Как быть здесь и сейчас. Жить здесь и сейчас

01.10.2019

Один из секретов успеха миллиардера Питера Тиля заключается в том, что он задаёт себе довольно необычный вопрос. Звучит он так: «С каким из моих убеждений соглашаются только единицы?». Именно это убеждение он и считает верным.

Почти столетие назад подобную мысль высказал Марк Твен:

Если вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться.

Когда вы слышите что-то или читаете о чём-то, неплохо приучить себя подвергать всё это сомнению и рассматривать точку зрения, противоположную заявленной. Во многих случаях, если не в большинстве, когда все пойдут вправо, разумнее и безопаснее будет свернуть налево.

Большинство «гуру» мотивации советуют нам жить здесь и сейчас. Они говорят о том, что важен только настоящий момент, поэтому мы должны делать только то, что приносит нам удовольствие.

Вместо того, чтобы жить настоящим моментом, лучше жить для будущего и «позаботиться» о своём прошлом. Поступайте так, чтобы вы хотели об этом вспоминать. действительно пролетает очень быстро. За настоящее невозможно ухватиться, его едва ли можно ощутить. Когда вы его осознаете, оно уже будет прошлым.

Если вы не хотите жалеть о своих поступках, вероятно, эта статья для вас. То, что произошло давным-давно, нет смысла анализировать. А вот ближайшее прошлое напрямую связано с вашим выбором в настоящем.

Как прошли последние два года вашей жизни? А последние два месяца? А последние два дня? Задумайтесь об этом.

Сегодня - это завтрашнее вчера. Чем то, что вы делаете сегодня, может помочь вам завтра? Дадут ли вам сегодняшние решения стимул для завтрашней работы? Или вы просто откладываете необходимые изменения на какой-то абстрактный день в будущем?

Жить для будущего и заботиться о прошлом - понимать, что своё прошлое вы формируете уже сейчас, и оно определяет то будущее, которое вам бы хотелось увидеть.

Обратив взгляд в прошлое, вы поймёте, как вы живёте в настоящем

Если вы живёте только здесь и сейчас, вы действуете импульсивно. В таком случае ваше поведение является следствием не вашего осознанного , а только текущих обстоятельств. В результате вы часто совершаете поступки, о которых потом жалеете.

И наоборот, если вы помните о прошлом и будущем и понимаете, что прямо сейчас создаёте свои воспоминания, вы подходите к своей жизни более осознанно.

Это может прозвучать странно, но наши воспоминания о каких-то событиях гораздо важнее этих событий самих по себе.

Ничего не длится вечно. Вы даже не успеете заметить, как этот день подойдёт к концу. Всё, что вам останется, - это воспоминания о нём. Возможно, мы соглашаемся на определённые вещи именно ради приятных воспоминаний.

Что бы вы хотели вспомнить о сегодняшнем дне? О прошедшем годе? Из всей своей жизни в целом?

Жизнь - это история, которую мы пишем сами. Настоящий момент - это только след пера на бумаге. Мы знаем наверняка лишь то, что это перо нельзя остановить: оно будет продолжать писать снова и снова. В таком случае, почему бы не взять его в руки и самостоятельно не написать историю, которой предстоит заполнить книгу нашей жизни?

Ваши воспоминания определяют то, насколько уверенно вы чувствуете себя в настоящем

Если ваше утро прошло , велика вероятность того, что и весь день будет удачным. И наоборот, если вы несколько раз нажимали на кнопку и откладывали звонок будильника, чтобы добавить себе лишние 15 минут, и в итоге не успели сделать ничего из запланированного на утро, оставшаяся часть дня тоже не будет выдающейся.

Эмоции, которые вызывают в нас воспоминания о прошлом, во многом определяют, насколько уверенно мы чувствуем себя в настоящий момент. Таким образом, если вы уже сейчас поступаете так, чтобы гордиться собой в последующем, вы увеличиваете вероятность успеха в будущем.

Забота о прошлом позволяет построить ваше идеальное будущее

В знаменитой книге «Семь навыков высокоэффективных людей » Стивен Кови советует начинать что-либо, чётко представляя себе конечный результат. Для этого он предлагает читателю представить празднование своего 80-го дня рождения. На этой вечеринке все ваши близкие должны рассказать, какой вы замечательный, выразить свои чувства по отношению к вам и выпить за то, что вы прожили жизнь, как следует.

Представьте себе, что вы получили от близких множество комплиментов. Что именно вы бы хотели услышать о себе и своей жизни? Что они должны были бы сказать о вашем характере и вашей роли в их жизни? О каких ваших достижениях они должны были бы вспомнить? Как вы повлияли на них?

По мнению Кови, держа в голове эти вопросы, нужно принимать решения в настоящем. И это вполне оправданно.

В самом деле, понятие «жить настоящим моментом» не учитывает саму природу времени. Прошлое, настоящее и будущее не являются чётко отделёнными друг от друга отрезками. Одно из них плавно переходит в другое. Ошибка в настоящем мгновенно становится ошибкой в прошлом. Она же влияет на ваше будущее.

