Эскадренный броненосец Император Александр III. Эскадренный броненосецъ "Императоръ Александръ III" улица Декабристов, ранее называвшаяся Офицерской

06.01.2024

24 мая 1900 года в Санкт-Петербурге были заложены два первых эскадренных броненосца типа «Бородино», ставшие легендами Цусимского сражения


Русский флот, стараниями императора Александра III к концу XIX столетия превратившийся в один из крупнейших военных флотов в мире, переживал настоящий кораблестроительный бум накануне Русско-японской войны. Взятый в годы александровского правления темп прироста численности кораблей, появления новых проектов и расширение классификации Российского императорского флота сохранились и при наследнике знаменитого царя - императоре Николае II. Именно при нем российские моряки получили серьезные подводные силы, именно при нем закончилось кардинальное изменение структуры и возможностей флота. При нем же в России была заложена самая крупная серия линейных кораблей эпохи броненосного флота - эскадренные броненосцы типа «Бородино». Первые два корабля проекта - собственно «Бородино» и «Император Александр III» - заложили 24 (11 по старому стилю) мая сразу на двух санкт-петербургских судостроительных заводах: соответственно, Новом Адмиралтействе и Балтийском заводе.

И на момент закладки, и на момент вступления в строй в 1903-1904 годах корабли типа «Бородино» являлись одними из самых современных и совершенных не только в российском флоте, но и по сравнению с флотами других держав. Основой для создания «бородинского» проекта стал броненосец «Цесаревич», спроектированный и построенный для России во Франции. От него эскадренные броненосцы типа «Бородино» унаследовали расположение артиллерии главного калибра - 305-миллиметровой - в двух двухорудийных башнях на баке и на юте, а вот орудия меньшего калибра - 152 мм (12 орудий), 75 мм (20 орудий) и 45 мм (20 орудий) расположили несколько иначе, стремясь обеспечить для них наибольший сектор обстрела. Отличала корабли типа «Бородино» и более мощная броня: они имели два сплошных броневых пояса, нижний из которых имел толщину 203 мм, а верхний - 152 мм. Фактически, как и «Цесаревич», эскадренные броненосцы «бородинской» серии были первыми в мире кораблями такого класса, которые были защищены по всей ватерлинии двумя непрерывными рядами броневых плит.

Фактическим отцом эскадренных броненосцев типа «Бородино» стал главный корабельный инженер Санкт-Петербургского морского порта Дмитрий Скворцов. Именно ему Морской технический комитет поручил, основываясь на французском проекте броненосца «Цесаревич», создать новый проект, рассчитанный на возможности отечественных верфей и применение почти исключительно российских материалов и механизмов. Причем Скворцову предписывалось «придерживаться идеи эскизного проекта» французских корабелов и сохранить «скорость хода, осадку, артиллерию, бронирование и запас топлива на 5500 миль», хотя и при допустимом «некотором увеличении водоизмещения».

Дмитрий Скворцов, за спиной которого к этому времени уже была работа над постройкой таких кораблей, как броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков» и однотипный с ним «Генерал-адмирал Апраксин», справился с задачей всего за 20 дней! И справился блестяще, надо сказать. При том, что толщина бронирования у эскадренных броненосцев типа «Бородино» была чуть меньше, чем у «Цесаревича», их внутренняя конструкция стала более оригинальной и гарантировала лучшую сопротивляемость и живучесть. К тому же за счет незначительного - всего на 5 мм! - уменьшения толщины брони «Бородино» и другие корабли этого проекта получили защищенную броней 75-мм артиллерию: ее удалось разместить в бронированном каземате, закрытом сверху 32-мм броней и разделенном 25-мм броневыми переборками. Кроме того, корабли этого типа делились поперечными водонепроницаемыми переборками, обеспечивавшими непотопляемость, на 11 основных отсеков: таранный, отсек носовых цистерн, носовой отсек боезапаса, носовой отсек боезапаса вспомогательного калибра, первый и второй кочегарный отсеки, машинный отсек, кормовой отсек боезапаса вспомогательного калибра, кормовой подбашенный отсек с боезапасом главного калибра, отсек рулевой машины и механизмов и румпельный отсек.


Модель эскадренного броненосца «Бородино» 1901 г. Фото: Из фондов ЦВММ


Несмотря на то, что в процессе утверждения проекта эскадренных броненосцев типа «Бородино», а особенно в процессе постройки серии, в чертежи и документацию постоянно вносились текущие изменения, в итоге все пять броненосцев - «Бородино», «Император Александр III», «Орел», «Князь Суворов» и «Слава» - получились очень неплохими кораблями. Хотя строительная и эксплуатационная перегрузка, из-за которых броненосцы оказались недостаточно быстрыми и маневренными, к сожалению, стали одной из причин того, что в реальном бою эти «настоящие морские гиганты», как называли их русские газеты того времени, потерпели поражение в Цусимском сражении. В нем участвовали четыре броненосца - все корабли «бородинской» серии, участвовавшие в Русско-японской войне; пятый, «Слава», не успел отправиться на Дальний Восток.

Из четырех броненосцев, входивших в состав 2-й Тихоокеанской эскадры и принявших участие в Цусимском сражении, три - «Бородино», «Император Александр III» и «Князь Суворов» - погибли. Эти эскадренные броненосцы, которые были новейшими на тот момент кораблями этого типа в русском флоте, составляли ядро 1-го броненосного отряда. На «Суворове» держал свой флаг командующий эскадрой вице-адмирал Зиновий Рожественский, и именно этот броненосец возглавлял колонну. По нему первому и открыли огонь японские корабли. А в итоге три красавца-броненосца, до последнего сопротивлявшиеся противнику и отвечавшие на японские снаряды своими, выполнив свой долг, ушли на дно, так и не спустив Андреевского флага. Вместе с ними погибли и все члены их экипажей: спасись удалось лишь одному матросу из числа служивших на эскадренном броненосце «Бородино». Что касается «Орла», то его вместе с другими кораблями 2-й эскадры, остававшимися в строю, контр-адмирал Николай Небогатов сдал японцам. Они восстановили и модернизировали корабль, и он под именем «Ивами» служил до 1924 года, пока не был расстрелян в качестве корабля-мишени японской авиацией.

