, которые превратились в великана и великаншу. Скрестил Имир во сне ноги – и из-под колен его вылез ещё один великан, причём с шестью головами.

Еды Имиру и всем произошедшим от него великанам хватало – они питались молоком коровы Аутумлы.

Но где уж было Имиру догадаться, что корове тоже нужен корм. Ведь он не умел думать. Да и никакой травы в Гиннунгагапе не росло.

Поняла это терпеливая Аутумла, горестно закатила глаза и принялась, за неимением лучшего, слизывать соль с камня.

Вот стоит корова и лижет камень. Лижет первый день – из камня проступили волосы, лижет второй день – показались голова и плечи. Ну а к вечеру третьего дня из камня вышел красавец по имени Бури.

Красавец Бури женился на красавице великанше, и у них родился ещё один красавец по имени Бор.

Сыновей Бора звали Один, Вили и Вё. Они и стали первыми богами – асами.

Троим молодым асам в пустынном мире было скучновато.

Сидели как-то Один, Вили и Вё на краю ледника. Один и говорит:

– О, братья мои! Раз уж мы боги, так давайте создадим в бескрайнем, бесконечном и бездонном Гиннунгагапе новый мир.

Только из чего его сделать?



– А мы его сделаем… из Имира! – придумал Один.

– Нехорошо как-то, – засомневались Вили и Вё, – он же наш прародитель.

– Во-первых, наша прародительница – это корова Аутумла, – возразил Один. – Ведь именно она вылизала из камня нашего дедушку Бури. А во-вторых… братцы, мы же все знаем, что думать Имир не умеет. Он, наверное, даже и не заметит ничего.

И убили они Имира. А и из него вытекло столько крови, что в ней утонули почти все великаны – а их к тому времени было уже немало. Спаслись только великан Бергельмир с женой.

– М-да, – сказал Один, – что-то мне подсказывает, что потомки этой парочки будут нас, асов, сильно недолюбливать…

И он не ошибся. От Бергельмира произошли те самые великаны-ётуны, которые враждуют с асами с начала и до конца времён.

Тело Имира братья-асы бросили в Гиннунгагап и сделали из него землю.

Громадный череп великана стал небесным сводом. Из его крови получились реки и моря, из костей – горы и скалы, из зубов – камни и песок, из волос – леса. Мозг Имира (который у него всё-таки был) боги подбросили в небо – и он стал облаками и тучами.

Череп Имира оказался квадратным. Чтобы придать небосводу округлую форму, асы свернули углы в виде рогов. В каждый из рогов – северный, южный, западный и восточный – они посадили по ветру.

Голый череп Имира братья украсили искрами из Муспельсхейма. Так на небе появились бесчисленные звезды.



Землю боги окружили океаном, а узкую полоску суши вдоль него отвели великанам-ётунам – надо же было этому народу где-то жить. Так появился суровый край Ётунхейм – царство великанов.

Итак, новый мир был создан. Но кем его заселять?

– Давайте-ка создадим людей! – предложил Один.

Вили и Вё были не против, только из чего бы их создать?

– А мы сделаем их… из дерева! – придумал Один.

Сказано – сделано: нашли они на морском берегу два бревна и вытесали две фигуры – мужскую и женскую. И братья одарили их волшебной силой. Один дал им жизнь и дыхание, Вили – возможность думать и двигаться, а Вё подарил им чувства и речь.

Первого мужчину назвали Аск, а первую женщину – Эмбла. Вскоре люди заселили всю землю, которой асы дали название Мидгард.

И всё бы хорошо… да только через какое-то время в Мидгарде стало отвратительно пахнуть.

– Фу! – поморщился Один. – И как это люди умудрились испакостить землю за такой короткий срок?

– Люди здесь ни при чём, – вступился за них Вили. – Пройдут тысячелетия, прежде чем они научатся загрязнять мир самостоятельно.

– А смердит, братец, сама земля, – объяснил Вё. – Ведь она сделана из чего? Из мяса гиганта Имира. А мясо со временем что делает? Протухает.

Заглянули братья в недра земли – вся бывшая Имирова плоть кишела отвратительными червями.

И снова взялись асы за дело. На испорченное мясо были наложены чары – и оно превратилось в обыкновенную землю.

Но что же делать с червями?

– А давайте превратим их в маленьких человечков вот что, – предложил Один. – В тёмных гномов и светлых эльфов.

– Ну, Один, ты и скажешь, – засомневались братья. – Ладно ещё в гномов. Но в светлых, прекрасных эльфов? Таких отвратительных червяков?

– А пусть светлые, прекрасные эльфы помнят о своём происхождении и не будут считать себя равными нам, асам, – объяснил Один.

Так в мире появились тёмные альвы – гномы и светлые альвы – эльфы.

Девять миров и ясень Игдрассиль

Если говорить точно, мир получился не один, а целых девять.

Во-первых, человеческий мир – Мидгард.

Во-вторых, Асгард – страна асов в небесах над Мидгардом.

В-третьих, Ванахейм. Живут в нём так называемые ваны – ещё один клан богов. Ваны – божества природы, поэтому их край Ванахейм сплошь зарос лесами.

В начале времен асы с ванами воевали. Но потом решили, что делить им нечего, поладили, породнились и теперь мирно соседствуют.

В-четвёртых, Ётунхейм, где живут великаны-ётуны.

В-пятых, Свартальфахейм, подземное царство гномов. Коротышки гномы в своих кузницах создают волшебное оружие и украшения, о которых мечтает каждый бог. Кроме того, среди маленьких гномов встречаются большие умники.

Наверное, тёмные альвы добились бы лучшей доли, чем только сидеть в норах и выполнять заказы асов. Да вот беда – беднягам не выйти на поверхность: первый же луч солнца превратит неосторожного гнома в камень.



В-шестых, Льесальфхейм, воздушные чертоги эльфов. Этот мир парит где-то между Мидгардом и Асгардом.

Светлые альвы – кузнецы не хуже гномов. Кроме того, они божественно поют и играют прекрасную музыку. Впрочем, всегда помнят о своём небожественном происхождении (из червей в протухшем мясе Имира) и держатся скромно.

В-седьмых, Муспельсхейм, огненное царство – оно существует ещё со времен Гиннунгагапа. Всё в этом мире состоит из пламени.

У ворот Муспельсхейма стоит на страже его правитель Сурт с огненным мечом наперевес. И никто никогда там не бывал, кроме коренных жителей – страшных огненных великанов.

В-восьмых, ледяной край Нифльхейм, такой же древний, как и царство огня.

И там только снег да лёд, иней да мгла. Да ещё ледяные великаны – злобный народ, и в гостях у них делать нечего.

И, в-девятых, Хельхейм, царство мёртвых.

Через все девять миров произрастает могучий ясень Иггдрасиль.

Крона его простирается выше небес. По ней гуляют четыре оленя, объедая свежие листочки.

На верхушке Иггдрасиля сидит орёл. Когда он машет крыльями – в Асгарде, Миргарде, Ётунхейме и других мирах поднимается ветер. А между глаз у орла устроился ястреб.

По стволу Иггдрасиля бегает белка по имени Рататоск.

Корни ясеня уходят глубоко под землю.

Первый из них находится в Ётунхейме.

Возле него в полутемном гроте бьёт источник мудрости, который охраняет великан Мимир – точнее, не весь Мимир, а лишь его отрубленная и оживлённая голова.

Пришёл как-то к Мимиру молодой Один.

– Дай мне попить из источника, – попросил он великана.

– Попей, – ответил Мимир. – Но мудрость нельзя обрести без лишений. Чего бы такого тебя лишить? Ладно, отделаешься малым – давай-ка сюда свой правый глаз.

