Гедда габлер и современный терроризм. "Гедда Габлер" или Лучше не надо Ибсен гедда габлер

05.03.2020

Современная, провокационная режиссерская трактовка пьесы родоначальника новой драмы (конца XIX — начала XX веков) Г. Ибсена.

Одна из основных тем драматурга — столкновение иллюзии и действительности — тема вечная. Гедда — красивая, самолюбивая женщина, от природы свободная, и тотально скованная — не только происхождением, положением, воспитанием и условиями жизни, но изнутри, там, где она сама себя скрутила. Итог — безысходное положение: тиски, одиночество, крах попыток найти собственные ценности — этические, эстетические — для Гедды это некая надуманная красота, которую она пытается навязать окружающему ее миру. Положение, в котором тонет ее естество, нивелируется личность, ведет героиню к обыкновенному вызову обществу. И жажда жизни, свободы, непримиримость — все реализуется единственно возможным для нее трагическим и нехитрым способом.

Для режиссера эта пьеса — возможность предложить зрителю экстремальное сценическое решение.
Для актрисы Ирины Линдт Гедда Габлер — знаковая и желанная роль, на которую надо иметь право отважиться.

Продолжительность спектакля — 2 ч 15 мин, без антракта
18+



Гульнара Галавинская

Режиссер-постановщик Гульнара Галавинская была приглашена в Театр на Таганке Валерием Золотухиным. Выбор пьесы для постановки Валерий Сергеевич предоставил ей.
Гульнара Галавинская окончила Высшие режиссерские курсы Романа Виктюка в 2006 году, в 2010 — Театральное училище им. Щукина, режиссерский факультет, мастерская Александра Михайловича Поламишева.
Первой по окончании режиссерских курсов постановкой Гульнары Галавинской стал спектакль «Александр Блок» в Московском Областном театре юного зрителя. Когда началась реконструкция, спектакль не прекратил своего существования, его пригласили в Музей «Серебряного века» (дом Брюсова), и несколько лет «Александр Блок» шел с большим успехом на музейной площадке.
В основу постановки легли две линии: стихи Блока, посвященные Любови Менделеевой и пьеса «Балаганчик», в которой, судя по переписке Менделеевой, поэт вывел себя в образе Пьеро, ее - в образе Коломбины, и в образе Арлекино — Андрея Белого. Режиссер ставила спектакль по письмам Менделеевой и стихам Блока в соединении с музыкой Шнитке. Она выстроила драму знаменитого трагического любовного треугольника, и до сих пор считает этот спектакль своей лучшей работой.
Гульнара Галавинская — своего рода театральный подвижник, самоотверженно прокладывающий свою сценическую тропу, человек, который все время трудится, ищет, учится, совершенствуется, открывает для себя новое, углубляется в это новое, постигает его творчески, осмысляет и неустрашимо старается воплотить. Маленькая, хрупкая и очень целеустремленная женщина с мужской профессией, энергичная и твердая в осуществлении собственной идеи.
Ни для кого не секрет, насколько тернист этот путь, тем более, когда все приходится делать самому, самой — от поиска площадки до полной организации постановочного процесса. Надо быть одержимым профессией, безоглядно верить в себя, верить в зрителя, в удачу, а в помощь тебе — зато помощь эта бесценная — только автор, которого ты выбрал, и в общении с которым провел много ночей и дней, идя к пониманию.
Сейчас в Москве идут несколько постановок Гульнары Галавинской. Например, в театре Луны можно посмотреть два спектакля: «Дориан Грей» по О. Уайльду — постановка, в которой режиссер объединила знаменитый роман Уайльда «Портрет Дориана Грея» с его «Тюремной исповедью», получилась необычная собственная трактовка; и «Орфей и Эвридика» — спектакль по мотивам драмы Ж. Ануйя «Эвридика» — тоже в оригинальной сценической версии Г. Галавинской.
В «Другом театре» третий сезон идет «Стеклянный зверинец» Тенесси Уильямса, одна из наиболее сложных режиссерских работ Галавинской.
В качестве педагога Г. Галавинская поставила в ГИТИСе два дипломных спектакля по Шекспиру: «Сон в летнюю ночь» и «Отелло». Три года она возглавляла свою театр-студию, в которой работала и с детьми, и с взрослыми, поставила несколько спектаклей, в числе которых поэтический спектакль по поэтам Серебряного века и «Дом Бернарды Альбы» Гарсия Лорки. Были еще работы в других городах, другие авторы.
Посмотрев спектакль «Орфей и Эвридика», Валерий Золотухин пригласил Гульнару в Театр на Таганке. Сейчас репетиции спектакля «Гедда Габлер» Г. Ибсена в женской и при этом острой режиссерской трактовке подходят к завершающему этапу.

