Ладья меняется с королем. Какие правила рокировки в шахматах

12.10.2019

РОКИРОВКА

Во всех рассмотренных правилах строго соблюдался закон: очередной ход белых или черных всегда делался какой-то одной фигурой. Исключением является рокировка. Она заключается в том, что один раз на протяжении всей партии каждый из противников имеет право сделать одновременный, совместный ход королем и ладьей.

Рокировка происходит так: короля переставляют на два поля по направлению к ладье, после чего ладью переносят через короля и ставят на соседнее с ним поле.

Стало быть, перестановка короля на два поля обязательно влечет за собою и перестановку ладьи.

Рокировка на королевском фланге называется короткой рокировкой, рокировка на ферзевом фланге - длинной. На диагр. 16 показано положение белых и черных фигур до рокировки, на диагр. 17 та же позиция, но после рокировки, причем белые совершили короткую, а черные - длинную рокировку. На диагр. 18 белые совершили длинную, а черные - короткую рокировку.

Смысл рокировки состоит в том, чтобы перебросить короля в безопасное место - под защиту пешек королевского или ферзевого фланга и заодно быстро ввести ладью в игру (как говорят шахматисты, развить ее). Рокировку следует делать по возможности скорее (в начале партии, примерно между пятым и десятым ходами), так как иначе король, застрявший в центре, тормозит развитие собственных фигур и легко попадает под атаку.

Рокировать нельзя хотя бы при одном из следующих условий:

1) если король или ладья уже делали ход (даже если они потом вернулись на свои первоначальные места). Если ходил король, рокировка невозможна ни в ту, ни в другую сторону. Если ходила только одна из ладей, а король не ходил, рокировка невозможна лишь в ту сторону, где находится ходившая уже ладья;

2) если между королем и ладьей стоят свои фигуры или фигуры противника;

3) если король в момент намеченной рокировки атакован фигурой противника. Предположим, что на диагр. 16 на поле b5 стоял бы белый слон, нападая на черного короля. Тогда черные не имели бы права рокировать;

4) если король после предполагаемого совершения рокировки попал бы на поле, находящееся под ударом фигуры противника;

5) если король при рокировке должен пройти через поле, атакованное фигурой противника. Однако если через такое поле должна пойти лишь ладья или если даже она сама атакована в момент рокировки, то рокировать можно.

На диагр. 19 наглядно показаны два первых условия, при которых рокировка воспрещена.

Одна белая ладья на диагр. 19, очевидно, уже ходила, так как она стоит не на h1, а на g1 - и, стало быть, короткая рокировка для белых невозможна.

Но и длинную рокировку белые не могут совершить, так как на d1 стоит черный слон. Белые король или ладья могут взять этого слона в обычном порядке, но не могут взятие совместить с рокировкой.

Черный король на диагр, 19 тоже не может рокировать ни в одном направлении. Одна ладья уже покинула начальную стоянку, а между королевской ладьей и королем затесался белый конь.

На диагр. 20 отражены четвертое и пятое условия, при которых рокировка невозможна. Белый король на диагр. 20 не может совершить короткой рокировки, так как должен миновать поле gl, находящееся под ударом черного слона d4. Однако длинная рокировка для белых возможна, хотя слон d4 атакует ладью a1, да и поле b1 под ударом слона е4. Черные не могут делать длинной рокировки, так как их король должен был бы пересечь поле d8, находящееся под ударом белого коня. Но они могут сделать короткую рокировку, хотя ладья b8 атакована конем.

В. Панов. Первая книга шахматиста

Описание хода

Рокировка - двойной ход, который выполняют король и ладья, ни разу не ходившие.

  • Сначала король делает ход на две клетки в сторону ладьи.
  • Затем ладья переносится через короля и ставится на следующее за ним поле.

Рокировка считается одним ходом, несмотря на то, что передвигаются две фигуры. Некоторые книги для начинающих описывают рокировку как «ладья пододвигается вплотную к королю, а король перепрыгивает через неё» - так действительно проще понять двойной ход, но правило «тронул - ходи» требует начинать рокировку именно с короля.