– Глаз? – расстроился Один. – А нельзя, например, палец? Ну, ухо в конце концов…

– Не торгуйся, юноша, – сказал Мимир.

– Что ж, – вздохнул Один, – став мудрым, я одним глазом увижу больше, чем сейчас двумя.

И теперь на каждого, кто попадает в грот к Мимиру и наклоняется над его источником, из-под воды смотрит пожертвованный ради мудрости глаз Одина.

Второй корень Иггдрасиля – в царстве мёртвых, Хельхейме.

Рядом с ним развалился обросший перьями дракон Нидхёгг и грызёт его. Несладко приходится этому корню! Зато дракону – очень даже сладко. Ведь даже роса на священном дереве такая вкусная, что пчёлы – там, в верхних мирах, – собирают её вместо мёда.

Кроме сока Иггдрасиля, в меню дракона входит кровь, которую он высасывает из мертвецов. Мимо Нидхёгга-кровопийцы проходит каждый свеженький покойник на пути в царство мёртвых. Потому-то жители Хельхейма и выглядят такими иссохшими.

Иссохло бы стараниями Нидхёгга и мировое дерево, если б не его третий корень.



Третий корень тянется в Асгард.

Около него бьёт священный источник и живут три норны – богини судьбы.

Старшая норна зовется Урд, что значит «прошлое», средняя – Вернанди, «настоящее», а младшая – Скульд, «будущее».

Урд выглядит дряхлой старухой, Вернанди – женщиной средних лет, а Скульд – юной девушкой.

Норны знают судьбы всех миров и судьбу каждого существа – будь то ётун или альв, человек или ас.

При этом определённую заранее судьбу не могут изменить даже боги.

Правда, в отличие от людей, асы могут прийти к норнам и спросить, что их ждёт впереди. Естественно, они давно уже пришли и спросили. Например, каждому асу известно, в какой час и как именно он погибнет.

Впрочем, норны не всегда отвечают на вопросы, не всегда дают советы.

– Нет, – частенько говорят вещуньи самому Одину, – даже тебе не стоит знать, что из этого выйдет.

Чувствительная юная Скульд, отвечающая за будущее, в таких случаях обычно заливается горькими слезами…

Каждую долю секунды в каком-то из миров кто-нибудь рождается, и Урд, Вернанди и Скульд должны прийти к его изголовью и наделить младенца судьбой.

Они же ухаживают за Иггдрасилем – каждый день они черпают из источника воду вместе с грязью и поливают ею корень ясеня. Это помогает дереву пережить ненасытность Нидхёгга. Вода в источнике настолько священна, что грязь в ней – белого цвета.

У этого источника (зовётся он, как и старшая норна, Урд – это слово означает ещё и «судьба») асы частенько собираются на совет.

Асгард и асы

Асгард, край богов, расположен высоко в небесах.

Въехать на него можно по мосту, который называется Биврёст. Люди из своего Миргарда отлично видят Биврёст – это всем знакомая радуга.

Но горе самонадеянному человеку, великану или альву, сунувшемуся на Биврёст без аса-сопровождающего! Красная полоска на радуге – огонь, который немедленно сожжёт дерзкого наглеца.

Сторожит ворота Асгарда сын Одина, ас по имени Хеймдаль – у него золотые зубы, а родился он от девяти матерей, причём все они были сёстрами. Зато и стража породили надёжного.

В Асгарде располагаются чертоги богов и богинь. Самый прославленный из них – дворец Вальгалла.

В Вальгалле на своём троне Хлидскьявле восседает Один.

Трон устроен так, что, сидя на нём, можно видеть всё, что творится в девяти мирах. Поэтому от единственного зоркого ока верховного аса никому не укрыться.

А если что и укроется – у Одина есть расторопные осведомители: два ворона, которые время от времени облетают землю и возвращаются с новостями. Зовут воронов Хугин – «думающий» и Мунин – «помнящий».

У ног Одина лежат два волка – Гери и Фреки. Их имена значат «жадный» и «прожорливый». На пирах Один вкушает только мёд, а всю еду бросает под стол Гери и Фреки. Работа волков – подъедать за владыкой.

В компании Хугина, Мунина, Гери и Фреки Один частенько бродит по Мидгарду.

Превращаясь то в дряхлого старика, то в карлика, он стучится в дома людей. Если с ним обойтись негостеприимно – обязательно покарает.

Один – мудрейший из асов.

Вальгалла – не просто дворец Одина.

Это ещё и священное место, куда попадают воины, павшие в бою с оружием в руках. Каждый викинг мечтает о Вальгалле и, умирая на поле брани, просит товарищей вложить в его слабеющую руку меч или боевой топор.



Воины, населяющие Вальгаллу, зовутся эйнхериями.

Время эйнхерии проводят так – дни напролёт с наслаждением рубят друг дружку мечами на лугу возле Вальгаллы, а ночи напролёт – пируют. К ночному застолью все раны успевают затянуться, и воины – как новенькие.

Любо-дорого смотреть, как после заката солнца идут эйнхерии с поля брани – один несёт под мышкой собственную голову, другой – руку, третий весело прыгает на одной ноге.

Тем, кто сам идти не может, подсобляют валькирии – девы-воительницы, дочери Одина. Своими прекрасными ручками собирают они с обагрённой кровью травы изрубленных в куски воинов – тех, что нынче особо отличились. И несут в Вальгаллу – врачевать.

Затем – пир: аппетит у эйнхериев превосходный.

Мёд на эти пиры поставляет коза Хейдрун. Она разгуливает по устланной золотыми щитами крыше Вальгаллы, щиплет зелёные листочки Иггдрасиля и вместо молока дает сладкое хмельное питьё.

Едят эйнхерии мясо кабана по имени Сехримнир. Каждый вечер его забивают и варят в огромном котле, и каждое утро он опять оказывается живёхонький.

Прислуживают рубакам на пирах те же валькирии.

Впрочем, не все погибшие на поле брани воины попадают к Одину в Вальгаллу. Половину из них забирает богиня любви и красоты Фрейя в свой чертог Фольквангр.

В Фольквангре воины тоже сражаются и веселятся, но есть одно отличие. Во дворце Фрейи с павшими бойцами могут жить рядом их земные жёны и возлюбленные – если сохранят верность павшему супругу.



Поэтому многие женщины викингов, потеряв в бою любимого, стараются погибнуть так же героически, как и он, чтобы потом оказаться с ним вместе у Фрейи в Фольквангре.


Главный защитник Асгарда – ещё один сын Одина, рыжебородый Тор, бог-громовержец.

Ох, и боятся великаны его гнева, его силы (которую он увеличивает, потуже затягивая свой волшебный пояс), а в особенности – его молота Мёльнира.

Молот у Тора такой тяжёлый, что поднять его может только он сам. А если кинуть Мёльнир, допустим, в лоб какому-нибудь ётуну – оружие вернётся к Тору в руку. А вот ётун из сражения уже не вернётся.

Поэтому как-то обезвредить Тора или стащить Мёльнир – давняя мечта великанов из Ётунхейма.


Ещё один из заметных обитателей Асгарда – бог огня Локи.

У Локи только мать из асов. Он хитёр, ловок и умён. Ие асы, наблюдая за проделками Локи, частенько качают головой и приговаривают:

– Ай, Локи, плохо ты кончишь!

Но до конца ещё далеко, и пока Локи живёт себе в Асгарде, принося богам то пользу, то проблемы.

Стена вокруг Асгарда

Когда Тор бывал дома, ни одному ётуну не могло прийти в голову сунуться в Асгард.

Беда в том, что дома Тор почти не бывал.