Из этого можно сделать оптимистичный вывод. Мы можем построить именно то будущее, которое хотим. И, что не менее важно, мы можем иметь то прошлое, которое хотели бы иметь. И гордиться тем, кем мы стали.

Живя для будущего, мы легче принимаем верные решения

Иногда так просто найти себе оправдание и не сдержать обещаний, данных самому себе. Бывает так, что мы не можем взять гнев под контроль и срываемся на детях. Иногда печенье выглядит так аппетитно, что мы не можем сказать «нет». А время от времени мы просто валяемся на диване вместо того, чтобы пойти на тренировку.

Иногда все мы позволяем себе какие-то слабости. Но если мы будем делать это слишком часто, то наше прошлое будет совсем не таким, каким мы бы хотели его видеть.

Жизнь каждого человека - это дневник, в котором собираются записать одну историю, а записывают совсем другую.

Джеймс Мэтью Барри, автор «Питера Пэна»

Если же мы всегда будем помнить о нашем прошлом и будущем, то нам будет легче собрать волю в кулак и принимать правильные решения. Вы сможете работать, пока другие будут развлекаться, экономить деньги, а не тратить их, и не сдаваться, даже когда очень хочется бросить какое-то дело.

Вы пойдёте нехоженым путём. И всё будет совсем иначе. Всё будет так, как вы того хотите.

Вопрошающий: Как можно научиться быть здесь и сейчас ?

Станислав: Этому не надо учиться, Вы всегда здесь и сейчас .

В: Но я не чувствую себя здесь и сейчас, что этому препятствует?

С: Только Ваш ум. Он воображает, что он не здесь и сейчас.

В: Почему так происходит?

С: Потому что Ваш ум, блуждая во времени и пространстве, вспоминая прошлое или воображая будущее, постоянно воссоздаёт представление о мире и о Вас.

В: Если я перестану думать о прошлом и воображать будущее, я смогу почувствовать себя здесь и сейчас?

С: Вы всё равно не сможете почувствовать себя здесь и сейчас.

В: Но почему?

С: Потому что это нельзя почувствовать, у Вас просто нет таких органов, которые могли бы это почувствовать. Говоря «почувствовать себя здесь и сейчас», Вы хотите представить «здесь и сейчас» своим умом, а здесь и сейчас не может быть ни одной из концепций ума.

В: Но Вы часто говорите: «Будьте здесь и сейчас ».

С: Когда Вы слышите: «Будьте здесь и сейчас», - это означает, что следует перестать блуждать умом во времени и пространстве.

В: Если я прекращу блуждания ума, я смогу быть здесь и сейчас?

С: Как Вы собираетесь это сделать?

В: Ещё не знаю.

С: Вы не сможете насильно заставить ум не блуждать. Ум всё равно обманет Вас.

В: Как это мой ум меня обманет?

С: Очень просто. Ум сначала создаст Вам идею о достижении желаемого, а затем другую идею, что Вы достигли этого. И в этой иллюзии все будут довольны: и Ваш ум, и Ваше представление о Вас.

В: Как тогда я смогу быть здесь и сейчас?

С: Вы уже здесь и сейчас.

В: Но я не могу это понять.

С: Не может это понять то, что Вы считаете собой.

В: Чтобы это понять, чего-то не хватает.

С: Вам не хватает осознания того, что то, что Вы считаете собой, - только иллюзия, существующая как конструкция постоянно блуждающего ума.

В: Что же может позволить осознать иллюзорность представления о себе?

С: Опыт переживания своего единства.

В: Если у Вас было переживание подобного опыта, то не могли бы Вы рассказать о нём?

С: Да (пауза).

В: Вы сказали: «Да».

С: Совершенно верно, я сказал: «Да». (смех)

В: Но ведь я Вас спросил.

С: И я Вам ответил на Ваш вопрос, причём положительно. (смех)

Это хорошо, что у всех хорошее настроение, а это означает, что сегодняшняя беседа оставит приятные воспоминания.

В: Но, кроме приятных воспоминаний, хотелось бы услышать Ваш рассказ о переживании опыта, если он был у Вас.

С: Да, конечно. Всё произошло само, когда, наблюдая очередной раз за мыслями, блуждающими по лабиринтам ума, то ли создающего очередную идею понимания момента здесь и сейчас, то ли отрицающего все идеи, я настолько закрутился в этом, что потерял привычное представление о мире, как бы забыл сразу обо всём. И в этот момент мой ум как будто взорвался изнутри - это случилось само, здесь и сейчас! - и больше ничего, только осознание того, что ничего не происходит и всё - только игра воображения вокруг здесь и сейчас.

В: Расскажите об этом поподробнее, пожалуйста, с чем это можно как-то сравнить?

С: Это как будто едешь в поезде и, задумавшись о чём-то, полностью забываешься. Вдруг, посмотрев в окно, ты приходишь в удивление от того, что совершенно не понимаешь, куда едешь, и тогда ты можешь вообразить, что едешь в любую сторону. При этом ты начинаешь ощущать пространство и время, которые раньше не воспринимал или просто не обращал на них внимания.

В: А какие ощущения при этом возникали, изменилось ли Ваше поведение?

