Исправление и перевод румбов, навигационные приборы, основы гидрометеорологии управлять катером, управление лодкой, управление маломерным судном. Девиация магнитного компаса. Исправление и перевод румбов, навигационные приборы, основы гидрометеорологии у

27.11.2020

На всех морских судах устанавливаются магнитные компасы. Основное достоинство - их высокая степень автономности и надёжность при простоте устройства. Главный недостаток - невысокая точность определения направлений. Источниками погрешностей являются: неточное знание магнитного склонения, девиации, инерционность и недостаточная чувствительность системы магнитных стрелок к магнитному полю Земли. Особенно погрешности возрастают при качке.

Обычно на судне устанавливаются два магнитных компаса - главный (ГМК) для определения места судна и путевой (ПМК) - для управления судном. ГМК устанавливается в ДП обычно на верхнем мостике в месте наилучшей защищенности от воздействия судового магнитного поля, ПМК устанавливается в рулевой рубке. Часто вместо двух магнитных компасов на судне устанавливается один компас на верхнем мостике, но имеющий оптическую передачу показаний в рулевую рубку.

Надёжность определения направлений по магнитному компасу во многом зависит от точности знания его девиации.

Большая девиация приводит к тому, что магнитный компас перестаёт реагировать на магнитное поле Земли и по сути уже не является курсоуказателем. Поэтому девиация магнитного компаса должна компенсироваться путём создания искусственного магнитного поля. Этот процесс называется уничтожением девиации . При нормальных условиях плавания уничтожение девиации магнитного компаса производится не реже одного раза в год специальными способами, изучаемыми в курсе девиации. Девиация, оставшаяся после уничтожения, называется остаточной девиацией ; она должна определяться судоводителями и не должна быть больше 3° у главного и 5° у путевого компаса. Определение остаточной девиации должно производиться:

1) после каждого уничтожения девиации,

2) после ремонта, докования, размагничивания судна;

3) после погрузки и выгрузки грузов, изменяющих магнитное поле судна;

4) при значительном изменении магнитной широты;

5) при расхождении фактической девиации с табличной более чем на 2°.

Сущность определения остаточной девиации заключается в сравнении измеренного компасного пеленга с известным магнитным пеленгом того же ориентира:

Так как девиация зависит от курса судна, то её определяют на 8 равноотстоящих главных и четвертных компасных курсах. После чего для каждого магнитного компаса рассчитывается своя таблица девиации через 10° компасного курса. Пример таблицы остаточной девиации показан в табл. 1.2.


Таблица 1.2.

КК d КК d КК d КК d
+2,3° 100° -3,3° 190° -0,7° 280° +4,5°
+1,7 -3,7 +03 +4,3
+1,3 -4,0 +1,3 +4,0
+1,0 -4,3 +2,0 +3,7
+0,5 -4,0 +2,7 +3,5
-3,7 +3,5 +3,0
-0,7 -3,3 +4,0 +2,7
-1,5 -2,5 +4,3 +2,5
-2,0 -1,7 +4,5 +2,3
-2,7

Определение остаточной девиации производится двумя наблюдателями. Необходимо иметь в виду, что после каждого поворота картушка магнитного компаса приходит в меридиан через 3-5 минут и поэтому использовать компас в это время нельзя.

Рассмотрим основные методы определения остаточной девиации.

1. По створу (рис. 1.26).

Это наиболее точный метод. В некоторых портах есть даже специальные девиационные створы. Судно пересекает створ каждым из 8 главных и четвертных компасных курсов и в момент пересечения створа судоводитель измеряет компасный пеленг этого створа. Магнитный пеленг рассчитывается по формуле (1.17) МП=ИП-d. ИП снимается с карты, d также определяется по карте и приводится к году плавания.

Современные суда строят в основном из специальных сталей и железа. Занимая во время строительства неизменное положение по отношению к магнитному полю Земли, корпус надстройка и другие части судна постепенно намагничиваются и создают собственные магнитные поля. К ним добавляются магнитные поля, создаваемые судовым электричеством и перевозимым грузом, обладающим магнитными свойствами. Все эти поля образуют судовое магнитное поле, которое
неодинаково в различных местах судна.

