Храм святых флора и лавра. Храм, получивший второе рождение благодаря его настоятелю Кто такие Флор и Лавр

27.01.2024

Я продолжаю путешествовать по закрытым московским особнякам и отреставрированным храмам в рамках экскурсий Департамента культурного наследия города Москвы. В этот раз мне удалось снять для вас интерьеры красивейшего храма Флора и Лавра на Зацепе. В советские годы мы чуть было не потеряли эту церковь: коммунисты разместили в ней фабрики металлографических и граверных работ, уничтожили всю утварь и планировку храма, а настоятеля церкви - Николая Виноградова, расстреляли…

Производственные работы в старинной церкви длились вплоть до 1991 года. С этого момента приходская жизнь храма Флора и Лавра постепенно начала возрождаться. Завершающим этапом восстановления храма в его первозданном великолепии стала роспись его стен. Участниками этого кропотливого процесса стали лучшие художники-иконописцы Москвы. Результат их трудов превзошел все ожидания! Глядя на фрески храма Флора и Лавра с трудом верится в то, что они были созданы в современности.

Я предлагаю вам полюбоваться храмом Флора и Лавра на Зацепе и порадоваться чудесной истории его спасения. В этом посте вы увидите много фотографий с интерьерами храма и краткую информацию об его истории. И, конечно же, я расскажу вам об экскурсии, которая прошла недавно. Почему храм Флора и Лавра называют храмом «на Зацепе»? Когда он был построен? Какой непоправимый вред нанесли церкви большевики? И какие подвиги совершили реставраторы, спасая его?


Дата фотографий: 29 мая 2018

2. В 1685 - 1722 гг. на территории этого района Москвы была таможенная граница Москвы.

3. Вдоль улицы была протянута цепь и возы «за цепью» продвигались для осмотра к таможне. Поэтому улицы, площади, вал, проезды и тупик получили название Зацепских.

23 мая в рамках проекта Департамента культурного наследия города Москвы по проведению мероприятий на объектах культурного наследия была организована экскурсия в Храм Флора и Лавра на Зацепе для представителей Управы и Муниципального округа района Замоскворечье, а также 5-го районного Совета ветеранов. Об истории храма и его восстановлении, особенностях храмовой архитектуры экскурсантам рассказал специалист по культовому зодчеству Валерий Страхов.

4.

5 . В начале девяностых годов XX века были возвращены Православной Церкви два храма в честь святых мучеников Флора и Лавра, расположенные на дороге из Москвы в Каширу. Первый храм - в Москве, в Ямской Коломенской слободе (на Зацепе).

История Храма на Зацепе прочно связана с древней Ямской Коломенской слободой, раскинувшейся на территории от Зацепского вала до Даниловской слободы. Ямщики Коломенской слободы, почитавшие покровителей домашнего скота святых Флора и Лавра, выстроили для себя приходскую церковь имени этих святых.

7.

8. Благословение на битву с Мамаем святой благоверный князь Димитрий Донской получил от преподобного Сергия Радонежского в день памяти святых мучеников Флора и Лавра.

В официальных документах храм носил имя апостолов Петра и Павла, но в народе за ним прочно закрепилось название «церковь Флора и Лавра на Зацепе».

10.

11. До разрушения на колокольне храма размещался колокол весом 13 тонн. Сейчас самый большой колокол весит 5,3 тонны.

В 1738 году на месте сгоревшей деревянной церкви был построен каменный храм, который стал центром религиозной и культурной жизни ямской слободы. В 1835 году храм был реконструирован по проекту архитектора Ордерова (Орденова).

13. С 1924 года в храм сносили утварь, иконы и святыни с закрывающихся Московских церквей, в том числе и из взорванного храма Христа Спасителя.

К храму были пристроены приделы в стиле ампир, трапезная и колокольня. В 1861—1862 годах был возведен новый четверик.

16.

В 1908 году храм был отреставрирован. Внутри храма были восстановлены иконостасы и стенная живопись. Главы на колокольне и церкви были заново позолочены.

19.

20. Во второй половине 1938 года храм официально закрыт и здание передано под цех фабрики металлографических и граверных работ, возводятся перегородки и три межэтажных перекрытия, настенные росписи закрашены и частично уничтожены.

