Абхазия. Пицунда. Церковь Успения Пресвятой Богородицы

20.09.2019

Моя сегодняшняя статья снова будет посвящена Абхазии. Много раз уже я бывала там и писала для вас про отдых в этой красивой стране. Но каждый раз, отправляясь туда, нахожу в ней для себя что-то новое.

Так получилось и в этот раз. Помимо известной всем реликтовой сосновой рощи, в Пицунде есть ещё одна достопримечательность — это Пицундский храм. И не просто храм, а древний храм с современным органом. Мы не раз порывались заехать туда с туристами, но как-то по времени не получалось: то было слишком жарко, и нам хотелось поскорее искупаться в прозрачнейшем море у берегов Пицунды. То мы приезжали слишком поздно, и вход в храм был уже закрыт…

Но в этот раз всё, наконец, сложилось. Поэтому сейчас я расскажу вам, как в этот храм попасть и что там можно увидеть (и услышать).

Отдых в Пицунде: не только пляжи

Хотя и они, конечно, тоже. И неимоверной чистоты море. И удивительно мягкий климат (даже в разгар лета, в июльский зной, в Пицунде легко дышится).

Каждый раз, приезжая в Пицунду, я по-хорошему завидую тем туристам, кто отдыхает в здешних отелях. А их здесь немало. Это и добротный, построенный турками, пансионат «Самшитовая роща» . И клубный отель «Дельфин» , расположенный в нескольких километрах от центра Пицунды, в уединенном тихом месте, на самом берегу моря среди вековых сосен, который так полюбился моим туристам, что они через пару сезонов (съездив на отдых в и ) опять вернулись в него со словами — «А всё-таки нам в «Дельфине» лучше всего отдыхалось…»

Ещё из приличных отелей в Пицунде: пансионат ЛИТФОНД , гостиница «Ирэн» , Пансионат «Питиус» — все они вполне хорошо себя зарекомендовали, и летом свободных номеров в них днём с огнём не сыщешь.

А мы привычно паркуем машину у въезда на территорию Объединения пансионатов курорта Пицунда , которое находится в центре Пицунды, и идём к берегу Черного моря, вдыхая ароматы сосновой рощи. Да, в низкий сезон гулять тут одно удовольствие… Кроме нас почти никого, один турист проехал на велосипеде, да парочка какая-то также прогуляться пошла вдоль моря.

Корпуса пансионатов стоят вдоль у моря, рассекая волны реликтовой сосновой рощи наподобие океанским лайнерам… Сейчас пляж и променад облюбовали не туристы, а рыбаки!


И самое удивительное, что моё любимое кафе на набережной в Пицунде работает.


И не просто работает, а по-прежнему предлагает туристам свой любимый десерт — фирменный торт «Черепашка». Чашка кофе, сваренного на песке, мерно накатывающие на берег волны, крики чаек — вот такое утро однозначно претендует на звание лучшего в моём рейтинге!

Славно позавтракав таким образом, отправляемся в Пицундский храм . Он расположен прямо в центре Пицунды, и пройти мимо него у вас просто не получится, учитывая, что в Пицунде всего две параллельные улицы и одна аллея, уходящая к морю, к тому самому объединению курортов.

История Пицундского храма

Первый храм на этом месте был построен при императоре Юстиниане I, где-то между 537 и 565 годами. Тот первый собор простоял лет 500 и уже в самом конце Х века на его фундаменте был возведен новый — тот, что мы видим сейчас. Обычно возведение собора приписывают грузинскому царю Баграту III, который в 978 году получил Абхазское царство в наследство от матери.

Храм построен в 10 веке абхазами, но в византийском стиле. Храм считается именно христианским, т.к. православия тогда ещё не было (оно возникло чуть позже). Высота храма 31 метр. Построен он в византийском стиле. Известняковые блоки чередуются с кирпичными рядами. Цемента тогда не было, строили из смеси известняка. Толщина стен — 1,5 метра. И представьте себе — за 1000 лет этот храм ни разу не разрушался! За весь этот период храму меняли только крышу, окна и двери.