Магнитная система картушки компаса, установленного на судне, подвергается совокупному влиянию судового магнитного поля в данном месте судна и магнитного поля Земли в данном районе плавания. В результате этого ее магнитная ось и, следовательно, диаметр картушки 0-180° устанавливаются в определенном направлении, которое в общем случае отличается от направления магнитного меридиана.

Вертикальная плоскость, проходящая через магнитную ось картушки компаса, установленного на судне, называется плоскостью компасного меридиана. След от пересечения плоскости компасного меридиана с плоскостью истинного горизонта называется линией компасного
меридиана, или компасным меридианом, и обозначается Nk-Sk .

Угол, на который плоскость компасного меридиана отклоняется от плоскости магнитного меридиана, называется девиацией магнитного компаса ? .

Девиация магнитного компаса отсчитывается в плоскости истинного горизонта от нордовой части магнитного меридиана к Е или W до 180°. Если при этом северная часть компасного меридиана отклонена от магнитного меридиана к востоку, то девиацию называют восточной (остовой) и приписывают ей знак «плюс», если к западу, то девиацию называют западной (вестовой) и приписывают ей знак «минус»

Величина девиации зависит от целого ряда факторов, прежде всего от места установки компаса на судне. У компаса, установленного на верхнем мостике и, таким образом, несколько удаленного от основных масс судового железа, девиация будет меньше, чем у путевого, установленного внутри рулевой рубки. Выбор места при установке магнитного компаса имеет важное значение. Обычно его устанавливают в диаметральной плоскости ближе к миделю, чтобы в непосредственной близости от него не было значительных железных масс и особенно подвижного железа {кранов, стрел, шлюпбалок и т. п.).

Все судовое железо в магнитном отношении подразделяется на «твердое» и «мягкое». Твердое обладает сильно выраженной способностью удерживать в себе однажды полученный магнетизм, на который не влияет более слабый по силе земной магнетизм. Мягкое железо не удерживает полученный магнетизм и способно перемагничиваться при изменении даже слабого магнитного поля.

Девиация магнитного компаса будет зависеть и от курса судна. При перемене курса положение судна и всех его железных частей по отношению к магнитному меридиану и магнитной оси картушки изменится. Мягкое судовое железо, заняв новое положение в магнитном поле Земли, перемагнитится
и, кроме того, будет влиять на картушку с иных направлений. Твердое железо, не меняя своего магнетизма, но изменив вместе с судном положение по отношению к картушке, тоже будет действовать на нее с новых направлений. Взаимодействуя с магнитным полем Земли, эти изменившиеся по величине и направлению силы вызовут изменение девиации компаса.

Девиация магнитного компаса будет изменяться также с изменением широты района плавания судна. При перемене широты изменяется напряженность магнитного поля Земли, и в связи с этим мягкое железо перемагничивается. В результате девиация компаса на одном и том же курсе, но в разных широтах будет неодинакова.

Девиация компаса изменяется при погрузке или выгрузке груза, обладающего собственным магнетизмом или способного намагничиваться или перемагничиваться в магнитном поле Земли и судна. Она может зависеть и еще от целого ряда факторов, вызывающих изменения магнитного
состояния судна: от сотрясения корпуса во время шторма, ударов об лед и от других сильных сотрясений, длительного пребывания в одном и том же положении, например при ремонте, при электросварочных работах на судне и т. д.

По характеру возникновения различают полукруговую, четвертную и креновую девиации. Полукруговая создается твердым железом, четвертная - мягким, креновая возникает при качке судна.

Для предотвращения подрыва на магнитных минах во время войны суда подвергаются специальному размагничиванию. С этой целью, чтобы уменьшить до определенных пределов составляющую магнитного поля под килем судна, судовые магнитные поля компенсируют путем наложения на них противоположных электромагнитных полей, создаваемых с помощью различного вида обмоток, устанавливаемых на судне, через которые пропускают электрический ток. Весь комплекс обмоток
и аппаратуры для их эксплуатации называется размагничивающим, или защитным, устройством (РУ или ЗУ).

Магнитные поля обмоток размагничивающего устройства действуют не только под килем судна на глубину защиты, но и в любой точке над палубой. Следовательно, эти поля оказывают определенное воздействие на систему стрелок магнитного компаса, создавая добавочную девиацию положительного или отрицательного знака. В отличие от обычной девиации, вызываемой судовым железом, девиация, производимая магнитными полями обмоток с током, условно называется электромагнитной.
Отдельно наблюдать электромагнитную девиацию нельзя, она наблюдается вместе с магнитной девиацией, увеличивая или уменьшая ее. Электромагнитная девиация появляется при включении обмоток РУ и исчезает при их выключении.