«Орел» пережил всех своих товарищей по проекту. После гибели в Цусимском сражении трех других броненосцев серии на службе в русском флоте остался только эскадренный броненосец «Слава». Спущенный на воду в 1905 году, он банально не успел на Русско-японскую войну и остался на Балтике. Он участвовал в обороне Рижского залива в 1915 году, в 1916 году прошел ремонт и модернизацию, а в октябре 1917 года принял участие в Моонзундском сражении. Оно-то и стало для «Славы» последним: из-за полученных в бою повреждений корабль практически потерял ход и был потоплен у входа в Моонзундский канал.

И все же, несмотря на то, что служба практически всех эскадренных броненосцев типа «Бородино» была недолгой и не сказать, чтобы счастливой, этот проект навсегда остался в русского флота и русского судостроения. Ведь опыт, полученный отечественными корабелами при проектировании и строительстве этих уникальных кораблей, а русскими моряками - во время боевой службы, оказался бесценным. Хотя применить его в полной мере не успели ни те, ни другие: слишком быстро наступили смутные революционные времена, а по их окончании эпоха броненосцев фактически подошла к концу. И все же «Бородино», «Император Александр III», «Орел», «Князь Суворов» и «Слава» успели в нее вписать свою славную страницу.

В примыкающем с севера к Никольскому Морскому собору Никольском саду в 1908 году был установлен памятник морякам, погибшим в бою у острова Цусима 14 мая 1905 года. Поэтому этот памятник называют ещё и Цусимским обелиском.

Посвящён памятник морякам броненосца «Император Александр III», погибшим во время Цусимского боя 14-15 мая 1905 г. в составе 2-й Тихоокеанской флотилии. В том бою российский флот потерпел жестокое поражение. Мало того, что японский флот превосходил российский числом кораблей, так ещё по своим тактическим данным японские броненосцы были значительно сильнее русских. Кроме того, командующий российской эскадрой контр-адмирал З.П. Рожественский и перед боем и в его ходе допустил нерешительность и тактические ошибки. Но вот действия моряков и офицеров во время боя явили образцы героизма и преданности присяге.
Вскоре после этого скорбного события на собрании офицеров Гвардейского экипажа было решено приступить к сбору средств на сооружение памятника погибшим. Осенью 1907 г. офицер Гвардейского корпуса полковник М.С. Путятин представил проект и рисунок памятника, получивший одобрение императора. Заказ на исполнение получил архитектор Яков Иванович Филотей, владелец мастерской по изготовлению монументов. Скульптурные работы выполнил скульптор Артемий Лаврентьевич Обер.

В третью годовщину со дня Цусимского сражения 15 мая 1908 года в присутствии Её Императорское Величество вдовствующей Государыни Императрицы Марии Феодоровны, представителей иностранных держав и родственников погибших членов экипажа состоялось торжественное открытие памятника.
На трёхступенчатом основании из чёрного гранита стоит четырёхгранный пьедестал из красного мелкозернистого гранита. На пьедестал становлена пирамидальная колонна, увенчатая бронзовым орлом с крестом. На все четыре грани пьедестала установлены бронзовые доски с именами погибших героев.

Наиболее интересно оформлена лицевая восточная сторона памятника. Над пьедесталом в окружении лаврового венка установлен медальон с изображением морского якоря и датами похода эскадры Балтийского флота под командованием контр-адмирала З.П. Рожественского: «1904-1905». Под медальоном в верхней части грани пьедестала закреплена табличка с датой гибели броненосца «Император Александр III»: «14 мая 1905». Ниже — бронзовый барельеф броненосца в бою в окружении разрывов снарядов. Под ним — бронзовая доска с перечнем командного состава броненосца:
«Командир капитан 1-го ранга Н. БУХВОСТОВ
Старший офицер капитан 1-го ранга В. ПЛЕМЯННИКОВ
Ст. ревизор лейтенант А. Воеводский 2-й
Ст. минный офицер капитан 2-го ранга К. Стааль 1-й
Младший минн. оф. лейт. В. Игнатьев
Ст. артиллерийский оф. лейт. В. Эллис 1-й
Мл. артилл. оф. лейт. Е. Демидов»

14 (01) ноября 1907 года... Газета ХРОНИКА... Разные известия:
Сегодня, 1 ноября, в 10 ч. утра, в сквере Никольского собора состоится закладка памятника чинам Гвардейского экипажа погибшим в Цусимском бою на броненосце «Император Александр III» Памятник сооружается на средства, пожертвованные чинами Гвардейского экипажа, а также родственниками погибших. Как известно, эскадренный броненосец «Император Александр III» был комплектован командою и офицерами Гвардейского экипажа, погиб со всем своим составом до одного человека в Цусимском бою. Броненосцем командовал капитан I ранга Н.М.Бухвостов. В числе погибших был и бывший сотрудник «Нового Времени» поэт, лейт. К.К.Случевский («лейтенант С.»).