Смотреть

Не «Барабаны в ночи» и не «Добрый человек из Сезуана», но эта постановка хороша.
Гедда Габлер в исполнении Александры Урсуляк запутавшаяся девушка, умная, сильная, с "причудами", порочная, манипулятор. И когда Героиня попадает на крючок судьи Бракка, лишается "свободы" действия и мысли, она делает свой выбор (по-моему убеждению самоубийство - демонстрация слабости).
Обязательно смотреть постановку чтобы понимать, как НЕ НАДО: относиться к себе и к окружающим людям, действовать, желать, стремиться, разрушать.
Мне нравится и драматизм произведения, и "жизнь" Александры Урсуляк, Александра Матросова (Эйлерт Левборг) и Анны Бегуновой (Теа Эльвстед). Нейтрально отношусь к Алексею Воропанову (Йорген Тесман), Наталье Николаевой (Юлиана Тесман), Борису Дьяченко (судья Бракк). Возможно, герои этих актеров такими и должны быть - нейтральными.

Очередная попытка прочтения знаменитой пьесы Ибсена

«Когда не знаешь, с чего начать, пиши: «спектакль держит в напряжении с первых же минут». Приём дешёвый, но иногда стреляет».
Но…при всем своем желании не могу сказать это о спектакле по пьесе Ибсена «Гедда Габлер», первое действие которого было показано на пресс-показе в театре Пушкина 26 октября.
Сложная психологическая драма, столь любимая режиссерами, в одном из самых интересных театров в Москве - премьера многообещающая.
Пьеса Генрика Ибсена, которая была впервые поставлена в 1891 году в Мюнхене. Первые зрители не оценили пьесу, но с годами она стала восприниматься как один из столпов мирового театра. Говорят, что для актрисы сыграть Гедду - всё равно, что для актёра сыграть Гамлета.
Образ Гедды можно трактовать как угодно: от неудовлетворенной психопатки до натуры трагической, задыхающейся в мещанском болоте жизни.
«Мы все цепляемся за жизнь, но смысл ее как-то постоянно ускользает. А без этого смысла, какой-то счастливой иллюзии, пусто и одиноко. Для Гедды после смерти отца жизнь – это ежедневный разрывающий изнутри конфликт. Ее выбросило на холод из отцовской теплицы, и она оказалась совершенно не готова к новой неидеальной реальности» - сказал режиссер спектакля Анатолий Шульев перед премьерой.
Однако зрителю, не читавшему Ибсена, и видящему метания Гедды, трудно понять их причину!!!
Даже мне, несколько лет назад перед просмотром спектакля театра на Таганке прочитавшей пьесу, начало спектакля Анатолия Шульева показалось чем-то вроде детектива (причем скучного), где ставится вопрос за вопросом, а ответы на них должно быть были получены лишь во втором действии.
Итак, перед нами на сцене театра Пушкина дом Тесмана в состоянии незаконченного ремонта (перестройки, по выражению режиссера).
Однажды Гедда легкомысленно сказала Йоргану, что ей хотелось бы жить в этом доме и грезы о нем сблизили ее с ним.
Йорген и Гедда Тесман (в девичестве Габлер) только что вернулись из свадебного путешествия. Хороший дом, муж – перспективный учёный, фрау Тесман молода и красива, но счастлива ли она? Ни единой минуты!
И это исполнительница главной роли Александра Урсуляк убедительно демонстрирует с первых минут своего появления на сцене. Но ПОЧЕМУ зрителям становится лишь немного понятно из ее обрывочных фраз:
«Вышло мое время!»
«Как смертельно мне здесь одиноко!»
«Попробуйте с утра до ночи слушать про народные промыслы. Меня от них тошнит!!!»
«Иногда на меня просто находит и я не могу удержаться…»
Из диалога с Бракком:
«Ехать еще долго!» - «На станции можно спрыгнуть и погулять…» -
«Я никогда не спрыгиваю! Уж лучше буду сидеть вдвоем взаперти!!!»
В пьесе Ибсена все остальные герои служат как бы фоном для Гедды: муж Йорген Тесман, Эйлерт Левборг, Бракк, - все они мелковаты для любви женщины незаурядной, какой представляется Гедда Габлер, с ними скучно, нет «красоты»…
Тесман. тихий, нескладный аспирант, весь в науке, самозабвенно любящий Гедду, прекрасно исполнен Алексеем Воропановым.