– Надо мне, братцы, напомнить о себе великанам. Съезжу-ка я в Ётунхейм, давненько там не бродил, – объявлял Тор асам, усаживался в свою запряжённую двумя козлами колесницу и уезжал по Биврёсту.

А асы в своих чертогах начинали крепче запираться на ночь и вздрагивать от каждого шороха. По ночам им снились полчища ётунов.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Высшие боги в германо-скандинавской мифологии назывались асами и жили в Асгарде - стране, находящейся на небе. Старшим богом считался Один. Кроме Одина было двенадцать богов: Тор, Бальдр, Тюр, Хеймдалль, Браги, Хёд, Видар, Вали, Улль, Ньёрд, Фрейр, Локи. Основные женские персонажи скандинавской мифологии - Фригг (жена Одина, ведающая судьбы), Фрейя (богиня любви), Идунн (хранительница золотых молодильных яблок), златоволосая Сив (жена бога-громовержца Тора, предположительно связанная с плодородием) и др.Асы постоянно враждовали с Ётунам(великанами). Одно время асы враждовали с ванами (богами плодородия).

Один
О́дин (или Вотан, Óðinn, Odin, Wodan) - верховный бог в германо-скандинавской

мифологии, отец асов. Бог войны и победы, супруг Фригг. Древние римляне отождествляли его с Меркурием/Гермесом. Мудрец и шаман, знаток рун и преданий, но, в то же время, бог военной аристократии, хозяин Вальхаллы и повелитель валькирий. Один не нуждался в пище: он никогда не ест, а живёт лишь тем, что пьёт мёд или брагу.

По легенде, являлся людям чаще всего в образе одноглазого старика (свой правый глаз Один отдал Мимиру, чтобы испить из источника мудрости) в синем плаще и войлочной шапке, в сопровождении двух воронов или двух волков, вооруженый копьем. Считалось, что под видом бедного странника он бродит по всему свету, и плохо будет тому, кто, забыв законы гостеприимства, оттолкнет его от своего порога. Жители Скандинавии верили, что он часто объезжает на своем коне землю или, невидимый для людей, принимает участие в их сражениях, помогая достойнейшим одержать победу.

Спутники Одина - во́роны Хугинн и Мунинн (Huginn, Muninn;

«думающий» и «помнящий») и волки Гери и Фреки («жадный» и «прожорливый»), его ездовое животное - восьминогий конь Слейпнир (Sleipnir, «скользящий»). В правой руке Одина копье Гунгнир, оно никогда не пролетает мимо цели и поражает насмерть всякого, в кого попадает. Его корабль - Скидбладнир (Skíðblaðnir, «сложенный из тонких дощечек»), который можно было сложить в кошель при надобности, и который был самым быстрым кораблем.

В сказаниях Один выступает под множеством имён и прозвищ. Это связано с традициями скальдической поэзии, где приняты поэтические синонимы - хейти и непрямые упоминания о предмете - кеннинги. Вот некоторые из имен Одина - Alföðr (Альфёдр - «всеотец»), Ygg (Игг - «страшный»), Hár (Хар - «высокий»), Veratýr (Вератюр - «повелитель людей»), Bölverkr (Бёльверк - «злодей»). Перечень имен приводится в одной из глав Старшей Эдды - «Речи Гримнира»

Тор
Тор (Þórr, Thor, Thunar, Donar) - в германо-скандинавской мифологии один из асов, бог грома и молнии, "триждырожденный" старший сын Одина и богини земли Ёрд, сын Одина и Фьёргюн, а также Одина и Фригг. Тор в германо-скандинавской мифологии бог грома, бурь и плодородия. Он был одним из сыновей верховного бога Одина и богини земли Ёрд или Фьёргюн.

Название боевого молота бога, Мьёлльнир, могло некогда означать слово "молния". Нельзя не заметить, что Тор, злейший враг великанов, имел с ними много общего. Рыжебородый богатырь был весьма энергичен и обладал невероятным аппетитом - за один присест съедал быка. Тор любил меряться силой со всеми.

Его огромную бронзовую колесницу тащили по небу два козла, которых звали Тангниостр ("скрежещущий зубами") и Тангриснир ("скрипящий зубами"). В волшебное снаряжение Тора входили: молот (боевой топор-молния), железные рукавицы, без которых нельзя было удержать рукоять раскаленного докрасна орудия, и пояс, удваивающий силу. Молот Мьёлльнир, выкованный для бога братьями-карликами (цвергами), символ созидательных и разрушительных сил, источник плодородия и удачи, имел массивный боёк, короткую ручку и всегда попадал в цель.

С раскаленным молотом и поясом силы Тор был непобедим. Правда, он был не в силах предотвратить Рагнарёк, день всеобщей гибели, но смог избавить мир от змея Ёрмунганда. Тора постоянно сопровождал самый хитрый из Асов Локи, который обычно держался за пояс громовника. Вместе они испытали множество приключений, причем Тор не мог отрицать, что в некоторых случаях изворотливость и ловкость Локи заставляли великанов быть настороже.

Боевой молот Тора, Мьёлльнир, служил богам защитой от великанов и обладал многими волшебными свойствами: влиял на плодородие и смерть, мог возвращать к жизни животных, благословлял браки. Все мифы с участием Тора свидетельствуют о неограниченных разрушительных возможностях его молота; подобно индийскому богу грома и молнии Индре, или же славянскому Перуну, Тор был сокрушителем зла, а в скандинавской мифологии мировое зло олицетворяли великаны-ётуны.

Легенды северных народов отличаются разнообразием необычных мистических созданий. Боги и существа скандинавской мифологии играют важную роль в развитии и становлении мировоззрения разных народов.

Миры в скандинавской мифологии

В скандинавской мифологии в отличии говорится о девяти мирах, населённых различными существами, людьми, богами:

Каждый мир существует самостоятельно, но имеет связь с остальными восемью. Объединяет все девять миров огромное мифическое дерево под названием Иггдрасиль.

В самом центре Мирового древа находится мир, населённый людьми - Мидград. Это круглая плоскость, окружённая водой. Вокруг Мидграда обернулся мифический змей Ёрмунганд. Эта страна существует отдельно от других.

Асгард находится высоко над Мидградом. Их соединяет Биврёст - мифический радужный мост. В Асгарде обитают асы - высшие боги, богини-асиньи и валькирии. Каждый бог в Асгарде имеет свой чертог. Там находится дворец Одина - Вальхалла, куда попадают души павших в бою воинов.

В Ванахейме обитают ваны - род богов, который долгое время находился в воинственных отношениях с асами. Страна ванов находится на дереве Иггдрасиль западнее Асгарда и уступает ему по размерам.

Мир Утград отличается от остальных миров скандинавской мифологии тем, что находится за пределами древа Иггдрасиль. Его населяют мифические существа, чудовища и люди, отличающиеся необыкновенными способностями. Правителя этого мира зовут Утгарда-Локи.

Мифические великаны, которых норвежцы со времён глубокой древности называют турсы, обитают в стране Йотунхейм. Агрессивные и глуповатые жители этого мира находятся в вечной войне с богами Асгарда. Но есть и некоторые исключения в виде добрых и мудрых великанов.

Согласно легендам, в Йотунхейме находится множество важных мифических мест:

  • Дом великана Тьяции - Тримхейм.
  • Гастропнир - дом, в котором обитает турс по имени Менглад.
  • Через земли Йотунхейма протекает священная река Ивинг.

Мир, в котором обитает прекрасная раса светлых альвов, называется Льесальвхейм или Альвхейм. Этот мир расположен южнее страны великих асов. Происхождения Альвхейма неизвестно. Информации о мире альвов в скандинавских легендах немного. Известно лишь, что это красивая страна, в которой вечно царит мир и сияет Солнце.