Памятник посвящен морякам броненосца «Императоръ Александръ III», погибшим во время Цусимского боя 14—15 мая 1905 г. в составе 2-й эскадры флота Тихого океана.Вскоре после этого скорбного события на собрании офицеров Гвардейского экипажа было решено приступить к сбору средств на сооружение памятника погибшим.Осенью 1907 г. офицер Гвардейского корпуса полковник М. С. Путятин представил проект и рисунок памятника, получивший одобрение императора.Заказ на исполнение получил Архитектор Я. И. Филотей, владелец мастерской по изготовлению монументов, скульптурные работы выполнил скульптор А. Л. Обер.В третью годовщину со дня Цусимского сражения 15 мая 1908 г. состоялось торжественное открытие памятника. МУЧЕНИКИ ЗА РОССИЮ. Меньшиков М.О. "Письма к русской нации" 13 мая (1908 год) …"Кто может — молитесь, чтобы Бог перестал нас казнить за наши грехи."…. Выдержка из письма моряка в эскадре Рожественского "Завтра тяжелый наш “день судный”, день поминовения флота, погибшего под Цусимой. Три года назад в этот день со стоном повернулись кости Петра Великого в гробу. В далеком океане огромные броненосцы русские горели, перевертывались один за другим, шли ко дну. Другие — неслыханное дело! — спускали священный флаг России и сдавались целой эскадрой. Третьи — целой же эскадрой — бежали с места боя... Страшно вспомнить, что тогда происходило, точно кошмар какой-то. Но из этого разгрома и постыдно-го малодушия, из пучины унижения, небывалого и невероятного, поднимаются, точно волшебные призраки, бесчисленные примеры мужества, неустрашимой смерти... На днях вы читали в “Новом времени” о броненосце “Александр III” гвардейского экипажа, на котором все офицеры и вся команда погибли, до одного человека. Вы помните, как на опрокинувшемся гиганте, на киле его в последние минуты стояли несколько офицеров и матросов и кричали “ура!” идущим на гибель русским кораблям . Можно ли было надеяться на победу? Как откровенно высказался один из командиров, мрачный Бухвостов, эскадра Рожественского мечтала лишь умереть с честью, не больше. Под тяжелым, точно свинцовая крышка гроба, сознанием русские люди готовились и шли на подвиг. Кто знает, может быть, они сделали все, что человеческой природе доступно. Пусть г-н Небогатов сдался, пусть г-н Энквист бежал, но подавляющее большинство русских моряков не сдавались и не бежали. В печальном виде дошла русская эскадра до Цусимы. Истомленные девятимесячным переходом, океанскими бурями, тропической жарой, точно тюремным заключением в железных кузовах, а главное — ожиданием смертного боя без права на победу, двенадцать тысяч моряков, наконец, устали жить. И у Рожественского, и у последнего матроса сложилось одно, неудержимое, как мания, желание: добраться до Владивостока. Суда грузно обросли водорослями и потеряли ход. Перегруженные донельзя, они плелись в зловещих предчувствиях. За два дня до боя умер измученный Фелькерзам, и под адмиральским флагом эскадра везла уже труп одного из вождей. Совершенно невероятно, чтобы такой ученый артиллерист, как адмирал Рожественский, не знал о тех недостатках нашей артиллерии, брони, снарядов, лафетов, о которых ужасные разоблачения сделаны талантливым пером г-на Брута. Адмирал Рожественский, мне кажется, знал многое такое, что, может быть, до сих пор никому неизвестно, но он шел вперед, как солдат, которому приказано идти на смерть. И флот погиб... Да помянет же несчастная мать-Россия своих заброшенных за край земли несчастных сынов, что мученически, с верою и честью положили живот свой в бою неравном!"

Часть 1. Биография.
11 мая 1900 года в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе, в торжественной обстановке был заложен головной корабль новой серии Российских эскадренных броненосцев - "Императоръ Александръ III". В июле 1901 года К.К. Ратник доложил о готовности броненосца к спуску на воду. Церемония состоялась 21 июля 1901 года в присутствии императорской семьи.
Эскадренный броненосец «Императоръ Александръ III», при небывалой ранее спусковой массе корпуса (около 5300 т), благополучно сошел со стапеля, углубившись носом на 2,7 и кормой на 5,1 м. Корпус корабля, как и спущенного на воду в 1900 году броненосца «Победа», был окрашен в белый цвет, принятый для кораблей заграничного плавания. Однако, торжественный момент омрачился печальным происшествием: внезапно налетевшим порывом ветра с крыши эллинга сорвало тяжелый флагшток с императорским штандартом, рухнувший в толпу зрителей. Погибли три человека. По другой версии, флагшток упал с берегового парового крана. В ее пользу говорит опубликованная прессой того времени фотография с соответствующей подписью.
12 октября 1903 года броненосец был введен в строй. С 8 сентября 1903 года укомплектован Гвардейским экипажем. Исключен из списков флота 15 сентября 1905 года.
Сухие цифры.
Но между последними тремя датами в жизни этого корабля произошли такие события, при воспоминании о которых душа сжимается от ………………

Часть 2. Краткая историческая справка.
В манифесте о восшествии на престол Николай II назвал своего отца, императора Александра III, Миротворцем. Это не оспаривали ни современники, ни историки. При Александре III Россия не вела войн, и, тем не менее, владения империи неуклонно расширялись. С 1881 по 1894 год они увеличились на 429 895 кв. км, это почти в два раза больше территории современной Великобритании. Государь проявлял постоянную заботу о развитии и поддержании боеготовности отечественного военно-морского флота. По его поручению морское ведомство разработало программу судостроения на 1882 - 1900 гг.: предполагалось спустить на воду 16 эскадренных броненосцев, 13 крейсеров, 19 мореходных канонерских лодок и более 100 миноносцев.
К 1896 году были введены в строй 8 эскадренных броненосцев, 7 крейсеров, 9 канонерских лодок, 51 миноносец. Началось строительство эскадренных броненосцев водоизмещением до 10 000 тонн, вооруженных четырьмя орудиями калибра 305 мм и двенадцатью орудиями калибра 152 мм.
Водоизмещение русского военного флота к концу царствования достигало 300 000 тонн. Это по тем временам - третий показатель в мире после Англии и Франции. Александр III считал, что России незачем искать союзников в Европе и вмешиваться в европейские дела. Известны, ставшие уже крылатыми, слова императора: «Во всем мире у нас толь-ко два верных союзника - наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся на нас»

Часть 3. Имя.
Известно, что имена кораблей нашего флота во 2-й половине XIX — начале XX века письменно утверждались императором из числа нескольких вариантов «подходящих» имен, подготовленных ГМШ. Есть основание предполагать, что наименование «Императоръ Александръ III» было предложено Николаю II кем-то лично, либо избрано им самим из уважения к памяти отца. Вообще этому кораблю сопутствовали плохие приметы. За несколько месяцев до трагедии, случившейся при спуске на воду, на заводе сгорела деревянная модель броненосца, что задержало принятие некоторых конструкторских решений. Впоследствии, перед походом командир в кают-компании фактически предсказал его геройскую гибель в бою со всем экипажем («Мы все умрем, но не сдадимся»).

Часть 4. Гибель.

