Горький на дне первое действие краткое содержание. М. Горький "На дне": описание, герои, анализ пьесы

20.10.2019

Очень кратко В ночлежку для нищих приходит странный старик, узнаёт о прошлом каждого, утешает, подбадривает и бесследно исчезает.

Акт первый

Весеннее утро. Комната со сводчатым потолком в подвале. По стенам стоят нары. Правый угол отгорожен фанерой - там комната вора Васьки Пепла. Левый угол занимает русская печь. Рядом - дверь в кухню, с другой стороны - отгороженная грязной занавеской кровать, на которой лежит умирающая Анна. Её муж, слесарь Андрей Митрич Клещ, работает рядом, за колодой с тисками и маленькой наковальней.

Посреди комнаты стоит большой стол, некрашеный и грязный. За ним сидят обитатели ночлежки. У самовара хозяйничает торговка пельменями Квашня, девица Настя читает потрёпанный роман «Роковая любовь», Барон издевается над ней, картузник Бубнов выкраивает картуз из старых штанов. На печке кашляет алкоголик Актёр, на нарах лежит только что проснувшийся нищий Сатин.

Квашня рассказывает об ухажёре, который не даёт ей проходу. Торговка считает себя женщиной свободной и идти за него замуж не хочет. Клещ же уверен, что Квашня обязательно с ним обвенчается. Торговка заявляет, что никогда не пойдёт «мужчине в крепость», и обвиняет Клеща в наплева­тельском отношении к умирающей жене.

Проснувшаяся Анна просит не ругаться и дать ей умереть спокойно. Клеща раздражает слабый голос больной женщины. Квашня сочувствует Анне и, уходя с Бароном на базар, оставляет ей чашку горячих пельменей. Анна считает, что есть ей уже не надо, и отдаёт пельмени мужу.

Проснувшийся Актёр с гордостью заявляет, что его организм «совершенно отравлен алкоголем». Сатин бормочет длинные и непонятные слова. Когда-то он служил на телеграфе, много читал и запомнил их. Бубнов заявляет, что тоже был не последним человеком - скорняком, имел собственное заведение.

Анне становится хуже, и Актёр из жалости помогает ей выйти на свежий воздух. В дверях они сталкиваются с хозяином ночлежки Костылёвым, который ищет свою молодую жену. Костылёв говорит, что Актёру зачтётся его доброта на том свете. Актёр желает, чтобы ему это зачлось при жизни и просит Костылёва скостить ему половину долга, но тот отказывает.

Костылёв подозревает, что его жена Василиса - любовница вора Васьки Пепла, но никак не может поймать их вместе. Пепла он побаивается, поскольку покупает у него краденые вещи. Вору же Василиса давно надоела, и он ухлёстывает за её сестрой Наташей.

Заняв у Пепла денег, Актёр и Сатин уходят. Зевая, Васька заявляет Клещу, что тот зря работает - другие люди и без работы живут. Клещ отвечает, что это не люди, а «рвань, золотая рота... живут без чести, без совести». Он же - рабочий человек и вырвется из этой нищеты, пусть только жена быстрее помрёт. Пепел же считает, что честь и совесть «на ноги вместо сапог не наденешь», они тем нужны, «у кого власть да сила есть».

В это время Наташа вводит в комнату нового постояльца, старика-странника Луку. Пепел немедленно начинает увиваться вокруг девушки, но та отвергает его ухаживания и уходит. Лука начинает знакомиться с обитателями ночлежки и узнаёт, что Барон - на самом деле аристократ, когда-то был богат, но обнищал.

В комнату заходит загулявший сапожник Алёшка. Тут же появляется Василиса, видит пьяненького сапожника, вспоминает, что тот не заплатил и живёт из милости, и выгоняет его из ночлежки. Обнаружив, что Пепел ушёл, Василиса становится ещё злее и заставляет Бубнова мести комнату, хотя сегодня очередь Актёра.

Василиса уходит. Луке объясняют, что она разозлилась, не застав на месте любовника. Мести все отказываются, и Лука берёт в руки веник, вздыхая, что нет в жизни ни порядка, ни чистоты. По словам Насти, Алёшка всем растрезвонил, что Пепел хочет бросить прежнюю любовницу и взять себе Наташу, оттого Василиса и зла на сапожника.

Входит полицейский Медведев - он только что отвёл Алёшку в участок за то, что тот лёг посреди улицы и орал песни. Входит Квашня. Оказывается, что её ухажёр - Медведев. Квашня снова отказывается идти замуж и вспоминает о первом муже: как издох он, она целый день одна просидела, от радости опомниться не могла.

