Маргиналы — кто это такие? Маргинал – кто он

12.10.2019

Маргиналы - это люди, которые по различным причинам выпали из привычной для них и не в состоянии примкнуть к новым общественным слоям, как правило, из-за культурного несоответствия. В такой ситуации они испытывают сильное психологическое напряжение и переживают кризис самосознания.

Теория о том, кто такие маргиналы была выдвинута еще в первой половине 20-го века Парком Р. Э. Но до него вопросы социального деклассирования были подняты Карлом Марксом.

Теория Вебера

Вебером был сделан вывод о том, что общественное движение начинается тогда, когда маргинальные слои основывают общность, и это приводит к различным реформам и революциям. Вебер дал более глубокую трактовку тому, что позволило объяснить формирование новых сообществ, которые, разумеется, не всегда объединяли социальные отбросы общества: беженцев, безработных и так далее. Но с другой стороны, социологи никогда не опровергали несомненную связь между человеческими массами, исключенными из системы привычных социальных связей, и процессом организации новых общностей.

В сообществах людей действует главный принцип: «Хаос должен быть как-то упорядочен». При этом новые классы, группы и слои практически никогда не возникают в связи с организованной активной деятельностью попрошаек и бомжей. Скорее, это можно рассматривать как строительство параллельных людей, чья жизнь до перехода на новую позицию была вполне упорядоченной.

Несмотря на распространенность модного ныне слова «маргинал», само понятие довольно неопределенно. Поэтому невозможно конкретно обозначить роль этого явления в культуре общества. Можно ответить на вопрос о том, кто такие маргиналы, характеристикой «внесистемные». Это будет максимально точное определение. Потому что маргиналы находятся вне социальной структуры. То есть не относятся ни к одной группе, определяющей характер общества в целом.

Есть маргиналы и в культуре. Здесь они находятся вне основных типов мышления и языка и не принадлежат ни к одному художественному направлению. Маргинала нельзя причислить ни к одной господствующей или основной группе, ни к оппозиции, ни к различным субкультурам.

Общество уже давно определило, кто такие маргиналы. В утвердилось мнение, что это представители низших слоев социума. В лучшем случае это люди, находящиеся за рамками норм и традиций. Как правило, называя человека маргиналом, показывают негативное, презрительное отношение к нему.

Но маргинальность - не автономное состояние, это результат непринятия норм и правил, выражение особых отношений с существующим Она может развиваться в двух направлениях: разрыв всех привычных связей и создание собственного мира или поэтапное вытеснение обществом и последующий выброс за рамки закона. В любом случае маргинал - это не изнанка мира, а только теневые его стороны. Общественность привыкла выставлять напоказ людей вне системы, чтобы утвердить собственный, считающийся нормальным мир.

06.05.2018 68 450 2 Игорь

Психология и общество

Часто по телевидению или в средствах массовой информации мы слышим и видим иностранное слово «маргинал». Его значение претерпело существенные изменения, начиная со времен его формулирования американским социологом Р.Парком и заканчивая сегодняшним днем. Чтобы объяснить актуальный смысл этого понятия простыми словами, необходимо проследить историю употребления этого термина и выделить основные типы маргиналов в истории человечества.

Содержание:

Кто такой маргинал?

Впервые этот термин был употреблен в психологии в 1928 году Робертом Парком в значении человека, занимающего промежуточное положение между сельскими и городскими жителями. Это тот, кто прежде жил в селе, деревне, а затем переехал в город, при этом его культурные ценности, приобретенные за время проживания в сельской местности, не вписывались в требования и устои городской цивилизации. Его поведение, привычки оказались неприемлемыми для городской социальной среды. Сегодня маргиналами называют не только людей, не вписывающихся в городскую среду.



Этот термин получил достаточно широкое распространение. Социологическая наука относит к маргиналу ту личность, поведение которой выходит за рамки общепринятых норм и правил любой социальной группы. Он находится между двумя противоречащими друг другу группами. Это приводит к внутреннему конфликту человека. Маргинал является частью двух разных социальных групп, но не принимает ни одну из них (не живет по их законам и не руководствуется принятыми в них нормами и ценностями). С психологической точки зрения, маргинал физически принадлежит к той или иной социальной группе, но психологически, морально, эмоционально находится за ее пределами.