В 14 часов 26 мин. броненосец "Князь Суворовъ" перестал слушаться руля и выкатился из строя на 16 румбов вправо. Одновременно был поврежден машинный телеграф, и управление кораблем стало невозможно. Эскадру повел "Императоръ Александръ III". Выступая всего 25 мин. в качестве ведущего эскадры, "Императоръ Александръ III" проведя контрманевр под кормой отряда броненосцев Того, дал русской эскадре передышку, а сам попал под продольный огонь броненосцев Камимуры. В 14 часов 40 мин. сильно избитый огнем японских броненосных крейсеров, он уступил свое место "Бородино" и вступил в кильватер "Сисою Великому".
По свидетельству кап.2 р. Семенова -"...посреди руин ходового мостика, окруженные бушующим пожаром, облокотившись на чудом уцелевшие леера, стояли и курили несколько офицеров - гвардия!".

В 17.05 "Императоръ Александръ III" вновь вышел из строя с большим пожаром и креном на правый борт, изредка стреляя из орудий левого борта.
В 17.40 вернулся в строй эскадры.
В 18.30 с креном на правый борт броненосец окончательно покинул строй эскадры.
В 18:48 он снова попал под обстрел шести крейсеров отряда Камимуры и буквально через 2 минуты перевернулся на правый борт. С поднятого левого борта команда бросалась в воду, правый борт быстро уходил в воду и по нему быстро перебегая, двигалось 20-30 человек.
Опрокинувшись, броненосец еще долго плавал верх днищем. Вокруг плавали сотни голов.
Крейсер "Изумрудъ" подошёл к месту трагедии для поднятия из воды людей, но сам попал под сильный обстрел и вынужден был вернуться к эскадре.
14.05.1905г. в 18.50 корабль затонул.
Вместе с броненосцем погибло:
- 29 офицеров;
- 11 кондукторов;
- 827 нижних чинов.
Не спасся никто, поэтому обстоятельства боя и гибели этого корабля неизвестны.
Вечная им память!

Можно предположить, что он затонул от распространения воды по главной палубе (имевшей только одну переборку), попавшей через казематы 75-мм орудий из-за перегрузки корабля.

Часть 5. Постройка модели.

За основу была взята модель фирмы "Звезда " - Эскадренный броненосец "Орёл" в масштабе 1/350.
По большому счёту, можно было брать любую из трёх выпускаемых моделей данной фирмы (Орёл", "Князь Суворов", "Бородино"), т.к. отличаются они только названием на коробке.

Раздел 1. Пособие по сборке и доведению до надлежащего вида (в сокращённом варианте)

1. Изменено место расположения якорных клюзов;
2. Добавлены крышки на якорные клюзы;
3. Мусоропроводы "посажены" на свои штатные места;
4. Добавлены люки для загрузки торпед на обоих бортах под носовыми казематами орудий противоминного калибра;
5. Изменены порты орудий противоминного калибра левого борта в соответствии с прототипом (в походном положении орудия смотрят в корму);
6. Носовые шлюпбалки перенесены на уровень вторых орудийных портов орудий противоминного калибра;
7. Изменены якорные полки;
8. Добавлены подводные минные аппараты правого и левого бортов;
9. Выровнен уровень главного броневого пояса правого борта в районе форштевня;
10. Перенесены места установки шестов для сетей противоминного ограждения;
11. Убраны скоб-трапы на фальшбортах с батарейной палубы на ростры;
12. Изменена разметка иллюминаторов;
13. Добавлен фальшборт в кормовой части спардека, в районе кормовой пары башен среднего калибра, с установкой дополнительных ящиков для коечных сеток;
14. Добавлены 8 оконных проёмов (закрытых створками) и два дверных проема в кормовой части надстройки для выхода на ют из кают-компании;
15. Добавлен дверной проём для выхода из офицерской кают-компании на "адмиральский балкон";
16. Изменены выкружки в бортах под места установки 152 мм носовых и кормовых башен;
17. Убраны переходы на ют;
18. Угол наклона форштевня "переточен" и "спрямлён" в соответствии с прототипом;
19. Надводные торпедные аппараты переточены до "эллипсовидной" формы, как на прототипе;
20. Добавлены дверные проёмы в носовой части фальшборта для спуска со спардека на главную палубу;
21. Обточены и скруглены "наплывы" в местах стыков фальшбортов и 1-го яруса носовой и кормовой над-строек;
22. Орудия "противоминного" калибра установлены в положение "по походному" (все орудия развёрнуты - против часовой стрелки, коме орудий носового каземата левого борта, которые по походному были всегда развёрнуты - в нос);
23. Стволы орудий "противоминного" калибра заменены на металлические;
24. Добавлены ограждения навигационных фонарей правого и левого бортов на фальшбортах в уровне 1-го яруса носовой надстройки;
25. Деколи шкал осадки нанесены на положенные места, в соответствии с прототипом;
26. Установлен на штатное место, в районе юта по правому борту, несъёмный парадный трап ;

Палуба
27. Срезаны все "лишние" детали, характерные для броненосцев постройки Балтийского завода (на баке - всё, на юте - оставлены только кнехты, расположенные на штатном месте);
28. Выполнен характерный прогиб палубы на баке, с возвышением её к форштевню;
29. Добавлены и посажены на штатные места световые люки на юте;
30. Световые проемы в световых люках выполнены прямоугольными, как на прототипе;
31. Добавлены и посажены на штатные места дополнительные кнехты (4 - на баке и 2 на юте);
32. Добавлены и установлены на юте две вьюшки;
33. На баке перед башней ГК установлены сходные рубки;
34. На баке перед сходными рубками добавлены непонятные девайсы (какие-то ящики);
35. В палубном настиле на баке сделан вырез для укладки якоря;
36. Добавлены фальшборты у носовой пары башен СК;

Дымовые трубы
37. Дымовые трубы приведены к проектной длине;
38. На кожухах дымовых труб выполнены рёбра жёсткости и корабельный гудок;
39. Трубки аварийного сброса пара выполнены как на прототипе (в наборе пластмассовых деталей, почему-то они разной длины, надо проверять и подгонять);
40. Внутрь кожухов дымовых труб вклеены непосредственно дымовые трубы меньшего диаметра;