Лука вводит в комнату еле живую Анну. В это время в сенях начинается драка - Василиса бьёт свою сестру Наташу. Все бросаются их разнимать. В комнате остаются только Лука и Анна, которой мягкий и ласковый старичок напоминает отца.

Акт второй

Вечер, та же комната. Лука сидит у постели Анны. Большая компания играет в карты, Клещ и Актёр наблюдают за игрой. Бубнов и Медведев играют в шашки, от обеих групп доносятся азартные восклицания.

Анна жалуется Луке, что не видела от мужа ничего, кроме побоев и обид. Из-за жадности Клеща женщина всю жизнь голодала, ходила в отрепьях. Теперь она боится, что и на том свете её ждут муки. Лука утешает несчастную, убеждает её, что после смерти ничего не будет, и она отдохнёт.

В это время Татарин уличает Барона в жульничестве - тот спрятал карту в рукав. Татарин, плюнув с досады, уходит, а Барон с Актёром собираются пропить выигрыш и приглашают Луку, но старик отказывается.

Актёр пытается продекла­мировать Луке свои любимые стихи, но выясняется, что он их уже не помнит. Лука говорит, что забывать любимое плохо, «в любимом - вся душа», и предлагает Актёру лечиться от пьянства. По словам старика, в некоем городе существует бесплатная лечебница для пьяниц. Актёру надо воздержаться от выпивки несколько дней, а уж название города Лука обязательно вспомнит.

Сперва Актёру нравится идея начать жизнь сначала, но потом он словно просыпается, называет Луку чудаком и уходит.

Анна просит Луку поговорить с ней. Клещ пытается что-то сказать жене, но той уже не до него. Она говорит старику, что зачахла из-за побоев мужа. Лука утешает её: «Смерть - она всё успокаивает... она для нас ласковая... Помрёшь - отдохнёшь».

Входит растрёпанный, мрачный и выпивший Пепел. В комнате умирает человек, но никому нет до этого дела, только Бубнов радуется, что Анна больше не будет кашлять по ночам.

Пепел спрашивает Медведева, как там Наташа, сильно ли её избила сестра. Медведев отвечает, что семейные дела вора не касаются, грозится поймать Пепла. Васька в ответ обещает потащить за собой Василису с Костылёвым, которые скупали у него краденное, и самого Медведева в это впутать. Полицейский теряется, отступает и уходит.

Бубнов советует Пеплу поостеречься, его поддерживает Лука. Он считает, что Пеплу надо идти в Сибирь. Васька отвечает, что Сибири ему не миновать - его с детства звали «вор, воров сын» - но раньше времени он туда попадать не хочет. Лука убеждает Пепла, что Сибирь - «золотая сторона... кто в силе да в разуме, тому там - как огурцу в парнике». Васька уверен, что старик врёт, Лука же говорит, что правда не всем нужна, для многих она смертельна.

Пепел спрашивает Луку, есть ли Бог. Старик, улыбаясь, отвечает: «Коли веришь, - есть; не веришь, - нет... Во что веришь, то и есть». Васька удивлённо и пристально смотрит на старика. Он почти догадался, кто Лука такой, но тут входит Василиса и зовёт Пепла в его комнату.

Лука делает вид, что вышел, прячется на печь и слышит их разговор. Пепел признаётся, что никогда не любил Василису.

Василиса предлагает Пеплу деньги и Наташу в жёны, если тот убьёт её мужа-кровопийцу.

Тихо входит Костылёв, видит жену с Васькой и поднимает скандал. Пепел хватает Костылёва за шиворот, но тут зевает Лука и делает вид, будто только что проснулся. Старик советует вору не слушать дьяволицу-Василису, которая и без помощи Пепла мужа со свету сживёт, а брать Наташу и уходить.

Тут Лука замечает, что умерла Анна. Они с Пеплом идут в трактир, чтобы сообщить Клещу о смерти жены, а в комнату входят пьяный Актёр и Наташа. Актёр наконец-то вспомнил любимые стихи. Он прощается с Наташей и заявляет, что уезжает в лечебницу для пьяниц, а после излечения вернётся на сцену под своим старым псевдонимом Сверчков-Заволжский.

Входит Клещ и прочие жильцы. У Клеща нет денег, чтобы похоронить жену, - всё пропил. Обитатели ночлежки обещают собрать кто сколько может. Наташа боится покойницу и просит Луку проводить её. Когда старик возвращается, остальные спокойно укладываются спать - труп их не волнует.

