Дворовые игры нашего детства. Дети перестройки: наши дворовые игры

21.09.2019

Среди современных молодых людей часто встречаются личности, которым проще заказать вещь в интернете, потом поменять в сети на нужный размер. Идея похода в настоящий магазин, общение в реале с незнакомой теткой, которая будет оценивающе смотреть и втюхивать свой товар пугает современного обывателя не меньше, чем WhatsApp бабушек.
Как мы умудрились потерять коммуникативные навыки, почему дворовые игры, передающиеся из уст в уста, из поколения в поколение потеряли актуальность в прошлых 90-х?

Кто прервал заветную цепочку, не дал детям счастливого детства в реале, а не на мониторе?

Мы сами! Как это ни странно, но не только интернет-провайдеры, мировое правительство и клуб трехсот повины в том, что наши дети слабо умеют коммуницировать, невнимательны к реально происходящим событиям, а разговор двух подростков о событиях вчерашнего вечера похож на бурный приключенческий роман, хотя оба после школы пришли домой вовремя и, сделав уроки, спокойно легли спать. Большинство детей между проездом на общественном транспорте и пешей прогулкой до места назначения выберут первое, потому что ходить – это очень долго, нудно и неудобно держать телефон, а унылая реальность и грязь нагоняет тоску.

Несколько вопросов, на которые нужно ответить каждому компетентному родителю:

  1. Откуда у ребенка телефон?
  2. Кто оплачивает интернет?
  3. Кто должен рассказывать о традициях свободного времяпрепровождения?

Если ответ на все вопросы одинаков, то следует вспомнить наше детство, какие детские дворовые игры были популярны в 90-х, ненавязчиво, аккуратно поговорить с ребенком о том, в какие из них можно сыграть на даче, пляже, во дворе.

Какие дворовые игры были популярны в 90-е годы

Сейчас на площадках часто можно встретить дошколят со взрослыми. Остальным комфортно в собственной комнате, на диване, за компьютерным столом. 90-е – последняя эпоха отсутствия гаджетов, преобладания прямой социализации, непосредственного общения.
Игры, в которые дети любили играть в 90-е годы

Прятки

Любимая детская считалка: «1,2,3,4,5 – я иду искать, кто не спрятался, я не виноват». Счет мог доходить до 50-ти, в зависимости от количества игроков и площади охваченной игрой территории.


Догонялки

В игру лучше играть большой компанией. Главное, чтобы хватило места. Правила простые: после считалочки определяется водящий, который старается догнать остальных.

Жмурки

Человеку завязывают глаза платком, шарфиком, специальной повязкой. Главное: атрибут не должен просвечивать. После раскрутки вОды остальные участники хлопают в ладоши, убегают. Кого поймали первым, тому завязывают глаза вновь.

12 палочек

Разновидность устаревших пряток. На длинную палку, под которую с одной стороны подложили камень или иную подпорку раскладывают 12 палочек. Они раскидывались нажатием на «рычаг». Пока водящий собирал, остальные разбегались. Если вОда нашел и успел первым добежать до палок, то найденный становился на его место.


Лапта

Похожа по концепции на бейсбол. Понадобятся теннисные мячи на замену и предмет, напоминающий биту или маленькую деревянную лопату. Для игры нужно много места, поэтому лучше выбрать стадион или загородное поле.

Казаки-разбойники

Команда казаков ловит разбойников, которые попадают в плен или становятся казаками. Когда все бандиты пойманы, ребята вновь делятся на команды. Игра тренирует, учит отличать хорошее от плохого.

Резиночки

Если сегодня для чистого полусухого белья у нас есть специальные компактные сушки, то раньше, в СССР, мокрую одежду развешивали во дворе на бельевые веревки и резинки. Резинка – главный инструмент для игры. Число игроков должно достигать 3-4 человек. Комбинации для прыжка задаются в начале и обговариваются, учитывая все пожелания. Таким образом, тренируется мышечный корсет, память, вестибулярный аппарат, воля к победе и желание сохранять дружеские отношения в ситуации, когда находишься по разные стороны баррикады.

Классики

Чтобы поиграть, понадобиться мел, обломок красного кирпича, рисующий камень. Чертится таблица с числами в шахматном порядке или в два ряда. Задача – кидать камень каждый раз на одну цифру больше. Очки сгорали от камня, перекинутого за пределы таблицы. Попадание на другую клетку означало переход хода. Более подробно об игре

Чижик

Чижик – это заостренная с обеих сторон палочка длинной около 10 сантиметров. На сторонах пишутся цифры от 1 до 4. Чтобы подбрасывать чижика, нужна была бита, которая изготавливалась собственноручно.

Море волнуется раз

Стихотворение повторялось водящим. Остальные вставали в невероятные позы, кружились, танцевали. После слов «Морская фигура на месте замрИ!!!» Все останавливались в таком положении, которое было на момент произнесения короткого «И!» Выбирание простейших поз считалось нарушением правил.

Тише едешь, дальше будешь – стоп

Игра напоминает эстафету. Водящий встает на линии финиша и поворачивается спиной к стартующим. Пока произносит фразу, все бегут. После «Стоп!!!» все замирают, самый неловкий, не умеющий тормозить, выбывает. Победа достается тому, кто на финише дотронется до воды первым.

Вышибалы

Игра с мячом. Иногда вызывала агрессию, особенно у мальчиков. Таким образом часто выяснялись отношения. Группа детей сбивалась в кучу, а водящие пытались вышибить из круга как можно больше участников.


Интересные факты и современные тенденции

В деятельности современной молодежи и их родителей можно увидеть тенденции, которые напоминают подобие дворовых игр 90-х годов.
Факты, указывающие на то, что стремление играть в реальные коллективные подвижные игры не уходит:

  • Наиболее популярно стало прохождение совместных квестов. Данная тенденция распространяется и по регионам.
  • Пейнтбол является воплощением детской игры в войнушку.

Можно самостоятельно обратиться к источнику правильной детской социализации и научить детей играть в войнушку или прятки. Интересно будет придумать собственные правила и сценарий!

Для чего учить детей 21 века устаревшим играм из 90-х годов?

В первую очередь, это необходимо нам самим, чтобы предложить альтернативу виртуальному миру соблазнов и дикостей. Чтобы реальный мир воспринимался не как убогое и мрачное место, где куча серьезных дел и обязанностей.
Нужно предложить еще несформировавшемуся человеку посмотреть в реальный мир с другой стороны, научить получать удовольствие от реального общения со сверстниками, научиться проигрывать с достоинством и побеждать, не обижая при этом своих друзей. Неумение проиграть в борьбе и сохранить «лицо» – одна из серьезнейших проблем современного поколения. На каждом детском шоу крупным кадром выделяют страдания юных участников, которые не справляются с эмоциями, не умеют расставлять приоритеты самостоятельно. А может они не видят отличия игры и реальной жизни потому, что их этому никто не научил?

