Инфраструктура туризма на принципах устойчивого развития. Устойчивый туризм как приоритетное направление в стратегии устойчивого развития. Основные факторы и условия, влияющие на устойчивое развитие туризма. Принципы, регулирующие туризм в Российской Феде

18.01.2024

Понятие «устойчивое развитие туризма » и его основные принципы определила Всемирная туристическая организация в конце 1980-х годов.

В процессе рассмотрения холистического подхода к развитию туризма (от англ. Whole — целый) следует учитывать потребности других отраслей, обеспечивая их взаимосвязь и взаимообусловленность. Несмотря на достаточно длительное время развития этой концепции, исследователи не пришли к общему мнению относительно дефиниции устойчивого туризма. На сегодня самыми распространенными из них являются:

1) устойчивое развитие туризма — это все формы развития и управления туризмом, которые не противоречат естественной, социальной, экономической единства и благосостояния сложившихся обществ в бессрочном периоде (Всемирная федерация природных и национальных парков, 1992);

2) устойчивое развитие туризма обеспечивается в пределах экологической устойчивости , позволяет эффективно восстанавливать производительность природных ресурсов учитывает вклад местных общин в отдых туристов; предусматривает равенство прав местного населения на экономические выгоды от туризма; ставит на первое место пожелания и потребности рецептивной стороны (Tourist Concern & Wild World Fund, 1992);

3) устойчивое развитие туризма позволяет современным жителям планеты удовлетворить собственные потребности в отдыхе и рекреации без угрозы потери этой возможности будущими поколениями (UNDP, Production and consumption branch, 1998).

Согласно «Порядку дня на XXI век» принципы устойчивого развития туризма следующие:

1) содействие утверждению полноценного и здорового образа жизни человека в гармонии с природой;

2) вклад в сохранение, защиту и восстановление экосистем Земли;

3) разработка и применение устойчивых моделей производства и потребления как основа для путешествий и туризма;

4) сотрудничество народов в области открытой экономической системы;

5) отмена тенденций протекционизма в сфере предоставления услуг туристического характера;

6) обязательную защиту окружающей среды как неотъемлемая составляющая процесса развития туризма, уважение соответствующих законов;

7) участие граждан страны в решении проблем, связанных с развитием туризма «в том числе касающихся их непосредственно;

8) обеспечение локального характера принятия решений по планированию туристической деятельности;

9) обмен опытом и внедрение эффективных технологий туризма;

10) учет интересов местного населения.

На современном этапе сущность устойчивого развития туризма рассматривается как важнейший фактор устойчивого развития общества в целом. Это положение четко зафиксировано в Глобальном этическом кодексе туризма, принятом СТО в 1999г. В нем провозглашена обязательства всех участников туристического процесса сохранять природную среду с целью устойчивого и сбалансированного развития. Важное место принадлежит роли органов центральной, региональной и местной власти, должны поддерживать наиболее благоприятные для среды формы туризма. С целью изменения негативного влияния крупных туристических потоков следует применять меры равномерного распределения туристов и посетителей, уменьшая таким образом действие фактора сезонности. Планирование новых объектов туристической инфраструктуры нужно осуществлять с учетом особенностей местности, гарантировать сохранение привычного образа жизни населения. Устойчивое развитие территорий, привлеченных для туристической деятельности, обеспечивают путем создания объектов инфраструктуры туризма, организации новых рабочих мест, привлечение к типовой деятельности в сфере туристического обслуживания местного населения. В результате этого повышается жизненный уровень жителей периферийных регионов, происходит их закрепление на исторической территории проживания. Природоохранный характер туризма вместо заключается в обязательности сохранения биоразнообразия рекреационных территорий и центров. Для этого используют природоохранные технологии, практические наработки, рекомендации фундаментальных и прикладных наук. Важное значение в охране и восстановлении рекреационных территорий должны также схемы финансирования и кредитования природоохранной деятельности в их пределах.

Значительную роль в этом контексте играет формирование экологического мировоззрения как население рекреационных регионов, так и туристов. Прежде всего, осознать рекреационную привлекательность природного ландшафта, его эколого-эстетическую ценность, может приносить экономическую выгоду, а потому и потребность охраны и бережного отношения к рекреационным ресурсам. Понимание местным населения того, что хищническое применения ресурсов приведет к тому обстоятельства, которые территория останется за пределами сферы рекреационного использования, может быть значительным стимулом для бережного и рационального использования ресурсов. Относительно туристов, то им тоже следует понять необходимость принимать правила, которые диктует природа, то есть соблюдать ресурсных ограничений. Это означает обеспечение соответствующего уровня информированности об условиях пребывания. От туристов нужны: согласие уступить определенной долей своего комфорта; предпочтение продукции, производимой в регионе; интерес и уважение к местным привычкам, традициям и принятого образа жизни; согласие пользоваться только общественным транспортом; энтузиазм по активной защиты окружающей среды, минимизация негативных последствий от рекреационной деятельности, увеличение времени пребывания на отдыхе за счет уменьшения частоты путешествий. Итак, по устойчивому развитию туризма все рекреационные ресурсы используются и направляют таким образом, чтобы удовлетворять экономические, социальные и эстетические потребности при одновременном сохранении культурной идентичности, экологического равновесия, биологического разнообразия и систем жизнеобеспечения региона отдыха.

Прежде всего, нужно применять такие меры по активизации работы в этом направлении:

1) утверждение на государственном уровне положений устойчивого развития, в частности по туризму;

2) сотрудничество и обмен опытом с международным сообществом по вопросам теории и практики устойчивого развития, адаптация их методов и инструментов;

3) повышение уровня экологического сознания населения, распространения информации о качестве окружающей среды и методы его охраны;

4) экономическая и правовая поддержка природоохранной деятельности;

5) стимулирование природоохранных инициатив населения путем поддержки неправительственных организаций.

Проблемы устойчивого развития туризма в регионах РФ

Богданова Элина Николаевна, д.филос.н., профессор,

профессор кафедры экономики и управления

НОУ ВПО «Институт экономики и управления (г. Пятигорск)»

Аннотация. Хозяйственные методы и экономическая стратегия в сфере туризма коренным образом отличаются от общепринятых. Стратегическое развитие туристского региона предполагает разработку механизма, благодаря которому произойдет мультипликативное саморазвитие туризма, будет повышаться роль и стимулироваться заинтересованность местных органов власти и населения в повышении качества туристских ресурсов, развитии социальной инфраструктуры, транспорта, связи, систем телекоммуникации, культуры, народного творчества и промыслов.

Ключевые слова: рекреационные ресурсы, индустрия туризма, рынок туристских услуг, прогнозирование развития туризма.
Abstract. Economicpracticesandeconomic strategyin the tourism sectorare fundamentally different fromthose commonly used.Strategic development oftourismin the regioninvolves the development ofa mechanismby whichself-developmentwillmultiplicativetourismwill increasethe roleand promotedthe interest of localauthorities and communitiesto improve the qualityof tourist resources,the development ofsocial infrastructure,transport, communication,telecommunication systems, culture, folk art and crafts.
Keywords:recreational resources,tourism,tourist servicesmarket, forecasting the development of tourism

В свете современных представлений туризм представляет собой сложную экономическую систему, составленную из самых разнородных компонентов и включает человеческие ресурсы, природно-рекреационные объекты и сооружения, организации, действующие по соответствующим федеральным и региональным законам и налоговому и гражданскому кодексам.