Акт третий

Ранняя весна. Задний двор ночлежки, называемый «Пустырём». Здесь расположились Наташа, Настя, Лука, Барон и Клещ. В окно ночлежки выглядывает Бубнов. Все слушают Настю, рассказывающую о роковой любви к ней красавца-студента. Барон со смехом замечает, что в прошлый раз студента звали по-другому. Лука заступается за девушку.

Настя продолжает рассказывать со слезами на глазах. Барон вновь смеётся над ней, говорит, что история - из книжки «Роковая любовь». Лука уводит Настю, ласково утешая.

Бубнов удивляется, отчего человек так любит врать. Наташа признаётся, что сама иногда выдумывает, что скоро приедет кто-то особенный, и с ней случится что-то небывалое. Барон сочувствует Наташе - ей тяжело жить с сестрой и Костылёвым, которые её жестоко избивают.

Барон уходит мириться с Настей. Вернувшийся Лука рассказывает, как служил он сторожем на даче под Томском. Однажды залезли на дачу двое воров. Лука пожалел их, не стал убивать. Воры оказались беглыми каторжниками-поселенцами, которые забрались в дом поискать съестного. Так они и прожили всю зиму - втроём дачу стерегли. «Человек может добру научить» - заключает Лука.

Бубнов говорит, что врать не умеет и предпочитает говорить правду. Тут вскакивает Клещ, кричит, что ненавидит Луку, его утешения и правду Бубнова, и убегает.

Из-за угла появляется Пепел и подходит к Наташе. Она сегодня свободна - сестра и Костылёв ушли на кладбище, а потом в церковь, ко всенощной. Лука задумчиво говорит Бубнову, что «не всегда правдой душу вылечишь», и рассказывает о жившем в Сибири человеке, верившем, что есть на свете праведная земля, где все помогают и уважают друг друга. Эта вера помогала ему терпеть нищету и лишения. Однажды человек встретил ссыльного учёного, который доказал ему, что праведной земли не существует. Тогда человек дал учёному в ухо, а потом пошёл домой и повесился.

Бубнов не верит, смеётся и исчезает из окна. Лука заявляет, что скоро уйдёт «в хохлы», где, по слухам, открыли новую веру - «всё ищут люди, всё хотят - как лучше». Лука верит: «кто крепко хочет - найдёт», только помогать надо людям и уважать их.

Пепел снова предлагает Наташе уйти с ним, обещает бросить воровство.

Васька просит, чтобы Наташа помогла ему измениться, назвала не вором, как остальные, а «другим именем». Лука поддерживает Пепла, но девушка не верит Ваське и не любит его. Пепел продолжает уговаривать девушку, а в окне стоит Василиса и слушает. Наконец, Наташа соглашается, но обещает удавиться, если Пепел её ударит. Лука подбадривает девушку - «ты ему нужнее, чем он тебе».

Василиса насмехается над сестрой, намекая на мужское бессилие бывшего любовника. Приходит Костылёв и гонит Наташу ставить самовар. Пепел не хочет отпускать девушку, но та покорно уходит. Между Васькой и Василисой начинается ссора, которую прекращает Лука.

Костылёв уже знает, что Лука собрался уходить. Он считает, что человеку негоже бродяжничать.

Человек обязан работать, пользу приносить. А странник молчать должен, даже если он какую-то свою правду узнал, в дела людей не вмешиваться, скрываться в лесах и молиться «за все мирские грехи». Лука же не странник, поскольку паспорта не имеет.

Лука возражает: есть люди, отличные от других, как урожайная земля - «что не посеешь на ней - родит», а таких как Костылёв и сам господь бог не исправит. Разозлённый Костылёв выгоняет Луку из ночлежки.

Костылёв уходит, а Бубнов поддерживает старика - «вовремя уйти всегда лучше». Сам он «от каторги спасся тем, что вовремя ушёл». Жена Бубнова с любовником хотели его извести. Бубнов решил было убить жену, но передумал и ушёл, оставив всё имущество и кожевенную мастерскую.

Появляются Сатин и Актёр, который целый день не пил и всерьёз собрался искать лечебницу. Сатин рассказывает Луке, что в молодости плясал, играл на сцене, людей смешил, а потом «убил подлеца в запальчивости и раздражении», защищая сестру. Отсидел четыре года в тюрьме, сестра умерла. Теперь Сатину в нормальную жизнь ходу нет - он стал игроком.

Приходит Клещ. Он продал весь инструмент, чтобы похоронить жену, и теперь ему нечем работать. Сатин советует ему ничего не делать, просто землю обременять, но Клещу стыдно так жить.