Недостаток общения, неумение дружить компенсируется повышенной активностью в социальных сетях, которая часто направлена на негатив. Поиграть можно не только с дошколятами. Побегать на даче с подростками тоже неплохо. Для начала подойдут простые игры с мячом или другими предметами. Навязчивости в предложении совместного времяпрепровождения быть не должно. Потом лучше перейти к более сложным сюжетным играм.


">

Недавно подумал, а ведь мне жаль наших детей. Вот смотрю на своих - секции, кружки, школы, репетиторы... Образование на первом месте. Но ведь пустое у них детство, не интересное же! Да, летом вроде бы по лагерям все, по морям, по деревням, чем-то занимаются. Но чего-то у них нет, что было у нас. Долго не пришлось думать. Ответ пришёл сразу. У наших детей нет двора. Того Двора, что был у нас. Не двора, как места (хотя и то уже в парковку превратилось давно), а как способа социализации, приобретения коммуникативного опыта, да нафиг эти умные слова - ОБЩЕНИЯ, наконец! Господи, спасибо тебе, что у меня не было "Одноклассников", благодаря этому я знаю в реале, а не в виртуале кучу людей, которые могут реально помочь и при необходимости помогу им и я. И большое количество этих связей зародилось именно во Дворе. Моём любимом Дворе.
Я уже писал, чем мы занимались в детстве - рассказ был про то, . Но всё же не эти занятия составляли большую часть нашего дворового времени.
Дворовые игры - это то, чего мы лишили своих детей, заперев их в квартирах и привязав к себе ради безопасности и изоляции от тлетворного влияния нерадивых сверстников.


То, о чём пойдёт речь в этом посте относится далеко не только к детям перестройки - в эти дворовые игры играли целые поколения, начиная с 50-60 годов, а то и ранее. По прошествии 25 лет мне не составило большого труда вспомнить все наши игры - некоторые из них я помню так, будто играл в них совсем недавно. Давайте расскажем своим детям о том хорошем, что было у нас.

Дворовые игры: практически единые правила и названия по всей стране. Как, скажите, как это так происходило, что в тот же Квадрат играли и в Магадане, и в Калининграде? Что за тайные коммуникации? Итак, поехали.

Квадрат.

Для игры нужен был крупный мяч и кусок кирпича, чтобы нарисовать на асфальте квадрат, разделенный на 4 части, с кругом для подачи посередине.

1. Игра начинается с подачи мяча в круг поля в направление соперника. Подавать можно только по диагонали.
2. Касаний не ограничено.
3. Игрок может отбить мяч "до" и "после" (максимум 1) касания мячом его квадрата.
4. Если игрок отбивает мяч на свой квадрат, ему засчитывается 1 гол.
5. Если мяч упал на линию (между 2-мя игроками) или на круг, переподает тот игрок, который коснулся мяча последним.
6. Если игрок подал мяч на линию соперника (со стороны аута), то переподает мяч игрок, который коснулся мяча последним.
7. Если мяч улетел в аут (за пределы общего квадрата), игроку подавшему этот мяч насчитывается 1 очко.
8. Если на квадрат игрока упал мяч и ударился об поле 2 раза, игроку насчитывается 1 гол.
9. Как правило, игра продолжается до 11 голов. Забивать голы можно любой частью тела, кроме рук.
10. Если один из игроков пропустил 11 голов, он выбывает из игры. Когда на игровой площадке остается 2 игрока, они занимают каждый по два квадрата, и играют до тех пор пока один из них пропустит 7 голов.
При игре два на два — игроки, находящиеся по диагонали друг к другу — считаются союзниками и имеют общий счет.


Мочили мяч до посинения или пока мама домой не позовёт.

Козёл.

Смысл игры заключался в пинания ногами мяча об стену, причём с той позиции, где он остановился после удара предыдущего игрока. Если мяч по стене не попадал, то на этого игрока навешивалась очередная буква из слова "КОЗЁЛ". Игра продолжалась до тех пор, пока кто-то первым не набирал все буквы и объявлялся "козлом". Высшим пилотажем считалось умение так закрутить мяч, чтобы он отскакивая от стены улетал под тупым углом в самое труднодоступное место, например, в подвал. Это называлось "подлянками" :)

Двадцать одно

Каждый участник должен был набить мяч ровно 21 раз сначала на ноге, потом на коленке, потом на руке и потом на голове. Если получалось набивать меньше, то ход переходил к следующему игроку, если случайно больше - всё накопленные ранее очки сгорали. Выигрывал тот, кто первым пройдёт все этапы и наберет 21 очко в каждом виде набивания.

Вышибалы

В эту игру в основном играли, когда во дворе было большое количество детей.
Игроки разделяются на две команды: вышибающих и водящих. Игроки договариваются о расстоянии между вышибалами и чертят линии ближе которых им нельзя подходить друг к другу — чем больше расстояние, тем труднее вышибать и легче уворачиваться от мяча. Команда окружена командой вышибал. С помощью мяча вышибалы стараются вышибить водящих. Выбитые игроки уходят с поля пока не будут выбиты все игроки команды, при этом из рук вышибалы может быть поймана «свечка». Поймавший «свечку» имеет возможность либо взять дополнительную жизнь, либо вернуть обратно одного из ранее выбитых. Когда остается последний водящий он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему полных лет. Если он увернулся удачно, то вся команда заходит обратно и начинается все сначала. Иначе команды меняются местами.


Штандер-стоп

Играющие становятся в круг на расстоянии шага от водящего (центр круга может быть обозначен заранее, например, мелом). В руках водящего мяч. Подбрасывая мяч высоко вверх, водящий называет имя любого игрока. Тот, кого он назвал, должен выбежать в центр площадки и поймать мяч. Водящий занимает освободившееся место. Если игрок ловит мяч, он становится водящим и описанные действия повторяются. Если мяч успевает коснуться земли, играющие разбегаются в разные стороны, пока он не поднимет мяч и не крикнет «Штандер!» или «Стоп!». В этом случае все замирают на том месте, где их застала команда, а он должен «осалить» кого-либо из играющих (попасть по нему мячом). Игроки при этом не имеют права покидать место, на котором остановились (увёртываться от мяча разрешается). Водящий также не имеет права покидать центр круга для броска.
Тот, в кого попали, становится ведущим или выбывает из игры по предварительной договорённости. Игра повторяется снова.

Червички-стоп (Хали-хало)

Ведущий берёт мяч и загадывает слово. Остальные игроки должны его отгадать по подсказкам - суть (значение) этого слова и первая и последняя буквы.
Когда игрок называет правильное слово, ведущий кидает ему мяч и бежит. Выигравший берёт мяч, кричит ведущему «Червички стоп!» и называет, сколько от него до ведущего шагов - простых, гигантских, лилипутских или муравьиных. Делает названное количество шагов в сторону водящего. А затем старается попасть в кольцо из рук водящего. Если попадает - сам становится водящим. В некоторых регионах игра могла быть известна под именем "Хали-Хало".

Лягушки

В "Лягушки" в основном играли девочки. Мяч кидался в стену, в момент его удара о землю необходимо было перепрыгнуть мяч, не зацепив его.