Сейчас на территории вокруг храма туристы также могут увидеть ещё несколько интересных объектов. Позади Пицундского храма находится небольшая часовня.


Ровесницей храма является и башня-акведук, где сейчас расположилась сувенирная лавка. Чистая вода стекала с гор, и именно её использовали для питья в монастыре, т.к. вода вокруг была часто непригодна для использования: в стоячих водоёмах она заболачивалась, что, кстати, порождало малярию.

Плюсом к этому туристы могут посетить музей, расположенный в здании рядом с храмом. В центре, прямо напротив входа, высятся три обломанных столба — это остатки колокольни 16 века, которую разобрали уже при советской власти.

И, наконец, пройдя направо от ворот, вы увидите дольмен. За удовольствие осмотреть всё это нужно заплатить 100 рублей при входе — с правой стороны от ворот есть касса. Есть касса и с левой стороны: там продают билеты на органные концерты. Мы платим за вход и проходим за через массивные ворота за высокую стену…

Мощная крепостная стена, которая окружает храм, была сооружена в 16 веке, для защиты храма от нашествия Османской империи. Конечно, никак эта стена не предотвратила завоевание турками ни Пицунды, ни Абхазии в целом. Освобождают Абхазию от турков только в 19 веке. И кто это делает? Конечно же, русские войска.


Конкретно Пицунду освободили в 1875 году. Сюда возвращаются монахи. И что они видят? Сам храм стоит, не тронутый турками. И лишь крыша храма местами обвалилась (ещё бы, за 300 то лет!!!), а на её останках выросли плодовые деревья! Так что крышу подлатали, и в храме снова стали проводить службы. Вплоть до 1930 года. Больше храм для церковных служб не использовался. А использовался, как и многие другие храмы в советское время: и как склад, и как клуб, и как кинозал… Даже исторический музей здесь был, благодаря чему и появился рядом с храмом дольмен.

Но спустя почти полвека в истории храма случился неожиданный поворот, благодаря которому храм получает не просто новую жизнь, но и становится очень популярным у туристов…

Концерты органной музыки


Середина 70-х годов ХХ века. Пицунда — элитный курорт, известный на весь СССР. Простым советским гражданам отдыхать в Пицунде возможно только в несезон. Да и то не всем, а лишь избранным (по профсоюзной линии). В летний же период на его территории отдыхают многочисленные иностранцы — представители братских стран (болгары, румыны, чехи, венгры, немцы из ГДР, поляки).

А развлечений культурных в Пицунде для них нет. Ну, по крайней мере, так считали ответственные за культурный отдых лица (сами то иностранные гости наверняка находили, чем заняться по вечерам — «сухих законов» в Абхазии никогда не было…) Что делать? Умные люди вспомнили про храм. И вот кому-то пришла в голову гениальная идея — установить в храме орган и давать для всех отдыхающих концерты органной музыки. Мол, а что — и мы не лыком шиты…

Директор Объединения пансионатов курорта Пицунда Энвер Эрастович Капба получил распоряжение Центрального Совета по Управлению курортами профсоюзов от 2 апреля 1974 года за № 116, в котором, наряду с другими требованиями ему вменялось в ближайшее время провести реставрацию Пицундского храма, а также приобрести и установить в нем орган. Серьезная реставрация храма была уже просто необходима — сколько испытаний выпало на его долю за 1000-летнюю историю!

Специально для пицундского храма в городе Потсдам делают уникальный орган. Делает его прославленная фирма, существующая с 1820 года — «А. Шуке». Причём делают его с учётом акустики именно пицундского храма! И два года по частям везут в Пицунду — вес этого музыкального инструмента 20 тонн! В 1975 году его собрали и установили в храме. И специалисты очень высоко оценили чистоту его звучания. Таким образом, храм 10 века стал концертным залом в конце 20 века.