Рокировка возможна в двух направлениях - в сторону королевского фланга (в короткую сторону ) и в сторону ферзевого фланга (в длинную сторону ). При короткой рокировке король оказывается на начальной позиции коня, ладья - на позиции королевского слона. При длинной - король на позиции ферзевого слона, ладья на начальной позиции ферзя (см. диаграмму).

Условия рокировки

В задачах и этюдах рокировка по умолчанию считается возможной, только если нельзя совершенно точно доказать с помощью ретроанализа, что король или ладья уже ходили.

Этикет

Правила шахмат требуют выполнять ходы только одной рукой . Рокировка - это ход короля, поэтому игрок, выполняя её, должен сначала передвинуть короля, затем - ладью. В случае, когда игрок касается одновременно короля и ладьи, он обязан сделать рокировку в сторону этой ладьи, если такой ход возможен (если невозможен, игрок обязан сделать любой другой ход королём, включая рокировку в другую сторону) . Если игрок ошибочно взялся сначала за ладью, он должен сделать ход ладьёй.

Если один из игроков сделал рокировку с нарушением правил, то он обязан поставить короля и ладью на их первоначальные места и сделать какой-нибудь ход королём, если такой ход возможен.

В шахматах Фишера в результате рокировки король и ладья встают на те же поля, что и в обычных шахматах. При этом, в зависимости от начальной расстановки фигур, двигаться могут и обе фигуры, и только король, и только ладья. Поэтому в них вышеописанное правило не действует и игрок вправе перемещать рокируемые фигуры в любом порядке; рокировка считается сделанной, когда переключены часы . Если игра идёт без контроля времени , то, во избежание дезориентации партнёра, рокирующийся игрок должен перед тем, как передвинуть фигуры, сказать «рокируюсь» или «делаю рокировку».

Нотация

В алгебраической нотации (как советской, так и зарубежной) рокировка в короткую сторону записывается как «0-0 » , в длинную как «0-0-0 » .

История

Рокировка - относительно недавнее европейское нововведение в шахматы, которое датируется XIV-XV вв. Поэтому более ранние азиатские версии шахмат не имеют такого хода.

Нынешние правила рокировки утвердились не сразу. В некоторых европейских странах долгое время не действовало правило о запрете на рокировку с переходом короля через битое поле и на рокировку из-под шаха. Также не везде требовалось, чтобы между ладьёй и королём не было фигур (то есть была возможна длинная рокировка при наличии фигуры на втором от края поле ферзевого фланга). Дольше всего нестандартные правила рокировки в классических шахматах продержались в Италии - там к общепринятым сейчас правилам перешли только в начале XIX века, когда итальянским игрокам пришлось выбирать: либо хранить верность национальным правилам шахмат, либо участвовать в международных турнирах.

Варианты

Правила рокировки отличаются в некоторых «неклассических» вариантах шахмат. Например:

  • В Случайных шахматах Фишера рокировка максимально приближена к классической: при соблюдении тех же обязательных условий она возможна как к левому, так и к правому краю доски для всех 960 начальных позиций. Конечная позиция рокируемых ладьи и короля, независимо от выбранной начальной расстановки, в точности соответствует конечной позиции соответствующей рокировки для классических шахмат.
  • В шахматах Капабланки для досок 10x10 и 10x8 при рокировке король передвигается не на два поля в сторону ладьи, а на три.
  • В некоторых позднейших вариантах шахмат , например, в гексагональных шахматах Глинского и в Grand Chess , от рокировки снова отказались. Отказ связан с тем, что используемые в этих играх правила ходов и расстановки фигур позволяют и без рокировки легко провести вывод ладьи на активную позицию и убрать короля с центра, где он более подвержен атаке.
  • В гексагональных шахматах Шафрана рокировка не только возможна, но имеет больше вариантов: допускается как длинная, так и короткая рокировка на любом фланге.
  • Рокировка отсутствует также в национальных азиатских видах шахмат сянци (китайские), чанги (корейские) и сёги (японские) - эти игры выросли из ранних вариантов шахмат, где рокировки не было.