Носовая надстройка
41. Конфигурация мостиков всех уровней носовой и кормовой надстроек, и разбивка отверстий под трапы на них, приведены к проектной конфигурации;
42. Добавлена дополнительная площадка вокруг носовой дымовой трубы над первым котельным отделением;
43. Переделано основание под боевую рубку;
44. Добавлены воздухозаборники системы вентиляции и дверные проемы на боковых поверхностях основания под боевую рубку;
45. Переделана боевая рубка;
46. Переделана ходовая рубка;
47. Крановые лебёдки установлены на штатное место - на 1-м ярусе носовой надстройки, в районе передней дымовой трубы;
48. Добавлены два сходных трапа с 1-го яруса носовой надстройки на верхнюю палубу;
49. Добавлены пиллерсы, как на прототипе (Ø 0,5мм);
50. Изменены, в соответствии с их расположением на прототипе, места посадки опорных частей крановых стрел и тросовых блоков для них;

Кормовая надстройка
51. См. п. 41 данного "Пособия…";
52. На мостике 1-го яруса кормовой надстройки добавлены ящики для коечных сеток и срезаны лишние, имеющие право быть только на "Бородино" и на "Орле";
53. Высота командирского салона в кормовой части спардека доведена до штатной - 2,25м;
54. Подъемник для 47мм снарядов на кормовой надстройке посажен на штатное место, как на прототипе;
55. Добавлены два сходных трапа с 1-го яруса кормовой надстройки на спардек;
56. Добавлены пиллерсы, как на прототипе (Ø 0,5мм);
57. На мостике 1-го яруса установлен дополнительный прожектор;

Башни ГК, СК, 47мм орудия
58. Изменена конфигурация башен среднего калибра (в плане);
59. Изменены крыши башен среднего калибра (стали - выпуклые, в наборе - плоские);
60. Колпаки командиров башен и колпаки наводчиков на крышах башен среднего калибра посажены на штатные места;
61. Убраны "языки" с оснований башен главного калибра;
62. Изменены колпаки командиров башен главного калибра;
63. Добавлено леерное ограждение по обрезу крыши на башнях главного калибра;
64. Добавлено леерное ограждение на крышах башен среднего калибра;
65. Форма амбразур башен среднего и главного калибров приведена в соответствие с прототипом;
66. Стволы орудий ГК и СК заменены на металлические;
67. Заменены стволы, плечевые упоры и щиты орудий калибра 47мм;

Спардек
68. Добавлены по паре несущих балок на рострах для установки катеров и шлюпок перед и за задней трубой;
69. Переходные мостики между носовой и кормовой надстройками, с учётом изменения формы площадки вокруг задней трубы, приведены в соответствие с формой мостиков на прототипе;

Мачты
70. Поднята выше, на штатное место, опора для крепления кормовых грузовых стрел на грот мачте;
71. Увеличена длина мачт на участках от палубы до марсов (на чертежах и на фотографиях высота расположения марсовых площадок намного выше, относительно верхних точек носовой и кормовой надстроек, чем в предлагаемом наборе пластмассовых деталей);
72. Выполнены скоб-трапы на мачтах от верхних площадок носовой и кормовой надстройки до марсов;

Разное
73. Сделаны новые эллипсовидные площадки с опорами для них под установку компасов: носовая - с местом установки между дымовыми трубами на кожухе первого машинного отделения, и кормовая - на верхнем ярусе кормовой надстройки;
74. Добавлены поручни:
. на несъёмном леерном ограждении на 1-м уровне носовой и кормовой надстроек,
. на переходных мостиках,
. на сходных трапах с 1-го яруса носовой и кормовой надстроек на спардек,
. на разборном ограждении "адмиральского" балкона;
. на сходном трапе со спардека на главную палубу над казематами противоминной артиллерии;
75. Винты приведены в соответствие с винтами, которые были установлены на прототипе (4-х лопастные с разным вращением);
76. Добавлен трап для спуска с палубы юта на "адмиральский" балкон;
77. Сделаны, и установлены на штатное место: поворотная рама для крамбола и сам крамбол;

Полностью данное "Пособие….." можно скачать отсюда.

«15» мая 1908 (по новому стилю «27» мая) в день очередной годовщины Цусимского сражения перед Николо-Богоявленским Морским собором в Санкт – Петербурге был торжественно открыт памятник погибшим героям броненосца «Император Александр III» .

После панихиды по погибшим при Цусиме молившиеся в соборе собрались в сквере около еще покрытого пеленой памятника. Здесь были семьи, родственники и друзья погибших моряков, представители гвардейских полков. Царская фамилия была представлена вдовствующей императрицей Марией Федоровной и королевой эллинов Ольгой Константиновной. Были также сын и дочь Александра III - великий князь Михаил Александрович и великая княгиня Ольга Александровна.
Матросы из гвардейского экипажа опоясали своим фронтом площадку вокруг памятника. Из собора вышел крестный ход во главе с настоятелем митрофорным протоиереем Кондратовым. Караул отдавал честь, музыка играла «Коль славен». Когда процессия подошла к памятнику, забили барабаны, с памятника спала пелена, диакон возгласил вечную память в море погибшим, и при тихом торжественном пении певчих императрица, королева и все присутствующие на площади опустились на колени. Потом к подножию обелиска возлагали цветы и венки.

В №22 журнала «Нива» за 1908 год представлены фотографии с этой памятной церемонии. Фотограф - знаменитый Карл Булла .

Хотя обелиск был посвящен именно экипажу броненосца «Александр III», но фактически (и это
признаваемый всеми факт) это был памятник всем морякам - героям, павшим при Цусиме. Его так и стали называть неофициально «Цусимский обелиск». Это название сохранилось и до наших дней.
Капитал для сооружения этого монумента собрал Гвардейский экипаж. Гранитный обелиск создали скульптор Артемий Лаврентьевич Обер (1843 - 1917) и архитектор Яков Иванович Филотей (1875 - 1920-е) по эскизу полковника Лейб-гвардии Преображенского полка князя Михаила Сергеевича Путятина (02.01.1861 - 24.05.1938), который начинал свою воинскую службу как морской офицер.

В памятник была вделана круглая бронзовая доска со словами из Евангелия: «Больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя» .

Еще одна круглая бронзовая доска указывает, что этот памятник Гвардейский экипаж установил «Героям броненосца «Император Александр III».