Признано, что туризм следует развивать на контролируемой, комплексной и устойчивой основе, применяя принципы разумного и эффективного планирования. Благодаря такому подходу туризм мо­жет принести региону значительные экономические выгоды, не порож­дая при этом каких-либо серьезных экологических и социальных проб­лем и неблагоприятных последствий (8, 12).

При формировании механизмов развития туристского региона должна учитываться необходимость развития региональной индустрии туризма на основе соблюдения принципов устойчивого развития. Разработка механизмов на основе концепции устойчивого развития имеет исключительно важное значение, потому что подавляющий объем развития туризма связан с достопримечательностями и видами деятельности, относящимися к природной среде, историческому наследию и культурным моделям соответствующих регионов. Если эти ресурсы будут ухудшаться или разрушаться, то туристские регионы не смогут при­влекать туристов и туризм не будет успешным и эффективным (1, 2).

Это требует от органов государственной власти на всех уровнях хозяйствования при разработке стратегии развития конкретных тури­стских регионов и страны в целом соблюдения основополагающих тен­денций устойчивого развития (табл. 1).

Таблица 1

Направления достижения устойчивого развития туристского региона*

Рассматривая современные адаптивные механизмы развития туризма как элементы общего процесса долгосрочного устойчивого развития туризма в целом, необходимо вписывать туризм в об­щую политику, планы и модели развития соответствующей страны и региона. Создание такой интеграции разрешит, например, лю­бые потенциальные противоречия, связанные с использованием опре­деленных ресурсов или мест для разных направлений развития. Оно также обеспечит многоцелевое использование инфраструктуры тури­стского региона на благо потребностей местного населения и туристов. Особый упор делается на разработку и принятие политики и планов развития туризма для определенного региона, что позволяет руково­дить принятием решений относительно мероприятий по продвижению туристского продукта. Механизмы развития должны быть гибкими и адаптироваться к изменениям окружающей среды, так как слишком жесткие механизмы, особенно со стороны государства, могут не позволить процессу развития реагировать на изменения, При предании механизмам гибкости не следует забывать их цели и основные задачи, даже если меняются кон­кретные модели развития, способы и методы реализации поставлен­ных задач.

Одним из важных механизмов устойчивого развития региона является планирование, которое постепенно от директивного перешло к более эффективному индикативному планированию. Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государ­ственной социально-экономической политике, и разработку мер госу­дарственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленных индикаторов. В качестве индика­торов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэко­номические связи и т.д. (10).

Индикативное планирование является наиболее приемлемой для условий рыночной экономики и широко распространенной во всем мире формой государственного планирования макро- и мезоэкономического развития. Индикативный план не имеет директивного харак­тера. Он содержит ограниченное число обязательных заданий и носит в значительной мере направляющий, рекомендательный характер.

При этом, необходимо учитывать также влияние туризма на региональное развитие (3, 10):

Развитие туризма приводит к рационализации природопользования;

Туризм в большинстве случаев, в отличие от других видов использования биологических ресурсов, не приводит к их физическому уничтожению, тем самым, сохраняя биологическое разнообразие региона;

Туризм способствует сохранению культурной самобытности местного населения;

Туризм выступает наиболее адекватной формой экологического просвещения;

Способствует восстановлению психического и физического здоровья человека;

Развитие туризма способствует созданию дополнительных рабочих мест;

Развивает сопряженные отрасли;

Создаваемая для развития туризма инфраструктура может быть использована как для нужд туристов, так и для нужд местного населения;

Положительное влияние на развитие экономики и платежный баланс региона оказывают поступления от туризма в региональный бюджет, а также мультипликативный эффект, получаемый за счет скорости оборота туристских расходов.

В данном исследовании нас интересует, прежде всего, экономическое воздействие туризма. Оценка экономического воздействия туризма основана на расходах туристов. Расчет экономического воздействия расходов туристов производится с помощью моделей мультипликаторов, при этом под мультипликатором туризма понимается отношение изменений одного из ключевых экономических показателей, скажем, производства (занятости, дохода) к изменению расходов туристов (6).

В научной литературе выделяют следующие четыре модели мультипликаторов (4).

1. Мультипликатор дохода включает три аспекта воздействия туристских расходов:

прямое воздействие. Расходы туриста на отдых (обеспечение прямого дохода гостинице, ресторанам, барам, музеям, различным шоу, спорту и т.п.);

косвенное воздействие. Расходы туриста на коммерческие операции по бронированию гостиниц, комиссионные турагентств - поставщиков товаров;

стимулирующее воздействие. Расходы туриста создают дополнительный доход регионам, что приводит к возрастанию потребления, обеспечивая стимул для экономической деятельности.

  1. Мультипликатор коммерческих операций. Он отражает возросший товарооборот предприятий как результат роста туристских расходов.
  2. Мультипликатор выпуска туристской продукции.
  3. Мультипликатор занятости.

Таким образом, можно выделить прямое влияние туризма на экономику региона - это результат расходов туриста на покупку услуг и товаров туризма в данном регионе. Классификация статей туристских расходов на самом широком уровне включает семь категорий: 1) комплексные поездки, пакеты услуг на отдых и комплексные туры; 2) размещение; 3) питание и напитки; 4) транспорт; 5) рекреационные, культурные и спортивные виды деятельности; 6) посещение магазинов; 7) прочие статьи. Показатели расходов на туризм в расчете на душу населения в России в настоящее время довольно скромны - 82 американских доллара.

Также большое значение имеет эффект туризма в виде дополнительного спроса на товары и услуги в регионе. Спрос на комплекс услуг, сформированный туризмом, требует их производства, что приводит к развитию отраслей, выпускающих предметы потребления, сувенирную продукцию, изделия местного кустарного промысла. Экономические последствия «индивидуальных туринвесторов» сказываются также и в промышленности, строительстве и т.д., в первую очередь, конечно, в отраслях, «примыкающих» к туризму.

В области въездного туризма стимулирующее влияние на экономический рост обосновывается тем, что экспортные поступления от туризма ускоряют экономический рост. Мультиплицирующее действие экспорта приравнивается к действию новых внутренних инвестиций, которые увеличивают доход и кладут начало цепи дальнейших и повторных расходов. При этом расходуется не вся экспортная выручка, а только ее часть; другая часть экспортной выручки составляет так называемую утечку и представляет собой некапитализированные накопления и оплату возросшего импорта.

Ряд зарубежных экономистов вычислили величину экспортного мультипликатора - коэффициента, предопределяющего прирост национального дохода, вызванного приростом экспорта. Несовершенство методики исчисления привело к значительному разбросу величин мультипликатора, применительно к экономике США. У Дж. Хикса он составил 2.5, у Курихары - 4.0, у Поллака - 5.6 (A. Mathieson, G. Wall. "Tourism. Economic. PhisicalandSocialimpacts", NewYork , 2003, p. 10). Помимо мультиплицирующего эффекта, связанного с экспортной выручкой от него, туризм ускоряет развитие экономики, усиливая деловую активность внутри страны в период строительства гостиниц и других элементов туристской инфраструктуры.