Рокировка в шахматных программах

В компьютерных шахматных программах, чтобы совершить рокировку, надо передвинуть короля на требуемое место. Компьютер автоматически передвинет ладью.

В некоторых вариантах компьютерной записи партий рокировка записывается как «O-O-O», с латинскими буквами «O» вместо нулей.

Известна как минимум одна турнирная партия, где правила рокировки были нарушены. В партии Вольфганга Хайденфельда с Ником Керинсом в Дублине в 1973 году , рокировка была совершена трижды: один раз черными и дважды белыми. На диаграмме приведена позиция после 32-го хода черных. К этому моменту и белые, и черные успели совершить рокировку, белые - в короткую сторону. Впоследствии белый король «пешком» дошёл до поля e1 , и в этот момент совершил вторую рокировку, в длинную сторону. Ход этот был конечно же, совершен не по правилам, но ошибка была замечена только по окончании партии. Согласно кодексу ФИДЕ, в таких случаях партия либо переигрывается, либо совершившему нелегальный ход присуждается поражение. Так как партия в результате все равно окончилась поражением белых, ее решили не переигрывать. Вот полный текст этой партии:

1.e4 e6 2.d4 d5 3.Be3 Nf6 4.e5 Nfd7 5.f4 c5 6.c3 Nc6 7.Nf3 Qb6 8.Qd2 c4 9.Be2 Na5 10.O-O f5 11.Ng5 Be7 12.g4 Bxg5 13.fxg5 Nf8 14.gxf5 exf5 15.Bf3 Be6 16.Qg2 O-O-O 17.Na3 Ng6 18.Qd2 f4 19.Bf2 Bh3 20.Rfb1 Bf5 21.Nc2 h6 22.gxh6 Rxh6 23.Nb4 Qe6 24.Qe2 Ne7 25.b3 Qg6+ 26.Kf1 Bxb1 27.bxc4 dxc4 28.Qb2 Bd3+ 29.Ke1 Be4 30.Qe2 Bxf3 31.Qxf3 Rxh2 32.d5 Qf5 33.O-O-O Rh3 34.Qe2 Rxc3+ 35.Kb2 Rh3 36.d6 Nec6 37.Nxc6 Nxc6 38.e6 Qe5+ 39.Qxe5 Nxe5 40.d7+ Nxd7, белые сдались.

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Рокировка" в других словарях:

    - (от слова рокировать). Замена короля турою в шахматной игре. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РОКИРОВКА в шахматной игре одновременный ход королем и турою; допускается лишь однажды в партии, пока эти … Словарь иностранных слов русского языка

    - (французское roquer рокировать, от roc шахматная ладья), в шахматах одновременное передвижение (перестановка) короля и ладьи с их начальных положений (король через одно поле влево или вправо, ладья на поле, через которое передвинут король).… … Современная энциклопедия

    РОКИРОВКА, рокировки, жен. (от франц. roc старин. название шахматной ладьи) (шахм.). Одновременный ход королем и ладьей, при котором ладья придвигается к королю и ставится на соседнее с ним поле, а король переносится через ладью и ставится рядом … Толковый словарь Ушакова

    рокировка - и, ж. В шахматной игре одновременный ход королем и ладьей, при котором короля переставляют через одно поле в сторону ладьи, а ладью переносят через короля и ставят рядом с ним. БАС 1. Джиануццио (в 1597 году), внесший в игру новый элемент жизни и … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (франц. roquer рокировать от roc шахматная ладья), в шахматах одновременное передвижение (перестановка) короля и ладьи с их начальных положений (король через одно поле влево или вправо, ладья на поле, через которое передвинут король) … Большой Энциклопедический словарь

(голосов: 1 , рейтинг: 5,00 из 5)

Теперь познакомимся с королём. Именно его тебе нужно защищать. Если твоему королю будет некуда сбежать от противника, ты проиграешь.
Его Величество никуда не торопится. Он вообще не стремится сам участвовать в сражении: слишком уж важен, да к тому же чересчур изнежен.
Король может перемещаться в любом направлении — кто же ему запретит! Но зато за ход он успевает передвинуться лишь на одну клетку. Кроме того, король должен ходить так, чтобы в итоге не оказаться под угрозой. Поэтому твои солдаты должны закрывать его от опасностей.

