Дементьев никогда не жалейте вдогонку. Борис пастернак - никогда ни о чем не жалейте текст песни

27.09.2019

Читает Виктор Астраханцев

* * * * *Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.

Никогда не жалейте о том, что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось
Да надежды, как птицы, парили в душе.

Не жалейте своей доброты и участья.
Если даже за всё вам - усмешка в ответ.
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство...
Не жалейте, что вам не досталось их бед.


Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте.
Но ведь песни берет он из вашей души.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте -
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы.

= = = = = = = = = = = = = =
= = = = = = = = = = = = = =

КТО РАНЬШЕ СКАЗАЛ "Э"?



Как ни велик русский язык, поэту всё не хватает слов, чтобы выявить свои образы, и он озабочен поисками яркого и точного слова. Некоторые даже придумывают новые слова, а другие, наоборот,вводят в свой текст слова или строчки написанные другими, переосмысливая или цитируя их. Что порождает недоуменные вопросы к подобным повторам и заимствованиям. Действительно, появление в новом сочинении созданных ранее выразительных средств - это сильно действующий и чувствительный для авторов момент, и он не остается без их внимания.

Возможно, поэтому и возникла публикация Виолетты Баша
"Бездонно и бездомно". Заимствование - от открытий к штампу»
https://www.сайт/work/1423714/
Приглашаю поразмыслить на эту тему –что есть заимствования, и каковы их цели и границы?

В своей публикации Виолетта ставит вопрос о происхождении блестящей по форме и глубокой по смыслу словесной формы «бездонный – бездомный». Автор задается вопросом «Бездонной и бездомной - кто первый?» И, отвечая на него, делает вывод, что это блестящее созвучие впервые возникло в стихах Маргариты Алигер «Дом в Медоне» 1967года, а потом было повторено автором публикации в 1998 году в стихотворении « И снова в небе журавли».
Автор делает вывод:
= Таким образом открытие "бездонной-бездомной" - это Алигер по следам Цветаевой. Я, увы, только вторая. А вот после - пошло-поехало. =

Действительно,сочетание «бездонно – бездомно» производит эффект консонансного звучания. В этих словах-близнецах повторяются практически всех звуки, с заменой сонорного Н на М. А беспредельность бездомовья создает напряженный эмоциональный образ.
Однако, несмотря на указанный автором след, в стихах М.Цветаевой этих слов не обнаружено. Ни в строчке, ни в рифмовке.
Только в одном стихотворении применяет М.Цветаева слово «бездомная»: в 6-й части цикла«Бессонница» от 1 авг. 1916 года:
= Сегодня ночью я одна в ночи –
Бессонная, бездомная черница! =
Но в этой строчке не разглядеть следа этого звучного повтора
И хотя неприкаенность Марины Цветаевой – характерная черта её трагической судьбы, а сердце настоящего поэта по словам Е.Евтушенко, это дом бездомности, тем не менее, Марина Цветаева не причастна к созданию этой словесной жемчужины.

Эти слова-близнецы введены в русскую поэзию Александром Блокомв его стихах «С мирным счастьем покончены счеты...», 1910 г.Вот эти строки::
. . . . . . . .
Жизнь пустынна, бездомна, бездонна ,
Да, я в это поверил с тех пор,
Как пропел мне сиреной влюбленной
Тот, сквозь ночь пролетевший, мотор.

Образ жизни со страшной душевной пустотой для Блока не случаен. В несколько измененном виде он проявляется также и в стихах «Шаги командора»

Жизнь пуста, безумна и

бездонна !
Выходи на битву, старый рок! =

Эти словообразы «бездомный, бездонный» являются особенностью поэтического мышления А.Блока и входят в ядро его поэтического словаря. Несколько тому примеров:

= …В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны. (Ветер принес издалека)

Как в годы юности, не знаю
Бездонных чар твоей души...(ВячеславуИванову)

Двадцатый век... Еще бездомней ,
Еще страшнее жизни мгла … (Два века)

И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу. (Незнакомка)

Как страшно! Как бездомно (Обман)

Я пронесу тебя над бездной,
Её бездонностью дразня. (Демон)

= Мы бездомны бессемейны, бесчинны, нищи - что же нам терять? (Интеллигенция и революция). Маргарита Алигер вобрала в свои стихи всю строку Блока, заменив только слова «Жизнь пустынна» словом «всё»:
= А до Камы от Медона
Все бездомно и бездонно =
и наполнила бездну блоковского одиночества реалиями жизни М.Цветаевой:
= Нет ни адреса, ни крова.
Нет ни голоса, ни слова.
Нет ни дочери, ни мужа.
Только ужас, только стужа. =
Очень сильные и точные стихи!