В годы советской власти Храма Флора и Лавра был закрыт, а в его здании с 1938 года расположился цех фабрики металлографических и граверных работ.

22.

С 1960 года здание храма было признано памятником архитектуры и поставлено на государственную охрану, однако продолжало использоваться под производственные цели.

25.

26. В 1957 году измельченный красный кирпич верхнего яруса колокольни храма был использован для посыпания дорожек по подготовке Москвы к празднованию Фестиваля молодежи и студентов.

27. С 1960 года здание храма признано памятником архитектуры и поставлено под государственную охрану, однако продолжает использоваться под производственные цели.

Гости экскурсии слушали рассказ гида с большим интересом. Экскурсовод рассказал посетителям, что совсем недавно внутри храма закончилась масштабная реставрация, обратил внимание гостей на восстановленные по уцелевшим остаткам настенные росписи.

28. Решение о передаче храма Русской Православной Церкви было принято 8 января 1991 года. Для проведения богослужений был расчищен один из производственных цехов.

30. Территория вокруг храма была очищена от алюминиевых отходов. Под алтарем придела святых мучеников Флора и Лавра было снято около двух метров земли: фабрика сливала отходы производства в отверстия под фундамент.

Также Валерий Страхов показал экскурсантам памятный знак, украшающий Храм. В 2015-2016 годах были проведены реставрационные работы на фасадах. Кровля купола колокольни была расчищена и покрашена, докомпонованы утраченные фрагменты.

31. К 1997 году были восстановлены барабан и глава над куполом церкви и верхние яруса колокольни, проведены и другие реставрационные работы. Воссоздана колокольня с главой.

32. Возрождение настенных росписей в храме началось в 2015 году.

33. В наши дни храм волностью восстановлен и просто великолепен!

Эта работа стала лауреатом конкурса «Московская реставрация-2016» в номинации «Лучшая организация ремонтно-реставрационных работ». Именно этой награде и посвящен вышеупомянутый знак. Завершилась экскурсия подъемом на колокольню. Экскурсанты остались очень довольны посещением Храма. Они задали Валерию много уточняющих вопросов. Особенно их интересовали перспективы восстановления Храма - возведение оград и благоустройство территории вокруг храма.

Церковь Всех скорбящих радость, именовавшаяся чаще по приделу в честь Флора и Лавра на Зацепе, в Ямской Коломенской слободе

Коломенская-Ямская, ныне Дубининская, ул., 9

"Здесь с 1685 по 1722 г. проходила таможенная граница Москвы. По преданию, вдоль улицы была протянута цепь, чтобы возы шли для осмотра их в таможне в известном порядке, не сбиваясь в кучу. Таким образом, они стояли "за цепью". По другой версии, здесь у таможни происходила задержка или "зацепка" возов для осмотра. В одной из грамот 1640 г. написано: "В проездах мыту и перевозу и мостовщины и также и иных пошлин не имати и пропускать их без всякие зацепки". Таким образом, название Зацепских улица, площадь, вал, проезды и тупик получили от того или иного значения задержки здесь... Старое наименование Дубининской улицы, переименованной в 1922 г. по большевику И. К. Дубинину, - Коломенская-Ямская, было дано по стоявшей на ней с конца XVI в. ямской гонной слободе, ямщики которой возили по распоряжению правительства грузы и седоков в Коломну".

"Церковь документально известна с 1625 г. - тогда в ней значились в наличии "сосуды оловянные". Она сгорела в 1738 г. и была возобновлена в 1739 г.".

"Существовала до Романовых, ибо получала ругу. Означалась "Флора и Лавра в Ямской слободе". После окончания в 1593 г. Скородома ямщики были переведены с Полянки на Зацепу и выстроили здесь церковь, одноименную той, которая стояла там. В 1628 г. главный престол уже свв. апп. Петра и Павла. В 1727 г. она еще деревянная, назван придел св. Николая. 4 ноября 1738 г. церковь сгорела и прихожане поставили временный деревянный храм, испросив позволения выстроить каменный 4 апреля 1739 г. Тогда главным стал престол Всех скорбящих радость, а Никольского уже не стало.