Еще интересный момент: эта же фирма установила органы в 10 других городах бывшего СССР. Но когда в 90-х годах, после распада СССР, религия снова стала у нашего государства в почёте, и храмы стали передаваться обратно церкви, все эти органы были из храмов демонтированы — православие и органные концерты как бы не особо совместимы. И эти органы были перенесены в другие помещения — филармонии, дома культуры, кинотеатры. К сожалению, зачастую акустика нового помещения не соответствовала требованиям, и орган уже не звучал в нём как раньше, в храме…

Пицундскому органу повезло: его оставили в храме (видимо, просто некуда было перенести такую махину). Более того, несколько лет назад в Пицунду снова приехали «фирменные» немцы и произвели капитальный ремонт органа — прочистили и перебрали все трубы, освежили фасад, компьютеризировали механизмы переключения регистров… Так что теперь все желающие могут побывать на концертах органной музыки.

Но не круглый год, а только в летний период, числа примерно с 15 июня. В разгар сезона желающих попасть на концерт органа так много, что дают даже по два концерта в день — в 17:00 и в 20:00.

Но это будет только летом. А пока мы заходим в зал и опускаемся в мягкие велюровые кресла. В храме тихо. На сводах его купола рассматриваем чудом сохранившиеся фрески 16-17 века.


В общем, на мой взгляд, это здорово, что в Пицунде есть такой уникальный «концертный зал». Много в Абхазии красивых и древних храмов, действующих, с иконостасом… А вот такой, с органом, только один — в Пицунде.

На выходе из храма мы посещаем тот самый музей. Он небольшой, и на осмотр экспозиции у вас уйдёт не больше 15 минут. В музе в основном представлены античные артефакты, собранные на раскопках городища ещё римской эпохи, остатки стен которого туристы с интересом исследуют и по сей день. Ведь современная Пицунда основана на развалинах древнего Питиунта, основанного ещё греческими купцами примерно в 3 веке до нашей эры. Потом на смену грекам приплывают римляне, и именно они построили здесь прямоугольную крепость с башнями по углам… Но это уже совсем другая история.

А нам остаётся только ждать лета — чтобы послушать волшебное звучание органа в Пицундском храм. Кстати, могу подсказать телефон надёжных ребят, которые возят на экскурсии по Абхазии и завозят в Пицунду — искупаться, посмотреть храм. Звоните им и договаривайтесь: +79384600693

Что ещё интересного посмотреть туристам летом в Абхазии, читайте на нашем блоге и следите за нашими новыми статьями.

До встречи на блоге, друзья!

Древний 3-нефный крестово-купольный храм, построенный в X в., выделяется своими мощными формами, грандиозными размерами (длина 39 м, ширина 25 м, высота с куполом 29 м, толщина стен 1,5 м) и относится к лучшим памятникам абхазского средневекового зодчества. В юго-западной части притвора сохранилась часть фресок византийской школы XV в. (изображение Христа-Пантократора и Двенадцати Апостолов в куполе относится к XIX в.).

Позднее храм превратился в руины, был восстановлен только в XIX в. Реставрации нарушили древний облик, но не смогли уничтожить величие и строгость очертаний. С 1882 по 1917 гг. храм являлся подворьем Новоафонского монастыря.

Здание храма обладает великолепными акустическими свойствами. Из-за этой особенности в 1975 г. здесь был открыт органный концертный зал. Установленный в Успенской церкви орган изготовлен в Германии и является вторым по величине инструментом на территории бывшего СССР после Домского собора в Риге.



Пицундский храм возведён в XI веке и освящен во имя св. апостола Андрея Первозванного. До революции и какое-то время после неё на территории храма располагался Пицундский мужской монастырь. При советской власти монастырь упразднили. В Хрущевские времена храм использовался как музей для экспонатов археологических раскопок близлежащего византийского городища. А в соседнем 2-х этажном монастырском здании, на 1-м этаже, была 1-я русская восьмилетняя школа. После строительства десятилетки в освободившиеся помещения перенесли музей. В храме в 1975 году установили орган и храм превратился в концертный зал.