Понравился мне и судья Бракк, друг семьи, желающий быть удобной третьей стороной стандартного треугольника, в исполнении Бориса Дьяченко.
Левборг же (гулена, пьяница, но талант, в общем, такой образчик порочной привлекательности, «преображенный грешник») Александра Матросова меня совсем не убедил!!!
С женскими ролями все было прекрасно.
Очень трогательной показала Наталья Николаева свою тетушку Юлию (Юлиана Тесман).
Хороша была Анна Бегунова в роли Теа Эльвстед, гувернантки, вышедшей замуж за хозяина и глубоко тем несчастной.
«Сыграть Гедду Габлер – звучит как вызов,- сказала в интервью Александра Урсуляк- Всегда интереснее рассказывать историю. В данном случае это короткий промежуток в жизни женщины, трагически оканчивающийся гибелью. Отчаянные попытки жить, череда безумных поступков. С интересом копаемся в характерах героев пьесы. Роли все как на подбор, и компания моих коллег блестящая. Вместе с молодым и талантливым режиссером Анатолием Шульевым мы пытаемся разгадать тайну этой знаменитой пьесы Ибсена».
Если можно судить о спектакле только по одному действию – эта попытка не удалась…
Однако, респект Анатолию Шульеву, совершившему её!!! Его многочисленные коллеги-режиссеры все чаще идут по более легкому пути – превращают классические пьесы просто в фарс!!!

С пистолетом у виска!

Актрисы мечтают об этой роли так же, как актеры – о роли Гамлета. Она знаковая. Она сложная. Она яркая. Она о том, как НЕ НАДО. Не надо жить, думать, чувствовать. Потому что это ведёт вникуда. И заканчивается пистолетом у виска.
Спектакль «Гедда Габлер» по знаменитой пьесе норвержца Генрика Ибсена – отныне в афише Московского театра им. Пушкина. Повезло на этот раз Александре Урсуляк – именно она примерила на себя роль безбашенной дочери генерала Габлера. Казалось бы, можно ли быть несчастной и не находить себе места, если ты только что вышла замуж, вернулась из свадебного путешествия, обживаешь новый дом да к тому же узнала, что беременна?
Можно. И не только если любовь не взаимна. А еще и тогда, когда ты просто не умеешь любить. Такова Гедда - мечущееся, ревнующее, несчастное дитя, которому откровенно скучно в этом мире. К мужу она испытывает некоторое подобие брезгливости. А бывший возлюбленный, чье появление в пьесе сначала заставляет подумать о непотухших до конца чувствах, удостоится лишь того, что Гедда сожжет рукопись его новой книги и «выдаст» пистолет (ах, генеральская дочка, сколько же у нее их!), чтобы красиво ушел из этой никчёмной жизни. Александра Урсуляк рассказала, что для того, чтобы понять свою героиню, пока репетировала спектакль, много общалась с психологом.
Вообще будь тогда, на стыке 19 и 20 веков, так распространена в мире эта профессия, как сейчас, жизненных трагедий было бы значительно меньше, в том числе и в мировой литературе. Но с другой стороны, тогда и у нас, театралов, было бы гораздо меньше возможностей испытать катарсис, за которым мы и идём в театр снова и снова. Порой бывает достаточно увидеть чужое «как не надо», чтобы посмотреть по-другому на жизнь собственную.
Стоит ли смотреть именно эту постановку? Скажу сразу – пьеса осовременена, и вы увидите Гедду не в свободном длинном платье по моде конца 19 века, а в свободной кофте и берцах. Но ведь она этими самыми берцами давит всё живое, на пути попадающееся! Это ли не дополнительный штрих к образу? Но кому-то он однозначно придется не по душе. Я же на этот вопрос обычно смотрю с точки зрения наличия в происходящем на сцене откровенной пошлости. Почему-то именно её многие режиссеры не умеют сегодня дозировать. Несмотря на новый современный перевод пьесы, здесь ее не заметила. Однако как вам из уст героев пьесы 19 века словечко «нищеброд»?
P.S. Ценами на билеты Театр им. Пушкина порадовал – партер 1000-3500руб.