В своем стихотворении Виолетта повторяет тот же ход, забрав себе строчку М.Алигер,
и переставив слова местами:
= В движении медленного лета,
В излучинах кувшинных дней,
В узорах солнечного света
На согнутой руке моей,
В глазах бездонных и бездомных
В усталости к исходу дня,
В слезе, скатившейся с иконы,
Есть только Бог. Но нет тебя. =

Но есть ли в этих двух случаях заимствования?

В первом случае бесспорно -Маргарита Алигер сохраняет не только исходный текст, но и его общую тональность, эмоциональное наполнение. Обрисовывает скитания Цветаевой через надземность Блока. Виолетта Баша переносит в стихи только словосочетание, при этом допуская снижение стиля и высоту исходного образа. Эта утрата драматизма и эмоциональной сгущенности образа снимает вопрос о заимствовании. От первичного образа остаются только слова-близнецы.
Отсутствие заимствование подтверждается еще и тем, что автору стихов, как выяснилось, не было доподлинно известно о происхождение этого поэтического образа. Но это уже совсем иная сторона дела.

В сетевой поэзии последнего десятилетия встречается множество вариаций использования сочетания «бездомный – бездонный». Очень уж привлекателен этот полнозвучный образ, позволяющий придавать ему разнообразный характер.
От попыток выражения тоски и печали:
= Грусть моя бездонная , любовь бездомная
Бродягой ходит по земле. =(из песни Стаса Пьехи)

До бесшабашного ёрничества:
= Я - бездомный ,
я -бездонный ,
Я - роскошный хулиган,
Я - оркестр разгульных песен,
Дерзок, весел, смел и пьян. =(стихи Андрея Соколова)

Однако, несмотря на использование в этих текстах слов-близнецов, считать их заимствованием из Блока тоже не верно. Нет и следов глубины исходного образа.
Кроме этого, у многих сетевых авторов исходные понятия оторваны друг от друга и разнесены по разным словесным структурам:

= Людской жестокости бездонной….
Свидетель ада, пёс бездомный =(
http://www.mypishem.ru/stihi/stihi-bez-rubriki/bezdomnyi-p-s.html

= Здесь стою я - бездомный -
Но город бездонный
В глазах... =(автор - Алексей Сверчков)
http://www.sunhome.ru/poetry/1132679?print

Не желая далее утомлять читателя перлами сетевой поэзии, отмечу только, что в приведенных примерах исходное словосочетание и его словообраз в блоковской трактовке оторваны друг от друга. Остались лишь звуковые повторы или в лучшем случае рифмы, и считать их заимствованием нельзя. И вообще сомнительно, знали ли вообще эти поэты о первоисточнике этих красивых слов.

Теперь посмотрим цитируемые Виолеттой стихи Светланы Ромашиной:
= И снова в небе журавли
Курлычут в синеве бездонной .
Меня на крыльях унесли
В мечтах бродягою бездомной.
Ныряю с ними в облака,
Под купол неба пилигримом,
Я жизни суть наверняка
Познаю в стае журавлиной.=

Слова-близнецы«бездонный - бездонный» обособились, превратились в рифмы и определения разных объектов. Одно слово описывает синеву небес, другое -приставлено к бродяге. Оторвавшись друг от друга, они потеряли эффект своего колокольного звучания. Исходная цельность образа утрачена, факта заимствования нет.

Включение в стихи каких-то ярких слов совсем не означает, что один автор вылавливает у другого золотых рыбок. Он может их найти самостоятельно, не повторяя намеренно чей-то образец. У слов своя жизнь, и вынутые из словаря или из книги слова еще не являются предметом авторства. Они должны пройти художественную обработку.
Так, например, рифмовка слов,«свободу» и «народу» совсем не означает подражание Пушкину.
И только слившись в одну фразу:«Народу свободу!» они становятся слоганом или речёвкой.