Собачки

Игра, в которой игроки становятся в круг и перекидывают мяч друг другу, стараясь не давать мяч в руки "собачке" - человеку, находящемуся в центре круга. Если он поймал мяч - меняется местами с упустившим мяч игроком. Разновидность "Горячей картошки".

Горячая картошка

Все игроки становятся в круг и быстро перебрасывают друг другу мяч (как будто это горячая картошка, а не мячик). Один игрок кидает, другой должен поймать мяч. Тот, кто не поймал, считается «наказанным» и садится на четвереньки в центр круга — «котел». Игроки могут выручать «сидящих» в котле и возвращать их в игру. Для этого нужно кинуть мяч в центр и попасть в «наказанных» игроков. Все, кого коснулся мячик, возвращаются в игру. «Наказанные» игроки могут сами себя «спасти». Для этого им нужно не вставая с четверенек поймать летящий над ними мяч. При этом нельзя вставать в полный рост, можно только поднимать руки или попытаться подпрыгнуть на четвереньках. Если кому-то из них это удалось, все игроки из центра встают в круг. а игрок, кидавший мяч, садится в центр.

Пионербол

Упрощённая версия волейбола, где мяч игроки не отбивают, а ловят двумя руками и кидают его дальше тоже двумя руками. Популярная пляжная и лагерная игра.

Войнушка

Помните, "тай-тай налетай, кто в войнушку играй!"? :) Эта кричалка-зазывалка в мгновение собирала могучие армии "нашинских" и "ненашинских", вооружённых короткими палками-пистолетами и досками от ящиков - автоматами. У кого был настоящий игрушечный пистолет, тот объявлял себя командиром и начиналось. Из-за каждого угла доносилось "та-та-та! Ты убит" - "Нет, ты меня только в руку ранил!!" - "А я как будто из последних сил...". - "Четыре-четыре, я на перерыве" - "Пять-пять - я в игре опять" и так далее. Баталии продолжались, пока всех не загонят домой. А перед тем, как зайти в квартиру, прятали своё "оружие" за подъездную дверь или под лестницу. Иногда даже девочки принимали участие - в качестве медсестёр и перевязывали раненых бойцов своими белыми платками.


Зарница

В пионерских лагерях "войнушка" приобретала масштаб мощной военно-патриотической игры, о которой даже снимали фильмы ("До первой крови"). Вот это был настоящий драйв, ради которого стоило ездить в лагеря.

Сифа

Школьная игра, в которую играли исключительно мальчики. Всё дело в снаряде, которым играли - грязная, вонючая тряпка (либо половая, либо со школьной доски). Чем противнее "снаряд", тем активнее шла игра. Смысл игры в том, что начинающий берёт в руки мокрую тряпку и бросает её в стоящего рядом соседа с криком "Сифа!" (от слова сифилитик). Остальные тут же разбегаются от новоиспечённого "сифы" врассыпную. Задача "сифы" - реабилитироваться в обществе, попав тряпкой в другого человека, даже если он не хочет принимать участие в игре. И так далее, пока кто-то не смирится с новым статусом сифы на весь оставшийся день. Особенность игры в том, что она всегда начиналась внезапно, по инициативе лишь одного человека, без предварительной договорённости, и зачастую большинство играли в неё не по своему желанию, а ради спасения от грязных пятен на одежде.


Какие только чудеса уворачиваемости не проявляли мы, чтобы не стать "сифаком"...
А сейчас вон даже продают эту игру... Крутая идея:)

Городки, клёк.

Смысл игры заключается в сбивании битой (палкой) разных строений из дощечек и палочек. В эту игру лично я практически не играл, и она не была популярна в нашем дворе.


Секретики

Девачковая игра, смысл которой заключался в закапывании в разных укромных уголках двора цветных бутылочных стёклышек, с конфетной фольгой в виде подложки. Смысл игры для мальчиков заключался в нахождении и уничтожении этих закладок.

Двенадцать палочек

Очень популярная на всём советском просторе игра. Основная ее суть в том, что все игроки должны успеть спрятаться в то время, пока ведущий собирает в одну кучу 12 палочек, разбросанных перед этим. Таким же способом - раскидывая палочки - можно и "выручать" не только себя, но и уже "застуканных" игроков.



Прятки

Самый их простой вариант. Один мается, остальные прячутся. А потом начинается "Стук-стук, Дима. Стук-стук, Маша...".

Море волнуется раз...

Детсадовская игра, где после слов ведущего "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три - морская фигура на месте замри!", участники замирают в позах, которые изображают различные слова. Ведущий должен угадать, что они изображают.

Дочки-матери

Игра-подготовка девочек к семейной жизни:) Кстати, мальчики тоже в неё охотно играли, изображая детей и пап.


Снежки

Перебрасывание снежными комьями зимой. Либо стенка на стенку, либо строили снежные крепости и оттуда кидались.



Брызгалки

Вариант "войнушки", только в качестве оружия использовались пластиковые бутылки из-под моющих средств (например, "Белизны"), наполненных водой и с дыркой в крышке.

Ножички

Очень популярная игра мальчишек, заключающаяся в метании ножа в землю. Разновидностей игры было много - "земельки", "танчики" и так далее. Цель игры "земельки" - "отвоевать" у противника как можно больше земли. Игроки по очереди кидали ножики в землю, стоя на своем участке, и "отрезали" земли у своих противников.

Самые распространённые советские складные ножи, которыми и играли:

Догонялки

Без комментариев:)

Царь горы

Смысл игры заключается в захвате и удержании какой-нибудь не очень высокой горки - либо песчаной на пляже, либо снежной во дворе. Претенденты на царя должны постараться скинуть засидевшегося правителя с горы всеми способами. Однажды мы играли в царя горы на высоких трубах, я упал на живот и чуть не задохнулся...


Классики

Очень популярная у девочек игра, где мелом на асфальте рисуют квадраты в определенной последовательности, Играющие, прыгая на одной ноге, толкают «битку» (например, баночку из-под гуталина или шайбу) из квадрата в следующий квадрат, стараясь не попасть ей на черту и не наступить на черту ногой. Все наши дворы были изрисованы этими квадратами. Наверное, они главный претендент на символ советского детства. Мел и асфальт - всё, что нам было нужно для игр.


Казаки-разбойники

Очень популярная игра, аналог пряток, в которые играли всем двором. Одна команда ("разбойники") пряталась, а другая ("казаки") её искала, используя подсказки "разбойников" в виде стрелок на земле, деревьях, стенах домов. Игра продолжалась весьма долго.

Колечко-колечко, выйди на крылечко

Игра детских садиков. Участники садятся в ряд и складывают перед собой ладони лодочкой. Ведущий зажимает в ладонях какой-нибудь мелкий предмет, обычно монетку или колечко. Затем обходит всех игроков по очереди, вкладывая каждому в "лодочку" свои сложенные "лодочкой" руки со словами: "Я ношу-ношу колечко, и кому-то подарю" и незаметно вкладывает этот предмет в ладони одного из игроков. Затем произносит: "Колечко-колечко, выйди на крылечко!" - и «отмеченный» игрок должен вскочить с лавочки и выбежать. При этом задача остальных игроков - удержать убегающего в своих рядах, поэтому "избранный" старается не показывать, что именно ему достался заветный предмет.

