Анализ «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери. Анализ произведения «451 градус по Фаренгейту» (Брэдбери)

21.09.2019

1. Образ будущего в романе.

2. Причины эволюции убеждений Гая Монтэга.

3. Значение романа в понимании настоящего и будущего.

Р. Брэдбери - один из величайших американских писателей-провидцев, сумевший предугадать многие негативные процессы и явления, которые мы наблюдаем в обществе в настоящее время. Его роман «451 по Фаренгейту» воссоздает будущее, в котором жизнь подчинена совершенно иным законам. В этом мире дети разучились задавать вопросы, а взрослые мечтают лишь о наслаждениях и уже никто не верит, в то что когда-то пожарные были нужны для того, чтобы тушить пожары. Теперь же, представители этой некогда благородной профессии наоборот, разжигают пожары для того, чтобы уничтожать в огне книги. Потому что в обществе жевательной резины, говорящих стен и увеселительных шоу книги оказываются не только ненужными, но и вредными. Они заставляют людей думать, задаваться вопросами, сопереживать. Они пробуждают мысли и чувства, заставляют плакать. Все это оказывается излишним для людей, которые по сути своей мертвы. Их жизнь пуста и размеренна. Она прекрасно соответствует законам общества потребления благ и удовольствий и люди не хотят в ней ничего менять. Они готовы ополчиться на все и вся, что угрожает сломать их привычный образ жизни. Такова жена главного героя Гая Монтэга Милдред, которая целиком погрузилась в иллюзорный мир своих телевизионных родственников и даже не помнит уже главных событий своей реальной жизни, не помнит где и как она познакомилась с мужем.

Таков и сам Гай Монтэг, десять лет верой и правдой охранявший устои общества, плотью и кровью которого он сам является. Он живет по его законам и с удовольствием выполняет свою работу - сжигает книги, особо не задумываясь о том, что эта работа на самом деле означает. Ему просто нравиться жечь, давать волю своему гневу, крушить, уничтожать. Нравиться чувствовать, как огонь легко разрешает все проблемы. Он просто уничтожает их, делая ненужным решение. Более десяти лет Гай Монтэг служил хранителем всеобщего спокойствия, «цензором, судьей и исполнителем». Он сжигал книги, даже не пытаясь прочесть хотя бы одну из них и понять, что же в них на самом деле заключено. Для него книги были чем-то непонятными, пугающим, источником проблем и неприятностей. Но все же в Гае Монтэге осталось что-то, что не позволило ему полностью стать таким, как все. Под влиянием различных факторов в его душе поднимаются вопросы и сомнения, которые становятся началом его пробуждения. Он задается вопросом почему в обществе, где людям предоставлены неограниченные возможности развлекаться, испытывать острые ощущения и быть счастливыми, все почему-то несчастны. И начинает осознавать, что среди общей массы потребителей удовольствий есть и другие люди, которые живут иначе и для которых книга - это что-то до такой степени ценное, что они готовы отдать за нее свою жизнь. Эти люди кажутся всем чудаками и чуть ли не умалишенными. Общество отвергает их однозначно и непримиримо. Но они даже перед лицом смерти упорно держаться за свои идеалы. Такой была Кларисса - девушка, которая любила гулять и умела интересоваться тем, что происходит вокруг. Она не вписывается в рамки общества, которое стремится сделать людей не равными, а одинаковыми. Одинаково бездумными и бесчувственными, не способными плакать и задавать вопросы. Не вписывается в рамки общества и та женщина, которая предпочла сгореть заживо вместе со своими книгами. Ее гибель, на глазах у Монтэга, известие о смерти Клариссы, всколыхнули протест в его душе. Этот протест превращает его в конечном счете в бездомного беглеца, которого преследует механический пес. Но он же помогает ему найти ответы на многие вопросы, собственную дорогу и людей, которые хранят в памяти мудрость человечества.

Сегодня, когда нашу жизнь заполнила страсть к наживе и развлечениям, когда с экранов телевизоров на нас низвергается нескончаемый поток все-возможных шоу и рекламы пива, пепси-колы, жевательной резинки, а пищи для ума остается все меньше и меньше, и интерес к книге, особенно среди молодежи неуклонно падает. Предупреждения Р. Брэдбери приобретают вполне конкретный смысл. То, что он изображал когда-то в виде фантастики, начинает с пугающей быстротой приобретать черты реальности. И кажется, что вот-вот на улицах и площадях заполыхают костры, на которых те, кто был призван некогда тушить пожары, начнут сжигать ненужные ни кому книги. Ненужные, потому что мир, в котором всем необходимы лишь наслаждения, прекрасно обходится без них.