Кто-нибудь читал произведение Генрика Ибсена «Гедда Габлер»?

Пьеса очень сложная, эмоциональная. Это трагедия человека, женщины, которая не понимает своего места в этом мире, чувствует себя лишней, потерянной. С одной стороны, она хочет быть свободной независимой, сама решать, что и как ей делать, рожать ли ей детей, принимать ли гостей, с другой - на неё давит мир мужчин, ограничивающий ее возможности.

В театре Пушкина эту пьесу поставил молодой режиссёр Анатолий Шульев, который уже известен по своим работам в театрах Вахтангова и Маяковского.

Александра Урсуляк в этой роли очень убедительна. Она тщательно готовилась к ней, изучала психологический аспект проблемы. Ведь так сложно понять, что же толкает человека на самоубийство, что чувствуют люди со схожими проблемами. Роль очень сложная, говорят, что любой мужчина мечтает сыграть Гамлета, а любая женщина Гедду Габлер. Александра хотела показать, что Гедда не просто скучающая бездельница, она более многослойна, она цепляется за жизнь, за каждого человека, который ее окружает, пытается найти хоть какую-то соломинку, чтобы жить. Но не находит счастья ни в доме, ни в супруге, зацикленном на своей работе, ни в ожидании ребёнка.

Ее партнерами по площадке стали Алексей Воропаев (Йоган Тесман), Наталья Николаева (Юлия Тесман), Анна Бегунова (Теа Эльвстед), Борис Дьяченко (Судья Бракк), Александр Матросов (Эйлерт Левборг).

Очень интересно решены декорации: мы видим недостроенный дом, в котором все ещё ведётся ремонт. Книги лежал на полу, стены покрашены лишь на половину. Этот дом показывает неустроенную жизнь Гедды.

Пьеса поставлена по новому переводу пьесы, который выполнила Ольга Дробот. Текст стал проще, скоро состоится презентация книги.

Спектакль мне понравился, хотя он достаточно сложный в эмоциональном плане.

Итак, «Гедда Габлер» - это пьеса о несчастливой женщине. Все есть у неё для того, чтобы жить "как все" в распространённом, обывательском смысле этого слова. Но глубочайший раскол внутри и все попытки обрести гармонию, увенчиваются провалом. И страшный, но такой логичный вывод: если меня УЖЕ нет, то единственный способ обрести утраченную гармонию - это перестать существовать. достичь пусть отрицательного, но баланса между внешним и внутренним ощущением.

Сложная роль главной героини с блеском исполнена одной из ведущих актрис театра Александрой Урсуляк. На встрече с прессой после спектакля, она рассказала о своём понимании характера героини, о ее силе и беззащитности. Ведь так легко в этом сюжете показать отрицательный персонаж. Но Александре удалось передать глубокий психологизм роли, и его трагичность.

Роль достойна зрительских аплодисментов, она захватывает, убеждает, завораживает. Это сильная и одновременно слабая женщина.