Съедобное-не съедобное

Ведущий бросает участникам игры мяч, одновременно называя различные предметы. Мяч нужно ловить в случае, если названный предмет съедобен и отбивать мяч в противном случае.


Камень-ножницы-бумага

Игроки считают вместе вслух «Камень… Ножницы… Бумага… Раз… Два… Три», одновременно качая кулаками. На счёт «Три» они одновременно показывают при помощи руки один из трёх знаков: камень, ножницы или бумагу. Знаки изображены на картинке. Победитель определяется по следующим правилам:
- Камень побеждает ножницы («камень затупляет или ломает ножницы»)
- Ножницы побеждают бумагу («ножницы разрезают бумагу»)
- Бумага побеждает камень («бумага накрывает камень»)
Если игроки показали одинаковый знак, то засчитывается ничья и игра переигрывается. Обычно играли на щелбаны и после игры лоб участников был красным.


Рыбак и рыбка

Участники встают в круг, ведущий стоит внутри его и раскручивает на уровне ног скакалку. Задача участников - перепрыгнуть скакалку.

Резиночки

Всем известная и любимейшая игра всех девчонок во дворах. Два игрока становятся "в резиночку". Один игрок прыгает (выполняет ряд упражнений) - по очереди на всех уровнях. Обычно каждое упражнение выполнялось на всех уровнях по очереди, после чего переходили на следующее упражнение и начинали его прыгать с 1 уровня - так игра была разнообразнее. Иногда прыгалось по-другому - все упражнения сразу выполнялись сначала на 1, затем на 2,3 и так далее уровнях. На 5-6-7 уровнях сложные упражнения отменялись

Уровни игры в резиночку:

Первые - когда резиночка находится на уровне щиколоток держащих
- вторые - резиночка на уровне колен
- третьи - резинка на уровне бедер ("под попой")
- четвертые - резинка на уровне пояса
- пятые - резинка на уровне груди
- шестые - резинка на уровне шеи
- и даже седьмые - резинка держалась руками на уровне ушей.

Я никогда не понимал, как девочкам удавалось так высоко прыгать и задирать ноги. Да, о самой резинке - зачастую это была резинка из трусов, связанная с несколькими такими же. Купить новую было очень сложно из-за дефицита.

Во что поиграть с детьми во дворе. Классики. Штандер. Камушки. Резиночки и другие игры для детей во дворе с подробными иллюстрациями и видео.

Во что поиграть во дворе? Существует очень много традиционных интересных игр, которые не всем известны. Сегодня я хочу рассказать об играх во дворе, которые прошли проверку временем, в которые играли наши мамы, мы, и, надеюсь, будут играть наши дети.

1. Классики – самая известная игра во дворе.

Что развивает игра в классики?

Игра в классики развивает глазомер, координацию движений, чувство равновесия. А еще, как и любая другая игра с правилами, естественно и непринужденно учит ребенка управлять своими поведением в соответствии с правилами. И здесь у ребенка нет протеста, т.к. правила диктуются не взрослым, а самой игрой. Именно умение управлять своим поведением в соответствии с правилами, умение не только побеждать, но и проигрывать является очень важным для подготовки ребенка к школьному обучению.

Что нужно для игры в классики:

  • Небольшая площадка асфальта во дворе дома.
  • Мел, чтобы нарисовать фигуры.
  • Плоская тяжелая шайбу. Ей может быть плоский камешек или черепок. Можно сделать специальную шайбу для игры в классики своими руками. Для этого нужно взять плоскую металлическую коробку из-под монпансье, наполнить ее песком или чем-то тяжелым, заклеить клеем (клеевым пистолетом). Иногда в магазинах продаются готовые тяжелые металлические шайбы для игры в классики. Они очень удобны, но, к сожалению, их сейчас трудно найти в продаже

Какие бывают классики? Как играть в классики?

Самый простой вид игры во дворе – это классики. А самый простой вид классиков – это улитка. В классики «улитка» можно играть даже одному игроку, пытаясь провести мяч по кругу в нужных клеточках. А можно соревноваться в паре, тройке, четверке или пятерке – кто быстрее пройдет улитку без ошибок. Более 5 игроков для дошкольников не следует брать в игру т.к. дети дошкольного возраста не могут долго ждать своей очереди.

1.1.Классики «Улитка»

Классики «Улитка» состоят из обычных клеточек и заштрихованных клеточек.

Правила игры в классики «Улитка»

  • В заштрихованные клеточки нельзя наступать.
  • В заштрихованные клеточки нельзя попадать камешком.
  • Если попадешь на заштрихованную клетку ногой или камешком (шайбой), то придется начинать всё сначала.
  • Если попадешь ногой на любую нарисованную черту улитки, то придется начать сначала.

Если ребенок играет один, то при ошибке он возвращается и начинает всё сначала. Можно ставить задачу на время – за сколько минут удастся пройти улитку без ошибок?

Если играет группа игроков, то при любой ошибке право игры переходит следующему по очереди игроку.

Улитка может быть как очень короткой – счет до 10 (для дошкольников), так и очень длинной с большим количеством клеточек – до 30 клеточек (для школьников).

Несомненный плюс классиков «Улитка» — это то, что для них не требуется большой площади.

Играть в классики «Улитка» очень просто. Собираемся во дворе и устанавливаем очередность по считалке или по жребию.

Тот, кто будет играть первым, начинает.

  • Он бросает камушек (шайбу) в первую клеточку и прыгает на одной ножке в эту клеточку так, чтобы не задеть ни одной линии.
  • Затем носком ноги он старается передвинуть шайбу так, чтобы она передвинулась в следующую клеточку. Если камушек при передвижении попал на одну из линий, то придется начать все сначала. И уступить ход другому игроку.
  • Когда дойдешь до «огня» — заштрихованной клеточки, надо огонь перепрыгнуть. Для этого носком ноги нужно подтолкнуть шайбу и передвинуть ее вперед, пропуская заштрихованную клетку огня. Вслед за шайбой нужно самому перепрыгнуть в эту клеточку. Если шайба или нога задела заштрихованную клеточку или любую линию улитки, то придется уступить ход и начать все сначала.

Задача игрока – провести камушек без ошибок и заступов до середины улитки и вернуться обратно. В середине улитки можно поменять ногу.

Вы спросите – а что делать, если я гуляю во дворе одна со своим ребенком, и других детей нет. Как что? Играть вместе с ним! Стать партнером по игре. И для здоровья полезно! И малыш получит несравненное удовольствие! Я до сих пор благодарна моей маме, бабушке, дедушке за то, с каким удовольствием и с каким творчеством они играли со мной в моем детстве! В том числе во дворе и даже в классики!

1.2. Более сложные классики для игр детей во дворе.

Варианты классиков представлены на рисунках. Их очень много! В них можно начать играть, когда «улитка» уже освоена.