На современном судне девиация магнитного компаса может достигать нескольких десятков градусов. Пользование компасом в таком случае крайне затруднительно, а в некоторых случаях даже невозможно. Силы, производящие столь большую девиацию, на некоторых курсах могут сложиться и направиться так, что уравновесят направляющую силу компаса, которая удерживает магнитную ось картушки в плоскости компасного меридиана. В результате компас на этих курсах просто не будет работать, так как его картушка будет находиться в положении безразличного равновесия и при повороте судна силами трения увлекается в ту же сторону, показывая один и тот же курс. Если
же ослабленная направляющая сила и сможет преодолеть это трение, то ее будет недостаточно для быстрого приведения картушки в компасный меридиан, картушка будет крайне вяло устанавливаться в положении Nk-Sk .

При большой девиации разница между компасными и магнитными курсами очень велика и пришлось бы иметь две таблицы девиации: одну для компасных, другую для магнитных курсов, что в практической работе доставляло бы большие неудобства.

Наконец, при большой девиации определение ее значений на промежуточные табличные курсы путем простой интерполяции было бы не только сложным, но и неверным, так как изменение девиации не
пропорционально изменению курсов, что сказалось бы на вычислениях в значительной степени.

Таким образом, для обеспечения надежных и точных показаний магнитного компаса необходимо принимать меры по уничтожению девиации. Теоретическое обоснование и практические приемы уничтожения девиации рассматриваются в курсе «Магнитно-компасное дело». Что касается принципа уничтожения девиации, то он заключается в искусственном создании вблизи картушки компаса магнитных полей, равных, но противоположных по знаку полям, образуемым судовым железом. Таким образом происходит компенсация полей и сил, вызывающих девиацию компаса.

Для уничтожения электромагнитной девиации используются специальные устройства, исключающие воздействие электромагнитного поля обмоток ЗУ или РУ на картушку компаса. Весь комплекс обмоток, устанавливаемых под котелком магнитного компаса, и управляющей аппаратуры таких устройств называется компенсирующим устройством (КУС). В зависимости от количества компенсирующих катушек они подразделяются на КУС-3 (три катушки), КУС-6 (шесть катушек),
КУС-9 (девять катушек), КУС-12 (двенадцать катушек).

Работы по уничтожению, девиации производятся на специально оборудованном для этого рейде, в режиме судна по-походному, когда трюмы закрыты, палубный груз закреплен, стрелы уложены, работают силовая установка, вспомогательные механизмы и электрические агрегаты.

Уничтожение девиации согласно правилам технической эксплуатации должно производиться не реже одного раза в год и, кроме того, во всех тех случаях, когда предполагается изменение магнитного состояния судна, т. е. после ремонта или длительной стоянки в порту, по окончании приемки или сдачи груза, обладающего магнитными свойствами при большом изменении магнитной широты в результате перехода из одного пункта в другой и так далее.

Направления в море возможно определять не только относительно истинного меридиана, но также и относительно магнитного.
Изобразим на плоскости истинного горизонта наблюдателя два меридиана: истинный N И и магнитный N M направление ДП, ОК и направление с судна на береговой ориентир ОМ. Тогда на этом рисунке N И OK - истинный курс судна, а угол N И OM - истинный пеленг. По аналогии считают, что угол N M ОК – магнитный курс (МК), а угол N M OM - магнитный пеленг предмета М. Таким образом, магнитным курсом судна называют угол при центре компаса, отсчитываемый от северной части магнитного меридиана до направления носовой части ДП судна по часовой стрелке от 0 до 360 0 . Точно так же магнитным пеленгом предмета называют угол при центре компаса, отсчитываемый от северной части магнитного меридиана до направления на предмет по часовой стрелке от 0 до 360 0 .