С: Радость, смех, я смотрел вокруг и смеялся. Наверное, со стороны это бы смотрелось достаточно странно. Представляете себе, человек всё время находится в состоянии радости, а то вдруг и смеяться начинает. Хотя, думаю, сейчас никто бы этому не удивился, просто, возможно, подумали бы: «Этот чувак чего-то крутого накурился!» (Смех).

В: Это был беспричинный смех или смех радости? Что Вас смешило?

С: И то, и другое. Радость, я бы назвал это любовью, наполняла меня, но смех вызвало то, что происходило вокруг.

В: А что происходило вокруг? Что изменилось?

С: В том то и дело, что ничего не происходило и не менялось, я это осознавал, и это вызывало смех.

В: А что Вы находили в этом смешного?

С: То, что мне казалось постоянно изменяющимся миром, вдруг превратилось в кино. И при этом открылось то, чего я раньше просто не замечал. Это действительно очень смешно осознать то, что мир, который раньше казался реальным, – только кино, вдруг заметить то, что ты не замечал столько лет, живя во всём этом.

В: А что Вам такого удалось увидеть, чего раньше не замечали?

С: Пространство и время, которые существуют как воображение в уме подобно экрану, на котором происходит кино. Но поскольку я раньше был так увлечён этим кино, считая его своей жизнью, что не замечал ни экрана, ни своего заблуждения.

В: Расскажите, как это кино становится тем, что мы считаем своим миром?

С: Ваше воображение устраивает Вам шоу на сцене пространства и времени, создаваемой в уме. Возникающие при этом эмоции заставляют Вас поверить в реальность этого шоу. Память фиксирует повторяющиеся события и создаёт из них прошлое, укореняя в Вас убеждение реальности этого шоу. Ум, используя события, сохранённые в памяти, воображает будущее и создаёт впечатление, что Вы постоянно едете из прошлого в будущее, окончательно запутывая Вас.

В: Но разве момент здесь и сейчас не может помочь выйти из этого заблуждения?

С: Как это может помочь, если «момент здесь и сейчас» при этом становится идеей ума? Ум воображает «здесь и сейчас» как некий момент, который движется вместе с Вами из прошлого в будущее. Это ловушка ума.

В: Как Вам удалось это понять?

С: Это произошло само. Просто бац! - и ты никуда больше не едешь, ты осознаёшь, что здесь и сейчас всегда, неизменно и никуда не движется. И абсолютно ничего не происходит, а всё - только игра воображения на экране из времени и пространства вокруг здесь и сейчас.

В: Могли бы Вы бы кратко охарактеризовать это состояние.

С: Это осознание того, что всё шоу - игра воображения, всё происходит только в уме, и ты можешь теперь ехать в любую сторону или вообще никуда не ехать – ты свободен.

Навигация по статье «Здесь и сейчас: как жить настоящим?»

Что такое жить настоящим?

Когда об этом заходит речь, многие спрашивают – а как это, жить настоящим и быть в здесь и сейчас ? Давайте и начнем с этого.

Проведите простой эксперимент. Вот прямо сейчас, читая эту статью, вы чувствуете свое тело? Или вспомнили о нем, когда я предложил над этим задуматься?

Или, например, встаньте и попытайтесь достать с полки какой-нибудь предмет. Найдите высокую полку, чтобы за предметом пришлось тянуться. Где вы находитесь? Где находится ваше сознание, пока вы пытаетесь достать предмет? У большинства – уже на полке. Или даже уже делает что-то с этим предметом. А на самом деле, в вашем настоящем, в здесь и сейчас , вы пока еще тянетесь — и всё!

Когда вы идете в магазин или к машине, чтобы ехать на работу, где находится ваше сознание? Чаще всего – в магазине, на работе, а бывает так, что и в совершенно постороннем месте – у врача, на романтическом свидании, которое возможно (а возможно, и нет) будет только вечером, или вообще на курорте, куда вы поедете месяца через два, но только не на той улице, по которой вы идете.

Обычная картина – человек идет по улице и думает о партнере, работе, детях, родителях, обидчиках, будущем, прошлом, о чем угодно, только не о том, что он делает сейчас. Человек моет посуду, занимается спортом, отдыхает на диване, и находится при этом где угодно, только не в настоящем моменте.

Все просто: если ваше сознание сосредоточено на том, что вы делаете именно в этот момент – вы находитесь в здесь и сейчас целиком. Если оно занято чем-то другим – вы не находитесь в настоящем.

В лучшем случае здесь находится ваше тело. Оторванное от сознания, которое, в свою очередь, находится в другом месте. Как телу не очень уютно без сознания, так и сознание ничего не может сделать без тела, без энергии его ощущений.

Поэтому и работа тела выполняется в таком случае впустую, и работа сознания далеко не всегда приносит удовлетворение.

Чаще все заканчивается постоянным вращением сознания по неким привычным кругам, но в этом вращении редко находится адекватное решение надоевшей проблемы, а тело, брошенное в режиме «автопилота» не в состоянии полноценно отдохнуть, как, впрочем, не в состоянии полноценно поработать в отрыве от сознания.

Не спорю, есть моменты, когда нам делать некое дело, а надо. Не кому-то еще надо, а именно нам.