Партнеры по сцене Алексей Воропаев, Наталья Николаева, Анна Бегунова, Борис Дьяченко, Александр Матросов - все органичны в своих ролях. Глубокий психологизм, тонкие нюансы отношений между героями - два отделения пролетают как одно мгновение.

Поставил пьесу молодой режиссёр Анатолий Шульев. Только в 2016 году окончив актёрско-режиссерский курс Театрального училища имени Щукина, он однако, имеет опыт сотрудничества с театрами имени Евгения Вахтангова и имени Маяковского.

Эта работа - явная режиссерская удача Шульева.много интересных параллелей. Мне понравилось решение показать дом в начале ремонта, в момент, когда есть все составляющие для построения будущего, но никто так и не начинает его строить. Это своеобразная проекция внутреннего состояния героини. Состояние, когда нужно начинать строить новый упорядоченный мир, но этого не происходит.

Хорошая работа художника по свету Оскарса Паулиниша. Интересная находка -кружащиеся вокруг героини неясные световые образы и тени, словно обрывки мыслей и несостоявшихся надежд.

Генрик Ибсен

Гедда Габлер

Гедда Габлер
Генрик Ибсен

«Просторная, красиво и со вкусом меблированная гостиная, обстановка выдержана в темных тонах. В средней стене широкое дверное отверстие с отдернутыми портьерами. В него видна следующая комната, поменьше, обставленная в том же стиле, как и гостиная. В правой стене гостиной дверь в переднюю; в левой стеклянная дверь, тоже с отдернутыми портьерами, в которую видна часть крытой веранды и осенняя зелень деревьев. Посреди гостиной овальный, покрытый скатертью, стол и вокруг него стулья. Впереди, у правой стены, широкая печь темного изразца, а возле нее кресло с высокой спинкой, мягкая скамеечка для ног и два пуфа. Дальше, в правом углу, угловой диванчик и круглый столик. Впереди, налево, несколько отступя от стены, диван. Около стеклянной двери пианино. По обеим сторонам двери в маленькую комнату по этажерке с безделушками из терракоты и майолики. В глубине второй комнаты диван, стол и несколько стульев. Над диваном портрет красивого старика в генеральском мундире. Над столом висячая лампа с колпаком молочного цвета. В гостиной повсюду букеты цветов: в вазах, стеклянных банках, а некоторые просто лежат на столах. Полы в комнатах устланы толстыми коврами. Утреннее освещение. Лучи солнца падают сквозь стеклянную дверь…»

Ибсен Генрик

Гедда Габлер

Пьеса в четырех действиях

Действующие лица

Йорган Тесман, аспирант по кафедре истории культуры.

Фру Гедда Тесман, его жена.

Фрекен Юлиане, его тетка.

Фру Tea Эльвстед.

Асессор Бракк.

Эйлерт Левборг.

Берта, служанка в доме Тесмана.

Место действия – дачный дом Тесмана в западном квартале города.

Действие первое

Просторная, красиво и со вкусом меблированная гостиная, обстановка выдержана в темных тонах. В средней стене широкое дверное отверстие с отдернутыми портьерами. В него видна следующая комната, поменьше, обставленная в том же стиле, как и гостиная. В правой стене гостиной дверь в переднюю; в левой стеклянная дверь, тоже с отдернутыми портьерами, в которую видна часть крытой веранды и осенняя зелень деревьев. Посреди гостиной овальный, покрытый скатертью, стол и вокруг него стулья. Впереди, у правой стены, широкая печь темного изразца, а возле нее кресло с высокой спинкой, мягкая скамеечка для ног и два пуфа. Дальше, в правом углу, угловой диванчик и круглый столик. Впереди, налево, несколько отступя от стены, диван. Около стеклянной двери пианино. По обеим сторонам двери в маленькую комнату по этажерке с безделушками из терракоты и майолики. В глубине второй комнаты диван, стол и несколько стульев. Над диваном портрет красивого старика в генеральском мундире. Над столом висячая лампа с колпаком молочного цвета. В гостиной повсюду букеты цветов: в вазах, стеклянных банках, а некоторые просто лежат на столах. Полы в комнатах устланы толстыми коврами. Утреннее освещение. Лучи солнца падают сквозь стеклянную дверь.