В 1835 г. вместо прежних выстроены нынешние приделы, трапезная и колокольня в стиле ампир. Главный четверик 1739 г. разобран в 1861 г., а 16 сентября 1862 г. освящена нынешняя главная церковь Всех скорбящих радость. Около 1909 г. сделаны западные пристройки, одна из них для ризницы".

"При церкви существовала церковно-приходская школа".

В 1924-1926 гг. в храме служил пользовавшийся широкой любовью в церковном народе прот. Сергий Дмитриевич Богословский (по воспоминаниям старых прихожан). Они же рассказывали, что перед самым закрытием храм захватили "живцы" - т.е. представители так называемой "живой церкви", раскольники-обновленцы.

Сюда первоначально сносили святыни из закрывавшихся прежде церквей: так, храмовый образ св. Екатерины из церкви того же имени на Б. Ордынке, 60 был сперва передан при ее затворении в ц. Воскресения в Монетчиках, а когда и ее в 1934 г. взорвали, икону перенесли к Флору и Лавру на Зацепе. При закрытии этого последнего храма ничего не позволено было перенести далее (Н. И. Якушева).

"Церковь закрыта в 1938 г. Утварь и иконостас вывезли, роспись частью уничтожили, частью забелили. Здание заняла фабрика металлографических и штемпельнограверных работ; внутри соорудили второй этаж, провели трубы. В нижних ярусах администрация устроила кабинеты, верхние снесли. В 1957 г. красный кирпич верхнего яруса колокольни усыпал дорожки для участников фестиваля "молодежи и студентов". Через три года здание объявили памятником архитектуры. Фабрика же продолжала изготовлять алюминиевые линейки и транспортиры. Вибрация станков старила здание, кислотно-щелочные испарения разрушали стены и остатки росписей". Врата ограды и домик причта с севера также снесли: вокруг новый кирпичный забор, а перед ним прошло кольцо трамвая. В 1980 г. началась медленная реставрация, не оконченная и к 1990-у. Зато со стороны площади вид на храм полностью закрыло циклопическое здание ядовито-голубого цвета.

Церковь стоит на государственной охране под № 504.

"8 января 1991 г. подписан ордер на передачу храма верующим, но лишь за неделю до Пасхи для служб был передан один из цехов - остальные продолжали работать". "К Пасхе настоятель прот. Алексей Зотов освятил придел свв. мучч. Флора и Лавра. В августе закрыли металлографическое производство из-за превышения в десятки раз предельно допустимой концентрации алюминиевой пыли и фабрика, став швейной, переселилась в один из жилых домов. Приход просит помочь в возрождении храма кто чем может".

Я зашла в этот храм по пути к станции метро Павелецкая, возвращаясь по Дубининской улице из испанского визового центра. Мне хотелось побыстрее исполнить поручение моей соседки Лены по Дидиму, которая попросила перед моим отъездом в Москву подать в церкви записки о поминовении её близких: отца и бабушки. (В Турции такой возможности у нас нет).
В храме святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе было тихо и прихожан почти не было.
Я впервые оказалась в этом храме, хотя часто проходила мимо него в последние годы.
Выполнив просьбу моей знакомой, я решила поближе познакомиться с церковью, сделала несколько фотографий интерьера, а потом увидела памятный стенд, посвященный настоятелю церкви, умершему ровно год назад в феврале 2012 года.

Протоирей Алексий Тихонович Зотов (10 марта 1930 г. - 12 февраля 2012 г.) zamos.ru/dossier/z/8571/ был старейшим священнослужителем нашего города. Он же был у истоков возрождения храма Флора и Лавра на Зацепе, приняв приход в декабре 1990 года и до последних дней своей жизни служил в этом храме.
Первые годы приходилось служить под грохот станков, но батюшка был благодарен фабрике за то, что сохранили стены.
"Если бы не фабрика, то храм бы разрушили", - постоянно говорил о. Алексий.
Под руководством батюшки храм оживал на глазах. Очень много было вывезено мусора,
храму старались вернуть первозданный облик. Вместо дверей прорубленных в алтаре появились окна. При о. Алексии была восстановлена разрушенная колокольня, появились новые иконостасы и мозаика на фасаде храма. Первая служба состоялась на Пасху 6 апреля 1991 года. Приехавший в этот день Святейший Патриарх Алексий II осмотрел церковь и территорию. А ровно через 6 лет, приехав, Святейший отметил: "И этот храм возрождён".