Допустим, нужно сделать уборку, хочется чистоты, но мыть полы вы не любите. Могу сказать, конечно, что если начать прислушиваться к ощущениям тела, осознавать , какие группы мышц работают – и мытье пола может стать интересным занятием. Но если вы уж совсем никак не любите это – что ж, может быть, самое время именно в вашем случае подумать о постороннем. И ваш выбор относительно этого занятия будет таким.

Но осознанный выбор относительно нескольких не очень любимых занятий – одно дело, а вот практически постоянное и непрерывное пребывание где-то еще, без всякого осознания этого факта – совсем иной случай.

Почему это так, и чем чреват отрыв от жизни в настоящем?

У человека, в отличие от животных, есть способность к абстрактному мышлению. Само по себе это не хорошо и не плохо. В каких-то моментах это может помогать человеку решать его задачи, а в каких-то может и мешать.

Но сейчас мы говорим о тех ситуациях, и даже больше – о таком способе жизни, когда избыточный акцент на абстрактное мышление мешает человеку жить настоящим , решать текущие задачи максимально эффективно.

Подкладывая ветки в костёр, я обратил внимание на одно из действий готовившего «стол» Шамана. Он вынул из пакета варёное куриное яйцо, превратившееся на сорокаградусном морозе в ледышку, и, почти не глядя, одним ударом ножа расколол его на две равные части.

Усевшись, я попытался расколоть пару яиц своим более тяжелым ножом, потом еще тройку ножом Шамана. Ни одно яйцо мне не удалось расколоть ровно и без крошки. Это навело на мысли о какой-то особой сноровке Шамана.

— Ты часто раскалывал так яйца?

— Не припомню. Да и не часто ты их приносишь.

— А как научился так ровно раскалывать?

— Не учился. Придёт же такое в голову.

— Но как ты их колешь?

— Смотри. (Шаман небрежно ударил моим ножом уже не поперек, а вдоль по последнему целому яйцу, которое раскололось на две равные половинки.)

— В чём секрет?

— У нас разные действия.

— В чем разница?

— Когда действую я, я действую целиком . А ты — частями .

— Какими частями?

— Например, одна часть тебя не уверена, что ты справишься с яйцом, другая думает, что и колотые яйца на морозе не пропадут, третья — вообще в Магадане с проблемами твоих собственных яиц.

— Но мои действия могут быть более комплексными, чем твои ситуативные.

— Твои действия могут быть только более размазанными. Например, вместо точного удара по яйцу ты истерично ударяешь по пальцам. Такая размазня делает человека немощным и старым.

— Что мне делать, чтобы научиться действовать, как ты?

— Не имеет значения. Можешь, например, колоть яйца. Главное, когда колешь яйца – коли яйца, а не лови ворон.

Серкин «Хохот Шамана»

Исчерпывающе, не правда ли?

Способность к абстрактному мышлению порой играет с человеком дурную шутку: мешает ему жить настоящим, отрывает его от той реальности, которой он занят непосредственно сейчас, и превращает его действия в неэффективные.

Я приведу несколько типичных жалоб клиентов, в которых многие, думаю, узнают и себя:


«Когда я занимаюсь сексом, я порой думаю о том, как я выгляжу, что думает обо мне партнер, нравится ли ему/ей мое тело, достаточно ли партнер доволен тем, что происходит, не будет ли чрезмерным предложить то или другое, вспоминаю прежних партнеров, всплывают старые обиды /сравнения/вопросы, думаю о том, что будет, если вдруг не получится….»

Итог – нарушение эрекции, , неудовлетворенность, страхи, напряжение, и в целом некачественный секс.

«Когда я собираюсь высказать свою идею начальству/прохожу собеседование, я думаю о том, что подумает начальник обо мне, уместно ли говорить о том и об этом, всплывают прошлые неудачи, посещают мысли о том, что будет, если идея не понравится/не пройду собеседование, что делать дальше…»

Итог – не пройденное собеседование, не рассмотренная идея, отсутствие интереса к вашей личности и обесценивание ваших предложений, общее разочарование в себе и падение самооценки, что еще больше углубляет страхи на следующем собеседовании или при разговоре с начальством.

«Когда я попадаю в новую компанию, я пытаюсь представить себе, что мне нужно сделать и сказать, чтобы понравиться людям, я продумываю свои реплики, представляю себе, каким я могу быть, переживаю о том, что будет, если повториться та ситуация, когда на прошлый новый год я чувствовал себя в компании лишним, пытаюсь анализировать, что я сделал не так….»

Итог – отчуждение людей, холод, ощущение себя снова лишним, печальные мысли, урон самооценке, отчаяние и разочарование вместо положительных эмоций.

Чем характерны все эти ситуации? Человек находится где угодно, только не в настоящем – в прошлых ситуациях, в мечтах и планах на будущее, в фантазиях (то есть вообще в абстрактно существующей реальности), в различных предположениях «а вдруг»….

Беда в том, что акцент на такой способ восприятия мира в большинстве из нас воспитывают наши родители и наша культура. Скольким из вас в детстве и юности говорили: «думай головой, пытайся предвидеть последствия, может быть то или другое!» – и приводят примеры собственного или чужого, чаще негативного, опыта.