Пицундский собор в середине X века стал кафедрой Абхазских Католикосов. Здесь происходили выборы Католикосов-Патриархов Абхазии, рукоположение епископов. В XI-XV веках собор неоднократно обновлялся. В XVII веке, под угрозой нападения со стороны турок, кафедра католикосов Абхазии переносится в Гелати (Грузия), собор был заброшен. Во второй половине XIX века собор был вновь отстроен и освящён в честь Успения Богородицы.

Собор относится к типу крестовокупольных, трёхнефных и трёхапсидных храмов. Возведён из камня и кирпича. В распределении этих материалов наблюдается определённый порядок. Стены храма от цоколя сложены исключительно каменными блоками, затем кладка приобретает смешанный характер: ряды камня перемежаются с кирпичными прослойками. Чем выше, тем каменные прослойки тоньше, а кирпичные - толще. Верхняя часть стен, барабан и покоящийся на нём купол, внутренние опоры-столбы сложены полностью из кирпичей различного размера. На центральной алтарной апсиде снаружи между окнами толстым кирпичом выложены кресты. Гладкие стены покрыты штукатуркой, в прежние времена украшенной фресками, от которых теперь сохранились лишь пояс медальонов в алтаре. Внутри собора, в западной его части, находится усыпальница, в которой находятся две гробницы, устроенные апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту, о чём свидетельствуют фресковые изображения двух апостолов внутри усыпальницы.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/396377



Патриарший собор Андрея Первозванного в Пицунде был основан в начале X века во времена правления Баграта III - великого грузинского царя из династии Багратионов. Его построили в честь святого Апостола Андрея Первозванного. В середине X века обитель стала кафедрой Абхазских Католикосов. Здесь проводили рукоположение епископов и выборы Католикосов - Патриархов Абхазии. В XI-XV веках храм неоднократно перестраивали. В начале XVII века кафедру католикосов Абхазии перенесли в Гелати под угрозой нападения со стороны турок, и собор был заброшен. В конце XIX века обитель вновь была отстроена и освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Патриарший собор относится к типу трехнефных, трехапсидных и крестовокупольных храмов. Его возводили из кирпича и камня, в распределении этих материалов существует определенная закономерность. От цоколя стены собора сложены исключительно большими каменными блоками, а его кладка имеет смешанный характер - ряды камня чередуются с кирпичными прослойками.

Вопрос о переносе из здания собора органа, установленного в 1975 году немецкими мастерами, был поднят в 2009 году. 29 июля 2014 года и.о. президента Абхазии Валерий Бганба подписал распоряжение, в котором поручил министерству культуры совместно с госуправлением по охране истории культурного наследия изыскать возможность переноса органа из Пицундского собора в другое место.

Внутри храма, в его западной части, расположена усыпальница, в которой находятся две огромные гробницы, устроенные в честь апостолов Симона Кананита и Андрея Первозванного, о чем свидетельствуют две фрески с изображениями святых.



В 1991 году с целью сохранения уникальных историко-культурных и экологических памятников в Пицунде был создан Государственный историко-архитектурный заповедник «Великий Питиунт» со статусом национального парка-заповедника. Основным охранным объектом заповедника является византийское городище II-VI веков (казарменные постройки, дворец командующего легионом, римские бани, винные погреба, колодец) и храмовый комплекс IV-XIX веков. Комплекс расположен в центре города за мощной каменной стеной X века н.э. общей длиной 550 м, высотой до 8 м и толщиной 1,5 м.

Город Питиунт на месте нынешней Пицунды был основан греческими купцами, выходцами из Милета. Во II в. н.э. римляне построили здесь крепость — кастеллу, обладавшую совершенными оборонительными сооружениями своего времени: стенами из булыжника и кирпича, башнями и сложными воротными системами, водопроводом, торговыми складами. Внутри кастеллы раскопаны фундаменты большого каменного здания — претория, общей площадью более 6 га, свидетельствующего наряду с другими данными о том, что в Питиунте тогда размещалось центральное командование целой группы гарнизонов, находившихся в северной Колхиде. Крепость, наряду с Себастополисом (современный Сухум), входила в единую оборонительную систему городов-поселений восточного Причерноморья, служа византийским форпостом в регионе до середины VI века.