Тут из окна Костылёвых раздаётся шум - Василиса снова избивает сестру. Актёр приводит Пепла, из дому выводят избитую Наташу с ошпаренными ногами - на неё опрокинули кипящий самовар. Следом идёт Василиса, всё ещё пытаясь ударить сестру. Ей мешает Алёша.

Пепел бьёт Костылёва, тот падает и умирает. Василиса обвиняет Ваську в убийстве. Тот не остаётся в долгу - кричит, что это Василиса его подговорила мужа убить. Наташа решает, что они заодно и изувечили её специально, чтобы не мешала. Находясь в полубес­па­мятстве, она проклинает Пепла.

Акт четвёртый

Ночь. Комната из первого акта. Перегородки, за которыми была комната Пепла, сломаны. За одним концом стола Клещ чинит гармонь. Он теперь тоже нищий. За другим - выпивают Сатин, Барон и Настя. На печи кашляет Актёр.

Выпивающие обсуждают исчезновение Луки, который пропал во время скандала. Насте жаль старика, который всё видел и понимал. Сатин, смеясь, сравнивает Луку с мякишем для беззубых, а Барон - с пластырем для нарывов. Татарин, баюкая раздавленную на работе руку, говорит, что старик был хороший, поскольку закон в душе имел. Клещ поддерживает его.

Насте всё опротивело, особенно издёвки Барона, она хочет уйти на край света. Сатин насмешливо советует ей захватить с собой Актёра, который всё собирается в мифическую лечебницу, что «в полуверсте от края света».

Все называют Луку шарлатаном, поманившим человека неизвестно куда. Сатин считает, что Лука врал из жалости к ближним. Такая ложь нужна тем, «кто слаб душой, и кто живёт чужими соками». А тому, кто сам себе хозяин, ложь не нужна.

Тем не менее Сатин называет старика умницей - тот подействовал на него, «как кислота на старую и грязную монету». Однажды Сатин спросил Луку, зачем живут люди. Старик ответил, что люди думают, что живут только ради себя, но на самом деле все ждут рождения лучшего человека. Поэтому «всякого человека и уважать надо» - вдруг он и есть лучший, родившийся на счастье и для большой пользы.

Барон вспоминает своё семейство - выходцев из Франции. Его предки служили русским царям, занимали высокие посты. Настя кричит, что ничего этого не было, - хочет, чтобы Барон понял, как обидно человеку, которому не верят. Сатин советует приятелю всё забыть.

Сатин спрашивает Настю о Наташе. Та лежала в больнице, но недавно бесследно исчезла. Клещу интересно, кто кого глубже утопит - Пепел Василису или наоборот. Настя считает, что хитрая Василиса вывернется, а Ваську на каторгу сошлют. Она снова ссорится с Бароном и убегает. Сатин просит приятеля не трогать девушку, он сегодня ко всем добр.

Татарин расстилает коврик и молится Аллаху. Глядя на него, Сатин рассуждает, что в Человеке - совокупности всех людей на земле - «все начала и концы». Существует только он, остальной мир - «дело его рук и его мозга». Его надо не унижать жалостью, а уважать, ибо «человек - это звучит гордо».

Барон завидует тому, что Сатин может рассуждать. Сам Барон этого не умеет и боится. Он никогда ничего не понимал в жизни, просто плыл по течению и переодевался. Учился - носил форму студента, женился - примерил фрак, разорился - надел серый пиджак и рыжие брюки, служил чиновником - облачился в мундир и фуражку, украл казённые деньги - получил арестантский халат, теперь носит отрепья, а зачем родился - так и не понял. Порассуждав, Барон отправляется мириться с Настей.

Актёр просит Татарина помолиться за него, выпивает стакан водки и выбегает из комнаты. Входят выпившие Бубнов и Медведев в женской вязанной кофте, несут водку и закуску. Бубнов в запое, всех угощает. Появляется босой Алёшка и начинает играть на починенной Клещом гармошке. Они смеются над Медведевым, которого уволили из полиции, и теперь он под пятой у сожительницы - Квашни.

Входят остальные нищие, укладываются спать Появляется Квашня и ругает сплетника Алёшку - тот растрезвонил, что она бьёт своего сожителя, а Медведев из-за этих сплетен пить начал. Собутыльники, весело распевая, собираются в трактир.

Тут вбегает испуганный Барон и сообщает, что Актёр повесился на пустыре. Сатин негромко говорит: «Эх... испортил песню... дур-рак!».