Судовой магнетизм

Стальной набор корпуса судна, обшивка приобретают магнитные свойства с момента постройки. В магнитном поле Земли все продольные, поперечные и вертикальные связи судна намагничиваются неодинаково. Кроме этого, судовое железо в магнитном отношении принято делить на «твердое» и «мягкое». Первое обладает свойствами постоянных магнитов. Постоянный магнетизм, приобретенный судном во время постройки, сохраняется годами. Мягкое в магнитном отношении судовое железо не "задерживает" магнитное состояние надолго; оно обладает индуктивным магнетизмом, зависящим от положения корпуса судна относительно магнитного меридиана. Таким образом, на магнитную стрелку компаса, установленного на судне, оказывают влияние магнитные силы твердого и мягкого в магнитном отношении железа, причем действие их различно. Кроме того, в результате действия магнитных сил, возникающих от магнитного поля, создаваемого различными работающими судовыми агрегатами, контурами с током, стрелка компаса отклоняется от магнитного меридиана.
Вертикальную плоскость, проходящую через полюсы магнитной стрелки компаса на судне, имеющей свободное вращение вокруг вертикальной оси, называют плоскостью компасного меридиана в данной точке судна. Таким образом, компасный меридиан – это воображаемая линия пересечения плоскости истинного горизонта наблюдателя с плоскостью компасного меридиана, проходящего через данную точку на судне. Угол в плоскости истинного горизонта наблюдателя между магнитным и компасным меридианами называют девиацией магнитного компаса. Этот угол отсчитывают от северной части магнитного меридиана к W или к Е от 0 до 180 0 .

Девиацию называют восточной, если северная часть компасного меридиана отклоняется от северной части магнитного меридиана к востоку; если же северная часть компасного меридиана отклоняется от северной части магнитного меридиана к западу, тогда девиацию называют западной. Восточной девиации приписывают знак плюс, западной - знак минус.
Значительная по величине девиация магнитного компаса создает большие неудобства в практической работе. Поэтому на судах уничтожают девиацию путем искусственного создания в центре компаса сил, одинаковых по характеру, равных по величине и противоположных по направлению силам, вызывающим девиацию. Уничтожение девиации магнитного компаса на судне - трудоемкая работа, выполняемая обычно специалистами-девиаторами. После уничтожения девиации у судовых компасов определяют остаточную девиацию, которая обычно не превышает 2-3 0 . Ее находят из наблюдений на восьми равноотстоящих главных и четвертных курсах, а далее по специальным формулам рассчитывают ее значения для компасных курсов через 10 или 15 0 .
Существует много способов определения девиации из наблюдений: по пеленгам небесных светил; по пеленгам отдаленного предмета; по взаимным пеленгам; по створам. Последний способ является наиболее простым и точным. Сущность способа заключается в следующем. Следуя одним из компасных курсов по магнитному компасу, пересекают линию створных знаков, магнитное направление которых известно. В момент пересечения створов отмечают компасный пеленг таковых и, таким образом, получают возможность определить значение девиации для данного компасного курса. Точно так же поступают, пересекая створ на другом компасном курсе. Делая так нужное число раз, значение девиации в каждом случае определяют по формуле:
Δ= МП i - КП i
Физическую сущность того, что девиация имеет различные значения для каждого компасного курса, понять нетрудно, вспомнив тот факт, что магнитное поле судна будет различным в зависимости от расположения его корпуса относительно силовых линий магнитного поля Земли, т. е. от курса судна.
Правилами технической эксплуатации предусмотрено уничтожение девиации и определение остаточной девиации магнитного компаса не реже одного раза в полгода.

Компасные курсы и пеленги

Направления в море возможно определять не только относительно истинного или магнитного меридиана, но также и относительно компасного.
На рисунке выше изображены на плоскости истинного горизонта наблюдателя три меридиана: истинный N и магнитный N M и компасный N к; направление ДП судна ОК и направление с судна на береговой ориентир ОМ. Угол N и OK - истинный курс судна, угол N M OK - магнитный курс судна и угол N K OK - компасный курс судна; угол N и OM - истинный пеленг предмета М, угол N м OM - магнитный пеленг предмета М и угол N K OM - компасный пеленг предмета М. Итак, компасным курсом судна называют угол при центре компаса, отсчитываемый от северной части компасного меридиана до направления носовой части ДП судна по часовой стрелке от 0 до 360 0 . Аналогично компасным пеленгом предмета называют угол при центре компаса, отсчитываемый от северной части компасного меридиана до направления на предмет по часовой стрелке от 0 до 360 0 .
Совместное действие сил земного и судового магнетизма приводит к тому, что магнитная стрелка отклоняется от истинного меридиана на некоторый суммарный угол, называемый поправкой магнитного компаса и обозначаемый ΔМК. По аналогии со склонением и девиацией поправку компаса называют восточной, приписывая ей знак плюс, либо западной (знак минус), в зависимости от того, к востоку или к западу отклонена северная часть компасного меридиана от северной части меридиана истинного.