В IV в. н.э. на территории крепости римляне построили древнехристианский храм-базилику, в котором служил епископ Стратофил, участвовавший во Вселенском Никейском соборе 325 года н. э. В конце V — начале VI века пол этого храма был украшен богатейшей мозаикой, состоявшей из геометрических орнаментов и сюжетных композиций. Этот мозаичный пол площадью в 60 кв.м — один из самых древних на Кавказе. Мозаика была выполнена местными мастерами из камешков-кубиков местных пород двенадцати цветов и является шедевром древнего искусства, имеющим мировое значение. На мозаике также имелась надпись на древнегреческом языке. К сожалению, большинство наиболее интересных и сохранившихся фрагментов мозаики после выявления было безвозвратно вывезено в Грузию.

В ходе работ по укреплению фундамента были выявлены остатки древних стен IV-VI веков, согласно рабочей версии, резиденции легендарного епископа Стратофила Питиунтского. Византийский император Юстиниан I, под властью которого находилась Пицунда в VI веке, считал Питиус важнейшей стратегической крепостью на Кавказском побережье Черного моря. В VI в веке в крепости на месте уже обветшавшего храма IV века по его приказу был возведен новый величественный храм. В 541 г. н.э. в нем находилась епископская кафедра, где происходило первое крещение абхазов. Расположенные на территории Пицундского комплекса развалины храмов IV и VI веков были раскопаны в 50-60-х годах ХХ века.

С образованием Абхазского царства и обретением Абхазской церковью автокефалии в VIII в. н.э. Пицундский храм становится престольным храмом Абхазии. К этому же периоду (вт. пол. VI — IX вв.) относится интереснейший архитектурный памятник за пределами крепостных стен — руины уникальной двухзальной церкви с двумя шестигранными снаружи апсидами. В христианском мире известны еще только две такие «двойные» церкви. Обе они находятся в Малой Азии и датируются от вт. пол. VI до XI века.

В эпоху расцвета Абхазского царства в IX-X вв. был сооружен новый храм с использованием кирпича. Архитектура Пицундского храма совершенно отличается от грузинской, напротив, она подчёркивает его сходство с другими храмами Абхазии восточно-византийской архитектуры — Симона Кананита в Новом Афоне и особенно с Лыхненским храмом. Пицундский собор в середине X века стал кафедрой Абхазских Католикосов. Здесь происходили выборы Католикосов-Патриархов Абхазии, рукоположение епископов.

В XVI в. собор обновлялся. Крепостная стена, неоднократно перестраиваясь, в последний раз была увеличена и укреплена местным населением в XVI веке во время турецкого вторжения, когда Пицундский католикос обратился к народу с призывом защитить главный храм Абхазии. При этом значительная часть стен византийского городища была разрушена при выборке строительного материала. В XVI веке в западном помещении была построена усыпальница, стены и потолок которой были богато расписаны. Среди сюжетов росписи особенно интересны сцены «Несения креста», «Распятия» и «Плача».

В XVII веке, под угрозой нападения со стороны турок, кафедра абхазских католикосов переносится в Гелати (Грузия). Собор был заброшен, но продолжал привлекать к себе как местное население, которое приходило к его стенам давать клятвы, так и чужеземцев. Здесь делали остановку запорожские казаки, ходившие набегами на Турцию.

Во второй половине XIX века собор был обновлен и освящен в честь Успения Богородицы. С 1875 до 1917 года храм являлся подворьем Новоафонского монастыря. После революции в нем был устроен пороховой склад, затем — хозяйственный, во время Великой Отечественной войны, в 1943 и начале 1944 г. здесь располагался 248-й стрелковый полк.