Согласно расчетам швейцарского исследователя Х.Рюттера (13) доля туристского производства составляет 5.6% ВВП Швейцарии. Помимо прямого вклада туризма в ВВП, расчеты Рюттера показали, что туризм генерирует вторичный спрос на товар и услуги, оцениваемый в 2.6%. Мультипликатор дохода от туристских услуг, по расчетам швейцарских специалистов, значительно меняет свою величину в зависимости от региона страны (от 1.2% до 4.0%).

Изучение влияния туризма на занятость осложняется тем, что, во-первых, занятость в сфере туризма носит сезонный характер, а, во-вторых, в данной сфере затронуты не только все сектора туристской индустрии, но и многие смежные с туризмом отрасли экономики. По данным ВТО, для стран, имеющих развитую туристскую индустрию, в целом характерно следующее соотношение: на каждое рабочее место в секторе размещения должно приходиться еще одно место в других секторах туристской индустрии, а также 1/2 рабочего места в секторах, косвенно связанных с туризмом. Важную роль туризм играет в развитии экономически отсталых регионов, в чем проявляется его выравнивающая функция (7).

Наряду с влиянием туризма при индикативном планировании развития туристского региона, ос­новывающемся на анализе спроса и предложения на региональные ту­ристские услуги, необходимо наличие большого объема информации о по­требителях и производителях туристских услуг; о факторах, влияющих на туристский спрос, и характере этого влияния, а также о существу­ющих тенденциях в сфере туризма.

При этом необходимо учитывать специфические моменты, присущие региональному туризму:

Основным предметом купли-продажи является туристская услуга, которая имеет комплексный характер;

Особенность спроса на туристские услуги характеризуется во-первых, большим разнообразием потребителей, которые отличаются по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам; во-вторых, высокой эластичностью и в-третьих, отдаленностью по времени и месту от предложения;

- предложение туристских услуг также отличается рядом характеристик: товары и услуги в туризме имеют двойственный характер (природные ресурсы и ресурсы, созданные человеком); высокая фондоемкость отрасли и вследствие этого негибкость производства и высокая неэластичность предложения.

Кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка включается значительное количество посредни­ческих звеньев, которые обеспечивают связь спроса и пред­ложения.

С момента децентрализации отечественного туристского комплекса происходит формирование конкурентного рыночного хозяйства в туристской сфере, для успешного функционирования которого необходимы определенные предпо­сылки. Чтобы понять, как должен функционировать сам рынок, необходимо признать существование фундаментальных вопросов, на которые любой рынок, в том числе и рынок туристских услуг, должен находить ответы:

Какие услуги следует оказывать?

Какой набор туристских и других сервисных услуг наиболее полно будет удовлетворять потребности граж­данина и общества в них?

Сколько и в каком объеме следует оказывать туристские услуги?

В каком наборе и объеме необходимо использовать имеющиеся при­родные, лечебные и человеческие ресурсы в практической деятельности современного туристского комплекса?

Какой объем и уровень дополнительных услуг?

Кто и в каком объеме должен получать туристские услуги?

Каким образом они должны быть распределены между различными категориями и членами всего общества?

Какая организационно-правовая и законодательная база должна сти­мулировать практическую деятельность российских курортов и вывести их на международный рынок?

Эти вопросы охватывают обширный спектр аспектов как теоретического, так и практического плана. Решение эти и других вопросов являются важнейшими критериями эффективного механизма устойчивого развития туризма в регионе.

Теперь остановимся подробно на характеристике предпосылок для устойчивого развития туризма в регионе. Среди них нами выделены следующие:

1. Наличие рекреационных и туристских ресурсов, необходимых для привлечения туристов. Эта предпосылка является основой для формирования туристской инфраструктуры в регионе. Без наличия данной предпосылки невозможно хоть какое-либо развитие туризма в регионе.

2. Наличие и многообразие форм собственности и видов хозяйствова­ния. Данная предпосылка является достаточно значимой, т. к. именно она за­кладывает основы для формирования конкурентной среды и соответственно устойчивого развития. Конкуренция туристских фирм оказывает существенное воздействие на качество предоставляемых ими услуг, рост профессионального уровня персонала. Следует отметить, что туризму всегда было присуще многообразие организационных форм деятельности. Каждый россиянин имеет возможность получения туристских услуг или отдохнуть в нескольких вариантах: в условиях пребы­вания в гостинице, доме отдыха, туристско-оздоровительном центре и др.

3. Неограниченное число субъектов туристской деятельности и свобода выбора каждого участника вида деятельности. Это означает, что любой туристский ком­плекс имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, полу­чать прибыль. Формы предпринимательской деятельности могут быть раз­личны: от деятельности частных гостиниц и домов отдыха до акционер­ной и других форм деятельности туристских комплексов и орга­низаций отдыха.

4. Доступ всех туристских организаций и учреждений к имеющимся ресурсам. Смысл состоит в том, что все хозяйствующие субъ­екты должны иметь возможности использования туристско-рекреационных факторов, приобретения оборудования и техно­логий, получения кредитов, привлечения рабочей силы. Все это создает эф­фект стартовых возможностей и делает реальной активную предпри­нимательскую деятельность, а значит формирует устойчивую систему развития туризма.

5. Наличие государственной политики в области туризма, формирование и реализация региональных комплексных целевых программ и концепций развития туризма в регионе. Это предполагает функционирование государственных структур по координации и контролю за развитием туризма в регионе.

В целом наличие этих тенденций дает основу для эффективного функционирования рынка туристских услуг, которая представляет собой сердцевину современной экономической системы, ее доминантную величину, определяющую все па­раметры экономической (и не только экономической) жизни общества. Его функции в рамках системы сложны и многообразны. В качестве основополагающих функций туристского рынка мы выделяем следующие:

1) реализация стоимости и потребительной стоимости, за­ключенных в туристский продукт. Купля-продажа означает реализацию стоимости туристского продукта и общественное признание его потребительной стоимости;

2) организация процесса доведения туристской услуги до потребителя (туриста);

3) экономическое обеспечение материальных стимулов к труду сотрудников туристских организаций, к повышению качества и совершенствованию ассортимента предлагаемых услуг, производству их в соответствии с запросами потребителей.

В процессе выполнения рынком туристских услуг первой функции происходит движение стоимости, которое отражается посредст­вом обмена: деньги – туристская услуга.

Завершение этого обмена означает законченность акта то­варно-денежных отношений, реализацию стоимости, заключен­ной в туристской услуге, и общественное признание его по­требительной стоимости. В результате обеспечивается нормаль­ный ход общественного воспроизводства, появляются и накапли­ваются денежные средства для развития туризма.

Функция организации процесса доведения туристского про­дукта до потребителя осуществляется как самими туристскими организациями, так и через создание сети турагентств.

Функция экономического обеспечения материальных стимулов к труду заключается в том, что в процессе обмена «деньги – туристская услуга» на рынке распределение как необ­ходимая фаза воспроизводства предстает в завершенном виде. У работников туристских организации, получающих за свой труд де­нежное вознаграждение, создаются материальные стимулы к по­вышению качества и увеличению количества реализуемого туристского продукта, производству его в соответствии с запросами потребителей.

В целом, функционирование рынка туристских услуг можно представить схемой, приведенной на рис. 1, которая показывает, что спрос на туристские услуги обусловлен пожеланиями и вкусами потребителей. На туристском рынке происходит непрерывное движение потоков денег и туристского продукта, которые движутся на­встречу друг другу, создавая кругооборот туристских услуг.