Протоиерей Алексий Зотов известен не только в г. Москве, но и по всей России.
Говорят, он был очень достойный человек, и даже после смерти помогает людям, попавшим в беду, если обратиться к нему с молитвой (при мне служительница церкви советовала прихожанке обратиться к нему с молитвой о помощи).
Мне захотелось узнать историю храма, поскольку я родилась в Замоскворечье в роддоме на улице Щипок и жила недалеко от Павелецкой площади на Пятницкой улице Пятницкая улица моего детства .

На сайте "Москва в церквах" я нашла такую информацию:
"Храм Флора и Лавра на Зацепе носит свое название по одному из приделов, посвященному святым братьям. Главный же престол этой церкви освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
На Зацепе (название связано с находившейся здесь в XVII – XVIII вв. таможней, «зацеплявшей» возы для взимания пошлины) в XVI в. располагалась Коломенская ямская слобода. Деревянная церковь в этом месте Москвы впервые упоминается в источниках от 1642 г. Главный ее престол тогда был освящен во имя св. ап. Петра и Павла, а придел – в честь св. Флора и Лавра, покровителей лошадей (вообще домашних животных). Ну, кому же и молиться о помощи ямщикам, как не этим святым? День их памяти 18 (31) августа даже называли иногда «лошадиным» праздником. Так что, в народе церковь так и называли: храм Флора и Лавра на Зацепе.
Пожар 1738 г. сильно повредил здание церкви, которое местная община решила перестроить в камне. Возведение церкви происходило по частям и окончательно завершилось лишь к 1778 г. Главный престол освятили в честь Богородичной иконы «Всех скорбящих Радость», а придел – как и раньше – в честь Флора и Лавра.

В 1835 – 1836 гг. храм был значительно перестроен в стиле ампир (мощная купольная ротонда на ионическом кубе с портиками) по проекту архитектора К. Орденова. Второй придел освятили в честь апостолов Петра и Павла. В 1861 – 1862 гг. здание обновляют, а в начале ХХ в. делают пристройку для ризницы, не нарушая основного стиля.

Храм оставался в неизменном виде до конца 30-х годов ХХ века.
После революции сюда начали свозить всевозможные ценности из церквей, назначенных к закрытию и сносу. В 1922 г. из храма Флора и Лавра было изъято 28 пудов церковных ценностей.
В 1938 г. здание передали обновленческой церкви, не пользовавшейся особой популярностью в народе. Так что, ввиду малой посещаемости, храм все же закрыли окончательно.
В 1950-х годах были разобраны глава над куполом и верхние ярусы колокольни, а само здание передано граверной фабрике, которая разместила в нем производственный цех, уничтожив часть росписи стен и закрасив уцелевшие.
1960-й год стал весьма благоприятным для храма, поскольку именно в этом году сооружение было признано исторически-архитектурным памятником, что ограждало его от дальнейшего разрушения, однако не избавляло от промышленного производства внутри стен. Металлографическая фабрика продолжала работать.
Верующие вернули себе храм лишь в 1991 г. Тогда на праздник Благовещения (7 апреля) была отслужена первая литургия и немедленно начались работы по подготовке к реставрации.
В 1997 г. были, наконец, восстановлены глава и колокольня. Главный престол освятили в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость», северный придел – во имя вмч. Флора и Лавра, а южный – в честь св. ап. Петра и Павла. Несмотря на это, церковь, как и в старые времена продолжают называть храмом Флора и Лавра в Ямской Коломенской слободе на Зацепе."
Read more.

Кто такие Флор и Лавр?

Согласно житию, братья Флор и Лавр — христианские мученики, жившие в II веке в римской провинции Иллирии (территория современных Албании и Хорватии). Православная и католическая церкви чтят их память 31 (по старому стилю 18) августа.

Юноши, принявшие христианство, прославились как искусные каменщики и проповедники новой веры. За уничтожение языческих идолов для построенного ими храма местный правитель приказал бросить Флора и Лавра в колодец и засыпать землёй. В Средние века христиане нашли нетленные мощи братьев и перенесли их в Константинополь; есть сведения, что русские паломники видели их в XIII-XIV веках .