Эти заметки, как уже сказано, написаны в развитие публикации В.Баши, в которой считается негативный подтекст по отношению к заимствованиям. И это понятно, ведь вопросы приоритета очень чувствительны для авторов.

Однако, есть и другой подход к заимствованию, повтору темы, сюжета,к прямым или косвенным подражаниям. Ведь модели художественного сознания живут самостоятельной жизнью независимо от времени, неожиданно проявляясь в самых неожиданных моментах творческого мышления.
Русская поэзия богата талантливыми подражаниями или развитием известных тем и образов. Например, Пушкиным написаны несколько подражаний: Корану, Анакреону, Данте, а также стихи по мотивам Шенье, Пиндемонти. Некоторые из них по своей поэтичности превосходят оригинал. Пушкинский Онегин вызван личностью Байрона и его героями. У Лермонтова есть «Подражание Байрону»,заимствования из Цейдлица «Летучий корабль». У Некрасова подражание Лермонтову- «В неведомой глуши». Читатели могут продолжить этот ряд.
Богата заимствованиями и зарубежная литература.


В своем подражании автор стремится развить тему или литературный образ, обогатить его новым видением, разработкой, сравниться с ним или оспорить.
Кроме того, авторов всегда привлекает желание осмыслить вечные сюжеты и образы:Дон Жаун, Дон-Кихот, Гамлет, Сольвейг, Демон и др.
Ироническое подражание оригиналу лежит в основе целого жанра литературной пародии.
Кроме литературных образов самостоятельной жизнью живут отдельные словосочетания и крылатые слова, отдельные фразы из пьес, например, Шекспира, А.Грибоедова, Островского и др., из басен. В их числе также поэтические тропы, образные или звучные и красивые словосочетания, одним из которых «бездомное-бездонное», явившееся поводом для данной публикации.
При их оценке решающим моментом является талантливость разработки, глубина или современность осмысления исходного образа.
Все упомянутые использования в собственном сочинении ранее известного представляет обширный литературное пространство лексики и образов,которое напитывает творчество, вызывает моменты творческого состязания и тем самым развивают литературу.
Потому настоящий интерес вызывает не только тот,кто первым сказал “Э ”, но и те, кто услышав А, говорят Б, В и следующие буквы алфавита.



= = = = = = =
*заимствовано из Ревизора» Н.Гоголя.

26 июня 2018 года перестало биться сердце выдающегося поэта современности Андрея Дементьева . Он совсем немного не дожил до своего 90-летия. Казалось бы, еще совсем недавно прошел его творческий вечер в Ростове в Донской государственной публичной библиотеке. Поэт был бодр, активен, общителен, жизнелюбив и доброжелателен. Этот творческий вечер прошел с аншлагом. И вот пришла печальная новость.

Андрей Дементьев один из моих любимых поэтов. Он всегда приятно поражал меня своей добротой, открытостью и оптимизмом. У Дементьева не было так называемой «звездной болезни».

Андрей Дмитриевич родился 16 июля 1928 года в Твери. Свою литературную деятельность начал в 1948 году. Работал в газете «Калининская правда», заведовал отделом комсомольской жизни газеты «Смена», был инструктором отела пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ.

С 1967 года Дементьев жил в Москве. Был главным редактором легендарного советского журнала «Юность» (с 1981 по 1992 годы). Тираж этого журнала при Дементьеве был свыше 3 миллионов экземпляров!

И все же, Дементьев вошел в историю как поэт, в том числе, как поэт-песенник. В советское время были известны и популярны песни на его стихи «Аленушка», «Лебединая верность», «Отчий дом», «Баллада о матери».

Кстати, песня на стихи Дементьева «Яблоки на снегу», которую замечательно исполнил Михаил Муромов (он же и написал музыку к этой песни) была супер-шлягером в Советском Союзе в конце 80-х годов прошлого века.

Стихи Андрея Дементьева в народе всегда были любимы. Хочу напомнить, что президент России Владимир Владимирович Путин 8 марта 2018 года, поздравляя женщин с Международным женским днём, прочитал стихи Андрей Дмитриевича Дементьева «Я знаю, что все женщины прекрасны».