В переводе с древнескандинавского Муспельхем означает «Огненная земля». Этот мир наполнен жарким пламенем и ярким светом. В Муспельхейме проживают огненные великаны. Их предводителя зовут Сурта, что переводится как «чёрный».

Мрачный Свартальвхейм является миром, который населяют . Согласно некоторым легендам, этот мир был создан вместе с Льесальвхеймом могущественными жителями Асгарда.

Мир Нифльхейм во многих легендах противопоставляют огненному Муспельхейму. Нифльхейм полностью покрыт льдом и погружён в вечную мерзлоту. В ледяной стране находится мощный водный источник Хвельгельмир. О народе, что населяет Нифльхейм, ничего не известно.

С древнескандинавского Хельхейм переводится как «Обитель богини Хель». Это подземное царство мёртвых, где правит одна из дочерей бога хитрости Локи. Хельхейм расположен на территории ледяного мира Нифльхейм. Это мрачное и холодное место. Во владения Хель попадают души умерших от болезней, старости или насильственной смертью.

Скандинавский пантеон

В скандинавской мифологии существует чёткая классификация богов и божественных существ. Основными расами скандинавского пантеона являются:

  • ваны;
  • турсы;
  • альвы;
  • норны;
  • валькирии.

Асы обитают в небесном городе Асгарде и являются основными богами скандинавской мифологии. В их число входит 12 богов и 14 богинь. Верховным богом и предводителем асов считают Одина.

Один

Бог войны и хозяин Вальгаллы приходится внуком могущественному первочеловеку Бури. Одина называют отцом всех людей и богов. Его жена - прекрасная богиня любви и семейных ценностей Фригг.

Один способен принимать самые разные облики и являться людям в качестве обычного человека. Обычно он появляется в образе пожилого мужчины, которого сопровождают звери-помощники. Главные спутники верховного бога - два ворона Мунин и Хугин, а также два волка - Фреки и Гери.

Характерная черта бога войны - отсутствие одного глаза, которым он пожертвовал, чтобы великан позволил ему испить воды из источника мудрости.

Один любит принимать участия в человеческих войнах и сражениях, помогает наиболее достойным одержать победу. Он появляется на поле битвы верхом на коне с восемью ногами и поражает противником копьём. Считается, что этот бог поучаствовал

Жена Одина и главная богиня Асгарда, покровительница любви, красоты, брачных союзов и деторождения.

Богиня Фригг отличается необыкновенной красотой и знает будущее каждого человека, но предпочитает скрывать эти знания.

Первый сын Одина, рождённый от богини священной земли Фьёгюрн. Тор - бог грома и молнии, дождя и бури, который защищает людей и богов. У него трое детей, а супругой является белокурая богиня плодородия Сиф.

Тора изображают как высокого, широкоплечего мужчину с длинной рыжей бородой. Характерной особенностью бога грома является Мьёльнир - так называемый Бог передвигается по небу на колеснице, запряженной двумя козлами.

Бог воинской доблести, второй сын Одина и сестры великана Гимира. Его изображают как однорукого великана. Согласно древней легенде, вторую руку Тюр потерял в схватке с гигантским волком по имени Фенрир.

Бог поэзии и красноречия относится к 12 основным асам скандинавской мифологии. Браги - один из сыновей верховного бога Одина и его прекрасной супруги Фригг. Это стройный мужчина с длинной бородой, которую считают олицетворением мудрости и большого жизненного опыта. Женат на богине вечной юности Идунн.

Согласно легенде, сын Одина Хеймдалль имел 9 матерей:

  • Гиалп;
  • Грейп;
  • Ярнсакса;
  • Атла;
  • Иргиафа;
  • Ангейя;
  • Эйстла;
  • Ульфрун.

Хеймдалль - это страж асов, что стоит у ворот Асгарда. Его особенности: острый слух и зрение, золотой рог, звук которого способен достичь самых отдалённых уголков мира, и золотой конь.

Слепой бог тьмы и мрака, один из сыновей Одина и его супруги Фригг. Был предан родным братом Локи, в результате чего погиб.

Молчаливый бог мести по имени Видар был рождён от союза верховного бога Одина и великанши Грид. Его также считают олицетворение природной силы и тишины леса. Это красивый, широкоплечий и высокий мужчина, облаченный в железные доспехи.

Согласно легенде, Вали является сыном Одина и восточной богини Ринд. Спустя сутки после своего рождения он уже был взрослым и статным мужчиной. Его считают богом природы и растений. Цель его появления на свет - отомстить Хёду за то, что убил любимого сына Фригг и Одина.

Бог весны и света, один из самых сильных и любимых сыновей Одина. Бальдр покровительствует земледельцам и оберегает природу. Его считают самым светлым и чистым из богов. Отличается необыкновенной красотой и добрым сердцем.

Бальдр женат на прекрасной богине солнечного тепла и плодородия Нанне. У них есть сын по имени Фосети - бог правосудия и справедливости.

Бог охоты и стрельбы, спорта и здорового образа жизни является неродным сыном великого бога Тора. Он лучше всех стреляет из лука и ездит на лыжах, чему охотно обучил людей и других богов. Улль отличается азартным характером, из-за чего его прозвали богом удачи.

Справедливый и мудрый бог правосудия Форсети исполняет роль судьи во всех конфликтах между людьми или богами. Был рождён в светлом союзе бога весны Бальдра и его супруги Нанны.

Бог хитрости и обмана обладает большим количеством различных имён:

  • Лодур;
  • Хведрунг;
  • Лофт.

Локи - сын великанов Фараути и Лаувейи. Официально он не относится к числу асов, но был принят ими в качестве одного из богов в знак уважения к его необыкновенному уму и хитрости. В мифологии Локи описывают как невысокого, но красивого мужчину.

У бога хитрости много детей. Троих ему родила великанша Ангробда:

  • Хель - богиня царства мёртвых;
  • Фенрир - огромный волк;
  • Змей Ёрмунганда.

Ещё двое детей Локи были рождены в союзе с его супругой богиней Сигюн.

Одной из главных особенностей коварного бога является способность принимать различные облики, что помогает ему обманывать врагов и добиваться своих корыстных целей.

Асинья по имени Вар появляется в скандинавских мифах и легендах как богиня, что несёт истину. Она следит за тем, чтобы люди и боги выполняли клятвы и обещания, данные друг другу. Её часто изображают как богиню, что скрепляет союзы узами брака.

Богиня-асинья Эйр способна исцелить любого, кто поднимется на гору, где она обитает. Целительница обладает необыкновенной красотой и особым даром чувствовать переживания людей.

Его имя в переводе означает «храбрость». Хермод появляется в скандинавских мифах и легендах в качестве посланника верховного бога Одина. Он отправлялся в подземное царство и просил богиню Хель вернуть Бальдра в Асгард, передал магический перстень Драпунир.

Риг

Один из старейших асов. Это древний, могущественный и мудрый бог, один из тех, кто создавал человеческий мир. Он отвечал за создание людей и социальную структуру. Он разделил мир на правителей, вольных людей и рабов. Бог-творец хорошо разбирается в рунах. В его честь была написана поэма «Песнь о Риге».

Ас по имени Адхримнир служит поваром во дворце Одина, готовит мясо вепря, который, согласно легендам, оживает сразу после того, как был съеден.

Второстепенная асинья является служанкой верховной богини Фригг. В скандинавской мифологии Гна:

  • Богиня перевоплощений и трансформации.
  • Посланница вестей из мира людей.
  • Хозяйка коня Ховварпнира, отличающегося небывалой скоростью.