По преданию, обретению мощей Флора и Лавра сопутствовало чудо: в окрестностях остановился падёж скота. Вероятно, поэтому на Руси этих святых считали покровителями животных, особенно лошадей. Некоторые древнерусские каноны даже подчёркивают, что на их иконах должны изображаться лошади, хотя в житии и зарубежных источниках таких сведений нет. Ещё одна интересная деталь касается имён святых: Флора чаще называли Фрол, а Лавра — Лавер или Лавёр.

Популярность на Руси

Флора и Лавра очень уважали крестьяне и ямщики. В день поминовения святых на лошадях не работали, кормили их досыта, купали и чистили. Хозяйки пекли особое печенье с изображением конского копыта. Лошадей украшали цветами и лентами и приводили к церкви, где священники кропили их святой водой. Известны русские поговорки: «Умолил Фрола и Лавра — жди лошадям добра»; «Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр» .

О народной любви к этим святым можно судить и по художественной литературе. Например, молитва героя романа-эпопеи «Война и мир» солдата Платона Каратаева звучала так: «Господи, Иисус Христос, Никола-угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола-угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос — помилуй и спаси нас! — заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому» . Другой пример из классики, уже советской: священник отец Фёдор, персонаж романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», служил в церкви Флора и Лавра.

Но главный показатель популярности святых — число сооружений, носящих их имя. По некоторым данным, в начале XX века в России насчитывалось около 250 часовен, церквей и храмов, освящённых в их честь или имеющих приделы Флора и Лавра. Только в Москве их было пять:

— две с приделами — церковь Трёх Святителей на Кулишках (Малый Трёхсвятительский переулок, дом 4/6) и церковь Троицы Живоначальной при Ермаковской богадельне (улица Короленко, дом 2/23; сейчас не действует);

— три именных — церковь Флора и Лавра при Ермаковском техническом училище (Пречистенская набережная, дом 11), церковь Флора и Лавра у Мясницких ворот (разрушена в 1935 году) и церковь Флора и Лавра на Зацепе, в Замоскворечье (улица Дубининская, дом 9, строение 1).

Существует легенда, что церковь Флора и Лавра стояла и у стен Кремля, поэтому и ворота назывались Фроловскими. В Мясницкую слободу церковь перенесли якобы по приказу Ивана Грозного, а в середине XVII века над воротами разместили икону Спаса Нерукотворного, и царь Алексей Михайлович велел называть их Спасскими. А от церкви в Мясниках Москве остался на память Фролов переулок.

История церкви на Зацепе

По одной из версий, название улицы Зацепы, расположенной рядом с Павелецким вокзалом, означает «за цепью». В конце XVII века Земляной город, позже ставший Садовым кольцом, был таможенной границей, и здесь стоял сторожевой пост, где останавливали и осматривали все въезжавшие в столицу повозки. Постепенно имя вошло в ряд топонимов — в названия площади, вала, тупика и нескольких проездов.

Нынешняя Дубининская улица получила это название лишь в 1922 году, а раньше она была Коломенской-Ямской. Первая часть указывает, что от Зацепы начинался Коломенский тракт, а вторая — что здесь находилась ямская слобода, одна из нескольких в городе. Она переместилась сюда с Полянки в конце XVI века. Именно благодаря ямщикам в 1625 году на этом месте и появилась церковь Флора и Лавра, тогда ещё деревянная. Она простояла чуть больше века, а в 1738 году сгорела.

По просьбе местных прихожан через год здесь вырос каменный храм, но уже под другим именем — его освятили в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих радость». В 1835 году перестроили в стиле ампир его колокольню, приделы и трапезную, а в 1861-1862 годах — и основной объём (четверик). В 1909 году церковь расширилась за счёт западных притворов (пристроек).

После революции храм превратился в своеобразный склад церковных ценностей: сюда свозили иконы, святыни и утварь со всей Москвы, в том числе и из храма Христа Спасителя. Службы проходили нерегулярно, а в 1937 практически прекратились, потому что настоятеля, протоиерея Николая Виноградова, арестовали и расстреляли «за антисоветскую агитацию». В 1938 году храм окончательно закрыли, и у него появились необычные функции: судя по архивам Московского горсовета, часть помещения занимал клуб слепых, который в 1940 году сдал площадь в аренду зоокомбинату .