Вращающий момент картушки . Магнитная стрелка (картушка) компаса в магнитном поле H Земли подвержена влиянию вращающего (направляющего) момента (рис. 1.2):

L = Fl sin α. (1.10)

где F - сила, действующая на каждый полюс стрелки (F=mH);

l-расстояние между полюсами стрелки;

α - угол отклонения стрелки от вектора H

Выражение L = Fl sin α принимает вид

L = mHl sin α = H sin α

С учетом того, что ml/ μo = M; μoН=В, получаем

L = BM sin α. (1.11)

Работы по усовершенствованию конструкции магнитных компасов не прекращаются. В последние десятилетия XX века сконструированы дистанционные магнитные компасы, к которым можно подключать репитеры, систему автоматического регулирования курса судна и другие устройства штурманского оборудования.

Все магнитные компасы классифицируются по следующим признакам:

1) по принципу действия чувствительного элемента;

2) по наличию дистанционной передачи;

По принципу действия чувствительного элемента магнитные компасы подразделяются на следующие виды:

а) магнитные стрелочные;

б) индукционные;

в) электронные;

г) электромагнитные;

д) магнитострикционные;

е) магнитомеханические;

ж) магнитоэлектрические;

з) термомагнитные.

2 Магнитное поле судна

2.1. Виды судового железа

Судовое железо в магнитном отношении можно разделить на две категории - мягкое и твердое. Мягкое железо в поле Земли приобретает индуктивный (временный) магнетизм. При изменении курса судна элементы из мягкого материала перемагничиваются, а при отсутствии внешнего (намагничивающего) поля теряют свой магнетизм. Твердое железо имеет постоянную намагниченность, которая возникает в процессе постройки судна под влиянием сильных намагничивающих полей. Постоянный магнетизм в дальнейшем, при плавании судна, не зависит от курса судна и стабильно сохраняется в течение длительного времени.

Полный вектор индукции земного поля можно представить в виде трех составляющих: X (продольной), Y (поперечной), Z (вертикальной). Продольная X и поперечная Y составляющие при геометрическом сложении образуют горизонтальную составляющую Н. Вектор индукции H определяет направление магнитного меридиана, от которого отсчитывается магнитный курс k судна. Составляющие X и Yможно представить в виде

X = Hcos к; Y = Hsin к. (2.1)

На рис. 2.1 представлен корпус судна в магнитном поле Земли. Поле X намагничивает все продольные элементы судна. Суммарная продольная намагниченность судна характеризуется магнитным моментом МХ = n1Х, пропорциональным индукции намагничивающего поля X. Аналогично поперечное поле Y создает поперечную намагниченность - магнитный момент My=n2Y, а поле Z - вертикальный магнитный момент Mz=n3Z. В этих выражениях n1, n2 и n3 - коэффициенты пропорциональности, зависящие от размеров и формы элементов судна, а также от магнитной восприимчивости мягкого судового железа.

Помимо трех векторов Мх, Му и Mz, характеризующих индуктивное намагничивание, можно также представить вектор Мп- магнитный момент, характеризующий постоянный магнетизм твердого судового железа. Направление вектора Мп в общем случае не совпадает ни с одной из осей (х, у, z). Вектор Мп не зависит ни от курса судна, ни от магнитной широты.

Магнитный компас находится в некоторой точке О. В этой точке магнитное поле создается как бы большими магнитами, имеющими магнитные моменты Мх, Му, Мz, Мп. В точке О есть также магнитное поле Земли, характеризуемое тремя векторами индукции: X, Y,Z.

Коэффициенты пропорциональности а0, d0, go зависят от того, где установлен компас: чем более он удален от судового железа, тем меньше значения этих коэффициентов. Суммируя составляющие векторы индукции в точке О по трем направлениям, получаем уравнения Пуассона:

X" =X + aX + bY+cZ + P;

Y" =Y + dX+eY + fZ + Q; (2.2)

Z" = Z+gX + hY +kZ + R.