Ас, рождённый от союза Тора и великанши Ярнсаксы, отличается необыкновенной физической силой. Он любит и чтит своего отца, сопровождает его во многих путешествиях, неоднократно спасая жизнь Тора.

Прекрасная богиня плодородия и супруга бога Тора, мать троих его детей: Улля, Труд и Моди. Особенностью Сиф считают её роскошные золотые волосы. Согласно легенде, ночью Локи пробрался в спальню богини и срезал её волосы. Узнав об этом, Тор был настолько разгневан, что готов был убить бога хитрости. Но тот умолял о прощении и пообещал загладить свою вину. Он обратился к тёмным альвам, которые создали для супруги бога грома золотые локоны.

Одна из второстепенных прекрасных асинь. Сьёфн отвечает за человеческие чувства любви и дружбы. Люди обращаются за помощью к этой богине, если им нужно завоевать сердце любимого или сблизиться с кем-то.

Асинья по имени Глин является одной из наиболее приближённых помощниц верховной богини Фригг. Она оберегает людей от бед, зла, болезней.

Богиня тепла и солнца по имени Нанна является супругой одного из прекраснейших асов - Бальдра. Умерла от горя, когда Бальдр был обманным путём убит его же братом.

Гефьён

Гевьон или Гефьён - прекрасная асинья с чистым сердцем. Она отвечает за:

  • добродетель;
  • изобилие;
  • плодородие.

Согласно легендам, девушки, что умирали девственницами, становились частью её свиты и жили с ней в божественных чертогах в Асгарде.

Идунн

Супруга бога поэзии Браги, богиня вечной молодости играет большую роль в северных мифах. Она является хранительницей молодильных яблок в Асгарде, которые продливают жизнь могущественным асам. Согласно легенде, когда Идунн была похищена чудовищем из мира Йотунхейм, боги Асгарда тут же состарились и чуть не погибли.

Моди

Одним из самых могущественных детей Тора является ас воинской ярости Моди. Он принимает участие в человеческих битвах, помогая одержать победу тем, кто отличается большей силой духа и рвением к победе. Делает противников беспомощными, ослабляя их страхами.

Ёрд

Богиня Ёрд - одна из наиболее необыкновенных асинь, обитающих в Асгарде. Она является воплощением священной земли и матерью бога грома и молнии Тора. Считают, что Ёрд также является дочерью могущественной богини ночи Нотт.

Ваны

Род скандинавских богов, которых противопоставляют асам, называют ваны. Они живут в мифической стране Ванахейм. С самого начала ваны и асы находились в воинственных отношениях и долгое время сражались друг против друга, но в итоге боги решили заключить мирный союз. С тех пор некоторые ваны живут в Асгарде, а асы - в Ванахейме.

Ваны - боги плодородия и урожая. Известно 4 основных вана:

  • Ньёрд;
  • Фрейр;
  • Гулльвейг.

Ньёрд

Бог морской стихии после заключения договора между богами стал жить в Асгарде в качестве пленника. Со временем асы приняли его в свои ряды. В Асгаре Ньёрд женился на великанше-охотнице Скади, с которой у них родилось двое детей: бог лета Фрейр и богиня любви Фрейя.

Бог Ньёрд оберегает рыбаков и моряков, способен контролировать морскую стихию.

Гулльвейг

Алчная богиня золота и богатства Гулльвейг была послана ванами к асам. Она положила начало первой в мире войне, в которой участвовали два великих божественных рода. Асы не смогли убить злую колдунью, т. к. та воскресала каждый раз.

Считается самой прекрасной и чистой среди существующих богинь. Родом из ванов, она была принята асами и живёт в Асгарде. Она, как и Один, принимает к себе павших в бою воинов. Является воплощением любви и красоты.

Одним из главных атрибутов богини любви считают ожерелье Брисингамен, за красоту которого Фрейя согласилась провести ночь с четырьмя тёмными альвами.

Фрейя обладает большим количеством имён:

  • Ванадис;
  • Хёрн;
  • Гефна;
  • Мардёлл;
  • Вальфрейя;

Фрейр

Сын бога моря Ньёрда и брат-близнец прекрасной Фрейи является богом лета и плодородия. Его изображают как доброго и прекрасного юношу, который способен управлять солнечным светом и плодородием почв. Отличается миролюбивым характером и заботой по отношению ко всему сущему.

Квасир

Для скрепления союза между асами и ванами боги провели обряд смешения слюны. Они смешали свою слюну в чаше, и из неё появился бог мудрости Квасир. Его считают самым мудрым среди богов и изображают как маленького старца, который способен дать ответ на любой вопрос и охотно делится своими знаниями.

В скандинавских мифах и легендах турсами называют человекоподобных великанов. Существует несколько родов великанов.

  1. Инеистые великаны - первые существа, появившиеся в мире. Их род происходит от Имира, который создал мир. Асы уничтожили Имира, из-за чего все инеистые великаны погибли. Выжить удалось только Бергельмир, который со временем стал прародителем новой расы великанов - ётуны.
  2. Ётуны также были одними из первых существ, населявших Землю. Со времён глубокой древности они находились в воинственных отношениях с асами и пытались отобрать у них сокровища. Эта раса отличается необыкновенным ростом, физической силой и агрессивным характером. Они способны влиять на погоду и призывать бури и всевозможные стихийные бедствия.
  3. Огненные великаны - жители Муспельхейма, которые служат владыке Сурту и воюют с асами.
  4. Каменные, морские, вихревые и горные великаны - менее известные виды турсов.

Отдельно от всех рас и родов существует три богини человеческое судьбы. Они живут у основания мирового древа Игрдрассиль и поливают его корни водами из священного источника Урд, чтобы поддерживать существование миров. Эти богини способны определять судьбу всех людей, богов и других рас. Норны являются олицетворением жизненных циклов человека:

  • Урд - самая старая и мудрая среди норн, является воплощением прошлого;
  • Верданди - взрослая женщина, которая представляет собой настоящее;
  • Скульд - самая юная из богинь, олицетворяет будущее.

Альвы или же эльфы - бессмертная раса прекрасных людей, имеющих особую связь с силами природы и обладающих магическими способностями. Альвы бывают тёмными и светлыми. Отличительными чертами между расами альвов является их поведение, внешний вид, образ жизни.

Светлые альвы

Этот род альвов отличается высоким ростом и благородной внешностью. Они обитают в небесном чертоге под названием Льесальфхейм. Предводителями светлых альвов считают прекрасного бога-кузнеца Веланда (Воланда).

Тёмные альвы

Тёмный род альвов также дварфами или гномами. Они обитает в подземном мире Свартальфхейм. Они низкорослые и широкоплечие, живут в пещерах и создают прекрасные украшения и самые сильные оружия для богов. Среди наиболее значимых в мифологии тёмных альвов выделяют:

  • гном Сидри известен благодаря тому, что выковал Мьёльнир - магический молот бога грома Тора. Ему также принадлежит создание кольца Драупнира, к которому так бережно относился верховный ас Один.
  • Брок - младший брат Сидри. В скандинавских легендах он встречается как помощник Сидри, раздувающий меха во время работы.
  • Двалина. Его наковальне принадлежит создания прекрасного ожерелья Брисингамен, ради которого красавица Фрейя была готова на всё, а также золотые волосы богини плодородия Сиф.
  • Андвари был хранителем сокровищ древнего рода карликов нибелунгов. Умел превращаться в рыбу. Образ этого гнома появляется во многих кельтских мотивах.
  • альв-колдун по имени Хрейдмар, к которому со временем в качестве выкупа перешли сокровища нибелунгов. У Хрейдмара было трое детей: Фафнир, Регин и Отр.