Подвал, похожий на пещеру. Везде по стенам - нары. Посередине ночлежки - большой стол, две скамьи, табурет, все - некрашеное и грязное. У самовара хозяйничает Квашня, Барон жует черный хлеб, Настя читает растрепанную книжку. На постели кашляет Анна. Бубнов на нарах кроит шапку. Квашня уверяет, что она - свободная женщина и никогда не пойдет замуж.

Барон издевается над ней, к нему присоединяется Клещ («Ас Абрамкои ты обвенчаешься... только того и ждешь»). Квашня говорит, что сам Клещ «заездил жену до полусмерти». Начинается ссора. Анна просит не ругаться и дать ей умереть спокойно. Квашня жалеет ее. Просыпается Сатин, спрашивает, кто его вчера бил. Бубнов отвечает, что его избили вчера во время карточной игры. Обитатели ночлежки начинают препираться, кому убираться в комнате. Актер слезает с печи и говорит, что ему вредно дышать пылью, так как его «организм отравлен алкоголем». Сатин некстати бормочет слова: «органон, сикамбр, макробиотика, транс-цендентальный». Он любит непонятные, редкие слова, потому что в детстве служил на телеграфе, много читал книг и был образованным человеком.

Актер тоже вспоминает свое прошлое: он играл могильщика в «Гамлете». Актер выводит Анну в сени подышать, в дверях сталкивается с Костылевым, который, напевая под нос «что-то божественное» , подозрительно осматривает ночлежку - он ищет жену. Костылев напоминает Клещу, что тот занимает слишком много места, хочет повысить ему плату за проживание, укоряет, что Анна зачахла от его злодейства. Возвращается Актер, Костылев говорит ему, что на том свете ему зачтутся его добрые дела. На этом же свете Костылев отказывается простить Актеру половину долга. Костылев стучится в дверь Васьки Пепла, Пепел из-за двери спрашивает, принес ли ему Костылев деньги за проданные часы, узнав, что не принес, прогоняет Костылева. У Пепла с Василисой. Сатин советует убить Костылева и жениться на Василисе. Пепел огрызается в ответ. Пепел дает Актеру взаймы - ему деньги достаются легко, он вор. Сатин:

«Многим деньги легко достаются, да не многие с ними легко расстаются... Работа? Сделай так, чтобы работа была мне приятна - я, может быть, буду работать... Когда ТРУД - удовольствие, жизнь - хороша! Когда труд - обязанность, жизнь - рабство!» Актер с Сатиным уходят пьянствовать. Пепел говорит Клещу, что тот «зря скрипит».

Клещ уверяет, что он - рабочий человек, и он вырвется из ночлежки, как только жена умрет. Ему неприятны люди без чести и без совести. Пепел возражает, что честь и нужны тем, у кого власть и сила. Бубнов говорит, что у него нет совести, потому что он не богатый. Наташа приводит нового постояльца - Луку. Наташа напоминает Клещу о необходимости позаботиться об умирающей Анне. Пепел заявляет, что он не боится умирать и предлагает Наташе ударить его ножом в сердце - тогда он умрет с радостью, «потому что от чистой руки». Пепел явно симпатизирует Наташе, хотя обитатели ночлежки предупреждают его, что этим он навлечет на себя гнев Василисы. Лука что-то напевает, Пепел прерывает его. Обитатели ночлежки в разговорах постоянно говорят, что они все равны. Лука:

«Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь...»

У Барона от прежней жизни остались воспоминания, как он пил в постели кофе со сливками. Лука: «Барство-то, как оспа... И выздоровеет человек, а знаки остаются». Появляется пьяный Алешка, который твердит, что ничего не желает - ни денег, ни чтобы им командовали. Входит Василиса, выгоняет Алешку, грозит Бубнову, что выселит его, если Алешка еще раз появится (Бубнов живет в долг). Спросив паспорт Луки, Василиса идет к двери в комнату Пепла, попутно ругаясь на обитателей ночлежки за грязь.

Наташа и разговаривала ли с Пеплом. Настя, оставившая книжку про несчастную любовь, обещает, что напьется и опять будет плакать. Настя рассказывает, что Василиса рассердилась на Алешку за то, что тот болтал, будто Васька решил бросить Василису и сойтись с Наташей. Входит Медведев. Медведев интересуется отношениями Пепла и Василисы. Медведев намекает Квашне, что у него и деньги есть, и кавалер он крепкий. Квашня отшучивается и отнекивается. Лука вводит Анну, помогает ей дойти до кровати. Из сеней доносятся шум и глухие крики. Медведев отправляется разнимать дерущихся - со слов прибежавшего Костылева, «Василиса убивает Наташку».