Коэффициенты пропорциональности а, b, c, d, e, f, g, h, k называются параметрами Пуассона. Их значения зависят от магнитной восприимчивости мягкого судового железа, размеров и формы элементов корпуса судна, а также от расположения точки О по отношению к судовому железу, т. е. от места установки компаса на судне.

Силы от мягкого железа судна, входящие в уравнение (2.2), могут быть представлены происходящими от прямолинейных брусков мягкого железа.

Силы aX, dX и gX получились от продольного намагничивания мягкого железа судна, силы bY, eY и hY – от поперечного и силы cZ, fZ и kZ – от вертикального.

Таким образом, эти силы можно представить происходящими от продольных, поперечных и вертикальных прямолинейных брусков мягкого железа (рис. 2.1).

Эти бруски, согласно гипотезе Пуассона, будет намагничиваться пропорционально магнитящей силе, т. е. пропорционально одной из составляющих сил X, Y и Z земного магнетизма, вследствие чего приобретут полярность, и каждый из них пошлет на стрелку компаса силу, пропорциональную своему намагничиванию.

Рис. 2.1 Магнитное поле судна

Полагая, что концы брусков удалены от компасной стрелки настолько, что размерами стрелки можно пренебречь, рассматриваем действие данного бруска только на один северный полюс стрелки, предполагая его помещенным в центре компаса. Действие на стрелку обоих концов брусков рассматриваем только в том случае, когда концы бруска находятся на равных расстояниях от центра компаса. В противном случае будем рассматривать действие только ближайшего к стрелке конца бруска, предполагая другой конец удаленным настолько, что он не оказывает влияния на стрелку компаса.

2.2 Анализ уравнений Пуассона

Для того, чтобы судить о величинах сил рассмотрим более подробно их происхождение. На рис. 2.2 показано расположение брусков мягкого железа, образующих силы aX, dX и gX – от продольного намагничивания этих брусков составляющей силой X земного магнетизма, которую для простоты изложения приняли положительной, т. е. направленной к носу судна (линия X показывает общее направление намагниченности всех брусков). В каждом из рассматриваемых случаев один брусок произведет те же силы, что и два или несколько брусков, но эти силы будут меньшие по абсолютной величине.

Рис. 2.2 Расположение брусков мягкого железа, образующих силы от продольного намагничивания

Расположение брусков в первых двух случаях, указанных на рис. 2.2, образует отрицательный параметр a. На судне подобным железом является обшивка судна, стрингеры, киль, продольные переборки и т. п.

Расположению брусков, образующих положительный параметр a, соответствуют на судне горизонтальные стрелы или оси штурвалов.

Магнитное поле судна в точке О характеризуется продольным вектором индукции - аХ. Знак "минус" означает, что вектор силы аХ направлен к корме. Вектор индукции намагничивающего поля +Х имеет знак "плюс", т. к. он направлен от кормы к носу судна. Анализируя выражение отрицательной силы - аХ при положительном значении +Х, приходим к выводу, что параметр а в данной ситуации должен иметь знак "минус". Поскольку на рис. 2.1 представлена типичная схема расположения магнитного компаса на судне, можно сделать вывод: судовой параметр а всегда отрицательный (-а). Величина параметра а, так же как и других параметров Пуассона, зависит от места установки компаса, его удаленности от железных масс судна. Некоторые параметры Пуассона (а, с, е, k) имеют величину на уровне нескольких десятых или сотых долей единицы. Их можно считать множителями 1-го или 2-го порядка малости. Другие параметры (b, d, f, g, h) являются множителями 3-го порядка малости, т. к. их величины исчисляются тысячными долями. В некоторых случаях параметрами 3-го порядка малости можно пренебречь. Имеется мнемоническая схема для запоминания тех параметров и сил в уравнениях Пуассона, которые могут быть исключены ввиду их незначительности.


Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области судового магнетизма.

Термины, установленные стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина запрещается. Недопустимые к применению термины-синонимы приведены в стандарте в качестве справочных и обозначены «Ндп».

Для отдельных стандартизованных терминов в стандарте приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования. Установленные определения можно, при необходимости, изменять по форме изложения, не допуская нарушения границ понятий.

В стандарте в качестве справочных приведены иностранные эквиваленты для ряда стандартизованных терминов на немецком (D), английском (Е) и французском (F) языках.


В стандарте приведены алфавитные указатели содержащихся в нем терминов на русском языке и их иностранных эквивалентов.