Общие правила игры в эти классики такие. На асфальте во дворе чертят фигуру. Можно начертить фигуру палочкой на земле, но в этом случае линии будут стираться при заступах, и их придется постоянно обновлять. Каждое отделение в этой фигуре – это класс. Все по очереди пытаются пройти все классы (как в школе, только очень быстро).

Как играть в классики с дошкольниками:

Классики для игры с дошкольниками представлены на рисунке выше.

Что делает игрок:

  • Бросает шайбу в первый класс. Если он попал в отделение с цифрой 1 (т.е. в первый класс) и шайба не задела ни одной линии, то можно продолжать.
  • Игрок впрыгивает в первый класс , стараясь не задеть ни одной линии этой фигуры. Если задел линию – то придется передать ход другому игроку. Если не задел линий – можно продолжать дальше.
  • Далее нужно носком ноги выбить камешек наружу из первого класса и выпрыгнуть самому из этого класса. Главное – снова не задеть ни одной линии ни шайбой, ни ногой. Вот и пройден первый класс. Если была ошибка – то придется начать сначала (если играешь один) или передать ход другому игроку.
  • Далее игрок проходит второй класс . Он бросает камешек (шайбу) во второй класс так, чтобы камешек не задел ни одной линии. Прыгает сам на одной ноге сначала в первый класс, а потом во второй класс, не задевая линий фигуры.
  • Выбивает шайбу носком ноги и выпрыгивает сам. Наш игрок прошел уже два класса.
  • Также проходится третий класс.
  • А далее задания изменяются. Проходим четвертый, пятый, шестой и седьмой классы. Игрок берет шайбу в руки и прыгает в четвертый класс . Ребенок встает так, чтобы одна его нога была в четвертом классе, а другая в седьмом (проверьте, когда будете рисовать классики, чтобы это было удобно выполнять ребенку). Далее перепрыгивает так, чтобы одна нога была в шестом классе, а другая в пятом классе.
  • В разных вариантах игры бывает, что требуется повторить предыдущие движения три раза, держа в руке шайбу. Иногда сбоку от классиков рисуют полукруг – место для отдыха. Туда можно впрыгнуть один раз за игру и чуть –чуть отдохнуть.
  • Возвращаемся обратно. Игрок бросает камешек в седьмой класс и запрыгивает в него. Носком ноги ребенок пытается толкнуть шайбу и передвинуть ее в шестой класс. Если это удалось, шайба попала в нужный класс, и ни шайба, ни ноги не задели линий, то ребенок прыгает сам в шестой класс. Дальше он передвигает шайбу в пятый класс, и вслед за ней прыгает в пятый класс. И так доходит до первого класса, выбивает шайбу из него и выпрыгивает сам из классиков. Все классы пройдены!
  • Теперь нашего игрока ждет «экзамен» — так же как и в школе. «Экзамен» может проходить по-разному. Например, можно положить шайбу на носок обуви и пройти через все классы, не уронив шайбу и не заступив на линии или за линии. Если это удалось, то игра в классики закончена. Игрок может оставить игру (другие игроки в это время проходят разные классы) или начать играть снова.

Правила игры в классики:

  • В следующий раз игра начинается с того класса, в котором ошибся игрок.
  • Ошибкой считается: 1) попадание шайбы не в тот класс, 2) заступ ногой на любую линию фигуры классиков, 3) попадание шайбы на любую линию фигуры классиков.

Другой вариант игры в классики во дворе:

  • Игроки не выбивают шайбу за пределы классиков, а ведут ее последовательно от класса к классу (как это делается в классиках «улитка»).
  • В классиках после последнего класса есть полукруглый «дом». В нем можно отдохнуть, постояв на двух ногах перед обратным путем к первому классу. В дом можно попасть, перепрыгнув через огонь.
  • Если игрок случайно попал ногой или шайбой в «огонь», то ему придется пройти дополнительный экзамен. Какой будет этот «экзамен» в игре – решают сами игроки. Варианты экзамена – пропрыгать (без камешка) на одной ноге все классы без ошибок, при этом другие игроки смешат – корчат рожицы, поют смешные песенки. Или зажав вещь (кепку, коробочку) под коленом согнутой ноги, пропрыгать все классы (без шайбы) на другой ноге туда и обратно. Если это удалось, то дается еще одна попытка забросить шайбу в дом. Если этот не удалось, то игрок уступает ход следующему игроку.

Если Вы знаете другие виды игры в классики или помните, как Вы играли в классики в детстве, то буду очень рада, если поделитесь своими опытом в комментариях.

2. Играем во дворе: игра с камушками.

Из камушков можно выкладывать фигуры (можно использовать в дополнение веточки и палочки). А еще можно поиграть в игру, развивающую координацию движений рук. В эту игру меня научила играть моя бабушка, когда мне было четыре года. И с тех пор я в нее играю:). Играть в нее можно не только во дворе, но и в лесу, на пляже, в дороге.

Как играть в игру «Камушки».

Найдите легкие плоские небольшие камешки. Положите один камешек к себе на ладонь. Подбросьте его. Пока камешек находится в полете, Вам надо быстро перевернуть руку ладошкой вниз. Причем рассчитать так, чтобы камушек попал на тыльную сторону кисти руки и остался на ней лежать.

Теперь Ваша рука «смотрит» ладошкой вниз. Вы снова делаете резкое движение кистью, подбрасывая камушек в воздух. И пока камушек летит, Вам надо быстро повернуть руку так, чтобы ладошка снова смотрела вверх. И чтобы камешек «приземлился» ровно на Вашу ладошку.

Если Вам это удалось, что Вы прошли «первый класс».

Во втором классе Вы кладете два камушка на ладошку и пробуете повторить все действия так, чтобы камушки не упали.

В третьем классе Вы кладете на ладошку три камушки. И так далее.

Нам удавалось удерживать на ладони до 8 камешков одновременно (естественно, при тренировке в ходе регулярных игр).

Соревноваться в этой игре нужно не с другими игроками, а с самим собой. Вчера еле-еле один камешек смог подбросить и удержать на руке. А сегодня три!!! Это успех! А завтра попробую четыре! Попробуйте – это не так просто, как кажется на первый взгляд! Но очень увлекательно и полезно для развития!

Другие игры с камешками во дворе, на даче, на пляже.

1. Морская фигура (лесная фигура, городская фигура и т.п.)

Ребенок выкладывает из камешков разного размера и формы фигуру на тему (камешки должны лежать рядом с малышом). Ему дается на это 2-3 минуты. По окончании времени взрослый говорит: «Раз, два, три – морская (лесная, воздушная, городская и т.д.) фигура на месте замри!» и пытается угадать, кто это с помощью вопросов.

Даже если Вы сразу же догадались, кто это, все равно задавайте вопросы. Образцом своих вопросов Вы поможете ребенку научиться вести диалоги и выстраивать вопросы в логической последовательности. Например, спросите малыша: «Это живое или неживое? Оно питается рыбой? Оно большого размера? Оно серого цвета?»

2. Выложи цепочку – загадку из камешков.