Если домашнее задание на тему: » Краткое содержание: «На Дне» Акт 1 оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Подвал, похожий на пещеру. Везде по стенам - нары. Посередине ночлежки - большой стол, две скамьи, табурет, все - некрашеное Пустырь за ночлежкой Костылевых. На бревне сидят Наташа и Настя, на дровнях - Лука и Барон. Клещ лежит на куче

Пьеса (1902, опубл. 1903)

Пьеса содержит в себе как бы два параллельных действия. Первое - социально-бытовое и второе - философское. Оба действия развиваются параллельно, не переплетаясь. В пьесе существуют как бы два плана: внешний и внутренний.

Внешний план. В ночлежном доме, принадлежащем Михаилу Ивановичу Костылеву (51 года) и его жене Василисе Карловне (26 лет), живут, по определению автора, «бывшие люди», т. е. люди без твердого социального статуса, а также работающие, но бедняки. Это: Сатин и Актер (обоим под 40 лет), Васька Пепел, вор (28 лет), Андрей Митрич Клещ, слесарь (40 лет), его жена Анна (30 лет), Настя, проститутка (24 лет), Бубнов (45 лет), Барон (33 лет), Алешка (20 лет), Татарин и Кривой Зоб, крючники (возраст не назван). В доме появляются Квашня, торговка пельменями (под 40 лет) и Медведев, дядя Василисы, полицейский (50 лет). Между ними очень сложные отношения, часто завязываются скандалы. Василиса влюблена в Ваську и подговаривает его убить своего пожилого мужа, чтобы быть единоличной хозяйкой (во второй половине пьесы Васька бьет Костылева и случайно убивает его; Ваську арестовывают). Васька влюблен в Наталью, сестру Василисы (20 лет); Василиса из ревности нещадно бьет сестру. Сатин и Актер (бывший актер провинциальных театров по фамилии Сверчков-Заволжский) - полностью опустившиеся люди, пьяницы, картежники, Сатин еще и шулер. Барон - бывший дворянин, промотавший все состояние и ныне один из наиболее жалких людей ночлежки. Клещ старается зарабатывать своим слесарным инструментом; его жена Анна заболевает и нуждается в лекарствах; в конце пьесы Анна умирает, а Клещ окончательно опускается «на дно».

В разгар пьянок и скандалов в ночлежке появляется странник Лука, жалеющий людей. Он обещает многим несбыточное светлое будущее. Анне он предрекает загробное счастье. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков. Ваське и Наташе советует уйти из дома и т. д. Но в самый напряженный момент Лука фактически сбегает, оставив обнадеженных людей. Актера это доводит до самоубийства. В финале ночлежники поют песню, и когда Сатин слышит о смерти Актера, то досадливо и с горечью говорит: «Эх… Испортил песню… дурак!»

Внутренний план. В пьесе сталкиваются две философские «правды»: Луки и Сатина. Ночлежка - своего рода символ оказавшегося в тупике человечества, которое к началу XX в. потеряло веру в Бога, но еще не обрело веры в самое себя. Отсюда всеобщее чувство безнадежности, отсутствия перспективы, которое, в частности, выражают Актер и Бубнов (резонер-пессимист) в словах: «А что же дальше» и «А ниточки-то гнилые…» Мир обветшал, обессилел, идет к концу. Сатин предпочитает принимать эту горькую правду и не лгать ни себе, ни людям. Клещу он предлагает бросить работать. Если все люди бросят работать, то что будет? «С голоду сдохнут…» - отвечает Клещ, но тем самым он лишь раскрывает бессмысленную сущность труда, который направлен только на поддержание жизни, а не на привнесение в нее какого-либо смысла. Сатин - своего рода радикал-экзистенциалист, человек, принимающий абсурдность мироздания, в котором «Бог умер (Ницше) и обнажилась Пустота, Ничто. Иного взгляда на мир придерживается Лука. Он считает, что именно страшная бессмыслица жизни должна вызывать особую жалость к человеку. Если для продолжения жизни человеку нужна ложь, надо ему лгать, его утешать. В противном случае человек не выдержит «правды» и погибнет. Так Лука рассказывает притчу об искателе праведной земли и ученом, который по карте показал ему, что никакой праведной земли нет. Обиженный человек ушел и повесился (параллель с будущей смертью Актера). Лука не просто обычный странник, утешитель, но и философ. По его мнению, человек обязан жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего, он только странник в мироздании, и даже земля наша в космосе странница. Лука и Сатин спорят. Но Сатин в чем-то приемлет «правду» Луки. Во всяком случае, именно появление Луки провоцирует Сатина на его монолог о Человеке, который он произносит, подражая голосу своего оппонента (принципиальная ремарка в пьесе). Сатин хочет не жалеть и утешать человека, но, сказав ему всю правду о бессмысленности жизни, подвигнуть его к самоуважению и бунту против мироздания. Человек, осознав трагедию своего существования, должен не отчаиваться, а, напротив, почувствовать свою ценность. Весь смысл мироздания - в нем одном. Другого смысла (например, христианского) - нет. «Человек - это звучит гордо!» «Все в человеке, все для человека».