Фрекен Юлиане Тесман, добродушная дама лет шестидесяти пяти, одетая просто, но мило, в сором костюме для гулянья, в шляпке и с зонтиком в руках, входит из передней. За ней Берта, пожилая служанка простоватого и несколько деревенского вида, с букетом, обернутым в бумагу.

Фрекен Тесман(приостанавливается в дверях, прислушивается и говорит вполголоса). Похоже, что они еще не вставали.

Берта. Я же говорила, фрекен. Вы подумайте, пароход пришел поздно ночью! А потом!.. Господи, сколько молодой барыне пришлось распаковывать, прежде чем она улеглась.

Фрекен Тесман. Да, да, пусть себе отдохнут хорошенько… Но надо же освежить комнату к тому времени, когда они выйдут. (Подходит к стеклянной двери и широко распахивает ее.)

Берта(у стола, беспомощно вертит букет в руках). Ну, этого уж, право слово, и девать некуда. Сюда хоть, что ли, положу, фрекен. (Кладет букет на пианино.)

Фрекен Тесман. Ну вот, у тебя и новые господа, милая моя Берта!.. Видит бог, не легко было мне расстаться с тобой!

Берта(почти со слезами). А мне-то каково, фрекен! Что же мне-то сказать! Ведь сколько лет прослужила я вам с сестрицей!

Фрекен Тесман. Что же делать… надо покориться. Берта! Ты теперь нужна Йоргену в доме… необходима. Ты ведь привыкла ходить за ним… с самого его детства.

Берта. Так-то так, да уж очень мне жаль больную нашу! Бедняжка совсем как дитя малое. А тут вдруг новая прислуга! Никогда не выучиться ей ходить как следует за больным человеком.

Фрекен Тесман. Ну, ничего, я постараюсь приучить ее. К тому же все главное я возьму на себя, понимаешь? Нет, насчет моей бедной больной сестры тебе нечего беспокоиться, милая Берта.

Берта. Кабы только одно это, фрекен! А то я ужасно боюсь еще не угодить молодой барыне.

Фрекен Тесман. Ну что же… сначала, пожалуй, может статься, что…

Берта. Уж очень она с виду важная.

Фрекен Тесман. Еще бы… дочь генерала Габлера. Ведь к какой жизни привыкла она при отце! Помнишь, как она, бывало, каталась с ним верхом? В длинной черной амазонке? И с перышком на шляпе?

Берта. Как же, как же! Вот уж не думала я тогда, не гадала, что из нее с нашим кандидатом выйдет парочка!

Фрекен Тесман. И я тоже не думала… Да, вот что, Берта, пока я не забыла, не называй больше Йоргена кандидатом. Он теперь уж доктор.

Берта. Да, да, молодая барыня тоже об этом толковала вчера ночью… как только они в двери вошли. А это верно?

Фрекен Тесман. Конечно. Ты представь себе, Берта, его сделали доктором там, за границей. Во время их поездки, понимаешь? Я сама ровно ничего на знала, да Йорген рассказал мне об этом вчера на пристани.

Берта. Что же, конечно… он мог стать чем угодно. Такой ученый! Только не думала я, что он тоже захочет людей лечить.

Фрекен Тесман. Да ведь он совсем не такой доктор. (Многозначительно кивает головой.) Впрочем, скоро, пожалуй, придется тебе величать его и еще поважнее!

Берта. Да неужто? Как же это?

Фрекен Тесман(с улыбкой). Гм… да, знала бы ты только! (Растроганно.) О, боже мой! Видел бы покойный Йокум из своей могилы… что вышло из его мальчугана! (Осматривается.) Однако зачем это ты сняла чехлы с мебели?

Берта. Так барыня велела… Терпеть, говорит, не могу чехлов на креслах.

Фрекен Тесман. Что же… разве они и по будням будут сидеть тут?

Берта. Похоже, что так. То есть барыня, собственно. Сам-то доктор ничего не говорил.