Соберите кучку разных камешков. Выложите из них последовательность: большой – маленький – большой – маленький. Или серый – белый – серый – белый. Или ровный – угловатый неровный – ровный – неровный. Или овальный – круглый – овальный – круглый. При этом все камешки должны быть не похожи друг на друга. Например, в последовательности «серый – белый – серый – белый…» камешки могут лежать так:

  • Серый большой овальный
  • Белый большой круглый
  • Серый маленький круглый.
  • Белый большой овальный.
  • Серый маленький неровной формы.
  • Белый маленький овальный.

Для того, чтобы «разгадать» Вашу загадку из камешков, то есть понять закономерность построения последовательности, ребенку придется проанализировать ситуацию и выделить существенный признак от несущественных. Попросите ребенка продлить ряд камушков дальше и проверьте, смог ли он действительно понять закономерность. Помогите малышу вопросами и уточнениями, похвалите его!

После нескольких таких Ваших загадок (конечно, не надо их делать в один день!), малыш сможет и сам загадать Вам аналогичные загадки. Обязательно покажите ему, как Вам интересно разгадывать его загадки! Доставьте радость и себе, и ребенку!

3. Играем в «Штандер» во дворе!

В «Штандер» можно играть с детьми 6 лет и старше.

Все игроки стоят в кругу. Один из них – водящий (назовем его Ромой). У Ромы в руках мяч. Рома подбрасывает мяч и выкрикивает одно из имен игроков (например, Рома выкрикнул: «Саша!»). Все игроки начинают разбегаться в разные стороны, кроме названного по имени игрока Саши. Названный по имени игрок (Саша) быстро подбегает и ловит мяч. Как только Саша поймает мяч, он старается бросить мячик в разбегающихся детей и «запятнать» их, задев их мячиком. Игроки стараются разбегаться так, чтобы в них было трудно попасть мячиком.

Если Саша попал в игрока своим мячом (например, Саша попал в Лену и запятнал ее), то Лена либо выбывает из игры, либо ей назначается фант (какое будет задание, обговаривается до игры, оно может меняться – прокукарекать, проскакать на одной ножке, спеть песню, загадать загадку и т.д.). Если Саша бросил мяч и ни в кого не попал, то Саше назначается фант для отыгрывания, т.е. штраф (какой будет штраф – фант тоже обговаривается до игры)

Игрок, названный по имени (Саша), имеет право либо просто бросать мячик в убегающих детей, либо остановить их. Если он хочет их остановить – «заморозить», то как только он поймает мяч, он громко кричит: «Штандер!». И все игроки должны замереть на месте. Саша начинает целиться мячом в одного из игроков (например, он хочет запятнать Сережу). Сережа, как только он видит, что его хочет запятнать Саша, может уклоняться в сторону, приседать, но не может сойти с места, где его «заморозили».

Играть в штандер хорошо вечером, когда уже не так жарко. В моем детстве «Штандер» была одной из наших любимых игр в школьном возрасте в летнее время. Мы играли в «Штандер» и во дворе, и на летнем выездном отдыхе. Поиграйте и Вы. А если Вы знаете другие правила игры в «Штандер», то буду благодарна, если поделитесь ими в комментариях к статье.

4. Игры во дворе со скакалкой (с прыгалками).

Наверняка многие взрослые уже забыли о том, что можно не просто прыгать со скакалкой, а еще и играть в разные игры. Варианты игр со скакалкой с детьми во дворе я описала ниже. А также множество игр со скакалкой во дворе Вы найдете в замечательном видео!

4.1. Повтори движения.

Для игры нужно чтобы у всех игроков была своя скакалка. Ведущий прыгает на скакалке. Каждые десять прыжков он прыгает по-разному (на двух ногах, на правой, на левой, с перекрестом рук, с двумя оборотами скакалки за один прыжок, с переступанием с ноги на ногу как при ходьбе, с высоким подниманием колен и т.д.). Все другие игроки как зеркало повторяют за ведущим эти движения. Если игрок ошибся – он выходит из игры.

4.2.Шел крокодил.

Играют по очереди, т.е. достаточно одной скакалки на всех игроков. Первый игрок начинает прыгать со скакалкой и говорить слова стишка: «Шел крокодил. Трубку курил. Трубка упала и написала». На последнем слове рифмовки игрок бросает скакалку на землю. Скакалка падает, образуя замысловатый узор из петелек. Дальше нужно встать одной ногой в одну из самых больших петелек и простоять на ней, пока другие игроки считают до 10 (в школьном возрасте можно считать и до 20) или пока до конца не прочитают рифмовку. Один игрок может смешить, пока все другие читают стишок. Задача – не обращая ни на кого внимания, простоять на одной ноге.

Эта игра учит ребенка управлять своим поведением, концентрировать внимание, развивает чувство равновесия.

Победивших в этой игре нет. Все игроки играют с удовольствием. Всегда интересно и неожиданно, какой узор получится из упавшей скакалки. Иногда бывают столь маленькие петельки, что непонятно как в них можно устоять. Иногда большие петли. Другим игрокам интересно смешить. Игра доставляет удовольствие всем!

Правила игры со скакалкой:

  • Если ребенок не смог пропрыгать на скакалке всю рифмовку до конца (скакалка запуталась), то он тут же уступает ход следующему игроку.
  • Если ребенок не смог простоять на одной ноге, то он тут же передает ход следующему игроку.
  • Если ребенок смог сделать всё без ошибок, он получает право поиграть еще второй раз, а дальше в любом случае уступает место следующему игроку.

4.3. Игра со скакалкой «Алфавит».

Со школьниками можно поиграть во дворе в алфавит. При каждом прыжке нужно называть букву алфавита по порядку. Способ прыжка должен быть сложным, требующим координации движений – например, с перехлестом рук через один прыжок.

Если игрок сделал ошибку в алфавите или запутался в скакалке, то он тут же должен назвать растение (животное или город) на эту букву, пока игроки считают до трех. Если он это смог сделать, то он может начать прыгать сначала. Если нет – то он передает скакалку следующему игроку.

С дошкольниками можно упростить эту игру — называть цифры. И способ прыжка сделать простым, без излишних движений.

4.4. Игра «Рыбак и рыбки».

В эту игру можно играть и вдвоем – втроем. Но веселее играть в нее в большой компании взрослых и детей. Для игры потребуется скакалка или веревка. Все игроки встают в круг. В центре круга стоит рыбак. В руках у рыбака скакалка, сложенная в несколько сложений – это его «удочка». Он начинает ловить рыбу. Рыбак опускает один конец своей удочки на землю (при этом ручка скакалки находятся в ладонях рыбака, а к детям направлена часть скакалки, напоминающая веревку – леску удочки). Рыбак крутит свою удочку по кругу, пытаясь задеть веревкой (скакалкой) ноги детей. Дети подпрыгивают вверх при приближении удочки, чтобы скакалка их не задела. Если скакалка задела ноги ребенка, то его «поймали», и он выходит из игры.

Задача рыбок — остаться в игре до ее конца (чтобы рыбак их не поймал).

5. Игры во дворе. Играем с палочкой. Малечена-калечина

Для игры Вам понадобится палочка длиной в 20-30 см. Палочка нужна каждому игроку.