fc490ca45c00b1249bbe3554a4fdf6fb

В пьесе прослеживаются две сюжетные линии, каждая из которых развивается самостоятельно.

Первая линия связана с жизнью и взаимоотношениями обитателей ночлежного дома, хозяином которого является Михаил Иванович Костылев. Ему 54 года и у него есть жена Василиса Карповна, которой исполнилось 26 лет. Обитателями ночлежного дома являются люди, некоторые из которых уже не имеют никакого социального статуса, другие стараются изо всех сил удержаться в ранге «настоящих людей», работая, не покладая рук. К таким относится, например, Андрей Митрич Клещ, которому исполнилось 40 лет. Он работает слесарем, стараясь заработать как можно больше, чтобы покупать лекарства своей больной жене Анне (ей 30 лет).

После того, как в конце пьесы Анна умирает, Клещ окончательно опускается, переставая работать. Кроме того, в ночлежном доме живут Сатин (около 40 лет), Актер (ему исполнилось 40 лет, и он действительно служил актером в провинциальных театрах), Васька Пепел (28 лет) – вор, в которого влюблена Василиса, уговаривающая его убить ее мужа. И хотя Васька все же сталкивается в драке с Костылевым, и нечаянно убивает его, он не любит Василису – он испытывает сильные чувства к ее сестре Наталье (20 лет), которую Василиса бьет из ревности. Также в ночлежке обитает Барон, бывший дворянин, полностью промотавший свое состояние и опустившийся на самое дно жизни, Бубнов, Алешка, Татарин и Кривой Зуб.


Вторая сюжетная линия связана с появлением в ночлежном доме странника по имени Лука. Это такой странствующий философ, который считает, что главное в жизни – не правда, а те слова, которые сумеют вселить в человека надежду. Поэтому он рассказывает Анне о том счастье, которое ждет ее в загробной жизни, говорит Актеру о клинике, где лечат алкоголизм, а Ваське Пеплу и Наташе советует убежать из дома и строить свое счастье в стороне от знающих их людей. Но как только события в пьесе достигают кульминации, Лука исчезает, что приводит к самоубийству Актера, потерявшего то направление в жизни, которое могло привести его хоть к какому-то счастливому исходу, и которое для него олицетворял Лука. Еще до бегства Луки в пьесе сталкиваются две философии – философия человека, жалеющего всех людей, и философия человека, стремящегося видеть правду жизни (Сатин).

Он, например, пытается добиться от Клеща ответа на вопрос, зачем тот работает. Оказывается, что работать людям надо не для того, чтобы что-то создавать, а для того, чтобы жить, как говорит Клещ, если люди бросят работать, они « с голоду сдохнут». Лука же уверяет, что человек должен жить, несмотря ни на что, так как он не может знать, что ждет его в будущем. Столкновение этих двух философий приводит к монологу Сатина о Человеке, где он говорит о том, что «Человек – это звучит гордо». Весь смысл того, что окружает человека, все мироздание направлено именно на то, чтобы человек мог почувствовать себя полноценным членом этого мира «Все в человеке, все для человека» - говорит в своем монологе Сатин.


В пьесе «На дне» раскрываются два параллельных контекста: социально-бытовой и философский. Эти два плана: внутренний и внешний - не переплетаются в тексте пьесы.

Внешний план раскрывает жизнь главных героев в ночлежке, которая принадлежит 54-летнему Михаилу Ивановичу Костылеву и его жене, 26-летней Василисе Карповне. Проживают в ночлежном доме «бывшие люди», как их называет автор, - люди, не имеющие твердого социального статуса или же имеющие работу, но бедняки. Этими жильцами являются: 40-летние Сатин и Актер, 28-летний вор Васька Пепел, 40-летний слесарь Андрей Митрич Клещ, его 30-летняя жена Анна, 24-летняя проститутка Настя, 45-летний Бубнов, 33-летний Барон, 20-летний Алешка, крючники Татарин и Кривой Зоб. Появляются в доме 40-летняя торговка пельменями Квашня и дядя Василисы Карповны - 50-летний полицейский Медведев.