В 1974 г. директор Объединения пансионатов курорта Пицунда Энвер Эрастович Капба получил распоряжение Центрального Совета по Управлению курортами профсоюзов провести реставрацию Пицундского храма, а также приобрести и установить в нем орган. С тех пор и по настоящее время Пицундский храм — концертный зал.

http://www.abkhazia.ru/excursions/pitsundatemple/; https://sergeytsvetkov.livejournal.com/465449.html

В самом центре городка возвышается знаменитый Пицундский кафедральный собор в честь апостола Андрея Первозванного – крупнейший раннесредневековый храм Абхазии. Построен он был предположительно в VI-X веках и сразу стал центром католикосов Абхазской церкви. В XVI веке вокруг храма возводится мощная оборонительная стена из фрагментов античных сооружений, но уже в XVII веке из-за угрозы нападения со стороны турок собор был заброшен. В 1830 году русский военный гарнизон, обосновавшись в Пицунде, укрепил древние стены, пристроив в углах обширные бастионы.


В 1840-х годах под руководством академика В. С. Норова началось восстановление Пицундского храма - к 1869 году реставрация была завершена, а через год здесь был учрежден Пицундский мужской монастырь. Во второй половине XIX века разрушенные сооружения реставрируются новоафонскими монахами, а собор освящается в честь Успения Богородицы. Внутри собора, в западной ее части, находится некогда богато украшенная мастерами из Старого Афона усыпальница XVI века с двумя гробницами, по преданиям предназначавшимися апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту, о чем свидетельствуют фрески. С 1991 года в соборной часовне усилиями священнослужителей Новоафонского монастыря возобновлены службы.



В настоящее время храм Успения Богородицы входит в состав историко-архитектурного комплекса "Великий Питиунт", в который также включены остатки античной крепости и маленькая часовня предположительно VI- X веков.



В самом соборе размещается концертный зал на 350 мест с органом потсдамской фирмы "Александр Шуке" (1975 г.). Здесь ежегодно проходят фестивали и конкурсы органной и фортепианной музыки, концерты оперных певцов Абхазии и России, выступления хоровой капеллы Абхазии. В ближайшее время концертный зал будет перенесен в новое место, и храм вернут верующим.

Расположен вблизи городища Пицунды. Его купол и гладкие стены бело жёлтого цвета, хорошо просматриваются между зелеными пирамидальными кипарисами. Храм является крупнейшим ранне-средневековым храмом Абхазии и относится к типу трехапсидных, крестовокупольных, трехнефных.

В плане имеет размеры: 43,3 метра на 22,7 метров. Стены имеют толщину в 1.5 метра, а высота его вместе с куполом 29 м. Храм возведен из двух материалов - кирпича и камня, распределение которых имеют свой определенный порядок

Вниз стены Пицундского храма - цоколь, выложен каменными блоками, выше в кладке присутствуют оба материала - кладка приобретает смешанный характер: присутствуют как ряды камня так и кирпича. Чем выше стена, тем прослойки из камня становятся тоньше, кирпичные же наоборот толще.

Барабан и лежащий на нем купол, а также верхняя часть стен, внутренние столбы - полностью сложены из кирпича разного размера. В арках он тоньше. В устоях стены и в несущих частях - он гораздо толще.

В верхних частях западной и южной стены можно видеть декоративные вставки из кирпичей выложенных поперёк, причём в одних рядах - одиночных, в других рядах - парных.
Толстым кирпичём выложены кресты. Их можно видеть между окнами, снаружи на центральной алтарной апсиде. А вот северная стена, снаружи вовсе не имеет декоративных элементов.

На западной стене видны следы заложенной в древности двери, на уровне хор, через неё женщины, допускавшиеся к богослужению и входили только через такие хоры. Позднее ведущая на хоры наружная лестница была разобрана, а внутри возведена другая. Пицундский храм просто наполнен воздухом и светом, его стены гладко оштукатуренные и некогда украшенные фресками, теперь сохранили лишь пояс медальонов в алтаре. Каждый вошедший сюда ощущает, что храм создан для праздничных, торжественных богослужений.