Рис.1. Механизм функционирования рынка туристских услуг

Механизм функционирования рынка туристских услуг представляет собой систему действий экономических рычагов для сбалансирования спроса и предложения на туристский продукт, на обмен «день­ги – туристская услуга», на денежные потоки и потоки туристского продукта.

Важное место в эффективности рыночного хозяйства занимает четко налаженный и осуществляемый кругооборот туристских услуг. Кругооборот в туризме - это система экономических и юридических отношений, возникаю­щая между потребителем туристских услуг и туристской организацией и показывающая направления движения потоков туристского продук­та, инвестиций в развитие туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности.

Кругооборот в туризме осуществляется по следующей схе­ме (рис. 2):

1 - потребитель платит туристской организации или турфирме деньги за путевку;

2 - туристская организация или турфирма выдает потребителю путевку;

3 - потребитель обменивает путевку на конкретные туристские услуги;

4 - в процессе реализации туристской услуги потребитель получает впечатления и удовлетворяет свои потребности, т. е. происходит процесс косвенного воз­врата потребителю его денег;

5 – туристская организация производит инвестиции в развитие рынка туристских услуг, туристскую инфраструктуру и на создание новых видов услуг;

6 – туристская организация и турфирма получают новые виды услуг;

7 – туристская организация и турфирма платит налоги и различные сборы в бюджет.


Рис.2. Схема кругооборота в туризме

Для успешного развития региона туристским организациям не­целесообразно распылять свои усилия, а рекомендуется сосредо­точиться на определенном круге потребителей туристского продукта и строить свою политику поведения на рынке таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворять все по­требности именно этого сегмента потребителей. По­этому проводится сегментация рынка туристских услуг, т. е. разде­ление его на однородные отдельные рынки, сегменты. В основе сегментации лежит стремление туристских организаций получить монопольное по­ложение если не на всем рынке, то, по крайней мере, в той его части, которая наиболее предпочтительна с точки зрения ее про­изводственных, финансовых и сбытовых возможностей.

Разделение рынка на сегменты должно производиться по оп­ределенным критериям. Наиболее соответствует современным задачам развития курортной индустрии метод сегментации, ко­торый базируется на трех группах критериев: географических, социальных и психологических.

Развитие туристского рынка характеризуется изменением емкости, уровня сба­лансированности спроса и предложения, условий реализации туристских услуг. Поиск, сбор и анализ информации по вышеперечисленным вопросам целесообразно осуще­ствлять с помощью маркетинга.

Региональный маркетинг представляет собой систему мер по при­влечению в регион новых субъектов хозяйственной деятельности. Свое­образной сверхзадачей регионального маркетинга является выявле­ние местных преимуществ региона, их усиление и создание новых для привлечения в регион субъектов хозяйственной деятельности, способ­ных повысить благосостояние его жителей (5).

Региональный маркетинг выявляет и частично создает уникаль­ные свойства региона, которые могут быть полезными для «потреби­телей». Для предпринимателей - это близость рынков сбыта, ква­лификация рабочей силы, условия деятельности; для туристов - достопримечательности, климатические условия, возможности для отдыха; для инвесторов - отработанность процедур купли-продажи собственности и земли, доходность и безопасность вложений, возмож­ность вывоза прибыли за границы региона и т.д. (5)

Применительно к туризму под маркетингом туристского региона понимается деятельность, предпринимаемая с целью целенаправлен­ного создания, поддержания или изменения определенного имиджа территории и/или поведения субъектов, внешних по отношению к дан­ной территории (12) Маркетинг территории должен быть ориенти­рован на потребности целевых групп покупателей услуг региона (ин­весторов, туристов, производителей).

Основными целями маркетинга туристского региона являются (5):

Повышение конкурентоспособности расположенных в регионе организаций индустрии туризма и организаций смежных с туризмом отраслей;

Усиление степени идентификации жителей со своей территори­ей постоянного проживания;

Привлечение в регион новых потребителей и производителей товаров и услуг;

Создание положительной репутации, высокого уровня известно­сти на туристском рынке.

При разработке и проведении маркетинга туристского региона используются подходы общего маркетинга (рис. 3).


Рис. 3. Процесс маркетинговой деятельности туристского региона

В результате маркетингового исследования (рис. 4) органы го­сударственной власти туристского региона и региональные организа­ции индустрии туризма смогут определить общую концепцию и со­ставить перспективную поэтапную программу становление туризма в регионе; правильно выбрать стратегию управления; обеспечить на этой основе наиболее полное удовлетворение потребностей населения в туристских услугах и рациональное использование существующего собственного туристского продукта.

Рис. 4. Этапы методики проведения комплексного маркетингового исследования состояния туристского рынка в регионе

(Юркина Н.А. Стратегические направления маркетинга территории // тезисы научно-практической конференции «Современные трансформационные процессы в мировом туризме». 2001. Декабрь.)

В рамках реализации мероприятий программы могут возникать два основных вида бюджетного эффекта - прирост налоговых и ана­логичных доходов, а также инвестиционный доход.

Прирост налоговых доходов и аналогичных им отчислений может быть достигнут за счет увеличения налогооблагаемой базы по следу­ющим основным группам.

1. Отчисления во внебюджетные фонды и налог на доходы физи­ческих лиц.

2. Местные оборотные налоги, источником поступления которых является увеличение объемов реализации.

3. Налог на прибыль предприятий, в части зачисляемой в област­ной бюджет, получаемый от увеличения размеров налогооблагаемой прибыли.

При расчете общего размера дополнительных налоговых поступле­ний от реализации отдельного программного мероприятия или группы программных мероприятий используется следующая модель оценки (11):

Э, = И, (КИ, х Т1 + К2 х Т2 + КЗ х ТЗ),

где Э; - годовой доход бюджета от реализации i-го программного мероприятия при полной реализации мероприятия;

Иi - размер инвестиций в i-ю статью программы;

Т1 - совокупная ставка отчислений во внебюджетные фонды и налога на до­ходы физических лиц от фонда оплаты труда;

Т2 - ставка местных налогов с оборота;

ТЗ - региональная часть ставки на прибыль;

КИi - удельный прирост фонда оплаты труда при осуществлении инвестиций i-го программного мероприятия;

К2 - удельный прирост объема реализации при осуществлении инвестиций;

КЗ - удельный прирост налогооблагаемой прибыли при осуществлении ин­вестиций (рентабельность).

Удельные коэффициенты прироста определяются для каждого программного мероприятий исходя из данных, полученных от уже функционирующих на территории туристского региона организаций индустрии туризма, а также на основе данных, представленных в ин­вестиционных проектах.

Удельный прирост фонда оплаты труда в рамка осуществления мероприятия К1 определяется по формуле

К1 = З х М/И,

где З - средняя месячная заработная плата работников, реализующих данное программное мероприятие;

М - число месяцев занятости работников;

И - размер инвестиций, необходимых для создания одного рабочего места в рамках программного мероприятия.

Оценка удельного прироста объемов реализации от проведения мероприятия К2 рассчитывается по формуле

К2 = ОА/В,

где ОА - отдача активов;

В - доля внеоборотных активов в активах предприятий, реализующих со­ответствующее программное мероприятие.

Оценка удельного прироста прибыли устанавливается исходя из прогнозируемой рентабельности мероприятия:

КЗ = К2хР/(1 + Р),

где Р - прогнозируемая рентабельность мероприятия.