Сама по себе мысль не так уж плоха. Там, где можно подумать над имеющейся информацией, прикинуть шансы, оценить разумно свои возможности и реакции других участников ситуации – это можно сделать.

Но вся проблема в том, что это имеет предел. Ни один, даже самый совершенный аналитический инструмент не может учесть все переменные этого мира. Ни один человек не в состоянии предсказать все последствия. Ни одно действие с учетом всех возможных включений реальности не поддается стопроцентному прогнозированию.

Реальность меняется. Жить настоящим – постоянно открывать для себя что-то новое. Если ваш прошлый опыт говорит «у меня есть пример неудачи» — это означает, что у вас просто есть такой опыт. Это означает, что вы можете сделать какие-то выводы из этого опыта, возможно – осознать, как не стоит больше поступать.

Но этот опыт совсем не означает, что ситуация повторится. Более того – если вы открыты изменениям реальности, то вы можете себе гарантировать, что все будет как-то иначе. По-старому будет только тогда, когда вы сами ожидаете привычного, пусть и неприятного, разворота событий.

Многих вводят в заблуждение бытовые и отлаженные действия: дорога по привычным маршрутам, где, казалось бы, ничего не меняется, схемы жизни, кажущиеся некоторым безопасными – «выучись на того-то, и у тебя всегда будет кусок хлеба», схемы жизни вообще – «вырастить сына, посадить дерево и построить дом» и т.д. В некоторых случаях они действительно работают. Но безопасно они работают не так уж часто.

Вспомните, сколько ваших планов оказалось разрушено какими-либо «форсмажорными обстоятельствами»?

Начиная с глобальных – смерти близких , тяжелых болезней, внезапных потерь денег, крахов бизнеса или политико-экономических кризисов, до банальной простуды, случившейся «как раз» в самый ответственный день, не менее банального опоздания на электричку или вообще внезапно упавшей сосульки на крышу машины.

Иллюзия контроля – именно то, что мешает нам жить настоящим, то, что заставляет порой «загоняться» в различных умопостроениях, которые, призваны, казалось бы, защитить нас от капризов непредсказуемой реальности.

На деле же попытка контролировать события отвлекает нас от непосредственной реакции на реальный мир и делает саму реакцию порой совершенно неэффективной.

Ведь, как мы уже говорили, предсказать все на 100%, тем более на основе чужого опыта, да и своего тоже — не получится. Куда более надежной выглядит попытка полагаться на свою спонтанную реакцию. Которая возможна только тогда, когда вы находитесь в настоящем.

Не хочу сказать, что думать не нужно вообще.

Разница между осознанным, подлинным мышлением и переливанием из пустого в порожнее очевидна: когда вы действительно думаете, вы стараетесь выстроить всю цепочку проблемы, задачи — с чего началась, как развивалась, как обоснованы те или иные аргументы, которыми вы пользуетесь в своих суждениях, есть ли у вопроса история (ваша личная или вообще в истории людей или культуры, философии, науки, религии), как это связано с вашими чувствами, какие выводы вы можете сделать из своего опыта.

Это — рефлексия, и к ней стоит относиться уважительно.

Совсем другое дело — фрагментарное и бессистемное мышление. Которое не склонно углубляться в исследования, логику, историю и анализ ваших переживаний. Бессистемное мышление — это просто прыжки ума с предмета на предмет и невозможность сосредоточиться ни на чем более минуты, двух, трех, и увы, как практика показывает — именно это принято называть глаголом «думать»….

Осознанному процессу мышления стоит отводить свое место и время. Если вам, например, нужно подумать над личной проблемой – найдите комфортную позу для тела, создайте необходимый уровень тишины (или поставьте нужную вам музыку), подготовьте бумагу и ручку, чтобы записать важное, попросите вас не беспокоить или уйдите от людей куда-то на природу, в уединенное место.

И не забудьте договориться с собой о том, сколько времени вы будете думать. Если прошел, к примеру, отведенный час, а вы ни к чему не пришли – нет смысла дальше «гонять» в голове проблему по кругу. Значит, вы пока не готовы ее решить.

И если вы погрузитесь в настоящее, в реальность, которая происходит с вами здесь и сейчас, вероятнее всего, ответ придет быстрее, чем если продолжать прокручивать в голове «заезженную пластинку».

Если вы занимаетесь интеллектуальным трудом или периодически нуждаетесь в аналитической обработке той или иной важной для вас информации, обязательно ли полностью отключаться от ощущений тела? Возможно, они тоже смогут подсказать вам какие-то шаги в решении ваших задач? Ведь вы — целое. Куда продуктивнее работать всем собой, нежели частью.

Зачем проживать больше половины своей жизни в разных «а может быть» и «а вдруг», если можно пойти и выяснить, как оно будет на самом деле, а если еще не время выяснять – просто заняться тем, что актуально именно сейчас, или отдохнуть полноценно?

А о том, какие конкретно выгоды на практике мы получим, живя настоящим –, которая доступна только зарегистрированным участникам нашего сайта (форма регистрации справа внизу)

Если у Вас возникли вопросы по статье

Здесь и сейчас: как жить настоящим?