Скандинавские мифические существа

В мифологии скандинавского народа существует множество необыкновенных существ. Они могут напоминать обычных животных или выглядеть как самые настоящие чудища. Мифические существа скандинавов могут играть в легендах как положительную, так и отрицательную роли.

Огромная корова Аудумла была одним из первых существ на Земле. Она появилась вместе с первочеловеком по имени Имир и кормила его своим молоком. Из-за того, что мир в то время был пуст, Аудумла была вынуждена лизать солёные камни, чтобы утолить голод. Согласно легенде, она погибла, когда кровь Имира затопила мир после его убийства богами Асгарда.

Согласно легендам, у богини подземного мира Хель был пёс с четырьмя глазами, который стоял у ворот Хельхейма и оберегал вход. В некоторых мифах можно встретить упоминание, что Гарм - результат союза бога хитрости Локи и великанши Ангрободы.

По размерам четырёхглазый пёс превосходит всех существующих собак. В подземелье его удерживают цепи.

Северные народы верили, что в человеческих домах живут крошечные домовые, которых называют гутгины. Дух с удовольствием помогает выполнять домашнюю работу, а также может найти утерянную вещь, починить то, что было сломано. Внешнему виду домового характерно:

Согласно легендам, возле дерева мира Иггдрасиль находится большой колодец. На дне этого колодца обитает дракон Нидхёгг. Скандинавы считают, что он грызёт один из корней священного дерева, стараясь уничтожить то, на чём держаться девять миров. Как и многие другие драконы, Нидхёгг любит золото и всевозможные сокровища. Он уничтожает предателей, лгунов и убийц. Находится во враждебных отношения с мудрым вороном, который живёт на ветках Иггдрасиль.

Со священным деревом Иггдрасиль связывают существование мифической белки Рататоск, которая играет роль посредника между драконом в колодце и вороном Хресвельгом.

Краконош

Мифический дух, обитающий в горах, появляется в древних легендах в качестве предводителя гномов. Краконош (Рюбецаль) отличается добродушным характером, любит помогать достойным, но злым и подлым людям может нанести вред.

В скандинавской мифологии часто встречаются упоминания о волшебных конях по имени Скимфакси и Хримфакси. Скимфакси принадлежит богу дня Дагу. Он везёт колесницу Дага и своей золотой гривой озаряет дневное небо.

Хримфакси - тёмный конь, который запряжён в колесницу богини ночи Нотт, матери дневного бога. В переводе имя коня означает «грива, что покрыта инеем».

Утбурд

В древние времена жители Норвегии стремились создать сильную и непобедимую нацию. Они прибегали к довольно жестоким методам, с помощью которых строили идеальное общество. Одним из таких методов было убийство младенцев, которые рождались физически неполноценными, обладали какими-либо отклонениями, уродствами или были рождены вне брака. Духи убитых младенцев превращались в утбурдов и мстили всем, кто был причастен к их смерти. Утбурды - злые и безжалостные существа.

Эйнхерии

Воины, отважно погибшие в бою с врагом, которые не выпускали своего оружия до последнего и не отступали, после смерти становятся эйнхериями. За каждым боем наблюдают валькирии, богини сражения и помощницы Одина. Они забирают души воинов в Асгард. Далее жизнь эйнхерии выглядит так:

  • Они живут в огромном дворце Одина Вальхалле.
  • Там они бесконечно пируют, пьют мёд и едят мясо вепря.
  • Воины служат в свите Одина и сражаются бок о бок с верховным богом.

Хейдрун и Сехримнир

В Вальхалле, дворце бога Одина, живёт два мифических существа, которые кормят души доблестных воинов. Огромная коза Хейдрун живёт на крыше божественного замка и бесконечно даёт мёд. Вепря Сехримнира повар из Вальхаллы каждый день готовит к столу эйнхериев. Вечером вепрь оживает.

Мунин и Хугин

У верховного бога Одина есть два помощника в обличие чёрных воронов. Хугин и Мунин отправляются в человеческий мир Мидград и собирают важные вести для своего хозяина, чтобы тот знал обо всём, что происходит с людьми.

В переводе с древнеисландского, Хугин означает «Тот, кто думает», а Мунин - «тот, кто помнит».

Эйктюрнир

На крыше Вальхаллы вместе с козой Хейдрун стоит огромный волшебный олень Эйктюрнир. Он настолько велик, что способен дотянуться до веток дерева Иггдрасиль, листьями которого питается. Гигантские рога Эйктюрнир дают начало всем рекам мира.

Скандинавские мифы о сотворении мира повествуют о битвах, что происходили, когда Вселенной в нашем понимании еще не было. Эсхатология этого древнего народа не менее уникальна, но основу, образный каркас, всегда составляло Древо Вселенной – 9 миров. Скандинавской мифологии порой приписывают множество черт, которых у нее исконно не было. В действительности, не было у скандинавов человеческих жертвоприношений, и жили они отнюдь не одним лишь грабежом. Они были торговцами, фермерами, ремесленниками, кузницами, причем – выдающимися! И все это закономерно нашло свое отражение в культуре народа. 9 миров скандинавской мифологии – это своеобразная основа основ, дающая нам возможность понять, почему в определенные моменты викинги поступали именно так, а не иначе...

В описании сущности мифологических миров часто употребляется древнее слово "хейм " (heim). Да, оно старое и крайне редко употребляется в наше время, но в нём заложена уйма смысла. Хейм - это и дом, и жилище, и прибежище, и обиталище, и среда обитания, и место проживания, а так же любой мир, имеющий своё население, свой неповторимый народ, "хейм" - и страна, и земля... И чего я до сих пор понять не могу, как представители этих миров, разделённых жёсткими границами, умудрялись говорить на одном языке... А создать стройную (в своём роде) систему мироздания ещё задолго до появления письменности, закрепить её в умах соплеменников, сделать основой религии (языческого культа) не всякой стране (странам) под силу... Центром мироздания являлось "священное древо", Иггдрасиль (это оно изображено на верхней картинке), в ветвях и корнях которого и располагались 9 миров скандинавской Вселенной.

1. Асгард (Åsgard)
Если прочесть скандинавское название этого мира, то получится - Осгард, мы же привыкли к русской адаптации этого слова - Асгард.

"На горе в середине вселенной, высоко над миром людей, находится мир богов. Светящиеся залы богов кружатся в небе подобно звездам и двенадцати знакам зодиака. Только те, кто храбр и чист сердцем, смогут поднятся в небо к дворцам Асгарда. Они оседлают радугу и будут бороться бок о бок с богами в конце эры."

Вот так описывается город богов, Асов в одном из "путеводителей" по скандинавским мирам. Асгард по сути - небесный город, обитель богов-асов. Асы ведут непрерывную войну с низшими богами - ванами, поэтому мощное укрытие от них - необходимость. Кроме богов и богинь, в Асгарде живут коннокрылые девы-воительницы - валькирии.
В Младшей Эдде рассказывается, что Асгард был построен ётуном-каменщиком Хримтурсом с помощью своего коня Свадильфари, и за это асы должны были отдать солнце, луну и богиню Фрейю. Но Локи, превратившись в кобылу, отвлёк коня Свадильфари от работы, и, поскольку работа не была выполнена в срок, боги избежали расплаты. А великан был убит Тором, когда в гневе стал кидать в асов строительные камни.
Все светлые боги жили в одном месте, Асгарде, но у каждого был свой чертог. У верховного бога Одина - Валяскьяльв, дворец с серебрянной кровлей. Неподалеку - в Вальхалле живут павшие на поле битвы воины - эйнхерии. У стража богов Хеймдалля свой чертог - Химинбьерг, у бога грома Тора - Трудхейм. В Асгарде расположена Вальхалла, жилище павших в бою воинов. Асгарду противопоставлен Мидгард - жилище людей (сущность его далее по тексту). За пределами "прекрасного" Мидгарда находится другой, пограничный мир - Утгард (сущность его далее по тексту), отождествляемый с пустынной страной великанов на краю земли - Ётунхеймом (сущность его далее по тексту).