Значение слова «Маргинал»

Маргинал (от латинского «marginalis» – крайний или «margo» – край) – человек, живущий в социальной среде, но не принимающий навязанные ею мировоззрение, принципы, нормы, ценности, нравственные идеалы, образ жизни. Можно сказать, что он находится на краю системы, за пределами навязанных социальной структурой законов и порядков. В современном русском языке существует множество синонимов слова «маргинал»: изгой, белая ворона, неформал, индивидуал, асоциал, нигилист. Пример: бомж, хиппи, гот, монах-отшельник, аскет.




Также, людей из низших слоев общества, еще Карл Маркс обозначил термном "Люмпен". В современности, два понятия маргинал и люмпен переплелись друг с другом.

Признаки маргинальности:

  • нарушение важных для человека связей (биосоциальных, культурных, духовных, экономических), которые существовали в прежней жизни;
  • постоянное перемещение из-за отсутствия привязанности к чему-либо;
  • внутренний психологический конфликт из-за невозможности найти себя и возникновение на этой основе психических проблем;
  • по причине несоблюдения закона и порядка легкость становления противоправным членом общества (правонарушителем);
  • представители самых низких слоев общества (бомжи, алкоголики, наркоманы и т.д.);
  • формирование собственных ценностей и норм, очень часто противоречащих и враждебных ценностям той социальной группы, к которой принадлежит маргинал.

На первый взгляд, слово «маргинал» окрашено только негативными красками. На самом деле это не так. Как и любое явление, маргинальность имеет кроме отрицательных сторон, и положительные , к которым относится следующее:

  • иное мышление, мировоззрение является источником прогрессивной, новаторской деятельности;
  • по причине высокой мобильности у маргинала больше шансов начать жизнь с нового листа, получить другое образование, найти лучшую работу, переехать в более благополучный район города или сменить страну проживания на более экономически развитую;
  • благодаря своей уникальности, несхожести с другими, у маргиналов есть возможность найти неосвоенную нишу на рынке товаров и услуг и заняться бизнесом, приносящим прибыль (открыть свое дело, связанное с продажей этнических товаров, сувениров из прежнего места проживания). Маргиналы по этой причине очень часто становятся миллиардерами.




Маргинальная личность по Роберту Парку

Американский социолог Роберт Парк к главным чертам характера и особенностям личности маргиналов относил следующие:

  • беспокойство;
  • агрессивность;
  • честолюбие;
  • обидчивость;
  • эгоизм;
  • категоричность во взглядах;
  • негативизм;
  • неудовлетворенная амбициозность;
  • тревожные состояния и фобии.

В обществе маргинальными личностями называли людей с асоциальным образом жизни (бедных беженцев, бомжей, попрошаек, бродяг, людей с разного рода зависимостями, нарушителей закона), которых можно отнести к представителям социального дна. Условия их жизни оказывают значительное негативное воздействие на их психическое состояние. Любое цивилизованное общество живет по своим установленным правилам, обычаям и нормам. Р.Парк считал, что маргинальная личность :

  1. Отвергает любые принятые в обществе нормы и традиции.
  2. Не имеет чувства долга по отношению к тому обществу, в котором живет.
  3. Испытывает сильную потребность в одиночестве и избегает общества людей.

Важно ! Большинство экспертов-социологов и практикующих психологов считают, что маргинал это – источник культурного роста. Он может объективно, без внешнего влияния оценить любое явление и ситуации, потому что являются не вовлеченными в нее, как бы изолированными. Он наполняет социальную группу новыми идеями, взглядами, привносит новые тенденции, помогает членам общества развиваться, расширять кругозор, смотреть на проблемы с другого ракурса, прививает .