В своем романе Брэдбери предупреждает нас о духовной катастрофе, которая грозит человечеству. Катастрофа эта представляется даже более страшной, чем атомная война, потому, что она означает потерю всего лучшего, чего достиг человек за время своего существования. Величие автора в том, что он сумел во время заметить негативные тенденции духовной деградации человека и общества. Но станет ли наш мир таким, каким рисует его Р. Брэдбери, сможем ли мы вовремя внять его предупреждению, или оно превратится в печальное пророчество, зависит от каждого из нас.

«Будущее светло, оно прекрасно. Любите его, стремитесь к нему,

переносите из него в настоящее всё, что только сможете перенести».

Н. Г. Чернышевский

Каким будет мир после нас?

Людовик XIV говорил: «После нас — хоть потоп». Но как-то не хочется жить в мире, который исчезнет «после нас», и незачем строить дома и сочинять стихи, и не для кого думать о завтрашнем дне. Но мы думаем — все, от великих мысли-телей до простых рабочих: «Каким будет мир после нас?»

Удивительно, но жители самой богатой страны мира полны пессимизма, и это проявляется буквально во всём. Смотрим кино: на одичалой Земле сража-ются то за горючее, то за что-то другое свирепые банды человекоподобных мер-завцев, давно и прочно забывших, что такое человечность. На невероятных звез-долётах из космоса прилетают aliens, чтобы захватить Землю, превратив её обитателей в рабов или трупы. Разумные машины поднимают мятеж против сво-их создателей, а по временным колодцам перемещаются терминаторы, чтобы уби-вать. Дым, грохот, смерть, бандитизм... Зелень травы и леса — что-то вроде сказ-ки, планета давно и навсегда превратилась в вонючую свалку, и в отравленных водах морей и рек смертельно опасные мутанты давно и навсегда вытеснили всё живое. Достижения техники кино делают всё это таким правдоподобным, что не хочется жить, зато тянет пристрелить изобретателей и сумасшедших профессо-ров, напускающих на нас своих чудовищ. Остановить прогресс!!!

Средство есть — и оно уже не раз испытано человечеством. Надо просто унич-тожить книги, сжечь их, заставить людей — хоть бы и под страхом смерти — предать книги новым пожарным, тем, кто не гасит, а разжигает огонь. 451 гра-дус по Фаренгейту — температура воспламенения бумаги. Вместо книг — экран телевизора во всю стену, вместо чуда счастливо найденного слова — невразуми-тельные стандартные диалоги:

— Я тебя люблю.

— Я тебя тоже люблю! Ты в порядке?

— Да, я в порядке. А ты в порядке?

— Да, я в порядке.

Можно вставлять свои реплики: содержание настолько бессмысленно, что, что бы ты ни сказал, сойдёт. Люди отвыкли читать и думать, им по телевизору скажут, кто талант, кто звезда, счастливы ли они... Неведомо, почему в мире Брэдбери запрещены книги и чтение, но скорее всего по двум причинам: обыватель перепуган «накладными расходами» технической цивилизации, а «элита» использовала этот страх, чтобы навеки убрать из жизни общества самую возможность конкурентов, надела на обыкновенных людей «намордник на мысли». Кто-то и где-то про-должает изобретать и открывать, но изобретён кибернетический убийца, бегущий по следу человека, осмелившегося любить книгу. И вот у костров в ночи сидят люди, добровольно отрёкшиеся от себя и своей жизни, чтобы сохранить Книгу. Человек — Библия. Человек — «Гамлет». Человек — Стихи Браунинга...

Люди, выучившие книгу наизусть и несущие её в неведомое будущее, когда человечеству снова потребуется книга.

Каким будет мир после нас?

По-моему, Брэдбери, как и его герои, тоже напуган нашей технической цивилизацией: слишком дорого обходятся Земле и самому человечеству её достиже-ния. И слишком отвратительно применение любых открытий. Так что же нам делать? Каким оставить мир после себя? Материал с сайта

Мне кажется, дело не в технике, не в открытиях, а в нравственности человека. Человеческое любопытство, духовное стремление заставляет человека изобре-ти самолёт, а сидящий в нас шимпанзе нагружает крылья бомбами. Чтобы облегчить труд шахтёра, создаётся динамит, а свирепые инстинкты начиняют взрывчаткой снаряды. Нет смысла останавливать технический прогресс, нет смысла запрещать книги — это только даст волю животной сущности человека. И тогда, возможно, сбудутся мрачные ужасы современной антиутопии. Но скорее всего, не будет вообще ничего: мы уничтожим свой мир.