2. Ванахейм (Vanaheim)
"Есть две расы богов. Ваны Ванахейма принадлежат старой расе богов, может быть даже более старой, чем Асы. Они живут в плодородных областях и около моря на западе от Мидгарда. Ваны известны своей властью над жизнью и счастьем, и семя является их символом. Фрейр и Фрейя, - правители Ванахейма и они объеденены в священном браке, который приносит жизнь на плодородную землю."

Не всем известны секретные знания колдовства, которые ваны передают избранным. Сам Ванахейм расположен к западу от Митгарда и Асгарда. По сути, это мир высших сил, но обстановка здесь более спокойная и умиротворяющая, чем в Асгарде. В первые годы от сотворения мира ваны послали асам женщину Гулльвейг (что значит «сила золота»), живое воплощение алчности. Бог Один трижды пытался уничтожить её, и трижды она оживала. В отмщение за оскорбление, Асы начали войну против ванов. Позже боги заключили мирный договор и обменялись друг с другом заложниками. С тех пор некоторые ваны - Фрейр, Фрейя и Ньёрд поселились в Асгарде, а Асы Хёнир и Мимир живут с ванами. Впоследствии Хёнир стал вождем ванов, тогда как Мимиру они отрубили голову и сделали из неё амулет

Божественная направленность ванов:

  • Ньёрд - бог плодородия, ветра и морской стихии, живёт в Асгарде как заложник; отец Фрейра и Фрейи.
  • Фрейр - бог лета, урожая, богатства и мира.
  • Фрейя - богиня любви и красоты, дочь Ньёрда, ведьма, обучившая асов колдовству.
  • Гулльвейг - злая колдунья, послужившая причиной войны асов и ванов.

3. Юсальфхейм (Ljusalfheim)

В нашей адаптации - Льюсальфхейм. Ljus (юс) переводится как свет, светлый. Светлые существа, альфы (альвы), знакомые нам как эльфы, и феи, создания невероятной красоты.

"Они действуют как мысль или фантазия, и для вас может быть просто идти по пути, навеянному их светом. Вы можете подняться на их крыльях выше небес, но берегитесь... в следующий момент они могут позволить Вам упасть."

Вот так характеризует их тот самый "путеводитель". Светлые альфы - искусные кузнецы, волшебники и музыканты. Вёлунд - повелитель альвов, умелый кузнец. Другие - Бейла, Биггвир, Дёккальфар, Свартальфар. Темных же альфов на много больше. Юсальфхейм находится между Асгардом и Мидгардом.

4. Мидгард (Midgard)
Сам Мидгард (Срединный Мир) населён людьми, и является "миром смертных".

"Некоторые считают, что Мидгард создаёт самые красивые листья на Игграсиле, но мир людей очень хрупок и постоянно находится под угрозой. Сложный баланс между полюсами, которые являются основой Мидгарда, легко может быть разрушен. Если это случится, силы хаоса наводнят землю и смерть будет единственным будущим для людей."

Мидгард был создан Одином и его братьями (Вили и Ве) из тела убитого ими великана Имира. Кровь Имира стала морями и озерами, череп - небом, мозг - облаками, волосы - деревьями, скелет - горами, зубы и челюсти - скалами и камнями, а веки Имира отгородили этот мир от других. Искры и тлеющие угли из Муспельхейма (сущность его далее по тексту) были установлены в середине Гиннунгагап, чтобы дать свет Мидгарду. Они стали звездами, указывающими путь. Гиннунгагап (др.-сканд. Ginnungagap ) - первичный хаос, мировая бездна в скандинавской мифологии. Сама по себе лишена жизни, но, первоначально, там возникло два мира - Нифльхейм (сущность его далее по тексту) и Муспельхейм, и от их взаимодействия в пустоте мировой бездны зародилось первосущество - великан Имир (Аургельмир). Из Гиннунгагапа берут своё начало одиннадцать рек, которые омывают все девять из миров. Вокруг Мидгарда расположен мировой океан, который невозможно пересечь и в котором обитает великий морской змей Ёрмунганд. Мидгард соединен с Асгардом (страной асов) радужным мостом (Биврёст).
Мидгард будет разрушен в результате Рагнарёка, последней и решающей битвы миров...

5. Ётунхейм (Jotunheim)
"Где-то за границей известного мира, на востоке от Мидгарда, Вы можете услышать звучные и тяжелые шаги гигантов. Они рождены первобытными силами природы и происходят из времени, когда даже боги не родились. Их грубая мощь превзойдена только их мудростью, с древних времён гиганты могут видеть то, что ни боги, ни люди никогда не смогут."

Ётунхейм - земля населённая великанами-ётунами. По легендам этот мир был сотворён асами к востоку от Мидгарда для Бергельмира и его потомков. От Асгарда Ётунхейм отделяет река Ивинг. Ётунхеймом правит король Трим. Основное поселение Ётунхейма - Утгард. Также упоминаются расположенные там Железный лес и Каменные горы. В Ётунхейме расположены Гастропнир - дом Менглад и Тримхейм - дом Тиаци. Часто посещался асами. В сагах упоминается неоднократные путешествия Тора и Локи по Ётунхейму, в том числе и в Утгард (будет упомянут далее по тексту).

Бергельмир - великан, который вместе со своей женой пережил убийство Имира. В сагах упоминается, что Бергельмир был сыном Трудгельмира и, соответственно, внуком Имира. Когда асы убили Имира - он оказался единственным, кто построил лодку и не утонул. Позже Асы создали для Бергельмира страну (Ётунхейм) к востоку от Мидгарда. Бергельмир считается прародителем всех ётунов.

6.Нифльхейм (Niflheim)
"Мир льда на отдаленном севере - очень загадочное место. Среди тумана и льда похоронено семя жизни. Когда жара Муспельхейма превратит лед Нифльхейма в поток воды начнётся виток создание. Несмотря на то, что замороженная вода Нифльхейма скрывала искру жизни, это прежде всего место смерти, и мир боится смертельной силы ледяных гигантов, которая родилась здесь в начале времени."

Нифль - холодный туман, образующий глыбы льда. Нифльхейм, то есть туманная земля - земля льдов и туманов, местообитание ледяных (инеистых) великанов, существовал до всего живого.
В сказаниях говорится, что Нифльхейм находился к северу от бездны Гиннунгагап. А к югу от бездны располагался Муспельхейм.
По преданиям в самом начале времён в Нифльхейме забил родник Хвельгельмир. Мороз же превратил воду в лед, но источник бил не переставая и ледяные глыбы начали продвигаться к Муспельхейму. Когда лед подошел близко к царству огня, то он стал таять. Искры, вылетающие из Муспельхейма, смешались с растаявшим льдом и вдохнули в него жизнь. Так появился Имир, первое живое существо.
Позже Нифльхейм стал страной ледяных великанов. Кроме того в Нифльхейме Асы сотворили Хельхейм (страну мёртвых), отделив его рекой Гьёолль, куда отправили Хель, дочь Локи.
В Нифльхейме из источника Хвельгельмир берут своё начало двенадцать потоков Эливагар. Считается, что вода в этих потоках самая холодная в мире. Тор и некоторые другие Асы иногда посещали Нифльхейм. В Нифльхейме также находится один из корней мирового дерева Иггдрасиль.