В XVI веке внутри собора в западном помещении была возведена усыпальница, в которой находится гробница. Гробница устроена для Андрея Первозванного и Симона Кананита, на это указывают расположенные под куполом фресковые изображения апостолов. Их насчитывается в количестве десяти. Потолок и стены храма, были богато расписаны, предположительно, мастерами из Старого Афона. Среди сюжетов росписи более значимы сцены "Несения креста", "Распятия" и "Плача".

Пицундский собор во второй половине XVI века был обновлен, вокруг него были возведены оборонительные сооружения.
Об этом говорит сохранившаяся греческая надпись: "Помяни, Господи, раба своего Пароскева Зографа (живописца), который создал это святилище и сей турлеон (башню) во время владычества тирана и католикоса Евдемона. Ты, господи, ведаешь все и исполни их милостью своею".

В результате угрозы нападения со стороны турок и междоусобиц, резиденция абхазских католикосов в XVII веке, размещавшаяся до этого в Пицунде, переместилась в Гелати. Собор оказался заброшенным, но продолжал привлекать к себе как местное население, так и чужеземцев. Они приходили к его стенам - давать клятвы.

Упадок времен Османской империи. Возрождение Пицундского храма.

Пицундский храм построенный в честь апостола Андрея Первозванного был известен далеко за пределами Кавказа. В храм приезжал монах-театинец Кастелли Кристофоро, который в своих рисунках отразил всю его красоту.

После появления Османской империи на Кавказском побережье, Пицунда стала постепенно приходить в упадок. Могущественный Пицундский храм запустел, его разграбили и частично разрушили. Стены храма поросли кустарником и травой.

В 40-х годах XIX века под руководством академика Норова В. С. приступили к восстановлению Пицундского храма. Реставрацию завершили только к 1869 году, Ещё через один год в Пицундском соборе был учрежден мужской монастырь

Чем еще привлекает храм в Пицунде, так это своей контрастностью. Внешне сооружение отличается некоторой массивностью, характерной для многих религиозных строений средневековья. Но если Вы зайдете внутрь Пицундского храма, то будете просто поражены его «воздушностью».

Непроизвольно создается ощущение, будто храм состоит исключительно из света и воздуха. От давящей массивности не остается и следа! Назвать храм скромным вряд ли получится, поскольку сохранившиеся настенные фрески и надписи придают ему скорее торжественный и роскошный вид.

К сожалению, сегодня в Пицундском музее туристы могут наблюдать лишь копии орнаментов мозаики и некоторые уцелевшие памятники, связанные с историей этого города. Почему? Все дело в том, что советские годы негативно отразились на культурном наследии Абхазии, оригиналы которого были вывезены в Грузию и на сегодняшний день представлены в тбилисском музее.

В настоящее время попав в Пицундский храм, можно полюбоваться фресками и послушать божественные звуки органа, выступления хоровых капелл и оперных певцов.

Органная музыка в Пицундском храме.

Акустические свойства Пицундскского храма - удивительны. Благодаря им несколько голосов звучат как будто поёт целый хор. После реставрационных работ, в 1975 году, храм используется как концертный зал и основной достопримечательность его является орган. Он был изготовлен потсдамской органной фирмой «Александр Шуке». В соборе ежегодно проходят фестивали и конкурсы органной и фортепианной музыки, концерты оперных певцов Абхазии и России, выступления хоровой капеллы Абхазии.

Величественный Пицундский храм Святого апостола Андрея Первозванного, сохранивший свои царственные архитектурные формы тысячелетней давности, - один из наиболее важных памятников Абхазии. Он имеет огромнейшую историческую, художественную и религиозную ценность для всего Кавказа и мировой культуры.


Вот и добрались мы до достопримечательностей Пицунды, где и отдыхали. Собор стоит в центре города, огорожен забором из камня. Экскурсия по территории этого музейного комплекса стоит 150 р.

Патриарший собор в Пицунде в честь Апостола Андрея Первозванного — собор, построенный в Пицунде (Питиунт) в начале X века во времена правления грузинского царя Баграта III из династии Багратионов, являвшегося племянником последнего абхазского царя Феодосия III.