В задней комнате справа показывается, напевая, Йорген Тесман с пустым раскрытым чемоданом в руках. Он среднего роста, очень моложавый на вид человек лет тридцати трех, несколько полный. Лицо круглое, открытое, с благодушным выражением. Белокурые волосы и светлая борода. Носит очки. Одет в удобный, несколько небрежный домашний костюм.

Фрекен Тесман. Здравствуй, здравствуй, Йорген!

Тесман(в дверях). Тетя Юлле! Милая тетя! (Подходит к ней и пожимает ей руку.) В такую даль к нам… и так рано! А?

Фрекен Тесман. Да как же мне было не заглянуть к вам!

Тесман. Даже не выспавшись хорошенько!

Фрекен Тесман. Ну, это мне нипочем.

Тесман. Надеюсь, благополучно добралась до дому вчера с пристани? А?

Фрекен Тесман. Добралась, добралась. Слава богу, асессор такой любезный… проводил меня до самых дверей.

Тесман. Нам ужасно жаль было, что мы не могли подвезти тебя в экипаже. Но ведь ты сама видела… у Гедды было столько картонок… все надо было забрать…

Когда я пришла сегодня в театр имени Пушкина и нам сказали, что покажут только первый акт спектакля "Гедда Габлер", я думала, что всех убью, потому что вовсе не собиралась смотреть кусочек спектакля. Я не фотограф, я не могу оценить постановку, увидев лишь ее половину. Но через час я готова была организаторов целовать. Спасибо, огромное спасибо, дорогие мои, что я потратила на это недоразумение лишь час своей жизни. А ведь могла потерять в три раза больше. Понимаете, есть старые пьесы, которые вполне можно перенести на современную почку. Баз Лурман это вполне доказал, ибо подростки и сейчас совершают самоубийства из-за любви. А есть пьесы, которые перенести нельзя, ибо мир изменился и проблемы, поставленные в них, нынче не актуальны. Режиссер А. Шульев решил, что историю генеральской дочки Гедды можно ставить в реалиях наших дней. Так вот, нельзя. Ибо пьеса эта - о положении женщины в обществе. А оно за 100 лет кардинально изменилось. Так что ходит Гедда по сцене и мучается фигней, которая сейчас уже не может существовать. Эту пьесу надо играть в корсетах и длинных платьях. Так чтоб мундиры, аксельбанты, перья на шляпах и пр. А не в кроссовках, пиджаках и солдатских ботинках. В общем, получилось крайне скучно, невнятно и невразумительно.

К вопросу о ботинках. Только я собралась было сказать хорошее слово о художнике по костюмам М. Яцовскисе, как поняла, что не могу. С какого перепуга Гедда дома носит говнодавы? Нет, это очень хорошая обувь. У меня берцы тоже есть. Да, из военного магазина. Слава богу, их на 39 размер делают. Использую, чтобы добраться до дачи, когда погода такая, что приходится одеваться по принципу "Танки грязи не боятся". Но чтоб это добро дома носить... Это хорошо надо с головой не дружить и сильно ноги не любить. Нет, я понимаю, что тем самым хотели сказать. Была задумка выделить героиню. Но с таким же успехом ее можно было в королевскую мантию завернуть: так же нелепо, так же не к месту. Если что у Ибсена ремарка звучит так: "Одета со вкусом, в свободное утреннее платье.". То есть, одета к месту и не вызывающе. А тут?

ЙОРГЕН ТЕСМАН: Алексей Воропанов
ГЕДДА ТЕСМАН (ГАБЛЕР): Александра Урсуляк
ЮЛИАНА ТЕСМАН: Наталья Николаева
ТЕА ЭЛЬВСТЕД: Анна Бегунова
СУДЬЯ БРАКК: Борис Дьяченко
ЭЙЛЕРТ ЛЕВБОРГ: Александр Матросов