Типы маргиналов



В зависимости от причин развития маргинального способа жизни и особенностей своего проявления маргиналы делятся на следующие типы:

  1. Этнические – люди, которые вынуждены были в силу разных причин и обстоятельств сменить свое место жительства и оказались среди представителей другой национальности, народности, этноса, культуры. Этот тип является наиболее труднопреодолимым, поскольку человек долго приспосабливается к чужой культуре, традициям, языку, религии и не в состоянии изменить свою внешность, расовую и национальную принадлежность (потомки от смешанных браков, эмигранты).
  2. Социальные – связан со сменой одной экономической системы на другую (рабство сменилось феодализмом, социализм – капитализмом). Целые группы людей не могут сразу найти свое место и адаптироваться к новой общественной системе.
  3. Биологические – идеальным является общество, которое заботится о слабых и больных его членах. В действительности же нездоровые люди и люди с ограниченными физическими возможностями или умственными способностями не имеет никакой ценности для общества, оказываются за бортом жизни (инвалиды, старики, хронически больные, ВИЧ-инфицированные, дети с синдромом Дауна и другими заболеваниями, ограничивающими их дееспособность).
  4. Экономические – люди, которые по каким-либо причинам потеряли работу и возможность иметь стабильный доход, утратили собственность, жилье, и сверхбогатые люди, которые по причине своего материального достатка, становятся оторванными от всех остальных членов общества (нищие, бомжи, иждивенцы, миллиардеры, олигархи).
  5. Религиозные – люди, которые не относят себя ни к представителям какой-либо существующей конфессии, ни к неверующим. Это те индивиды, которые верят в свои идеалы, своих богов и создают свои собственные церкви и секты (пророки, сектанты).
  6. Политические – появляются во время переломных моментов в истории, в период политического кризиса, когда люди теряют веру в современных политиков и их провозглашаемые ценности, ведут борьбу с существующим политическим строем, не доверяют власти и занимают враждебную гражданскую позицию.
  7. Криминальные – когда отказ жить по существующим в обществе по законам и моральным нормам приводит к совершению правонарушения (преступники).
  8. Возрастные – когда у более старого поколения утрачивается связь с молодежью, возникает так называемый конфликт детей и отцов.

Примеры известных в истории маргиналов

Яркими примерами маргиналов в истории являются целые кварталы нью-йоркских эмигрантов, китайский Чайна-Таун и российский Брайтон-Бич. Множество эмигрантов в силу сложившегося менталитета оказываются за бортом американского общества, не в силах интегрироваться в него и принять новые ценности.



Еще один пример – маргиналы как подкласс российского общества, возникший в результате «ломки» старых и появления новых социально-экономических отношений в 90-е годы XX века. Причем к числу маргиналов тогда относились представители обоих полюсов социального неравенства: низшие слои общества («социальное дно») и, так называемые, «новые русские».

Маргиналами называли всемирно известных писателей и поэтов , художников и творцов, гениев и ученых, которые при жизни считались умалишенными и изгоями по причине их несхожести с другими и непониманием их взглядов и творчества остальными членами общества. В современном мире существует еще одна группа маргиналов – люди, которые проводят большую часть своего времени за компьютером, что приводит к изменению их сознания, преобладанию виртуальной жизни над реальной.

Из истории к маргиналам можно отнести:

  • Диоген Синопский - древнегреческий филосов, ученик Антисфена;
  • Степан Разин - донской казак, предводитель восстания 1670-1671 годов;
  • Емельян Пугачев - донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773-1775 годов;
  • Устим Кармелюк - украинский крестьянин, предводитель крестьянского движения на Подолье в 1813-1835 годах.

Если вспомнить литературных героев:

  • Джеймс Мориарти - А. Конан Дойл Цикл произвидений о Шерлок Холмсе;

Кто такие маргиналы? Достаточно часто мы сталкиваемся с этим понятием и, как правило, оно имеет негативную окраску, граничащую едва ли не с оскорблением. Так кто такие маргиналы? Этимология термина происходит от латинского «marginalis», что буквально переводится как «с краю». Современная социология подразумевает под этим понятием человека (иногда группу лиц), который полноценно не вхож ни в одно общество, а находится в пограничном состоянии между разными социо-культурными слоями.