1. Идём по кипарисовой аллеи к собору.

Древний 3-нефный крестово-купольный храм, построенный в X в., выделяется своими мощными формами, грандиозными размерами (длина 39 м, ширина 25 м, высота с куполом 29 м, толщина стен 1,5 м) и относится к лучшим памятникам абхазского средневекового зодчества. В юго-западной части притвора сохранилась часть фресок византийской школы XVв (изображение Христа-Пантократора и Двенадцати Апостолов в куполе относится к XIX в.). Позднее храм превратился в руины, был восстановлен только в XIX в. Реставрации нарушили древний облик, но не смогли уничтожить величие и строгость очертаний. Собор после реставрации был освящён в честь Успения Богородицы. С 1882 по 1917 гг. храм являлся подворьем Новоафонского монастыря.


2.


3.


4. Справа вход в местную больницу,


5.


6. Центральные ворота и самый большой флаг Абхазии в мире.


7. Вид на собор с ул. Гицба.


8. Центральные ворота в музейный комплекс.


9. Собор во всей красе.

Собор относится к типу крестовокупольных, трёхнефных и трёхапсидных храмов. Возведён из камня и кирпича. В распределении этих материалов наблюдается определённый порядок. Стены храма от цоколя сложены исключительно каменными блоками, затем кладка приобретает смешанный характер: ряды камня перемежаются с кирпичными прослойками. Чем выше, тем каменные прослойки тоньше, а кирпичные - толще. Верхняя часть стен, барабан и покоящийся на нём купол, внутренние опоры-столбы сложены полностью из кирпичей различного размера. На центральной алтарной апсиде снаружи между окнами толстым кирпичом выложены кресты. Гладкие стены покрыты штукатуркой, в прежние времена украшенной фресками, от которых теперь сохранились лишь пояс медальонов в алтаре. Внутри храма, в его западной части, расположена усыпальница, в которой находятся две огромные гробницы, устроенные в честь апостолов Симона Кананита и Андрея Первозванного, о чем свидетельствуют две фрески с изображениями святых.


10. В этом здании в настоящее время располагается музей.

До революции и какое-то время после неё на территории храма располагался Пицундский мужской монастырь. При советской власти монастырь упразднили. В Хрущевские времена храм использовался как музей для экспонатов археологических раскопок близлежащего византийского городища. А в соседнем 2-х этажном монастырском здании, на 1-м этаже была 1-я русская восьмилетняя школа. После строительства десятилетки, в освободившиеся помещения перенесли музей. В храме в 1975 году установили орган и храм превратился в концертный зал.


11. Экспозиция музея лет 25 не изменялась.


12. Справа остатки колокольни.


13. Фото из музея с ещё действующей колокольней.


14.


15. Сохранившаяся роспись.


16. Действующий орган.

Здание храма обладает великолепными акустическими свойствами. Из-за этой особенности в 1975 г. здесь был открыт органный концертный зал. Установленный в Успенской церкви орган изготовлен в Германии и является вторым по величине инструментом на территории бывшего СССР после Домского собора в Риге. Вопрос о переносе из здания собора органа был поднят в 2009 году. 29 июля 2014 года и.о. президента Абхазии Валерий Бганба подписал распоряжение, в котором поручил министерству культуры совместно с госуправлением по охране истории культурного наследия изыскать возможность переноса органа из Пицундского собора в другое место.


17. Лестница на второй этаж.


18. Усыпальница.

Внутри собора, в западной его части, находится усыпальница, в которой находятся две гробницы, устроенные апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту, о чём свидетельствуют фресковые изображения двух апостолов внутри усыпальницы.


19.


20. Помещение на втором этаже.


21.


22.


23. Центральный вход, вид со двора.


23. Маленький дальмен слева.


24. Как всегда толпы туристов.


25. Слева руины часовни IV века, справа колодец.


26. Часовня 19 века. Восстановлена, действует.


27. Небольшие колокола часовни.


28.


29.

Похожие статьи