Вы можете задать их нашим online психологам:

Что значит быть здесь и сейчас? Это значит – быть сознательным, присутствовать во внимании в своих действиях, целиком и полностью, там, где мы есть, находясь при этом в не рассеянном состоянии. Здесь и сейчас — это естественное, природное состояние, данное Богом каждому из нас. Это движущая сила , говорящая из глубины нашего сердца и охватывающая всю суть нашего существа, бытия, при которой мы остаемся самим собой, в своей индивидуальности и в своей .

В обычной жизни, когда человек находится в своей простоте, во внимании, не упуская ничего из виду, а его сознание присутствует, там, где он есть при любом совершаемом действии, — это все позволяет заговорить искре Божьей в нашем существе, в испускании Света Божьего. Когда мы присутствуем во внимании в каком-либо действии, это приводит нас всех к сознательности, а затем шаг за шагом к осознанности (в сознании Свет), потому что там, где наше внимание, там и есть всегда присутствие голоса . Внимание — это и есть созерцание, оно никогда нас не истощает. Во внимании говорит голос , притягивающий Благодать, которая нас наполняет. И наоборот, когда рассеянно наше внимание, и мы не пребываем в настоящем моменте, здесь и сейчас, происходит следующее:

  • рассеянное внимание создает двойственность;
  • из-за двойственности возникает трение в сознании, которое нас истощает и лишает ясности восприятия;
  • лишившись ясности, мы поверхностно, не в полной мере воспринимаем мир (мы не внимательно относимся к людям, не слышим сердце другого человека);
  • это вводит нас в иллюзию, в слепоту, и в этот момент человеку свойственно ошибаться, возникают трения и конфликты, а это и является ;
  • не прибывая в состоянии здесь и сейчас, мы лишаемся красоты, полноты настоящего момента, тем самым запеленяя нашу жизнь лишь прошлыми воспоминаниями или грезами о будущем, а это лишает нас счастья и возможности быть самим собой, естественным.

Вспомним себя в детстве… Мы всегда были внимательны и находились в состоянии здесь и сейчас, потому что в раннем детстве у нас не умерла искренность, природная естественность, данная Богом, в нашем сердце всегда говорила . Если мы играли, то это была лишь только игра и ничего другого, и мы растворялись в ней. Когда мы ели, наше внимание позволяло нам ничего не упускать и не терять из виду: ни запаха, ни вкуса, ни формы приготовленной пищи, как мы ее пережевываем, проглатываем, как происходит процесс пищеварения, как получает удовольствие наша плоть, как приходит от этого наслаждения радость. А если мы наблюдали облака, цветы, ветер, то мы становились с ними одно, и нам было понятно их говоренье. В нашем детстве мы были естественными, сознательными и воспринимали все вещи без искажений, ибо в нашем существе говорил дар Божий и двигала им Воля Всевышнего. Как в любом цветочке присутствует дар Бога, давая возможность ему расти, созревать испустить аромат; как любое животное, когда болеет, оно находит нужное растение, без каких-либо знаний, для оздоровления организма. Это говорит в животном не подсознательный инстинкт, а надсознательная, высшая природа, дар Бога.

Когда мы все были детьми, и по своей неискаженной природе, с и естественностью, являлись самими лучшими в мире медитаторами, потому что наша жизнь была неотделима от медитации. И нам не нужна была никакая медитация, мы сами ею и являлись, по своей природе. С течением времени, когда на нас повлияла тяжелая, негативная атмосфера в семье и обществе, и нас воспитывали не правильно, и, как следствие, сформировался эгоцентризм — именно из-за этого мы утратили свою способность жить вместе с даром Божьим. Что же такое дар Божий? Дар Бога — это искра, находящаяся в сердце человека, которая должна воспламениться.

Дар Бога это — есть семя, в которое вложены естественные качества характера человека. К дарам можно отнести такие качества как искренность, сознательность, внимательность или созерцательность, вера, надежда, бескорыстная Любовь, милосердие, сострадание, мудрость, честность, справедливость, чувство долга, ответственность, почитание и уважение, радость и многое другое.

В нашем мире у эгоцентричного человека дар Бога не проявлен и в характере преобладает ненависть, раздражение, тщеславие, гордыня, не сознательность, рассеянность, гнев, агрессия, ложь, не доверие, подавление и т. п. И по закону Справедливости за такие деяния мы будем платить страданиями.

Здесь и сейчас — это состояние глубокой медитации, где проявлено наше естество. Ведь любая духовная практика, медитация ли это или молитва, вначале рождает наше природное естество, освобождая его из заточения, затем происходит рост дара Божьего, который наполняет нас естественными качествами, потом происходит шаг за шагом привыкание к этому состоянию, а затем естественное состояние и мы становимся одно целое – это и есть освобождение от запеленения Божественного голоса, это означает стать самим собой, кем мы являемся по своей сути.