Инвестиционный доход определяется только для тех мероприя­тий, капиталовложения в которые предусматривают прямые инвести­ции из бюджета региона. Величина инвестиционного дохода (ИД) оце­нивается по формуле

ИД = КЗх(1-Т4)хД х А,

где КЗ - рентабельность инвестиций;

Т4 - ставка налога на прибыль;

Д - доля прямых инвестиций в общем объеме капиталовложений, пред­усмотренных для реализации данного программного мероприятия;

А - доля чистой прибыли, направляемой на дивиденты.

В целом, использование предложенных механизмов развития туризма в регионе позволит выработать ряд мер по стабилизации и дальнейшему со­вершенствованию сферы туризма в регионе, а также обеспечению его устойчивого развития. Адаптивные механизмы развития регионального туриз­ма должны быть нацелены на комплексное исследование всех его частей - факторов спроса и предложения, инфраструктурных и институционных элементов, для обеспечения комплек­сности анализа внутри системы туризма и гармонич­ного вписывания туризма в общую политику региона и страны в целом. Пла­нирование такой интеграции поможет разрешить потенциальные противоречия, связанные с использованием определенных ресурсов или мест для разных направлений становления и развития индустрии туризма.

Изучение этих вопросов в разрезе регионального рынка туристских услуг требует детальной характеристики всех составляющих этого рынка и, в первую очередь, анализа и прогнозирования развития туризма в конкретных субъектах Российской Федерации.

Литература:

  1. Квартальнов В.А., Сенин B.C. Организация туристско-экскурсионного обслуживания. М.: ЦРИБ ЦСТЭ, 1987.
  2. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. -320с.
  3. Планирование развития туризма (Техническое пособие), ВТО, Мадрид: 2004 г.
  4. Попова Р.Ю. «Государственное регулирование становления и развития туризма в России на переходном этапе», М., МГТУ, 1997 г.
  5. Попова Р.Ю. Региональные маркетинговые исследования как основа выработки стратегии становления индустрии туризма в РФ// маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1998. №1
  6. Пузаков Е.П., Честаков В.А.. Международный туристский бизнес. М., 2003 г., ее. 18-19.
  7. Развитие туризма и туристской индустрии в Европейском Союзе // туризм: право и экономика, 2005. №2
  8. Сенин B.C. Введение в туризм. РИПРИКТ., М.: 1993 г..
  9. Черныш Е.А. и др. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: Приор, 1999
  10. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма России в современных условиях: учебное пособие / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. – М.: КНОРУС, 2007. – 416с.
  11. Юркина Н.А. Стратегические направления маркетинга территории // Тезисы научно-практической конференции «Современные трансформационные процессы в мировом туризме». 2001. Декабрь.
  12. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие. 4-е изд. Перераб. И доп. – М.: издательство РДЛ, 2007. – 480с.
  13. Rutter H. Wirtschaftsfaktor Tourismus. Bern. 2002. s.9-16