Через какое-то время в бывшей церкви разместили фабрику металлографических и гравёрных работ. Производство оказалось вредным во всех смыслах: одни настенные росписи уничтожили, другие закрасили, а остатки декора страдали от кислотно-щелочных испарений и вибрации оборудования. Вносило свою лепту и трамвайное кольцо вокруг храма: здесь разворачивался трамвай А — знаменитая «Аннушка».

Здание сильно изменилось изнутри и снаружи: в нём появились перегородки и межэтажные перекрытия, а главка купола исчезла. В 1957 году колокольню пытались взорвать, но основание устояло, разрушились только верхние ярусы. Есть версия, что материал, из которого они были сложены, превратился… в праздничное украшение: толчёным кирпичом посыпали некоторые улицы в честь VI Международного фестиваля молодёжи и студентов. Впрочем, может быть, это одна из городских легенд.

В 1960 году здание запоздало было признано памятником архитектуры и попало под государственную охрану, но лишь номинально: производство осталось на месте. Фабрику начали переводить в здание на Жуковом проезде (дом 21) лишь в 1989 году , но цеха продолжали работать ещё несколько лет. В январе 1991 года город официально передал здание храма Русской православной церкви , и 7 апреля, на Пасху, в нём после долгого перерыва прошло богослужение. Примечательно, что первым освятили именно придел святых мучеников Флора и Лавра. И сейчас церковь носит два названия — храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и храм Флора и Лавра на Зацепе.

Долгожданная реставрация

Исследовательские и проектные изыскания по реставрации храма начались ещё в 1978 году. К 1985 году появился план восстановления колокольни и главки, однако к его реализации приступили лишь десять лет спустя. Патриархия РПЦ получила здание «в неудовлетворительном техническом состоянии» и по решению Горсовета должна была проводить ремонтно-восстановительные и реставрационные работы за счёт своих сил и средств . Восстановление шло медленно и многократно прерывалось.

В 2015 году церковь включили в городскую программу поддержки объектов культурного наследия. Город предоставил патриархии целевую субсидию. Работы заняли полтора года — с июня 2015 по декабрь 2016 года.







Восстановление затронуло все элементы здания:

— фасад — обновлены глава и крест, световой барабан, ротонда и портики, северная и южная паперти (включая каменные ступени), воссоздан лепной декор, нанесена защитная штукатурка;

— купол — воссоздана уникальная система деревянных стропил, проведены гидро- и пароизоляция и утепление кирпичной кладки свода;

— интерьер — в главном входе и тамбуре заменили большинство деревянных деталей, в самом храме устроили полы из каменных плит (взамен деревянного покрытия);

— инженерные системы — организовано водо- и теплоснабжение здания, налажены электрообеспечение и телефония, устроена бытовая канализация, установлена молниезащита.

Правительство Москвы признало, что все работы проведены на высоком профессиональном уровне, и отметило руководителей проекта премией конкурса . Так завершилось восстановление храма Флора и Лавра, формально начатое почти 40 лет назад.

Использованные источники

  1. Свв. мучч. Флора и Лавра // Жития святых, чтимых православною российскою церковию, а также чтимых греческою церковию, южнославянских, грузинских и местно чтимых в России. — № 7-8: июль — август / Д.И. Протопопов. — М. : Д.И. Преснов, 1885. — С. 289-291.
  2. Романюк С.К. Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты. М., 2016. С. 259-260.
  3. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. — Т. 12: Война и мир. Т. 4. — М. : Художественная литература, 1940. — С. 47-48.
  4. ЦГАМ: Ф.179. Оп. 20. Д. 2570. Л. 20.
  5. Решение исполнительного комитета Московского городского совета трудящихся №1016 от 19.05.1940. ЦГАМ. Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 623, Л. 114.
  6. Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. Москва, 1980. С. 68.
  7. Решение исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов № 1225 от 22.06.1989. ЦГАМ: Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 6430, Л. 210-211.
  8. Решение исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов № 27 от 08.01.1991. ЦГАМ: Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 6627, Л. 368-369.

Документы предоставлены Главным архивным управлением города Москвы.