В современном значении этот термин родился в 1920-х годах в среде социологов, которые отмечали проблемы социализации мигрантов, попавших в новое для себя общество. Очутившись в чуждой социо-культурной среде, многие из них не могли адаптироваться к ее условиям - усвоить язык, поведенческие нормы и так далее. Эти люди буквально оказывались выброшенными из социальных процессов и находились на краю общества. Ярчайшим примером маргиналов современного мира являются потомки мигрантов в сегодняшней Франции. Наследники выходцев из стран Магриба (Туниса, Алжира и Марокко), они родились вне родины предков и уже не смогли социализироваться должным образом. Они плохо говорят на арабском, никогда не были в мусульманских странах. При этом не принимает основную часть из них и само французское общество. Живущие, как правило, в окраинных районах Лиона, Марселя или Парижа, такие люди также оказались на обочине общественных процессов, не говоря уже о болезненных социальных проблемах. Для потомков мигрантов во втором и третьем поколениях существует даже специальный термин, их называют беры (beurs - производное от arabics). Но маргиналы - это не только мигранты и их наследники. Человек может оказаться вне социума и по другим причинам - культурным, социальным или каким-то еще.

Кто такие маргиналы в обществе потребления?

Главной характеристикой так называемого общества потребления, о котором много говорят сегодня, является тот факт, что основная ценность человека в глазах производства - не его способности к работе и созданию каких-либо благ или услуг (как было раньше), а покупательная возможность, которая позволяет производителю реализовывать свой товар. Высокий уровень технологичности создает условия, в которых больше нет необходимости в большом количестве рабочих рук, однако произведенный в огромных объёмах товар необходимо куда-то постоянно сбывать. Отсюда и мода, меняющаяся с каждым сезоном буквально на все, и намеренно низкое качество товаров, и внушение чувства неполноценности обладателям сколько-нибудь несоответствующих девайсов. Таким образом, маргиналы в современном обществе - это те люди, которые не могут или не хотят постоянно покупать. Именно это снижает их социальный престиж и превращает в чудаков. Одновременно это не означает, что человек на самом деле не обладает покупательной способностью, он может иметь сколько угодно много благ, однако важно, что он их не реализует при возможности.

Кто такие маргиналы в других обществах?

Вместе с тем человеческая история знает множество примеров социальных ценностей. Но всегда маргинализация определялась отсутствием возможности или желания быть каким-либо образом полезным в этом обществе.

Я стою на краю,
Хотя нет, лишь на грани.
Не переиграть мне роль свою,
Не изменить и землю под ногами.

Я маргинал, для вас я аномален,
Я нигилист, а значит инфернален.
И мной общественный режим нарушен,
Но ваши мнения лишь просто тлен!

Маргинальность как качество личности – склонность значительно отличаться от большинства своим поведением, взглядами на действительность, внешностью; находиться вне или на границе своей социальной среды, различных социальных групп, систем, культур, быть в какой-то степени изгоем и испытывать влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей.

Если верить биографам маргинальной Марлен Дитрих, она была равнодушна к сексу, но очень падка на восхищение своей особой - цветы, комплименты, все чувственные виды поклонения нужны были ей постоянно. Поскольку поклонники требовали секса, она спала с ними, смирившись с этой нудной потребностью человечества, но скучала в процессе. Видимо, поэтому она не знала так называемой верности и изумлялась сценам ревности, которые устраивал очередной любовник, когда она, еще не расставшись с ним, позволяла затащить себя в следующую постель, гарантирующую необходимую порцию восхищения. Даже всемирная слава не насытила её чудовищного аппетита - поклонение нужно было ей, как воздух, до старости, которую она провела, валяясь в постели и читая журналы.

Антиподы - ненасытная Дитрих и скрывшаяся от славы Грета Гарбо, - о которых мечтали миллионы мужчин по всему миру, никого не любили - физиологически не были к этому способны, но оплодотворили романтическими чувствами колоссальное количество душ.