На лицевой стороне памятника поставлена бронзовая доска с барельефом, изображающим броненосец «Александр III» в бою с разрывами снарядов вокруг него. Вверху надпись «14» мая 1905.
На противоположной стороне прямоугольная бронзовая доска изображает географическую карту, на которой нанесен путь следования броненосца «Александр III» вокруг Африки к далекому Японскому морю. Семь месяцев понадобилось Второй Тихоокеанской эскадре, чтобы дойти от Балтики до Корейского пролива, в котором ее поджидала объединенная японская эскадра адмирала Того.

Также на памятнике установлены бронзовые доски со списком некоторых из погибших членов экипажа броненосца.

ЦУСИМА:
Адмирал Того сосредоточил огонь пушек на ведущем корабле русской эскадры - флагмане «Суворов». Вскоре тот вышел из строя. Русский участник боя вспоминал:
«И вот тогда-то на смену «Суворову» явился броненосец «Александр III», с именем которого навсегда останутся связаны наиболее жуткие воспоминания об ужасах Цусимы... На этот броненосец обрушился весь огонь двенадцати японских кораблей. А он, приняв на себя всю тяжесть артиллерийского удара, ценою своей гибели спасал остальные наши суда. В безвыходной обстановке сражения он иногда даже проявлял инициативу, на какую только был способен, не раз прикрывал собою «Суворова» и пытался прорваться на север под хвостом неприятельской колонны. Однажды ему удалось воспользоваться туманом и временно вывести эскадру из-под огня. В продолжение нескольких часов он с выдающимся мужеством вел бой против подавляющих сил врага... Броненосец «Александр III» не выдержал наконец неприятельского натиска... видели, как он повалился набок, словно подрубленный дуб... Потом он сразу перевернулся и около двух минут продолжал плавать в таком положении... Оставшиеся корабли, сражаясь с противником, шли дальше. Там, где был «Александр III», катились крупные волны, качая на своих хребтах всплывшие обломки дерева, немые признаки страшной драмы. ИЗ ПОЧТИ ДЕВЯТИСОТ ЧЕЛОВЕК ЭКИПАЖА БРОНЕНОСЦА НЕ ОСТАЛОСЬ В ЖИВЫХ НИ ОДНОГО… »

Доски со списками экипажа и барельефы в годы советской власти были с памятника демонтированы и переплавлены, а имеющиеся сегодня - воссозданы по эскизам и фотографиям только в 1973 году (эту информацию я так и не смог нигде в сети подтвердить или опровергнуть).

Использованы материалы:

Картина художника Дмитрия Голубева. «Выстрел».
(эскадренный броненосец «Император Александр III»).
Полный список погибшего экипажа можно посмотреть

"... Коковцев повернул голову, и перед ним возникло невероятное зрелище: мимо «Суворова» прокатило остов корабля, уже не имевшего ни мачт, ни труб, он шел с сильным креном, его правый борт раскалился докрасна, будто противень, дым из кочегар...

Эхо забытой войны. Броненосец «Александр III»

Интересные места, Памятка туристу, Культура в Россия, Санкт-Петербург; Южная Корея, Город-метрополия Пусан

«Мы все умрём… но никто из нас не сдастся» - Николай Михайлович Бухвостов, командир броненосца «Александр III»

"... Коковцев повернул голову, и перед ним возникло невероятное зрелище: мимо «Суворова» прокатило остов корабля, уже не имевшего ни мачт, ни труб, он шел с сильным креном, его правый борт раскалился докрасна, будто противень, дым из кочегарок вырывался не из труб, а прямо из палубы, будто там, внутри корабля, работали огнедышащие вулканы. А вся носовая часть была вскрыта, словно жалкая консервная банка. Но он все-таки шел. Он все-таки стрелял!

- Кто же это? - не мог узнать корабля Коковцев.
- Это «Александр III», досталось ему... бедняге.

Не это поразило Коковцева - другое! На мостике броненосца, в очень спокойных позах, как дачники на веранде, стояли, облокотясь на поручни, офицеры и мирно беседовали, а вокруг них все рушилось, все погибало в пламени.
- Гвардия, - произнес Коковцев. - Помогай им Бог."

В.Пикуль, "Три возраста Окини-сан"

27-28 (по старому стилю 14-15) мая 1905 года русская 2-я Тихоокеанская эскадра приняла бой в Японском море недалеко от острова Цусима... В этом году исполняется 110 лет этому одному из самых трагических эпизодов в истории российского флота. Я не буду описывать ход сражения и его итоги - этой информации в интернете достаточно. Цель моей заметки - почтить память моряков, участников этой битвы. Для этого я решил сделать фотоэкскурсию по местам Санкт-Петербурга, связанным с той войной.

В саду моского Никольского (правильнее - Николо-Богоявленского) собора есть обелиск. Установлен он был в 1908-м году моряками Гвардейского экипажа в третью годовщину сражения в память о погибших на броненосце "Александр III". Конечной точкой фотоотчета должен стать именно этот обелиск. А начать прогулку я решил от проходной Балтийского завода...

11 мая 1900 года в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе, в торжественной обстановке был заложен головной корабль новой серии Российских эскадренных броненосцев – "Императоръ Александръ III". В июле 1901 года броненосец был готов к спуску на воду. Церемония состоялась 21 июля 1901 года в присутствии императорской семьи.
... Однако торжественный момент омрачился печальным происшествием: внезапно налетев­шим порывом ветра с крыши эллинга сорвало тяжелый флагшток с императорским штандар­том, рухнувший в толпу зрителей. Погибли три человека...
12 октября 1903 года броненосец был введен в строй. С 8 сентября 1903 года укомплектован Гвардейским экипажем.

Решил прогуляться до Балтийского завода от метро "Приморской", а там уже начать по-тихоньку фотографировать. Зря. Минут 40 потраченного времени - пока добрался до намеченной точки. Впрочем, сделал несколько снимков на Кожевенной линии - корпусов заводов, построенных на рубеже XIX и XX веков

В этих промышленных районах оказались и памятники XVIII века. Жаль, что никто не хочет ими заниматься:

Это особняк Брусницыных, владельцев кожевенных фабрик. Построен во времена Екатерины II...

А вот Косая линия оказалась пооживленнее. На ней даже нашлись цветущие яблони!