Скорбященская церковь. 4 марта 2017 Московский храм во имя Флора и Лавра (в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость) на Зацепе, в Коломенской Ямской слободе (Московская епархия)

Деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра в Коломенской Ямской слободе документально известна с года. Но также известно, что церковь существовала до Романовых, поскольку получала ругу, и издревле именовалась "Флора и Лавра в Ямской слободе".

С года главный престол храма был некоторое время посвящен святым апостолам Петру и Павлу. В году существовал придел во имя святителя Николая. Позже главным стал престол в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а Никольский придел был упразднен. По традиции храм продолжали называть Флоро-Лаврским.

В году церковь сгорела. 24 октября года священник Сергий Иванов с прихожанами получили разрешение «вместо згоревшей построить вновь церковь с приделом означенным». В сентябре года была построена церковь с приделом во имя святых апостолов Петра и Павла.

Современное церковное здание построили в году.

8 апреля 1829 года священник с прихожанами обратились в Московскую духовную консисторию с просьбой «дозволить Скорбященскую, в Ямской Коломенской слободе, церковь, по причине ея ветхости, соорудить вновь каменною, с прибавлением с северной стороны в трапезе придела во имя святых мучеников Флора и Лавра». Однако Комиссия для строений в Москве не одобрила тогда предоставленного плана и разрешение от Консистории получено не было.

31 июля года Скорбященской церкви, что в Ямской Коломенской слободе священник Алексей Иванов с причтом и прихожанами обратились к высокопреосвященнейшему Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому с особым прошением. Они просили о дозволении соорудить вновь каменное церковное здание вместо настоящей, приходящей в ветхость приходской церкви. При прошении владыке был представлен план архитектора, академика Шестакова. На плане значилось предполагаемое церковное здание с прибавлением в трапезе, с северной стороны придела во имя святых мучеников Флора и Лавра. 12 ноября 1833 года было решено выдать просителям из Консистории храмозданную грамоту.

В году новое здание храма было построено. В нем были устроены, ныне существующие престолы: главный – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», и приделы – во имя свв. апп. Петра и Павла и свв. мчч. Флора и Лавра.

В дальнейшем были предприняты частичные переделки и доработки, построенного в 1839 году здания храма. В году был разобран главный четверик храма, а в году – построена и освящена нынешняя главная церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость".

В году производился наружный ремонт храма. Внутри храма были отреставрированы иконостасы и стенная живопись. Главы на колокольне и церкви были заново позолочены. После ремонта храм был вновь освящен.

В году к храму добавлены западные пристройки.

С 1924 года в храм сносили утварь, иконы и святыни с закрывающихся московских церквей, в том числе и из взорванного храма Христа Спасителя.

В году был арестован настоятель храма и до середины года службы в храме проходят лишь эпизодически. Во второй половине 1938 года храм официально закрыт и здание передано под цех фабрики металлографических и граверных работ, возводятся перегородки и три межэтажных перекрытия, настенные росписи закрашены и частично уничтожены. Разобрана главка над основным объемом церкви.

В году снесены верхние ярусы колокольни, измельченный красный кирпич колокольни храма был использован для посыпания дорожек по подготовке Москвы к празднованию Фестиваля молодежи и студентов.

С года здание храма признано памятником архитектуры и поставлено под государственную охрану, однако продолжает использоваться под производственные цели. В году начинаются исследовательские и проектные работы по реставрации храма. К году создан проект восстановления колокольни и главки, но работы произведены не были.

Решение о передаче храма Русской Православной Церкви было принято 8 января 1991 года. Для проведения богослужений был расчищен один из производственных цехов. На Пасху 6 апреля 1991 года состоялось первое богослужение. Окончательно производство было остановлено только к августу того же года из-за нарушения экологических и пожарных норм. Территория вокруг храма была очищена от алюминиевых отходов. Под алтарем придела святых мучеников Флора и Лавра было снято около двух метров земли: фабрика сливала отходы производства в отверстия под фундамент.

К году были восстановлены барабан и глава над куполом церкви и верхние яруса колокольни, проведены и другие реставрационные работы. Воссоздана колокольня с главой. До разрушения на колокольне храма размещался колокол весом 13 тонн. Сейчас самый большой колокол весит 5,3 тонны. Фасады храма украсили мозаичными иконами.

Похожие статьи