Маргинальность (marginalis - находящийся на краю) - социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

Современное значение слово получило в 1928 году благодаря американскому социологу Р. Парку (1864-1944). Маргиналами согласно Парку являются люди, потерявшие связь со своей средой обитания, кругом общения, но не примкнувшие к другой и другому, то есть те, кто находится как бы на краю, на границе культурного общества. В первой трети ХХ века в Америке маргиналами становились сельские жители, оказавшиеся в городах и не смогшие найти в них себе применение, люди, длительное время не имевшие работы, эмигранты, отправившиеся в США за счастьем, но не нашедшие его. Постепенно, однако, понятие «маргинал» приобрело более широкий смысл: Маргинал - ассоциальный человек, образ жизни которого отличается от общепринятого в обществе.

Маргинальность — термин, при помощи которого в социологии обозначают переходный, структурно неопределенный статус того или иного индивида или соци­альной группы. Соответственно, люди, которые по каким-то причинам не при­мыкают или не могут примкнуть к тому или иному слою общества, называются маргиналами. Понятие маргинальности тесно связано с социальной мобильностью, так как любой че­ловек, переходящий из одного слоя в другой, на какой-то момент обязательно становится маргиналом, что обычно связано с болезненными психоло­гическими переживаниями. Обычно состояние маргиналь­ности не является длительным, хотя существуют вынуж­денные или сознательные маргиналы (бомжи, алкоголи­ки, разного рода радикалы и т. д.), которые находятся в нем длительное время.

Для маргиналов характерно враждебное отношение к общественному мнению, неудовлетворённые амбиции, себялюбие, повышенная чувствительность, некоторая тревожность.

Маргинальность – это ни достоинство, но и не недостаток. Это ни хорошо и ни плохо. Это просто никак у всех, это по-другому. Это некоторый разрыв со своей социальной средой. Это путь, когда отвергаются принятые в обществе ценности и традиции. Это попытка утвердить собственную систему норм.

К маргиналам относятся люди, которых невозможно отнести к определённой социальной группе, они как бы зависают на границе отличных между собой групп, а посему ощущают на себе их противонаправленное влияние.

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом», разделяющим жизнь и традиции двух и более различных групп.

Сталин считал себя человеком русской культуры, отодвинув свое грузинское (по другой версии - осетинское) происхождение; Иван Грозный ощущал себя потомком древнеримского императора Августа (Цезарь, видимо, не казался ему особо легитимным) и легендарного римского героя Пруса, а не русским - лапотность происходящего вокруг, наверное, раздражала его бесформенностью.

Даже Чарльз Дарвин, совершивший революцию в естествознании, проявлял некоторую маргинальность. В 1874 году Чарльз Дарвин сказал своему другу, директору Королевского ботанического сада Джозефу Гукеру, что никогда не научится работать на пишущей машинке, которую только что начал выпускать «Ремингтон». Но его сын Френсис молод и может решиться на любой опасный эксперимент. Мозг шестидесятипятилетнего Дарвина, всего несколько лет назад закончившего «Происхождение человека» и продолжавшего писать научные книги, работал еще в полную силу, но человек, совершивший один из самых радикальных переворотов в естествознании, воспринимал как опасный эксперимент работу на пишущей машинке, ставшей общим местом массовой культуры ХХ века.

Жившие в советскую эпоху, по сути, уже являются маргиналами. Писательница Надежда Венедиктова высказывает на этот счёт любопытное мнение: « Привычка жить наедине с двумя эпохами, отслеживая их аромат и выверты, сформировалась уже после сорока - развал советской империи и резкий кувырок из одной общественной формации в другую подарил редкую и драгоценную возможность сидеть сразу на двух исторических стульях. И при этом активно ерзать, запуская нос и пальцы во многие трещины, идущие не только по фасаду.

Со временем каждую из эпох удалось приручить - во всяком случае, есть ощущение интима, и они уравновесились до равнозначных живых пространств, каждое из которых подсвечивает другое и позволяет познавать в сравнении, заодно совершенствуя мою позицию маргинала - никому не принадлежать полностью, даже себе, чтобы сохранять хотя бы гипотетическую возможность объективного восприятия жизни. Чёрт его знает, достижимо ли оно на самом деле, но попробовать стоит. Обдуманный флирт с эпохами совпал по времени с долго нарабатывавшимся умением осознавать свою жизнь почти ежесекундно - как говаривал в таких случаях Бердяев, я постоянно трансцендирую; правда, выяснилось, что это занятие требует слишком много энергии, поэтому приходится регулярно сачковать, чтобы не выпасть в осадок раньше времени. Особенно приятно дрейфовать между собой и человечеством, утопая в его яростном многообразии».