В стандарте имеется справочное приложение, содержащее общие понятия, применяемые в судовом магнетизме.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткая форма - светлым, а недопустимые синонимы - курсивом.

Определение

1. Судовой магнетизм

Е. Ship?s magnetism

Раздел магнетизма, исследующий и применяющий магнетизм судна, принципы построения судовых магнитных систем и технические средства, образующие эти системы

2. Магнетизм судна

Совокупность свойств судна и явлений, связанных с магнитным взаимодействием частей судна, по которым текут электрические токи, и намагниченных частей, обладающих магнитным моментом, и осуществляющихся магнитным полем.

Примечания:

1. Магнетизм судна может быть постоянным, полупостоянным, индуктированным, электрических токов.

2. Под магнетизмом судна подразумевается также магнетизм корабля, судовой конструкции или судового механизма

3. Судовое железо

Материалы конструкций и оборудования судна, способные приобретать магнетизм

4. Ферромагнитные массы судна

Ферромагнитные массы

Е. Ferromagnetic masses

F. Masses ferromagnetiques

Судовое железо, способное приобретать постоянный, полупостоянный, индуктированный магнетизм

Примечание. В зависимости от вида приобретаемого магнетизма ферромагнитные массы судна делятся на твердое, полутвердое и мягкое железо

5. Проводящие массы судна

Проводящие массы

Е. Permeable masses

F. Masses permeables

Судовое железо, способное приобретать магнетизм электрических токов

Совокупность магнитных моментов, создаваемых судовым железом

7. Магнитное состояние судна

Магнитное состояние

Е. Ship magnetic state

F. Etat magnetique du navire

Состояние судна, определяемое совокупностью магнитной нагрузки, коэрцитивности и внутренних магнитных полей

8. Магнитная предыстория судна

Магнитная предыстория

Процесс приобретения судном магнитного состояния, определяемого через предшествующие намагничивания и перемагничивания при энергетических воздействиях

9. Магнитная индукция на судне

Векторная величина, характеризующая плотность магнитного потока на судне или вблизи него

10. Девиация геомагнитного поля на судне

Девиация

Отклонение элементов вектора магнитной индукции на судне от соответствующих элементов полного вектора геомагнитного поля

11. Тензор магнитной деформации

Величина, характеризующая девиацию геомагнитного поля в точках на судне и определяемая магнитной нагрузкой судна

12. Нестабильность магнитной величины

По ГОСТ 19693-74

13. Неоднородность магнитной индукции на судне

Максимальное отклонение элемента вектора магнитного поля в определенной области на судне от его среднего значения в заданный момент времени

14. Магнитное направление носа судна

Магнитное направление

D. Richtung des Schiffs (Anliegender Kurs)

Направление носа судна, измеряемое углом в горизонтальной плоскости между северной частью плоскости магнитного меридиана и носовой частью диаметральной плоскости судна

15. Судовой магнитный компас

Магнитный компас

E. Ship magnetic compass

F. Compas magnetique du navire

D. Schiffsmagnetkompass

По ГОСТ 21063-81

16. Тесламетр

По ГОСТ 20906-75

17. Дифференциальный тесламетр

По ГОСТ 20906-75

18. Магнитный судовой испытательный стенд

Испытательный стенд, предназначенный для определения магнитных характеристик судна и (или) судовых магнитных систем и их частей.

Примечание. Магнитный испытательный стенд размещается в месте с известным магнитным полем

19. Компенсационное устройство магнетизма судна

Часть судовой магнитной системы, включающая технические средства для снижения магнетизма судна в местах расположения магниточувствительных элементов

20. Магнитный компенсатор

Элемент компенсационного устройства магнетизма судна, создающий компенсирующее магнитное поле в заданном направлении

21. Магнит-уничтожитель

Магнитный компенсатор в виде постоянного магнита

22. Креновой магнит

Магнит-уничтожитель для компенсации вертикального остаточного магнетизма

23. Широтный компенсатор

Ндп. Флиндерсбар

Е. Flinder?s bar

F. Barreau de Flinders

D. Flinders - Stange

Магнитный компенсатор вертикального индуктированного магнетизма

24. Электромагнитный компенсатор

Ндп. Компенсатор электромагнитных полей

Магнитный компенсатор, предназначенный для снижения магнетизма судна электрическим током

25. Маломагнитное судно

Судно, удовлетворяющее техническим требованиям по маломагнитности.