Среди современных теорий развития туризма особое место занимает концепция устойчивого развития туризма. Необходимость перехода туристской сферы на принципы устойчивого развития в современных условиях глобализации и информатизации общества очевидна. Практика показыва-ет, что неконтролируемый рост туризма, преследующий цель быстрого получения прибыли, зачастую имеет негативные последствия, поскольку он наносит ущерб окружающей среде, местному сообществу и разрушает саму основу, на которой держится функционирование и успешное разви-тие туризма.
Дебаты во всем мире по поводу концепции устойчивого развития туризма стали феноменом 90-х гг. прошлого века. Впрочем, несомненно, концепция устойчивого развития туризма берет свое начало из концепции устойчивого развития в целом. Понятие устойчивого развития многогранно, многоаспектно и неоднозначно. Таким образом, устойчивое развитие учитывает более долгосрочные перспективы, чем обычно человек учитывает при принятии решений и подразумевает необходимость в управлении и планировании.
В то время как сам термин «устойчивость» стал использоваться недвусмысленно только в течение последних 20 или 30 лет, идеи, поддерживающие его, относятся к самым ранним примерам планирования городов. Некоторыми из самых ранних попыток достичь устойчивого развития были города и поселения, построенные и управляемые еще римлянами во времена Римской империи. Также многие традиционные сельскохозяйственные системы базировались на принципах устойчивости. Земледелие осуществлялось таким образом, чтобы скорее сохранить, нежели растратить плодородие земли, для того чтобы продолжать выращивать на ней продукты питания в будущем.
Тем не менее, со временем, технологические изобретения, рост населения, социальные и экономические изменения привели к росту производства и урбанизации. Это, в свою очередь, повлияло на стремление максимизировать производство продукции за короткий период времени. Такой способ развития неизбежно привел к возникновению множества проблем.
Индустриализация трансформировала экономику и общество, так же как и окружающую среду. Было понимание того, что если этот процесс не будет контролироваться, то окружающая среда может быть разрушена. Однако вплоть до рубежа 60-70-х гг. XX века доминировали представления о не-ограниченности ресурсов либо достаточно большом потенциале исполь-зуемых ресурсов, неисчерпаемости и бесплатности многих благ, предос-тавляемых окружающей средой. Приоритетным был максимально воз-можный количественный экономический рост, который даже с чисто математической точки зрения рано или поздно должен остановиться, причем с самыми неблагоприятными последствиями.
И лишь в 70-е гг. ХХ века, когда во всем мире резко обострились экологические проблемы, перед экономической наукой встала задача осмысления сложившихся тенденций эколого-экономического развития и разработки принципиально новых концепций развития.
С началом 1970-х гг. положение резко изменилось: обострение ресурсно-сырьевой глобальной проблемы, ухудшение экологической ситуации и демографический «взрыв» в развивающихся странах способствовали тому, что предшествующие представления о возможности практически неограниченного хозяйственного роста были опровергнуты известными американскими учеными Деннисом и Донеллой Медоузами в исследовании 1972 г. «Пределы роста». Они показали на основе компь-ютерного моделирования, как экономический рост может повлиять на будущее человечества, если уровень загрязнений и использования ре-сурсов будет оставаться таким же.
В случае сохранения современных тенденций роста численности населения, индустриализации, загрязнения природной среды, производства продовольствия и истощения ресурсов в течение следующего столетия мир может подойти к пределам роста. В результате может произойти резкое ухудшение среды обитания человека, несовместимое с его дальнейшим существованием.
Однако можно изменить тенденции роста и прийти к устойчивой в долгосрочной перспективе экономической и экологической стабильности. Состояние глобального равновесия можно установить на уровне, который позволяет удовлетворить основные материальные нужды каждого человека и дает каждому человеку равные возможности реализации личного по-тенциала.
Документом, в котором впервые говорилось о концепции устойчивого развития, является «Всемирная стратегия охраны окружающей среды», опубликованная в 1980 г. Всемирным союзом охраны природы. Всемирный союз охраны природы предложил следующую формулировку ус- тойчивого развития: «Устойчивым развитием называется процесс, в рамках которого развитие происходит без нанесения ущерба ресурсам и их истощения, что и делает развитие возможным. Это, как правило, достигается либо таким управлением ресурсами, при котором они могут возобновляться с той же скоростью, с какой они используются, либо переключением с медленно-возобновляемых ресурсов на быстровозобновляемые. При таком подходе ресурсы могут быть использованы как будущим, так и
40
настоящим поколениями» .
Затем в 1984 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (ООН) приняла решение о создании международной комиссии по окружающей среде и развитию, которая должна была подготовить соответствующий доклад для ООН. В 1987 г. Всемирная комиссия по охране окружающей среды и развитию под руководством норвежского врача Г.Х. Брунтланд опубликовала доклад «Наше общее будущее». В нем сообщалось, что беднейшие 20% населения Земли владеют менее чем 2% продукции мировой экономики, тогда как на долю богатейших 20% приходится 75% продукции. 26 % мирового населения, живущие в развитых странах, потребляют от 80 до 86% невосполнимых ресурсов и от 34 до 53% пищевых продуктов. В нем говорилось о стратегии устойчивого развития, как о спасении для человечества.
Комиссия определила устойчивое развитие как «удовлетворение потребностей настоящего без создания угрозы удовлетворению потребностей будущих поколений» . Основная суть концепции заключалась в следующем: человеческое общество посредством производства, демографических процессов и других сил создает слишком сильное давление на экосферу нашей планеты, ведущей к её деградации, лишь немедленный переход на путь устойчивого развития позволит удовлетворить существующие потребности, обеспечив при этом будущим поколениям такую же возможность.
В 1992 г. на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро главы 179 государств одобрили план действий по устойчивому развитию, получивший название «Повестка дня на XXI век». Она была принята в связи со стремительно ухудшающейся экологической ситуацией и прогнозом о возможной глобальной катастрофе в XXI веке, которая может привести к гибели всего живого на планете. Человечество столкнулось с обостряющимся противоречием между растущими потребностями людей и неспособно- стью биосферы обеспечить их. В итоге была признана необходимость кардинального изменения характера экономического роста и провозгла-шена концепция устойчивого развития, которой должны следовать все го-сударства мира.
В основу устойчивого развития должны быть заложены такие экономические механизмы, которые, с одной стороны, ведут к эффективному использованию природных ресурсов и сохранению окружающей среды, а с другой - к удовлетворению потребностей людей и улучшению качества жизни не только ныне живущих, но и будущих поколений.
Итоговые документы конференции определили основные положения современной экономической, ресурсной, социально-демографической и экологической ситуации и сформулировали основные положения перехода мировой экономики к стратегии устойчивого развития.
В «Повестку дня на XXI век» туризм в качестве отдельной темы не был включен, однако его влияние на сохранение окружающей среды, культурного и природного наследия и на объединение усилий различных организаций по устойчивому развитию, послужило причиной разработки и принятия в 1995 г. Всемирной туристской организацией (ЮНВТО), Всемирным советом по путешествиям и туризму (WTTC) и Советом Земли документа под названием «Повестка дня на XXI век для индустрии туризма и путешествий».
В этом документе анализируется стратегическая и экономическая важность туризма, констатируется, что имеются многочисленные свидетельства о чрезмерном наплыве туристов, об утере курортами их былой славы, уничтожении местной культуры, транспортных проблемах и о растущем сопротивлении местного населения развитию туризма. Индустрия туризма и путешествий обладает потенциалом для существенного улуч-шения экологической и социально-экономической ситуации во всех цен-трах и странах, в которых эта отрасль действует, используя для этого культуру устойчивого развития туризма. Она заключается в том, чтобы заменить культуру интенсивного потребления культурой разумного роста; уравновесить экономические и экологические факторы развития; найти общие интересы туристов и местного населения; распределять полученную выгоду среди всех членов общества, и в первую очередь среди наиболее бедных категорий населения.
ТЛ KJ KJ
В документе намечена конкретная программа действий государственных органов, отвечающих за развитие туризма, и туристских компаний по созданию условий для устойчивого развития туризма. Подчеркивается важная роль сотрудничества между органами власти, отраслями экономики и туристскими организациями.
Ведущие международные организации, такие как ЮНВТО, Всемирный совет по путешествиям и туризму, Международная Федерация туроператоров, Европейская комиссия и др. ведут активную работу по стимулированию устойчивого развития туризма по всему миру.
ЮНВТО готовит рекомендации и методические материалы по устойчивому развитию и управлению туризмом; распространяет успешный опыт, собираемый со всего света, обеспечивая правительства и частный бизнес необходимым инструментарием и консультационной поддержкой для устойчивого развития туризма. С целью ознакомления с удачными примерами развития и управления туризмом ЮНВТО выпущено 3 сборника наиболее успешных положительных примеров, каждый из которых содержит около пятидесяти исследований конкретных примеров в более чем тридцати странах мира.
В 2004 г. ЮНВТО сформулировала концепцию устойчивого развития туризма, согласно которой устойчивое развитие туризма нуждается в компетентном участии всех заинтересованных кругов, имеющих отношение к этому делу, и в такой же мере в решительном политическом руководстве для того, чтобы обеспечить широкое участие и достижение консенсуса. Кроме того, отмечается, что достижение устойчивого туризма является непрерывным процессом, требующим постоянного мониторинга воздействия на окружающую среду, вводя, в случае если это необходимо,
42
соответствующие предупредительные и корректирующие меры.
В Повестке дня дается следующее определение устойчивого развития туризма: «Устойчивое развитие туризма удовлетворяет нынешние потребности туристов и принимающих регионов, охраняя и приумножая возможности на будущее. Управление всеми ресурсами должно осуще-ствляться таким образом, чтобы, удовлетворяя экономические, социаль-ные и эстетические потребности, сохранить культурную целостность, важные экологические процессы, биологическое разнообразие и системы жизнеобеспечения. Продукция устойчивого туризма - это продукция, которая существует в согласии с местной средой, обществом, культурой таким образом, что это приносит пользу, а не ущерб туристскому
43
развитию» .
Устойчивое развитие туризма - это такое развитие туризма, ориентированное на долгосрочный период, при котором достигается баланс в реализации экономических, экологических, социальных и культурных целей развития, учитываются интересы всех заинтересованных сторон (туристов, принимающих и направляющих дестина- ций, местного населения), на основе рационального использования туристских ресурсов и всестороннего партнерства.
Устойчивый туризм - это такой вид туризма, при котором обеспечивается рациональное использование ресурсов окружающей среды, поддерживаются социально-культурные особенности прини-мающих сообществ, обеспечивается эффективность и жизнеспособность долгосрочных экономических процессов, а часть получаемых средств от развития туризма направляется на восстановление туристских ресурсов и совершенствование технологий производства туристских услуг.
В то же время существует множество других терминов, которые тесно связаны с устойчивым туризмом, но им не являются. В основе всех этих концепций лежит бережное отношение к природе, сохранение куль-турных объектов, социальная ответственность и экономическое процвета-ние территории (рис. 5.1).
В целом, необходимо стремиться сделать любой вид туризма более устойчивым. Нормы и практику управления устойчивым развитием туризма можно применять ко всем видам туризма. Сейчас по своей сути большинство видов туризма не соответствует критериям устойчивого раз- вития; необходимо стараться сделать их таковыми, переходить на новые принципы развития туризма.
Популярность большинства туристских центров зачастую основывается на чистоте окружающей среды и самобытности местной культуры. Поэтому, только соблюдая основные принципы устойчивого развития, ту-ристские центры могут рассчитывать на успех в развитии туризма. Эти принципы включают в себя следующее.
¦¦¦ Экологическая устойчивость обеспечивает совместимость развития с поддержанием базовых экологических процессов, биологического разнообразия и биологических ресурсов.
¦¦¦ Социальная и культурная устойчивость обеспечивает такое положение, при котором развитие совместимо с сохранением культурных ценностей и традиций, а также местной самобытности.
¦¦¦ Экономическая устойчивость обеспечивает экономическую эффективность развития и такое положение, при котором избранный метод управления ресурсами дает возможность их использования будущими поколениями.