На Косой линии корпус училища имени С.О.Макарова, адмирала, погибшего возле Порт-Артура... Корпус построен в конце XIX и сегодня производит отличное впечатление - все красиво отреставрировано, территория чистая и аккуратная:

Ну вот добрался и до главной проходной Балтийского завода:

И, ура! Нева. Не парадная. Рабочая, портово-судостроительная:

Ну и Нева -

... неразрывно связана с русским военно-морским флотом, во все времена:

Последний взгляд на Неву заводскую...

Русская гвардия... Наверное, не случайно командиром броненосца "Александр III" оказался Николай Михайлович Бухвостов. Именно его предок, Сергей Леонтьевич Бухвостов (1659 - 1728) - российский офицер, в 1683 году первым записался в потешный Преображенский полк Петра Великого и прозван был Петром «первым российским солдатом». И уж точно он был первым российским гвардейцем.

Совсем рядом с Балтийским заводом, на набережной Лейтенанта Шмидта, находится бывший Морской Кадетский корпус. Сейчас, после многочисленных переименований, слияний и разделений это учебное заведение называется «Морской корпус Петра Великого - Санкт-Петербургский военно-морской институт»... Практически все офицеры и адмиралы русского флота были выпускниками Морского корпуса.

12 сентября 1873 в Морской Кадетский корпус был принят Н.И.Бухвостов. 18 сентября 1903 года, ровно через 30 лет он стал командиром "Александра III".

Перед морским корпусом памятник Ивану Крузенштерну. Хоть он и не герой русско-японской, но не сфотографировать его не смог:

Подходя к Благовещенскому мосту (бывш. мост Лейтенанта Шмидта),

вспомнил еще об одном человеке, чья судьба оказалась связана с русско-японской войной. Это художник-баталист Верещагин, погибший в Порт-Артуре вместе с адмиралом Макаровым на броненосце "Петропавловск". Верещагин также был выпускником Морского корпуса, а затем окончил Императорскую академию художеств (сегодня - Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина):

С Васильевского острова дальнейший путь на другую сторону Большой Невы, на Английскую набережную:

Здесь имеется памятный знак, поставленный в честь другого корабля, участника Цусимского сражения - крейсера "Авроры". С этого места был дан холостой выстрел, послуживший началу штурма Зимнего дворца в октябре 1917-го... Именно благогодаря этому выстрелу до сих пор сохранился крейсер - участник русско-японской войны.

Взгляд назад, на Васильевский. Но уже - через Неву:

В самом конце Английской набережной построена часовня... Это место уже имеет самое непосредственное отношение к нашей теме. Здесь стоял храм Спас-на-Водах, построенный в 1911-м году. Уникальный храм-памятник стал «символом братской могилы для погибших без погребения героев-моряков» в русско-японской войне 1904-1905 годов. Одна из петербургских газет писала: «Там, где Нева, миновав все навесы мостов, вольно несёт свои волны в море, на берегу, оглушаемом шумом Нового Адмиралтейства, высится белый храм… Этот храм Христа Спасителя, сооружённый для вечного поминовения моряков, убиенных в русско-японскую войну».

8 марта 1932 года храм был окончательно закрыт и вскоре взорван, несмотря на тысячи собранных в его защиту подписей...

27 мая 1998 года - в 93-ю годовщину Цусимского сражения на месте храма была заложена часовня. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, в основание новой часовни был положен закладной камень, мраморная доска с каноническим памятным текстом и Георгиевской крест, привезённый из Франции внуком одного из строителей первого храма Спас-на-Водах. 23 мая 2002 года состоялось торжественное поднятие креста на часовню. Форма креста часовни аналогична форме креста «Спаса-на-Водах»: в силуэте использованы стилизованные штурвал и якоря. 24 мая 2003 года часовня торжественно была освящена.

Так выглядел взорванный храм:

Сегодня часовня находится практически на территории завода "Адмиралтейские верфи" (до революции - "Новое Адмиралтейство" и "Верфь на Галерном острове"), со стапелей которого сошли другие броненосцы серии - "Бородино" и "Орел". Четвертый - "Князь Суворов", как и "Александр III" изготовили на Балтийском заводе. Три из четырех броненосцев погибли при Цусиме. Только "Орел" оказался в числе сдавшихся японцам вместе с остатками эскадры...

Даже в таких промышленных районах

Питер не перестает быть Питером:

Дорога к следующей цели ведет по местам, тесно связанным с историей русского флота - остров Новая Голландия, Алексеевский дворец (принадлежал брату Александра III, великому князю Алексею Александровичу, главному начальнику флота и Морского ведомства. Подал в отставку после Цусимы),

улица Декабристов, ранее называвшаяся Офицерской...

Средоточение храмов всех возможных конфессий:

Гвардейский экипаж - военно-морская часть русской императорской гвардии. Сформирован 16 февраля 1810 года и располагался на набережной канала Грибоедова (Екатрининский канал), рядом с Крюковым каналом. Гвардейцами был укомплектован экипаж броненосца "Александр III". Русская гвардия не посрамила честь знамен и в цусимской трагедии...

Вот он, Гвардейский экипаж:

Весной 1752 года президент Адмиралтейств-коллегии генерал-адмирал князь Михаил Михайлович Голицын подал императрице Елизавете Петровне прошение: «В воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского...» за счет Морского ведомства и доброхотных сборов возвести в граде Святого Петра каменную церковь в честь покровителя моряков - святителя Николая-Чудотворца. 16 июня императрица Елизавета Петровна подписала указ о возведении новой каменной церкви взамен обветшавшей деревянной Никольской церкви.

Нижний храм во имя святителя Николая был освящен архиепископом Сильвестром в царствование Елизаветы Петровны 5 декабря 1760 года, накануне храмового праздника. В тот же день освящен правый предел нижнего храма в честь Усекновения главы Святого Иоанна Предтечи. 20 июля 1762 года архиепископом Санкт-Петербургским Вениамином в присутствии императрицы Екатерины II был освящен верхний храм в честь Богоявления и нижний левый предел в честь новопрославленного святителя Димитрия Ростовского.