Выбирается ведущий и игроки. Каждый игрок берет палочку. И все, включая ведущего, хором говорят:

«Малечена – калечина,
Сколько часов
Осталось до вечера,
До зимнего?»

После этого все игроки ставят палочку на свою ладонь вертикально и стараются удержать ее в этом положении, не помогая другой рукой и ничем ее не придерживая. Как только все дети поставят палочки на ладошку, ведущий начинает считать: «Раз, два, три… десять!» Выигрывает тот, кто дольше продержал палочку на ладошке.

Если детям это легко удается, то ведущий может в игре усложнить задание – попросить удерживая палочку ходить, присесть и встать, повернуться влево, вправо, вокруг себя.

Правило игры:

Еще сложнее удерживать сразу две палочки — одну на правой руке, а другую на левой ладошке.

6. Резиночки – любимая игра во дворе из нашего детства

С помощью этого замечательного подробного видео Вы вместе с детьми сможете вспомнить все фигуры игры в резиночку или научиться играть в нее!

Для игры Вам потребуется тройка игроков. Два из них держат резиночку, а один прыгает. Если прыгающий делает ошибку, то он уступает место следующему игроку и меняется с ним местами. Теперь уже прыгает другой игрок, а первый держит резиночку.

Какие движения можно делать в этой игре, уровни игры, подробную видеозапись каждого упражнения вы увидите в этом видео для детей

А что делать если нет тройки игроков? В моем детстве мы решали этот вопрос очень просто — зацепляли резиночку за забор или за дерево или за любую металлическую конструкцию для лазания во дворе или даже за горку. Тогда можно играть и вдвоем, и даже одному. Прыгали мы в резиночки не только во дворе, но и дома (но это возможно только на первом этаже, чтобы не волновать соседей) – тогда мы прицепляли резиночку за два стула, и можно было играть даже одной. На стулья для утяжеления клали тяжелые предметы, например, книги.

Еще мы играли в резиночку «одной парой». Если кто-то ошибался, то следующий игрок должен был сначала выполнить движение за него – «выручить» его. А уже затем выполнять свои движения. Если второй игрок тоже ошибался, то очередь переходила к третьему игроку. И третий игрок выручал и первого, и второго, а затем прыгал за себя. Иногда выручать приходилось по второму кругу. Это вариант игры для школьников, если не хватает игроков.

Обычно одни и те же движения в игре в резиночку повторяются. Но сначала резиночка натягивается на уровне стоп, затем на уровне голени, затем на уровне коленей, еще сложнее – на уровне бедер. И самый сложный уровень – уровень пояса. Это перечень уровней для детей от 6-7 лет и старше.

А вот еще одно видео с фигурами прыжков с резиночкой!

Если Вам понравились эти игры во дворе, а статья оказалась Вам полезной, буду благодарна за комментарий к статье.

Советские дети готовились к лету заблаговременно. Проверялась упругость камер для купания, выкатывался велик с трещотками, из двух линеек мастерился бумеранг, и ежедневно придумывались все новые и новые затеи.

Альтернатива пейнтболу

Летом одним из любимых развлечений становились водные баталии. В качестве «оружия» выступала самодельная альтернатива водным пистолетам – «брызгалки». Смастерить устройство было просто, главное – подкараулить, когда в ванной закончится шампунь в пластиковом флаконе или проследить, чтобы мать не выбросила бутылку от «Белизны».

Раскаленным на плите гвоздем делалось отверстие, куда вставлялась шариковая ручка без стержня. Чтобы ничего не протекало, в месте соединения лепился пластилин. Всё! «Оружие» к бою готово! Первая партия воды обычно набиралась дома, а затем на колонках или в реке. Чем больший объем воды вмещался в «брызгалку», тем она была ценнее. Кстати, у «оружия» была и еще одна функция: с ее помощью можно отлично утолить жажду в момент затишья «боя». А затем наступила эра одноразовых шприцов и водных пистолетов, но с их доступностью ушло все очарование водных забав.

Пластилиновые войны

Менее эстетичным устройством для нанесения морального вреда повсеместно становились «харкалки». Существовало два варианта этого нехитрого приспособления: крутой и обычный. Для первого требовалась стальная трубочка – достать ее было не просто, поэтому такая «харкалка» считалась особенно ценным приобретением. Прямо на нее налепливался пластилин – чем больше, тем лучше. Принцип действия нехитрого девайса был примитивен. Маленькие кусочки пластилина заправляли в трубку и «выстреливали» во всё подряд: в девчонок, в зазевавшихся ворон, самые отчаянные стреляли в прохожих. Почти всегда позволяющий «злоумышленнику» оставаться незамеченным, более компактный и доступный был второй вариант «харкалки». Он стал неизменным атрибутом любого мальчишки с моментом появления в продаже гелиевых ручек. Вместо пластилина обычно использовались различные крупы, чаще гречка.

Без чиркаша, как без рук

Чиркаш на ботинке долгое время оставался одним из обязательных атрибутов дворового стиля. Оснастить собственную обувь чиркашом можно было в считанные минуты. Всё, что требовалось, - фильтр от сигареты, спичечный коробок и отсутствие родителей дома. Сигаретный фильтр обычно размещался на внутренней стороне торца подошвы. Затем его поджигали, и в тот момент, когда он становился темным, быстро прикладывали ребро спичечного коробка с серой, которая удивительным образом оставалась на ботинке. Подойти к компании, сидящей на спинке скамейки, закинуть ногу на сиденье и эффектно поджечь спичку о ботинок, - подобными умениями обладали почти все мальчишки во дворе. Главное, чтобы дождя на улице не было. Младшие использовали чиркаш для «запаливания кострика», более взрослые – для прикуривания сигарет.

Тяжелый металл

Гаражи или сараи, особенно если их было много, заменяли во многих дворах детские площадки. В узких проходах между металлическими (или деревянными) постройками дни напролет гонялись друг за другом на великах или демонстрировали скоростное прохождение этапов. А еще именно рядом с гаражами можно было найти аккумуляторы. В любую металлическую посуду, а чаще просто консервную банку, из аккумулятора выколачивали пластинки свинца. Затем емкость нагревали на костре и с восторгом смотрели, как плавится и сверкает серебристая тяжелая жидкость. Из нее можно было сделать всё, что угодно. Достаточно было сделать в глине или плотной земле углубление нужной формы.

«Волшебный» карбид

Узнаваемый запах и «волшебные» качества – находка карбида становилась настоящим событием во дворе. Если рядом работают газосварщики, шансы стать героем дня увеличивались многократно. Главное – улучить момент, когда работяги вытряхнут карбид из баллона, и оказаться на месте сразу после их ухода. В куче грязновато-белого порошка почти всегда удавалось найти несколько камушков, с которыми можно было проделывать разные «фокусы».