Бьют короли так же, как и ходят, — фигуру на соседней клетке. На доске вверху показан финал одного старого-престарого сражения. Сейчас ход белых. Знаешь ли ты, как должен пойти король?
У белого короля два варианта хода — побить ладью или побить слона. После любого из этих ходов королю ничего не угрожает.
А вот эпизод из другой партии. Может ли здесь король кого-нибудь побить? Что ему нужно делать?
Какую бы фигуру король ни побил, это будет означать конец сражения и проигрыш, потому что король обязательно окажется под ударом. Чтобы продолжить борьбу, королю нужно спастись — пойти направо вниз, на поле е4. Там он хотя бы на ход будет в безопасности.


РОКИРОВКА

— А если на вас нападут? — заволновался мальчик.
Король подбоченился:
— Этого не случится.
— Ну всё-таки? Если нападут?
— О, тогда меня закроет собой любая ладья.
— А она успеет?
— На этот случай существует особое правило. Оно называется рокировка. Почувствовав опасность, я тут же — шмыг! — и спрячусь за спину ладьи. Главное, чтобы нам с ладьёй ничего не мешало: никто не стоял на пути и не угрожал клеткам, по которым мы собираемся пойти.

После того как король объявил, что будет делать рокировку, он передвигается на два поля в сторону выбранной ладьи, а потом ладья снимается со своего места и ставится на поле сразу за королём.
Обрати внимание: оба этих действия считаются одним ходом, к тому же ладья перепрыгивает через короля, чего обычно делать не может.
Рокировку можно делать, только если между королём и ладьёй, которая будет через него перепрыгивать, нет других фигур и при этом ни король, ни ладья в этой партии ещё ни разу не двигались. Рокировка невозможна, если королю уже хоть раз был объявлен шах (о том, что это такое, ты прочитаешь позже).
Ни одно из полей, через которые король пройдёт во время рокировки, не должно находиться под боем другой фигуры.

Правило игры в шахматы: рокировка

Рокировка — самый необычный ход в шахматах. Для неё есть множество специальных правил.
В рокировке участвуют одна из ладей и король. Рокировка делается так: сначала король делает ход на две клетки в сторону ладьи, затем ладья переносится через короля и ставится на поле за ним. Рокировка считается одним ходом. Чтобы не запутаться, принято сначала переместить короля, а уж потом передвигать ладью.
Обрати внимание: рокироваться король может с любой из ладей того же цвета, но при этом фигуры переместятся на разное количество полей. Рокировка бывает «в короткую сторону» и «в длинную сторону». В книгах это ещё называют рокировкой в сторону королевского фланга и рокировкой в сторону ферзевого фланга. При короткой рокировке король оказывается на начальной позиции коня, ладья — на позиции королевского слона. При длинной король оказывается на позиции ферзевого слона, ладья — на начальной позиции ферзя.
Рокировка разрешается, только если ни королём, ни соответствующей ладьёй с самого начала партии не делалось никаких ходов. Второе условие — чтобы между королём и ладьёй не находилось никаких других фигур и чтобы ни одно поле, через которое будет двигаться король, не находилось под атакой фигур противника.
Рокировка невозможна, если король находится под шахом, — пока король атакован, убрать его из-под угрозы рокировкой нельзя, но рокировка снова станет возможна, если угроза королю исчезнет.
Рокировку каждый игрок может делать только один раз за партию.

Следует обратить внимание на тот факт, что существует несколько понятий, с которыми нужно обязательно ознакомиться перед .

Рокировка – это одно из таких понятий. Что же это такое? Данным термином принято называть одновременное передвижение в одном ходе двух фигур – короля и ладьи. Есть ряд условий, которые просто необходимо выполнить, чтобы рокировка в шахматах происходила .

Условия для рокировки в шахматах

Король, который должен принять участие в рокировке, еще не был использован для совершения хода. Это же правило касается и ладьи.