Первоначально храму, заложенному в Морской слободе, предназначалась судьба обычной приходской церкви для служащих адмиралтейских заводов и жителей окрестных мест. Но в действительности храм стал памятником славы русского флота. На особое положение Никольского собора обратила внимание Екатерина Великая. К началу ее царствования было практически завершено строительство храма, а нижний храм был уже и освящен. Новый храм по великолепию и размерам на то время уступал лишь Петропавловскому собору. На освящении собора императрица «изустно повелела» новоосвященную церковь именовать Морским собором. Этим повелением была определена вся дальнейшая судьба храма и его значение для истории российского флота.

К сожалению, не удалось попасть в ту часть храма, где установлены мраморные доски с названиями погибших кораблей. Поэтому сфотографировал только ту часть, которая была открыта:

Ну вот и дошел до стеллы в Никольском саду... Памятник был построен по проекту архитектора-художника Я. И. Филотея. На бетонном фундаменте поставлены три плиты из черного гранита. Пьедестал выполнен из красного мелкозернистого гранита и на него поставлен обелиск, увенчанный бронзовым орлом с крестом. На лицевой стороне пьедестала помещен бронзовый барельеф броненосца в бою, а под ним список офицеров и кондукторов. На остальных трех сторонах поименный список всех нижних чинов по губерниям. Выше этих досок в бронзовом венке был помещен образ Святителя Николая с надписью возложенной Марией Феодоровной: «Вечная память героям дорогого мне Гвардейского Экипажа, доблестно погибшим в боях минувшей Русско-Японской войны на эскадренных броненосцах Император Александр III, Петропавловск и крейсерах Адмирал Нахимов и Урал. МАРИЯ». В другом венке помещен текст Евангелия от Иоанна XV, 13: «Больше сия любви никто же имать, да кто душу свою положит за други своя». В третьем- карта пути следования броненосца из Балтийского моря до острова Цусима, и в четвертом – надпись «Героем броненосца «Император Александр III». Гвардейский Экипаж». Венчал обелиск бронзовый орел с крестом...

Я начинал эту заметку выдержкой из произведения Валентина Пикуля, где описана гибель "Александра III", закончить рассказ о нем хочу также цитатой, но из другой книги...

"На смену «Суворову» явился «Александр III», с именем которого навсегда останутся связанными наиболее жуткие воспоминания об ужасах Цусимы. После того, как эскадра лишилась адмирала, он стал во главе боевой колонны и повел ее дальше. На этот броненосец обрушился весь огонь двенадцати японских кораблей. А он, приняв на себя всю тяжесть артиллерийского удара, ценою своей гибели спасал остальные наши суда. В безвыходной обстановке сражения он иногда даже проявлял инициативу, на какую только был способен, не раз прикрывал собою «Суворова» и пытался прорваться на север под хвостом неприятельской колонны. Однажды ему удалось воспользоваться туманом и временно вывести эскадру из-под огня. В продолжение нескольких часов он с выдающимся мужеством вел бой против подавляющих сил врага. К вечеру это была уже не война, а бойня.

Броненосец "Александр III", как и другие корабли, не выдержал наконец неприятельского натиска. В шесть часов, сильно накренившись, он вышел из строя. Вид у него в это время был ужасный. С массою пробоин в бортах, с разрушенными верхними надстройками, он весь окутался черным дымом. Из проломов, из кучи. разбитых частей вырывались фонтаны огня. Казалось, что огонь вот-вот доберется до бомбовых погребов и крюйт-камер и корабль взлетит на воздух. Но броненосец через некоторое время оправился и, слабо отстреливаясь, снова вступил в боевую колонну. Это была последняя попытка оказать врагу сопротивление.

Что происходило во время боя на его мостиках, в боевой рубке, в башнях и на палубах? Кто же именно был тем фактическим командующим, который так талантливо маневрировал в железных тисках японцев? Был ли это командир корабля, капитан 1-го ранга Бухвостов, его старший офицер Племянников или под конец последний уцелевший в строю младший из мичманов? А может быть, когда никого из офицеров не осталось, корабль, а за ним и всю эскадру вел старший боцман или простой рулевой? Это навсегда останется тайной.
Но поведение этого гордого корабля в самом ужасном морском бою, какой только знает история, у многих будет вызывать удивление.
Броненосец, вступив снова в строй, переместился уже в середину колонны, а свое почетное головное место уступил однотипному собрату "Бородино". Здесь, на новом месте, "Александр III" продержался еще каких-нибудь двадцать-тридцать минут. Достаточно было ему подвергнуться еще нескольким ударам крупнокалиберных снарядов, чтобы окончательно лишиться последних сил. На этот раз он выкатился влево. Очевидно, у него испортился рулевой привод, руль остался положенным на борт. От циркуляции получился сильный крен. Вода, разливаясь внутри броненосца, хлынула к накренившемуся борту, и сразу все было кончено...
С крейсеров "Адмирал Нахимов" и "Владимир Мономах", следовавших за броненосцем, видели, как он повалился набок, словно подрубленный дуб. Многие из его экипажа посыпались в море, другие, по мере того как переворачивалось судно, ползли по его днищу к килю. Потом он сразу перевернулся и около двух минут продолжал плавать в таком положении. К его огромному днищу, поросшему водорослями, прилипли люди. Полагая, что он еще долго будет так держаться на поверхности моря, на него полезли и те, которые уже барахтались в волнах. Издали казалось, что это плывет морское чудовище, распустив пряди водорослей и показывая рыжий хребет киля. Ползающие на нем люди были похожи на крабов.

Оставшиеся корабли, сражаясь с противником, шли дальше. Свободно гулял ветер, уносясь в новые края. Там, где был "Александр III", катились крупные волны, качая на своих хребтах всплывшие обломки дерева, немые признаки страшной драмы. И никто и никогда не расскажет, какие муки пережили люди на этом броненосце: из девятисот человек его экипажа не осталось в живых ни одного."

А.Новиков-Прибой, "Цусима"

Японское море возле Пусана, где-то за горизонтом остров Цусима:

- Балтийский завод
- Васильевский остров, Косая линия
- ВО, 26-27 линия
- ВО, Кожевенная линия
- ВО, Масляный канал
- ВО, 22-23 линия
- Набережная Лейтенанта Шмидта

Похожие статьи