Играют отлично все, все же театр с именем. Кроме Александры Урсуляк. Она переигрывает и крайне нелепо декламирует там, где этого делать не нужно. Вот представьте: смотрите вы постановку, в которой играют очень академически, прямо по Станиславскому. И только одна героиня мечется по сцене, делает какие-то странные движения и едва не подвывает к месту и не к месту. Я могу допустить лишь две ситуации, когда такое могло произойти: актриса не умеет играть (но об Урсуляк, закончившей в 2003 школу-студию МХАТ это вряд ли можно сказать), либо такова задумка режиссера, но тогда встает вопрос: зачем? Выглядело это так, как будто рядом с нормальными людьми бегает пациентка, сбежавшая из психушки. У Гедды, конечно, характер сложный, но не настолько же. Я не поняла, зачем понадобилось делать из Гедды то ли идиотку, то ли дурно воспитанного человека, то ли наркоманку, которая не осознает своих поступков. Что за странный эпизод со специально испорченной шляпой тетушки Юлианы?

В общем, плюсов у спектакля я не нашла. Точнее, они были, но все затмила ужасающая режиссура. А при таком раскладе спектакль смотреть невозможно, будь там трижды прекрасные актеры и интересные костюмы.

Уважаемые представители PR-служб театров, пожалуйста, сообщайте, если вы намерены показать лишь часть спектакля. Потому что, повторю еще раз, я не фотограф, мне нужно оценить постановку целиком. В данном случая то, что я увидела меня вовсе не впечатлило и ничего хорошего написать не могу. Возможно, положение спас бы второй акт, хотя в чудеса я перестала верить лет в 10. Но вдруг?

Гедда Габлер

ГЕДДА ГАБЛЕР (норв. Hedda Gabler) - героиня драмы Г.Ибсена «Гедда Габлер» (1890). Ключ к пониманию образа содержится в заглавии пьесы. ГГ., прежде всего, дочь своего отца, генерала Габлера, который, по-видимому, в отличие от всех прочих окружающих ее мужчин, был незаурядным человеком. Она бы хотела стать такой, как он. Но женская несвобода ей мешает: не только в широком социальном контексте - сфере, куда ее бессознательно тянет, но и в частном, личном. ГГ. могла бы выбрать своим девизом «Noli me tangere» - «Не тронь меня». Она из тех, кому органически отвратительно не только физическое, но и душевное человеческое «прикосновение», даже если речь идет о мужчине, в которого, как ей самой кажется, она влюблена, - Эйлерте Левборге. Все земное для нее пошло и уродливо. Ей необходима красота. Она ищет героя, которого, конечно, нет в уютно-мещанском мире ее окружения. Став женой Тесма-на, она попадает в ловушку ситуации семейной жизни - родственники, гостеваний, возможная беременность. Но жизненное амплуа Г.Г. - трагическая героиня. Во всяком случае, ненависть ее к агрессивно-вещному миру - трагедийных, античных масштабов. Она и поступает, как одна из классических античных героинь - Медея. Г.Г. кончает жизнь самоубийством, убивает не только себя, но и нерожденного ребенка. Это месть миру мужчин, сконцентрированному в Тесмане, который совсем не Язон, но месть ему так же страшна - умерщвление потомка. Но Г.Г еще убивает и «дитя» Левборга - уничтожает его рукопись, созданную с другой женщиной, ненавистной Tea. Сам Левборг для нее недоступен. Поэтому один из пары пистолетов (деталь, по-чеховски неотвратимо сопровождающая Г.Г. до конца пьесы) предназначен Лев-боргу для самоубийства, на которое тот не пошел и погиб лишь случайно. Г.Г. - разрушительница не только мужского мира. Меньше всего в ней феминистских умонастроений. Подлинные женщины, такие, как Tea с ее пугливой женственностью, пушистыми кудрявыми волосами, ей отвратительны почти физически. В себе самой ей тоже невыносима женщина. Ее она и убивает, использовав второй пистолет.

Лит.: Andersen Butenson H. Наг Ibsen i Hedda Gabler skildret virkelige kvinder? Kristiania, 1891; Nurtham). The Substance of Ibsen’s Idealism // Contemporary Approaches tj Ibsen. Oslo, Bergen, 1966. P. 9-12; Host E. Hedda Gabler: En monografi. Oslo, 1958.

Все характеристики по алфавиту:

- - - - - - - - - - - - -

Похожие статьи