Отношения между жильцами очень сложные, нередко случаются скандалы. Василиса, хозяйка дома, влюблена в вора Ваську и уговаривает его убить мужа, желая стать единоличной владелицей ночлежки. Позже, во второй части пьесы Васька Пепел бьет Костылева и убивает его случайно; Ваську берут под арест. Васька, в свою очередь, влюблен в сестру Василисы 20-летнюю Наталью. Зная это и ревнуя, Василиса нещадно бьет свою сестру. Полностью опустившимися людьми, картежниками и пьяницами являются Сатин – притом еще и шулер - и Актер, который некогда в самом деле был актером провинциальных театров, тогда его еще называли по фамилии Сверчков-Заволжский.

Бывший дворянин Барон промотал все свое состояние и теперь является одним из самых жалких жильцов ночлежки.

Пожалуй, один Клещ еще пытается что-то заработать при помощи своего слесарного инструмента, но его жена Анна болеет, и ей требуются лекарства. В конце пьесы, когда Анна умирает, Клещ опускается «на дно» окончательно.

Обычным делом в ночлежке являются пьянки и скандалы. И вот однажды в разгар одного из скандалов в доме появляется странник Лука, который испытывает к людям жалость. Многим он обещает несбыточное светлое будущее. Анна, по его словам, получит загробное счастье. Актер узнает от Луки о бесплатной лечебнице для алкоголиков. Уйти из дома он советует Ваське и Наташе. Обнадежив людей, Лука сбегает в самый напряженный момент. Это доводит Актера до самоубийства. В финале пьесы жильцы поют песню. Услышав о смерти Актера, Сатин с горечью и досадой бросает: «Эх... Испортил песню... дурак!»

Внутренний план показывает столкновение двух философских «правд»: Луки и Сатина. Ночлежный дом является своеобразным символом человечества, попавшего в тупик. К началу XX века оно утратило веру в Бога, а веры в себя еще не обрело. Следствием этого стало всеобщее чувство безнадежности, отсутствие перспективы, выражаемое Актером и Бубновым (резонером-пессимистом). Об этом свидетельствуют слова героев: «А ниточки-то гнилые...», «А что же дальше». Обветшал мир, обессилел и приближается к концу. Сатин принимает эту горькую правду и не хочет обманывать ни себя, ни людей. Он предлагает Клещу оставить работу. Что будет, если все люди перестанут работать? Ответ Клеща: «С голоду сдохнут...», - свидетельствует о бессмысленности труда, направленного лишь на поддержание жизни, а не на наделение ее каким-либо смыслом. Сатин является своеобразным радикалом-экзистенциалистом, принимающим абсурдность мироздания, в котором нет бога, а есть лишь Пустота. Лука придерживается другого взгляда на мир. По его мнению, ужасающая бессмыслица жизни вызывает особую жалость к человеку. Чтобы продолжать эту жизнь, человеку нужна ложь, поэтому его надо утешать, ему надо лгать. Иначе человек может не выдержать этой «правды» и погибнуть. Лука рассказывает жителям ночлежки притчу о несчастном искателе праведной земли и равнодушном ученом, показавшим на карте, что праведной земли не существует. Искатель повесился. Здесь проводится параллель с будущей гибелью Актера. Лука в пьесе представлен не просто как обычный странник и утешитель людских душ, но и как философ. Он считает, что человек должен иметь силы жить, несмотря на бессмыслицу жизни, поскольку ему неведомо его будущее, в мироздании он всего лишь странник, и даже сама наша земля - странница во Вселенной. Между Лукой и Сатиным возникает спор. В чем-то Сатин согласен с «правдой» Луки. Ведь именно появление странника побуждает Сатина произнести монолог о Человеке. При этом он подражает голосу Луки, о чем говорит в пьесе принципиальная ремарка. По мнению Сатина, человека надо не жалеть и утешать, а надо сказать ему правду о бессмысленности жизни, научить его уважать себя и побудить к бунту против мироздания. Поняв трагедию своего существования, человек не должен отчаиваться, он должен почувствовать свою ценность. Только в нем и есть весь смысл мироздания. И нет никакого другого смысла, в том числе и христианского. «Все в человеке, все для человека», «Человек - это звучит гордо!»

Похожие статьи