7. Свартальфхейм (Svartalfheim)
"Тёмные альфы живут под землёй, в пнях и камнях. Среди всех существ во вселенной они лучшие кузнецы. Глубоко внизу под землёй они создают сокровища богов. Они используют металлы из вен земли и создают самые драгоценные вещи. Было сказано, что этот народ может научить Вас секретам алхимии и знанию получения золота из земли. Свартальфхейм находится между Мидгардом и Хель."

Свартальфхейм - буквально Дом Чёрных Альфов - родина Цвергов, тех кого принято называть гномами.
Свартальфхейм был создам Асами в одно время с Юсальфхеймом. Асы создали этот мир для Цвергов, которых они сотворили из червей, появившихся в мясе Имира. (Из мяса этого великана был создан Мидгард).
Свартальфхейм располагается между Мидгардом и Хельхеймом (Хелем, в коротком варианте)

Тёмные альвы (гномы)

  • Альвис - мудрый гном, сватавшийся к дочери Тора и хитростью превращённый в камень.
  • Андвари - карлик, владеющий сокровищами Нибелунгов.
  • Брок - помогал Синдри в работе, не переставая, раздувал огонь кузнечными мехами.
  • Бил - сын Видфина.
  • Видфин - гном, отправивший своих сыновей добыть мёд из медового фонтана.
  • Галар - упоминается, как изготовитель «мёда поэзии ».
  • Двалин - выковал копьё Гунгнир , ожерелье Брисингамен, корабль Скидбладнир и золотые волосы для Локи, который затем отдал их Сиф.
  • Отр - сын Хрейдмара.
  • Регин - сын Хрейдмара.
  • Синдри - выковал молот Мьёллнир, вепря Гулиннбурсти и кольцо Драупнир.
  • Фафнир - сын Хрейдмара.
  • Фьялар - упоминается, как изготовитель «мёда поэзии ».
  • Хрейдмар - герой-колдун, которому в качестве выкупа за убийство сына асы передали сокровища Нибелунгов, проклятые Андвари.
  • Хьюки - сын Видфина.
  • Эйтри - брат Синдри и Брока.

8. Хельхейм (Helheim)
"Хель, богиня смерти является также богиней возрождения. Ее имя означает «отверстие» и «целый», и она управляет не только смертью, но также процессом рождения и возрождения. Хель спустилась в мир льда в начале времени, и там она создала девять темных миров. Светлый бог Бальдер и мощность солнца спустились в ее туманный мир, но в будущем Бальдер будет возрождён и выйдет из мира Хель подобно солнцу весной."

Хельхейм - буквально Владения Хель - один из девяти миров, мир мёртвых, в котором властвует безобразная Хель, дочь Локи и великанши Ангрбоды (Вредоносной ), одно из трёх хтонических чудовищ. В Хельхейм великаншу Хель низверг бог Один, потому она там и властвует.
Это холодное, темное и туманное место, куда попадают все умершие, кроме героев, принятых в эйнхерии. Хельхейм расположен в Нифльхейме, на самом низком уровне вселенной. Он окружён непроходимой рекой Гьёолль. Ни одно существо, даже из богов, не может вернуться из Хельхейма. Вход в Хельхейм охраняется Гармом, чудовищной собакой, и великаншей Модгуд.
Хермод - единственный, кто был в Хельхейме и вернулся обратно.
В день Рагнарёка из Хельхейма на корабле Нагльфар воинство Хель вплывет для сражения с Асами.
Другие названия:
* Нифльхель (Туманная Хель)
* Хель (короткий вариант по имени хозяйки)
* Хельгард (Земля Хель) один из девяти миров, мир мёртвых, в котором властвует Хель.

"Младшая Эдда", написанная Снорри Стурлусоном в XIII веке, содержит основную информацию о Хель как о богине.

В «Видении Гюльви» Высокий Муж рассказывает о происхождении Хели от Локи и великанши Ангрбоды. Хель вместе с другими детьми Локи привезли к Одину, и он отдал ей во владение страну мёртвых. К ней попадают все умершие, кроме героев, погибших в бою, которых валькирии забирают в Вальхаллу. Там же приведено её описание: она исполинского роста (крупнее большинства великанов), одна половина её тела чёрно-синяя, другая мертвенно-бледная, поэтому она иногда называется сине-белой Хель (по другим версиям, левая половина её лица была красной, а правая - иссиня-чёрной; выше пояса она выглядела, как живая женщина, но её бёдра и ноги были покрыты пятнами и разлагались, как у трупа).

Наиболее известное упоминание о Хели связано с мифом об убийстве Бальдра, который после смерти оказался в её царстве. Она согласилась исполнить просьбу Хермода и освободить Бальдра, но лишь в том случае, если каждое живое существо оплачет его. Из-за козней Локи это условие не было выполнено, и Бальдр остался в Хельхейме.

Кроме того в сагах, Хель упоминается как одна из противниц Асов во время Рагнарёка. Древние скандинавы верили, что в последней битве она поведёт армию мертвецов на штурм Асгарда.

9. Муспельхейм (Muspelheim)
"На юге находятся силы хаоса и разрушения. Невероятная жара Муспельхейма очень скоро сожжёт мир и превратит его в прах. Огненный гигант Сурт со своими стаями идёт на встечу с богами во время последней битвы в Рагнарек. Но колесо судьбы повернётся ещё раз и из праха вырастет новый мир."

Muspelheim, то есть огненная земля - страна огненных великанов, огненное царство, вход в которое, по преданию, охраняет великан Сурт («Чёрный»). В конце времён сыны Муспелля проскачут через Мюрквид (мифический «Тёмный Лес») к Биврёсту, и от их скачков разрушится радужный мост асов.
В Муспельхейме живут огненные великаны, вместе со своим повелителем Суртом. Муспельхейм существовал вместе с Нифльхеймом ещё до появления всего живого.
По легендам, искры из Муспельхейма породили жизнь в талой воде. Также из искр асы создали звезды. Часть звезд они укрепили неподвижно, другие же, для того чтобы узнавать время, разместили так, чтобы они двигались по кругу, обходя его за один год.

Не вижу необходимости выделять Утгард (Утгардар) , как 10 мир (др.-исл. «внешнее отгороженное пространство», «окраинная земля»; др.-сканд. Útgarðar ) - в германо-скандинавской мифологии трансцендентный мир, «внешний» по отношению к земному, материальному миру, называемому Мидгард, или «срединное отгороженное пространство», где обитают люди. В некоторых мифах Утгард располагают в мире великанов (ётунов) - Ётунхейме, а иногда и отождествляют с ним. Это мир, существующий по своим особым законам, не подчиняющийся мировому порядку, установленному триадой «новых богов»-братьев Одином, Вили и Ве, мир демонической магии, сопоставимый с «иным», Тридевятым Царством, недоступный простым смертным, но возможный для избранных, которые могут попасть туда в любой момент в любой точке Мидгарда, как это случилось однажды с богом Тором и его спутниками ("Путешествие Тора в Утгард").

Мифологические миры имеют чёткие и крепкие границы, охраняемые недремлющими стражами. Но... тринадцать дней (Судный День и есть 13-й) и двенадцать ночей в Йоль границы эти становятся открытыми. Начинается путешествие соседей "по соседям"... Так к засидевшемуся допоздна селянину из Мидгарда мог нагрянуть на огонёк косматый ётун из Ётунхейма в надежде отведать крынку молока, а к кузнецу - цверг из Свартальвхейма с приличным куском драгоценной меди в руках и предложением обмена металла на корзину варёной репы, но такие визиты не всегда были мирными и плодотворными - случались и стычки, сопровождаемые кровопролитием, грабежами и насилием.

Похожие статьи