На духовном пути развития, занимаясь духовными практиками, мы затрачиваем определенное количество времени, но не всегда нам хватает на это усилий и времени, ибо наш быт одолевает нас. Но мы можем превратить нашу обыденную жизнь в духовную практику, занимаясь обычными делами. Это путь очищения, освобождения снаружи вовнутрь к своему источнику, через деяния к осознанности, при этом, занимаясь обычными житейскими делами и превращая их в медитацию, когда любое деяние, посвященное Богу, будет использовано как молитва. Как это делать, рассмотрим на нескольких примерах:

а) делая обычную зарядку, прежде всего, нужно попросить на это благословение у Бога, делая упражнения нужно сопровождать вниманием каждое наше движение, не упускать из виду, созерцать то, что мы делаем, уловить нашим внутренним чутьем, какой происходит процесс. Услышав эти незримые вещи, все мы приходим шаг за шагом к ясности, а затем к сознательности и осознанности;

б) когда мы на работе, — попросить благословение, присутствовать там где мы находимся (обычно бывает, что на работе мы думаем о доме, а дома о работе, это рассевает нас во внимании и истощает) и сопровождать каждое наше действие вниманием. Наблюдение всегда нас приводит к спокойствию и тишине, а тишина всегда притягивает Святой Дух, и при этом мы всегда прейдем к осознанности.

в) перед тем как заниматься любимыми занятиями — рисованием, вышиванием, пением, танцами и т. п., или же другими житейскими делами, попросить благословения, заявить Богу о том, что «я посвящаю это занятие Тебе» или сказать Всевышнему, что «я молюсь Тебе этим пением, танцем прими мою молитву», и начать свое деяние, сопровождая вниманием каждое свое движение и не теряя его.

Таким образом, в дополнение к основным духовным практикам, ни в коем случае не исключая их, мы можем превратить обычные наши действия в практику. Это даст нам много сил на духовном пути развития, для преодоления наших невзгод, приведет нас к сознательности в своих действиях и позволит находиться всегда в состоянии здесь и сейчас, в настоящем, откинув прошлое и отдав свое будущее на повеление Богу. Ведь даже сопровождая вниманием такие свои пороки как гнев, обиду, раздражение, мы можем остановить их и исключить из жизни, осознавая при созерцании свою порочность, встретившись с ней лицом к лицу, один на один.

У одного учителя спросили ученики: «Что вы делаете, когда пьете чай?» А он ответил: «Я просто внимательно пью и больше ничего». А что вы делаете, когда принимаете пищу? И учитель им ответил: «Я просто ем и наблюдаю». В нашей жизни мы привыкли все усложнять, из простого делаем сложное, и это плоды работы нашего ума, воображения, желания и нашего эго. Когда мы были детьми, в наших действиях говорила простота. Обретая навыки существования, черпая знания от невежественного, страстного мира людей, мы шли путем от простого к сложному, и мы запутались так, что сами не можем в этом разобраться, мы стали слепы и немощны, не зная выхода и страдая от безысходности. Вернемся к выше сказанной притче и разберем ее. Ученики подумали, что если он учитель, то во время чаепития и приема пищи он, наверное, делает что-то особенное, тайное, скрывающееся от их глаз. Их умы так усложнены, что приходит такое нелепое умозаключение. А он им ответил и показал путь, что в простоте любого действия кроется истина, можно прийти к простоте, созерцая свои деяния, а созерцание отсеет все усложненное и сделает сложные вещи простыми.

Человек всё время куда-то спешит. Не так ли? Если спешит не физически, то умственно спешит наверняка.

Куда спешишь человек?

Человек почти всегда спешит. Спешит куда угодно. Когда он еще маленький ребенок, ему хочется скорее вырасти. Только что пошел учиться в школу, а ему хочется скорее ее закончить. Встретил красивую девушку или парня, спешит скорее расстегнуть все пуговицы и развязать шнурки. Не успел утром появиться на работе, он уже мечтает скорее покинуть её. Только обрадовалcя первому снегу, скорее бы уже весна, затем лето и снова по кругу... И так во всём. Это сродни замкнутому кругу, где бегущему нет дела до собственной жизни, он занят бесконечной суетой и беготней.

Эта человеческая спешка – явление заразное. Оно передается от поколения к поколению. Спешка ничто иное, как – вор. Если ты более-менее наблюдателен, без труда сможешь заметить этого вора. В том числе и в себе самом. Да, это самый настоящий вор, который крадет у человека его счастье. Как он это делает? Очень просто, он заставляет тебя всё время "крутить педали", без остановки. Даже когда тебе не надо никуда ехать. Он превратил тебя в "белку в колесе". И ты стал его рабом. Этот вор ослепил и околдовал тебя, и теперь ты принимаешь его за своего лучшего друга или, что еще хуже, за себя самого... В этом твоя беда. Спрашиваешь, можно ли избавиться от этого вора? Да, можно. Есть метод. Он жесткий, но эффективный.

Стоп человек!

Всем фибрам – стоп! Всякой ряби – стоп! Всему - стоп! Стоп!!!