Дементьев был еще и прекрасным ведущим. Он вел различные программы на телевидении и радио. Принимал участие в разных политических ток-шоу. Помню, он как-то сумел переспорить самого Жириновского в программе Владимира Соловьева «К барьеру!».

У Андрея Дементьева есть одно стихотворение, которое мне нравится особо. Когда мне грустно и тоскливо на душе, я его всегда читаю. Стихотворение называется «Никогда ни о чем не жалейте».

«Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.

Никогда не жалейте о том, что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось
Да надежды, как птицы, парили в душе.

Не жалейте своей доброты и участья.
Если даже за все вам — усмешка в ответ.
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство…
Не жалейте, что вам не досталось их бед.


Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте.
Но ведь песни берет он из вашей души.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы».

Лично мне эти строки помогают жить. По-моему, написано гениально! Надо сказать, что это стихотворение Андрея Дмитриевича очень любят и почитатели его таланта. Дементьева всегда просили на творческих вечерах прочитать «Никогда ни о чем не жалейте». И поэт всегда это делал.

Но на этот раз я не могу сказать, что я ни о чем не жалею. Мне очень жаль и грустно, что навсегда ушел от нас в Вечность выдающийся поэт и человек с большой буквы Андрей Дмитриевич Дементьев.

Георгий БАГДЫКОВ.

Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.

Никогда не жалейте о том, что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось
Да надежды, как птицы, парили в душе.

Не жалейте своей доброты и участья.
Если даже за все вам - усмешка в ответ.
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство…
Не жалейте, что вам не досталось их бед.


Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте.
Но ведь песни берет он из вашей души.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте -
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы.

Анализ стихотворения «Никогда ни о чем не жалейте вдогонку» Дементьева

В жизни каждого человека рано или поздно наступают моменты переосознания, переосмысления пройденного жизненного маршрута. Наверное, именно с помощью таких моментов рефлексии к человеку приходит мудрость. Поэты в большинстве своем не исключение, и они вдохновляются этими моментами. В поэтическом мире можно встретить немало произведений, посвященных именно осмыслению прошлого. К таким смело можно отнести и стихотворение Андрея Дементьева «Никогда ни о чем не жалейте».

Центральным героем в произведении выставляется сам автор, его стих – это послание читателю, обобщенному адресату. Уже с первых строк он обращается с напутствием «Никогда ни о чем не жалейте». С высоты своего опыта, прожитых лет, он напутствует, призывает не оглядываться на прошлое, потому что оно прошло, и без него не было бы того настоящего, что имеется сейчас. Прошлое не поддается никакому изменению, оно уже свершилось, его можно только переосмыслить и отпустить, порвав с ним «непрочную нить».

Автор призывает не жалеть о добрых поступках и свершениях, как бы они не обернулись читателю в итоге. Он высказывает свое отношение к добру и злу, к гениальности и простоте. Он учит в любом случае оставаться терпимым, прощать обиды, упреки и зло. Ведь если не зацикливаться на прошлом, то жизнь в настоящем заиграет куда более яркими и чистыми красками. Каждый человек в глазах поэта уникален по-своему, и все, что происходит в жизни каждого – не зря, потому что все находится в тесной взаимосвязи. Именно эту взаимосвязь поэт подчеркивает в своем произведении, и это является одним из главных посылов всего стихотворения.

В качестве средств выразительности автор прибегает к метафорам (скомкав грусть, озеро души), олицетворению (надежды, как птицы), использует антитезы – «поздно или рано ушли», «случилось или случиться не может». Не пренебрегает поэт и иронией («не жалейте, что вам не досталось их бед»). Особое внимание уделяется точным смыслам, нежели средствам выразительности. Автор предпочитает говорить с читателем прямо, без витиеватых сравнений, и его метафоры понятны практически каждому. Строфы объединены анафорами, лишь третья строфа выбивается из общего анафорического ритма, подчеркивая, возможно, главный посыл поэта.

Автор использует четырехстопный анапест и обращается к читателю в дружеской беседе, что подчеркивается выбранным стихотворным размером, чередованием мужской и женской рифмы, а нужный ритм задается рифмой перекрестной. Мысль автора разворачивается от строфы к строфе, что позволяет определить жанр не только как стихотворение-послание, но и как стансы.

Похожие статьи