Социологи выделяют следующие основные виды маргинальности:

1) собственно социальная маргинальность (например, группы, которые порвали связь с прежним слоем, но еще не присоединились к новому слою);

2) экономическая маргинальность, которая сводится в основном к феномену безработицы, как вынужденной, так и намеренной (в последнем случае безработный живет на деньги, выплачиваемые ему в качестве пособия государ­ством или иными структурами);

3) политическая маргинальность, при которой инди­видов не устраивают существующие формы политичес­кой жизни;

4)религиозная маргинальность, при которой человек находится вне конфессий и не может совершить выбор в пользу одной из них.

Как утверждает философ Энвер Измайлов, люди не принимают ничего от маргинала. То есть вместо того чтобы исполнять обязанности, вместо того, чтобы находиться внутри ситуации и быть вместе, человек, идущий по пути духовного развития, как бы отделяет себя, он особенный, «белая кровь», голубая, точнее, но в любом случае нечеловеческая, то есть она такая… «духовная». И люди это воспринимают как маргинальность, это, по сути, и есть маргинальность. Поэтому когда человек устойчив в духовном мировоззрении, то эта устойчивость заключается в том, что он преобразует мир, в котором он живёт: его семья, общество, в котором он находится, работа, - там все одухотворяется. Не потому, что он там всем, так сказать, проповедует, не обязательно. Нужно говорить, конечно, о Боге, о философии, но нужно говорить тогда, когда уже есть «кредит доверия», когда человек уже понимает, что вы не маргинал, что у вас есть свой путь, который оберегает вас от страданий.

Петр Ковалев

Читая бумажные или интернет-издания, можно нередко встретить слова, значение которых бывает непонятно. Эмбарго, мейнстрим, гендер, коллапс, гаджет, паттерн, ритейл, хэдлайнер, тренд, фейк... Что означают некоторые из них, можно догадаться по общему смыслу текста, но не всегда это удаётся легко. Задача упрощается, когда слово в настоящий момент времени используется СМИ настолько часто, что прочно запоминается, и читателю ничего другого не остаётся, кроме как узнать или догадаться о значении того или иного термина.

«Непонятные понятия»

Сложнее всего обстоит дело со словами, которые не используются ежедневно в речи большого числа журналистов. К таким относятся, например, «оферта» или «маргинал». Значение слова порой бывает трудно угадать по его звучанию. А если слово это иностранное, то задача становится практически невыполнимой. Приходится обращаться к толковым словарям, чтобы установить происхождение непривычного для уха термина.

Кто же такой маргинал? Значение слова особенно трудно установить по нескольким причинам. Во-первых, не все толковые словари дают полное количество значений. Во-вторых, сам смысл этого слова претерпел несколько кардинальных изменений, что сделало его довольно размытым и нечётким. Лишь проследив всю историю, можно разобраться в этом вопросе.

Прежде всего, маргинал - это не математическое понятие, не растение и не предмет гардероба. Это человек. А вот какой человек, что его отличает от всех остальных и за что он получил отдельный статус - все эти вопросы являются предметом подробного разговора.

Маргиналы начала XX века

Сам термин был сформулирован в 1928 году американским социологом Робертом Парком, с тех пор в своём значении претерпел значительные изменения. Первоначально Р. Парк, основоположник психологии городского образа жизни, считал, что маргинал - это тот, кто находится в неопределённом положении между сельским жителем и урбанизированным. Его привычная культура была разрушена, а в новую он не вписался. Такого человека можно назвать дикарём в каменных джунглях, настолько его поведение является неприемлемым в социальной среде города.

Термин был образован от латинского margo - «край». Таким образом, маргиналами называют людей, живущих на границе различных социальных стихий, но не вписывающихся в нормы ни одной из них.