Можно было поджечь лужу или согреть руки, сжав карбид и погрузив его в воду (чаще обычную лужу). А еще помещали его в бутылку с водой, затыкали пробкой и долго наблюдали за происходящей внутри реакцией. Но с наибольшей эффективностью карбид использовался в самодельных пушках, которые мастерили из пустых баллонов «Дихлофоса». Срезали горлышко, на дне делали отверстие, внутрь клали карбид, слегка смачивали его водой, замазывали все отверстия, кроме донного, трясли минут пять, а затем подносили к дырке на дне зажженную спичку. Эффект от взрыва пару дней обсуждал весь двор, снова и снова пересказывая историю с новыми «всплывающими в памяти» подробностями подобных ужасающих экспериментов с карбидом и реальными жертвами.

А город подумал: ученья идут

Игры с карбидом были весьма опасным развлечением, но это придавало затее остроты. То же самое касается и незатейливых игр с шифером. Материал был очень распространен, и найти его фрагменты, а, если повезет, и целые листы, не составляло большого труда. Развлечение состояло в том, чтобы закинуть шифер в костер, а затем «залечь в укрытии» и дождаться, когда шифер начнет «стрелять».

Зачастую к концу «забавы» от костра мало что оставалось: «взрывающийся» шифер просто раскидывал его в разные стороны. Чтобы округа сотряслась от резкого взрыва, можно было использовать и пустой флакон от любого аэрозоля, на котором написано «Осторожно! Огнеопасно! Не подвергать нагреванию». В детстве многие поступали с точностью наоборот. В лучшем случае игры заканчивались приводом в комнату милиции и беседой с участковым, в худшем – трагедией.

Каждый уважающий себя пацан должен был подготовить к лету минимальный арсенал из самострела, «бомбочек» и дротиков, на крайний случай, - запастись пистонами от игрушечного револьвера. Проще всего было сделать дротики, которые по своим качествам иногда превосходили магазинные аналоги.

Для изготовления древнейшего метательного оружия требовался небольшой лист бумаги (страницы из школьного дневника отлично подходили), спички, иголка, клей и нитки. Умельцы мастерили дротики из сварочного электрода, заточенного об асфальт. Для большего шика такое оружие украшалось птичьими перьями. Стать обладателем самого примитивного самострела было еще легче. На один конец подходящей рейки приматывалась прищепка, на другой – прикреплялся жгут (или любой другой эластичный материал). Стрельба велась горящими спичками.

Единственный минус – «оружие» было однозарядным. Послушные отпрыски, помнившие о родительских наставлениях, что спички детям не игрушка, мастерили из бумаги водные метательные снаряды – «бомбочки», которыми швырялись с балконов в любые движущиеся мишени. Если мастерить «бомбочки» было лень, сбрасывали обычные пакеты, наполненные водой. Весело было всем, кроме тех, рядом с кем «разрывался» «снаряд».

Кто такой Дворовой , Дворничий? Думаете, что это дворник, танцующий с метлой по двору? Нет, речь пойдет о младшем брате Домового, это ещё один легендарный герой славянской мифологии. Этот дух имеет несколько названий, и все будут правильными — его называют также Хлевником, Стайником, Дворовушкой. Дворовой редко попадается на глаза человеку, всё чаще его присутствие замечают по поступкам, шалостям. А когда всё мирно, да гладко во дворе у крестьянина, так вроде бы и ни при чём наш сегодняшний персонаж.

Где живёт Дворовой и чем он занимается?

Младший брат Домового никогда не заходит в дом, живёт в хлеву вместе со скотом. И служба у него простая (а может, и не очень простая)- следить за порядком во дворе и в загоне для домашних животных.

Дворового не слышно и не видно до тех пор, пока хозяева дома ведут себя прилично (по мнению хозяина двора). Но, как только что-то придётся не по нраву, тут он себя проявит на полную катушку. В итоге всех его безобразий пострадает в первую очередь скотина: чахнуть начнёт, расти плохо, коровы доиться перестанут, куры плохо нестись. Дело может дойти до гибели животного. Тогда крестьянину придется продать животное.

Что может разозлить духа двора?

Почему Дворовой может навести порчу на скот ? А всё дело в самих хозяевах. Своим поведением Хлевник хочет показать своё неуважение к хозяину дома, если он ленив и неопрятен, если долго спит с утра, а работу по двору и в хлеву доделывает поздно вечером. Так же Дворовой не любит нечёсаных женщин, с непокрытой головой.

А самое страшное наказание Дворовой может учинить за брань между супругами. Особенно, если они начинают скандалить прямо в стойле для животных.

Тут уж Дворовушка покажет, на что способен: перевернёт кормушки, разбросает зерно по хлеву, накидает в кормушки навоза. Во дворе подымет пыль, развалит поленницу дров, сломит забор, ещё и нечисть всякую соберёт во дворе, так что даже куры с котами попрячутся.

Дело в том, что Дворовой питает особую симпатию и собакам, их он не обижает. Так же он не трогает козлов, а куры ему просто неподвластны — у них есть свой куриный бог.

В общем, от взбалмошности Дворовушки могут перепугаться все вокруг.

Как утихомирить взбесившегося Хлевника?

Простой способ использовали предки, чтобы поставить на место распоясывавшегося духа: подвязывали за лапку дохлую сороку, подвешивали её посредине хлева, под потолком вниз головой. При виде дохлой сороки Дворовой утихал и забивался в углу.

Чтобы впредь такого не случалось, хозяева должны себя вести подобающим образом, и Дворового вовремя задабривать и благодарить за то, что он их животинку бережёт от разной нечисти.

Как задобрить дворового духа?

  • Хозяева должны вовремя чистить хлев, прибирать двор.
  • Перед тем, как войти в хлев, хозяйка должна кашлянуть или ещё как-то дать понять, что она сейчас войдёт.
  • После того, как покормят скотину, нужно и Дворового угостить — оставить краюшку хлеба, кусочек сахара или каши лужку, положить всё это в уголке со словами: «Вот и тебе гостинчик, батюшка дворовой. Угощайся, не побрезгуй, мы к тебе со всей душой».
  • Иногда хозяева, обеспокоенные поведением домашних животных, привязывают в хлеву под потолком мешочек с монетками. Говорят, что если подойти тихонько к дверям и прислушиваться, можно уловить звон монеток — это Дворовой забавляется.
  • Ещё рекомендуется в хлеву подвесить большую метлу из пышных еловых или сосновых веток.

Все эти нехитрые мероприятия подружат хозяев дома с дворовым духом.

На ласку и добро и капризный дух ответит добром

Дворовой любит, когда с ним советуются, если надумают привести новое животное в дом. Заранее нужно приготовить коробку с монетками и разноцветными лоскутами, тарелочку с едой и обратиться к Дворовому:

«Батюшка Дворовой, всей скотинки смотровой. Любим тебя и почитаем, всех зверушек тебе доверяем. Прими и ещё одну зверушку под свой надзор».

После такой просьбы-обращения можно во двор новое животное заводить.
Этот же обряд можно проводить и в тех случаях, когда домашнее животное приболело, стало вялым или буйным.

А чтоб не доводить дело до крайности, дворового духа, Хлевника, нужно почитать постоянно. Вот такой загадочный – добрый смотритель за двором , и строгий «воспитатель» для нерадивых хозяев дома.

Похожие статьи