Примечание. Судно строится из слабомагнитных и немагнитных материалов

26. Определение девиации геомагнитного поля на судне

Е. Deviation finding

F. Relevage de la deviation

D. Deviationsbestimmung

Процесс определения величины и знака девиации геомагнитного поля на судне на заданном магнитном курсе судна

27. Магнитная обработка судна

Магнитная обработка

Обработка судна, с целью приведения судна в заданное магнитное состояние

28. Размагничивание судна

F. Demagnetisation du navire

D. Magnetischer Eigenschutz (MES)

Нейтрализация магнитного поля судна.

Примечание. Размагничивание судна производится с целью снижения девиации геомагнитного поля

29. Девиация судового магнитного компаса

Отклонение показаний судового магнитного компаса, определяемое углом в горизонтальной плоскости между магнитным Севером и компасным Севером, обусловленное девиацией магнитного поля на судне

30. Девиация тесламетра

Отклонение показаний судового тесламетра, обусловленное девиацией геомагнитного поля на судне

(Измененная редакция, Изм. № 1 ).

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


Индукция на судне магнитная 9

Компас судовой магнитный 15

Компас магнитный судовой 15

Компенсатор магнитный 20

Компенсатор широтный 23


Магнит-уничтожитель 21

Массы проводящие 5

Массы судна проводящие 5

Массы судна ферромагнитные 4

Массы ферромагнитные 4

6

Направление магнитное 14

Направление носа судна магнитное 14

Неоднородность магнитной индукции на судне 13

Нестабильность магнитной величины 12

Обработка магнитная 27

Обработка судна магнитная 27

Определение девиации геомагнитного поля на судне 26

Предыстория магнитная 8

Предыстория судна магнитная 8

Размагничивание судна 28

Состояние магнитное 7

Состояние судна магнитное 7

Стенд испытательный судовой магнитный 18

Стенд испытательный магнитный судовой 18

Судно маломагнитное 25

Тензор магнитной деформации 11

Тесламетр 16

Тесламетр дифференциальный 17

Устройство магнетизма судна компенсационное 19

Флиндерсбар 23

(Измененная редакция, Изм. № 1 ).

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Deviation finding 26

Ferromagnetic masses 4

Magnetic testing stand 18

Permeable masses 5

Ship magnetic compass 15

Ship magnetic state 7

Ships magnetism 1

(Измененная редакция, Изм. № 1 ).

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ

Banc d?essais magnetique 18

Barreau de Flinders 23

Compas magnetique du navire 15

Demagnetisation du navire 28

Etat magnetique du navire 7

Masses ferromagnetiques 4

Masses permeables 5

Relevage de la deviation 26

(Измененная редакция, Изм. № 1 ).

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ

Anliegender Kurs 14

Deviatiosbestimmung 26

Flinders-Stange 23

Instabilitat 12

Magnetischer Eigenschutz (MES) 28

Richtung des Schiffs 14

Schiffsmagnetkompass 15

(Измененная редакция , Изм . № 1 ).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Справочное

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СУДОВОМ МАГНЕТИЗМЕ

Определение

1. Судовая магнитная система

Магнитная система, состоящая из судового железа и технических средств, предназначенных для повышения эффективности эксплуатации судна с использованием магнитного поля.

Примечание. В зависимости от назначения различают судовую магнитную систему курсоуказания, судовую магнитную навигационную систему, судовую магнитную систему компенсации

2. Полный вектор геомагнитного поля

Величина, характеризующая магнитную индукцию стационарного геомагнитного поля в море

3. Плоскость магнитного меридиана

Плоскость, перпендикулярная земной поверхности, проходящая через полный вектор геомагнитного поля в точке наблюдения

4. Намагничение судна

Распределение намагниченности судового железа, обусловленное намагничиванием судна в заданном направлении

5. Коэрцитивность судна

Физическая величина, характеризующая способность судна сохранять остаточный магнетизм пропорционально коэрцитивным силам его намагниченных и перемагниченных частей

6. Магниточувствительный элемент

Элемент, осуществляющий преобразование индукции магнитного поля в. величину, удобную для наблюдения или передачи по линиям связи

7. Магнитный Север

Северная часть плоскости магнитного меридиана

8. Компасный Север

Северная часть плоскости компасного меридиана

Похожие статьи