Устойчивое развитие - это непрерывный, динамический процесс формирования мирового гражданского общества, снижения социального неравенства и экологической нагрузки на биосферу, разработки новых ресурсосберегающих и экологически чистых технологий с целью предотвращения глобальных экологических, экономических и социальных угроз, обеспечения экономического роста без ущерба для экологии .

В туризме трехсоставная основа устойчивого развития имеет решающее значение, особенно для туристского пространства, формируемого за пределами больших городов. При формировании механизмов развития туристского региона должна учитываться необходимость развития региональной индустрии туризма на основе соблюдения принципов устойчивого развития. Разработка механизмов на основе концепции устойчивого развития имеет исключительно важное значение, потому что подавляющий объем развития туризма связан с достопримечательностями и видами деятельности, относящимися к природной среде, историческому наследию и культурным моделям соответствующих регионов. Если эти ресурсы будут ухудшаться или разрушаться, туристские регионы не смогут привлекать туристов и туризм не будет успешным и эффективным.

Устойчивое развитие туризма - это способность туризма в течение длительного периода времени сохранять свои количественные и качественные показатели, т.е. оправдывать ожидания резидентов и туристов как в короткий, так и продолжительный период, не нанося ущерба окружающей среде той территории, которая заинтересована в этом явлении.

При выборе, где конкурировать, регионы должны принять долгосрочную перспективу. Есть множество примеров туристских дестинаций, которые сделали выбор в пользу краткосрочной перспективы, уделяя особое внимание привлечению максимального количества посетителей. Такая стратегия приводит к деградации туристских ресурсов, социальным проблемам местного сообщества, соответственно к снижению посещения туристов и доходов в долгосрочной перспективе. Такое мировоззрение несовместимо с понятием устойчивого развития, декларируемым комплексом документов ООН, Стратегией социально-экономического развития Российской Федерации - 2020, Кодексом туризма, Осакской конвенцией и др.

Документ, принятый Генеральной ассамблеей Всемирной туристской организации (1985 г.), - «Хартия туризма и Кодекс туриста » - выдвинул положение, что «местное население, имея право на свободный доступ к туристским ресурсам, должно обеспечивать своим отношением и поведением бережное отношение к окружающей природной и культурной среде. Оно вправе ожидать от туристов понимания и уважения их обычаев, религий и прочих сторон их культуры, которые являются частью наследия человечества».

Туристы, понимая, что они являются гостями принимающей стороны, должны проявлять самое большое уважение в отношении природного и культурного достояния места пребывания и воздерживаться от сравнения существующих между ними и местным населением экономических, социальных и культурных различий. Такому поведению туристов может способствовать предварительная (до начала поездки) информация: а) об обычаях местного населения, его традиционной и религиозной деятельности, местных запретах и святынях; 6) о художественных, археологических и культурных ценностях, о фауне, флоре и других природных ресурсах посещаемой территории, которые должны быть защищены и сохранены.

В апреле 1989 г. Межпарламентская конференция по туризму приняла Гаагскую декларацию. В декларации подчеркивается, что «с учетом глубокой взаимосвязи, существующей между туризмом и окружающей средой, следует: содействовать комплексному планированию туристского развития на основе концепции “устойчивого развития”, которая была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН; стимулировать развитие альтернативных форм туризма, которые способствуют более тесному контакту и взаимопониманию между туристами и принимающим населением, сохраняют культурную самобытность и предлагают разнообразные и оригинальные туристские продукты и объекты, а также обеспечивать необходимое сотрудничество государственного и частного секторов в достижении этих целей как на национальном, так и на международном уровне».

В 1992 г. на Конференции ООП по окружающей среде и развитию, состоявшейся в Рио-де-Жанейро, концепция устойчивого развития получила дальнейшее подтверждение. Делегации из 182 стран мира приняли программный документ «Повестка дня на XXI век» (Agenda 21). Туризм в качестве отдельной темы не был включен в этот документ, однако его влияние на сохранение окружающей среды, культурного и природного наследия и на объединение усилий различных организаций по устойчивому развитию послужило причиной разработки и принятия в 1995 г. Всемирной туристской организацией (UNWTO), Всемирным советом но путешествиям и туризму (WTTC) и Советом Земли (Earth Council) документа под названием «Повестка дня на XXI век для отрасли путешествий и туризма» (Agenda 21 for the Travel and Tourism Industry).

В этом документе дается следующее определение устойчивого развития туризма: «Устойчивое развитие туризма удовлетворяет нынешние потребности туристов и принимающих регионов, охраняя и приумножая возможности на будущее. Управление всеми ресурсами должно осуществляться таким образом, чтобы, удовлетворяя экономические, социальные и эстетические потребности, сохранить культурную целостность, важные экологические процессы, биологическое разнообразие и системы жизнеобеспечения. Продукция устойчивого туризма - это продукция, которая существует в согласии с местной средой, обществом, культурой таким образом, что это приносит пользу, а не ущерб туристскому развитию». Следовательно, те виды туристской деятельности, которые имеют наиболее высокий суммарный положительный эффект с точки зрения экологии, экономики и социального развития, являются наиболее устойчивыми.

Документ «Повестка дня на XXI век для отрасли путешествий и туризма » констатирует, что имеются многочисленные свидетельства о чрезмерном наплыве туристов, об утере курортами их былой славы, уничтожении местной культуры, транспортных проблемах и о растущем сопротивлении местного населения развитию туризма. Отрасль туризма и путешествий обладает потенциалом для существенного улучшения экологической и социально-экономической ситуации во всех центрах и странах, в которых данная отрасль действует, используя для этого культуру устойчивого развития туризма. Она заключается в том, чтобы заменить культуру интенсивного потребления культурой разумного роста; уравновесить экономические и экологические факторы развития; найти общие интересы туристов и местного населения; распределять полученную выгоду среди всех членов общества, и в первую очередь среди наиболее бедных категорий населения.

В документе намечена конкретная программа действий государственных органов, отвечающих за состояние туризма, и туристских компаний по созданию условий для устойчивого развития туризма. Подчеркивается важная роль сотрудничества между органами власти, отраслями экономики и туристскими организациями, демонстрируются огромные преимущества от перемещения акцента с «экологического туризма» на «устойчивый туризм». Устойчивость в туризме подразумевает положительный общий баланс экологических, социально-культурных и экономических воздействий туризма, а также положительное воздействие посетителей друг на друга.

«Повестка дня на XXI век для отрасли путешествий и туризма» рекомендует девять приоритетных сфер деятельности органов государственного управления:

  • 1) оценка существующей нормативной, экономической и добровольной структуры с точки зрения устойчивого развития туризма;
  • 2) оценка экономической, социальной, культурной и экологической деятельности организации;
  • 3) обучение, образование и просвещение общественности;
  • 4) планирование устойчивого развития туризма;
  • 5) содействие обмену информацией, навыками и технологиями, связанными с устойчивым развитием туризма, между развитыми и развивающимися странами;
  • 6) обеспечение участия всех общественных секторов;
  • 7) разработка новой туристской продукции, основанной на принципе устойчивости;
  • 8) оценка прогресса на пути к устойчивому развитию туризма;
  • 9) сотрудничество в целях устойчивого развития.