Король ни в коем случае не должен находиться под шахом. Если производится рокировка, то король не может перемещаться через поле, которое атаковано фигурами противника, имеющими возможность ходить на поле, по которому движется король. Также данная фигура не имеет возможности ходить по полю, которое занято вражеской фигурой. То есть правила шахмат в данном случае говорят о том, что игрок не может рокироваться и завершить ход под шахом с королем.

Перед совершением рокировки все поля, которые находятся между ладьей и королем, должны быть абсолютно пусты. Нужно помнить о том, что ладья и король должны прийти на поля в одном ряду.

Что еще нужно знать о рокировке?

Обратите внимание на то, что во время рокировки король переходит на два поля к ладье. Последняя же должна переместиться через короля на поле, которое следует за ним.

Другими словами, белый король на е1 и ладья, которая размещается на а1, должны ходить так: ладья на d1, а король на с1. Это называют длинной рокировкой. Есть еще и короткая рокировка, когда белый король передвигается с той же позиции на g1, а ладья на f1. Тоже самое характерно и для черных фигур.

Существует несколько условий, при которых рокировка в шахматах невозможна. Так, например, ее невозможно совершить, когда король уже совершил какие-либо ходы во время игры. Это относится и к ходу-рокировке. Нельзя также произвести рокировку с помощью той ладьи, которая уже была задействована.

Кроме этого, данная операция невозможна, если имела место «вертикальная рокировка» с ладьей, которая раньше была пешкой.

Есть два условия, при которых рокировка может быть невозможна временно. Это происходит, если поле, где стоит король или которое он должен пересечь, занято одной либо несколькими вражескими фигурами. Второе условие – это когда между ладьей и королем для рокировке располагается какая-то дополнительная фигура.

Так называется в шахматах самый необычный ход. Почему необычный? Потому, что во время этого хода разрешается переместить сразу две фигуры - короля и ладью! Рокировка разрешается каждой стороне лишь один раз в партии.

Как делать рокировку

Делается рокировка таким образом: сначала король переставляется через одно поле по направлению к своей ладье, а затем ладья "перепрыгивает" через короля и становится на соседнее с ним поле. Если король делает рокировку с ладьей, которая находится от него на расстоянии двух пустых клеток, то такая рокировка называется КОРОТКОЙ , и в шахматной нотации она обозначается - "0-0" . Рокировка с ладьей, отстоящей от короля на три пустые клетки, называется ДЛИННОЙ и обозначается - "0-0-0".

Пять правил, при которых можно делать рокировку:

1. Если король и ладья еще не сделали в данной партии ни одного хода. Если одна ладья ходила, а вторая нет, то рокировка возможна только в сторону не ходившей ладьи.
2. Если ни одно поле между королем и ладьей не занято ни своей, ни чужой фигурой.
3. Если король в момент рокировки не находится под шахом.
4. Если король во время рокировки не проходит через битое поле, т.е. поле, которое атаковано неприятельской фигурой.
5. Если король после рокировки не оказывается под боем (под шахом) неприятельской фигуры.

6.Если под ударом находится не король, а ладья, или же если ладья должна пройти через атакованное поле, это рокировке не препятствует.

На картинке выше показан пример, когда рокировать могут только белые, и только в короткую сторону. Длинную рокировку им делать нельзя, так как между королем и ладьей находится черный конь. Черные не могут делать длинную рокировку, поскольку король не может проходить через поле d8, которое бьется белым слоном g5. Недоступна черным и короткая рокировка - после неё король оказался бы под шахом белого коня h6.
Если бы в этой позиции был ход черных, то они могли бы дать шах конем с поля d3 и лишить белого короля права на рокировку, так как последний вынужден был бы покинуть свою первоначальную позицию.

На этой картинке рокировку не могут делать ни белые, ни черные. Белый король находится под шахом, и потому не может рокировать. А черный король лишился рокировки, так как обе его ладьи сошли со своих первоначальных мест.

А для чего нужна рокировка? Смысл ее состоит в том, что она даст возможность увести короля в более безопасное место - под прикрытие своих пешек, а также ввести в игру сильную фигуру - ладью. Поэтому помешать рокировке противника, как правило, очень выгодно.

Похожие статьи