Маргинальная личность по Роберту Парку

Значение слова с самого начала было достаточно негативным. Как лучше ответить на вопрос о том, Сам профессор Р. Парк так определял основные черты характера подобной личности: беспокойство, агрессивность, честолюбие, обидчивость и эгоцентричность. Обычно так называли разного рода асоциальные элементы: беднейших мигрантов, бродяг, бездомных, пьяниц, наркоманов, преступников. В общем, представителей социального дна. Пограничное состояние, в котором находятся эти люди, налагает отпечаток на их психику.

В любом обществе существуют свои писаные и неписаные правила, устои, традиции. Маргинал это всё отвергает, не чувствуя своего долга по отношению к обществу, не разделяя принятых в нём норм. По мнению Р. Парка, такие личности испытывают сильную потребность в одиночестве и уединённом образе жизни.

Классификация

Согласно современной социологической классификации, выделяются несколько групп людей, которых по ряду объединяющих черт можно назвать маргиналами.

В числе таких групп:

  • этнические маргиналы (потомки от смешанных браков, мигранты);
  • биологические маргиналы (люди с ограниченными физическими или умственными возможностями, лишённые внимания и заботы социума);
  • возрастные маргиналы (поколение, связь которого с большей частью общества оказалась разорвана);
  • социальные маргиналы (люди, не вписывающиеся в ту или иную социальную структуру в силу своего образа жизни, мировоззрения, профессии и т. п.);
  • экономические маргиналы (безработные и беднейшие слои населения);
  • политические маргиналы (те, кто использует непринятые в данном обществе методы политической борьбы);
  • религиозные маргиналы (верующие, не придерживающиеся определённой конфессии);
  • криминальные маргиналы (преступники, по меркам данного общества).

В современном обществе

В силу такой широкой классификации и постепенного расширения смысла понятия «маргинал», примеры можно найти в самых разных областях жизни:

  • бродяга, у которого нет ни жилья, ни работы;
  • человек, уехавший искать смысл жизни в Индию или Тибет;
  • хиппи, отрицающий социальную иерархию;
  • кругосветный путешественник, живущий в дороге;
  • наркоман;
  • отшельник, асоциальный человек;
  • фрилансер и любой «свободный художник», не связанный корпоративными условностями;
  • грабитель банков, нарушающий законы и вынужденный скрываться;
  • мультимиллионер, чей образ жизни значительно отличается от подавляющего большинства представителей социума.

Одним словом, все, кто не вписываются в так называемое «правильное» социальное поведение, могут называться маргиналами. Со временем значение этого термина значительно изменилось.

От социального дна до особой группы

К концу XX в. термин утратил своё первоначальное, резко негативное значение. В печатных, телевизионных и интернет-СМИ стали появляться такие словосочетания, как «маргинальная литература», «маргинальная тема», «маргинальная культура», «маргинальное движение», «маргинальное мировоззрение». В этих, на первый взгляд, весьма странных смысловых сочетаниях проявляется изменённое значение слова.

Теперь во многих случаях маргинал - это человек, чей образ жизни отличается от общепринятого. Причём это может быть как отличие со знаком «минус» (бездомный, пьяница), так и со знаком «плюс» (монах-отшельник, миллиардер).

Также нередким стало употребление этого слова в значениях: «принадлежащий к меньшинству», «малоизвестный», «маловлиятельный», «непонятный, неблизкий большей части общества».

Из-за преобразования смысла этого термина становится всё труднее дать однозначный ответ на вопрос о том, кто такой маргинал. Это слово постепенно лишается своей первоначальной, однозначно негативной окраски, приближаясь к нейтральному звучанию. Маргинал - тот, кто (по своей воле или нет) не вписывается в традиционный уклад своего социального окружения.

Маргинальные свойства предметов

Кроме значения, относящегося к человеческой личности или социальным группам, этот термин выражает определённые свойства материального мира. Например, в толковых словарях описываются следующие значения прилагательного «маргинальный»:

  • несущественный, второстепенный;
  • незначительный, неосновной;
  • написанный на полях (книги, рукописи и т. д.).

Иностранные слова с непонятными значениями окружают нас повсюду, но разобраться в них помогают современные словари. Так и с понятием «маргинал», значение которого разнообразно и нередко меняется в зависимости от ситуации употребления.

Похожие статьи