При формировании механизмов развития туристского региона должна учитываться необходимость развития региональной индустрии туризма на основе соблюдения принципов устойчивого развития.

Управление устойчивым развитием необходимо рассматривать как динамический процесс изменения туристских дестинаций. Не существует универсальной модели, подходящей для всех и во всех случаях. Однако существуют многочисленные важные факторы, которые могут способствовать реализации успешной жизнеспособной политики туризма во всех регионах независимо от их формы или величины. Нужно также помнить, что различные регионы располагают различной политической компетенцией и разными финансовыми возможностями.

  • Новиков В.С. Характерные черты туризма XXI века - устойчивое и инновационное развитие // Со. науч. ст. (10-й вын.) Московской академиитуристского и гостинично-ресторанного бизнеса при правительстве Москвы. -М„ 2006.

«Концепция устойчивого развития туризма»

природный рекреационный ресурс туризм

Была принята в 1996 году.

Основным документом определенно развитие туризма «Повестка дня 21» «Aqenda 21 for travel and tourism industry».

Эту программу приняла ООН в 1992 году. Она содержит следующие положения:

  • 1. Индустрия туризма и путешествия заинтересована в защите природных ресурсов, естественных и культурных природных ресурсов.
  • 2. Правительство и неправительственные организации должны координировать свою деятельность для создания остроты и долгосрочного развития.

В развитии туризма необходимо использовать следующие принципы:

  • 1. Путешествие и туризм должны помочь людям находится в гармонии с природой.
  • 2. Путешествия и туризм должны внести свой вклад в сохранение, защиту и восстановление экосистем.
  • 3. Защита окружающей среды должна составлять необходимую часть процесса развития туризма.
  • 4. Проблема развития туризма должна решаться с участием местных жителей, с учетом решений принимаемых на местном уровне.
  • 5. Государства должны предупреждать друг друга относительно естественных бедствий, которые могут затрагивать туристическую сферу.
  • 6. Туризм должен способствовать созданию рабочих мест для местных жителей.
  • 7. Развитие туризма должно поддерживать культуру и интересы местных жителей.
  • 8. Развитие туризма должно учитывать законодательные положения в сфере защиты окружающей среды.

Этот документ послужил основой для создания различных программ. На его основе принимались программы развития туризма в каждой стране и в соответствии с этим были сформулированы основные программы туристических компаний.

Десять задач туристических компаний.

  • 1. Минимизация, повторное использование и рециркуляция процессов использования природных, туристических ресурсов.
  • 2. Сохранение и управление используемой энергии.
  • 3. Управление ресурсами пресной воды.
  • 4. Управление сточными водами.
  • 5. Управление опасными веществами.
  • 6. Управление транспортом и транспортировкой.
  • 7. Планирование и управление используемой земли.
  • 8. Вовлечение работников, клиентов, местных жителей в решении проблем окружающей среды.
  • 9. Разработка проектов устойчивого развития.
  • 10. Партнерство во имя жизнеспособного развития.

В связи с этим необходимо развивать инфраструктуру туризма в соответствии с поставленными задачами.

Одним из путей является использование налогов экологических на охрану окружающей среды.

Важную роль для устойчивого развития туризма играет реклама, поэтому в самолетах и аэропортах показывают фильмы о природе тех стран, куда направляются рейсы и о правилах защиты окружающей среды, публикуются статьи в журналах для чтения в путешествиях.

Принципы устойчивого развития туризма легли в основу « Глобального этнического кодекса туризма». Особенно актуальны проблемы устойчивого развития для уникальных природных объектов и для природных резерваций, вовлеченных в туризм. Это характерно для горных территорий.

2002 год - Международный год туризма.

Туризм воздействует на окружающую среду и с положительной и с отрицательной стороны. Это воздействие может быть прямое и косвенное.

Прямое - проявляется включением территорий в хозяйственную деятельность, истреблением представителей флоры и фауны, уничтожением естественных территорий обитаний, разведением животных и растений в искусственных условиях не присущих данному виду, распространению инфекций через продукты жизнедеятельности человека.

Косвенное влияние : глобальное антропогенное воздействие на биосферу, создание животных и растений с заданными свойствами.

Управление влияния туризма на окружающую среду также может быть прямое и косвенное.

Прямое - ограничение числа посетителей согласно предельно допустимой туристической нагрузки на природные комплексы. Использование специальных технологий минимизирующих загрязнение окружающей среды, штрафы за нарушение, пропуска на посещение охраняемых территорий.

Косвенное - о сновывается на изменении поведения туриста.

В тоже время туризм, при правильном его планировании, оказывает положительное воздействие на окружающую среду и социальное развитие многих регионов.

Создаются рабочие места для местного населения в индустрии туризма и смежных областях, развиваются доходные отрасли местной экономики (реестр, общественный транспорт), стимулирование обмена валюты, развивается сельскохозяйственная, пищевая промышленность, улучшается работа жилищно-коммунального хозяйства, инвестирование рационально использованных туристических ресурсов в том числе особо охраняемых природных территорий, стимулируется охрана местного культурного и природного наследия, развивается рекреационные комплексы.

Международные организации по туризму были сформулированы 10 заповедей экотуриста:

  • 1. Помнить об уязвимости земли.
  • 2. Оставлять только следы, уносить только фотографии.
  • 3. Познавать мир, в который попал, культуру народа, географию.
  • 4. Уважать местных жителей.
  • 5. Не покупать изделия производителей, подвергающих опасности окружающую среду.
  • 6. Всегда следовать только протоптанными тропами.
  • 7. Поддерживать программы по защите окружающей среды.
  • 8. Где возможно использовать методы сохранения окружающей среды.
  • 9. Поддерживать организации содействующие защите окружающей среды.
  • 10. Путешествовать с фирмами, поддерживающими принципы экотуризма.

Можно выделить активное и пассивное воздействие туристов на сохранение окружающей среды.

В экотуризме главной ценностью является природа.

Если невозможно выполнить все заповеди, то туристическая фирма должна отказаться от таких туров. Сохранение этой системы подразумевает как соответственно поведение туристов, так и участие в мероприятиях по защите окружающей среды.

Экотуризм имеет некоторые недостатки, потому что он не учитывает полностью интересы местных жителей, не сохраняет экосистемы и поэтому необходимо дальнейшее его развитие.

В настоящее время выделяют 4 вида:

Научный экотуризм . При нем проводятся различные исследование природы, ведутся полевые наблюдения. Объектами научного экотуризма выступают заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. К научному экотуризму относятся полевые практики студентов.

Туры истории природы . Это путешествие, которые связаны с познанием окружающей среды и местной культуры. Обычно это учебные, научно-популярные и тематические экскурсии. Проводятся в национальных парках (походы школьников).

Приключенческий туризм . Относят альпинизм, скалолазание, спелиотуризм пешеходный, горный, водный и др. Многие из них считаются экстремальными. Самый доходный, быстроразвивающийся спортивный туризм.

Путешествие в природные резервации (в особо охраняемой природной территории).

Похожие статьи