Я специально оставил пустой предыдущую строку. Этих пустых строк может быть много. Очень много. Но сейчас хотя бы несколько секунд свободы, для понимания. Если конечно ты сможешь осознать эту свободу (ты можешь некоторое время смотреть на пустую строку, будучи не озабоченным ни чем, это очень полезное упражнение). Это не так просто, мысли мгновенно уносят твое внимание в прошлое или будущее. И ты снова раб. Но свобода о которой я говорю, есть. Эта свобода есть всегда. Она пребывает до твоих мыслей, которые словно пестрые кружева, сотканные из пестрых мыслей о прошлом или будущем, часто придуманном, заслоняют собой твою истинную суть. Все эти замысловатые кружева из мыслей ты считаешь собой или важной частью себя. Ты поверил, что всё это – ты. Но это ложь, полная брехня. Всё это вовсе не ты. Но кто же тогда ты?

Кто я?

Ты и есть та самая свобода, о которой я сказал ранее. В это трудно поверить, но это так и у тебя еще будет возможность убедиться в этом. Ты абсолютная свобода от всего, даже от мыслей о свободе, даже от мыслей о пофигизме, если угодно. Ты – сама СВОБОДА. Запомни это.

А при чем тут состояние "здесь и сейчас"?

Ты можешь так же спросить: а как они связаны, моя свобода и состояние "здесь и сейчас"? Отвечу так: у тебя нет "твоей" свободы, потому что ты и есть свобода и только она и есть, без какого-то там «тебя». И познать, что ты сама свобода ты можешь только в моменте "здесь и сейчас". Теперь связь понятна? Нет? Поясню еще раз. Когда ты в мыслях из настоящего момента уведён в прошлое или будущее, ты есть раб. Тебя здесь нет, ты где-то там... Если ты безвылазно сидишь в мыслях, ты где угодно, но не здесь. А когда ты в «здесь и сейчас», ты свободен от мысленных пут и иллюзий, потому, что ты сейчас здесь, а не в "гостях" у своего блудливого воображения.

А как мне узнать, нахожусь я в состоянии «здесь и сейчас» или нет?

Итак: стоп!

Посмотри, что ты сейчас наблюдаешь или чувствуешь? Дай попробую угадать: ты читаешь этот текст на экране, так? Попкой чувствуешь поверхность, на которой сидишь. Слышишь музыку или иные звуки. Возможно чувствуешь опору под ступнями, стол или подлокотник под своими руками. Если лежишь, то ощущения будут немного другими. Возможно, едва уловимый ветерок на лице или холодок в ноздрях, какой-то вкус во рту, чувствуешь веки, когда моргнешь... Спокойно, не спеши убегать, изучай. Направляй внимание на любую часть тела. Просто своим вниманием спокойно гуляй по всему своему телу. Радуйся и наслаждайся. Глаза моргают, но ты сейчас здесь, в своем внутреннем просторе, внимаешь ощущениям, запахам, звукам. Твой ум пуст или почти пуст. Мысли так же можно "увидеть", они появляются из неоткуда и изчезают в никуда. Когда ты начинаешь их "видеть", они растворяются и тогда ты свободен от мыслей. Это состояние, а лучше сказать – это пространство свободно от мирской суеты. В младенчестве это было единственным твоим местом пребывания. Это твой дом. Если хочешь, можешь закрыть глаза. Не торопись уходить, оставайся так. Ведь ты так давно не был здесь.

Поздравляю, ты только что уловил суть состояния «здесь и сейчас». Насладись им сейчас. Учись наслаждаться им всегда и всюду. Ты будешь обнаруживать себя в нем в любое мгновение и оставаться сколько угодно, всегда, чем бы ты ни был занят. Просто нужна небольшая тренировка и ты легко вспомнишь это состояние. Немного освоив его, ты, даже в моменты размышления будешь оставаться в состоянии "здесь и сейчас", а значит – оставаться свободным. Когда ты распробуешь это, ты поймешь, что это классное состояние. Потому, что ты больше не раб, а сама свобода.

И какая мне от этого польза?

Возможно ты удивишься, но это твое естественное состояние. И это состояние не просто естественное, оно еще и очень комфортное. Настолько комфортное, что его можно назвать состоянием счастья. Именно в этом состоянии ты способен по настоящему воспринимать красоту, находить покой, получать вдохновение, то есть быть счастливым. Словом – Быть! Поверь, это так немало и переоценить пользу этого невозможно.

А как же ежедневные дела и заботы?

Как же они будут выполняться, если я о них не буду думать и заботиться? Не беспокойся, ты не сможешь не делать свои дела. Они, так или иначе, будут тобой выполняться. Тем более, что здесь опыт у тебя богатый, даже слишком богатый, поэтому беспокоиться не нужно. Напротив: когда ты действуешь, сохраняя при этом свободу, у тебя всё будет получаться намного лучше. Но напомню еще раз: та "белка в колесе", которой ты себя возомнил, не есть ты, ты – сама СВОБОДА. И все твои действия выполняются из состояния свободы.

Добро пожаловать в "здесь и сейчас"!

Старайся познать и полюбить эту свободу, и оставайся в ней так долго, как только сможешь. В состоянии "здесь и сейчас" можно всегда быть, оставаться и жить. Это всего лишь вопрос твоего выбора. Выбери свободу и будь всегда свободен, а значит счастлив. А счастье и беспокойство, явления несовместимые. Рабство или свобода, выбор за тобой. Итак: СТОП!!!

Рузит Абубакиров

Похожие статьи