Я не знаю, как добиться того, чтобы каждый Homo Sapiens задумался над будущим планеты и понял, что оно зависит не от того, какую новую машину придумает человек, а от того, как и на что он её применит. От того, насколько человек будет разумным. Мне кажется, что отказавшийся от страсти к потреблению Сер-гий Радонежский более человек будущего, чем наш «новый русский», который на поверку в конце XX века живёт тем, от чего Люди отказались три столетия назад. Страшна не палка в руке, но мысль, позволяющая опустить её на голову другого человека или на животное. Убивая в себе инстинкты зверя и воспитывая в себе Человека сейчас, мы создаём будущее. Оно пугает вас? Оно вселяет в вас надежду?

Что первым приходит на ум, когда мы слышим слова "опыт и ошибки"? Совершенно верно, одно из бессмертных творений нашего великого поэта Александра Сергеевича Пушкина:

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Опыт, [сын] ошибок трудных,
И Гений, [парадоксов] друг,
[И Случай, бог изобретатель]

Поэтому не исключаю, что разработчикам тематических направлений итогового сочинения этого года они тоже пришли на ум. И есть вероятность, что в сочинении нужно будет прослеживать путь героя к опыту через пробы и ошибки.

Словарь Д.Н. Ушакова:

"Ошибка - неправильность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях, погрешность."

"Опыт - совокупность практически усвоенных знаний, уменья, навыков; отражение в человеческом сознании объективного мира, получаемое через посредство чувственного восприятия на основе практики изменения мира (филос.)"

Словарь Т.Ф. Ефремовой:

"Опыт - отражение в человеческом сознании законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате активного практического познания; совокупность практически усвоенных знаний, навыков; знание жизни, основанное на пережитом, испытанном."

При подготовке к итоговому сочинению, а также при выполнении заданий на дом хорошо помогают цитаты известных людей. По ним можно определить и примерные аспекты, которые могут быть заявлены в теме самого сочинения в декабре.

"Для большинства из нас опыт - это кормовые огни корабля, которые освещают лишь пройденный путь." С. Коллридж

"Опыт породил больше робких людей, чем умных." Г. Шоу

"Опыт - это имя, которое большинство людей дает наделанным глупостям или пережитым неприятностям." А. Мюссе

"Опыт не имеет никакого морального значения; опытом люди называют свои ошибки. Моралисты, как правило, всегда видели в опыте средство предостережения и считали, что он влияет на формирование характера. Они славили опыт, ибо он учит нас, чему надо следовать и чего избегать. Но опыт не обладает движущей силой. В нем так же мало действенного, как и в человеческом сознании. По существу, он только свидетельствует, что наше грядущее обычно бывает подобно нашему прошлому и что грех, совершенный однажды с содроганием, мы повторяем в жизни много раз – но уже с удовольствием." О. Уайльд

"Опыт - это школа, в которой человек узнает, каким дураком он был раньше." Г. Шоу

"Добрую часть своей жизни мы выпалываем то, что вырастили в сердце своем в юности. Операция эта называется приобретением опытности." О. Бальзак

"Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни . Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми." Д. Лихачев

"Кто никогда не совершал ошибок, тот никогда не пробовал что-то новое." А. Эйнштейн

"Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький." Конфуций

"Забыть боль так трудно - но ещё труднее помнить хорошее.

Счастье не оставляет шрамов. Мирные времена ничему нас не учат." Чак Паланик

"Вовсе нелегко отыскать книгу, которая научила нас столь же многому, как книга, написанная нами самими." Ф. Ницше

Возможно, тематическое направление "Опыт и ошибки" - не самое сложное, потому что путь большинства героев к финалу произведения - это путь проб и ошибок. Кто-то приобретает опыт и меняется, а кого-то ошибки ничему не учат. Поэтому смело можно брать практически любое произведение литературы, особенно объемное:

А.С. Пушкин "Евгений Онегин" (жизненный опыт Евгения привел его к хандре, встреча татьяны с Евгением дала ей опыт любви и разочарования);

Л.Н. Толстой "Война и мир" (Пьер Безухов, путь истинной дружбы, настоящей любви, обретения цели в жизни);

И.С. Тургенев "Отцы и дети" (Евгений Базаров - путь от нигилизма к принятию многогранности мира);

М. Булгаков "Записки юного врача" (Бомгард, приобретение профессионального опыта, его цена);

Б. Васильев "Самый последний день" ("- Политически товарищ Ковалев человек девственный, - сказал года два назад начальник отделения комиссару Белоконю - просто пришлось к случаю... - Но девственность восполняется большим опытом, товарищ комиссар. Большим опытом и исключительным старанием...");

Б. Акунин, детективы об Эрасте Фандорине;

Ч. Паланик "Бойцовский клуб" (приобретение опыта оборачивается для героя трагедией);

Д. Сэлинджер "Над пропастью во ржи" (обретение жизненного опыта Холденом);

Р. Брэдбери "451 градус по Фаренгейту" (ошибки и опыт Гая Монтэга).

Похожие статьи